Научная статья на тему 'Профессиональная проба как способ эффективного профессионального самоопределения обучающихся'

Профессиональная проба как способ эффективного профессионального самоопределения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / КЛУБ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / THE CLUB ON THE PLACE OF RESIDENCE / PROFESSIONAL SELFDETERMINATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL PROBE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акиньшина О. В.

В статье исследуются возможности учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении ребенка в процессе допрофессиональной подготовки, раскрывается сущность понятия «профессиональная проба», рассматриваются особенности организации профессиональных проб в клубах по месту жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PROBE AS A METHOD OF THE EFFECTIVE PROFESSIONAL IDENTITY OF LEARNERS

This article investigates the possibility of establishing additional education in professional self-determination of the child in the process of prevocational training. The essence of the concept of "professional probe" is revealed. The features of the organization of professional probes in clubs on the place of residence are discussed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная проба как способ эффективного профессионального самоопределения обучающихся»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

УДК 374 О. В. Акиньшина, зам. директора по УВР

Центра внешкольной работы, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье исследуются возможности учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении ребенка в процессе допрофессиональной подготовки, раскрывается сущность понятия «профессиональная проба», рассматриваются особенности организации профессиональных проб в клубах по месту жительства.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, клуб по месту жительства, профессиональное самоопределение в системе дополнительного образования детей, профессиональная проба.

На сегодняшний день система дополнительного образования детей по всей стране охватывает примерно 45 % школьников посредством широкой сети учреждений, находящихся в основном в шаговой доступности для населения.

Правительство РФ планирует увеличить к 2018 г долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70-75 %, в том числе не менее 50 % — на бесплатной основе. Российское правительство не случайно принимает ряд мер по созданию условий для модернизации и устойчивого развития сферы ДОД: именно эта сфера образования дает широкие возможности для профессионального определения ребенка и представлена широким спектром учреждений, среди которых — клубы по месту жительства.

Клубы по месту жительства являются одним из важнейших институтов, нацеленных на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Востребованность работы детских клубов обусловлена все усложняющейся ситуацией с социальным положением детей и подростков в сегодняшних условиях. Современный

клуб по месту жительства — это добровольное и максимально приближенное к месту проживания сообщество детей и подростков, объединенных общими интересами и деятельностью, способствующей их самореализации. Привлекательность клубов по месту жительства для детей и подростков заключается в следующем:

- свобода выбора программ, режим ее освоения;

- широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей;

- гибкость (мобильность) образовательных программ;

- более тесная связь с практикой (социальной, профессиональной);

- широкие возможности для саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), для проявления инициативы, индивидуальности и творчества;

- возможности для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;

- возможность межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов.

Сегодня развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим изменяются требования к личностным и профессиональным качествам специалиста: все большее значение приобретает компетентный в своем деле, креативный и критически мыслящий человек, умелый организатор, способный понимать других людей и эффективно работать вместе с ними [1]. Перед представителями молодого поколения стоит трудная задача: соответствовать новым условиям сегодняшнего дня.

Происходящие в обществе изменения побуждают молодежь усиливать чувство ответственности за собственную судьбу, за нахождение своего места на рынке труда, дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение, личностный и профессиональный рост. В связи с этим особое значение приобретает развитие у специалиста способности к выбору эффективных стратегий и стиля поведения с учетом социального статуса и исполняемых ролей, ценностных ориентиров, гуманного и ответственного отношения к людям и окружающей среде. Ошибка, допущенная в выборе профессии, влечет за собой серьезные последствия, которые проявляются в невозможности реализации молодыми людьми своих способностей и осуществления призвания. Только работа в соответствии с его способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда, а обществу — профессионала высокого класса. Все возрастающую конкуренцию на рынке труда могут выдержать лишь специалисты высокой квалификации. Поэтому для каждого человека важна осведомленность о его психофизиологических возможностях и ограничениях, о его соответствии одной или нескольким конкретным профессиям, о степени соответствия различным сферам деятельности в целом, которая позволяет прогнозировать успешность карьерного роста. И поэтому работа всех социальных институтов нашего общества направлена на обеспечение гарантированной помощи каждому человеку в том, чтобы он правильно выбрал профессию. Оказать квалифицированную помощь личности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности имеет целью в нашей стране спе-

циальная система и вид деятельности образовательно-воспитательных учреждений — профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация — это научно обоснованная система мер (социально-экономических, психолого-педагогических, медико-физиологических), способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и для общества применить в своей профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда. Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, психолого-эмоциональную поддержку и оказание помощи в принятии решения.

Профессиональная ориентация в учреждениях дополнительного образования — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение индивидуальности каждого воспитанника, организацию деятельности по интересам и оказание воспитанникам помощи в самоопределении при выборе профессии. Чтобы профессиональный выбор был сделан правильно, в процессе профессионального самоопределения дети имеют возможность осуществлять профессиональные пробы, с помощью которых могут выявлять преимущества и издержки той или иной профессии (специальности), находить аргументы «за» и «против» нее, видеть перспективы и планировать свою дальнейшую карьеру, с учетом этих перспектив выбирать образовательную траекторию, имея возможность получения определенного уровня образования поэтапно. Профессиональные пробы дети и подростки могут проходить в клубных формированиях или разнообразных детских объединениях дополнительного образования. Возглавлять эти процессы могут педагоги дополнительного образования (руководители коллективов, кружков, секций, любительских объединений и т. д.), социальные педагоги и педагоги-организаторы, работающие в этой системе.

Говоря о профессиональных пробах, нельзя не вспомнить известную поговорку: «Все новое — это хорошо забытое старое». Почти три века назад государственным деятелем времен Петра Великого В. Н. Татищевым была предложена идея «трудовых проб» как прообраза современных профессиональных. Педагогические истоки идеи

Инновационное развитие профессионального образования

проб — экспериментов, осуществляемых в ходе специально организованных ситуаций индивидуального поиска, — можно найти в трудах отечественных философов-космистов (Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского). Освоение внешних образовательных областей сопровождается развитием внутренней способности человека к творческому экспериментированию. «Единственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода», — писал Л. Н. Толстой в «Общем очерке характера Яснополянской школы 1862 г.». В первые годы существования советской власти правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель «школы труда», обогащенную идеями американского философа Джона Дьюи. «Школа труда» была той благодатной почвой, на которой стала быстрыми темпами развиваться идея помощи учащемуся в выборе профессии.

В. И. Даль трактует слово «проба» как «испытание, всякое действие для узнания качества чего-либо, для опыта» [2]. Энциклопедия по социологии [1] связывает понятие «проба» с его синонимами «тест» и «эксперимент». Так, тест (от англ. test — «проба», «испытание», «проверка», «исследование») — это удовлетворяющий критериям научного познания эмпирико-анали-тический метод, представляющий наряду с моделированием, многомерными (нелинейными и динамическими) количественными и качественными методами современную проективную и организационную научную методологию. Эксперимент (от лат. experimentum — «проба», «опыт») — метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.

Теоретической основой проб являются идеи японского профессора С. Фукуямы о том, что профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации. В 1992 г. он писал: «В процессе профессиональных проб учащийся получает опыт такой работы, которую он выбрал и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям» [4].

Профессиональная проба — это профиспы-тание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В ходе профессиональных проб воспитанникам

сообщаются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности, определяется уровень готовности воспитанников к выполнению профессиональных проб [5].

По определению авторов концепции профессионального самоопределения молодежи, разработанной под руководством С. Н. Чистяковой, «профессиональная проба—это профиспы-тание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии» [6].

Профессиональные пробы могут осуществляться в следующих формах или их сочетаниях:

- трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности, занятия в кружках, клубах, на школьных курсах профессиональной направленности) или определенных функциональных обязанностей;

- серии последовательных имитационных (деловых) игр, творческих заданий (типа курсового проекта, работ исследовательского характера, авторских работ, рефератов и т. п.).

Сегодня многие учреждения дополнительного образования детей развивают программы, направленные на допрофессиональное самоопределение воспитанников. В МБУДОД «Центр внешкольной работы» г. Челябинска начата работа по созданию условий для саморазвития молодых людей и оказанию им поддержки в реализации собственных возможностей. В 2013 г. была разработана комплексная программа профессиональных проб, направленная на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки воспитанников по ряду специальностей: журналист, фотограф, эколог, актер, художник (художник ручной росписи по ткани, художник-декоратор), педагог (социальный педагог, педагог по изобразительному искусству), специалист по работе с молодежью.

Цель организации профессиональных проб с воспитанниками клубов Центра внешкольной работы — способствовать их осознанному выбору профессии. В процессе подготовки к профессиональным пробам решаются следующие задачи:

- ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- приобретение основ трудовых умений и навыков;

- воспитание у детей и подростков качеств, необходимых для трудовой деятельности;

- формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности.

В рамках подготовки и проведения профессиональных проб с воспитанниками МБУДОД «Центр внешкольной работы» г. Челябинска работает команда из нескольких специалистов, каждый из которых реализует свой блок: педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и педагоги-психологи. Социальный педагог информирует ребят о профессиях, о рынке труда, знакомит с содержанием профессиограмм, помогает планировать деятельность, организует профориентационные игры, профконсультации. Педагог-психолог ве-

Библиографический список

дет диагностическую и консультационную работу с воспитанниками клубов Центра внешкольной работы. Педагоги дополнительного образования разрабатывают задания, организуют и проводят профессиональные пробы в рамках своих занятий в соответствии с программой. Педагог-организатор обеспечивает экскурсии в колледжи, выходы в театр, картинную галерею, оформляет выставки.

Таким образом, профессиональная проба в системе дополнительного образования помогает расширить границы возможностей трудового обучения в приобретении воспитанниками опыта профессиональной деятельности, а также позволяет вникнуть в сущность будущей профессии, убедиться в ее достоинствах, определиться с недостатками.

1. Грицанов, А. А. Социология [Текст] : энцикл. / А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евель-кин, Г. Н. Соколова, О. В. Трещенко. — М. : Книжный дом, 2003. — 234 с.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избранные статьи [Текст] / В. И. Даль ; под ред. Л. В. Беловинского. — М. : ОЛМА-ПРЕСС ; ОАО «Красный пролетарий», 2004. — 700 с.

3. Сорокина, И. Р. Технология организации профессиональной пробы как разновидность альтернативной активности в детско-подростковой среде // Эффективные модели отклоняющегося поведения несовершеннолетних [Текст] / И. Р. Сорокина ; под ред. И. Н. Поповой. — Владимир : Собор, 2012. — 213 с.

4. Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации [Текст] / С. Фуку-яма. — М. : Изд-во МГУ, 1989. — 108 с.

5. Чистякова, С. Н. Профессиональные пробы : технология и методика проведения [Текст] : метод. пособие для учителей 5-11 кл. / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер, А. В. Га-поненко ; под ред. С. Н. Чистяковой. — М. : 2011.

6. Чистякова, С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб [Текст] / С. Н. Чистякова, М. С. Гуткин, Е. А. Рыкова и др. — Кемерово : ОблИУУ, 1995. — 143 с.

УДК 377/338.4 В. С. Зыбалов, проф. Челябинской государст-

венной агроинженерной академии (ЧГАА), д-р с/х наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] С. А. Ермухатметов, директор Карталинского многоотраслевого техникума, Челябинская обл., г. Карталы Т. В. Чеботько, зам. директора по УМР Карталинского многоотраслевого техникума, e-mail: [email protected]

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются возможности сетевого взаимодействия Карталинского многоотраслевого техникума с другими учебными заведениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК для качественной подготовки кадров. Приводится анализ работы преподавательского коллектива техникума в режиме инновационной площадки. Показаны пути реализации эксперимента по сетевому взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.