Научная статья на тему 'О необходимости курса интеграционного менеджмента в образовательном процессе в теологическом вузе'

О необходимости курса интеграционного менеджмента в образовательном процессе в теологическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исламский менеджмент / управление / интеграция / теология / процесс / образование / Islamic management / management / integration / theology / process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамидуллаев Букар Нагметулаевич, Гамидуллаев Рами Букарович

Цель исследования обосновать необходимость внедрения в теологический образовательный процесс курса интеграционного исламского менеджмента, ориентированного на повышение уровня знаний и умений обучающихся исламских вузов по управлению исламскими объектами. Методы: анализ, обобщение, наблюдение. Результат. Данный образовательный курс направлен на овладение новыми управленческими знаниями, которые ранее не имели места в практике преподавания. Авторы статьи обосновывают необходимость изучения «исламского менеджмента» в современных условиях как возможности ускорения, совершенствования и эффективного управления системами и объектами исламской многосторонней экономики. Авторы также формулируют и представляют понятийный аппарат светского и исламского управления, а также предлагают некоторые рекомендации по эффективной реализации данного курса в исламских университетах. Вывод. В соответствии с национальными интересами Российское государство, помимо подготовки современных управленцев через светское образование, остро нуждается в подготовке управленцев через исламские вузы для объектов исламских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамидуллаев Букар Нагметулаевич, Гамидуллаев Рами Букарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Need for an Integration Management Course in the Educational Process in Theology

The aim of the study is to substantiate the need to introduce an integrated Islamic management course into the theological educational process, aimed at improving the level of knowledge and skills of students of Islamic universities in the management of Islamic objects. Methods: analysis, generalization, observation. Result. This educational course is aimed at mastering new managerial knowledge that previously had no place in teaching practice. The authors of the article substantiate the need to study "Islamic management" in modern conditions as an opportunity to accelerate, improve and effectively manage the systems and objects of the Islamic multilateral economy. The authors also formulate and present the conceptual apparatus of secular and Islamic governance, as well as offer some recommendations for the effective implementation of this course in Islamic universities. Conclusion. In accordance with national interests, the Russian state, in addition to training modern managers through secular education, is in dire need of training managers through Islamic universities for facilities of Islamic institutions.

Текст научной работы на тему «О необходимости курса интеграционного менеджмента в образовательном процессе в теологическом вузе»

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Гаджимурадов Мадрид Абдуллае-вич, кандидат физико-математических наук, профессор, кафедра высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: al-gebr2014@yandex.ru

Гаджиева Зульфия Джамалдиновна, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра высшей математики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: ga-dzhieva.zulfiyaa@mail.ru

Гаджимурадов Бахтияр Мадридо-вич, кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационно-коммуникационных технологий, математики и информационной безопасности, Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия; e-mail: al-gebra_2014@yandex.ru

Принята в печать 20.01.2023

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Madrid A. Gadzhimuradov, Ph. D. (Physical and Mathematical Sciences), Professor, the chair of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: algebra 2014@yandex.ru

Zulfiya Dzh. Gadzhieva, Ph. D. (Physical and Mathematical Sciences), associate professor, the chair of Higher Mathematics, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: ga-dzhieva.zulfiyaa@mail.ru

Bakhtiyar M. Gadzhimuradov, Ph. D. (Economic Sciences), associate professor, the chair of Information and Communication Technologies, Mathematics and Information Security, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia; e-mail: algebra_2014@yandex.ru

101.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-34-40

О необходимости курса интеграционного менеджмента в образовательном процессе в теологическом вузе

© 2023 Гамидуллаев Б. НЛ 2, Гамидуллаев Р. Б.3

1 Дагестанский гуманитарный институт, Махачкала, Россия; e-mail: bukar85@mail.ru 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: bukar85@mail.ru 3 Дагестанский государственный технический университет,

Махачкала, Россия; bukar_85@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - обосновать необходимость внедрения в теологический образовательный процесс курса интеграционного исламского менеджмента, ориентированного на повышение уровня знаний и умений обучающихся исламских вузов по управлению исламскими объектами. Методы: анализ, обобщение, наблюдение. Результат. Данный образовательный курс направлен на овладение новыми управленческими знаниями, которые ранее не имели места в практике преподавания. Авторы статьи обосновывают необходимость изучения «исламского менеджмента» в современных условиях как возможности ускорения, совершенствования и эффективного управления системами и объектами исламской многосторонней экономики. Авторы также формулируют и представляют понятийный аппарат светского и исламского управления, а также предлагают некоторые рекомендации по эффективной реализации данного курса в исламских университетах. Вывод. В соответствии с национальными интересами Российское государство, помимо подготовки современных управленцев через

светское образование, остро нуждается в подготовке управленцев через исламские вузы для объектов исламских учреждений.

Ключевые слова: исламский менеджмент, управление, интеграция, теология, процесс, образование.

Формат цитирования: Гамидуллаев Б. Н., Гамидуллаев Р. Б. О необходимости курса интеграционного менеджмента в образовательном процессе в теологическом вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 34-40. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-34-40_

The Need for an Integration Management Course in the Educational Process in Theology

© 2023 Bukar N. Gamidullaev1, 2, Rami B. Gamidullaev3

1Dagestan Institute of Humanities, Makhachkala, Russia; е-mail: bukar85@mail.ru 2Dagestan State University, Makhachkala, Russia; е-mail: bukar85@mail.ru 3Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; е-mail: bukar_85@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to substantiate the need to introduce an integrated Islamic management course into the theological educational process, aimed at improving the level of knowledge and skills of students of Islamic universities in the management of Islamic objects. Methods: analysis, generalization, observation. Result. This educational course is aimed at mastering new managerial knowledge that previously had no place in teaching practice. The authors of the article substantiate the need to study "Islamic management" in modern conditions as an opportunity to accelerate, improve and effectively manage the systems and objects of the Islamic multilateral economy. The authors also formulate and present the conceptual apparatus of secular and Islamic governance, as well as offer some recommendations for the effective implementation of this course in Islamic universities. Conclusion. In accordance with national interests, the Russian state, in addition to training modern managers through secular education, is in dire need of training managers through Islamic universities for facilities of Islamic institutions.

Keywords: Islamic management, management, integration, theology, process.

For citation: Gamidullaev B. N., Gamidullaev R. B. The Need for an Integration Management Course in the Educational Process in Theology. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 1. Pp. 34-40. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-34-40 (in Russian)

Введение

В настоящее время коренные изменения происходят в исламском управлении так же, как в управлении всеми другими сферами человеческой деятельности. В период инновационного развития общества назрела настоятельная необходимость в обучении студентов факультетов теологии основам исламского менеджмента.

Менеджмент и любая управленческая деятельность во всем многообразии различных аспектов функционирования занимает особое место в исламской среде управления. К ней причастны все объекты духовного управления, их структурные подразделения (исламские учебные

заведения, мечети, благотворительные фонды и т. д.), где принимаются управленческие решения, и сотрудники духовного управления. И от того, насколько своевременно, оперативно и компетентно принимаются управленческие решения, будет зависеть состояние, функционирование и развитие объекта управления в настоящем и будущем.

В основе управления и менеджмента лежит система и организационная правовая форма управляемого объекта, которая определяет основу, способы и методы управления, а так как она сама подвержена непрерывному изменению, то и совершенствование принципов, методов и ме-

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023

ханизмов управления - процесс непрерывный [2].

Как известно, наука управления и менеджмент как ее составная часть развивались и совершенствовались на протяжении многих веков, прежде чем стать самостоятельной сферой знания и науки в светском понимании. С нашей точки зрения, настало время изучения и развития неисследованной исламской науки управления.

Полагаем, что назрела необходимость определить научные основы исламского менеджмента, исходя из наших реалий и традиций и опираясь на историю развития теории и практики доисламского, исламского и послеисламского периодов. В связи с этим нами был создан учебник «Исламский менеджмент» по обучению основам управления в исламских вузах. Его создание вызвано необходимостью эффективного и динамичного научного управления исламскими объектами. В реальной жизни на исламских объектах, так или иначе, осуществляется управление, но проблема заключается в том, что мобильность и результативность принятия решений можно увеличить многократно, используя элементы науки управления. Учебник в первую очередь адресован тем, кто верит в необходимость исламского менеджмента.

Ученые тех государств, где имеет место исламское управление на государственном уровне, проводят исследования и делают попытки разработать соответствующие основы исламского менеджмента. Пока эти работы носят исследовательский характер, и они будут, на наш взгляд, принципиально отличаться от тех основ исламского менеджмента, которые мы предусматриваем в нашей работе, опираясь на традиционный ислам.

Предлагаемый авторами учебник «Исламский менеджмент» является первой попыткой аккумулирования и систематизации знаний в данной области. Он содержит большой обобщающий материал по исламскому управлению, по общей интеграционной практике применения менеджмента.

Нам представляется, что настоящий учебник сыграет заметную роль в подготовке специалистов высокого уровня не только на факультетах теологии, но по другим направлениям исламского образо-

вания. Примером является Дагестанский гуманитарный институт, где дисциплина «Исламский менеджмент»» уже включена в программу обучения на теологическом факультете.

Цель исследования - обосновать необходимость внедрения в теологический образовательный процесс курса интеграционного исламского менеджмента, ориентированного на повышение уровня знаний и умений обучающихся исламских вузов по управлению исламскими объектами.

Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются аналитические, исследовательские, учебно-методические материалы, а также материалы отечественных и зарубежных ученых по проблемам образования и управления. Методами служат анализ, обобщение, наблюдение.

Результаты и обсуждение

Ключевые термины нашего исследования - это интеграция, теология и исламский менеджмент.

Под интеграцией обычно понимают результативный процесс восполнения, объединения и развития разрозненных частей и элементов с интенсивной взаимосвязью в нечто системное и целое с сохранением их определённой автономности, ориентированное на более прогрессивное развитие и управление. В нашей работе речь идет об объединении, взаимодействии, восполнении разрозненных частей светской и исламской науки управления в единую систему исламского менеджмента.

Теология, или Богословие, - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога; наука о религиозном учении, раскрытие его догматов, обычаев, устоев, систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения - представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.

Научной специальностью теология была признана в России решением ВАК в 2015 году. Специальность раскрывает содержание теологии, её базовые разделы,

изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическую деятельность религиозной организации, её служение, культурное наследие в различных контекстах [9]

Теология отличается от религиоведения и философии религии тем, что старается обосновать и защитить вероучение о Боге и Его откровении.

Теология выступает научным обоснованием религиозного мировоззрения, которое существует в разных формах и вариантах, в разных странах, на разных языках, в различных культурных традициях.

Прежде, чем дать определение исламского менеджмента, обратимся к общему пониманию менеджмента. Это слово английский язык заимствовал из латинского: «тапш» по-латыни означает «рука». Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».

Слово «менеджмент» относительно недавно вошло в русский язык, и оно не является точным синонимом русскому термину «управление». Менеджмент - узкое понятие, в основном связанное с управлением человеком (менеджером) группой людей.

Термин «управление» многие исследователи рассматривают как совокупность скоординированных действий или мероприятий, направленных на достижение поставленных конкретных целей. Другие исследователи понимают управление как руководство людьми и такое использование различных средств, которое позволяет решать определенные задачи самым результативным путем.

В светском понимании термин «менеджмент» имеет несколько значений, например:

1) менеджмент - это научная и учебная дисциплина, которая посвящена проблемам, которые возникают при управлении людьми, и рассматривается как одна из экономических наук и исследовательских направлений;

2) менеджмент - это многогранный вид трудовой деятельности, в результате которого осуществляется процесс управления или ряд последовательных действий от постановки цели до ее достижения;

3) менеджмент - процесс, предполагающий выполнение определенных таких функций, как прогнозирование, планиро-

вание, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ; для реализации той или иной функции применяют различные методы [7].

Все рассмотренные термины «менеджмента», а их можно привести еще больше, не противоречат друг другу, а, наоборот, тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.

Исламскому менеджменту тоже можно дать различные определения, в зависимости от подхода к управлению. Синонимом слову «менеджмент» в исламе может служить слово «рушд» (сознание, благоразумие), означающее достоинство и способность сохранять и правильно использовать жизненные средства и капитал, тогда как управление людьми представляет собой искусство мобилизации и оптимальной организации человеческих кадров, контроля над ними и их применения

Зрелость (зрелость личности) на национальном уровне (рушд) означает достоинство и способность нации применять и использовать такие факторы, как природные ресурсы, культурный и человеческий капитал. В шариате, если человек не достиг зрелости, то есть не способен определять, что для него хорошо и целесообразно, и не может правильно использовать свои природные и культурные ресурсы, придут другие народы и станут им руководить, в некотором роде подвергать его эксплуатации, делая это открыто (как при старом колониализме) или тайно (как при современном неоколониализме).

Итак, под исламским менеджментом мы понимаем такое управление, которое на практике, в процессе осуществления деятельности и постановки целей, учитывает социальную справедливость, а его конечной целью является обретение довольства Всевышнего, тогда как служение народу рассматривается в нем как один из видов поклонения.

Исламский менеджмент - это власть и покровительство Аллаха над людьми, ведь только такая власть, истоком которой является Бог, обладает легитимностью.

Исламский менеджмент представляет собой искусство и науку правильного применения людей и возможностей для достижения корпоративных целей таким

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• DSPU JOURNAL Уо!. 17. N0. 1. 2023

образом, чтобы они не противоречили шариатским нормам.

Как следует из определений исламского менеджмента, это понятие отражает основные функции управления, как и в светской системе управления. Отличительной особенностью является наличие акцента преимущественно религиозного и Божественно-духовного составляющего.

На основе нашего исследования и опыта преподавания в Дагестанском гуманитарном институте дисциплины «Исламский менеджмент», попробуем сформулировать некоторые рекомендации для совершенствования теологического образования и эффективной реализации курса.

В первую очередь необходимы готовность к изменениям и преодолению трудностей, прежде всего, со стороны как руководства вуза, преподавателей, так и обучающихся.

Немаловажную роль играет подготовка или переподготовка действующих преподавателей на основе единых квалификационных требований с целью качественного преподавания интеграционного исламского менеджмента на теологических факультетах.

Изучение исламского менеджмента должно быть мотивировано личными интересами обучающихся, связанными с их желанием поиска новых возможностей в

ных институтов религии, науки и образования в современном обществе // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 6. С. 267-272.

2. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Шесто-пал Н. Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. М.: ИН-ФРА-М, 2008. 440 с.

3. Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992-2017): биобиблиографический словарь-справочник / сост. М. А. Сапронова, А. Л. Чече-вишников, А. А. Ярлыкапов. М.: МГИМО-Университет, 2018. 82 с.

4. Митрополит Волокаламский Иларион (Алфеев). Теология в светском образовательном пространстве // Православие. [Электронный ресурс] / Режим доступа]: http://www.pravoslavie.ru/92784.htm! (дата обращения: 20.09.2022)

целях самореализации как будущих управленцев.

Вывод

В Дагестанском гуманитарном институте впервые в истории теологического образования не только в России, но и за ее пределами в образовательный процесс включен инновационный курс «Исламский менеджмент». Авторами настоящей статьи подготовлен к изданию учебник «Исламский менеджмент» для использования в рамках изучения указанного курса.

Особенность данного курса заключается в том, что он интегрирует элементы исламского менеджмента и менеджмента и структурирована в соответствии с основными требованиями науки и практики управления. Систематизированный подход к управлению, нашедший отражение и в учебнике по курсу, способствует лучшему пониманию обучающимися науки исламского менеджмента и концентрирует их внимание на проблемах современного управления.

Сегодня очевидно, что в соответствии с национальными интересами Российское государство, помимо подготовки современных управленцев через светское образование, остро нуждается в подготовке управленцев через исламские вузы для объектов исламских учреждений.

словским дисциплинам в арабских странах и возможность их применения в Российской Федерации // Материалы Всероссийской научно-образовательной конференции. Теологическое образование: проблемы и перспективы развития. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет, Дагестанский гуманитарный институт. Махачкала: Изд-во «АЛЕФ», 2019. С. 130.

6. Мухаметшин Р. М. Система мусульманского образования в современной России // Теология в системе научного знания и образования: материалы слушаний в Общественной палате Российской Федерации. М.: Изд-во Общественной палаты Российской Федерации, 2008. 114 с.

7. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство «Изумруд», 2003. 298 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m151/1_1.htm (дата обращения: 22.05.2022)

Литература

1. Воденко К. В. Взаимодействие социаль- 5. Мусаев М. М. Концепции обучения бого-

8. Осипов А. И. О некоторых принципах образовательной концепции // Духовно-нравственная культура: материалы первого фестиваля духовной культуры. М., 2006. 287 с.

9. Паспорт научной специальности «Теология». Одобрен президиумомВысшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, протокол президиума от 25 сентября 2015 г. № 24, рекомендация № 24/555. [Электронный ресурс] / Режим доступа]: http://vak.ed.gov.ru/vak (дата обращения: 22.05.2022)

tions of religion, science and education in modern society. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta (No-vocherkasskogo politekhnicheskogo instituta). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of the South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). Series: Social and Economic Sciences]. 2012. No. 6. Pp. 267-272 (In Russian)

2. Dorofeev V. D., Shmeleva A. N., Shestopal N. Y. Menedzhment: Ucheb. posobie [Ledelse: Ucheb. Rasjon]. Moscow: INFRA-M Publ., 2008. 440 p.

3. Islam i musul'mane postsovetskoy Rossii v rabotakh otechestvennykh issledovateley (19922017): biobibliograficheskiy slovar'-spravochnik [Islam and Muslims of post-Soviet Russia in the works of Russian researchers (1992-2017): bio-bibliographic dictionary] M. A. Sapronova, A. L. Chechevishnikov, A. A. Yarlykapov (comp.). Moscow: MGIMO-Universitet publ., 2018. 82 p. (In Russian)

4. Mitropolit Volokalamskiy Ilarion (Alfeev) Teologiya v svetskom obrazovatel'nom pros-transtve [Theology in the secular educational space]. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.pravoslavie.ru/92784.html (accessed: 20.09.2022)

5. Musaev M. M. Concepts of teaching theological subjects in Arab countries and the possibility of their application in the Russian Federation. Materialy Vserossiyskoy nauchno-obrazovatel'noy konferentsii. Teologicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitiya. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Ros-siyskoy Federatsii, Sankt-Peterburgskiy gosudar-stvennyy universitet, Dagestanskiy gumanitarnyy institut [Materials of the all-Russian scientific and educational conference. Theological education: problems and prospects of development. Ministry of science and higher education of the Russian Federation, Saint Petersburg State University,

10. Пономарев Р. Е. Сущность образования в культурном измерении // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 2. С. 56-66.

11.Садиков М. И. Синтез светского и религиозного - образование нового формата // Аккредитация в образовании. 2009. № 3. С. 83.

12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Свод законов РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2019. Pp. 130. (In Russian)

6. Mukhametshin R. M. The system of Muslim education in modern Russia. Teologiya v sisteme nauchnogo znaniya i obrazovaniya: materi-aly slushaniy v Obshchestvennoy palate Ros-siyskoy Federatsii [Theology in the system of scientific knowledge and education: materials of hearings in The Public Chamber of the Russian Federation]. Moscow: Public Chamber of the Russian Federation Publ., 2008. 114 p. (In Russian)

7. Orlov A. I. Menedzhment. Uchebnik [Ledelse]. L^rebok. Moscow: Izdatelstvo «Izumrud», 2003. 298 p. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.aup.ru/books/m151/1_1.htm_(accessed: 22.05.2022)

8. Osipov A. I. On some principles of the educational concept. Dukhovno-nravstvennaya kul'tura: materialy pervogo festivalya dukhovnoy kul'tury [Spiritual and moral culture: materials of the first festival of spiritual culture]. Moscow, 2006. 287 p. (In Russian)

9. Pasport nauchnoj special'nosti «Teologiya». Odobren prezidiumomVysshej attestacionnoj komissii pri Ministerstve obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, protokol prezidiuma ot 25 sentyabrya 2015 g. № 24, rekomendaciya № 24/555. [Passport of the scientific specialty "Theology". Approved by the Presidium of the Higher Attestation Commission under the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Protocol of the President of September 25, 2015 No. 24, Recommendation No. 24/555]. [Electronic resource]. Mode of access: http://vak.ed.gov.ru/vak (accessed: 22.05.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ponomarev R. E. The essence of education in the cultural dimension. Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagog-icheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Pedagogical education]. 2014. No. 2. Pp. 56-66. (In Russian)

References

1. Vodenko K. V. Interaction of social institu- Dagestan Humanitarian Institute]. Makhachkala,

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• DSPU JOURNAL. Voi. 17. No. 1. 2023

11. Sadikov M. I. Synthesis of the secular and religious - a new format of education. Akkreditatsiya v obrazovanii [Accreditation in education]. 2009. No. 3. Pp. 83. (In Russian)

12. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Feder-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Гамидуллаев Букар Нагметулаевич,

доктор экономических наук, профессор, первый помощник ректора, Дагестанский гуманитарный институт; профессор, кафедра менеджмента, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: bukar85@mail.ru

Гамидуллаев Рами Букарович, кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель, кафедра менеджмента, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: bukar_85@mail.ru

atsii»// SZ RF. 2012. № 53 (ch.1). St. 7598. [Federal law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On education in the Russian Federation". RF Collection of laws. 2012. No. 53 (part 1). St. 7598.] (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Bukar N. Gamidullaev, Doctor (Economy), professor, assistant Principal for Research and Innovation, Dagestan Institute of Humanities; professor, the chair of Management, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: bukar85@mail.ru

Rami B. Gamidullaev, Ph. D. (Economy), assistant professor, senior lecturer, the chair of Management, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; e-mail: bu-kar85@mail.ru

Принята в печать 15.02.2023 Received 15.02.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-40-45

Возможности исследовательской деятельности

для развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

© 2023 Джамиева М. С. 1, Махмудова Ф. А.2

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dalgatovam@mail.ru, e-mail: fyruza@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - рассмотреть вопросы развития самостоятельности старших дошкольников средствами исследовательской деятельности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и обобщение. Результат. Успешно решать задачи развития самостоятельности позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы дошкольного образовательного учреждения. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников - одна из них. Так как основной функцией исследовательской деятельности детей является самостоятельный поиск ответа на вопрос, то считается возможным посредством исследовательской деятельности целенаправленно развивать самостоятельность дошкольника. Вывод. Исследовательская деятельность сопровождает познавательную деятельность и соответственно качественно совершенствует самостоятельность ребенка.

Ключевые слова: дошкольный возраст, самостоятельность, исследовательская деятельность, творчество, инициатива, творческая активность.

Формат цитирования: Джамиева М. С., Махмудова Ф. А. Возможности исследовательской деятельности для развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 40-45. РО!: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-40-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.