Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное развитие / педагог высшей школы / педагогическая культура / исследовательская деятельность / профессиональное становление / professional development / higher school teacher / pedagogical culture / research activities / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Везетиу

Профессиональное развитие педагога – непрерывный процесс, который начинается с момента обучения в вузе и продолжается на протяжении всей педагогической деятельности. Важную роль в профессиональном самосовершенствовании педагога играет научно-исследовательская деятельность. Она выступает в качестве мотива личностно-профессионального развития преподавателя. Педагог, который занимается изучением актуальных педагогических проблем, поиском их решением, разработкой новых методов преподавания, идет по пути развития. Он совершенствуется как специалист, как личность, первым получает свежую информацию и внедряет передовой педагогический опыт, быстро перестраивает свой стиль обучения и воспитания в соответствии с требованиями общества. В статье делается вывод о том, что стагнация, использование только проверенных традиционных методик обучения не способствуют совершенствованию педагогического мастерства. Изучая проблему, работая над ее решением, преподаватель совершенствует свой теоретический и практический уровень подготовки, развивает педагогическую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITY AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A HIGHER SCHOOL TEACHER

The professional development of a teacher is a continuous process that begins from the moment of studying at a university and continues throughout the entire pedagogical activity. Research activities play an important role in the professional self-improvement of a teacher. It acts as a motive for the personal and professional development of the teacher. A teacher who studies current pedagogical problems, finds solutions to them, and develops new teaching methods is on the path of development. He improves as a specialist, as a person, is the first to receive fresh information and implement advanced pedagogical experience, quickly rebuilds his style of teaching and upbringing in accordance with the requirements of society. The article concludes that stagnation, the use of only proven traditional teaching methods do not contribute to the improvement of pedagogical skills. Studying the problem, working on its solution, the teacher improves his theoretical and practical level of training, develops pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

8. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

9. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 298-300.

Статья поступила в редакцию 20.02.24

УДК 378

Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@bk.ru

RESEARCH ACTIVITY AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A HIGHER SCHOOL TEACHER. The professional development of a teacher is a continuous process that begins from the moment of studying at a university and continues throughout the entire pedagogical activity. Research activities play an important role in the professional self-improvement of a teacher. It acts as a motive for the personal and professional development of the teacher. A teacher who studies current pedagogical problems, finds solutions to them, and develops new teaching methods is on the path of development. He improves as a specialist, as a person, is the first to receive fresh information and implement advanced pedagogical experience, quickly rebuilds his style of teaching and upbringing in accordance with the requirements of society. The article concludes that stagnation, the use of only proven traditional teaching methods do not contribute to the improvement of pedagogical skills. Studying the problem, working on its solution, the teacher improves his theoretical and practical level of training, develops pedagogical culture.

Key word: professional development, higher school teacher, pedagogical culture, research activities, professional development

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@bk.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Профессиональное развитие педагога - непрерывный процесс, который начинается с момента обучения в вузе и продолжается на протяжении всей педагогической деятельности. Важную роль в профессиональном самосовершенствовании педагога играет научно-исследовательская деятельность. Она выступает в качестве мотива личностно-профессионального развития преподавателя. Педагог который занимается изучением актуальных педагогических проблем, поиском их решением, разработкой новых методов преподавания, идет по пути развития. Он совершенствуется как специалист, как личность, первым получает свежую информацию и внедряет передовой педагогический опыт, быстро перестраивает свой стиль обучения и воспитания в соответствии с требованиями общества. В статье делается вывод о том, что стагнация, использование только проверенных традиционных методик обучения не способствуют совершенствованию педагогического мастерства. Изучая проблему, работая над ее решением, преподаватель совершенствует свой теоретический и практический уровень подготовки, развивает педагогическую культуру.

Ключевые слова: профессиональное развитие, педагог высшей школы, педагогическая культура, исследовательская деятельность, профессиональное становление

Одной из актуальных проблем современной педагогики является поиск наиболее эффективных методических приемов, методов обучения, которые будут не только эффективны, но и отвечать требованиям времени. Воспитать будущего специалиста, который умеет мыслить творчески, принимать нестандартные решения и искать новые методы обучения, возможно только включив его в исследовательскую деятельность. А для этого педагог сам должен быть новатором и исследователем [1].

По мнению Баширова А.В., Головачевой В.Н., Ханова Т.А., многие студенты имеют абстрактные представления о научной деятельности: реферат, статья, доклад или конференция. Часто они занимаются исследованием не по своему выбору, а в силу необходимости. И часто такие исследования им неинтересны. Преподаватель должен понимать, что обучающимся тема исследования должна быть актуальна и интересна. Только тогда их совместная деятельность будет успешной и результативной.

Бордовская Н.В. пишет, что научно-исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний, поиска решения существующих проблем, повышение эффективности педагогической деятельности [2].

Ряд исследователей, например, Симановский А.М. рассматривают исследовательскую деятельность педагога как составную часть профессиональной деятельности педагога и фактор развития его профессионализма, форму реализации творческого потенциала личности преподавателя [3].

Мы определяем исследовательскую деятельность как целостную систему, в основе которой лежат достижения науки, научно-педагогический опыт. Основная цель - повышение профессиональной компетентности, совершенствование педагогического мастерства, творческое развитие.

В исследовательской деятельности педагога высшей школы также заинтересовано и учебное заведение, так как это помогает решать задачи вуза по стратегическому и научному развитию [4].

Цель данной статьи - поиск наиболее эффективных методических приемов, методов обучения, которые будут не только эффективны, но и отвечать требованиям времени.

Основные задачи статьи видятся в следующем: анализ философской, нормативной, психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, а также педагогического опыта по проблеме научно-исследовательской деятельности педагога высшей школы.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что сделан акцент на важность научно-исследовательской деятельности педагога высшей школы не только для его профессионального развития, но и повышения педагогической культуры.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания об особенностях научно-исследовательской деятельности педагога высшей школы как фактора профессионального развития педагога высшей школы.

Практическая значимость заключается в обосновании значения научно-исследовательской деятельности педагога высшей школы в дальнейшем непрерывном образовании.

Интерес к исследовательской деятельности формируется в процессе обучения в вузе. Именно обучение в вузе является самым значимым этапом для профессионального становления педагога, так как не только закладывается фундамент общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и происходит развитие профессионально значимых качеств, творческой активности в педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию в профессии. Студенты вместе с преподавателями работают над научной проблемой, пишут статьи, участвуют в конференциях. У них формируется научный кругозор и тематика будущих исследований [5].

Преподаватели вуза должны помочь студентам сформировать описанные мотивы. Это важно делать не только в рамках учебного процесса, на занятиях, но и во время внеурочной деятельности. Для этого можно моделировать конференции на занятиях, подбирать специальные задания, которые подразумевают исследовательскую составляющую. Студенты могут принимать участие в вузовских конференциях. Сочетание образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов создает условия, побуждающие будущих педагогов к профессиональному самосовершенствованию, развивает профессионально значимые качества. Те студенты, которые вели активную научно-исследовательскую деятельность во время учебы, станут педагогами, которые продолжат свои исследования. Параллельно у студента развиваются интеллект, профессиональное видение ситуации, формируется педагогическая культура. Следующий этап развития научно-исследовательской деятельности педагога высшей школы - период работы в вузе. Условно преподавателей можно разделить на 2 группы: те, кто формально подходит к выполнению своих функций и преподает традиционными методами, не стараясь внедрять новаторские педагогические решения, и те, кто стремится профессионально развиваться.

Жаринова Е.Н. указывает, что педагоги высшей школы, которые сочетают преподавание и исследовательскую деятельность, обладают более высоким уровнем профессиональной и коммуникативной культуры [6].

Именно те, кто занимается наукой и исследованиями, лучше и быстрее ориентируются в разных рабочих ситуациях, быстрее реагируют на вызовы и трудности, принимают наиболее эффективные решения. Они лучше разбираются в студентах, могут подобрать наиболее подходящий стиль педагогического обще-

ния, выбирают адекватные способы общения с ними и реализовывают эти способы в процессе научно-исследовательской деятельности. Важно сказать о роли рефлексии. Она способствует активному поиску новых методов взаимодействия, которые необходимы для формирования проблемно-исследовательского подхода преподавателя к собственной профессиональной деятельности. Способность преподавателя оценивать результативность и эффективность педагогических решений в научно-исследовательской деятельности является важнейшим условием развития профессионального мастерства. Несомненно, что педагогическая деятельность является ведущей в определении профессионального мастерства преподавателя высшей школы, так как все остальные виды профессиональной деятельности интегрируются и проявляются в ней. Но профессионализм, не подкрепленный научно-исследовательской работой, быстро угасает. Научно-исследовательская деятельность преподавателя вуза способствует овладению методами и средствами педагогических исследований, совершенствует личностные качества, педагогическое мастерство и профессиональные компетенции преподавателя [7].

Эффективность исследовательской деятельности можно измерить следующими критериями:

- педагог обладает обширными актуальными, свежими теоретическими знаниями по исследуемой теме;

- результаты исследований внедряются в педагогическую деятельность;

- педагог делится с коллегами приобретенными знаниями и умениями.

Если рассматривать роль исследовательской деятельности в развитии профессиональной культуры, то стоит отметить, что исследовательская работа через овладение теорией способствует повышению практического мастерства, улучшает коммуникативные навыки, помогает понять образовательный процесс за рамками учебного предмета. Развиваются такие навыки, как самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, формируются новые компетенции, педагог выстраивает междисциплинарные связи. Успешность исследовательской деятельности определяется не только постоянным интересом и непрерывностью изучения, но и освоением новых дисциплин. Педагог развивает навыки педагогической коммуникации как с коллегами, так и со студентами, учится рефлексировать и чаще проводит самоанализ своей деятельности и ее результативности [8].

Во время исследований педагог часто общается с коллегами, которые занимаются изучением такой же или схожей проблемой. Это и способствует развитию коммуникативных навыков и эмпатии.

Исследовательская деятельность помогает раскрыть научный и творческий потенциал педагога, проектировать и предвидеть результаты научных изысканий, структурировать идеи и реализовывать исследовательский поиск. Также исследовательская работа помогает формировать и развивать новые педагогические ценности и смыслы. Для педагога важны общечеловеческие, личностные, культурные, индивидуальные ценности. Исследовательская деятельность трансформирует эти ценности в ориентиры, которые влияют на успешность научных изысканий, на выбор профессиональных целей и усилия личности по их достижению.

Исследователи Абдалина Л.В., Кунаковская Л.А. пишут о важной роли человеческих и профессиональных ценностей для успешной исследовательской

Библиографический список

деятельности педагога. Они объясняют это тем, что для исследований педагог должен обладать не только научным потенциалом, но и системой ценностей и ценностных ориентиров. Это профессиональные ценности и компетенции, общекультурные и личностные ценности, которые необходимы для совершения открытий и расширения педагогического опыта [9].

Примером таких ценностей можно назвать ценность познания и творчества, ценности саморазвития. Предметом этих ценностей выступают знания, истина, идея, опыт. К ценностям познания, помимо названных, можно отнести критерии научного исследования, научные идеалы. Личностными ценностями выступают интересы педагога-исследователя, его позиция как исследователя, характер исследовательской работы, честность и открытость. Научное исследование невозможно без творческой составляющей, поэтому и творческие ценности педагога также важны: интерес, креативность, оригинальность мышления, вдохновение, активность, мотивация и т. д. Без сформированных ценностных компонентов невозможна целостная система исследований [10].

Педагогические исследования - это не анализ сухих цифр и фактов, а изучение личности студента или преподавателя, процесса обучения, который также направлен на личность. Таким образом, исследовательская деятельность педагога высшей школы способствует его профессиональному, личностному и культурному развитию. Занимаясь наукой, педагог совершенствует не только теоретический уровень подготовки, но и развивает педагогические компетенции, творческие способности, коммуникацию.

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что научно-исследовательская деятельность - важная часть профессиональной деятельности педагога высшей школы. Если преподаватель не занимается изучением педагогических проблем, не ищет новые методы преподавания, не занимается разработкой научных идей, новых концепций преподавания, он не развивается. Стагнация, использование только проверенных традиционных методик обучения не способствуют совершенствованию педагогического мастерства. Изучая проблему, работая над ее решением, преподаватель совершенствует свой теоретический и практический уровень подготовки, развивает педагогическую культуру. Исследовательская деятельность выступает фактором развития педагога высшей школы только в том случае, когда проблема актуальна для педагогики и профессии в целом. Она должна быть непрерывной, предполагать возможность внедрения результатов в процесс обучения.

Особую роль исследовательская деятельность педагога играет в интеграции знаний между дисциплинами. Сегодня важно развивать междисциплинарные связи, изучать смежные дисциплины и выстраивать учебный процесс на междисциплинарных связях, чтобы у студентов формировалось целостное представление об образовании, они понимали важность каждой изучаемой дисциплины для будущей профессиональной деятельности. Важен и обмен опытом с коллегами не только внутри вуза, но и между высшими учебными заведениями. Педагог высшей школы, который активно занимается исследовательской деятельностью, может поделиться с коллегами из других вузов не только теоретической информацией, но и практическими результатами: разработанными методиками, методами внедрения технологий в процесс обучения.

1. Баширов А.В., Головачева В.Н., Ханов Т. А. Роль преподавателя в организации и проведении научно-исследовательской работы студентов вузов. Вестник науки. 2024; № 1 (70): 500-506.

2. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: монография. Москва: КНОРУС, 2018.

3. Симановский А.Э. Структура профессионально важных качеств учителя необходимых для организации творческого обучения. Мир психологии. 2002; № 4: 217-219

4. Коновалова Л.В., Архиповская Е.П. Научно-исследовательская деятельность как фактор успешного профессионального становления педагогов в вузе. Вестник Ленинградского государственного университета имени А С. Пушкина. 2021; № 4: 309-321.

5. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования. Педагогическое образование и наука. 2004; № 1: 43-49.

6. Жаринова Е.Н. Психолого-акмеологические факторы развития коммуникативной культуры преподавателя высшей школы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016; № 4-1: 142-149.

7. Ващук И.И., Пугач И.С., Алексеев А.Э. К вопросу о научно-исследовательской деятельности. Наука и образование. 2022; № 2.

8. Малхасян М.В. Исследовательская деятельность как фактор развития профессиональной культуры педагога. Вестник Московского университета МВД России. 2015; № 1.

9. Абдалина Л.В., Кунаковская Л.А. Личностные ценности научно-исследовательской деятельности преподавателя вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 76-3: 4-7.

10. Гареев РР Научно-исследовательская деятельность современного преподавателя российского вуза: проблема и возможные решения. Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017; № 4 (24): 77-83.

References

1. Bashirov A.V., Golovacheva V.N., Hanov T.A. Rol' prepodavatelya v organizacii i provedenii nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov vuzov. Vestnik nauki. 2024; № 1 (70): 500-506.

2. Bordovskaya N.V. Dialektika pedagogicheskogo issledovaniya: monografiya. Moskva: KNORUS, 2018.

3. Simanovskij A.'E. Struktura professionals vazhnyh kachestv uchitelya neobhodimyh dlya organizacii tvorcheskogo obucheniya. Mirpsihologii. 2002; № 4: 217-219

4. Konovalova L.V., Arhipovskaya E.P. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost kak faktor uspeshnogo professional'nogo stanovleniya pedagogov v vuze. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A S. Pushkina. 2021; № 4: 309-321.

5. Slastenin V.A. Osnovnye tendencii modernizacii vysshego obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2004; № 1: 43-49.

6. Zharinova E.N. Psihologo-akmeologicheskie faktory razvitiya kommunikativnoj kul'tury prepodavatelya vysshej shkoly. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2016; № 4-1: 142-149.

7. Vaschuk I.I., Pugach I.S., Alekseev A.'E. K voprosu o nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Nauka i obrazovanie. 2022; № 2.

8. Malhasyan M.V. Issledovatel'skaya deyatel'nosf kak faktor razvitiya professional'noj kul'tury pedagoga. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015; № 1.

9. Abdalina L.V., Kunakovskaya L.A. Lichnostnye cennosti nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 76-3: 4-7.

10. Gareev R.R. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' sovremennogo prepodavatelya rossijskogo vuza: problema i vozmozhnye resheniya. Chelovecheskij kapital i professional'noe obrazovanie. 2017; № 4 (24): 77-83.

Статья поступила в редакцию 10.02.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.