Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная теория и практика педагогики / профессиональная подготовка / проектно-исследовательская культура / феномен проектно-исследовательской культуры в педагогике / всестороннее развитие специалиста / modern theory and practice of pedagogy / professional training / design-research culture / phenomenon of design-research culture in pedagogy / all-round development of specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Е. Максименко

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования и активного построения концептуально значимой для будущих специалистов различных направлений подготовки проектно-исследовательской культуры. Исследуется ее феноменологическая ценность для современной педагогической науки, а также определяются ключевые проблемные вопросы, связанные с ее реализацией в условиях образовательно-воспитательного процесса. Рассматриваются элементы такой культуры, их отличительные особенности и способы воздействия на профессиональную деятельность будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND RESEARCH CULTURE AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article considers issues of formation and active construction of conceptually significant for future specialists in various areas of training design and research culture. Its phenomenological value for modern pedagogical science is investigated, and key problematic issues related to its implementation in the conditions of the educational process are determined. The elements of such a culture, their distinctive features and ways of influencing the professional activities of future specialists are considered. The author concludes that the formation of the design and research culture is inextricably linked with the formation of a directly professional culture, which is achieved during training in an educational institution, performing professional activities through planning, forecasting, designing certain objects. Professional activities should include design and research technologies, because without them it cannot be full-fledged and considered harmoniously developed, and such technologies, in turn, should focus on the development of the human professional sphere accordingly.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

Одной из важных задач научно-методической работы образовательной организации считаем оказание помощи молодым учителям в адаптации и приобретении педагогического опыта. Замечаем, что указанная задача наиболее успешно может быть реализована через организацию «Школы молодого преподавателя».

Трудностями, с которыми сталкивается молодой педагог в начале своей профессиональной деятельности, определяются необходимостью установления отношений сотрудничества и взаимодействия между ним и более опытными коллегами; подготовки к процессу повышения квалификации; выработки личного стиля в реализации путей и средств соблюдения современных требований обучения; формирования и развития теоретико-практических знаний новейших достижений и проблем педагогики, психологии, методик обучения и воспитания студентов с учетом инновационных подходов; внедрения в работу современных образовательных подходов и передовых педагогических технологий; реализации принципов системности приобретения практики и опыта в преподавании, проведения семинарских, практических и лабораторных занятий.

Идея подготовки молодых учителей в аспекте их адаптации к первому рабочему месту не является новой в педагогической мысли. В частности, ученые акцентируют внимание на том, что личность в целом и молодой педагог в частности более эффективно интегрируется в систему профессиональных норм в процессе создания благоприятных условий для развития творческого потенциала, самоутверждения, самореализации через обеспечение демократических основ образовательного процесса, методической гибкости относительно сочетания полученных знаний с практикой.

Для повышения статуса молодых преподавателей считаем полезным их привлечение к подготовке и организации педагогических советов, конферен-

Библиографический список

ций, тренингов и других мероприятий факультета, а также к мероприятиям, которые организуются в среде совместной деятельности с другими колледжами и университетами. Считаем, что молодые преподаватели при условии их наставничества и подготовки опытными педагогами могут довольно активно воздействовать на уровень развития вуза. Еще одной важной функцией «Школы молодого преподавателя» определяем учебно-просветительскую, которая позволяет через посещение занятий опытных педагогов, а также взаимопосещения с последующим обсуждением корректировать деятельность нового преподавателя.

Таким образом, проведенный анализ литературы по проблеме исследования, позволяет сделать следующие выводы: развитие профессиональной компетентности преподавателя вуза наиболее активно осуществляется в системе научно-методической работы, основным звеном которой являются методические объединения. Во-вторых, формами организации научно-методической работы, способствующими развитию профессиональной компетентности педагога, определены методическое сопровождение его профессионального роста и распространение собственного опыта среди педагогического сообщества. В-третьих, профессиональная компетентность педагога как его методическая деятельность проявляется в способности осуществлять конкретные виды работы: планирование преподавания учебной дисциплины; создание, утверждение и внедрение в учебный процесс методических разработок; подготовку и защиту педагогических рефератов; подготовку учебно-методической литературы к изданию; участие в презентационных профессионально-педагогических мероприятиях: конференциях, выставках, семинарах; активность в процессах реформирования профессионального образования, в частности в обсуждении изменений системы стандартов и нормативной базы.

1. Акмамбетова М.Е. Профессиональная компетентность учителя: решение нестандартных педагогических задач, учебно-методическое пособие. Астрахань, 2017.

2. Белозор А.Н. Профессиональная компетентность педагога современной образовательной организации. сущность и структура. Молодежь и наука. 2018, 12 - 15.

3. Василевская Е.В. Общенациональная система профессионального роста учителей. профессиональные компетентность и компетенции. Сборник материалов Всероссийской конференции по анализу хода внедрения национальной системы учительского роста. 2017. 94 - 103.

4. Волкова Н.П. Педагогика. пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2014.

5. Гладик Н.В. Внутришкольное управление научно-методической работой: история, теория, технология. Москва, 2008.

6. Красикова Е.Н. Кейс-метод в формировании профессиональной компетенции преподавателей-лингвистов в курсе «Теории и практики обучения иностранным языкам». Модернизация содержания профессиональной подготовки лингвиста-преподавателя в свете компетентностного подхода. Ставрополь, 2008. 102 - 117.

7. Магомедов Г.М., Гамзаева М.В. Преподаватель в системе личностно ориентированного образования. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). 176 - 178.

References

1. Akmambetova M.E. Professional'naya kompetentnost' uchitelya: reshenie nestandartnyh pedagogicheskih zadach. uchebno-metodicheskoe posobie. Astrahan', 2017.

2. Belozor A.N. Professional'naya kompetentnost pedagoga sovremennoj obrazovatel'noj organizacii. suschnost' i struktura. Molodezh'inauka. 2018. 12 - 15.

3. Vasilevskaya E.V. Obschenacional'naya sistema professional'nogo rosta uchitelej. professional'nye kompetentnost' i kompetencii. Sbornik materialov Vserossijskoj konferenciipo analizu hoda vnedreniya nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta. 2017. 94 - 103.

4. Volkova N.P. Pedagogika. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2014.

5. Gladik N.V. Vnutrishkol'noe upravlenie nauchno-metodicheskojrabotoj: istoriya, teoriya, tehnologiya. Moskva, 2008.

6. Krasikova E.N. Kejs-metod v formirovanii professional'noj kompetencii prepodavatelej-lingvistov v kurse «Teorii i praktiki obucheniya inostrannym yazykam». Modernizaciya soderzhaniya professional'noj podgotovki lingvista-prepodavatelya v svete kompetentnostnogo podhoda. Stavropol', 2008. 102 - 117.

7. Magomedov G.M., Gamzaeva M.V. Prepodavatel' v sisteme lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020. № 2 (81). 176 - 178.

Статья поступила в редакцию 02.12.20

УДК 371

Maksimenko A.E., Academy of the Humanities and Pedagogy, Branch of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

DESIGN AND RESEARCH CULTURE AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON. The article considers issues of formation and active construction of conceptually significant for future specialists in various areas of training design and research culture. Its phenomenological value for modern pedagogical science is investigated, and key problematic issues related to its implementation in the conditions of the educational process are determined. The elements of such a culture, their distinctive features and ways of influencing the professional activities of future specialists are considered. The author concludes that the formation of the design and research culture is inextricably linked with the formation of a directly professional culture, which is achieved during training in an educational institution, performing professional activities through planning, forecasting, designing certain objects. Professional activities should include design and research technologies, because without them it cannot be full-fledged and considered harmoniously developed, and such technologies, in turn, should focus on the development of the human professional sphere accordingly.

Key words: modern theory and practice of pedagogy, professional training, design-research culture, phenomenon of design-research culture in pedagogy, all-round development of specialist.

А.Е. Максименко, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: viza_1986@ukr.net

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования и активного построения концептуально значимой для будущих специалистов различных направлений подготовки проектно-исследовательской культуры. Исследуется ее феноменологическая ценность для современной педагогической науки, а также определяются ключевые проблемные вопросы, связанные с ее реализацией в условиях образовательно-воспитательного процесса. Рассматриваются элементы такой культуры, их отличительные особенности и способы воздействия на профессиональную деятельность будущих специалистов.

Ключевые слова: современная теория и практика педагогики, профессиональная подготовка, проектно-исследовательская культура, феномен проектно-исследовательской культуры в педагогике, всестороннее развитие специалиста.

Образование в современном мире претерпевает значительные сущностные и специфические преобразования. Оно уже не дает человеку прерогативу исключительности, не делает его априори ценным и востребованным членом общества. Значительное влияние на это оказали и СМИ, и различные лидеры мнений, и интернет-ресурсы, пропагандирующие «свободное образование» без привязки к конкретной специальности. Сегодня актуальными стали те специальности, о которых еще десять лет назад никто даже не подозревал. Поменялось и содержание социального заказа: теперь вместо профессионально выполненной работы нужна быстрая, пусть и не очень качественная, недорогостоящая, но обязательно актуальная продукция, способная захватить все тенденции, существующие в какой-либо области. Это формирует «специалистов» нового порядка, которые стремятся быть актуальными, а не фундаментальными, мобильными, а не знающими, нишевыми, а не многопрофильными. В связи с таким положением вещей и возникла необходимость у современной системы образования (причем как у высшего, так и общего) приложить максимум усилий к модернизации и содержания, и формы образовательно-воспитательных услуг [1].

Как известно, во всем педагогическом мире на сегодняшний день главенствующей является тенденция к индивидуализации образования с помощью повсеместного применения технологий личностно ориентированного подхода. Это означает, что кардинально меняется специфика не только организации учебного процесса, но и взаимоотношений обучающегося с учителем. Обучающийся, являющийся ядром образовательного процесса, может свободно влиять на течение и интенсивность образовательной деятельности, регулировать даже образовательный маршрут Педагог же не только не препятствует ему, но и, наоборот, помогает в этом. Теперь он - главный помощник ученика в процессе освоения им образовательной программы, формирования индивидуального плана работы. Из-за этого педагог может повлиять на всесторонние внутренние ресурсы обучающегося, развить у него большее количество личностно-профессиональных качеств, к которым, кстати, относится проектно-исследовательская культура.

В целом проектно-исследовательская культура - достаточно сложное профессиональное качество личности, включающее в свой состав определенный спектр элементов и компонентов, которые, в свою очередь, обладают собственной структурой. Такая культура особенно важна для специалистов, планирующих заниматься регулярным саморазвитием и самообучением. Она необходима специалистам всех направлений подготовки и уровней деятельности, поскольку представляет собой интеграцию научного, теоретического, прикладного, проектного, творческого характера, которые в комплексе создают стройную систему взаимодействующих элементов, составляющих основы личности

Формирование проектно-исследовательской культуры современного обучающегося является процессом достаточно сложным и педагогически концептуальным. Оно включает системное и регулярное компилирование различных критериев в ходе лекционных, практических, семинарских занятий, а также учебной и производственной практик. Принято выделять три базовых компонента такой культуры: мотивационный; творческий; деятельностный [2 - 7].

Мотивационный компонент - это фундамент любой деятельности современного человека, поскольку он лежит в основе его заинтересованности и вовлеченности в процесс реализации той или иной деятельности. Кроме того, именно от мотивационного компонента зависит степень активности, которая будет проявляться в процессе овладения и усвоения проектно-исследовательских элементов аналогичной культуры.

Мотивация - важнейший двигатель любой самостоятельной деятельности человека. Она сплетает все существующие у человека деятельностные побуждения, познавательную и мыслительную деятельность, формирует базис определенных поисковых и навигационных навыков и умений, а также привлекает человека к осуществлению не свойственных ему типов в деятельность.

Этот компонент в своей сущности несет систему устойчивых личностных мотивов, направленных на практическое осуществление познавательной, развлекательной, образовательной и другой информации, приносящей пользу ее обладателю. Кроме того, мотивы регулируют и контролируют характер деятельности обучающихся в области освоения конкретной специальности, приобретения конкретных компетентностей, отдельно взятых умений в области самореализации в профессиональном, творческом и личностном планах.

Мотивация всегда ведет к самореализации человека. Именно поэтому данному элементу необходимо уделять особое внимание в процессе профессиональной подготовки личности. Проектно-исследовательская культура является наиболее благоприятным «поводом» для развития мотивационной структуры человека, обучения его самостоятельному мотивированию, актуализации собственной деятельности.

Говоря о функциях мотивационного компонента процесса формирования проектно-исследовательской культуры, следует отметить, что функциональная принадлежность этого компонента состоит в том, что он оказывает активное влияние на все остальные компоненты (творческий и деятельностный), заставляя их развиваться в системе с ним. Иными словами, без мотивации невозможно развитие личности студента, его профессионального потенциала, проявление его скрытых возможностей, а также дальнейшее становление системы проектно-ис-следовательской культуры.

Именно этот компонент позволяет студенту самостоятельно определять сферу деятельности, в которой он хотел бы или может функционировать, при-

носить пользу обществу и себе. В связи с этим важно обогащать его систему знаний, в том числе и мотивационного характера, положительно влиять на его личностные структуры, формировать духовно-нравственные ценности и практические прикладные умения. Без такого компонента студент не сможет осуществлять поиск, проводить исследования, делать выводы, проектировать, презентовать результаты проектирования, экспериментировать, а также осуществлять большое количество иных видов работ самостоятельно, заинтересованно и продуктивно [8].

Как отмечают некоторые исследователи, процесс формирования мотива-ционного компонента достаточно сложен и носит комплексную структуру. Дело в том, что он опирается на стимулирование не только целеустремленности человека, но и его интересов, оказывает активное влияние на них, является некой потребностью, побуждением студента к какой-либо деятельности, к самореализации в ее рамках. Здесь речь, конечно же, идет о профессиональных мотивах, которые становятся ключевыми во всех видах культур, входящих в общую профессиональную культуру.

Сформированность профессиональных мотивов может стать главной причиной удовлетворенности человека в выполняемой им деятельности и в ее результатах. Благодаря им человек формирует, сам того не подозревая, положительное отношение к собственной деятельности, к рынку труда, к актуальным вопросам и проблемам в данной области, преуспевает в профессии, добивается успеха, проявляет себя с наиболее благоприятной стороны. Это позволяет ему самоактуализировать свою деятельность, а также самореализовываться, что является одной из базовых потребностей каждого здорового в социальном плане человека.

По нашему мнению, именно этому компоненту необходимо уделять в процессе профессиональной подготовки наибольшее внимание, а также стимулировать его развитие у студентов. Без мотивации сегодня невозможно включить свою деятельность в систему профессиональных взаимоотношений и профессиональную среду. Без этого невозможно овладение новыми знаниями, навыками и умениями. Без этого невозможно понять направление собственной деятельности, определить дальнейшие ее перспективы. В связи с этим современным педагогам необходимо понимать сущность и специфику мотивации, изучать мотива-ционную литературу, обращаться к психологической науке в области мотивации обучающихся.

Еще одним не менее важным является творческий компонент проектно-ис-следовательской культуры, который отражает направленность студента на реализацию творческой составляющей своей личности. Каждый нуждается в творчестве, и каждый сталкивается с ним на протяжении всей жизни: оно охватывает различные сферы деятельности современного человека, от него зависит степень развития той или иной области, а также возникновение открытий, изобретений, художественных произведений. Именно проектно-исследовательская культура -это та сфера, в которой творчество проявляется в наиболее благоприятной и яркой форме. Такая культура предполагает наличие у человека проектных умений, исследовательских знаний, применение их в творческом подходе к собственно процессу компиляции. Это позволяет находить решения даже самых сложных задач, выходить из наиболее критических ситуаций. Творчество носит развивающую функцию, причем развивающую и в отношении профессиональной деятельности тоже [8].

Творчество всегда обладает рядом компонентов, которых насчитывается великое множество. Базовым из них является творческое мышление, которое определяет характер творчества и его направленность. Кроме того, такой вид мышления позволяет значительно усовершенствовать систему решения новых задач, с которыми сталкивается человек впервые, а значит, это позволит сформировать наиболее комплексную целостную проектно-исследовательскую культуру, в рамки которой входит решение запланированных и незнакомых задач.

Важнейшими элементами проектно-исследовательской культуры считаются базовые теоретические знания общего и специального характера в области изучаемой студентами дисциплины или дисциплин, курса; знания в области различных реальных средств осуществления профессиональной деятельности, а также знания возможных средств такой деятельности; методические, технические и практические знания, которые позволяют оптимизировать процесс выполнения профессиональной деятельности; умения и навыки практического характера в области планирования, проектирования и анализирования собственной профессиональной деятельности в соответствии с целеполаганием и проблема-тизацией; умения непосредственно в области проектной деятельности, заключающиеся в производственном и презентационном компонентах, а также в области апробации и реализации результатов проектной деятельности в проектируемой и потенциальной среде; умения рефлексивного характера, заключающиеся в переносе и апробации результатов проектно-исследовательской деятельности на систему собственного опыта, а также усвоения основных проблемных и успешных моментов [9].

Исходя из этого, можем сделать вывод о том, что формирование проек-тно-исследовательской культуры неразрывно связано с формированием непосредственно профессиональной культуры, которая достигается в течение профессиональной подготовки в учебном заведении, непосредственного выполнения профессиональной деятельности путем планирования, прогнозирования, проектирования тех или иных объектов. Профессиональная деятельность долж-

на включать в свой состав проектно-исследовательские технологии, поскольку без них она не может быть полноценной и считаться гармонично развитой, а такие технологии, в свою очередь, должны ориентироваться на развитие профессиональной сферы человека соответственно.

В заключительной части работы хотелось бы отметить, что «миссией» про-ектно-исследовательской культуры является не просто развитие профессиональных способностей студента, но и активизация у него познавательной активности к окружающей действительности и к самому себе. Особенно важно заметить, что такая деятельность позволяет ему актуализировать собственные силы и умения, а также выстраивать новые концепции взаимодействия с окружающей действительностью. Таким образом, она выполняет сразу несколько функций: профессионально ориентированную, личностно-систематизирующую, мотиваци-онно-прикладную.

В ходе такой деятельности у человека формируется интерес к получению знаний, активизируется механизм, отвечающий за желание приобретения регулярного и непрерывного образования. Это важно для дальнейшего разви-

Библиографический список

тия человека как личности, специалиста, как творческого деятеля. Именно в связи с этим в современной педагогической науке особое место должно быть отведено изучению сущности и специфики проектно-исследовательской культуры как важнейшего феномена профессионального и личностного становления человека.

Выполняя массу важнейших функций, проектно-исследовательская культура ложится в основу самостоятельной деятельности человека. Как указано ранее, существует система непрерывного образования, или образования длиною в жизнь. Оно на сегодняшний день является крайне актуальным и специфическим. Специалисту необходимо быть готовым не только в плане знаний и умений, но и в плане моральной возможности регулярно пополнять собственную базу знаний и следить за ключевыми тенденциями. Непрерывное образование сможет сделать специалиста наиболее востребованным, интересным для работодателей на рынке труда, переполненном перспективными специалистами и уже состоявшимися профессионалами. Именно поэтому развитие проектно-исследовательской культуры становится такой важной и насущной проблемой.

1. Васина О.Н., Пономарева О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры. Известия ПГУ имени В.Г. Белинского. 2012; № 28.

2. Исаева М.А. Педагогические условия совершенствования процесса формирования проектно-исследовательской культуры студентов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72).

3. Исаева М.А. Проектно-исследовательская культура студентов педагогических специальностей в процессе изучения математики. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70).

4. Исаева М.А. Структура проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 6 (61).

5. Исаева М.А. Технология реализации модели формирования проектно-исследовательской культуры студентов. Kant. 2018; № 1 (26).

6. Исаева М.А. Факторы и условия формирования проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей. Kant. 2018; № 2 (27).

7. Кузнецова С.В. Использование проектной деятельности в формировании исследовательской культуры студентов. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010; № 14.

8. Шахмарова РР Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения. Педагогика и просвещение. 2017; № 2.

9. Юркина Л.В., Махотин Д.А. Проектные технологии формирования исследовательской культуры студентов. ГИАБ. 2012; № 4.

References

1. Vasina O.N., Ponomareva O.N. Proektnaya issledovatel'skaya deyatel'nost' shkol'nikov: formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury. Izvestiya PGU imeni V.G. Belinskogo. 2012; № 28.

2. Isaeva M.A. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya processa formirovaniya proektno-issledovatel'skoj kul'tury studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72).

3. Isaeva M.A. Proektno-issledovatel'skaya kul'tura studentov pedagogicheskih special'nostej v processe izucheniya matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70).

4. Isaeva M.A. Struktura proektno-issledovatel'skoj kul'tury studentov pedagogicheskih special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 6 (61).

5. Isaeva M.A. Tehnologiya realizacii modeli formirovaniya proektno-issledovatel'skoj kul'tury studentov. Kant. 2018; № 1 (26).

6. Isaeva M.A. Faktory i usloviya formirovaniya proektno-issledovatel'skoj kul'tury studentov pedagogicheskih special'nostej. Kant. 2018; № 2 (27).

7. Kuznecova S.V. Ispol'zovanie proektnoj deyatel'nosti v formirovanii issledovatel'skoj kul'tury studentov. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2010; № 14.

8. Shahmarova R.R. Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayuschihsya v kontekste FGOS: problemy i puti resheniya. Pedagogika iprosveschenie. 2017; № 2.

9. Yurkina L.V., Mahotin D.A. Proektnye tehnologii formirovaniya issledovatel'skoj kul'tury studentov. GIAB. 2012; № 4.

Статья поступила в редакцию 20.11.20

УДК 378.147

Pavlova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Psychology), Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Russia),

E-mail: sve862@yandex.ru

Dudaev G.S-Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: sve862@yandex.ru

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE ORGANIZATION OF EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article discusses features of extracurricular work and its role in the education of schoolchildren, as well as the forms of organization of extracurricular work: circle, club, section, Studio, theater, workshop. In modern professional training of future teachers, it is necessary to pay special attention to the formation of the necessary knowledge and skills for organizing extracurricular educational work with students, taking into account the modern realities of society. It is concluded that when choosing the content and organization of forms, it is always necessary to pay attention to the age and individual characteristics of students, but also to take into account the psychological characteristics of not only an individual student, but also the entire team, that is, the level of its development, the degree of organizational, psychological, intellectual and emotional unity. In the professional training of future teachers, it is necessary to prepare them for the use of educational technologies as in the conditions of a bachelor's and master's degree. It is especially necessary to pay close attention to the methods of organizing innovative educational technologies.

Key words: students, bachelor's degree, master's degree, extracurricular work, circle, club, section, studio, theater, workshop, forms of extracurricular work, individual form, group form, mass form.

С.А. Павлова, канд. пед. наук, доц., Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: sve862@yandex.ru

Г.С-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: sve862@yandex.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности внеклассной работы и её роль в обучении школьников, а также формы организации внеклассной работы: кружок, клуб, секция, студия, театр, мастерская. В современной профессиональной подготовке будущих педагогов необходимо уделять особое внимание формированию необходимых знаний, навыков организации внеклассной воспитательной работы со школьниками с учётом современных реалий социума. Сделан вывод о том, что при выборе содержания и организации форм всегда нужно обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности уче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.