Научная статья на тему 'Использование методики правополушарного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников'

Использование методики правополушарного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий потенциал / воображение / метод правополушарного рисования / дошкольники / арт-терапия / приемы правополушарного рисования / creativity / imagination / right hemisphere drawing method / preschoolers / art therapy / right hemisphere drawing techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгая Наталья Александровна, Османова Зарема Османовна

Цель. В статье рассматриваются особенности методики правополушарного рисования и приёмы, которые используют на занятиях по правополушарному рисованию для детей дошкольного возраста при развитии у них творческого потенциала. Методы. Методами теоретического исследования проанализирован и систематизирован теоретический материал, позволяющий изучить эффективность влияния правополушарного рисования на развитие творческого потенциала у дошкольников. Результаты. Использование методики правополушарного рисования способствует не только развитию творческого потенциала у детей, но и может использоваться как метод психотерапии, помогающий решить проблемы детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Вывод. Использование методики правополушарного рисования в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию у них творческого мышления, воображения, что в целом формирует творческую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгая Наталья Александровна, Османова Зарема Османовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the Technique of Right Hemisphere Drawing in the Development of Preschoolers’ Creative Potential

Aim. The article discusses the features of the technique of right-hemisphere drawing and the techniques that I use in right-hemisphere drawing classes with preschool children to develop their creative potential. Methods. Theoretical material has been analyzed and systematized by the methods of theoretical research, which makes it possible to study the effectiveness of the influence of right-hemisphere drawing on the development of creative potential in preschoolers. Results. The use of the technique of right-hemisphere drawing contributes not only to the development of the creative potential of children, but can also be used as a method of psychotherapy to help solve the problems of children who find themselves in difficult life situations. Conclusion. The use of the technique of right-hemisphere drawing in working with preschool children contributes to the development of their creative thinking, imagination, which generally forms a creative personality.

Текст научной работы на тему «Использование методики правополушарного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Джамиева Марина Салиховна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dalgatovam@mail.ru

Махмудова Фируза Абдуллаховна, кандидат педагогических наук, преподаватель, Гуманитарно-педагогический колледж, Махачкала, Россия; e-mail: fyru-za@rambler.ru

Принята в печать 31.01.2023

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Marina S. Djamieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dalgato-vam@mail.ru

Firuza A. Mahmudova, Ph. D. (Pedagogy), Teacher, Humanitarian and Pedagogical College, Makhachkala, Russia; e-mail: fyru-za@rambler.ru

Received 31.01.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 373.24

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-45-49

Использование методики правополушарного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников

© 2023 Долгая Н. А. 1 Османова З. О. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: bars19832006@rambler.ru

2 Детский сад № 56, Махачкала, Россия; е-mail: saharok226@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассматриваются особенности методики правополушарного рисования и приёмы, которые используют на занятиях по правополушарному рисованию для детей дошкольного возраста при развитии у них творческого потенциала. Методы. Методами теоретического исследования проанализирован и систематизирован теоретический материал, позволяющий изучить эффективность влияния правополушарного рисования на развитие творческого потенциала у дошкольников. Результаты. Использование методики правополушарного рисования способствует не только развитию творческого потенциала у детей, но и может использоваться как метод психотерапии, помогающий решить проблемы детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Вывод. Использование методики правополушарного рисования в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию у них творческого мышления, воображения, что в целом формирует творческую личность.

Ключевые слова: творческий потенциал, воображение, метод правополушарного рисования, дошкольники, арт-терапия, приемы правополушарного рисования.

Формат цитирования: Долгая Н. А., Османова З. О. Использование методики правополушарного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 45-49. 001: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-45-49

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023

Using the Technique of Right Hemisphere Drawing in the Development of Preschoolers' Creative Potential

© 2023 Natalia A. Dolgaia Zarema O. Osmanova 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; е-mail: bars19832006@rambler.ru

2 Kindergarten No. 56, Makhachkala, Russia; е-mail: saharok226@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The article discusses the features of the technique of right-hemisphere drawing and the techniques that I use in right-hemisphere drawing classes with preschool children to develop their creative potential. Methods. Theoretical material has been analyzed and systematized by the methods of theoretical research, which makes it possible to study the effectiveness of the influence of right-hemisphere drawing on the development of creative potential in preschoolers. Results. The use of the technique of right-hemisphere drawing contributes not only to the development of the creative potential of children, but can also be used as a method of psychotherapy to help solve the problems of children who find themselves in difficult life situations. Conclusion. The use of the technique of right-hemisphere drawing in working with preschool children contributes to the development of their creative thinking, imagination, which generally forms a creative personality.

Keywords: creativity, imagination, right hemisphere drawing method, preschoolers, art therapy, right hemisphere drawing techniques.

For citation: Dolgaia N. A., Osmanova Z. O. Using the Technique of Right Hemisphere Drawing in the Development of the Preschoolers' Creative Potential. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 1. Pp. 45-49. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-145-49 (in Russian)

Введение

Перед современной системой образования стоит задача развивать не только аналитическое мышление ребёнка (которое играет важную роль в школьной и последующей жизни), но и его творческий потенциал. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей детей. В этом возрасте у детей имеется огромное желание познавать окружающий их мир, они любознательны и легко вовлекаемы в различные виды деятельности. Поэтому очень важно начинать развивать творческие процессы уже с детского возраста.

В статье рассматриваются особенности методики правополушарного рисования и приёмы, которые используют на занятиях по правополушарному рисованию для детей дошкольного возраста при развитии у них творческого потенциала.

При работе были использованы следующие методы:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение опыта работы воспитателей и психологов дошкольных образовательных организаций по изучению влияния методики правополушарного рисования на развитие творческого потенциала дошкольников.

Результаты и обсуждение

В настоящее время стали использовать нетрадиционные методы по развитию творческих способностей. В частности, очень популярен стал метод правополу-шарного рисования.

Дошкольники постоянно занимаются творческой деятельностью (что-то рисуют, лепят из пластилина, конструируют, интересуются всем, что их окружает). Поэтому у детей лучше развито правое полушарие мозга, но, взрослея, больше внимания уделяется учебным занятиям, что стимулирует работу левого полушария, отвечающего за аналитическое мышление. Однако для эффективной работы мозга необходима совместная работа обоих полушарий. По этой причине, для раскрытия творческого потенциала, применяют метод правополушарного рисования, ко-

торый способствует внесению гармонии в работу правого и левого полушарий.

Считается, что умение рисовать - это талант, который дан лишь определённым людям. Американская преподавательница рисования и доктор наук Бетти Эдвардс утверждает, что рисовать могут все: «Не требуется иметь особый талант художника. Не надо обучаться графике или живописи много лет. Рисуйте так, как можете. Рисуйте больше!» [5].

Основываясь на исследованиях американского нейропсихолога Роджера Сперри (лауреата Нобелевской премии 1981 г.), она разработала метод правополушарного (интуитивного) рисования, суть которого изложила в книге «Открой в себе художника» (1979 г.). Бетти Эдвардс поделилась секретами, позволяющими за короткие сроки научиться изображать с натуры людей, предметы и животных, создавать настоящие шедевры изобразительного искусства.

Рассмотрим подробнее, что представляет собой метод правополушарного рисования.

Человеческий мозг разделён на два полушария: правое и левое. За логику и анализ отвечает левое полушарие, т. н. «Л-режим», за воображение, интуицию и чувства - правое «П-режим». Фантазия рождается в правой половине мозга. Правила рисования не важны, рисует наша интуиция: линиями и цветами «какие они есть».

Если увеличить активность правой доли мозга и согласовать его с уровнем левой доли, можно получить удивительные результаты:

- увеличение производительности работы мозга в 5 раз;

- подключение режима вдохновения, внутренней гармонии, которая проявляется во всех видах деятельности ребёнка;

- увеличение скорости принятия решений [2].

Одной из основных проблем современного общества является зависимость детей от различных гаджетов. Занятие правопо-лушарным рисованием - процесс настолько увлекательный, что помогает отвлечь ребёнка от телефона и компьютера.

Цель правополушарного рисования состоит не только в том, чтобы научить рисовать, но, в основном, для раскрытия в себе источника творческого потенциала и приобретения чувства вдохновения.

Для освоения данной методики неважно иметь за плечами опыт рисования, не имеет значения возраст, социальный статус, пол, профессия и т. д. В правополу-шарном рисовании не существует правил, что рисовать и как, главное - это желание рисовать [1]. Отличительной чертой пра-вополушарного рисования от классического является то, что в процессе рисования ребёнок отключает логику. Свою картину он может начать с любого элемента, не соблюдать границ и использовать любые краски и методы рисования, даже рисовать пальцами конкретные детали. Если занятие доставляет удовольствие, значит -цель достигнута.

Приёмы, которые используются на занятиях по правополушарному рисованию:

- кинезиологические упражнения -гармоничное взаимодействие левого и правого полушарий;

- рисование перевёрнутых изображений - активация правого полушария мозга. Левое полушарие не может выполнить данное упражнение, так как ему не под силу правильно определить и назвать элементы изображения, когда оно перевёрнуто. Для него копирование перевёрнутого рисунка практической пользы не имеет, оно кажется необычным и непривычным для его восприятия;

- упражнения на восприятие краёв (умение передавать линии и контуры) -задания, требующие максимального внимания ко всем, даже самым мельчайшим и незначительным деталям (по мнению левого полушария). Также необходимо замечать отдельные части каждой такой мельчайшей детали. Это задание требует очень много времени и описать словами данный процесс невозможно, поэтому левое полушарие быстро отключается и активируется правое;

- упражнения на восприятие пространства (умение передавать негативное пространство) - негативное пространство - это всего лишь пустое место, поэтому словами его нельзя назвать или описать, и левое полушарие моментально отказывается выполнять эти упражнения, так как считает, что пустота малозначима и тратить время на неё не стоит. В работу включается правое полушарие, которое способно воспринимать целостные образы (как фигуры, так и пустоты между ними) и легко выполняет поставленное задание;

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023

- упражнения на восприятие соотношений (умение передавать перспективу и пропорции при изображении интерьеров и зданий) - это задание сталкивает левое полушарие с неясностями и парадоксами, которые ему ненавистны, так как углы и пропорции изменяются в перспективе, по этой причине кажется, что изображаемые предметы выглядят не совсем привычно. Правым полушарием реальность воспринимается так, как видится, поэтому ему легко передать пропорции и перспективу в рисунке;

- упражнения на восприятие света и тени (умение передавать характеристики цвета) - это задания, включающие в себя изображения фигур, которые образованы игрой света и тени. Так как нарисованные фигуры очень сложны и неопределённы, что описать и выразить их словами нельзя, левое полушарие отстраняется от выполнения этого упражнения. Правое полушарие, напротив, легко справляется с такими сложными задачами и создает трехмерное изображение, которое образовано переплетением света и тени.

Преимущества метода правополушар-ного рисования:

- упрощение творческого процесса;

- отключение анализа деятельности;

- раскрытие творческих способностей;

- интерес к художественно-творческой деятельности.

С психолого-педагогической точки зрения занятия правополушарным рисованием рекомендуется проводить с детьми, которые имеют задержку умственного и речевого развития, детский церебральный паралич, неврозы, аутизм, так как рисование является единственным способом

дошкольника. М.: Международн. образоват. и психол. колледж: Психол. ин-т, 1996. 197 с.

2. Захарюта Н. В. Воображение - центральное психологическое новообразование дошкольного детства: программа спецкурса по детской психологии для специальности 03.11.00 «Педагогика и методика дошкольного образования» для студентов педвузов, педколледжей, преподавателей, практических специалистов до-

1. Dyachenko O. M. Razvitie voobrazheniya doshkol'nika [The development of the imagination of a preschooler]. Moscow: International ed-

раскрытия своего внутреннего мира и общения с окружающими [3].

Психологическая значимость правопо-лушарного рисования как метода арт-терапии:

- возможность работы с детьми с ОВЗ, использование как способа обучения правильного реагирования на жизненные трудности и свои эмоциональные проблемы;

- гармоничная работа двух полушарий мозга способствует нормализации психического состояния ребёнка, что создаёт условия для формирования творческого мышления и служит основой профилактики возникновения психосоматических и психических заболеваний;

- повышение самооценки ребёнка, его уверенности в своих силах, дополнения эмоционального ресурса у неуверенных, замкнутых детей, развитие положительного мировосприятия, избавление от комплексов;

- умение работать индивидуально и работать слаженно в коллективе.

Вывод

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что метод правополушарного рисования - это увлекательный и захватывающий процесс, который способствует скорому обучению приёмам рисования и созданию настоящих произведений искусства. Важным моментом этой методики является и тот факт, что гармоничная работа обоих полушарий гарантирует успехи в учёбе, покой в душе, уверенность в собственных силах и умение противостоять всем жизненным невзгодам.

полиграфпредприятие, 2006. 52 с.

3. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, 1994. 64 с.

4. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск: Триз-Шанс, 1996. 152 с.

5. Эдвардс Бетти. Ты - художник! М.: Попурри, 2015. 256 с.

ucational and psychol. college: Psychol. University Publ., 1996. 197 p.

Литература

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения школьного образования. Армавир: Армавирское

References

2. Zakharyuta N. V. Voobrazhenie - cen-tral'noe psihologicheskoe novoobrazovanie doshkol'nogo detstva: programma speckursa po detskoj psihologii dlya special'nosti 03.11.00 «Pedagogika i metodika doshkol'nogo obra-zovaniya» dlya studentov pedvuzov, pedkolledzhej, prepodavatelej, prakticheskih specialistov doshkol'nogo obrazovaniya [Imagination is the central psychological neoplasm of preschool childhood: the program of a special course in child psychology for the specialty 03.11.00 "Pedagogy and methodology of preschool education" for students of pedagogical

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Долгая Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: bars19832006@rambler.ru

Османова Зарема Османовна, магистр, психолог, Детский сад № 56, Махачкала, Россия; е-mail: saharok226@mail.ru

Принята в печать 26.01.2023

colleges, pedagogical colleges, teachers, practitioners of preschool education]. Armavir: Armavir polygraph enterprise, 2006. 52 p.

3. Murashkovska I. N. Kogda ya stanu vol-shebnikom [When I become a wizard]. Riga: Experiment Publ, 1994. 64 p.

4. Sidorchuk T. A. Tekhnologiya obucheniya doshkol'nikov umeniyu reshat' tvorcheskie zadachi [Technology of teaching preschoolers the ability to solve creative tasks]. Ulyanovsk: Triz-Chance Publ., 1996. 152 p.

5. Edwards Betty. Ty - hudozhnik! [You are an artist!]. Moscow: Potpourri Publ., 2015. 256 p.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Natalia A. Dolgaia, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: bars19832006@rambler.ru

Zarema O. Osmanova, master's degree, psychologist, Kindergarten No. 56, Makhachkala, Russia; e-mail: sa-harok226@mail.ru

Received 26.01.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-49-55

Методы арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

© 2023 Магомедова М. К.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: marykama@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Осветить в данной статье вопросы, связанные с проблемой эмоционального выгорания и сохранения психического здоровья педагогов. Показать возможности методов арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, методы арт-терапии, игровые задания, наблюдение. Результаты. Дано теоретическое обоснование роли арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На практике показано, что разнообразие арт-терапевтических форм работы с педагогами, страдающими эмоциональным выгоранием, позволяет психологу выбрать техники, которые позволяют лучше установить доверительный контакт, позволяет упростить и «обезопасить» процесс осознавания, выражения, отреагирования эмоций, способствует снижению защитных, бессознательных механизмов и переживанию сопутствующих им сильных эмоций, часто сдерживае-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.