Научная статья на тему 'Возможности исследовательской деятельности для развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте'

Возможности исследовательской деятельности для развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / самостоятельность / исследовательская деятельность / творчество / инициатива / творческая активность / preschool age / independence / research activity / creativity / initiative / creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамиева Марина Салиховна, Махмудова Фируза Абдуллаховна

Цель статьи рассмотреть вопросы развития самостоятельности старших дошкольников средствами исследовательской деятельности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и обобщение. Результат. Успешно решать задачи развития самостоятельности позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы дошкольного образовательного учреждения. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников одна из них. Так как основной функцией исследовательской деятельности детей является самостоятельный поиск ответа на вопрос, то считается возможным посредством исследовательской деятельности целенаправленно развивать самостоятельность дошкольника. Вывод. Исследовательская деятельность сопровождает познавательную деятельность и соответственно качественно совершенствует самостоятельность ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джамиева Марина Салиховна, Махмудова Фируза Абдуллаховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Research Activity for the Development of Independence in the Senior Preschool Age

The aim of the article is to consider the issues of developing the independence of older preschoolers by means of research activities Methods. analysis of psychological and pedagogical literature, observation and generalization. Result. The introduction of modern educational technologies into the practice of preschool educational institutions allows us to successfully solve the problems of developing independence. The organization of cognitive and research activities of preschoolers is one of them. Since the main function of children's research activity is an independent search for an answer to a question, it is considered possible to purposefully develop the independence of a preschooler through research activities. Conclusion. Research activity accompanies cognitive activity and, accordingly, qualitatively improves the independence of the child.

Текст научной работы на тему «Возможности исследовательской деятельности для развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте»

11. Sadikov M. I. Synthesis of the secular and religious - a new format of education. Akkreditatsiya v obrazovanii [Accreditation in education]. 2009. No. 3. Pp. 83. (In Russian)

12. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Feder-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Гамидуллаев Букар Нагметулаевич,

доктор экономических наук, профессор, первый помощник ректора, Дагестанский гуманитарный институт; профессор, кафедра менеджмента, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: bukar85@mail.ru

Гамидуллаев Рами Букарович, кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель, кафедра менеджмента, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: bukar_85@mail.ru

atsii»// SZ RF. 2012. № 53 (ch.1). St. 7598. [Federal law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On education in the Russian Federation". RF Collection of laws. 2012. No. 53 (part 1). St. 7598.] (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Bukar N. Gamidullaev, Doctor (Economу), professor, assistant Principal for Research and Innovation, Dagestan Institute of Humanities; professor, the chair of Management, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; е-mail: bukar85@mail.ru

Rami B. Gamidullaev, Ph. D. (Economу), assistant professor, senior lecturer, the chair of Management, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; е-mail: bu-kar85@mail.ru

Принята в печать 15.02.2023 Received 15.02.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-40-45

Возможности исследовательской деятельности

для развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

© 2023 Джамиева М. С. 1 Махмудова Ф. А.2

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dalgatovam@mail.ru, e-mail: fyruza@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - рассмотреть вопросы развития самостоятельности старших дошкольников средствами исследовательской деятельности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и обобщение. Результат. Успешно решать задачи развития самостоятельности позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы дошкольного образовательного учреждения. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников - одна из них. Так как основной функцией исследовательской деятельности детей является самостоятельный поиск ответа на вопрос, то считается возможным посредством исследовательской деятельности целенаправленно развивать самостоятельность дошкольника. Вывод. Исследовательская деятельность сопровождает познавательную деятельность и соответственно качественно совершенствует самостоятельность ребенка.

Ключевые слова: дошкольный возраст, самостоятельность, исследовательская деятельность, творчество, инициатива, творческая активность.

Формат цитирования: Джамиева М. С., Махмудова Ф. А. Возможности исследовательской деятельности для развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 40-45. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-40-45

Possibilities of Research Activity for the Development of Independence in the Senior Preschool Age

© 2023 Marina S. Djamieva, Firuza A. Makhmudova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dalgatovam@mail.ru, fyruza@rambler.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the issues of developing the independence of older preschoolers by means of research activities Methods. analysis of psychological and pedagogical literature, observation and generalization. Result. The introduction of modern educational technologies into the practice of preschool educational institutions allows us to successfully solve the problems of developing independence. The organization of cognitive and research activities of preschoolers is one of them. Since the main function of children's research activity is an independent search for an answer to a question, it is considered possible to purposefully develop the independence of a preschooler through research activities. Conclusion. Research activity accompanies cognitive activity and, accordingly, qualitatively improves the independence of the child.

Keywords: preschool age, independence, research activity, creativity, initiative, creative activity.

For citation: Djamieva M. S., Makhmudova F. A. Possibilities of Research Activity for the Development of Independence in the Senior Preschool Age. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 1. Pp. 40-45. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-40-45 (in Russian)

Введение

В дошкольной педагогике и возрастной психологии самостоятельность рассматривается в качестве ключевого основания личностного развития ребенка. В этой связи дошкольное образование, регламентируемое ФГОС ДО, предполагает формирование предпосылок развития самостоятельности с самого раннего возраста. Исследования ученых психологов доказывают, что в период дошкольного возраста открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности (А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. А. Люблинская и др.).

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается любознательность и познавательный интерес детей.

Самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности старшего дошкольника, которое выражается в умении поставить правильную цель, настойчивости и решительности в ее достижении с использованием средств, доступных ребенку этого возраста, инициативности в условиях, требующих принятия нестандартных решений, при относительной независимости от взрослого.

Цель статьи - рассмотреть вопросы развития самостоятельности старших дошкольников средствами исследовательской деятельности.

Процесс развития самостоятельности сложный и творческий, поэтому необходимо вести целенаправленную педагогическую работу. Бесспорно, будущее - за технологиями создания таких ситуаций в педагогическом процессе, которые будут стимулировать развитие у детей самостоятельности, изобретательности и самореализации.

Основу такого обучения в отечественной педагогике и психологии заложил С. Л. Рубинштейн («принцип творческой самодеятельности», теперь называется проблемным обучением).

Методы: анализ психолого-

педагогической литературы, наблюдение и обобщение.

И. Я. Лернер, М. К. Скаткин классифицировали методы проблемного обучения, основанные на возрастающей сложности творческой деятельности учащегося: проблемное изложение знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод.

Результаты и обсуждение

Исследовательская деятельность для дошкольника - главный источник представления о мире. И ее следует рассматривать не просто как один из многочислен-

ных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение в детском саду. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Главная цель исследовательской деятельности - формирование у обучающихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать способы деятельности в любой сфере науки и культуры [5, с. 4].

Исследование, по мнению А. И. Савенкова, «процесс поиска неизведанного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. «...» исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины» [5, с. 5, 6].

Исследование как бескорыстный поиск истины, «исследование из чистого интереса» (А. Н. Поддьяков) чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей, и критического мышления. А критичность мышления и самостоятельность сопутствуют друг другу.

Факторами, запускающими исследовательскую мотивацию А. Н. Поддьяков называет:

1. Новизну объекта или явления.

2. Его сложность.

3. Информационный конфликт (несоответствие или противоречие друг другу частей информации) [1].

В своих работах Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности у дошкольников:

- активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он самостоятельно ставит цели, ищет пути и способы их достижения, таким образом, удовлетворяя свои потребности, интересы, волю;

- исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий [2, с. 85].

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Но при этом отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на

занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменяются его совместной активностью со взрослым; затем ребенок выступает как субъект собственной активности. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.

В современной педагогике накоплен опыт обучения, построенный на основе исследовательской деятельности. Выделяются три уровня реализации исследовательского обучения:

- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;

- педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом этапе допускается коллективный поиск);

- на третьем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка ее решения осуществляются детьми самостоятельно.

Старшие дошкольники способны работать на любом из этих уровней, во всех видах деятельности в дошкольной образовательной организации [4].

Исследовательская деятельность ребенка старшего дошкольного возраста в естественной форме проявляется в виде экспериментирования с предметами (Н. Н. Поддьяков) и в виде вербального исследования - вопросов, задаваемых детьми взрослым («что?»; «как?»; «почему?» и т. п.) [7].

Исследования Н. Н. Поддьякова и А. И. Поддьякова говорят нам, что в качестве основного вида исследовательской деятельности детей является деятельность экспериментирования, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста [1, с. 2].

Лишение ребенка возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.

«Объекты, стимулирующие исследовательское поведение ребенка - это различные игрушки, модели реальных объектов,

учебные компьютерные программы, книги и т. п.» [1, с. 13]. И если объекты для исследования хранятся в свободном доступе для ребенка, он может их исследовать столько, сколько ему потребуется.

Такими объектами исследования детьми в детском саду могут быть объекты неживой природы: (вода, песок, камушки, ракушки, и пр.); объекты живой природы (веточки, шишки, различные растения); искусственные объекты (игрушки, которые можно разобрать и собрать; бросовый материал: коробочки разные по величине, пластиковые баночки разного объема и др.). Для исследования обязательно должно быть и лабораторное оборудование: лупы, различные емкости, измерительные приборы, воронки и т. п., схемы, пиктограммы, пооперационные карты, таблицы, модели и др.). Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Исследовательская деятельность относится к области детской самодеятельности, основываясь на детских интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребёнка. А личностно-ориентированный подход в воспитании детей «обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка» [6, с. 49].

Развитие самостоятельности в исследовательской деятельности начинается с умения видеть проблему. Найти проблему труднее, чем ее решить. Активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные.

Таким образом, ребенок приобретает не только определенную независимость от взрослого, но и берет на себя ответственность за результат своих действий.

В программе Н. А. Рыжовой «Наш дом -природа» предусматривается осуществление проектно-исследовательской деятельности как метода развития самостоятельности в познавательной деятельности [3]. Так, в рамках данной программы, в процессе экспериментирования со льдом и водой, педагог предлагает детям высказать свои предположения о том, что происхо-

дит с кусочком льда при опускании в емкость с водой. Дети высказываются: «утонет, растает, будет плавать, ничего не будет». Не оценивая эти высказывания, педагог предлагает каждому ребенку проверить свои предположения в ходе эксперимента. Дети выполняют опыт, наблюдают за его ходом, а затем воспитатель просит дошкольников определить, чьи предположения оказались верными, а чьи - нет.

В конце занятия результаты обсуждаются и обобщаются детьми совместно с воспитателем. Особое внимание при разработке программного содержания блока уделяется формированию творческого воображения, развитию любознательности как основы познавательной активности у дошкольника.

Методы обучения дошкольников исследованию раскрыты в пособии М. В. Кларина «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках», в пособиях А. И. Савенкова, направленных на развитие у старших дошкольников исследовательских способностей.

Одной из распространенных разновидностей исследовательской деятельности является в настоящее время метод проектов (Дж. Дьюи). Теоретические концепции Дж. Дьюи послужили основой для разработки метода проектов. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим [6].

Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Проектирование учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели. С помощью метода проектов развиваются следующие компетенции дошкольника:

- способность брать на себя ответственность;

- участие в совместном принятии решения, т. е. работать в коллективе;

- делать свой выбор;

- умение анализировать результаты своей деятельности;

- способность учиться всю жизнь;

- целеустремленность.

Вывод

Таким образом, формой воспитания самостоятельности дошкольника может

быть задание подготовить проект без всякой посторонней помощи со стороны. Конечно, задания подбираются в соответствии с возможностями детей. Выступление с программой может производиться в игровой ситуации, все слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором участвуют выступающий, слушатели и воспитатели.

Воспитатель, в свою очередь, в заключительной части обязательно положительно отзывается о выступлении докладчика, оценивает манеру маленького оратора держаться перед аудиторией, полноту раскрытия темы выступления. Добывая самостоятельно знания, ребенок должен быть уверен в востребованности своего труда взрослыми. Польза от такой работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет ребенка напрячь свои творческие способности при самостоятельной работе, ребенок учится работать с различными источниками знаний, то есть самостоятельно добывать знания, дискуссия после выступления учит его переоцени-

1. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006. 264 с.

2. Поддьяков Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. 1998. 28 с.

3. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования: книга для педагогов и родителей. Анжеро-Судженский городской округ, 2013. 221 с.

4. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников: Лекции. М.: Первое сентября, 2007. 92 с.

1. Poddyakov A. N. Issledovatel'skoe povedenie: strategii, poznaniya, pomoshch, pro-tivodejstvie, konflikt [Research behavior: strategies, cognition, help, counteraction, conflict]. Moscow: Erebus Publ., 2006. 264 p. (In Russian)

2. Poddyakov N. N. Problemnoe obuchenie i tvorchestvo doshkol'nikov. M.: Centr «Dosh-kol'noe detstvo» im. A. V. Zaporozhca [Problem-based learning and creativity of preschoolers. Moscow: A. V. Zaporozhets Center "Preschool childhood". 1998. 28 p. (In Russian)

3. Ryzhova L. V. Metodika detskogo eksperi-mentirovaniya: kniga dlya pedagogov i roditelej [Methodology of children's experimentation: a book for teachers and parents]. Anzhero-Sudzhensky city district, 2013. 221 p. (In Russian)

4. Savenkov A. I. Detskoe issledovanie kak metod obucheniya starshih doshkol'nikov: Lekcii

вать многое в работе, заставляет критически относиться к своему проекту и проекту детей. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную или групповую, которую они выполняют в течение определенного времени.

Заинтересованность ребенка в исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Педагог должен помочь дошкольнику выбрать наиболее актуальную и посильную задачу, только в этом случае будет обеспечена его мотивация и включение в самостоятельную работу.

Степень самостоятельности ребенка в процессе исследования постепенно возрастает. Перестраиваются отношения детей со взрослыми. Дети реже обращаются к ним за помощью, становятся увереннее, возрастает способность адекватно оценивать собственные действия и решения, формируется самоконтроль.

5. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. 80 с.

6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. М.: Народное образование. Т. 1. 2005. 556 с.

7. Шумакова Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды / Журнал «Вопросы психологии». № 1. 1986. С. 53-59.

[Children's research as a method of teaching older preschoolers: Lectures]. Moscow: The first of September Publ., 2007. 92 p. (In Russian)

5. Savenkov A. I. Metodika issledovatel'skogo obucheniya mladshih shkol'nikov [Methodology of research training of younger schoolchildren]. Samara: Educational literature Publ., 2004. 80 p. (In Russian)

6. Selevko G. K. Enciklopediya obrazovatel'n-yh tekhnologij [Encyclopedia of educational technology]. In 2 v. Moscow: Education Publ., Vol. 1. 2005. 556 p. (In Russian)

7. Shumakova N. B. Research activity in the form of questions in different age periods. ZHur-nal «Voprosy psihologii». Issues of psychology Journal. No. 1. 1986. Pp. 53-59. (In Russian)

Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Джамиева Марина Салиховна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dalgatovam@mail.ru

Махмудова Фируза Абдуллаховна, кандидат педагогических наук, преподаватель, Гуманитарно-педагогический колледж, Махачкала, Россия; e-mail: fyru-za@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принята в печать 31.01.2023

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Marina S. Djamieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dalgato-vam@mail.ru

Firuza A. Mahmudova, Ph. D. (Pedagogy), Teacher, Humanitarian and Pedagogical College, Makhachkala, Russia; e-mail: fyru-za@rambler.ru

Received 31.01.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 373.24

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-45-49

Использование методики правополушарного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников

© 2023 Долгая Н. А. 1 Османова З. О. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: bars19832006@rambler.ru

2 Детский сад № 56, Махачкала, Россия; е-mail: saharok226@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассматриваются особенности методики правополушарного рисования и приёмы, которые используют на занятиях по правополушарному рисованию для детей дошкольного возраста при развитии у них творческого потенциала. Методы. Методами теоретического исследования проанализирован и систематизирован теоретический материал, позволяющий изучить эффективность влияния правополушарного рисования на развитие творческого потенциала у дошкольников. Результаты. Использование методики правополушарного рисования способствует не только развитию творческого потенциала у детей, но и может использоваться как метод психотерапии, помогающий решить проблемы детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Вывод. Использование методики правополушарного рисования в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию у них творческого мышления, воображения, что в целом формирует творческую личность.

Ключевые слова: творческий потенциал, воображение, метод правополушарного рисования, дошкольники, арт-терапия, приемы правополушарного рисования.

Формат цитирования: Долгая Н. А., Османова З. О. Использование методики правополушарного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 45-49. 001: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-45-49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.