Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ КАК ОРИЕНТИР ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

РЕЛИГИЯ КАК ОРИЕНТИР ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / САМОСОЗНАНИЕ / СВЕТСКИЕ И ИСЛАМСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПОНЕНТ / RELIGIOUS IDENTITY / MODERN YOUTH / CONSCIOUSNESS / SECULAR AND ISLAMIC INSTITUTIONS / RELIGIOUS COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Османова Эльвира Гассбулаевна

Цель исследования - определение психологического содержания религиозной идентичности у студенческой молодежи Дагестана. Методы. Эмпирическое исследование, количественный и качественный анализ полученных результатов. Использованы психодиагностические методики: анкета, тест Куна-Макпартланда «Кто Я?». Результат. Авторами определены качественные различия в содержании религиозного компонента в структуре общего самосознания молодёжи светских и исламских учебных заведений. Вывод. В иерархической структуре самосознания дагестанской молодежи религиозный компонент доминирует над всеми другими. У студентов религиозных учебных заведений религиозное самосознание приобретает гипертрофированную форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Османова Эльвира Гассбулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AS AN INDICATION OF MODERN YOUTH’S BEHAVIOR IN DAGESTAN SOCIETY

The aim of the study is to identify the psychological content of Dagestan students’ religious identity. Methods. Empirical research, quantitative and qualitative analysis of attained results. The psychodiagnostic techniques: questionnaire, Kuhn and Mcpartland Test “Who am I?” are used. Result. The authors define the qualitative differences in the content of religious component in the structure of general selfconsciousness of the secular and islamic institutions youth. Conclusion. The religious component dominates all others in the hierarchy of structural content of Dagestan youth’s selfconsciousness. The religious selfconsciousness of the religious universities students acquires a hubris form.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ КАК ОРИЕНТИР ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-58-63

Религия как ориентир поведения современной молодежи в дагестанском обществе

© 2019 Гаджимурадова З. М., Османова Э. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия; e-mail: gjt-@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - определение психологического содержания религиозной идентичности у студенческой молодежи Дагестана. Методы. Эмпирическое исследование, количественный и качественный анализ полученных результатов. Использованы психодиагностические методики: анкета, тест Куна-Макпартланда «Кто Я?». Результат. Авторами определены качественные различия в содержании религиозного компонента в структуре общего самосознания молодёжи светских и исламских учебных заведений. Вывод. В иерархической структуре самосознания дагестанской молодежи религиозный компонент доминирует над всеми другими. У студентов религиозных учебных заведений религиозное самосознание приобретает гипертрофированную форму.

Ключевые слова: религиозная идентичность, современная молодежь, самосознание, светские и исламские учебные заведения, религиозный компонент.

Формат цитирования: Гаджимурадова З. М, Османова Э. Г. Религия как ориентир поведения современной молодежи в дагестанском обществе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 58-63. DOI: 10.31161/19950659-2019-13-2-58-63_

Religious as an Indication of Modern Youth's Behavior in Dagestan Society

© 2019 Zugra M. Gadzhimuradova, Elvira G. Osmanova

Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: gjt-@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to identify the psychological content of Dagestan students' religious identity. Methods. Empirical research, quantitative and qualitative analysis of attained results. The psychodiagnostic techniques: questionnaire, Kuhn and Mcpartland Test "Who am I?" are used. Result. The authors define the qualitative differences in the content of religious component in the structure of general selfconsciousness of the secular and islamic institutions youth. Conclusion. The religious component dominates all others in the hierarchy of structural content of Dagestan youth's selfconsciousness. The religious selfconsciousness of the religious universities students acquires a hubris form.

Keywords: religious identity, modern youth, consciousness, secular and islamic institutions, religious component.

For citation: Gadzhimuradova Z. M., Osmanova E. G. Religious as an Indication of Modern Youth's Behavior in Dagestan Society. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 58-63. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-58-63 (In Russian)

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Введение

В эпоху глобальных перемен в ценностном мире всего человечества чрезвычайно важным является изучение психологических особенностей самосознания современной молодежи. При этом важно подчеркнуть, что тревогу вызывают в большей степени те незрелые, входящие в самосознание идентичности, которые препятствуют развитию общества в русле интернализации.

На фоне роста напряженности в межнациональных отношениях и конфликтов в мире, проблема религиозной идентичности в самосознании молодежи, как нам представляется, является очень важной и недостаточно разработанной в психологии.

Исследователи проблем религиозного самосознания в психологии (Г. М. Андреева, Б. С. Братусь, В. С. Агеев, А. Г. Асмо-лов, З. М. Гаджимурадова, И. С. Кон, А. Н. Крылов, К. Левин, В. В. Столин, Г. Л. Бар-диер, Ж. Пиаже, Д. Сьюпер, В. С. Собкин, Н. Д. Угринович и др.) считают, что одним из важнейших социальных институтов, который позволяет увековечить нравственные устои, найти смысл жизни, и транслирует гуманное отношение к человечеству, является религия. С точки зрения психологии, религия благоприятствует формированию подобающей системы ценностно-смысловых ориентаций, которые регулируют сознательное поведение личности и ее отношение к жизни [2; 4].

Значение религии в жизни дагестанской молодежи в последнее время значительно возросло. Тот факт, что сегодня появилось много сектантской религиозной литературы, проповедующей чуждые для народов Дагестана идеи панисламизма, панарабизма и сепаратизма, требует особого внимания со стороны исследований самосознания. Под видом духовного возрождения пропагандируются возросшие пратюрк-ские амбиции Турции, претензии Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, политические расчеты Пакистана и афганских группировок [1]. Такое состояние не может не влиять на церковную и мечетскую идеологии, которые в первую очередь влияют на молодёжное самосознание, сензитивное к новым, в том числе и негативным социальным влияниям.

Сегодня нужны новые аргументы и объяснения религиозного мировоззрения, необходимо изучение содержания религиозного самосознания и идей, участвующих

под религиозными лозунгами за преодоление социально-экономического кризиса, борющихся за единство Дагестана, обеспокоенных судьбой его народов [3].

Цель исследования - определение психологического содержания религиозного самосознания современной студенческой дагестанской молодежи.

В процессе исследования были использованы психодиагностические методики: включенное наблюдение, анкета, тест Ку-на-Макпартланда «Кто Я?».

Результаты

Эмпирическое исследование проводилось в городе Махачкала на базе ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Института теологии и международных отношений» и ЧОУ ВО «Дагестанский теологический институт им. Саида Афанди». Начальную выборку составили 150 человек, в число которых вошли 80 студентов светских учебных заведений и 70 студентов исламских учебных заведений (юноши и девушки в равных долях).

Анкетное обследование было проведено в два этапа. Первый этап состоял в выявлении числа студентов, признавших себя верующими. Все 100 % (от N=150) исследованного нами массива (и неверующие в том числе) заявили, что их вероисповедание - ислам суннитского толка. Ислам -это вера их предков, традиция и культура.

На поставленные в анкете вопросы: «Можете ли Вы сказать, что Вы - религиозный человек?» и «В какой степени Вы считаете себя религиозным человеком?», ответы обследованных показали, что большинство из них считают себя в той или иной степени верующими людьми, что лишь подтверждает осмысленность их религиозного выбора.

Второй этап проводился в экспериментальной группе только верующих респондентов (50 девушек и 50 юношей). Анкета включала вопросы следующего характера: «Как часто Вы участвуете в религиозных ритуалах?», «Насколько важно для Вас принимать участие в религиозных ритуалах?», «Как часто Вы совершаете молитву?», «Насколько важна для Вас молитва?», направленные на выявление интенсивности публичной и приватной религиозной практики.

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• йБРи JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Также этот этап включал в себя вопросы: «Какую из моделей поведения Вы считаете наиболее подходящей для Вас?», «В каком случае Вы могли бы проявить неповиновение государству?», «Могли бы Вы, в связи с какими-то жизненными обстоятельствами оказаться в рядах ваххабитов или боевиков ИГИЛ (запрещенная в Рос-

На вопрос: «Почему молодежь уходит к "лесным братьям"?», студентам предоставили возможность выбрать несколько вариантов ответов.

Почти половина (48 % от N=100) опрошенной молодёжи светских и религиозных учреждений считают, что «многие попадают туда случайно, поддавшись уговорам, желая почувствовать силу, романтику». В тоже время 34 % светской молодёжи и 36 % исламской молодёжи считают, что причина ухода молодых людей к "лесным братьям" - это по большому счету, лишь «желание получить денежное вознаграждение».

Наряду с этим, 16 % от всей генеральной выборки (N=100) считают, что: «У них иллюзорные представления, что они попадут в рай» (жен., 18 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «Из-за того, что творится в государстве» (жен., 17 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «Из-за глупости и недалекости своей» (жен., 17 л., ИТиМО, декабрь,

сии террористическая организация)?», «Охарактеризуйте Ваше отношение к религии?» (гистограмма № 1), «Почему молодежь уходит к "лесным братьям"?», раскрывающие отношение верующей молодежи к религиозным нормам, праву, к различным современным религиозным течениям и движениям.

2018 г.), «Из-за антисоциальных побуждений» (муж., 19 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «Их дурят агенты, обещают деньги, достаток» (муж., 18 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.)», «У них нет культуры» (муж., 18 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «Из-за слабого характера» (муж., 17 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «Причина - слабость веры у этой молодежи, легко поддаются вербовщикам» (жен., 20 л., ДГПУ, ноябрь, 2018 г.)», «Из-за слабости характера и жадности к деньгам» (жен., 24 г., ДГПУ, ноябрь, 2018 г.), «Из-за низкой религиозной культуры» (муж., 19 л., ДГУ, ноябрь, 2018 г.), «Они не относятся к мусульманам, они ваххабиты и всё» (муж., 20 л., ДГУ, ноябрь, 2018 г.).

На вопрос: «Как считаете, в чем истинные причины террористической активности молодежи, принявшей идеологию "ваххабитов"?», - большая часть студентов светских (72 % от п=50) и (66 % от п=50) религиозных учебных заведений считают,

Гистограмма № 1. Распределение ответов на вопрос: «Охарактеризуйте Ваше отношение к религии?»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

что «эти люди тупо за деньги выполняют задания зарубежных террористических организаций». Вместе с тем 12 % от всей генеральной выборки считают, что «Многие из них уверены, что они на правильном пути» (жен., 18л., ИТиМО, ноябрь, 2018 г.), «Безделье молодёжи» (жен., 17 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «На самом деле они лицемеры, враги истинного ислама» (жен., 17 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «Это все дела США ..., я уверена, Аллах рассудит» (жен.,

18 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «У них отсутствует понятие веры» (муж., 16 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «Ну они же людей невинных убивают. Это разве люди» (муж., 16 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «Это не мусульмане, это заблудшие люди» (муж., 18 л., ИТиМО, декабрь, 2018 г.), «Это чистая подмена ценностей» (муж., 19 л., ДГУ, декабрь, 2018 г.), «Они не имеют отношения к Исламу, они прикрываются на самом деле религией, угрожают продавцам алкоголя, взрывают их, если те не платят им. Это обычный бандитский рэкет» (муж.,

19 л., ДГПУ, ноябрь, 2018 г.), «Это люди несчастные, нуждающиеся в деньгах или попавшие в трудную ситуацию. В их среде и русские тоже» (жен., 18 л., ДГПУ, ноябрь, 2018 г.) и др.

Проведённое исследование показало, что 24 % (от п=50) учащейся молодёжи из числа светских и 34 % (от п=50) - исламских учреждений считают, что молодому человеку, прежде всего, необходимо получить религиозное образование, хотя 58 % из светских и только 10 % из исламских вузов считают приоритетным светское образование.

В то же время 42 % (от п=50) студентов из числа светских и 68 % (от п=50) из числа исламских вузов считают, что «нормы шариата выше законов государства». Одновременно отмечаем, что 18 % студентов исламских учреждений утверждают, что при нарушении своих законных прав «обратились бы только в шариатский суд», а 36 % (от п=50) светских и 22 % (от п=50) исламских - «пошли бы искать правду в полицию (или последовательно: 18 % и 22 % - к влиятельному лицу)».

Часть молодёжи (28 % от N=100) считает, что в кризисных ситуациях обратилась бы за помощью к родителям или же затруднилась ответить.

Исследование «Я-Концепции» выявило, что обе выборки рефлексируют в основном на субъективном уровне. Так, анализ фактического материала ранжирования первых пяти ответов по методике «Кто Я?» показал, что в первую очередь по частоте выборов, студенческая молодёжь светских учебных заведений начинает самопрезентацию с категории «Я - человек» и «Я -личность» (42 % от п=50), тогда как данная категория у студентов религиозных учебных заведений находится на третьем месте (от п=50) (см. табл.).

Таблица

Частота ответов на вопрос «Кто Я?»

Студенты Студенты

№ светских учебных заве- исламских

дений учебных заведений

1 «Я человек» 42% «Я студент» 66%

2 «Я студент» 40% «Я сын», «Я дочь» 40% «Я мусульманин», «Я мусульманка» 58%

3 «Я мусульманин» 26% «Я человек» 32%

4 «Я брат», «Я сестра» 24% «Я гражданин РФ» 34%

5 «Я гражданин РФ» 18% «Я брюнет (ка)», «Я

шатенка» 26%

Студенты светских учебных заведений демонстрируют более высокий уровень развития рефлексии на себя: 74 % (от п=50) студентов смогли дать полные двадцать ответов на вопрос: «Кто Я?», в то время как студенты исламских учебных заведений только 60 % (от п=50) смогли дать двадцать ответов на вопрос: «Кто Я?».

Исходя из результатов эмпирического исследования, можно отметить, что показатель «Рефлексивное Я» у студентов светских учебных заведений находится на более высоком уровне (гистограмма № 2). У студентов исламских учебных заведений большинство ответов относятся к показателю «Социальное Я», что подчеркивает значимость для них идентификации себя через социальные роли.

Религиозная идентичность при этом более выражена у студентов исламских учебных заведений (табл. 1). Все обследованные между тем указали на причастность к исламу, что подтверждает гипотезу о том, что религиозный компонент прочно занял свою ведущую позицию в структуре общего самосознания молодежи.

62 ••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Гистограмма № 2. Идентификационные характеристики

Выводы

Таким образом, исследование показало, что в иерархической структуре самосознания студенческой молодёжи Дагестана доминирует роль религиозного компонента. Для студентов исламских учебных заведений религия является значимым моральным ориентиром, помогающим входить в современное социально-нормативное пространство социума. Различие между студентами религиозных учебных заведений и студентами светских учебных заведений проявляется в том, что у первых религиозная идентичность проявляется в гипертрофированной степени. В их представлениях «Я - мусульманин» - это осознанный выбор. Однако выявлено усиление негативного полюса в религиозной идентичности у незначительной части студентов религиозных вузов, которое проявлялось в их отве-

1. Абдулагатов З. М. Особенности социализации современной молодёжи и социальные деформации в молодёжной среде. Махачкала: Изд-во ИИАЭ ДНЦ РАН, 2011. 208 с.

2. Гаджимурадова З. М., Курбанова Ж. Т. Самосознание личности: теории, аспекты и методы исследования. Монография. Москва: Парнас, 218, 236 с.

3. Гаджимурадова З. М., Курбанова Ж. Т., Шабанова Ш. Г. Религиозное самосознание молодежи Северного Кавказа в условиях современных социально-политических процессов (на материале исследования студенческой молоде-

тах, оправдывающих намерение части молодежи перейти в стан ваххабитов, в связи с недоверием к официальным органам власти и желанием найти справедливость в обычном праве (шариат).

Для студентов светских учебных заведений характерна лингвомаргинальность. Большинство ответов респондентов относятся к субъективной категории. Тогда как у студентов исламских учебных заведений большинство ответов респондентов относятся к объективной категории.

Специфика веры современной дагестанской молодежи состоит в том, что идеи социального и политического характера превалируют в сознании верующих, на что необходимо обратить особое внимание социальным педагогам, психологам и родителям при проведении корректирующей работы с молодежью.

жи Дагестана и Чечни) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 12. № 1. С. 5-11.

4. Двойнин А. М. Смысложизненные ориентации религиозной личности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. № 3 (22). С. 139-151.

5. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М. : Икар, 2012. 303 с.

Литература

Психолого-педагогические науки ••• 63

Psychological and Pedagogical Sciences •••

References

1. Abdulagatov Z. M. Osobennosti socializacii sovremennoj molodyozhi i social'nye deformacii v molodyozhnoj srede [Features of socialization of modern youth and social deformations in the youth environment]. Makhachkala, IHAE DSCRAS Publ., 2011. 208 p. (In Russian)

2. Gadzhimuradova Z. M., Kurbanova Zh. T. Samosoznanie lichnosti: teorii, aspekty i metody issledovaniya [Consciousness of a person: theories, aspects and methods of research]. Monogra-phy. Makhachkala, Yupiter Publ., 2002. 196 p. (In Russian)

3. Gadzhimuradova Z. M., Kurbanova Zh T., Shabanova Sh. G. North Caucasus Youth's Religious Consciousness in Conditions of Modern Politico-Social Processes (Basing on Research of Dagestan and Chechen Students). Izvestiya Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Гаджимурадова Зугра Магомедовна,

доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: elviraosmanova1992@icloud.com

Османова Эльвира Гассбулаевна, магистрант, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: elviraosmanova1992@icloud.com

universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 12. No. 1. Pp. 5-11. (In Russian)

4. Dvoinin A. M. Life orientations of a religious person. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya IV: Pedagogika. Psihologiya [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Series IV: Pedagogy. Psychology]. 2011. No. 3(22). Pp. 139151. (In Russian)

5. Krylov A. N. Religioznaya identichnost'. Indi-vidual'noe i kollektivnoe samosoznanie v postindustrial'nom prostranstve [Religious identity. Individual and collective self-consciousness in the post-industrial space]. Moscow, Ikar Publ., 2012. 303 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Zugra M. Gadzhimuradova, Doctor of Psychology, professor, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: elv-iraosmanova1992@icloud.com

Elvira G. Osmanova, graduate, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: elviraosmano-va1992@icloud.com

Принята в печать 05.05.2019 г.

Received 05.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.