Научная статья на тему 'Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности'

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задержка психического развития / старший дошкольный возраст / графомоторные навыки / овладение навыком письма / продуктивные виды деятельности / mental retardation / senior preschool age / graphomotor skills / mastery of writing skills / productive activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна, Андреева Олеся Романовна

Цель исследования обосновать необходимость формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности. Методы: анализ психолого-педагогических исследований, наблюдение, педагогический эксперимент. Результат. Продуктивные виды деятельности при их систематическом применении в рамках занятий с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) способствуют эффективному формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Вывод. Анализ опыта образовательной деятельности позволил определить эффективные педагогические условия формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна, Андреева Олеся Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Graph-Motor Skills in Older Preschool Children with Mental Delay through Productive Activities

The aim of the study is to substantiate the need and identify the features of the graphomotor skills formation in children of older preschool age with mental retardation through productive activities. Methods: analysis of psychological and pedagogical research, observation, pedagogical experiment. Result. Productive activities, when systematically applied in the framework of classes with children in preschool educational institutions, contribute to the graphomotor skills effective formation in children of older preschool age with mental retardation. Conclusion. An analysis of the experience of educational activities made it possible to determine effective pedagogical conditions for the formation of graphomotor skills in children of older preschool age with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности»

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9.072

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-108-114

Формирование графомоторных навыков у детей

старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности

© 2023 Клыпа О. В., Андреева О. Р.

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия; e-mail: ovk61@mail.ru, olesyaandreeva05@gmail.com

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - обосновать необходимость формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности. Методы: анализ психолого-педагогических исследований, наблюдение, педагогический эксперимент. Результат. Продуктивные виды деятельности при их систематическом применении в рамках занятий с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) способствуют эффективному формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Вывод. Анализ опыта образовательной деятельности позволил определить эффективные педагогические условия формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, старший дошкольный возраст, графомоторные навыки, овладение навыком письма, продуктивные виды деятельности.

Формат цитирования: Клыпа О. В., Андреева О. Р. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 108-114. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-108-114

Formation of Graph-Motor Skills in Older Preschool Children with Mental Delay

through Productive Activities

© 2023 Olga V. Klypa, Olesya R. Andreeva

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia; e-mail: ovk61@mail.ru, olesyaandreeva05@gmail.com

ABSTRACT. The aim of the study is to substantiate the need and identify the features of the graphomotor skills formation in children of older preschool age with mental retardation through productive activities. Methods: analysis of psychological and pedagogical research, observation, pedagogical experiment. Result. Productive activities, when systematically applied in the framework of classes with children in preschool educational institutions, contribute to the graphomotor skills effective formation in children of older preschool age with mental retardation. Conclusion. An analysis of the experience of educational activities made it possible to determine effective pedagogical conditions for the formation of graphomotor skills in children of older preschool age with mental retardation.

Keywords: mental retardation, senior preschool age, graphomotor skills, mastery of writing skills, productive activities.

For citation: Klypa O. V., Andreeva O. R. Formation of Graph-Motor Skills in Older Preschool Children with Mental Delay through Productive Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 3. Pp. 108-114. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-108114 (In Russian)

Введение

Графомоторные навыки - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения [1]. Проблема формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Овладение навыком письма является необходимым условием для дальнейшего обучения в школе. О важности подготовки детей к письму в подготовительной группе детского сада заявляют в своих трудах М. А. Габова [2], М. А. Несмачных [7], Т. П Трясорукова [10] и др. Авторы подчеркивают, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих как пальцами рук, так и органами речи. Поскольку двигательная область коры расположена рядом с речевой областью, появляется возможность оказывать влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. В процессе специально организованных занятий ребенок учится увереннее пользоваться карандашом, происходит развитие мелкой моторики, произвольного внимания и памяти, формируются представления о пространственных отношениях, оттачиваются навыки зрительно-двигательной координации.

Следует особо отметить, что форма занятий в детском саду не предполагает дублирование уроков чистописания в школе, поэтому дошкольники осваивают графомоторные навыки, как правило, посредством рисования. М. А. Несмачных отмечает, что посредством рисования различными материалами развивается мелкая моторика, координация в системе «глаз-рука», ориентировка в пространстве листа бумаги, что способствует отработке прорисовывания различных элементов схожих с начертанием букв. Достигая возраста 6-7 лет ребенок старшего дошкольного возраста, развивающийся в рамках возрастной нормы, демонстрирует развитые в достаточной степени двигательные навыки, в частности, мелкую моторику рук и произвольность движений, зрительное восприятие, необходимое для умения ориентироваться в пространстве, произвольное внимание. К началу школьного обучения ребенок способен удерживать пи-

шущий предмет, имеет необходимую силу нажима при рисовании и в дальнейшем при письме - точность, темп, ритм и плавность движений пишущей руки [7].

Несмотря на то, что в процессе дошкольного воспитания и обучения уделяется значительное внимание развитию тонкой моторики детей, тем не менее формирование графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) представляет значительные трудности.

Е. А. Екжанова в качестве основных причин, осложняющих этот процесс, определяет: «недостаточное развитие зрительного восприятия и памяти, пространственных представлений, межанализаторного взаимодействия, ручной моторики» [4, с. 139]. Незрелость любой из этих функций затрудняет овладение письмом. Старшие дошкольники с ЗПР имеют следующие особенности развития, осложняющие процесс формирования графомо-торных навыков: «отклонения в развитии двигательной сферы, недостаточное развитие мелкой моторики, незрелость сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия, напряженность и скованность мышц при движении, повышенный или пониженный мышечный тонус, низкую работоспособность, быструю утомляемость» [6, с. 115]. Именно поэтому детей нужно специально учить планировать, контролировать свои движения, при необходимости корректировать их.

Обозначенная проблема определила цель нашего исследования - выявить эффективность использования продуктивных видов деятельности в процессе формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Результаты и обсуждение

Чтобы учесть недостатки сформиро-ванности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и выстроить работу по формированию этих навыков, нами было проведено диагностическое исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида № 35 «Кораблик».

Основываясь на результатах первичной диагностики по методикам «Домик» Н. И. Гуткиной, «Дорожки» А. Л. Венгера,

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

«Стежки» В. П. Мытацина, «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Фигуры» В. П. Мытацина, мы пришли к выводу о несформированности у большинства детей необходимых умений и навыков для выполнения предложенных заданий, что и определило необходимость разработки серии занятий (25 занятий продуктивной деятельностью), направленных на формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, с опорой на материалы пособий О. В. Павловой [9], А. А. Грибовской, М. Б. Халезовой-Зацепиной [3], А. В. Никитиной [8], Л. В. Куцаковой [5]. В процессе реализации серии занятий осуществлялось развитие мелкой моторики рук, силы и ловкости движений кистей и пальцев рук при работе с различными материалами, развивалась способность ориентировки в пространстве листа бумаги, формировался навык правильного захвата пишущих средств, сила нажима на карандаш, развивалась координация в системе «глаз-рука» при вырезании различных форм из бумаги. Занятия строились по принципу возрастания уровня сложности и включали в себя такие виды продуктивной деятельности, как лепка, рисование, аппликация, конструирование. Итоговым продуктом стали портфолио детских работ, наглядно демонстрирующие индивидуальный прогресс развития каждого ребенка от занятия к занятию, а также включающие в себя самостоятельно выполненные продукты деятельности детей в свободное от занятий время после процесса обучения.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития сложного генеза. При разработке серии занятий учитывался уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития детей, ведущий тип мотивации деятельности, принцип поэтапности и ступенчатости в формировании графомоторных навыков посредством продуктивных видов деятельности. При работе с дошкольниками с задержкой психического развития была учтена необходимость повтора изучаемого материала на протяжении всего хода занятия с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей. Занятия состояли из таких разделов, как организационный момент с использованием ритуала, создание игровой мотивации к деятельности, ди-

дактическая игра, пальчиковая гимнастика, показ приемов работы, создание детьми продуктов деятельности, итог занятия, включающий в себя выставку детских работ и ритуализированный переход из непосредственно образовательной деятельности в игровую. Основным методом работы при создании продуктов деятельности с детьми с задержкой психического развития являлся показ этапов работы, который на начальном этапе сопровождался оказанием индивидуальной помощи каждому воспитаннику и совместным поэтапным созданием продуктов деятельности в сотворчестве ребенка и взрослого. Такой принцип работы позволил осуществить постепенный переход от работы способом «рука в руке» с большинством воспитанников, к самостоятельному выполнению этапов работы с минимизацией помощи взрослого при создании поделок и рисунков, а в отдельных случаях - достичь полной самостоятельности выполнения творческих работ ребенком.

На первых занятиях у большинства детей отмечались трудности с включением в деятельность, удержанием внимания на ней. Отмечалась низкая заинтересованность в проблемной ситуации, смоделированной для решения образовательных задач. Дошкольники, использующие речь в коммуникативных актах, проявляли на занятиях слабую речевую активность. Всем детям для облегчения понимания речевой инструкции требовалась зрительная опора. При выполнении пальчиковой гимнастики большинству детей требовался повторный показ в медленном темпе. В дидактических играх воспитатель принимал активное участие, координируя действия детей. При создании продуктов деятельности детям требовалась помощь взрослого на всех этапах выполнения работы. К процессу «любования» поделками воспитанники привлекались с трудом, проявляя невысокую степень заинтересованности.

К двенадцатому занятию у воспитанников появилась положительная динамика в удержании внимания на деятельности. Отмечалась большая, чем на первом этапе, заинтересованность в проблемной ситуации занятия, смоделированной для решения образовательных задач. Большинству детей также требовалась зрительная опора, для облегчения понимания речевой инструкции, но воспитанники, использующие речь в быту, делали по-

пытки речевого сопровождения по ходу занятия. В знакомых дидактических играх была отмечена высокая доля понимания последовательности действий, что позволило сократить долю организующей помощи взрослого. При создании продуктов деятельности детям по-прежнему требовалась помощь, однако два воспитанника предпринимали попытки к самостоятельному выполнению на всех этапах работы. Выставка готовых работ заинтересовала лишь нескольких детей экспериментальной группы.

К моменту завершения серии занятий практически все воспитанники проявляли заинтересованность в сюжете занятия и разных видах деятельности. Зрительная опора в играх и беседах была сохранена. Дети, использующие речь в актах коммуникации, пользовались ею, произнося простые слова при ответах на вопросы взрослого, лучше понимали обращенную речь. При выполнении пальчиковой гимнастики большинство детей выполняли движения самостоятельно, при этом у некоторых детей были отмечены попытки речевого сопровождения. В знакомых дидактических играх большинство детей проявляли активность, самостоятельно справлялись с заданиями. Необходимость эпизодической коррекции игровых действий сохранялась в отношении только одного ребенка. При создании продуктов деятельности большинство воспитанников перешли к самостоятельному выполнению на всех этапах работы, помощь требовалась в отдельных случаях. Один ребенок не показал положительной динамики при создании поделок и рисунков. Ему требовалась помощь воспитателя

способом «рука в руке» на всех этапах создания работы. У всех детей в разной степени наблюдалась положительная динамика в заинтересованности получившимися продуктами деятельности, о чём свидетельствовала положительная эмоциональная реакция воспитанников при просмотре выставки готовых работ.

Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что благодаря принципу системности и применению индивидуального подхода в работе с детьми, были получены следующие результаты: двое дошкольников совершенствовали навык вырезания, составления аппликаций, лепки усложненных форм и рисования разными материалами от занятия к занятию. К моменту завершения серии занятий их продукты деятельности отличались выразительностью и аккуратностью выполнения. Двое детей в начале серии часто прибегали к помощи взрослого при создании мелких деталей поделок, рисованию деталей внутри общей формы, вырезанию. К моменту завершения серии занятий дети всё ещё нуждались в помощи взрослого при создании мелких деталей, но в значительно меньшей степени, чем в начале обучения. Один ребенок постепенно начал включаться в дидактические игры и проявлять заинтересованность в создании продуктов деятельности совместно со взрослым способом «рука в руке».

На рис. 1 представлен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов проведенного исследования.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL Уо!. 17. N0. 3. 2023

Сравнивая продукты деятельности детей до и после их участия в реализованной серии занятий, мы можем увидеть, что рисунки детей претерпели качественные изменения, а именно: нажим карандаша со слабой степени перешел в умеренную, закрашиванию цветом подверглась большая площадь картинки, чем до специального обучения, движения пишущего средства стали более целенаправленны, что свидетельствует об улучшении ориентации детей в пространстве листа бумаги. Кроме того, испытуемые в своих работах стали применять большее количество цветов при раскрашивании объектов, что позволяет говорить о расширившемся арсенале используемых в работе материалов. О положительной динамике в сравнении про-

дуктов деятельности можно судить по результатам методики «Дорожки» (А. Л. Венгер), выявляющей показатели уровня развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

Ниже приведены рисунки детей, демонстрирующие результаты проведенной работы. Так ребенок 1 - улучшил показатели со среднего значения до уровня выше среднего, ребенок 2 - сохранил низкий количественный уровень значений, но качественно улучшил результаты диагностики после формирующего этапа исследования. На рисунке 2 и 3 наглядно представлены результаты продуктивной деятельности детей до и после специального обучения.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов продуктивной деятельности до и после специального обучения (ребенок 1)

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов продуктивной деятельности до и после специального обучения (ребенок 2)

Выводы

Таким образом, исследование показало, что продуктивные виды деятельности при их систематическом применении в рамках занятий с детьми в ДОУ способствуют

М.: Просвещение, 1987. 129 с.

2. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. 707 с.

3. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина, М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. 2-е изд., испр. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2021. 80 с.

4. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2015. 272 с.

5. Куцакова Л. В. Энциклопедия творческого развития: рисуем, лепим, мастерим. М.: Эксмо, 2012. 224 с.

6. Неретина Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития:

1. Agarkova N. G. Formirovanie grafich-eskogo navyka pis'ma u mladshih Shkolnikov [Formation of graphic writing skills in younger schoolchildren]. Moscow: Prosveshchenie, 1987. 129 p. (In Russian)

2. Gabova M. A. Doshkol'naya pedagogika. Razvitie prostranstvennogo myshleniya i grafich-eskih umenij. Uchebnoe posobie dlya bakalavria-ta i magistratury [Preschool pedagogy. Development of spatial thinking and graphic skills. Textbook for bachelor's and Master's degrees]. Moscow: YUrajt, 2016. 707 p. (In Russian)

3. Gribovskaya A. A., Halezova-Zacepina M. B. Lepka v detskom sadu. Konspekty zanyatij dlya detej 2-7 let [Modeling in kindergarten. Lesson notes for children 2-7 years old]. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: TC Sfera, 2021. 80 p. (In Russian)

4. Ekzhanova E. A. Korrekcionno-razvivayushchee obuchenie i vospitanie. Programma doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij kompensiruyushchego vida dlya detej s narusheniem intellekta [Correctional and developmental education and upbringing. The program of preschool educational institutions of compensating type for children with intellectual disabilities]. Moscow: Prosveshchenie, 2015. 272 p. (In Russian)

эффективному формированию графомо-торных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

7. Несмачных М. А. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: Дефектология Проф. Журнал 22673. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_g rafomotornyix_navyikov_u_detej_starshego_ doshkolnogo_vozrasta/ (дата обращения: 22.05.2023)

8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. Санкт-Петербург: КАРО, 2020. 94 с. + 16 с. цв. вкл.

9. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия. Изд. 3-е, испр. Волгоград: Учитель. 202 с.

10. Трясорукова Т. П. Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР. Тренажер. Изд. 2-е. Феникс, 2021. 32 с.

5. Kucakova L. V. Enciklopediya tvorcheskogo razvitiya: risuem, lepim, masterim [Encyclopedia of creative development: drawing, sculpting, making]. Moswcow: Eksmo, 2012. 224 p. (In Russian)

6. Neretina T. G. Korrekcionno-vospitatel'naya rabota s det'mi doshkol'nogo voz-rasta s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: uchebnoe posobie [Correctional and educational work with preschool children with mental retardation: textbook]. Moscow: INFRA-M, 2021. 308 p. (In Russian)

7. Nesmachnyh M. A. Razvitie grafomotornyh navykov u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Development of graphomotor skills in older preschool children]. [Electronic resource]. Mode of access: Defektologiya Prof. ZHurnal 22673. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_g rafomotornyix_navyikov_u_detej_starshego_ doshkolnogo_vozrasta/ (accessed: 22.05.2023)

8. Nikitina A. V. Netradicionnye tekhniki ri-sovaniya v detskom sadu. Planirovanie, konspekty zanyatij: Posobie dlya vospitatelej i zainteresovannyh roditelej [Non-traditional drawing techniques in kindergarten. Planning, lesson notes: A guide for educators and interested parents]. Sankt-Peterburg: KARO, 2020. 94 p. + 16 p. cv. vkl. (In Russian)

Литература

1. Агаркова Н. Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников.

учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2021. 308 с.

References

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

9. Pavlova O. V. Izobrazitel'naya deyatel'nost' i hudozhestvennyj trud. Starshaya gruppa: kompleksnye zanyatiya [Visual activity and artistic work. Senior group: comprehensive classes]. 3hd ed., revised. Volgograd: Uchitel'. 202 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Клыпа Ольга Викторовна, доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия; e-mail: ovk61@mail.ru

Андреева Олеся Романовна, студент, кафедра педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия; e-mail: olesyaandreeva05@gmail.com

Принята в печать 21.07.2023 г.

10. Tryasorukova T. P. Razvitie grafomo-tornyh navykov u detej s ZPR. Trenazher [Development of graphomotor skills in children with ASD. Trainer]. 2nd ed. Feniks, 2021. 32 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Olga V. Klypa, Doctor of Psychology, associate professor, professor of the chair of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia; e-mail: ovk61@mail.ru

Olesya R. Andreeva, Student, chair of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia; e-mail: olesyaandreeva05@gmail.com

Received 21.07.2023

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-114-120

Мотивация волонтеров инклюзии к добровольческой деятельности

© 2023 Омарова П. О., Магомедова П. П.

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: brain1974@mail.ru, fati.magomedova95@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить специфику мотивации волонтеров, оказывающих добровольческую помощь людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Методы. Фокус-группы, опросы добровольцев. Результаты. Определены мотивы участия волонтеров в инклюзивном добровольчестве, что позволит в дальнейшем разработать методику их вовлечения в систему социальной поддержки населения. Практически все волонтеры инклюзии имеют опыт иной добровольческой деятельности. Социально-демографическая характеристика волонтера инклюзии - это чаще всего девушки, в возрасте от 18 до 23 лет, приобщившиеся к опыту добровольчества в вузе или в общественной организации, причем примерно пятая часть из них сами относятся к людям с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Выводы. Ведущими мотивами участия в инклюзивном добровольчестве выступают возможность приносить людям пользу, проявлять свою активность, приобрести новый опыт, а также общение с интересными людьми, вовлеченность в общественную жизнь. Большую часть волонтеров инклюзии привлекает возможность оказывать помощь группе людей или в организации мероприятий для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, нежели одному человеку.

Ключевые слова: мотивация, волонтеры инклюзии, инклюзивное добровольчество, люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, Чемпионат «Абилимпикс», Чемпионат «Специальный Абилимпикс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.