Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESEARCH ACTIVITIES / PRESCHOOL CHILDREN / RESEARCH ABILITIES / LEVELS OF ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES / WAYS OF ORGANIZING RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшина Е. Н.

В данной статье раскрывается содержание понятия «исследовательская деятельность», задачи исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, а также уровни и способы организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшина Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YE.A.FEATURES OF THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

This article reveals the content of the concept of "research activity", the tasks of research activities in preschool age, as well as the levels and ways of organizing research activities of children of preschool age.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2

Лапшина Е.Н. студент магистратуры Омский государственный педагогический университет в г. Таре

научный руководитель: Демидович Е.А., к.п.н.

доцент кафедры Россия, Омская область, г. Тара ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В данной статье раскрывается содержание понятия «исследовательская деятельность», задачи исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, а также уровни и способы организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, дети дошкольного возраста, исследовательские способности, уровни организации исследовательской деятельности, способы организации исследовательской деятельности.

Lapshina E.N. graduate student Omsk State Pedagogical University in Tara Russia, Omsk region, city of Tara Scientific adviser: Ph.D., associate professor Demidovich YE.A.FEATURES OF THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Abstract: This article reveals the content of the concept of "research activity", the tasks of research activities in preschool age, as well as the levels and ways of organizing research activities of children ofpreschool age.

Key words: research activities, preschool children, research abilities, levels of organization of research activities, ways of organizing research activities.

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития, а также с целью обеспечения саморазвития и самореализации ребенка и способствует развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

• ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [1].

Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация исследовательской деятельности как одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

По определению А. В. Леонтовича [2,с. 67] исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций.

Исследовательская деятельность по определению И.А. Зимней [3, с. 89] и Е.А. Шашенковой [3, с. 19] - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели».

Детям дошкольного возраста по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Так уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а

затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности [4, с. 134].

В процессе исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста формируются исследовательские способности.

Формировать исследовательские способности детей дошкольного возраста позволяет специально организованная исследовательская деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Н.Н. Поддъяков выделяет два вида исследовательской деятельности: активность самого ребенка и деятельность, организатором которой выступает взрослый. Детей необходимо обучать исследованию.

К критериям сформированности исследовательских способностей детей дошкольного возраста относят следующие умения: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать предположения (гипотезы); формулировать понятия; классифицировать объекты и явления; наблюдать; проводить эксперимент; формулировать выводы и делать умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать выдвинутые идеи.

По мнению А.И. Савенкова, современная педагогика выделяет три основных уровня организации исследовательской деятельности. Первый уровень предполагает постановку проблемы, выбор стратегии и тактики ее решения педагогом. При этом ребенок самостоятельно находит решение обозначенной проблемы. На втором уровне организации педагог ставит проблему, а способы решения ребенок определяет самостоятельно. Третий уровень ориентирован на самостоятельность детей в постановке проблемы, поиске способов ее исследования и решения [4, с.78].

Исследование может носить индивидуальный или коллективный характер. При реализации индивидуального способа организации исследовательской деятельности дошкольников воспитателю необходимо придерживаться следующего алгоритма: определить уровень развития исследовательских способностей ребенка; отметить стратегические и тактические цели исследования, а также пути их достижения; определить временной ресурс выполнения исследования; предусмотреть участие родителей в исследовании; наметить способы оценки деятельности ребенка.

А.И. Савенков объединяет все темы для исследовательской работы в три основные группы: фантастические, эмпирические и теоретические.

Фантастические темы ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (например, создание волшебной машины).

Эмпирические темы предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов детей (например, наблюдение за домашними животными, эксперименты с водой).

Теоретические темы ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разнообразных теоретических источниках (книгах, в фильмах, интернете).

Например, можно предложить детям собрать информацию о дельфинах, устройстве самолетов, истории игрушек и др.

При выборе темы исследования детей дошкольного возраста необходимо придерживаться определенных правил, а именно, тема должна: вызывать интерес у ребенка; быть доступной, приносить пользу исследователю; быть нестандартной (оригинальной), содержать элемент неожиданности, вызывать удивление; не требовать длительного времени на проведение исследования; иметь формулировку, соответствующую возрастным особенностям детей; учитывать наличие в группе необходимых средств, материалов для проведения исследования.

В процессе развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия: применять различные упражнения на развитие умений видеть проблему, наблюдать, выдвигать гипотезы и т. д.; организовывать взаимодействие с родителями по развитию поисковой активности детей старшего дошкольного возраста; обогащать предметно-развивающую среду необходимым оборудованием для проведения исследования [2, с.55].

Обобщая вышеизложенное, следует заключить, что процесс развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста предполагает систематическое и планомерное проведение педагогом исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, а также обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с планируемыми темами исследований детей.

Использованные источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://pravobraz.ru/federalnyj - gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ свободный. (Дата обращения 13.03.2018)

2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения, [Текст]: метод. пособие / Леонтович А.В. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.

3. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. [Текст] - Ижевск-Москва, 2014.- 145 с.

4. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.