Научная статья на тему 'Учебно-производственное хозяйство как полигон для организации учебно-исследовательской деятельности в профессиональном лицее'

Учебно-производственное хозяйство как полигон для организации учебно-исследовательской деятельности в профессиональном лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-производственное хозяйство как полигон для организации учебно-исследовательской деятельности в профессиональном лицее»

года было проведено несколько значимых мероприятий:

- Областная стажировка по профессии «автомеханик», в которой приняли участие заместители директора, мастера производственного обучения, преподаватели образовательных учреждений области ПУ-11, ПЛ-18, ПЛ-10, ПУ-12, по теме «Лучшие практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании» (ноябрь). Программа областной стажировки позволила её участникам ознакомиться с опытом взаимодействия различных образовательных учреждений с государственно-частными партнерами, проблемами и перспективами развития такого вида сотрудничества. Особо значимым было посещение автотехцентра «Kia Motors», где участникам стажировки представилась возможность не только увидеть, но и поработать на современном диагностическом оборудовании, ознакомиться с новыми технологиями проведения гарантийного, сервисного обслуживания и ремонта автомобилей. Итогом стажировки стала разработка проекта модели совместной деятельности образовательных учреждений и государственно-частных предприятий.

- В ноябре 2011 года прошел совместный круглый стол педагогического коллектива ПЛ-10 и представителей предприятия ООО «Автотранспортное предприятие ЗСМК».

- В декабре состоялся круглый стол, в котором участвовали образовательные учреждения: профессиональный лицей № 10, профессио-

нальное училище № 11, СибГИУ, Кузнецкий индустриальный техникум, Кузнецкий металлургический техникум, центр «Карьера», предприятие «Евраз Объединенный ЗСМК» и его дочерние отделения. Основное внимание в работе столов было уделено вопросам содействия предприятия в трудоустройстве и совместной разработке механизмов, направленных на закрепление выпускников образовательных учреждений на предприятии. Все участники круглых столов поддержали предложение о необходимости развития системы наставничества и обязательной материальной поддержке молодых рабочих, обратили особое внимание на необходимость создания привлекательного образа рабочих специальностей, рабочих династий, что, к сожалению, недостижимо без соответствующего внимания органов государственной власти.

Итог проделанной работы позволяет сделать вывод: сегодня постоянные исследования ситуации на рынке труда - одно из наиболее актуальных и взаимовыгодных направлений взаимодействия производства и образовательного учреждения. Активное участие работодателей в процессе обучения обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, а для профессионального лицея учет запросов конкретного производства позволяет готовить специалистов, востребованных на региональном рынке труда, знакомых с особенностями конкретного производства.

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ПОЛИГОН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ

А. В. Боярский, канд. с-х. наук, заместитель директора по УПР ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 79», п.г.т. Тяжинский

Все образовательные учреждения профессионального образования в текущем учебном году перешли на ФГОС третьего поколения. Главная особенность нового стандарта: переход от зна-ньево-уменьевого подхода к компетентностному. А это в свою очередь предъявляет повышенные требования как к содержанию образования, так и к технологиям, применяемым в процессе обучения. Эффективность компетентностной системы обучения обусловлена профессиональной компетентностью педагога и готовностью обучающегося, его желанием обучаться. Ни для кого

не секрет, что мотивированность обучающихся системы НПО крайне низка.

Поэтому вопрос правильного подбора современных технологий обучения - один из наиболее сложных в педагогической практике. Последнее время много внимания в организации процесса обучения уделяется использованию продуктивных технологий. В свете перехода на новые стандарты внедрение их становится крайне необходимым.

Одна из таких технологий - учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Но если в системах СПО и ВПО такого рода деятель-

ность является обязательной, то в системе НПО - во многом носит характер частной инициативы. На протяжении многих лет в нашем учебном заведении реализуется учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

С 2001 по 2010 год данную технологию внедрял автор в рамках программы «Формирование интереса к исследовательской деятельности обучающихся сельскохозяйственного лицея». Проведение формирующего эксперимента подтвердило правильность выбранного направления работы, о чем речь пойдет ниже.

Суть нашей работы по развитию исследовательских умений, а вместе с ним познавательного интереса довольно проста. Формирование познавательных интересов обучающихся происходит по двум основным каналам: с одной стороны содержание учебного материала включает эту возможность, а с другой - определение модели организации познавательной деятельности обучающихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для обучающегося, это новые знания о мире. Потому столь важен подбор материала, его постоянное обновление, подкрепление новыми неожиданными фактами способными вызвать удивление, а вместе с ним и интерес к предмету изучения.

Другим немаловажным аспектом развития познавательного интереса служит внедрение новых производственных технологий и техники и естественное желание обучающимися освоить их.

Познавательный, исследовательский интерес обучающихся также развивается и формируется в процессе учебной деятельности. Чтобы пробудить желание учиться, исследовать, нужно развивать потребность обучающегося заниматься познавательной деятельностью. В самом процессе он должен находить привлекательные стороны. Путь к этому лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную, поисковую работу обучающихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

С этой целью было организовано проблемное обучение по наиболее практически значимым и близким сельским ребятам направлениям аграрной науки. Большое внимание уделяли и уделяем работе во внеурочное время. Погружение в учебно-исследовательскую деятельность на первых порах привело к отрицательным результатам. Потому мы пошли путем постепенного вовлечения обучающихся, начиная с первого курса.

В ходе формирующего эксперимента происходит постепенное приучение к самостоятельному поиску информации, умению вычленять и формулировать проблемы, знакомству с методиками научного поиска, умению проводить наблюдения, проводить простые, в том числе и полевые, экспериментальные исследовательские работы под руководством наставника. При этом данные методики применяются на занятиях теоретического и практического обучения. Все это позволило повысить результаты в плане обучен-ности, сформированности познавательных интересов, организации самостоятельной работы. Последнее в свете внедрения ФГОС является весьма существенным фактором.

Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности с момента поступления позволяет на завершающих курсах обучения не только сформировать, развить познавательный, исследовательский интерес как необходимый атрибут складывающегося в настоящее время образования через всю жизнь, но и повысить качество подготовки, полнее использовать обучающие возможности учебного хозяйства.

В настоящее время можно говорить о сформировавшемся в определенной степени научно-обоснованном подходе к реализации технологии исследовательской деятельности в профессиональном лицее. Хотя сам процесс внедрения этого подхода проходит не без препятствий. Существующая система методических разработок по организации исследовательской деятельности среди обучающихся профессиональных лицеев НПО явно недостаточна, отсутствуют специально выделенные часы для учебно-исследовательской деятельности в образовательной программе, не до конца отрегулированы вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров, именно по технологии исследовательской деятельности, в зачаточном состоянии находится система стимулирования как педагогов, так и обучающихся, имеются проблемы и по материально-технической и информационной базе. В то же время существуют и положительные моменты - создана система взаимодействия урочных и внеурочных занятий в профессиональном лицее, осуществляется успешное внедрение исследовательской технологии в уже существующую систему подготовки специалистов, имеется достаточно активная система пропаганды необходимости и нужности данной образовательной технологии. Все это позволяет с известной долей оптимизма смотреть на будущее технологии учебно-исследовательской деятельности и предлагать смелые проеты.

В целях развития исследовательской деятельности в профессиональном лицее на 20122015 годы планируется организация научно-исследовательской работы: на полях учебного хозяйства будет заложено нескольких полевых опытов. Работа проводиться в сотрудничестве с Кемеровским ГСХИ и Сибирским НИИ кормов, которые оказывают научно-консультативную помощь, осуществляют общее научное руководство проектом. В настоящее время разработана и согласовывается методика полевых исследований новой кормовой культуры «клевер паннон-ский». Учитывая тот факт, что последнее время уделяется значительное внимание развитию животноводства, а оно без развития кормовой базы невозможно, внедрение новой культуры, позволяющей полнее использовать биоклиматический потенциал местности в условиях лимита материально-ресурсного обеспечения сельского хозяйства, в производство является актуальной задачей. Разработка отдельных элементов технологии возделывания культуры и их практическая апробация и внедрение в производство придают практическую значимость работе. А тот факт, что применительно к условиям Кузбасса клевер паннонский - новая культура, научно-практические исследования и разработка технологии возделывания носят известный элемент научной новизны.

Таким образом, присутствуют все элементы научного исследования. Фактически речь идет о выходе исследовательской работы в образовательном учреждении на качественно иной уровень.

Какова же роль обучающихся в этом проекте? Если ранее организация учебно-исследовательской работы обучающихся носила характер частной инициативы и во многом была слабо систематизирована, то с реализацией этого проекта приобретает системный характер. Большой объем действительно научных исследований позволяет привлечь к такого рода деятельности большее количество обучающихся по профессии «мастер сельскохозяйственного производства». Да и уровень мотивации обучающихся в этом случае, на наш взгляд, будет выше. Они столкнутся с реальной научно-исследовательской работой. Результатом работы станет внедрение в производство новой кормовой культуры.

В первую очередь планируется проведение сравнения клевера паннонского по продуктивности с другими кормовыми многолетними травами. Такой опыт сам по себе расширяет перечень возделываемых культур на полях учебного хо-

зяйства, позволяя в реальности увидеть и изучить полевые культуры.

В настоящее время на полях учебного хозяйства ГОУ НПО ПЛ № 79 практикуется монокультура (возделываются только зерновые, 90 % из которых пшеница). С одной стороны, невысокий уровень агротехники препятствует получению высоких урожаев. С другой стороны, наличие одной культуры, устаревшие технологии и техника снижают обучающие возможности учебного хозяйства. Внедрение в севооборот многолетних трав, пропашных культур, имеющих свои особенности технологии возделывания, по сравнению с культурами сплошного сева, а также связанного с технологией шлейфа сельскохозяйственных машин решает проблему повышения обучающего потенциала учебно-производственного хозяйства.

Учитывая медленное развитие клевера пан-ноского первые год-два, как и большинства культур, сохраняющих длительное время продуктивность посевов, мы можем прогнозировать сильное угнетение культуры сорняками. Поэтому планируется изучение эффективности различных гербицидов на посевах клевера. Гербициды широко применяются в современном сельскохозяйственном производстве, однако их применение в посевах зерновых в нашей местности смещено на конец июня - начало июля, когда заканчивается учебный год. По этой причине сложно продемонстрировать эффективность химической прополки, особенности её организации, охраны труда и окружающей среды. В случае выращивания многолетних трав обработка проводится раньше и имеется возможность задействовать обучающихся в данной операции.

Еще одно направление исследований - определение оптимальных параметров посева, важнейшими из которых являются сроки посева и нормы высева. Данные опыты достаточно просты в организации, но в тоже время позволяют более чем наглядно продемонстрировать эффективность правильного выбора и соблюдения агротехнических требований.

Таким образом, на базе учебного хозяйства профессионального лицея будет организована комплексная научно-исследовательская работа, которая с одной стороны позволит привлечь большее количество обучающихся и более эффективно организовать учебно-исследовательскую деятельность; с другой стороны, позволит повысить эффективность использования обучающего потенциала учебного хозяйства. С целью вовлечения большего числа обучающихся в исследовательскую деятельность получит разви-

тие такая форма внеурочной деятельности, как работа проблемного кружка. Такая организация учебной деятельности позволяет систематизировать работу с одаренными детьми, повысить уровень подготовки обучающихся.

Можно сказать, что произошло не просто принятие ФГОС, а благодаря ранее проведенной работе педагогического коллектива были созданы условия для их принятия, творческого переосмысления и внедрения в педагогическую практику. Потому проблемы, возникающие в т. ч. и в организации внедрения новых педагогических технологий, в первую очередь технологии исследовательской деятельности, решаются в рабочем порядке. Хотя строящаяся система далека

от идеала, но она, как живой организм, развивается, преодолевая проблемы роста, о чем свидетельствует в частности вышеуказанный проект, к реализации которого мы приступили в текущем году. Конечной целью является введение на поля Кузбасса новой кормовой культуры и научное обоснование технологических приемов возделывания клевера паннонского в одновидовых и смешанных посевах Кузнецкой лесостепи, обеспечивающих высокую продуктивность семян и кормовой массы; повышение качества подготовки выпускников профессионального лицея, посредством широкого практического применения технологии исследовательской деятельности в самом широком смысле этого слова.

МАРКЕТИНГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

А. А. Танцев, канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ, ведущий научный сотрудник Института развития образовательных систем Российской академии образования, г. Томск

Одной из основных проблем современного профессионального образования выступает проблема экономики образования. Сегодня мы можем говорить о существенном разрыве между формирующимися рыночными характеристиками системы образования и некоммерческим статусом образовательных учреждений. Гражданский кодекс РФ определяет некоммерческий статус образовательных учреждений. Некоммерческий характер сферы образования обусловлен природой отрасли и функциями, которые она выполняет. Однако в общественно-экономической жизни РФ и экономике образования идут процессы, которые диктуют необходимость использования коммерческих возможностей образования.

В связи с этими процессами возникает проблема широкого использования маркетинга образовательных услуг. Маркетинг как концепция деятельности фирмы на рынке прочно вошел в практику производственной и коммерческой сфер, где он решает задачу увеличения прибыли. Маркетинг образования - это относительно новая, поисковая сфера маркетинга, формирующаяся как научная дисциплина. Миссия маркетинга в образовании (в полной мере в профессиональном образовании) - реализация стратегии роста ценности личности человека.

Рассмотрим ряд определений понятия «Маркетинг»:

1) по мнению Ф. Котлера, «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной

на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [1];

2) «... маркетинг - это производственная и коммерческая политика, нацеленная, - как считает В.Н. Фомин, - на получение максимальной прибыли на основе изучения рынка, создания конкурентоспособной продукции и ее полной реализации» [2];

3) «Образовательный маркетинг - определение и создание структуры вариативных образовательных потребностей, организация всех ресурсов учебного заведения для удовлетворения их с большей моральной и материальной прибылью для учебного заведения и потребителя» [3].

Анализ данных определений показывает, что маркетинг мыслится как вид деятельности; производственная и коммерческая политика, определение и создание потребностей. Кроме того, у других авторов маркетинг выступает в качестве принципа, функции, комплекса. Мы полагаем, что маркетинг в сфере образования можно рассматривать как:

- принцип, ориентирующий работников и должностных лиц образовательного учреждения на использование средств и методов маркетинговой деятельности в управлении образовательными услугами.

- функцию, воздействие, направленное на изменение внешней и внутренней среды с целью достижения социально-экономического эффекта;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.