В данной статье автор обобщает опыт по изучению этнографии своего народа через организацию проектной деятельности школьников, как эффективную форму работы, формирующую творческую, исследовательскую компетенцию и воспитывающую человека-носителя культуры.
Шевелёва Варвара Николаевна,
Учитель культуры саха МОУ «Октемский лицей» с. Октемцы Республика Саха (Якутия)
ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОГРАФИИ ЯКУТОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы)
Как изучить этнографию народа через проектную деятельность?
Ключевые слова: этнография, проектная деятельность, проект-исследование, источниковая база исследования
Проблема формирования духовно-нравственного мира школьников сейчас приобрела еще большую актуальность и педагогическую значимость. Одним из важных составляющих воспитания духовности является изучение этнографии своего народа, ее воссоздание и сохранение. Занятия с учениками этнографией, несомненно, способствуют обогащению духовного мира детей, воспитанию уважения к культуре не только своего, но и других народов, что способствует в конечном итоге формированию осознанной любви к своей родине.
В данной статье нам хотелось бы показать систему работы по изучению этнографии народа через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ полученных данных и вытекающие из него выводы. Организационные особенности проектной деятельности исследовательского типа связаны в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа:
1. Теоретическая часть. Чтение и проработка специальной литературы.
2. Практическая часть. Включает исследовательскую работу с источниками.
3. Обработка и анализ результатов.
4. Оформление проектной работы в виде доклада, пособия, книжки, статьи и т.д.
5. Презентация.
Проекты-исследования по этнографии выполняются в течение 1 года или 2-3 лет одним учащимся.
Этнографическая тематика достаточно разнообразная. Охватывает материальную культуру, религию, культуру повседневности, социальную тематику, народное искусство, символы. Темы определяются по желанию учащегося, затем обрабатываются руководителем.
Проект с более фундаментальной темой разделяется на 3 подпроекты. Например, проект Осиповой Мичилины «Статус человека в традиционной культуре якутов» реализован на третий год. В первый год статус человека был рассмотрен в материальной культуре, во втором в контексте обрядовой культуры, а в третьем в культуре повседневности.
В выборе темы руководствуемся принципом «оригинальность и неординарность темы». Такие темы вызывают огромный интерес к изучаемому объекту. Неизученных, малоисследованных материалов в этнографии якутов достаточно. Поэтому каждый проект имеет новизну исследования. Дети пы-
таются ввести новые научные термины. Например, Алексеенко Светланой был выдвинут термин «живое погребение», а Гуляевой Дианой «независимые части тела человека». Это, несомненно, является творческим отношением к исследовательской работе. Творческий подход приветствуются специалистами и оцениваются как идеями, развивающими этнографическую науку.
Научная консультация осуществляется в течение ряда лет к.и.н., доцентом Якутского государственного Университета им. М.К. Аммосова П.А. Слепцовым и д.и.н.
Формирование источниковой базы исследования - наиболее сложная и важная составляющая
исследовательского проекта по этнографии. При написании работ учащиеся пользуются кроме научной литературы, таких источников как, периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, этнографические, собранные в краеведческих и школьных музеях, материалы личных наблюдений. Опора на исторический источник - важная норма для ученических проектов. При написании работ стали использоваться материалы устной истории: мифы и семейные легенды, фольклор.
Часто источниковая база создавалась автором за счет опроса респондентов по составленным им самим анкетам, что позволяло выяснить «об-
Учебный год ФИ Кл. Тема доклада, проекта НПК, уровень Результат
2003-2004 Алексеенко Светлана 9 Ритуал «Живого погребения» у якутов «Шаг в будущее», улусный Региональный Республиканский Всероссийский II степени III степени Лауреат Лауреат
Евразийский форум молодежи «Байкал-2004» Лауреат
2004-2005 Алексеенко Светлана 10 «Захоронение с рабом в контексте ритуала «живого погребения» «Шаг в будущее», регион. республиканский I степени II степени
Международный «Тюркский мир» Дипломант
Осипова Мичилиина 9 «Социальный статус человека: отражение в материальной культуре якутов» «Шаг в будущее», улусный региональный Лауреат II степени
2005-2006 Осипова Мичилиина 10 «Социальный статус человека: отражение в обрядовой культуре якутов» «Шаг в будущее», регион. Республиканский Лауреат I степени
Егорова Саргылана 9 «Идея перерождения человека у якутов» «Шаг в будущее», улусный региональный республиканский I степени II степени IV степени
2006-2007 Осипова Мичилина 11 «Статус человека в традиционной культуре народа саха» «Шаг в будущее», региональный республиканский Всероссийский Лауреат Лауреат Публ-ция
Егорова Саргылана 10 «Самостоятельное поведение кут-души: переселение» «Шаг в будущее», региональный I степени
Гуляева Диана 6 «Волосы человека и религиозные воззрения саха» «Шаг в будущее», региональный республиканский III степени I степени
Учебный год ФИ Кл. Тема доклада, проекта НПК, уровень Результат
2007-2008 Сысоева Кира 6 «Культ близнецов в верованиях якутов» «Шаг в будущее», республиканский III степени
Дорофеева Таня 6 «Мамонтовая символика Якутии» «Шаг в будущее», республиканский III степени
Гуляева Диана 7 «Зубы человека как категория религиозных верований якутов» «Шаг в будущее», республиканский III степени
Осипова Мария 10 «Социальный аспект некоторых якутских обрядов и обычаев» «Шаг в будущее», региональный I степени
« Интеллект. Возр» Всероссийский II степени
Большакова Алена 10 «Смех в ритуальной культуре якутов» «Шаг в будущее», улусный региональный республиканский Лауреат III степени IV степени
2008-2009 Гуляева Диана 8 «Независимые» части тела человека(зубы, волосы и ногти): символика и магия» «Шаг в будущее», улусный региональный II степени I степени
«Интеллект. Возр» Всероссийский I степени
Шевелёва Анита 2 «Семантика лировидного орнамента «ке5уер ойуу» «Заболоцкие чт.» улусный I степени
«Виноградов.чт» региональный II степени
Захаркина Дуня 9 Обереги для детей у якутов «Интеллект. Возр» Всероссийский II степени
Сысоева Кира 7 «Культ близнецов в верованиях якутов» «Интеллект. Возр» Всероссийский II степени
Осипова Мария 11 «Бинарные оппозиции в традиционной культуре якутов» «Шаг в будущее», улусный региональный республиканский I степени Лауреат Лауреат
2009-2010 Прокопьева Мария 9 «Кукпа в ритуальной культуре у якутов» «Шаг в будущее», республиканский II степени
Гуляева Диана 9 «Магические части тела человека у якутов» «Шаг в будущее», республиканский IV степени
раз» того или иного исторического объекта в сознании современников. Работа с источниками не только обеспечивала молодым исследователям формирование собственно исторических умений, но и позволяла выходить на уровень диалога при презентации проектов, оценивать степень достоверности той или иной версии своего коллеги, в какой-то степени подводила к возможности «оценивания» репрезентативности выводов различных историков.
Формой презентации результатов проекта по организации исследовательской деятельности школьников стали научно-практические конференции на разных уровнях. В основном проекты представляются в конференциях различного уровня Всероссийской научно-социальной программы «Шаг в будущее».
Также лучшие исследовательские работы публикуются в специальных сборниках:
• «Ритуал живого погребения у якутов» Алексеенко Светланы в сборнике научных статей научных статей XI Всероссийской научнопрактической конференции «Шаг в будущее», г.Москва, 2004г. и Международной конференции «Тюркский мир», г. Якутск, 2005 г.
• «Статус человека в традиционной культуре народа саха» Осиповой Мичилины в сборнике научных статей XIII Всероссийской научнопрактической конференции «Шаг в будущее», г. Москва, 2007г.
• «Социальный аспект некоторых якутских обрядов и обычаев» Осиповой Марии в сборнике научных статей Дальневосточной региональной конференции «Шаги в науку», г. Владивосток, 2008 г.
В ходе проектной деятельности развиваются следующие навыки и качества учащихся:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициативность и творчество;
- использование, расширение и углубление школьных знаний;
- навык совместной работы с различными специалистами;
- самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы.
С такими навыками участники проектов достаточно легко адаптируются к условиям обучения в вузах, продолжают заниматься научными исследованиями (не обязательно по прежнему профилю), учатся хорошо по всем предметам (Алексеенко Светлана - НГУ, Осипова Мичилина - ЯГУ, Егорова Саргылана - СпбГУиИ им. Бонч-Бруевича, Осипова Мария - НГУ), являются яркими представителями народа, носителями этнической культуры.
Таким образом, проанализированный нами практический опыт организации проектной деятельности исследовательского типа позволяет утверждать, что специфика этой деятельности заключается в ее большом педагогическом потенциале и, соответственно, в высокой степени эффективности.
Педагогический потенциал исследовательской проектной деятельности обусловлен, на наш взгляд, следующими факторами:
■ высокой степенью мотивации учащихся к самостоятельному получению результата;
■ личной значимостью результата, обусловленной как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущением собственной успешности, получением положительных эмоций при работе над темой;
■ возможностью сверять результаты своей работы и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания.
Результативность исследовательских проектов заключается в том, что деятельность такого рода обеспечивает ее участникам:
■ формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности, а зачастую и исследовательского типа мышления;
■ сформированность большинства общеучебных информационных умений;
■ освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;
■ формирование любви к своей родине, чувство патриотизма.