Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность студентов в рамках компетентностного подхода'

Исследовательская деятельность студентов в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность студентов в рамках компетентностного подхода»

О. А. Белинский

А. В. Боярский

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

О. А. Белинский, директор ГБОУ СПО «Тяжинский агропромышленный техникум»

А. В. Боярский, заместитель директора

Требования к выпускнику учреждений среднего профессионального образования в настоящее время достаточно высоки. В рамках ком-петентностного подхода от выпускника требуется решение нестандартных задач, умение ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, профессиональное самосовершенствование. Фактически речь идет о творчески мыслящем, можно сказать, «инновационном» специалисте. Образование должно быть направленно в будущее. «В сфере профессионального образования это (направленность в будущее) становится особенно актуально, так как требует от обучающихся инновационности как характеристики профессионализма. Эта цель может быть реализована в компетентностном подходе, который включает соединение профессионального опыта с теоретическими концепциями, развитие креативности, навыков разрешения сложных нестандартных задач, лидерских качеств и других потенциалов личности» [4].

Для развития вышеназванных потенций личности, на наш взгляд, как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность. К большому сожалению, проведенный анализ стандартов третьего поколения по УГС «Сельское и рыбное хозяйство» выявил отсутствие опытно-экспериментальной деятельности в качестве одного из видов деятельности специалиста среднего звена. Аналогичная ситуация и по другим УГС, что, на взгляд А. М. Деркач, приближает такого специалиста по статусу к работнику с начальным профобразованием [2]. Нисколько не умаляя статус последнего, особенно в свете введения в действие нового федерального закона об образовании, где уровень начального профессионального образования ликвидируется, хотим напомнить, что требования к специалисту среднего звена и квалифицированному рабочему отличаются.

В Тяжинском агропромышленном техникуме мы достаточно давно (еще в статусе профессионального лицея) рассматриваем исследовательские умения обучающихся по рабочим профессиям как необходимый компонент профессиональной культуры квалифицированного рабочего. Формирование исследовательских умений как таковых не предусматривалось стандартом НПО, а потому не было отведенного специально для этих целей времени. Основной упор нами делался на формирование исследовательских умений, интереса к исследовательской деятельности во внеурочное время и по возможности в рамках преподаваемых дисциплин.

По тому же пути мы пошли и при организации исследовательской деятельности при подготовке специалистов среднего звена, обучение которых было организовано в последние два года. Основным направлением подготовки в техникуме является агроинженерия, в настоящее время организовано обучение по четырем программам: «Механизация сельского хозяйства», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Специфика сельскохозяйственного производства (работа с живыми организмами,

индивидуализированное рабочее место в полевых условиях, зависимость от природно-климатических условий) обуславливает необходимость тонкой «подстройки» как специалиста, так и рабочего. И здесь без исследовательских умений не обойтись.

Проблема отношения к исследовательской деятельности в сельскохозяйственном производстве носит социальный характер. В нашей стране каждый мнит, что разбирается в вопросах сельского хозяйства лучше, чем кто-либо (каждый сам себе агроном на даче или приусадебном участке). Но так ли это? Нельзя не согласиться с В. П. Томилиным: «Почему-то издавна агрономия во многих умах считается простым делом без научных премудростей. И агрономическая наука вроде бы ненастоящая наука. Потому-то растениеводство нередко управлялось как в масштабе страны, так и в областях и районах руководящими указаниями со стороны лиц, которые никогда сами на земле не работали и агрономического образования не имели» [7]. Результаты такого подхода к сельскохозяйственному производству хорошо известны. А необходимо всего лишь: опытный участок в хозяйстве, специалист со знанием предмета и основ исследовательской деятельности.

Большое разнообразие возделываемых сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий, изменчивая погода, разный уровень технической оснащенности и масса постоянно меняющихся технологий требуют от простого рабочего, не говоря уже о специалисте, адаптировать имеющиеся ресурсы и подстраиваться под изменчивые условия. То есть требуются не просто знания и умения, характеризующие квалификацию работника, а ряд над-квалификационных характеристик, которые обуславливают эффективность применения имеющихся профессиональных знаний на практике, что и есть компетенция.

Анализ общих компетенций по программам подготовки специалистов среднего звена, да и рабочих профессий, позволяет выделить те из них, которые важны для опытно-экспериментальной деятельности — инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, коммуникативные способности и т. п. Наличествуя в рамках тех или иных компетенций, они как бы «размазаны» и не дают должного синергетического эффекта от их объединения в рамках специфического вида професси-

ональной деятельности. Добиться его — трудная, но разрешимая задача, стоящая перед пе-дагогами-практиками.

Именно компетентностный подход в профессиональном образовании дополняет полученные зуны, интегрируя их в целостные компетенции, то есть такие новообразования, когда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции, действовать не по шаблону, определяя и формируя будущее, учиться на своем собственном опыте [4]. Но данное определение очень тесно пересекается с определением умения как подготовленности к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, осознано на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, не только в привычных, но и в изменяющихся условиях [3]. Исследовательские умения в свою очередь — это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений [5]. Общность в определениях компетентности и умений невольно порождает мнение, что «понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объем понятия «умение», из чего следует, что все разговоры и исследования, связанные с компетентностью и компетенцией, носят искусственный характер и призваны всего лишь «скрыть старые проблемы под новой одеждой» [4]. Не вступая в дискуссию терминологического характера, мы считаем проводимую нами работу по развитию исследовательских умений необходимым компонентом познавательной активности студентов, инструментом познания. Фактически исследовательская деятельность рассматривается в неразрывной связи с компетентностным подходом.

Ни для кого не секрет, что уровень подготовки поступающих обучаться по профессиям и специальностям СПО далек от идеала. Очень редко приходят абитуриенты действительно за конкретным профессиональным образованием, гораздо чаще из-за страха перед ЕГЭ, за компанию, из-за удобного расположения образовательного учреждения и т. п. Поэтому уровень их познавательной активности часто очень низок, что является второй причиной обращения к проблеме развития исследовательских

умений, наряду со спецификой сельскохозяйственного труда.

Действительно, причиной малой познавательной активности и самостоятельности подавляющего большинства обучающихся является низкий уровень развития исследовательских умений и навыков и просто представлений о способах организации элементарного исследования явлений жизни [6]. Потому вопросу развития исследовательских умений в нашем образовательном учреждении уделяется пристальное внимание. Предусматриваемые программами дисциплин и междисциплинарных курсов самостоятельная работа с литературой и интернет-источниками, реферирование, курсовое проектирование и работа над дипломной работой не могут в полной мере развить данные качества.

В этой связи в техникуме исследовательские умения развиваются в рамках не только урочной (деятельность цикловых методических комиссий), но и в первую очередь внеурочной деятельности в учебно-производственном хозяйстве, учебных мастерских, кружках технического творчества. Результаты исследовательской работы студентов презентуются на тематических конференциях, в первую очередь внутри техникумовских, в рамках тематических недель.

Как уже говорилось, в техникуме ведется опытно-экспериментальная работа на полях учебного хозяйства. В настоящее время в сотрудничестве с Кемеровским ГСХИ и Сибирским НИИ кормов изучаются перспективы возделывания клевера паннонского в условиях Мариинской лесостепи. Хотя не так много студентов участвуют в этой работе, число их год от года растет. Тем более реальная научно-исследовательская работа, а не имитационная учебно-исследовательская, и первые полученные результаты явились хорошим стимулом для студентов.

Если на этапе постановки проблемы, выдвижения гипотезы, целеполагания студенты принимали опосредованное участие, то в решении конкретных задач их помощь была неоспорима. В процессе работы возникали задачи как традиционные, так и нетривиальные, требующие известной изобретательности. Здесь ощутимую помощь оказала известная в кругу технических специалистов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) [1]. Знакомство студентов с которой проводилось в рамках работы кружка технического творчества.

В орбиту исследовательской деятельности вовлекались не только студенты по специаль-

ностям, но и готовящиеся по профессиям рабочих. Неоценимую помощь оказали сварщики при изготовлении почвенного бура и спирального катка для прикатывания почвы. Проявили конструкторские умения и развивали навыки слесарной работы студенты по специальности «механизация сельского хозяйства» при модернизации ручной сеялки точного высева. За два года исследований сравнительной продуктивности многолетних трав с клевером пан-нонским получены результаты, позволяющие судить о перспективах его интродукции в Кемеровской области.

Список полученных практических результатов исследований можно продолжать, однако отметим главное — студенты, принявшие участие в данных исследованиях, стали лучше учиться. При этом не отрицаем того факта, что задействованы были лучшие студенты, фактически исследовательская деятельность явилась удачной формой работы с одаренными детьми.

Таким образом, широкое вовлечение студентов в исследовательскую, опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую работу, позволяет в полной мере сформировать общие и профессиональные компетенции, трансформировать их как частности в нечто большее. Заявленный недостаток ФГОС в плане отсутствия опытно-экспериментальной работы как одного из видов деятельности специалиста среднего звена преодолим развитием внеурочной исследовательской деятельности студентов (полученные результаты тому подтверждение), введением в учебный план за счет вариативной части для технических профессий изучения общепрофессиональной дисциплины типа ТРИЗ, а для технологов, агрономов и т. п. — основ научных исследований (основ опытного дела), трансформацией учебно-производственного хозяйства в учебно-опытно-производственное.

Подводя итог, еще раз процитируем В. П. Томилина: «Можно и нужно сомневаться в существующих научных положениях. Но нужно ли ради этого рисковать огромными затратами труда и средств на больших площадях? Сомнения во многих случаях есть двигатель прогресса и в науке, и в производстве. Пусть даже какие-то мысли кажутся сумасбродством; плохого в этом ничего нет. Можно многое искать и проверять, что-то придумывать и изобретать, подвергать сомнению то, что принято считать несомненным» [7]. От себя добавим: исследовательские умения, формирующиеся при этом, — тот инструментарий, который останет-

ся со специалистом на всю жизнь, помогая ему не сбиться в возрастающем потоке информации, частой смене техники и технологий в сельскохозяйственном производстве.

1. Альтшулер Г А. Найти идею: Введение

в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. — Москва: Паблишерз, 2010. — 402 с.

2. Деркач А. М. Компетентностный подход

в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного специалиста // Вопросы образования. — 2011. — № 4. — С. 214-230.

3. Коджаспирова Г М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

4. Михайлова Л. Л. Место компетентностного подхода в образовании, его инновационность и традиции // Психология в экономике и управлении. — 2010. — № 1. — С. 98-103

5. Мухамбетова А. Б. Методика развития исследовательских умений на уроках биологии раздела «Человек»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Астрахань, 2009. — 21 с.

6. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений

и навыков школьников // Молодой ученый. —

2012. — № 10. — С. 358-361.

7. Томилин В. П. Азбука опытного дела. —

URL: www.agrosektor.kz/agrarnaya-nauka/ istoriya-nauki/item/2012-02-04-05-55-58.html (дата обращения: 11.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.