Научная статья на тему 'Роль академии наук РС(я) в воспитании научно-технической интеллигенции'

Роль академии наук РС(я) в воспитании научно-технической интеллигенции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль академии наук РС(я) в воспитании научно-технической интеллигенции»

научно-технич1

ввоспитании

:ской интеллигенции^;

С. Д. Солдатова, Е. С. Перевознюк

Светлана Дмитриевна Солдатова,

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник

научно-образовательного центра Академии наук РС(Я).

Елена Семёновна Перевознюк,

заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Физико-технический лицей им. В. П. Ларионова».

Академия наук Республики Саха (Якутия) со дня своего образования уделяет большое внимание работе с общеобразовательными учреждениями и воспитанию научной смены.

Члены академии выступают экспертами научных докладов учащихся, принимают активное участие в проведении улусных и региональных научно-практических конференций школьников в целях выявления ребят, способных вести научно-исследовательскую работу. Установлена, например, тесная связь академии с национальным фондом возрождения «Бар5арыы» при Президенте РС(Я) по организации научно-практической конференции «Шаг в будущее».

В 2009 г. Академия наук Республики Саха (Якутия) заключила договор о сотрудничестве с МОУ «Физико-технический лицей» г. Якутска, который носит имя академика Российской академии наук и Академии наук Республики Саха (Якутия), Международной и Российской инженерных академий, доктора технических наук, профессора Владимира Петровича Ларионова. В лицее успешно внедряется профильное обучение по физико-

техническому и социально-экономическому направлениям. Углублённое изучение английского языка, активное использование современных компьютерных технологий в обучении, единая школьная форма - вот отличительные признаки этого учебного заведения.

В концепцию лицея заложена идея создания в нём атмосферы творчества и товарищества. Именно такая атмосфера - залог успешной учёбы, она побуждает детей на достижение высоких и благородных целей, является первичной по отношению к применяемым учебным программам и методикам и, в конечном счете, обеспечивает их эффективное выполнение.

Опыт работы лицея доказал правильность выбранного пути. Учащиеся этого учебного заведения являются победителями городских, республиканских и зональных предметных олимпиад, научно-практической конференции «Шаг в будущее», участниками всероссийских и международных олимпиад, а его выпускники - студентами вузов России и зарубежья.

Выступление академика АН РС(Я) В. К. Маршинцева перед учащимися 8-го класса Физико-технического лицея им. В. П. Ларионова с лекцией о драгоценных камнях Якутии.

Академик АН РС(Я) Д. Д. Саввинов отвечает на вопросы лицеистов по статье А. Е. Кулаковского «Письмо якутской интеллигенции».

В 2010 г. был разработан проект «Школа академика», который поддержал президент АН РС(Я) И. И. Колодезников. Данный проект представляет собой систему мероприятий, объединяющую усилия Академии наук РС(Я) и МОУ «Физико-технический лицей имени В. П. Ларионова» в формировании исследовательской компетенции учащихся, участии лицеистов в научно-социальной программе «Шаг в будущее» и конкурсах по проектной и исследовательской деятельности, в поступлении талантливых выпускников в вузы.

2011 - 2012 учебный год в лицее был посвящён 300-летию великого российского учёного, основоположника отечественной научной школы Михаила Васильевича Ломоносова. В первый школьный день, 1 сентября 2011 г., учащиеся встречались с академиком АН РС(Я), доктором геолого-минералогических наук В. К. Маршинцевым, который рассказал лицеистам о роли М. В. Ломоносова в развитии российской науки и государства в целом.

В ноябре 2011 г., согласно плану совместных мероприятий, в лицее проводилась декада М. В. Ломоносова, открытие которой было приурочено ко Всемирному Дню науки. В лицее с утра царило праздничное настроение в ожидании чего-то таинственного, необычного, ведь занятия должны были вести члены Академии наук РС(Я). Во время встречи с известными в республике учёными ребята с неподдельным интересом слушали выступления почётных и уважаемых гостей, среди которых были академики АН РС(Я): Никита Гаврилович Соломонов, Дмитрий Дмитриевич Саввинов, Борис Моисеевич Кершенгольц, Егор Михайлович Махаров, Виктор Клавдиевич Маршинцев, Юрий Михайлович Григорьев, а также главный специалист по инновациям научно-организационного отдела Якутского научного центра СО РАН Аслан Асланбекович Бутаев и др. Вопросы, затронутые в выступлениях учё-

Лекция академика АН РС(Я) Б. М. Кершенгольца о перспективах развития биологии в ХХI веке для учащихся 11-го класса Физико-технического лицея г. Якутска.

Доклад академика АН РС(Я) Ю. М. Григорьева о космической погоде и её влиянии на нашу жизнь.

ных, были актуальными и интересными. Вот краткий перечень тем, с которыми выступили перед лицеистами корифеи якутской науки:

- биология в XXI веке;

-космическая погода и её влияние на нашу жизнь;

-техника Севера-перспективы развития;

- проблемы модернизации современного общества;

-закономерности и противоречия в развитии природы, человека, науки и общества;

- цветные драгоценные камни Якутии;

-письмо А. Е. Кулаковского якутской интеллигенции.

Важным является и тот факт, что учащиеся общались с учёными в непринужденной обстановке, получали исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы.

Такие встречи оставляют неизгладимое впечатление у детей и играют большую роль не только в их интеллектуальном и нравственном развитии, но и в профессиональном самоопределении. Ведь многие из ребят решили посвятить своё будущее научной деятельности и техническим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.