Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование / деятельность / исследовательская деятельность / дошкольники / любознательность / познавательная активность / организация мышления / творчество / эксперимент / наблюдательность / аналитические навыки / новое знание / мировоззрение / способности / research / activity / research activity / preschoolers / curiosity / cognitive activity / organization of thinking / creativity / experiment / observation / analytical skills / new knowledge / worldview / abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Иванникова Марина Викторовна, Акишева Майя Александровна

В статье проанализировано и дано определение понятию «исследовательская деятельность дошкольников». Эта дефиниция отсутствует в философских, педагогических, психологических и социологических словарях. В нормативно-правовых документах, в том числе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, конкретной формулировки выявлено не было. При этом исследовательская деятельность в современных дошкольных образовательных учреждениях является одной из ведущих, поскольку на основе проводимых наблюдений, опытов, экспериментов у детей формируются первичные представления о свойствах и взаимосвязях объектов в окружающем мире, развиваются любознательность и познавательные интересы, формируется познавательная активность. В связи с различными взглядами и подходами к понятию «исследовательская деятельность дошкольников», целью данной работы стало уточнение его значения. Для этого сначала были выделены и проанализированы структурные элементы родового понятия «исследование», «деятельность», «дошкольники», показано их интерпретацию в различных литературных источниках и автором. Уточнены возрастные границы дошкольного возраста в периодизации Д.Б. Эльконина. Далее в табличной форме приведены некоторые подходы научного сообщества к пониманию понятия «исследовательская деятельность», проведен сравнительный анализ учебной и научной исследовательской деятельности, дана их краткая характеристика. Авторский взгляд на «исследовательскую деятельность» представлен в статье, как целенаправленный процесс, связанный с творчеством и направленный на получение человеком новых знаний путем решения исследовательской задачи. На основе полученных данных и результатов наблюдений за работой дошкольных образовательных учреждений, где созданы специальные условия для приобретения детьми исследовательских навыков, было сформулировано основное понятие, заявленное в теме статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Иванникова Марина Викторовна, Акишева Майя Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes and defines the concept of "research activity of preschoolers". This definition is absent in philosophical, pedagogical, psychological and sociological dictionaries. No specific wording has been identified in regulatory legal documents, including the Federal State Educational Standard for Preschool Education. At the same time, research activity in modern preschool educational institutions is one of the leading ones, since on the basis of observations, experiments, experiments, children form primary ideas about the properties and relationships of objects in the surrounding world, curiosity and cognitive interests develop, cognitive activity is formed. Due to the different views and approaches to the concept of "research activity of preschoolers", the purpose of this work was to clarify its meaning. To do this, the structural elements of the generic concept "research", "activity", "preschoolers" were first identified and analyzed, their interpretation in various literary sources and by the author was shown. The age limits of preschool age in the periodization of D.B. Elkonin have been clarified. Further, some approaches of the scientific community to understanding the concept of "research activity" are presented in tabular form, a comparative analysis of educational and scientific research activities is carried out, their brief characteristics are given. The author's view of "research activity" is presented in the article as a purposeful process associated with creativity and aimed at obtaining new knowledge by solving a research problem. Based on the data obtained and the results of observations of the work of preschool educational institutions, where special conditions have been created for the acquisition of research skills by children, the basic concept stated in the topic of the article was formulated.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

используются как инструменты, при этом такой подход более приемлем педагогам, нежели обучающимся. Несмотря на то, каким образом происходит познание личности и своих возможностей, потенциала, умений, обучающиеся часто сталкиваются с высокой степенью недисциплинированности и несамостоятельности для осуществления самостоятельной работы с информационными технологиями, что значительно усложняет процесс их самореализации и осознания своего места в социокультурном пространстве, в котором они развиваются; применение подобных технологий в качестве главного движущего элемента творческого развития обучающегося. Творческое развитие предполагает задействование различных мыслительных процессов и критических аспектов мышления человека. При этом творчество может проявляться не только в художественном смысле, но и в научном, техническом. Творчество не всегда может быть связано исключительно с визуальным, музыкальным, мультимедийным созданием произведения, но и с формированием концепций, стратегий, технологий и механизмов, разрабатываемых на основе тех или иных технических средств; применение информационных технологий с точки зрения автоматизации и управления, регулирования, тестирования и контроля образовательного процесса и всех его субъектов. Здесь основополагающим фактором является именно управленческая деятельность посредством технических средств, направленная на регуляцию деятельности обучающихся и профессорско-преподавательского коллектива, методики преподавания и осуществления воспитательной деятельности; формирование новой системы межличностных коммуникаций, основывающихся на применении информационных технологий в рамках передачи, хранения, получения того или иного опыта и т.д. При этом возникает особая коммуникативная культура, зависящая теперь не только от каждого отдельного субъекта, но и от целостной концепции построения всей сети, в рамках которых осуществляется коммуницирование; и наконец, интенсификация управление образовательным учреждением и его образовательным потенциалом на основе применения комплекса новейших инновационных технологий, за счёт чего достигается максимальная эффективность процесса управления и регуляции всех процессов, происходящих внутри организации.

Согласно результатам вышеуказанного анкетирования, абсолютное большинство обучающихся убеждено в несостоятельности информационно-технической базы учебного заведения, в связи с чем справедливым было бы отметить необходимость в становлении новейших концепций управления образовательной организацией посредством последних прогрессивных технологий управления. Также необходимо обратить внимание на существующие тенденции и стратегии формирования и развития таких технологий в области образования посредством активного эксплуатирования различных современных достижений технического прогресса.

Выводы. Современные информационные технологии формируют ядро цифровой культуры, являющейся главным признаком XXI века. Сегодня каждому специалисту, вне зависимости от вида реализуемой деятельности, необходимо на достаточном уровне владеть теми или иными результатами многолетнего технического прогресса и цифровизации. Так, в связи с гибкостью и изменчивостью системы образования, представляется необходимым обратить внимание именно на опыт применения и развития таких технологий с точки зрения не только организации образовательного процесса, но и его управления, регулирования и контроля.

В ходе настоящего исследования нами была выявлена определенная закономерность, которая иллюстрирует некий дуализм, заключающийся в диаметрально противоположном мнении разных субъектов образовательной деятельности одного вуза. Так, педагоги и обучающиеся не сходятся во мнениях касаемо материально-технического и организационно-управленческого оснащения образовательно-воспитательного процесса. При этом педагоги убеждены, что их уровень цифровой грамотности достаточен, в то время как обучающиеся убеждены в обратном.

Важно понимать, что подобный конфликт мнений нельзя рассматривать как исключительно негативное проявление организации образовательного процесса, а следует обратить внимание на проблемы, возникающие в процессе этого столкновения и направить все силы на их решение.

Литература:

1. Козлова, Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - Майкоп, 2019. - № 1/40. - С. 85-93

2. Серафимович, И.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление / И.В. Серафимович, О.М. Конькова, A.B. Райхлина // Открытое образование. -2019. -Т.23,№ 1. -С. 14-26

Педагогика

УДК 373.2

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Иванникова Марина Викторовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); магистрант Акишева Майя Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье проанализировано и дано определение понятию «исследовательская деятельность дошкольников». Эта дефиниция отсутствует в философских, педагогических, психологических и социологических словарях. В нормативно-правовых документах, в том числе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, конкретной формулировки выявлено не было. При этом исследовательская деятельность в современных дошкольных образовательных учреждениях является одной из ведущих, поскольку на основе проводимых наблюдений, опытов, экспериментов у детей формируются первичные представления о свойствах и взаимосвязях объектов в окружающем мире, развиваются любознательность и познавательные интересы, формируется познавательная активность. В связи с различными взглядами и подходами к понятию «исследовательская деятельность дошкольников», целью данной работы стало уточнение его значения. Для этого сначала были выделены и проанализированы структурные элементы родового понятия -«исследование», «деятельность», «дошкольники», показано их интерпретацию в различных литературных источниках и автором. Уточнены возрастные границы дошкольного возраста в периодизации Д.Б. Эльконина. Далее в табличной форме приведены некоторые подходы научного сообщества к пониманию понятия «исследовательская деятельность», проведен

сравнительный анализ учебной и научной исследовательской деятельности, дана их краткая характеристика. Авторский взгляд на «исследовательскую деятельность» представлен в статье, как целенаправленный процесс, связанный с творчеством и направленный на получение человеком новых знаний путем решения исследовательской задачи. На основе полученных данных и результатов наблюдений за работой дошкольных образовательных учреждений, где созданы специальные условия для приобретения детьми исследовательских навыков, было сформулировано основное понятие, заявленное в теме статьи.

Ключевые слова: исследование, деятельность, исследовательская деятельность, дошкольники, любознательность, познавательная активность, организация мышления, творчество, эксперимент, наблюдательность, аналитические навыки, новое знание, мировоззрение, способности.

Annotation. The article analyzes and defines the concept of "research activity of preschoolers". This definition is absent in philosophical, pedagogical, psychological and sociological dictionaries. No specific wording has been identified in regulatory legal documents, including the Federal State Educational Standard for Preschool Education. At the same time, research activity in modern preschool educational institutions is one of the leading ones, since on the basis of observations, experiments, experiments, children form primary ideas about the properties and relationships of objects in the surrounding world, curiosity and cognitive interests develop, cognitive activity is formed. Due to the different views and approaches to the concept of "research activity of preschoolers", the purpose of this work was to clarify its meaning. To do this, the structural elements of the generic concept - "research", "activity", "preschoolers" were first identified and analyzed, their interpretation in various literary sources and by the author was shown. The age limits of preschool age in the periodization of D.B. Elkonin have been clarified. Further, some approaches of the scientific community to understanding the concept of "research activity" are presented in tabular form, a comparative analysis of educational and scientific research activities is carried out, their brief characteristics are given. The author's view of "research activity" is presented in the article as a purposeful process associated with creativity and aimed at obtaining new knowledge by solving a research problem. Based on the data obtained and the results of observations of the work of preschool educational institutions, where special conditions have been created for the acquisition of research skills by children, the basic concept stated in the topic of the article was formulated.

Key words: research, activity, research activity, preschoolers, curiosity, cognitive activity, organization of thinking, creativity, experiment, observation, analytical skills, new knowledge, worldview, abilities.

Введение. В современном мире поток разнообразной информации настолько велик, что вести исследовательский поиск приходится не только научным работникам, но и всем членам общества. Это требует определенных знаний, умений и навыков. Обладание универсальными исследовательскими компетенциями позволяет человеку быть активным, мобильным, образованным, творческим, востребованным в профессиональном и личном плане. В процессе исследовательской работы формируется логическое мышление, развивается интуиция, пополняются и систематизируются знания, расширяется кругозор, накапливается полезный опыт работы с разнообразными источниками информации. Чем раньше у индивидуума выявлены и развиты исследовательские способности, тем быстрее он адаптируется в социуме, находит свое место в жизни. Дошкольный возраст - это тот жизненный период человека, который характеризуется особой любознательностью и чувствительностью к восприятию окружающей действительности. Исследуя, малыши знакомятся с живой и неживой природой, видами человеческой деятельности, совершают различные преобразования объектов, учатся анализировать, выявлять существенные связи, самостоятельно делать выводы. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] уделяется внимание необходимости и целесообразность развития у детей любознательности, мотивации к приобретению новых знаний, формирования познавательных интересов и активности посредством выполнения практических и исследовательских работ. Особо сделан акцент на привлечение дошкольников к такому виду деятельности, как экспериментирование.

Проведенный анализ литературных источников показал, что поднятая проблема возникла не вчера, а существует на протяжении нескольких десятилетий. Философы, педагоги, психологи неоднократно высказывались о том, что детские исследования оказывают существенное влияние на процесс познания, поэтому привлечение обучающихся к учебной исследовательской деятельности должно происходить и в детском саду, и в школе, и в учреждениях профессионального образования. Так, влияние исследовательской деятельности на развитие мышления изучали психологи и педагоги B.C. Библер, В.А. Далингер, А.В. Леонтович, З.И. Калмыкова. Проблемам внедрения исследовательского подхода в учебный процесс для формирования познавательной активности посвящены публикации А.И. Абдрахмановой, Э.А. Барановой, М.А. Данилова, В.В. Зайко, Т.Б. Комаровой, Н.В. Кудикиной. Большой вклад в разработку методики обучения исследовательской работе был сделан рядом авторов, среди которых: Н.Г. Алексеев, О.А. Вихорева, Н.В. Ерошкино, М.И. Журкина, О.Д. Калачихина, А.В. Леонтович, Е.А. Маркова, А.С. Обухов, В.И. Панов, А.И. Савенковым, В.И. Слободчиков, М.И. Старовиков. Особенности организации учебного процесса с применением исследований и экспериментов в ходе реализации образовательных программ и федеральных стандартов были выделены Т.Л. Брославской, О.А. Валеевой, М.С. Галишевой, Т.В. Грибановой, Н.М. Ждановой, И.В. Клещевой.

Современное состояние проблемы поисково-исследовательской деятельности, как средства интеллектуального развития дошкольников, показано в работах Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова, Н.М. Комаровой, И.И. Левашевой. Целесообразность обращения к обозначенной проблеме исследования обусловлена необходимостью помочь детям разобраться в водовороте информации, научить находить, извлекать и использовать именно ту, которая сможет оказать позитивное влияние на развитие и формирование личности. Социальный заказ выдвинул системе образования вызов о пересмотре роли и значения учебно-исследовательской деятельности в жизни подрастающих поколений, начиная с детей самого раннего возраста.

Цель данной работы - дать определение понятию «исследовательская деятельность дошкольников», выявить его сущность и содержание.

Изложение основного материала статьи. Основными задачами исследования являются: выделение, анализ, интерпретация структурных элементов родового понятия «исследовательская деятельность дошкольников»; обозначение возрастных границ дошкольного возраста; детекция различных мнений в определении понятия «исследовательская деятельность»; сравнение сущности учебной и научной исследовательской деятельности; выдвижение собственного суждения о дефиниции, заявленной в теме статьи.

Научная новизна работы заключается в том, что автором было выдвинуто словестное определение понятия «исследовательская деятельность дошкольников», толкование которого отсутствует в словарях и нормативно-правовых документах.

Теоретическая значимость работы состоит в получении новой дефиниции, обозначенной термином «исследовательская деятельность дошкольников», посредством краткой характеристики элементов, входящих в состав родового понятия.

Практическая значимость. Для удовлетворения любопытства и развития познавательной активности дошкольников,

формирования у них умений и навыков самостоятельного умственного труда требуется создание специальных педагогических условий. Организация и осуществление исследовательской деятельности детей в ДОУ ложится на плечи педагогов. Однако, данный вид деятельности очень непростой, внедрение его в воспитательно-образовательный процесс имеет много особенностей, что требует методического сопровождения воспитателей со стороны руководства. Данный аспект является предметом нашего дальнейшего исследования, поэтому считаем необходимым сначала уточнить, что мы будем понимать под исследовательской деятельностью дошкольников.

В исследовании применялись следующие общенаучные методы: анализ (для структурных элементов родового понятия - «исследование», «деятельность», «дошкольники»), сравнение (для уточнения специфики исследовательской деятельности в учебной и научной работе), обобщение (для детекции мнений в определении понятия «исследовательская деятельность»), синтез (для преставления авторской интерпретации исследуемого понятия).

В философских, социологических, психологических, педагогических словарях дефиниция «исследовательская деятельность дошкольников» отсутствует, поэтому считаем целесообразным разделить ее на составляющие и проанализировать их.

Определение «исследовательская», как известно, произошло от существительного «исследование», трактовку которого можно встретить во многих словарях и авторских публикациях. Так, в «Философский энциклопедический словарь» под редакцией Л.Ф. Ильичева [2] понятие «исследование» трактует как некий процесс по выработке новых научных знаний, один из видов деятельности, связанный с познанием. «Логический словарь-справочник» Н.И. Кондакова предлагает рассматривать «исследование» с точки зрения процесса «научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления -материального или идеального) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения и преобразования его в интересах общества» [3, С. 2171. В Концепции развития исследовательской деятельности учащихся ряд авторов (Н.Г. Алексеев, A.B. Леонтович, С.А. Обухов, Л. Ф Фомина) выразили единство мнений, назвав процесс исследования восстановлением некоторого порядка вещей, извлечением чего-то «из следа» [5, С. 3]. Ученый А.И. Савенков в данном действии видит «бескорыстный поиск истины» [4, С. 8].

Таким образом, рассмотрев понятие «исследование» в разных интерпретациях, можем сделать вывод, что это -научный метод, один из видов познавательной активности, процесс изучения чего-либо, поиск и установления фактов, получение новых знаний.

Далее перейдем к изучению понятия «деятельность». При обращении к «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова [61 удалось выяснить, что таким понятием обозначена работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. В понимании одного из основоположников школы Теории деятельности А.И. Леонтьева [8] «деятельность» - это процесс, при котором происходит взаимодействие человека с окружающим его миром для удовлетворения неких потребности. Более подробное описание этого понятия, как одной из центральных категорий философии, дает «Энциклопедия эпистемологии и философии науки» под редакцией И.Т. Касавина[7]. Считается, что деятельность имеет целевую направленность, причем не только на преобразование окружающей действительности, но и на развитие форм культуры. Как форма активности, она имеет в своей основе определенные программы, которые могут пересматриваться и совершенствоваться неограниченное количество раз. Существует разделение деятельности на формы и типы. Среди форм следует выделить духовную, материальную, игровую, трудовую и нетрудовую деятельность. К типам можно отнести исследование, конструирование, проектирование и прочие. Каждая деятельность имеет свою определенную структуру, но во всех типах и формах есть несколько обязательных элементов: материал преобразования, цель, средство, продукт действий. Таким образом, под «деятельностью» будем понимать целеустремленную систематическую активность человека, направленную на преобразование мира, удовлетворение своих потребностей и развитие форм культуры, результатом которой является некий продукт. В содержании деятельности выделяют такие психологические компоненты, как познавательные, эмоциональные и волевые. При этом считается, что для исследований человеку необходимы такие качества как внимательность, умение наблюдать, фиксировать, размышлять и делать из всего этого выводы.

В рамках темы нашего исследования больший интерес вызывает не просто «деятельность», а та, в результате которой происходит получение новых фактов и знаний - «исследовательская». Соответственно мы подошли к моменту характеристике комбинации двух выше рассмотренных понятий.

Анализ литературных источников позволил выяснить, как научная общественность по-разному подходит к трактовке понятие «исследовательская деятельность». Результаты научного поиска представлены нами в таблице 1.

Ученые видят в ней интеллектуальную, специфическую, творческую, прикладную составляющую. Однако все они уверены в том, что этот вид деятельности не возможен без активной позиции исследователя, готового путем проб и ошибок идти к цели. Получение новых знаний основано на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос и связано с умственной работой, осмыслением и переработкой очень большого объема информации. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Таблица 1

Понятие «исследовательская деятельность» в трактовке разных авторов

№ Трактовка понятия Автор Гсылка

1 регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой Зимняя И.А. и Нашенкова Е.А [9]

2 порождаемый в результате функционирования мотивирующие факторы исследовательского поведения Савенков А.И. [4, с. 315]

3 ГвирЧеекЛЯ Ю1 1 П., IIim.IVi.l4M Которой НВДЯеК'Ч Парькина Е.В. [10, с. 6-7]

4 Проведение прикладных, поисковых научных иееледок.ишп. ¡^еиеримен ui.ii,пых разработок, атакже научно-техническая деятельность, направленные на получение у. 11,1.п!> 11 ми 1 еллск 1 \алыний деятельности. ФЗ «Об , Сколково "» [П]

5 ( )| 1 ре .1 ел е| 111. кО| II.ре . 111,1 X - . ' ■ " II ере 1е 1 в дейе 1В1Ш. через постановку проблемы, вычленение объекта объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность Шашенкова Е.А [12]

г. другого вида творческой деятельности. В этом и деятельности как основы фундамента творчества. Обухов A.C. [13, с. 60]

ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, грани изучаемого объект а. Образцов П. И. [14, с. 21]

Таким образом, «исследовательская деятельность» - это специфический процесс, имеющий целью получение нового факта или знания, требующий глубокой мыслительной работы, основанный на энтузиазме и творчестве человека. Для осуществления исследования и получения результатов необходимо: выделение проблемы, четкая постановка целей и задач, вычленение объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы, проведение экспериментальной работы с фиксацией необходимых результатов, анализ полученных фактов, подведение итогов и рефлексия.

При это следует заметить, что исследования могут носить не только научными, но и учебными. В современном научном мире исследовательская деятельность представляет собой активность ученого, исследователя, испытателя, «целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий» [15, С. 54; 16, С. 301]. Учебная исследовательская деятельность так же имеет целенаправленную и упорядоченную совокупность действий и мотивацию к ним, однако она не ставит целью совершение открытий. Цель состоит в привитии навыков проведения исследований, как одного из способов освоения действительности. Ученик в ходе практической работы исследует новую для него проблему, самостоятельно добывает знание, которое является новым личностно для него [17]. Полученные таким образом знания надолго остаются в памяти.

Преподаватель, выявив предрасположенность ученика к исследовательскому типу мышления, должен содействовать развитию у него исследовательских способностей и формированию активной жизненной позиции [11; 18]. Ученый A.C. Обухов высказал мнение о взаимоотношении учителя и ученика в учебном исследовании и назвал его творческим процессом, совместной деятельность двух личностей, двух субъектов «по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» [13, С. 31].

Исследования H.H. Поддъякова [19], А.И Савенкова [4], показали, что обучение детей элементам учебного исследования необходимо начинать на этапе дошкольного образования. Учеными замечено, что в этом возрасте дети проявляют незаурядную любознательность и желание экспериментировать.

Дошкольный возраст, как этап развития ребенка, в периодизации Д.Б. Эльконина [201 ограничивается возрастным диапазоном от 3 до 7 лет. Однако за указанный промежуток времени, человек очень изменяется в физическом и психологическом плане, у него формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания самостоятельности. Поэтому внутри этого возрастного периода принято выделять еще три: младший (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет) и старший (от 5 до 7 лет) дошкольный возраст.

В течение многих лет научном мире считалось, что для дошкольника ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Это было выявлено и описано известным психологом Л.С. Выготским [211. Посредством игр, как считает ученый, происходит социализация и развитие разнообразных сфер психической деятельности дошкольников. Через игры маленький человек воспринимает мир, общественные и межличностные отношения, определяет свою позицию в обществе. Однако, в 1990-е годы психолог H.H. Поддъяков [19], на основании результатов исследований, пришел к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, но и экспериментирование.

Выводы. На основе изучения трактовок составных элементов исследуемого понятия и уточнения возрастного диапазона дошкольного возраста, сформулируем определение «исследовательская деятельность дошкольника». Это -активность ребенка, в целенаправленно созданных педагогом ДОУ условиях, в результате которой, в игровой форме или путем проведения экспериментов он самостоятельно получает информацию об окружающих предметах и явлениях, учится анализировать и сопоставлять факты, готовится к вхождению в процесс учебного познания, новой умственной и творческой деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении корректное и профессиональное руководство исследовательской работой и экспериментами со стороны воспитателей является неотъемлемым условием эффективности использования данного вида деятельности в повышении качества знаний детей. Согласно положениям ФГОС ДО [1] ребенок сегодня сам определяет свое развитие, а вмешательство педагога состоит только в создании условий для приобретения новых знаний, поддержки познавательного интереса и инициативы. Следовательно, успешность исследовательской деятельности дошкольников зависит от совместной сплоченной работы воспитателя и ребенка, «благодаря выполнению конкретно-функциональных обязанностей каждой из участвующих сторон» [14, С. 32]. Для эффективного распределения таких обязанностей потребуется дополнительная подготовка воспитателей. С этой целью в дальнейшем нами будет разработана модель методического сопровождения педагогов по развитию исследовательской деятельности у дошкольников.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155). - URL: https://base.garant.ru/70512244/53fB9421 bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/

2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.

3. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. - М.: Наука, 1975. - 721 с.

4. Савенков, А.И. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / А.И. Савенков. - М.: Национальный книжный центр, 2016. -48 с.

5.Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, A.B. Леонтович, A.C. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 25.

6. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д.Н. Ушаков. - М.: Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.

7. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И.Т. Касавина. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.

8. Леонтьев, А.Н. Категория деятельности в современной психологии / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. произведения: В 2 т. - Т.2.- М„ 1983. - С. 243-246

9. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова // М-во образования Рос. Федерации. Удмурт, гос. ун-т. Межвуз. каф. новых обучающих технологий по иностр. яз., Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. Сектор «Гуманизация образования». - Ижевск; М., 2001. - 103 с.

10. Ларькина, Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е.В. Ларькина. - М.: Моск. пед. ун-т., 1996.- 16 с.

П.Федеральный Закон «Об инновационномцентре „Сколково"» от28.09.2010№ 244-ФЗ (ред. от 10.07.2012). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 105168/

12. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность. Словарь / Е.А. Шашенкова. М.: УЦ «Перспектива». - 2010. -

88 с. - URL: http://niv.ru/doc/dictionary/research-activities/index.htm

13. Обухов, A.C. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. / A.C. Обухов. - М.: Национальный книжный центр, 2015. -280 с.

14. Образцов, П.И. Методология, методы и методика педагогического исследования: Учебное пособие / П.И. Образцов.

- Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», 2016. - 134 с.

15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. 2-е изд., стер. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 173 с.

16. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 925 с.

17. Чернецкая, Т.П. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в контекст анализа современного стиля управления и организаторской деятельности учителя / Т.Н. Чернецкая // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. -2013,- № 6. - С. 196-202

18. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2014. - 80 с.

19. Поддъяков, H.H. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника / H.H. Поддъяков // Исследователь/Researeher. - 2009. - № 9. - С. 68-75

20. Эльконин, Д.Б. Психология игры. 2-е изд. / Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

21. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития ребенка.

- М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - С. 200-506

Педагогика

УДК 377

студентка 3 курса аспирантуры Гришкина Дарья Александровна

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); преподаватель

Бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Мезенский педагогический колледж» (с. Плещеево)

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования одной из проблем подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования - формирования информационно-методической компетентности студентов колледжа. Автором описаны задумка и логика разворачивания опытно-экспериментальной работы на базе БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» с 2020 по 2023 годы. Представлен анализ констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, которые показали потенциал разработанной модели и педагогической технологии формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа. Автором детализированы поэтапно организация и ход эксперимента, использованные диагностический аппарат, статистическая проверка полученных результатов формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа и их интерпретация. Материалы исследования могут быть использованы в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: информационно-методическая компетентность студентов, педагогический колледж, формирующий, констатирующий и контрольный эксперимент, технология.

Annotation. The article describes the results of an experimental study of one of the problems of training specialists in the system of secondary vocational education - the formation of information and methodological competence of college students. The author describes the idea and logic of the deployment of experimental work on the basis of the Mezen Pedagogical College from 2020 to 2023. The analysis of the ascertaining, forming and control stages of the experiment is presented, which showed the potential of the developed model and pedagogical technology for the formation of information and methodological competence of pedagogical college students. The author details in stages the organization and course of the experiment, the diagnostic apparatus used, the statistical verification of the results obtained in the formation of information and methodological competence of pedagogical college students and their interpretation. The research materials can be used in the system of secondary vocational education.

Key words: information and methodological competence of students, pedagogical college, forming, ascertaining and control experiment, technology.

Введение. Требования к образованию будущего специалиста среднего звена постоянно трансформируются, поэтому перед существующей системой педагогического среднего профессионального образования России стоит задача обеспечения высокого уровня подготовки профессионалов. Решить данную проблему, на наш взгляд, невозможно без целенаправленного формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа, которая определяется как интегративное личностное качество, творческая способность работы с информацией и современными информационно-коммуникативными технологиями для реализации профессиональных действий в мультимедийной среде, включающая ценностно-мотивационный, когнитивно-деятельностный и личностный компоненты, тесно связанные между собой [2, С. 103].

Изложение основного материала статьи. С целью подтверждения прагматических возможностей технологии формирования информационно-методической компетентности студентов в БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж», нами, с 2020 по 2023 годы был проведен педагогический эксперимент. В нем участвовало 89 студентов колледжа, объединенные в учебные группы, демографические характеристики которых следующие:

> средний возраст обучающихся - 15-17 лет;

> уровень образования - выпускник 9 или 11 классов;

> средний уровень владения всеми обучающимися базовыми навыками работы с компьютером и в сети Интернет;

> использование некоторыми информационных ресурсов для образовательной деятельности.

Для достижения цели организуемого педагогического эксперимента необходимо было:

1. выявить исходный уровень сформированности исследуемой компетентности у студентов на констатирующем этапе педагогического эксперимента;

2. апробировать технологию формирования информационно-методической компетентности студентов колледжа в рамках формирующего этапа экспериментальной работы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.