Научная статья на тему 'Исследования вертикальной устойчивости и произвольной регуляции движений у детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата'

Исследования вертикальной устойчивости и произвольной регуляции движений у детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
453
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СТАТОКИНЕТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС / ПЛОЩАДЬ ОПОРЫ / DISABLED CHILDREN / PHYSICAL REHABILITATION / STATOKINETIC STABILITY / MUSCLE TONE / SUPPORT AREA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гросс Н. А., Беркутова И. Ю.

Исследование статокинетической устойчивости формирует представление об активном характере участия различных анализаторов в сохранении вертикальной позы. Дети-инвалиды неспособны удержать свое тело в пространстве вследствие нарушений мышечного тонуса, связанного с порочными рефлексами и патологией опоры, а также неспособностью скоординировать движения при выполнении какого-либо упражнения из-за несогласованности работы органов чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гросс Н. А., Беркутова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research in vertical stability and voluntary movement regulation in disabled children with motor functions impairments

Study of process of saving statokinetic stability allow you to have an idea of active nature of the participation of various analyzers to maintain vertical pose. Studies have shown that handicapped children are not able to keep their body in space because of the strong muscular tension connected with faulty reflexes and support, and inability to coordinate movements during exercise.

Текст научной работы на тему «Исследования вертикальной устойчивости и произвольной регуляции движений у детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»

ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Н.А. ГРОСС, И.Ю. БЕРКУТОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Исследование статокинетической устойчивости формирует представление об активном характере участия различных анализаторов в сохранении вертикальной позы. Дети-инвалиды неспособны удержать свое тело в пространстве вследствие нарушений мышечного тонуса, связанного с порочными рефлексами и патологией опоры, а также неспособностью скоординировать движения при выполнении какого-либо упражнения из-за несогласованности работы органов чувств.

Ключевые слова: Дети-инвалиды, физическая реабилитация, статокинетическая устойчивость, мышечный тонус, площадь опоры.

Abstract

Study of process of saving statokinetic stability allow you to have an idea of active nature of the participation of various analyzers to maintain vertical pose. Studies have shown that handicapped children are not able to keep their body in space because of the strong muscular tension connected with faulty reflexes and support, and inability to coordinate movements during exercise.

Key words: disabled children, physical rehabilitation, statokinetic stability, muscle tone, support area.

Движение как у здоровых детей, так и у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма и мощным стимулом для развития двигательных зон центральной нервной системы, включая сложные чувствительные механизмы регуляции мышечного тонуса. Удержание равновесия в вертикальном положении заключается в непрерывном перераспределении мышечного тонуса в основных группах мускулатуры и распределении площади опоры на стопе, направленных на стабилизацию положения тела ребенка в пространстве. Благодаря постоянному протеканию комплекса реакций в рамках активности функциональной системы антигравитации достигается относительная стабильность гемодинамических, дыхательных, выделительных и двигательных реакций организма, что является результатом взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов, суставно-мышечной проприорецепции и высших отделов центральной нервной системы.

Отсутствие или недостаточная физическая активность, как правило, приводят к ограничению объема движений и статокинетических возможностей ребенка, особенно при вертикальном положении.

У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) и детским церебральным параличом (ДЦП) на всех этапах развития организма наблюдается ограничения двигательной активности, что вызывает ряд специфических реакций в организме ребенка. В основе этих реакций лежат изменения объема и характера информации, связанные со значительным ослаблением статического и других видов мышечного напряжения и двигательной функции в целом. Особое значение может иметь изменение пространственных соотношений при работе различных групп мышц и функционировании нервно-мышечных структур, а также изменение динамики усилий во времени и пространстве, что сказывается и на управлении двигательной функцией. В целом эти факторы, изменяющие уровень двигательной активности, затрудняют управление вегетативными физиологическими процессами в организме ребенка.

Существующие методики по физической реабилитации для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и ДЦП проводятся, как правило, в пассивно-активной форме и в горизонтальном положении при ограничении или отсутствии совершения самостоятельных движений в вертикальном положении, что

является лимитирующем звеном физического развития ребенка. Поэтому одной из самых сложных проблем при развитии двигательной сферы у детей является создание универсальных средств и методов физической реабилитации, которые смогли бы значительно ускорить восстановительные процессы и свести к минимуму последствия заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Целью работы является исследование влияния физических упражнений на статокинетическую устойчивость и координацию движений у детей с двигательными нарушениями.

Методы исследования

Для определения статокинетической устойчивости положения тела ребенка с двигательными нарушениями в пространстве использовались методы стабиломе-трии, миографии и подометрии. Статокинетическая устойчивость определялась с помощью стабилографи-ческого анализатора с биологической обратной связью «Статокинезиметр-СтабилАн», определение мышечного напряжения проводилось с помощью системы EMG MES 9000. Состояние стопы оценивалось компьютерной системой точной экспресс-диагностики PAD PROFESSIONAL.

Методика

В исследовании принимали участие 175 детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и ДЦП различной степени тяжести заболевания. Оценка статокинетической устойчивости проводилась до и после нагрузки. Сначала измерялась устойчивость на стабилометрической платформе, затем последовательно оценивались мышечный тонус и проекция общего центра тяжести на опору. На основании проведенных исследований разрабатывалась методика по развитию ста-токинетической устойчивости и координации движений при двигательной активности у детей с НОДА и ДЦП.

Полученные результаты

Стабилографического исследования показали, что значение амплитуды колебания ОЦТ у детей увеличено по сравнению с нормой, особенно во фронтальной плоскости, сохраняя большие значения при закрытых глазах (проба Ромберга). В то же время у ряда детей выявлена инверсия показателей в ответ на зрительную афферен-тацию, т.е. наблюдалось более успешное удержание позы в пространстве с закрытыми глазами, чем с открытыми. Отклонения в сагиттальной плоскости вперед составляет в среднем 18,2 мм, а во фронтальной плоскости с отклонением влево - в среднем на 16,7 мм, вправо - на 11,1 мм, что по сравнению с нормативами является условно «в норме» или «не в норме». Наиболее устойчивым положением тела ребенка при принятии вертикального положения является отклонение от оси вперед-вправо, менее устойчивое назад-влево.

Выявлено, что удержание вертикальной позы при стоянии у детей с НОДА и ДЦП достигается ценой мышечных усилий, превосходящих норму в среднем на 33% от максимальных значений. В положении стоя у всех детей наблюдается мышечная асимметрия и изменение не

только величины активности мышц, но и распределение этой активности между различными сегментами тела. Поэтому при неизменной позе ребенка в положении стоя измерялось напряжение симметричных мышц лица, спины, задней и передней поверхности ног.

Исследования показали, что напряженное положение головы, туловища и рук заставляет удерживать тело от падения вперед за счет активной удерживающей работы соответствующих мышц (особенно верхних отделов трапециевидной мышцы, поднимателя лопатки и широчайшей).

Из-за сильной асимметрии мышечного напряжения спины (от 28,3 до 86 мв), а также мышц голени (передней большеберцовой, длинной малоберцовой и особенно икроножной 54,1 - 62,3 мв) наблюдается нестабильность статокинетической устойчивости.

Немаловажную роль в статокинетической устойчивости играет формирование стопы. Анализ опороспособ-ности выявил, что площадь распределения нагрузки на опору у детей с двигательными нарушениями неодинакова. Так, у 40% детей со спастической диплегией наблюдалась вальгусная стопа с пронацией пятки, у 20% детей - супинация пятки с поднятым внутренним краем стопы и опущенным наружным, а у ряда детей с ДЦП и вовсе отсутствовала опороспособность. При вертикальном положении у 50% детей наблюдалось смещение проекции общего центра тяжести на переднюю часть стопы, что рефлекторно смещает тазобедренные суставы, усиливает мышечное напряжение и в итоге приводит к неустойчивому равновесию тела и увеличению площади эллипса. Неспособность ребенка распределять свой вес на стопу приводит к тому, что он не может удержать свое тело в пространстве, и поэтому у ряда детей отсутствует опороспособность и максимальное давление приходится на одну точку левой или правой ноги.

На основании проведенных исследований сотрудниками отдела физической культуры и социального развития детей-инвалидов ФГБУ ФНЦ ВНИИФК разработана методика, состоящая из подбора индивидуальных форм и комплексов физических упражнений, представляющий собой единый процесс развития двигательных и функциональных возможностей организма ребенка и подготовку его к социальной жизни. Опыт работы показал, что чем большее количество раз выполняется упражнение на различные группы мышц, а общая направленность занятий ориентирована на формирование естественной вертикальной установки тела в пространстве, тем быстрее развиваются двигательные навыки, самостоятельная ходьба и социальная адаптация.

Методика занятий направлена прежде всего на создание условий для нормального физического развития детей с НОДА и ДЦП, приближая их к двигательной активности здоровых. Так как здоровые дети всегда находятся в подвижном состоянии, то и больные дети должны самостоятельно много двигаться, чтобы развивались не только функции отдельных органов, но и весь организм в целом. Это касается даже самых тяжелых лежачих детей.

Для более эффективного выполнения физических упражнений используются тренажерные устройства,

которые позволяют при недостаточной функции мышц создавать облегченные условия для их работы, дозируя нагрузку на опорно-двигательный аппарат, обеспечивая тем самым самостоятельную работу каждого ребенка независимо от степени тяжести заболевания.

Использование в занятиях тренажерных устройств позволяет выполнять динамичные, дозированные, легко

контролируемые разнообразные упражнения, которые стимулируют ребенка самостоятельно выполнять движения (см. рисунок). Упражнения, выполняемые в естественном вертикальном положении, формируют цепные установочные рефлексы: разгибание головы и верхней части туловища, выпрямление нижних конечностей, стимулируя рефлексы опоры и способность стоять и ходить.

Опрос

Осмотр

Измерение АД

Измерение ЧСС

Прыжки, в т.ч. на батуте

Упражнения на растягивание

Ходьба, бег Тренажер Гросса Упражнения на координацию

Вращения и перемещения Ролики, элементы спортивных игр

Ходьба в «ходунках»

Гимнастика

Упражнения для ног Тренажер МОТОМ ЕД Упражнения для рук

Оценка нагрузки педагогом

Измерение АД, ЧСС

Оценка нагрузки и реакции на нагрузку врачом

Методика развития двигательной активности у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Занятия основываются на комплексном использовании различных методов:

- метод повторного выполнения упражнений в зависимости от задач и степени поражения двигательной системы;

- метод круговой тренировки, где последовательно решаются задачи развития двигательных навыков (ходьба на четвереньках, на коленях, сидеть, стоять) и физических качеств (выносливость, сила, гибкость, ловкость);

- метод непрерывной работы в течение 3-15 мин, где решаются задачи функционального развития, физической подготовленности и формирования двигательного навыка;

- метод интервальной работы, разучивание упражнений по элементам с последовательным соединением в целостное движение, дозирование и распределение в течение всего занятия.

Для получения более эффективных результатов в двигательной активности детей с НОДА и ДЦП проводятся следующие исследования:

- исследование патологического проприоцептивного стереотипа в формировании различных форм двигательной недостаточности у детей-инвалидов;

- исследование функциональной приспособленности и устойчивости организма при принятии естественной вертикальной позы и при двигательной активности детей-инвалидов;

- взаимодействие анализаторов как фактора, детерминирующего точность дифференцировки пространственных и временных параметров движений;

- влияния вестибулярных возмущений на стато-кинетическую устойчивость и координацию движений у детей-инвалидов различных нозологических групп;

- изменения межмышечной координации при взаимодействии с опорой у детей-инвалидов в процессе выполнения физических упражнений.

Занятия, приближенные к естественным условиям, дают возможность ребенку быстрее адаптироваться к физическим нагрузкам и к окружающему пространству. Активные занятия оказывают положительное воздействие на ряд морфофункциональных параметров сердца, регуляцию системы кровообращения в покое и при физической нагрузке. Кроме того, начинают работать глубокие мышцы спины, которые держат весь позвоночник, вырабатывается выпрямительный рефлекс, реакция опоры, ощущение своего тела в пространстве, что значительно ускоряет процесс формирования двигательных возможностей.

Исследования показали, что движения мобилизуют к организованной деятельности весь организм в целом, и эффективность занятий зависит в первую очередь от двигательных и функциональных возможностей и тех задач, которые ставятся перед каждым ребенком.

И, конечно, ребенок может управлять своими движениями, но только теми, которыми уже овладел.

Так, для детей, умеющих ходить, принимать и удерживать позу, основной задачей является коррекция поз и расширение объема и количества движений, близких к нормам здоровых детей, по принципу спортивной круговой тренировки разной направленности с повышенной плотностью и активностью занятий и с обучением их катанию на коньках и велосипеде.

Для детей, не умеющих самостоятельно передвигаться, основными задачами является коррекция поз и движений локального характера и выполнение их с расширенной амплитудой движений с помощью «Тренажера Гросса».

Для детей, не умеющих принимать и удерживать позы, основными задачами являются: стимулирование двигательной активности, обучение способности принимать и удерживать позы, ходить на четвереньках, коленках, обучаться навыкам ходьбы в облегченных условиях с применением активно-пассивных тренажерных устройств.

Использование предложенной методики комплексного воздействия физическими упражнениями с применением тренажерных устройств и соблюдение принципа длительного и непрерывного воздействия в вертикальном положении на протяжении всего периода реабилитации детей с НОДА и ДЦП позволяет добиться практического решения основных задач физического развития.

Выводы

Анализ статокинетической устойчивости выявил, что неспособность ребенка с двигательными нарушениями принять правильное положение стоя зависит в первую очередь от осуществления необходимых взаимоотношений мышц-антагонистов, неспособных к выполнению быстрого и полноценного переключения из одного состояния в другое, что приводит к отсутствию должной стабилизации вышележащих частей тела и к неравномерной, часто уменьшенной площади опоры. Основными проявлениями нарушений являются: неправильная регуляция тонуса мышц; отсутствие реакции опоры, патологическая активность врожденных тонических рефлексов, а также неспособностью скоординировать движения при выполнении какого-либо упражнения из-за несогласованности работы органов чувств, что отрицательно влияет на статокинетическую устойчивость ребенка в пространстве.

Исследования детей-инвалидов показали, что патология движений многообразна, и для получения оптимальных результатов имеет смысл варьировать двигательную активность, не ограничиваясь каким-либо одним методом, стараться приблизить двигательную активность больного ребенка к активности здоровых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.