Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как основа повышения качества подготовки кадров для АПК Челябинской области'

Сетевое взаимодействие как основа повышения качества подготовки кадров для АПК Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНИКУМ / ПРЕДПРИЯТИЯ АПК / ИННОВАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / PERSONNEL / NETWORKING / COLLEGE / AGRIBUSINESS COMPANIES / INNOVATION / SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыбалов В. С., Ермухатметов С. А., Чеботько Т. В.

В статье рассматриваются возможности сетевого взаимодействия Карталинского многоотраслевого техникума с другими учебными заведениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК для качественной подготовки кадров. Приводится анализ работы преподавательского коллектива техникума в режиме инновационной площадки. Показаны пути реализации эксперимента по сетевому взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыбалов В. С., Ермухатметов С. А., Чеботько Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING AS A BASIS FOR QUALITY IMPROVEMENT TRAINING FOR AIC CHELYABINSK REGION

This article discusses the possibility of networking of Kartalinian multisectoral college with other educational institutions and agricultural profile agribusiness companies for quality training. An analysis of the teaching staff work in the mode of innovational platform is given. The ways of the experiment on networking are shown.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как основа повышения качества подготовки кадров для АПК Челябинской области»

- воспитание у детей и подростков качеств, необходимых для трудовой деятельности;

- формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности.

В рамках подготовки и проведения профессиональных проб с воспитанниками МБУДОД «Центр внешкольной работы» г. Челябинска работает команда из нескольких специалистов, каждый из которых реализует свой блок: педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и педагоги-психологи. Социальный педагог информирует ребят о профессиях, о рынке труда, знакомит с содержанием профессиограмм, помогает планировать деятельность, организует профориентационные игры, профконсультации. Педагог-психолог ве-

Библиографический список

дет диагностическую и консультационную работу с воспитанниками клубов Центра внешкольной работы. Педагоги дополнительного образования разрабатывают задания, организуют и проводят профессиональные пробы в рамках своих занятий в соответствии с программой. Педагог-организатор обеспечивает экскурсии в колледжи, выходы в театр, картинную галерею, оформляет выставки.

Таким образом, профессиональная проба в системе дополнительного образования помогает расширить границы возможностей трудового обучения в приобретении воспитанниками опыта профессиональной деятельности, а также позволяет вникнуть в сущность будущей профессии, убедиться в ее достоинствах, определиться с недостатками.

1. Грицанов, А. А. Социология [Текст] : энцикл. / А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евель-кин, Г. Н. Соколова, О. В. Трещенко. — М. : Книжный дом, 2003. — 234 с.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избранные статьи [Текст] / В. И. Даль ; под ред. Л. В. Беловинского. — М. : ОЛМА-ПРЕСС ; ОАО «Красный пролетарий», 2004. — 700 с.

3. Сорокина, И. Р. Технология организации профессиональной пробы как разновидность альтернативной активности в детско-подростковой среде // Эффективные модели отклоняющегося поведения несовершеннолетних [Текст] / И. Р. Сорокина ; под ред. И. Н. Поповой. — Владимир : Собор, 2012. — 213 с.

4. Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации [Текст] / С. Фуку-яма. — М. : Изд-во МГУ, 1989. — 108 с.

5. Чистякова, С. Н. Профессиональные пробы : технология и методика проведения [Текст] : метод. пособие для учителей 5-11 кл. / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер, А. В. Га-поненко ; под ред. С. Н. Чистяковой. — М. : 2011.

6. Чистякова, С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб [Текст] / С. Н. Чистякова, М. С. Гуткин, Е. А. Рыкова и др. — Кемерово : ОблИУУ, 1995. — 143 с.

УДК 377/338.4 В. С. Зыбалов, проф. Челябинской государст-

венной агроинженерной академии (ЧГАА), д-р с/х наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] С. А. Ермухатметов, директор Карталинского многоотраслевого техникума, Челябинская обл., г. Карталы Т. В. Чеботько, зам. директора по УМР Карталинского многоотраслевого техникума, e-mail: [email protected]

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются возможности сетевого взаимодействия Карталинского многоотраслевого техникума с другими учебными заведениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК для качественной подготовки кадров. Приводится анализ работы преподавательского коллектива техникума в режиме инновационной площадки. Показаны пути реализации эксперимента по сетевому взаимодействию.

Ключевые слова: кадры, сетевое взаимодействие, техникум, предприятия АПК, инновация, специалист.

Одной из глобальных проблем XXI в. является продовольственная безопасность. По оценкам специалистов, в ближайшие 30-40 лет данная проблема выйдет на первое место в мире. Продовольственная безопасность — это система устойчивого обеспечения продовольствием ныне живущего поколения людей при сохранении биоресурсного потенциала для будущих поколений [1].

Решение продовольственной безопасности во многом определяется кадрами. Без специалистов, владеющих современными инновационными технологиями, без высококвалифицированных рабочих кадров невозможно решить проблему продовольственной безопасности и перспективы развития села.

Переход страны на инновационный путь развития, в соответствии с государственной программой развития России до 2020 г., предполагает значительные изменения в агропромышленном комплексе страны, что требует иного уровня подготовки специалистов для села [2].

На сегодня сельскохозяйственное производство предъявляет к подготовке кадров особые требования. Это, прежде всего, подготовка образованной личности с гуманитарно ориентированным мировоззрением, граждански активной, творческой, с позитивными я-концепцией и самооценкой, готовой к личному и профессиональному самоопределению, к овладению мастерством высококвалифицированного работника сельского хозяйства.

Уже более пятидесяти лет кадры для многих сельских районов южной зоны Челябинской области готовит Карталинское учебное заведение, прошедшее ряд преобразований — от училища до многоотраслевого техникума. Сегодня Карталин-ский многоотраслевой техникум — это учебное заведение, состоящее из двух отделений в г. Карта-лы и четырех филиалов (в Варненском и Бредин-ском районах, в поселках Неплюевка и Еленинка). В техникуме имеются мастерские, учебные полигоны, сельскохозяйственная техника; сформирован сильный работоспособный коллектив педагогов и мастеров производственного обучения.

Вместе с тем новые подходы к образовательному процессу в нашей стране, повышение статуса образования повлекли за собой изменение и социальных требований к подготовке выпускников. Профессии, по которым проводится подготовка в техникуме, востребованы в городе, районе, области — об этом говорит статистика трудоустройства выпускников. Но и работода-

тели, и жизнь в целом заставляют привносить новое содержание в эти профессии.

В условиях повышения конкуренции на рынке труда необходима подготовка специалистов качественно нового уровня: это должны быть творческие и компетентные личности, умеющие выполнять сложные операции, организовывать и планировать коллективный труд с наибольшей эффективностью. Для их подготовки требуются новые подходы, соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения, что не всегда можно обеспечить в пределах одного общеобразовательного учреждения.

Одним из путей достижения указанных целей является организация систематического сетевого взаимодействия техникума с другими образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК, заинтересованными в подготовке необходимых кадров, в процессе формирования специалиста на теоретическом уровне и в производственной сфере.

Сетевое взаимодействие подразумевает совместное использование ресурсов (кадровых, информационных, методических, материальных), что позволяет совместными усилиями подготавливать не работника вообще, а специалиста с тем набором знаний, умений и личных качеств, которые нужны в конкретной отрасли, в конкретной профессии и даже конкретному работодателю.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая дает образовательным учреждениям возможность не только выживать, но и динамично развиваться [3].

В течение многих лет Карталинский многоотраслевой техникум сотрудничает с работодателями (предприятиями агропромышленного комплекса, железнодорожными организациями) и органами государственной власти (управлением образования, центром по трудоустройству и занятости населения, городским отделом культуры, музеем, школами и др.). Такие отношения носят добровольный и инициативный характер, они основаны на учете взаимных интересов студентов, педагогического коллектива, работодателей, общества. Одно из требований работодателей к выпускникам техникума — умение в короткие сроки адаптироваться на производстве, самостоятельно принимать решения, проявлять организаторские способности. Учить этому

лучше всего непосредственно на самом предприятии. Взаимодействию с производственниками в техникуме уделяется много внимания. Наши социальные партнеры — предприятия железнодорожного транспорта, агропромышленного комплекса, сферы общественного питания — заинтересованы в наших выпускниках, они принимают ребят на производственную практику, участвуют в разработке рабочих учебных программ, их представители входят в состав экзаменационных комиссий. Традиционно конструктивным остается сотрудничество с эксплуатационным локомотивным депо, ремонтным локомотивным депо «Аркаим», эксплуатационным вагонным депо, ШЧ-8.

Сетевое взаимодействие Карталинского многоотраслевого техникума осуществляется в рамках экспериментальной работы, рассчитанной на три года. Тема программы, реализуемой на областной экспериментальной площадке, — «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и предприятий агропромышленного комплекса как условие формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов сельского хозяйства».

Цель эксперимента — разработать такую модель взаимодействия с работодателями и с другими образовательными учреждениями, которая позволит «сохранить и расширить контингент обучающихся; обеспечить высококвалифицированными кадрами предприятия; обеспечить учебный процесс квалифицированными педагогическими кадрами; внедрить новые формы организации учебного процесса и новые формы оценивания достижений выпускников». Для реализации поставленных задач разработано положение и создан координационный совет, состоящий из представителей предприятий и организаций, сотрудников образовательных учреждений.

Такие предприятия, как ООО «Каменское», ООО «Варшавское», ООО «Агрофирма Циркон», ООО «Агро-ВВек», ООО «Варнаагросер-вис», предприятия и организации железнодорожного транспорта, являются полноправными партнерами техникума в формировании профессиональных умений и навыков у студентов. Сотрудники этих учреждений участвуют в экспертной оценке рабочих учебных программ при проведении итоговой государственной аттестации выпускников; в осуществлении производственной практики, предоставляя лаборатории и оборудование для обучения; в проведении совместных мероприятий; в организации конкурсов профессионального мастерства; в создании педагогических условий, способствующих

эффективному формированию у студентов навыков правильного поведения на рынке труда; содействуют трудоустройству выпускников, оказывая им конкретную помощь.

Со всеми участниками сетевого взаимодействия заключены договоры о сотрудничестве и разработаны планы совместной работы, куда входят такие мероприятия, как:

- привлечение к преподаванию специальных дисциплин работников предприятия, имеющих опыт производственной деятельности;

- стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения непосредственно на предприятиях;

- проектирование профессиональных образовательных программ, разработанных с участием работодателей;

- разработка методического комплекса специальностей и дисциплин;

- совершенствование содержания, форм и методов производственной (профессиональной) практики;

- внедрение комплексной системы оценки качества подготовки выпускников при непосредственном участии специалистов предприятия;

- проведение творческих встреч и конкурсов по профессиям;

- установление именных стипендий лучшим студентам;

- привлечение средств предприятий — заказчиков кадров для организации образовательного процесса и развития учебно-материальной базы техникума.

Кроме того, ежегодно проводится мониторинг уровня подготовки выпускников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях.

В связи с внедрением новых ФГОС СПО определяются пути трансформации традиционного обучения в продуктивное, практико-ориентированное, основанное на организации активной творческой и исследовательской деятельности студентов. Преподаватели широко принимают инновационные формы и методы обучения, активно внедряют в образовательный процесс новые информационные технологии и технологии моделирования профессиональной деятельности, проектно-исследовательские методы. Педагогический коллектив осуществляет разностороннюю исследовательскую работу, обновляя направления развития и формируя инновационную среду. Исследовательская работа проводится как на занятиях, так и в процессе самоподготовки студентов. Она способствует развитию интуиции, глубины мышления, формирует социально-психологическую и функциональную

готовность к решению профессиональных задач, активизирует познавательный интерес, дает возможность самовыражения и самоутверждения.

Стали традиционными педагогические чтения, круглые столы, конкурсы интеллектуальной продукции, конференции и семинары по тематике экспериментальной площадки.

Формирование и развитие личности невозможно без общения, учебной, трудовой, научно-исследовательской и досуговой деятельности. Начиная с первого курса обучающиеся вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности: конкурсы, КВН, кружки, секции, различные мероприятия. Огромную роль в этом играет студенческое самоуправление. Расширению кругозора студентов и преподавателей способствует участие в конкурсах профессионального мастерства. Гражданскому становлению молодых людей, формированию их позитивного социального опыта способствует участие в мероприятиях по военно-патриотической работе с допризывной молодежью: встречах с ветеранами ВОВ и выпускниками, прошедшими срочную службу в рядах ВС РФ; митингах в память выпускников, погибших при исполнении воинской обязанности; турнире по волейболу в память А. Дайне-ко — нашего выпускника, погибшего в Чечне; спортивных соревнованиях «Защити себя сам», «Солдат всегда солдат», «Школа безопасности». Во всех этих мероприятиях участвуют работники силовых структур, таможни, полиции, ГИБДД.

Библиографический список

Такие встречи способствуют приобретению умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, создают условия для дальнейшего сотрудничества. Организованы музеи; открыты экспозиции, рассказывающие о выдающихся выпускниках, о героях Великой Отечественной войны, о людях, прославивших профессию, полученную в стенах учреждения. Большую работу с молодежью проводит центр содействия трудоустройству выпускников «Перспектива».

Коллектив техникума, учитывая интересы и потребности работодателей, находится в постоянном поиске новых форм сетевого взаимодействия. Объединение усилий педагогов с материальными, информационными и финансовыми ресурсами социальных партнеров в режиме сетевого взаимодействия даст возможность разработать такую модель образовательного процесса, которая позволит эффективнее организовать этот процесс, еще выше поднять уровень его методического обеспечения и квалификацию педагогических и управленческих кадров.

Таким образом, сетевое взаимодействие Карталинского многоотраслевого техникума с образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК позволит обеспечить создание механизма формирования общих и профессиональных компетенций и более качественную подготовку кадров для сельских южных районов Челябинской области.

1. Зыбалов, В. С. Продовольственная безопасность [Текст] / В. С. Зыбалов // Энциклопедия Челябинской области. В 7 т. Т. 5. — Челябинск : Каменный пояс, 2008. — С. 384-389.

2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 окт. 2011 г. № 1757-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902307636.

3. Серкова, Г. Г. Инновационная и экспериментальная работа в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] : монография / Г. Г. Серкова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 202 с.

УДК 378 О. П. Керер, доц. Челябинского института

развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ СТАНДАРТОВ

В статье представлены некоторые результаты исследований, связанные с совершенствованием оценочной деятельности педагогов среднего профессионального образования; отмечена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.