Научная статья на тему 'Рынок труда Новокузнецка: результаты исследования востребованности профессии «Автомеханик»'

Рынок труда Новокузнецка: результаты исследования востребованности профессии «Автомеханик» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда Новокузнецка: результаты исследования востребованности профессии «Автомеханик»»

РЫНОК ТРУДА НОВОКУЗНЕЦКА: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»

С. А. Тришкина, методист ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 10», г. Новокузнецк И. А. Былкова, методист ГОС ПО ГОУ ««КРИРПО», г. Кемерово

Недостаток квалифицированных кадров остро ощущается во всех отраслях промышленности. Вместе с тем сейчас стало очевидным явное противоречие между потребностями рынка труда и образовательными услугами, предлагаемыми образовательными учреждениями профессионального образования. Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг и образовательного учреждения, которые имеют свои цели, задачи.

Для решения проблемы требуется тщательная исследовательская работа, ведь для того чтобы удовлетворить спрос на рынке труда, необходимо регулярно изучать текущую ситуацию и составлять обоснованные прогнозы на будущее.

Новокузнецкий профессиональный лицей № 10 на протяжении последних лет проводит маркетинговые исследования рынка труда по профессии «автомеханик». Основываясь на методических рекомендациях по исследованию рынка труда, разработанных ГОУ «КРИРПО», в лицее создана и успешно работает программа исследования рынка труда.

На подготовительном этапе исследований приказом по лицею была создана рабочая группа, в которую вошли заместитель директора по УПР, заведующие учебно-производственными мастерскими, методисты, преподаватели и мастера производственного обучения. В самом начале своей работы организаторы мониторинга провели анализ реальных и потенциальных партнеров и выявили их интересы. Сбор информации о предприятиях осуществлялся через различные источники: Интернет, личные контакты педагогов и мастеров, опрос обучающихся и их родителей.

На следующем этапе рабочей группе предстояло решить достаточно сложную, но очень важную задачу - установить устойчивые связи с потенциальными работодателями. Решение данной задачи осуществлялось путем ведения переговоров и личных встреч с руководителями предприятий, организацией встреч с представителями работодателей на территории лицея и

т. п. Не всегда, к сожалению, личные встречи и переговоры приводили к установлению контактов. Это происходило по разным причинам: отсутствие у потенциального работодателя интереса к сотрудничеству с лицеем, недостаточный опыт выстраивания переговоров со стороны представителей лицея, отсутствие предприятий по указанным адресам, немотивированный отказ руководителей некоторых предприятий от диалога с представителями лицея.

Результатом работы на данном этапе стало установление контактов с 19 предприятиями (первоначально было выбрано 29). С 13 организациями в дальнейшем будут заключены договоры на прохождение практики обучающимися лицея по профессии «автомеханик». Эти предприятия готовы трудоустроить более 70 выпускников по данной профессии.

Предприятие ООО «Автотранспортное предприятие ЗСМК» выразило готовность к тесному сотрудничеству с профессиональным лицеем в вопросах организации учебного процесса автомехаников: рецензирование учебно-методической документации, участие представителей предприятия в работе квалификационных комиссий, организация и проведение стажировок для педагогических работников лицея на своей базе, трудоустройство выпускников. К сожалению, отдельные предприятия готовы заключать лишь единовременные договоры на прохождение практики обучающихся лицея.

Другим важным аспектом деятельности исследовательской группы является оценка квалификационных требований работодателей, степени соответствия знаний и умений выпускников потребностям рынка труда. Для данного вида диагностики был использован простейший социологический метод - анкетирование. За основу анкеты для работодателей была принята анкета, предложенная в методических рекомендациях ГОУ «КРИРПО», в которую были внесены небольшие дополнения в п. 5 и п. 6. Все вопросы анкеты сгруппированы в три основных блока:

- блок оценки профессионально-квалификационных требований по профессии, включающий в себя оценку требований работодателя к наличию

у работника профессиональных навыков выполнения основных производственных операций по профессии «автомеханик» 3 разряда

- блок оценки общих и профессиональных компетенций работника (в соответствии с требованиями ФГОС по профессии 190631.01 Автомеханик).

- блок оценки готовности предприятий к сотрудничеству содержит вопросы, ответы на которые позволяют определить заинтересованность предприятий в тесном сотрудничестве с лицеем и определяют возможные формы такого сотрудничества.

В качестве респондентов были выбраны руководители, мастера, бригадиры, механики государственных и частных авторемонтных мастерских, автотранспортных предприятий, стаж работы которых составил от 3 до 5 лет. Вопросы анкеты не вызвали каких-либо затруднений у респондентов, хотя не все предприятия сразу нашли возможность и время поработать с анкетами, поэтому членам исследовательской группы пришлось обращаться повторно или общаться посредством электронной почты с представителями таких организаций.

Анализ полученных от работодателя анкет показал, что большинство опрошенных (60-70 %) считают необходимым тесное сотрудничество производства с образовательными учреждениями для повышения качества подготовки. Наиболее приемлемыми формами взаимодействия с образовательными учреждениями с точки зрения работодателей являются: участие представителей организаций и предприятий в работе аттестационных комиссий на государственной итоговой аттестации, содействие в трудоустройстве выпускников, участие в профессиональных конкурсах в качестве членов жюри, оказание помощи в подготовке подобных конкурсов, организация и проведение стажировки для преподавателей на своих предприятиях, предоставление своей производственной базы обучающимся лицея для получения дополнительной профессии, проведение совместных с образовательным учреждением круглых столов для обсуждения наиболее важных вопросов.

Все опрошенные работодатели признают, что материально-техническая и учебно-производственные базы учебных заведений отстают от требований современного производства. Однако фактически они не готовы перенести производственное обучение на свои площади, считая, что его должны осуществлять учебные заведения.

Работодатели единогласно отмечают, что для выпускника в настоящее время возрастает значимость общих компетенций, овладение которы-

ми поможет безболезненно пережить адаптацию в условиях нового трудового коллектива и в дальнейшем успешно выстраивать свою профессиональную деятельность. В качестве приоритетных все респонденты выделяют четыре общие компетенции, обозначенные ФГОС:

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем - 54 % опрошенных;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - 50 % опрошенных;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством - 44 %;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - 48 %.

Анкетирование также выявило, что руководители некоторых частных предприятий (13 %) отказываются сотрудничать с лицеем, ссылаясь в основном на нехватку времени. Однако эти же предприятия, как следует из заполненных анкет, нуждаются в кадрах по профессии «автомеханик», причем преимущественно 5-6-го разрядов.

Подводя итог выполненной работы на данном этапе, стало очевидным, что взаимодействие с партнерами должно быть постоянным, а поддержка контактов с работодателями должна стать важной функциональной обязанностью педагогических работников лицея.

Для успешного продолжения работы по исследованию рынка труда в лицее было сделано следующее:

- должностные инструкции работников лицея, входящих в исследовательскую группу, дополнены обязанностями по работе с социальными партнерами;

- разработаны типовые договоры и положения о практике обучающихся, стажировке преподавателей;

- определена система стимулирования работников;

- в план работы лицея внесены мероприятия, запланированные совместно с предприятиями социальными партнерами (круглые столы, стажировки)

- разработано положение о порядке планирования и организации самостоятельной работы обучающихся, скорректированы программы ОПОП в плане распределения количества часов между дисциплинарными курсами, содержание вариативной части программ профессиональных модулей с учетом замечаний и предложений работодателей.

Согласно скорректированному плану работы лицея в первом полугодии 2011/2012 учебного

года было проведено несколько значимых мероприятий:

- Областная стажировка по профессии «автомеханик», в которой приняли участие заместители директора, мастера производственного обучения, преподаватели образовательных учреждений области ПУ-11, ПЛ-18, ПЛ-10, ПУ-12, по теме «Лучшие практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании» (ноябрь). Программа областной стажировки позволила её участникам ознакомиться с опытом взаимодействия различных образовательных учреждений с государственно-частными партнерами, проблемами и перспективами развития такого вида сотрудничества. Особо значимым было посещение автотехцентра «Kia Motors», где участникам стажировки представилась возможность не только увидеть, но и поработать на современном диагностическом оборудовании, ознакомиться с новыми технологиями проведения гарантийного, сервисного обслуживания и ремонта автомобилей. Итогом стажировки стала разработка проекта модели совместной деятельности образовательных учреждений и государственно-частных предприятий.

- В ноябре 2011 года прошел совместный круглый стол педагогического коллектива ПЛ-10 и представителей предприятия ООО «Автотранспортное предприятие ЗСМК».

- В декабре состоялся круглый стол, в котором участвовали образовательные учреждения: профессиональный лицей № 10, профессио-

нальное училище № 11, СибГИУ, Кузнецкий индустриальный техникум, Кузнецкий металлургический техникум, центр «Карьера», предприятие «Евраз Объединенный ЗСМК» и его дочерние отделения. Основное внимание в работе столов было уделено вопросам содействия предприятия в трудоустройстве и совместной разработке механизмов, направленных на закрепление выпускников образовательных учреждений на предприятии. Все участники круглых столов поддержали предложение о необходимости развития системы наставничества и обязательной материальной поддержке молодых рабочих, обратили особое внимание на необходимость создания привлекательного образа рабочих специальностей, рабочих династий, что, к сожалению, недостижимо без соответствующего внимания органов государственной власти.

Итог проделанной работы позволяет сделать вывод: сегодня постоянные исследования ситуации на рынке труда - одно из наиболее актуальных и взаимовыгодных направлений взаимодействия производства и образовательного учреждения. Активное участие работодателей в процессе обучения обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, а для профессионального лицея учет запросов конкретного производства позволяет готовить специалистов, востребованных на региональном рынке труда, знакомых с особенностями конкретного производства.

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ПОЛИГОН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ

А. В. Боярский, канд. с-х. наук, заместитель директора по УПР ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 79», п.г.т. Тяжинский

Все образовательные учреждения профессионального образования в текущем учебном году перешли на ФГОС третьего поколения. Главная особенность нового стандарта: переход от зна-ньево-уменьевого подхода к компетентностному. А это в свою очередь предъявляет повышенные требования как к содержанию образования, так и к технологиям, применяемым в процессе обучения. Эффективность компетентностной системы обучения обусловлена профессиональной компетентностью педагога и готовностью обучающегося, его желанием обучаться. Ни для кого

не секрет, что мотивированность обучающихся системы НПО крайне низка.

Поэтому вопрос правильного подбора современных технологий обучения - один из наиболее сложных в педагогической практике. Последнее время много внимания в организации процесса обучения уделяется использованию продуктивных технологий. В свете перехода на новые стандарты внедрение их становится крайне необходимым.

Одна из таких технологий - учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Но если в системах СПО и ВПО такого рода деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.