Научная статья на тему 'Модернизация современного математического образования в условиях ФГОС во'

Модернизация современного математического образования в условиях ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MATH TEACHER / MATH EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева М.А.

В статье выявлены и изучены требования, предъявляемые к учителю математики в рамках модернизации современного математического образования в условиях ФГОС ВО. Для эффективной реализации поставленных перед учителем математики педагогических задач важно, чтобы он уже в вузе, будучи студентом, развивал собственные личностные качества честность и совесть, объективность, справедливость, добросовестность, настойчивость, самокритичность, трудолюбие, чтобы уметь впоследствии воспитывать эти качества в учениках в процессе обучения. Сделан вывод о том, что в области преподавания математики и математической профессиональной подготовки будущего учителя стоят важнейшие педагогические задачи, которые мы определили в ходе изложения материала данного параграфа. Учитель играет огромную роль в установлении связи математических знаний с потребностями будущей специальности студента, что важно донести до сознания каждого студента, ориентированного на педагогическую специальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF MODERN MATHEMATICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN HIGHER EDUCATION

The article identifies and studies requirements for a math teacher in the framework of modernization of modern mathematical education in conditions of the Federal State Educational Standard in higher education. For effective implementation of pedagogical tasks that a teacher of mathematics has, it is important that already in higher school he, being a student, could develop his own personal qualities honesty and conscience, objectivity, justice, integrity, perseverance, self-criticism, diligence, he must be able to subsequently form these qualities in students in the learning process. It is concluded that in the field of teaching mathematics and the mathematical professional training of a future teacher there are major pedagogical tasks that we have identified in the course of presenting the material of this section. The teacher plays a huge role in establishing the connection of mathematical knowledge with the needs of the future student’s specialty, which is important to convey to the consciousness of each student focused on the pedagogical specialty.

Текст научной работы на тему «Модернизация современного математического образования в условиях ФГОС во»

4. Gil'manova L.V. Upravlenie kachestvom pedagogicheskogo vzaimodejstviya doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii i sem'i. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2016.

5. Metlik I.V., Potalovskaya O.M., Galickaya I.A. Vzaimodejstvie social'nyh institutov v duhovno-nravstvennom vospitanii detej v rossijskoj shkole: monografiya. Moskva: FGBNU IIDSV RAO, 2018.

6. Kulikova T.A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.

7. Listik E.M. Organizaciya vzaimodejstviya roditelej i detej v DOU. Na osnove detskogo 'eksperimentirovaniya. Doshkol'noe vospitanie. 2010; 9: 112 - 117.

8. Gladkova Yu. Sem'ya kak sub'ekt obrazovatel'nyh otnoshenij: vzaimodejstvie, sotrudnichestvo, partnerstvo. Doshkol'noe vospitanie. 2018; 5: 4 - 52.

9. Lebedeva K.M. Pedagogicheskaya kompetentnost' roditelej: struktura i metodiki ee izmereniya v kontekste lichnostnogo podhoda. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2014; 6: Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16976

10. Yamamoto Y., Li J. What makes a high-quality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents' views. Early Childhood Research Quarterly. 2012; Vol. 27, Issue 2: 306 - 315.

11. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 № 273.

12. Shmis T.G. Ocenka kachestva doshkol'nogo obrazovaniya s ispol'zovaniem shkaly ECERS v Rossii. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya iprakiika. 2015; 7: 54 - 56.

13. Vygotskij L.S. Problemy razvitiya psihiki. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 3.

14. Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniyu obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; 12: 85 - 91.

15. Derkunskaya V.A. Proektnaya deyatel'nost' doshkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2012.

Статья поступила в редакцию 04.03.19

УДК 378

Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Mathematics Teaching Methods, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: isaeva_m_a@mail.ru

MODERNIZATION OF MODERN MATHEMATICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN HIGHER EDUCATION. The article identifies and studies requirements for a math teacher in the framework of modernization of modern mathematical education in conditions of the Federal State Educational Standard in higher education. For effective implementation of pedagogical tasks that a teacher of mathematics has, it is important that already in higher school he, being a student, could develop his own personal qualities - honesty and conscience, objectivity, justice, integrity, perseverance, self-criticism, diligence, he must be able to subsequently form these qualities in students in the learning process. It is concluded that in the field of teaching mathematics and the mathematical professional training of a future teacher there are major pedagogical tasks that we have identified in the course of presenting the material of this section. The teacher plays a huge role in establishing the connection of mathematical knowledge with the needs of the future student's specialty, which is important to convey to the consciousness of each student focused on the pedagogical specialty.

Key words: math teacher, math education, Federal State Educational Standard.

М.А. Исаева, канд. пед. наук, доц. каф. геометрии и методики преподавания математики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический

университет», г. Грозный, E-mail: isaeva_m_a@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС ВО

«Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование».

В статье выявлены и изучены требования, предъявляемые к учителю математики в рамках модернизации современного математического образования в условиях ФГОС ВО. Для эффективной реализации поставленных перед учителем математики педагогических задач важно, чтобы он уже в вузе, будучи студентом, развивал собственные личностные качества - честность и совесть, объективность, справедливость, добросовестность, настойчивость, самокритичность, трудолюбие, чтобы уметь впоследствии воспитывать эти качества в учениках в процессе обучения. Сделан вывод о том, что в области преподавания математики и математической профессиональной подготовки будущего учителя стоят важнейшие педагогические задачи, которые мы определили в ходе изложения материала данного параграфа. Учитель играет огромную роль в установлении связи математических знаний с потребностями будущей специальности студента, что важно донести до сознания каждого студента, ориентированного на педагогическую специальность.

Ключевые слова: учитель математики, математическое образование, ФГОС.

Современное обучение математической науке не ограничивается только тем, что ученик получает от учителя новую информацию и просто ее осваивает, потому что сегодня ученик - более субъект, чем объект воспитания и обучения, а значит - он сам должен участвовать в уроке и строить собственное знание. Прежние уроки математики определялись тем, что учащимся важно было дать как можно больше решить конкретных задач и уравнений. И качество урока математики оценивалось тем, что ученики в ходе урока должны были решить как можно больше стандартных технических заданий, в ходе которых у ученика формировались определенные стандартные умения, что в среде учителей математиков, занимающихся репетиторством, называется «натаскиванием». Поэтому, как только ученику доставалось нестандартное, новое уравнение, он испытывал затруднения, то есть ученики пасовали, боялись нового, неизвестного, поэтому во ФГОС была поставлена компетенция, отвечающая за универсальные учебные действия. В случае если у ученика будет сформировано понимание и умение нахождения собственных ошибок и умение её исправить, то в дальнейшем он сможет разрешить любую трудную задачу. Для исправления данного положения внедряемые новые федеральные государственные стандарты (ФГОС ВО), идя в ногу со временем, определили конкретные, новые подходы, обеспечивающие кардинальное изменение метода обучения математической дисциплине, который должен использовать учитель математики: с объяснительно-разъяснительного на инициативно-деятельностный; изменение оценки результатов обучения, которая оценивает не только предметные знания, умения и навыки, но и мета-предметные и личностные результаты ученика.

Студенты педагогического вуза уже в ходе обучения должны хорошо знать и пользоваться основными принципами обучения математике. Однако к

современному учителю сегодня предъявляются и иные требования. Это: учитель должен помнить основные цели, которые ставит перед ним современная учебная программа и ФГОС ВО; должен обладать знаниями в создании конкретных условий, в которых будет учебный процесс проходить максимально продуктивно и эффективно; учителю важно знать все основные психологические характеристики процесса обучения математике (снятие стрессовых ситуаций, поскольку многие отстающие ученики испытывают настоящий страх перед уроком); современный учитель математики должен знать о существующих новых способах конструирования учебных и воспитательных ситуаций, что зафиксировано Приказом Минобразования и науки РФ от 7августа 2014 г № 943 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата)», а также с изменениями и дополнениями от 22 октября 2017г. ФГОС ВО нацеливает педагогический вуз на формирование у будущих учителей математики следующих основных компетенций. Мы намеренно выбрали те основные, которые так или иначе касаются организационной культуры будущего учителя. Будущий учитель математики должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): организационно-управленческая деятельность: способность использовать методы математического и алгоритмического моделирования при анализе управленческих задач в научно-технической сфере, в экономике, бизнесе и гуманитарных областях знаний (ПК-7); способность к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика) (ПК-9); способность к планированию и осуществлению педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях (ПК-10);

способность к проведению методических и экспертных работ в области математики (ПК-11). [1].

Нельзя не согласиться с А.А. Столяром, который предложил к существующей системе диадактических принципов добавить еще два принципа, необходимые для урока математики: «школьный курс математики должен отражать фундаментальные идеи и логику современной математики - в соответствии с уровнем мыслительной деятельности учащихся; процесс обучения математике должен строиться подобно процессу исследования в математике, он должен имитировать процесс творческого поиска в математике - в определенной мере, в какой это допускает уровень мыслительной деятельности учащихся» [2, с. 27].

Одно из требований к учителю математики - это систематическое развитие творческих способностей учащихся как необходимый элемент современного урока математики. Воспитанию у учеников устремленности к творчеству учитель должен уделять пристальное внимание, независимо от уровня познаваемых математических знаний. Математическая наука дает учителю для этого широкие возможности. Благодаря творчеству на уроках математики развиваются следующие способности детей: стремление к поиску решения оригинальных задач; способность решения задач, предполагающие элементы научного исследования; умение в решении задач, нацеленных на поиск и исправление ошибок; интерес к решени. занимательных задач; развитие вариативность в решении задач и выбора адекватного среди прочих; способность решать комбинированные задачи, представляющие междисциплинарность, а также, предложенных учителем, синтетических задач. РМ. Зайниев пишет, что «студент педагогического вуза - будущий учитель математики, должен осознанно изучать такие дисциплины, как математический анализ, алгебра, геометрия и другие, ибо без них не может состоять учитель математики. Поэтому обучение математике в педагогическом вузе должно быть построено с учетом подготовки учителя математики средней школы, способного формировать у учащихся навыки учебного труда и потребность к овладению новыми знаниями, которые связаны: с разработкой и введением в учебный процесс спецпрактикумов по школьной математике в течение всего срока обучения с использованием заданий ЕГЭ и математических олимпиад различного уровня; с выполнением дипломных (итоговых) работ по проблемам школьного математического образования с использованием современных пакетов ИКТ, математической подготовки в классах с углубленным изучением математики, обучения одаренных детей с особыми потребностями в области математики и естественнонаучных дисциплин; с введением в учебный процесс спецкурсов, факультативных курсов по актуальным вопросам теории и методики обучения математике, современной педагогической технологии с привлечением ученых, руководителей органов образования, практических учителей школ. [3, с. 25].

Для эффективной реализации поставленных перед учителем математики педагогических задач, важно чтобы он уже в вузе, будучи студентом, развил собственные личностные качества - честность и совесть, объективность, справедливость, добросовестность, настойчивость, самокритичность, должен любить труд, чтобы воспитывать эти же качества в своих учениках, через свой предмет.

Честь и совесть учителя предполагает то, что только честный человек сможет воспитать честных людей, полноправных граждан своего Отечества. Честность и совестливость являются саморегуляторами общей педагогической ориентации учителя математики, благодаря чему можно судить о высоком уровне его педагогической культуры, как о наставнике и профессионале. Под объективностью учителя математики предполагается полная независимость и отстраненность знания от личностных особенностей познающих субъектов, определенная личностная автономность и нейтральность математического знания. Объектив-

Библиографический список

ность как характеристика учителя математика предполагает то, что любое научное знание - это, прежде всего, объективное знание. Педагогическая справедливость предполагает то, что учитель относится к каждому ученику согласно его сущности, когда учитель проявляет способность быть объективным в отношении любого ученика, независимо от его семейного статуса, нации или вероисповедания. Учитель должен стремиться признавать права каждого на уважение его личности. Нужно также отметить, что педагогическая справедливость не даёт право учителю иметь в классе «любимчиков» или делить учащихся и свои предпочтения по гендерному признаку. Для современного учителя очень важно быть добросовестным при исполнении педагогических обязанностей. Добросовестный учитель при малейшем отступлении от нравственных правил, будет чувствовать себя дискомфортно и беспокойно. Немаловажное качество для педагога - это самокритичность, предполагающая умение педагога адекватно оценивать всевозможные учебные и жизненные ситуации, признание учителем профессиональных и личностных промахов и проступков.

Учитель математики сегодня должен повседневно использовать активные и инновационные формы, приемы, методы обучения, которые увлекают всех учащихся в учебный процесс, стимулирует интерес и мотивы к обучению математики. Инновационные формы и и методы обучения - математические, терминологические диктанты, всевозможные тесты, ребусы, кроссворды, тесты - экспрессы, эвристические методы, всевозможные задания проблемного характера, дифференцированные задания, помогут учителю сегодня формировать умение у учащихся осознанно относиться к математической науке.

Нельзя не согласиться с тем, что традиционные уроки математики имеют много ценностных качеств - они грамотно и методично структурированы, разнообразны, где учителя используют увлекательность, проблемность, занимательность, яркую наглядность. Но современный учитель математики способен улучшить, обогатить собственные уроки, насыщая их элементами компьютерных программ, насыщая их электронными материалами, включая игровые элементы. Современное наполнение уроков математики определяется новыми содержательными и учебными целями, а также тематикой преподносимого материала, уровнем интеллектуального ресурса учеников и его их возрастом [4 - 6].

Современный учитель математики должен стремиться давать детям учебную информацию осмысленно, не давать материал в готовом виде, а, напротив, строить работу в увлекательном характере, творчески. Не устаревает главное требование, предъявляемое к учителю - это вести уроки по строго написанному плану, с заранее составленными алгоритмами последующим анализом ошибок и поиска путей их исправления. Учитель математики в современном классе не должен бояться вопросов со стороны учеников. Напротив, можно их переадресовать всему классу и устроить коллективный их разбор. То есть, сегодня ученики не должны бояться задавать вопросы, потому что учитель для них - это, прежде всего, партнёр, друг, наставник, помощник, желающий помочь им в понимании одной из сложных и увлекательнейших из наук - математика.

Итак, в области преподавания математики и математической профессиональной подготовки будущего учителя стоят важнейшие педагогические задачи, которые мы определили в ходе изложения материала данного параграфа. Учитель играет огромную роль в установлении связи математических знаний с потребностями будущей специальности студента, что важно донести до сознания каждого студента, ориентированного на педагогическую специальность. Сегодня каждый студент, как будущий учитель математики, занимаясь математикой как любимым предметом, должен сознавать, что этот предмет, помимо его общеобразовательной ценности, раскрывает вариативные пути в решении поставленных обществом задач перед школьной математикой с позиции современной, инновационной математической науки.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования.

2. Столяр А.А. Педагогика математики. 3-е изд. Дополн. и исправл. Воронеж: Учебная книга, 2016.

3. Зайниев РМ. Преемственность математического образования учителя математики средней школы. Сборник научных трудов SWORLD. Вып. 3. Том 18. Одесса: Купри-енко СВ, 2013: 59 - 63.

4. Исаева М.А. Принципы профессиональной подготовки учителя математики. Мир науки культуры и образования. 2017; 6 (67): 350 - 352.

5. Исаева М.А. Проектно-исследовательская культура студентов педагогических специальностей в процессе изучения математики. Мир науки, культуры, образования. 2018; 3 (70): 99 - 101.

6. Исаева М.А. Педагогические условия совершенствования процесса формирования проектно-исследовательской культуры студентов. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 108 - 109.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart Vysshego obrazovaniya.

2. Stolyar A.A. Pedagogika matematiki. 3-e izd. Dopoln. i ispravl. Voronezh: Uchebnaya kniga, 2016.

3. Zajniev R.M. Preemstvennost' matematicheskogo obrazovaniya uchitelya matematiki srednej shkoly. Sbornik nauchnyh trudov SWORLD. Vyp. 3. Tom 18. Odessa: Kuprienko SV, 2013: 59 - 63.

4. Isaeva M.A. Principy professional'noj podgotovki uchitelya matematiki. Mirnaukikul'tury iobrazovaniya. 2017; 6 (67): 350 - 352.

5. Isaeva M.A. Proektno-issledovatel'skaya kul'tura studentov pedagogicheskih special'nostej v processe izucheniya matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 99 - 101.

6. Isaeva M.A. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya processa formirovaniya proektno-issledovatel'skoj kul'tury studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 108 - 109.

Статья поступила в редакцию 20.02.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.