Научная статья на тему 'Вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом: анализ успешных зарубежных практик на примере Великобритании'

Вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом: анализ успешных зарубежных практик на примере Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5594
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ВОВЛЕЧЕНИЕ В ЗАНЯТИЯ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / INVOLVEMENT DIFFERENT SOCIAL GROUPS IN PHYSICAL ACTIVITY AND SPORTS / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абалян А.Г., Долматова Т.В., Фоминенко Т.Г.

В статье рассматривается проблема привлечения различных групп населения к занятиям физической культурой и спортом. В качестве примера решения данной проблемы рассматриваются успешные программы и практики по вовлечению в спорт, реализуемые в Великобритании. Делается вывод о том, что государственная политика Великобритании по развитию физической активности и массового спорта является вполне успешной и может рассматриваться как один из примеров в решении проблемы вовлечения населения в занятия спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абалян А.Г., Долматова Т.В., Фоминенко Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of different social groups in physical culture and sports: analysis of successful foreign practices on the example of the Great Britain

In the article the problem of attraction of various social groups in the physical activity and sports is considered. As an example of the solution to this problem, successful programs and practices for engaging in sports, implemented in the United Kingdom of Great Britain, are considered. It is concluded that the state policy of the UK on the development of physical activity and mass sports is quite successful and can be considered as one of the examples in solving the problem of involving the population in sports.

Текст научной работы на тему «Вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом: анализ успешных зарубежных практик на примере Великобритании»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ВОВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ: АНАЛИЗ УСПЕШНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАКТИК НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

А.Г. АБАЛЯН, Т.Е. ДОЛМАТОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Т.Г. ФОМИЧЕНКО, Министерство спорта РФ, Москва

Аннотация

В статье рассматривается проблема привлечения различных групп населения к занятиям физической культурой и спортом. В качестве примера решения данной проблемы рассматриваются успешные программы и практики по вовлечению в спорт, реализуемые в Великобритании. Делается вывод о том, что государственная политика Великобритании по развитию физической активности и массового спорта является вполне успешной и может рассматриваться как один из примеров в решении проблемы вовлечения населения в занятия спортом.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, вовлечение в занятия групп населения, зарубежный опыт.

INVOLVEMENT OF DIFFERENT SOCIAL GROUPS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS: ANALYSIS OF SUCCESSFUL FOREIGN PRACTICES ON THE EXAMPLE OF THE GREAT BRITAIN

A.G. ABALYAN, T.V. DOLMATOVA, FSBIFSC VNIIFK; T.G. FOMICHENKO, Russian Ministry of Sports, Moscow

Abstract

In the article the problem of attraction of various social groups in the physical activity and sports is considered. As an example of the solution to this problem, successful programs and practices for engaging in sports, implemented in the United Kingdom of Great Britain, are considered. It is concluded that the state policy of the UK on the development of physical activity and mass sports is quite successful and can be considered as one of the examples in solving the problem of involving

the population in sports.

Keywords: physical culture, sports, involvement different social groups in physical activity and sports, foreign experience.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта [1].

Это требует создания благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, поддержания здорового образа жизни, воспитания гражданственно-

сти и патриотизма, включая меры по популяризации нравственных ценностей спорта и олимпийского движения.

Исследования, проведенные в последние 30 лет в различных странах мира, подтверждают, что образ жизни является важнейшим фактором, определяющим качество здоровья населения, далее следуют экологическая среда и наследственная обусловленность [2]. Также фиксируется

Долматова Т.В. -ведущий автор

прямая взаимосвязь между уровнем развития массового спорта и уровнем социально-экономического развития и благосостояния государства в целом.

В Российской Федерации развитию сферы физической культуры и спорта традиционно уделяется значительное внимание. Так, сфера спорта в нашей стране становится все более заметным социально-экономическим фактором, определяющим уровень благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должна составить не менее 55% от общего числа населения к 2024 г. [3]. Данная задача определяет вектор развития спортивной отрасли на ближайшие пять лет, учитывая, что по данным за 2017 г. к занятиям физической культурой и спортом в стране было привлечено 36,8% численности населения в возрасте от 3 до 79 лет.

Таким образом, в настоящее время основной задачей государственной политики в области физической культуры и спорта должны стать поиск и разработка дополнительных механизмов по привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, включая развитие спортивной инфраструктуры, создание рекреационных зон спортивной направленности, обеспечение профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, проведение массовых всероссийских физкультурно-спортивных мероприятий и многое другое.

Исследования, проведенные в зарубежных странах -Германии, Японии, США и т.д., также подтверждают тенденцию о том, что современные государства всё большее внимание уделяют вопросам вовлечения граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Особую актуальность в этой связи приобретает изучение зарубежного опыта и успешных практик в тех государствах, где политика повышения уровня физической активности населения реализуется особенно эффективно. Одним из наиболее ярких примеров зарубежных государств, где масштабно решается задача по вовлечению различных групп населения в занятия физической активностью, является Великобритания.

Соединенное Королевство традиционно входит в пятерку лидеров государств в медальном зачете на Олимпийских играх и славится высокими результатами своих спортсменов в спорте высших достижений. Вместе с тем существенное внимание в стране уделяется развитию массового спорта, а также поиску новых подходов к решению проблемы приобщения населения к занятиям физической активностью.

Развитие спортивной отрасли в Великобритании определяется деятельностью структуры государственных органов власти, основным из которых является Департамент цифровизации технологий, культуры, средств массовой информации и спорта, Совет по спорту Великобритании,

национальные советы по спорту Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также ряд общественных организаций в области физической активности и спорта. Государственная политика в области регулирования физической активности и спорта в свою очередь основана на нормативных правовых документах, ключевым из которых является государственная Стратегия «Спортивное будущее» [4], принятая в декабре 2015 г. и определяющая развитие области физической активности и спорта страны.

В основе Стратегии «Спортивное будущее» лежит принцип прямого соотношения от результатов развития отрасли физической активности и спорта с обеспечением социального и экономического благополучия и процветания государства. В Стратегии, в частности, отмечается, что вклад отрасли физической культуры и спорта ежегодно вносит в экономику Великобритании более 39 млрд фунтов стерлингов, в результате чего сфера спорта является одним из важных источников дохода в национальный бюджет страны [4].

Важно отметить, что в основе политики по развитию сферы спорта в Великобритании обозначился переход от учета ранее количественных показателей (количества спортсменов, количества завоеванных медалей, количества занимающихся и т.д.) в пользу качественных изменений в жизни людей от их участия в физической активности. В этой связи одним из наиболее важных нововведений государственной политики Соединенного Королевства является введение практики учета результатов, получаемых от сферы физической культуры и спорта, в основе пяти измерений: физическое здоровье, психическое благополучие, личностное развитие, социализация и развитие сообществ, а также экономическое развитие.

Государственное финансирование спортивной отрасли сосредоточено именно на данных пяти направлениях, что задает траекторию развития отрасли в течение всего последующего десятилетия. При этом первостепенное внимание уделяется именно вовлечению населения в занятия физической активностью и массовым спортом. В целях решения данной задачи в Великобритании применяются различные программы, сумевшие доказать свою эффективность.

Так, одной из наиболее масштабных программ является программа по борьбе с низкой физической активностью «Каждый активен каждый день» (Everybody Active Every Day) [5]. В ее основе лежит дифференцированный подход по привлечению в спорт с акцентом на различные социальные группы населения. В рамках решения проблемы активного привлечения населения к занятиям физической активностью основное внимание уделяется тем группам населения, которые в настоящее время активны менее всего. В рамках программы отмечается, что важно заинтересовывать не те группы лиц, которые уже регулярно занимаются физической активностью и получают от этого ряд преимуществ и удовольствие от занятий, но важно привлекать к занятиям тех, кто все еще остается неактивен. Такие социальные группы включают преимущественно представителей национальных меньшинств,

лиц с нарушениями в состоянии здоровья, жителей из неблагополучных социально-экономических районов, а также пожилых людей.

Британские эксперты отмечают, что хотя данные группы и не занимаются физической активностью или же делают это крайне редко, потенциал от их вовлечения в спорт оказывается чрезвычайно значимым и недооцененным [5]. Так, занятия спортом позволяют раскрыть их личностный потенциал, повышают уровень физического здоровья, содействуют социальному благополучию данных демографических групп, способствуют снижению уровня преступности и безработицы и, напротив, содействуют повышению уровня здравоохранения. Отмечается, что занятия спортом побуждают представителей таких групп улучшить качество их жизни, позволяют им преодолеть комплексы, обзавестись друзьями и единомышленниками, получить мотивацию к поиску или смене работы.

Отдельной социальной категорией, которой уделяется особое внимание по расширению участия, являются женщины и девушки. Так, с начала 2015 г. Национальным Советом по спорту Англии была инициирована широкомасштабная программа под названием «Эта девочка может» (This Girl Can) [6]. Программа направлена на преодоление барьеров, препятствующих активному участию девушек и женщин в занятиях спортом. По результатам проведенных социологических опросов целевых групп, программа поменяла поведение уже у 49% девушек и женщин в возрасте от 14 до 40 лет, которые начали регулярно заниматься физической активностью и спортом. В целом программа представляется вполне успешной, так как содействует активному привлечению девушек и женщин к занятиям физической активностью и спортом вне зависимости от их возраста, национального происхождения или уровня спортивной подготовки. Итогом проведения национальной кампании «Эта девушка может» стало то, что более 2,8 млн британских женщин смогли начать регулярные занятия физической активностью и спортом в свободное время.

Продолжением данной Программы стал запущенный в 2017 г. пилотный проект «Эта девушка может плавать» [7]. Проект предусматривает посещение бассейнов за символическую плату в спортивных клубах по месту жительства и отличается от обычного женского плавания в бассейне тем, что для женщин создаются особые условия: расслабляющая атмосфера, сопровождение плавания приятной музыкой, персонал и тренеры, готовые всегда помочь советом и т.д. Программа была успешно воспринята, ее участниками стали сотни женщин.

Таким образом, указанные инициативы со стороны британского государства уже доказали свою эффективность, приобщив тысячи людей к регулярным занятиям физической активностью.

Еще одним подходом в обеспечении участия широких групп населения в занятиях спортом и физической активностью является снижение возрастных рамок среди детей для проведения данной политики. Так, актуальной задачей государственной политики Великобритании является привлечение детей дошкольного возраста в занятия фи-

зической активностью в возрасте от 5 лет. В частности, программа «Вовлечение детей и молодежи» призвана обеспечить привлечение к занятиям физической активностью молодежи и детей в возрасте от 5 лет с тем, чтобы у них были заложены правила здорового образа жизни и привычка заниматься спортом на всю дальнейшую жизнь. В этих целях предусмотрено широкое финансирование специальной подпрограммы «Физкультура в начальной школе», согласно которой каждый ребенок в возрасте от 5 лет должен иметь физическую нагрузку в объеме не менее 60 минут в день.

Кроме того, с 2014 г. в рамках программы успешно реализуется инициатива «10-минутная зарядка» при поддержке Министерства здравоохранения Англии [8]. Так, уже в первый год проведения (в 2014 г.) в данном проекте приняли участие 450 000 детей, которые выполняли зарядку вместе с волонтерами по несколько раз в день. В итоге это помогло 40 000 детей достигнуть рекомендуемых 60 минут активности в день. Примечательно, что данная инициатива широко поддерживается телекомпанией «Дисней», и в зарядке с детьми принимают участие известные герои «Диснея», что делает процесс более увлекательным и веселым для детей.

Дополнительными проектами, реализуемыми в рамках программы, являются правительственные инициативы по развитию у всех детей обязательных навыков плавания и катания на велосипеде.

Так, плавание рассматривается как очень важный навык, которому важно научиться именно в детско-юношеском возрасте. Вместе с тем по данным социологических опросов среди британских школьников в возрасте 7-11 лет более 45% детей оказались не способными проплыть и 25 м [9]. И хотя умение проплыть дистанцию - это лишь один из маркеров плавания, почти половина детей данного возраста не могут этого сделать. В этой связи основной задачей правительственной программы Великобритании является обязательное обучение минимальным навыкам плавания всех детей в возрасте 7-11 лет.

Еще одной программой, реализуемой параллельно, является программа по обязательному обучению детей навыкам катания на велосипеде. Подобно навыку плавания, умение кататься на велосипеде является еще одним основным навыком, который должен быть приобретен детьми в раннем возрасте и может помочь им в будущем оставаться активными и заниматься велопрогулками по мере их дальнейшего роста [10].

В целом представленные инициативы по обязательному обучению младших школьников основным навыкам плавания и катания на велосипеде, наряду с расширением возрастных рамок программы, призваны с ранних лет сформировать у подрастающего поколения британцев привычки здорового образа жизни с целью формирования более здоровой и крепкой нации.

Отдельно следует отметить программу «Поддержка спорта на локальном уровне», которая предполагает расширение возможностей занятий физической активностью среди населения локальных сообществ и графств, особенно в сельской местности. Данная программа проводится при сотрудничестве с местными правительствами, орга-

нами общественного здравоохранения, окружными спортивными товариществами в сельских районах Англии.

Успешным опытом реализации данной программы является проект «Подтянутые деревни» (Fit Villages) [11]. Одним из наиболее масштабных и успешных в реализации проекта является опыт графства Саффолка в Англии. Так, в рамках данного проекта жителям сельских районов графства Саффолка предоставляется возможность бесплатно заниматься в имеющихся залах спортивных клубов и на спортивных площадках. Инструкторы клубов проводят бесплатные занятия пилатесом, йогой, тайчи, настольным теннисом, скандинавской ходьбой для всех желающих. Как отмечают эксперты, важно, что участники проекта не просто чувствуют себя бодрее и активнее из-за физической активности, но ощущают себя более уверенными и счастливыми от принадлежности к своей социальной группе, что также является важным. Таким образом, занятия спортом и физической активностью обеспечивают более широкие социальные результаты.

Примечательно, что существенная роль в проведении политики вовлечения в занятия физической активностью и спортом принадлежит системе проведения регулярных социологических исследований и опросов.

Данные о качественных изменениях в жизни людей, в том числе в результате реализации рассмотренных выше программ, анализируются из результатов проводимых опросов. В этих целях с 2016 г. на территории Англии инициировано проведение ежегодного социологического исследования «Активные жизни» (ранее - «Активные люди»), направленное на получение актуальных статистических данных [12]. Исследование проводится под эгидой Управления национальной статистики, которое ежегодно предоставляет данные в отношении количества занимающихся массовым спортом и изменений их образа жизни. В Великобритании берутся во внимание данные о физической активности населения не в день, а в неделю, причем сами объемы этой нагрузки, на наш взгляд, являются крайне несущественными. В соответствии с критериями исследования, неактивными считаются те лица, кто посвящает физической активности менее 30 мин в неделю [13], тем не менее это определяет позитивную динамику расширения участия в качестве основной задачи государственной политики.

В частности, по результатам исследования, опубликованного в конце 2017 г., выявлено, что 61,8% (27,7 млн) взрослого населения посвящают занятиям физической активностью и спортом более 2,5 ч в неделю; 12,5% (5,6 млн) взрослого населения занимаются физической активностью и спортом менее 2,5 ч, но более 30 мин в неделю; 25,7% (11,5 млн) взрослого населения уде-

ляют занятиям физической активности и спорту менее 30 мин в неделю. Также исследуются данные в отношении психического благополучия, личностного роста и уровня экономического роста. Согласно опросам отмечается, что люди, активно занимающиеся физической активностью и спортом, реже болеют и более довольны своей жизнью, чем их соотечественники, не занимающиеся физическими упражнениями [14].

Результаты исследования представляются в ежегодном отчете Совета по спорту Великобритании для Департамента цифровизации технологий, культуры, СМИ и спорта и позволяют своевременно осуществлять координацию проводимой политики в стране, внося в нее необходимые коррективы.

Таким образом, проведение ежегодного исследования в масштабах страны позволяет вести мониторинг реализации государственной политики в области развития массового спорта в Великобритании, что обеспечивает ее гибкость и эффективность в достижении указанных целей.

Выводы

Следует отметить, что реализация поставленной задачи по вовлечению населения в занятия физической активностью и спортом осуществляется через внедрение ряда специальных программ, направленных на популяризацию занятий физической активностью и массовым спортом. При этом каждая из программ имеет свою целевую аудиторию и направленность. На их реализацию из бюджета государства планируется выделить более 250 млн фунтов стерлингов в течение четырехлетнего периода с 2016 по 2020 г. По оценкам специалистов, это станет крупнейшей инвестицией в решение данной проблемы [14].

Все перечисленные программы реализуются в том числе на уровне национальных территорий, Советами по спорту Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, что соответствует обеспечению достижения успешных результатов по пяти основным направлениям, указанным в Стратегии: достижению физического благополучия, психического благополучия, личностного развития, укреплению социализации сообществ и обеспечению экономического развития.

Данный подход обеспечивает системность и эффективность реализации государственной политики Великобритании по развитию физической активности и массового спорта, что вполне позволяет рассматривать приведенный в статье опыт в качестве одной из успешных практик для применения другими государствами с учетом национальных особенностей.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Принята Распоряжением правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 05.08.2017).

2. Всемирная организация здравоохранения. О здоровом образе жизни [Электронный ресурс]. - Режим до-

ступа: http://ippk.arkh-edu.ru/doc/detail.php?ID=832574 (дата обращения: 09.09.2018).

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5QdO9VnnA (дата обращения: 31.08.2018).

С*)

Массовая физическая культура и оздоровление населения

4. Sporting Future: A New Strategy for an Active Nation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/486622/Sporting_Future_ ACCESSIBLE.pdf (дата обращения: 27.06.2018).

5. Everybody active, every day: framework for physical activity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.gov.uk/government/publications/everybody-active-every-day-a-framework-to-embed-physical-activity-into-daily-life (дата обращения: 06.08.2018).

6. This Girl Can [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thisgirlcan.co.uk/ (дата обращения: 16.06.2018).

7. Swimming. This Girl Can [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.thisgirlcan.co.uk/activities/ swimming/ (дата обращения: 20.06.2018).

8. Change4Life and Disney launch summer 10 Minute Shake Up campaign [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.uk/government/news/change4life-and-disney-launch-summer-10-minute-shake-up-campaign (дата обращения: 21.07.2018).

9. Amateur Swimming Association School Swimming Census, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.swimming.org/assets/uploads/library/ 2014_census_web_version_secure.pdf (дата обращения: 08.08.2018).

10. Statistics on Obesity, physical Activity and Diet -England, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.nhs.uk/data-and-information/publications/ statistical/statistics-on-obesity-physical-activity-and-diet/statistics-on-obesity-physical-activity-and-diet-england-2015 (дата обращения: 28.08.2018).

11. Fit Villages. Suffolk Sport [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.suffolksport.com/fitvillages (дата обращения: 19.08.2018).

12. Active Lives. Adult Survey 2016-17 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sportengland.org/ media/13217/v-mass-markets-digital-content-editorial-team-active-lives-march-2018-active-lives-adult-survey-nov-16-17-final.pdf (дата обращения: 08.07.2018).

13. Active Lives Survey [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://activelives.sportengland.org/ (дата обращения: 15.08.2018).

14. Wellbeing, Individual and Community Development. Active Lives. Adult Survey 2016-17 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sportengland.org/ media/13217/v-mass-markets-digital-content-editorial-team-active-lives-march-2018-active-lives-adult-survey-nov-16-17-final.pdf (дата обращения: 16.08.2018).

References

1. GOVERNMENT OF RUSSIAN FEDERATION (2008), The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period until 2020 [Online], Available from: http://government.ru/ info/6217/ (Accessed: 05/08/2017).

2. World Health Organization. About a healthy lifestyle [Online], Available from: http://ippk.arkh-edu.ru/doc/ detail.php?ID=832574 (Accessed: 09/09/2018).

3. PRESIDENT OF RUSSIAN FEDERATION (2018), Decree of May 7, 2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" [Online], Available from: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5QdO9VnnA (Accessed: 31/08/2018).

4. Sporting Future: A New Strategy for an Active Nation [Online], Available from: https://assets.publishing.service. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/486622/Sporting_Future_ACCESSIBLE.pdf (Accessed: 27/06/2018).

5. Everybody active, every day: framework for physical activity [Online], Available from: https://www.gov.uk/ government/publications/everybody-active-every-day-a-framework-to-embed-physical-activity-into-daily-life (Accessed: 06/08/2018).

6. This Girl Can [Online], Available from: http://www. thisgirlcan.co.uk/ (Accessed: 16/06/2018).

7. Swimming. This Girl Can [Online], Available from: http://www.thisgirlcan.co.uk/activities/swimming/ (Accessed: 20/06/2018).

8. Change4Life and Disney launch summer 10 Minute Shake Up campaign [Online], Available from: https:// www.gov.uk/government/news/change4life-and-disney-launch-summer-10-minute-shake-up-campaign (Accessed: 21.07.2018).

9. Amateur Swimming Association School Swimming Census, 2014 [Online], Available from: http://www. swimming.org/assets/uploads/library/2014_census_web_ version_secure.pdf (Accessed: 08.08.2018).

10. Statistics on Obesity, physical Activity and Diet -England, 2015 [Online], Available from: https://digital. nhs.uk/data-and-information/publications/statistical/ statistics-on-obesity-physical-activity-and-diet/statistics-on-obesity-physical-activity-and-diet-england-2015 (Accessed: 28/08/2018).

11. Fit Villages. Suffolk Sport [Online], Available from: https://www.suffolksport.com/fitvillages (Accessed: 19/08/2018).

12. Active Lives. Adult Survey 2016-17 [Online], Available from: https://www.sportengland.org/media/13217/v-mass-markets-digital-content-editorial-team-active-lives-march-2018-active-lives-adult-survey-nov-16-17-final.pdf (Accessed: 08/07/2018).

13. Active Lives Survey [Online], Available from: https:// activelives.sportengland.org/ (Accessed: 15/08/2018).

14. Wellbeing, Individual and Community Development. Active Lives. Adult Survey 2016-17 [Online], Available from: https://www.sportengland.org/media/13217/v-mass-markets-digital-content-editorial-team-active-lives-march-2018-active-lives-adult-survey-nov-16-17-final.pdf (Accessed: 16/08/2018).

Массовая физическая культура и оздоровление населения

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.А. ГРОСС, Т.Л. ШАРОВА, И.Ю. БЕРКУТОВА, Е.А. ГОРБУНОВА, В.А. КЛЕНДАР, Г.В. БУКАНОВА, Е.В. СЫНКОВА, А.В. МОЛОКАНОВ,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В статье приведены результаты научной деятельности лаборатории физической культуры и социальной адаптации детей-инвалидов за 20 лет ее существования, когда создавалось социально-значимое направление в научных исследованиях - обоснование роли физической культуры в реабилитационном процессе детей, имеющих нарушения двигательных функций. Показаны основные направления и результаты научных исследований, тематика которых отражает наиболее важные проблемы в реабилитации детей. К ним относятся: обоснование и применение технических средств и инновационных технологий, особенности формирования двигательных навыков детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, разработка эффективных методов развития статокинетической устойчивости и координации движений, изучение влияния физических упражнений, выполняемых с применением тренажерных устройств на показатели опороспособности при развитии двигательных навыков детей-инвалидов. Указаны результаты педагогической деятельности, а также перспективные направления исследований.

Ключевые слова: физическая нагрузка, дети с нарушением двигательных функций, адаптация к физическим нагрузкам, тренажерные устройства, статокинетическая устойчивость, опороспособность, двигательный навык.

WAYS TO SOLVE THE PROBLEMS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH MOTOR DISORDERS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

N.A. GROSS, T.L. SHAROVA, I.YU. BERKUTOVA, E.A. GORBUNOVA, V.A. KLENDAR, G.V. BUKANOVA, E.V. SYNKOVA, A.V. MOLOKANOV,

FSBIFSC VNIIFK

Abstract

The article presents the results of research activities of the laboratory of physical culture and the social adaptation of children with disabilities for 20 years of its existence, when creating socially important statokinetical resistance direction in research-justification for the role of physical culture in the rehabilitation process of children with disabilities. To show the main directions and results of scientific research, it reflects the most important problems in the rehabilitation of children. These include: rationale and application of innovative technologies and features of motor skills of children with impaired of the motor skills, the development of effective methods of development statokinetical resistance and coordination of movements, the study of the influence of physical exercises performed with the use of exercisers on the performance criteria in the development of motor skills of children with disabilities. The results of issue are presented.

Keywords: physical activity, children with impaired motor function, adaptation to endurance, exercise devices, statokinetical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

resistance, ability to stand, motor skill.

Гросс Н.А. -ведущий автор

Идея улучшения способов реабилитации детей с двигательными нарушениями средствами активной физической культуры возникла у сотрудников Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК), занимавшихся подготовкой спортсменов высокой квалификации, когда им пришлось соприкоснуться с проблемами детской инвалидности. Основными вопросами при анализе

и обсуждении этой проблемы чаще всего являлись: недо-

статок двигательной активности у детей в повседневной жизни и реально проводимых реабилитационных занятиях, а также отсутствие условий для повышения этой активности. У сотрудников сформировалось убеждение, что именно малоподвижный образ жизни, который ведут дети с двигательными нарушениями, является одной из важнейших причин, ограничивающих повышение эффективности реабилитационных мероприятий. Знания в области теории и методики физической культуры, а также опыт подготовки спортсменов высокого класса убеждали в том, что организм человека, обладая большим адаптационным резервом, способен достигать высокого уровня развития при адекватных физических нагрузках, контроле реакции организма на их выполнение и при

проведении своевременной коррекции. Эти принципы могут быть использованы в занятиях с детьми-инвалидами, имеющими двигательные нарушения. Они позволяли создать и развить социально значимое направление в научных исследованиях - повышение роли физической культуры в реабилитационном процессе посредством обоснования возможности активного использования физических нагрузок для формирования двигательных навыков у детей-инвалидов.

Одной из наиболее сложных проблем в физической реабилитации является разработка средств и методов улучшения двигательной активности детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата (НОДА), причиной которых чаще всего является детский церебральный паралич (ДЦП). У таких детей формирование двигательных навыков и общей физической активности затруднено из-за повышенного или сниженного мышечного тонуса, что приводит к нарушениям функций верхних и нижних конечностей и опорной функции стоп. Это ограничивает статокинетические возможности ребенка при передвижениях в пространстве и является причиной их низкой двигательной активности в жизни, последствиями чего у них снижены функциональные возможности организма. В период роста и развития у детей с НОДА и ДЦП происходят негативные изменения в костно-мышечной системе, в том числе в позвоночнике, деформируются стопы, могут проявиться вторичные нарушения в организме. Все эти факторы определяют сложность проблемы реабилитации таких детей и обуславливают необходимость ее всестороннего изучения.

В 1996 г. было принято решение открыть во ВНИИФК лабораторию физической культуры и спорта детей-инвалидов, основной задачей которой являлась разработка и внедрение научно обоснованных методов повышения эффективности процесса реабилитации детей с двигательными нарушениями.

Научная деятельность проводилась в рамках выполнения научно-исследовательских работ ВНИИФК с 1996 г. по настоящее время. Темы НИР имели широкий диапазон и включали направления первостепенной важности:

• обоснование применения технических средств, инновационных технологий и элементов спортивной тренировки в процесс реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

• особенности формирования двигательных навыков детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

• разработка эффективных методов развития стато-кинетической устойчивости и координации движений у детей с двигательными нарушениями;

• изучение влияния физических упражнений, выполняемых с применением тренажерных устройств, на показатели опороспособности при развитии двигательных навыков детей-инвалидов.

На основании многолетних исследований контингента детей с различными двигательными нарушениями в возрасте от 1 года до 18 лет выявлено, что в период их роста и развития физическая активность является обязательным условием для укрепления функциональных

и адаптационных возможностей организма. С этой целью была использована методика контроля функционального состояния детей разных нозологических групп с измерением частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) до и после выполнения физических нагрузок. Было показано (канд. мед. наук Гончарова Г.А.), что адаптация к физической нагрузке у детей различна, в связи с чем было предложено делить детей на группы:

> 1 группа - дети с нормальным уровнем АД;

> 2 группа - дети с функциональной гипертензией, т.е. стойкое повышение АД под воздействием эмоциональных факторов и других внешних раздражителей;

> 3 группа - лабильная гипертензия, т.е. более стойкое повышение АД, в отдельных измерениях определялись нормативные величины;

> 4 группа - стойкое повышение АД.

Показано, что адаптация детей 3-й и 4-й групп к физической нагрузке значительно отличается от адаптации детей 1 группы с нормальным уровнем АД и детей 2 группы с неустойчивым повышением АД. Выявлено благотворное воздействие занятий физическими упражнениями на всех детей и особенно на детей со стойким повышением АД (4 группа). Показано также выраженное воздействие на организм детей прыжковых упражнений, выполняемых на «Тренажере Гросса», ходьбы на беговой дорожке и езде на велосипеде.

Исследования показали также, что адаптация к физической нагрузке в дни повышенного геомагнитного фона Земли ухудшается. При изменении положения тела (лежа - стоя) у детей с нарушенными двигательными функциями сосудистый компонент не способен играть ведущую роль и главное обеспечение «вертикализации» берет на себя сердце, сократительная функция которого у таких детей невысока. Было показано, что при выполнении физических нагрузок наблюдалась различная реакция детей, умеющих ходить, умеющих только сидеть и находящихся в лежачем положении.

Изучение реакции сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы (ВНС) на физическую нагрузку позволяло выявить, что быстрые и активные упражнения вызывают симпатикотонические эффекты (учащение пульса, дыхания, повышение артериального давления, температуры тела), тогда как медленные и плавные упражнения активируют преимущественно парасимпатический отдел ВНС (урежение пульса и дыхания, снижение артериального давления и температуры тела).

Изучение вариабельности сердечного ритма у детей с использованием комплекса «Варикард 2.51» и программы «Иским-6» при ортостатической пробе и при физических нагрузках (канд. мед. наук. Клендар В.А.) позволило обнаружить изменения частотных составляющих колебаний сердца и количественно оценить их вклад в динамику ритма. Исследования показали, что общая возрастная тенденция изменений спектральных характеристик при ортостатической пробе характеризовалась сменой регулирующего влияния автономных структур (вагусной и вазомоторной) на центральную (нейрогумо-ральную). Это объяснялось истощением защитного адап-

тационно-трофического действия блуждающего нерва и проявлялось в снижении устойчивости к стрессорным воздействиям, а также состоянии энергодефицита, связанного с увеличивающейся с возрастом гипокинезией.

Изучение реакции организма детей при использовании тренажерных устройств показало, что занятия на «Тренажере Гросса» представляют гармоничный тип нагрузки, который при дозировании не является стрессовым воздействием и не предъявляет к системам адаптации чрезмерных требований.

Таким образом, изучение особенностей реакции организма на выполнение физической нагрузки открывает широкие возможности управления процессом реабилитации с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Дозированная физическая нагрузка позволяет повысить устойчивость вегетативной регуляции и в конечном итоге функциональные резервы организма. Но чтобы воздействие было адекватным, необходимо знать исходные параметры у конкретного ребенка. Поэтому контроль функционального состояния перед выполнением физических нагрузок должен быть необходимым условием для учета особенностей индивидуальной адаптации ребенка.

Для детей с НОДА и ДЦП первостепенную роль играет принятие вертикального положения, как базового условия начала любого двигательного акта.

В качестве совершенствования процесса реабилитации была обоснована необходимость использования тренажерных устройств, позволяющих в специально созданных условиях эффективно формировать умения и навыки, развивать и совершенствовать качества и способности занимающегося. Применение тренажерных устройств и других технических средств для проведения реабилитационных занятий, позволяло получать объективные и достоверные данные о количественных и качественных характеристиках движений, об уровне развития физических возможностей занимающихся. В частности, было апробировано и внедрено в практику (канд. пед. наук Гросс Н.А.) тренажерное устройство для вертикализации детей с двигательными нарушениями - «Тренажер Гросса», который позволяет регулировать нагрузку на опорно-двигательный аппарат с четким рефлекторным ответом на адекватное мышечное напряжение. Он позволяет больному ребенку даже без посторонней помощи сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве и работать на обычных тренажерах (беговой дорожке, степпере, велоэргометре и др.). При дозированном применении он способствует снижению общей скованности ребенка, страха перед пространством, развивает большую подвижность. Выполнение упражнений на «Тренажере Гросса» развивает вестибулярную устойчивость у детей и сокращает процесс овладения двигательными навыками. Результатом исследования явилась разработка и внедрение методики активной двигательной реабилитации с использованием «Тренажера Гросса» в реабилитационные центры России и ближайшего зарубежья. Данная методика стала «пионером» современных взглядов и подходов в области физической реабилитации.

Для оценки степени функциональной приспособленности и устойчивости организма при принятии естест-

венной вертикальной позы в лаборатории в течение ряда лет проводилось тестирование статокинетических параметров у детей с НОДА (канд. пед. наук Гросс Н.А.). Тестирование проводилось на компьютерном стабилоанали-заторе «Стабилан-01» в положении «стоя» для оценки значимости визуальной информации в регуляции позы с открытыми и закрытыми глазами (тест Ромберга) и с поворотом головы направо и налево.

На основании наблюдений групп девочек и мальчиков с двигательными нарушениями разной степени сложности по статокинетическим параметрам определены количественные значения этих показателей, характеризующих степень устойчивости при принятии вертикального положения (канд. пед. наук Шарова Т.Л.). Многообразие двигательных нарушений, обусловленных клиническими проявлениями при ДЦП, выразилось в большой индивидуальной вариативности значений измеряемых показателей, что не позволило считать группы однородными. Результаты исследований использовались в индивидуальных динамических наблюдениях, где эталоном служили характеристики здоровых детей и взрослых.

В исследованиях определены типологические особенности выраженности статокинетических нарушений и нарушений опороспособности у детей с ДЦП, а также отличия относительно здоровых детей.

Было показано, что в возрастном диапазоне от 3 до 14 лет следует выделять группу детей в возрасте до 5 лет (как мальчиков, так и девочек), для которых характерна большая вариативность индивидуальных значений исследованных показателей и большие отличия значений от других возрастных групп. По-видимому, особенности общего развития детей раннего возраста и более того, детей с двигательными нарушениями, приводят к значительным напряжениям в их организме при принятии вертикального положения, что требует особого технологического подхода при работе с детьми этого возраста.

При смещении по фронтали и сагиттали средние значения общей группы девочек и общей группы мальчиков были близки к значениям здоровых детей. Данный факт может рассматриваться как результат спастических проявлений в мышцах, удерживающих организм ребенка от значительных колебаний. Большие различия значений, превышающие в два и более раза значения здоровых детей, отмечены в показателях «Средняя скорость перемещения ЦД, мм/с» и «Площадь эллипса, мм2», что указывает на значительную выраженность нарушений при принятии вертикального положения детьми-инвалидами.

Можно считать, что типологической особенностью, проявленной отдельно в возрастных группах и в общих группировках детей, является снижение значений при поворотах головы направо и налево относительно значений при открытых и закрытых глазах в показателях: «Средняя скорость перемещения ЦД, мм/с» и «Площадь эллипса, мм2», что свидетельствует о лучшем, более легком для них варианте удержания вертикального положения с поворотами головы.

Не выявлено достоверных различий в значениях исследованных показателей у девочек и мальчиков, как

в отдельных возрастных группах, так и в обобщенных группировках.

Количественные значения показателей статокинети-ческой устойчивости при принятии вертикального положения зависят от комплектации групп детей с разными по степени поражения двигательными возможностями (подтверждение данных предыдущих исследований).

Удержание равновесия в группе девочек по обобщенным средним значениям показателей «Смещение по фронтали, мм» и «Смещение по сагиттали, мм» при открытых и закрытых глазах происходило со смещением центра давления (ЦД) направо-вперед. При повороте головы направо - со смещением ЦД направо-назад. При повороте головы налево - со смещением ЦД налево-назад.

Удержание равновесия в группе мальчиков по обобщенным средним значениям показателей «Смещение по фронтали, мм» и «Смещение по сагиттали, мм» при открытых глазах происходило со смещением ЦД в направлении налево-вперед, при закрытых глазах - в направлении направо-вперед. При повороте головы направо происходит смещение направо-назад. При повороте головы налево - направо-вперед.

Удержание вертикального положения у девочек и мальчиков стоя с закрытыми глазами в отдельных случаях происходило при меньших или равных значениях по сравнению со значениями, полученными при открытых глазах. Считается, что при выключенном зрительном контроле используются компенсаторные возможности преимущественно за счет активизации проприоцептивных возможностей анализаторной системы организма.

Выявлено также, что средние значения величин смещения по фронтали и сагиттали в тестах при открытых и закрытых глазах у девочек и мальчиков в обобщенных группах детей 3-14 лет не имели больших значений и были близки к уровню здоровых детей. Данный факт может быть обусловлен спастическими проявлениями в мышцах у детей с ДЦП, что ограничивает время удержания положения «стоя».

Вместе с тем средние значения в показателях «Средняя скорость перемещения ЦД, мм/с» и «Площадь эллипса, мм2 » в обобщенных группах у девочек и мальчиков при открытых глазах имели превышения в два и более раза относительно значений у здоровых детей и указывали на наличие у них проблем статокинетической устойчивости.

При развитии двигательных навыков в вертикальном положении большое значение отводится опорной функции стопы и ее способности удерживать и противостоять реакции опоры. Если вовремя не сформировать свод стопы, то положения костей, суставов, а также связочный аппарат деформируются, в результате чего страдает опо-роспособность, координация движений и устойчивость. Поэтому от правильного развития стоп зависит способность ребенка сохранять вертикальную устойчивость в любой двигательной ситуации.

Исследования опорной функции стопы у детей с ДЦП проводились с помощью системного компьютерного анализатора стопы "Pad professional", где определялось распределение нагрузки на подошвенную поверхность

стопы и смещение вертикальной проекции центра тяжести на горизонтальную плоскость опоры (канд. пед. наук Гросс Н.А.). Анализ полученных результатов позволил получить данные распределения давления под стопой на опору в положении «стоя».

Показано, что у детей с двигательными нарушениями нагрузка в основном приходится на переднюю часть стопы и высоким давлением на внутренний край стопы под головкой I плюсневой кости, что объясняется сильной напряженностью передней большеберцовой мышцы и слабостью большого пальца стопы. Это выражается в общем повышении тонуса мышц конечности и в неустойчивом равновесии тазобедренных суставов, и поэтому для поддержания вертикального положения требуется непрерывная работа мышц спины, особенно в поясничном отделе. Кроме того, причиной нарушения устойчивости при наличии повышенного тонуса, атетозах и мозжечковых нарушениях является асимметрия мышечного напряжения, в результате чего порочные положения туловища и конечностей сохраняются длительное время.

Определение мышечного тонуса имеет большое практическое значение при развитии статокинетической устойчивости у детей с НОДА. Решающим в формировании прямостояния является правильное соотношение рефлекторных тонических напряжений групп мышц, определяющих положение отдельных частей тела, а также произвольные напряжения мышц конечностей и туловища, имеющих место при стоянии.

Исследования, проведенные с помощью компьютерной диагностической системы MES 9000 EMG, которая контролирует и обрабатывает данные мышечного напряжения с поверхностных мышц, позволили измерять напряжение симметричных мышц лица, спины, задней и передней поверхности ног в положении стоя.

Результаты исследования показали, что удержание вертикальной позы при стоянии у детей с НОДА достигается ценой мышечных усилий, превосходящих норму в среднем на 33% от максимальных. Характерно, что изменяется не только величина активности мышц, но и распределение этой активности между различными сегментами тела при разных сочетаниях изменения угла наклона таза и физиологических искривлениях позвоночника (лордоз, кифоз). Это ведет к неустойчивому положению тела в пространстве. Неустойчивость зависит также от неправильного принятия положения туловища и головы, что приводит к напряжению всех мышц туловища, шеи, способствуя сохранению порочных поз и к нестабильности туловища, создает невыгодные условия для действия мышц верхних и нижних конечностей, сокращая их амплитуду и двигательные возможности. Совместное сокращение различных мышц играет большую роль при проявлении так называемых реакций статокинетического равновесия, когда, например, при неожиданном толчке не удерживается прежнее положение туловища. Величина асимметрии мышечного напряжения трапециевидной и широчайшей мышц спины, измеренная у детей разных групп, варьировала от 50 до 70%, причем асимметрия на левой стороне была выражена больше, чем на правой. Такая асимметрия может сильно влиять на положение

отдельных частей тела и на осанку ребенка в целом, что имеет место у детей с НОДА.

Уже в ранее проведенных исследованиях была показана важность тестирования двигательных возможностей детей для оценки исходного состояния, степени отклонения от нормы, определения слабых звеньев и оценки результатов реабилитационного процесса. Учитывая разную степень поражения двигательных функций и разную степень владения двигательными навыками, предложено объединять детей в группы по совокупности признаков. За критерии распределения детей по группам, независимо от паспортного возраста, принимались наиболее значимые для локомоторно-статических функций организма умения: принимать и удерживать позы (удерживать голову, сидеть, вставать на четвереньки, на колени, на ноги), совершать локомоторные действия (самостоятельно передвигаться на животе, четвереньках, коленях, на ногах).

На основе оценки двигательного развития было предложено делить детей на 3 группы.

Первая группа - дети, умеющие принимать и удерживать позы, совершать локомоторные действия, с условно ограниченной двигательной активностью, имеющие дефекты развития, позволяющие выполнять достаточно широкий набор комплексов упражнений, а также ходить, бегать, активно передвигаться.

Вторая группа - дети, умеющие принимать и удерживать позы, с вынужденно ограниченной двигательной

активностью, способные выполнять физические упражнения локального характера, ограниченные в возможности передвижения и выполнения упражнений с широкой амплитудой движений.

Третья группа - дети, не умеющие принимать и удерживать позы, со строго ограниченными возможностями двигательной деятельности, находящиеся в вынужденном положении сидя или лежа, у которых выполнение физических упражнений ограничено в связи со спецификой заболевания и аномалией развития.

Такое разбиение на группы существенно помогает в оценке исходных двигательных возможностей детей, разработке программ реабилитации, в постановке ближайшей и перспективной цели.

На основании многочисленных исследований двигательных и функциональных возможностей детей с НОДА в настоящее время в лаборатории разрабатываются наиболее эффективные методы физических нагрузок адекватных возрасту и возможностям больного ребенка (канд. пед. наук Беркутова И.Ю.). Разработка методик активной двигательной реабилитации позволяет последовательно и постепенно увеличивать физические нагрузки, повышать объем отдельно взятых упражнений для формирования устойчивого двигательного стереотипа в вертикальном положении и использовать в различных вариантах кратковременные нагрузки повышенной мощности или интенсивности для получения дополнительных функциональных сдвигов.

Таким образом, результатом работы лаборатории физической культуры и социальной реабилитации детей-инвалидов за более чем 20-ти летний период работы является:

1. Разработка структуры построения реабилитацион-

ного процесса, основанного на апробированной многолетним опытом методики реабилитации, которая заключается в следующем:

а) приоритетном использовании физической культуры как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма и, что не менее важно, активизировать умственные способности ребенка;

б) научно-обоснованной методике физической реабилитации, включающей:

• подбор различных форм и комплексов физических упражнений, представляющих собой единый процесс развития двигательных и функциональных возможностей организма ребенка и подготовку его к социальной жизни;

• проведение индивидуальных занятий с каждым ребенком в отдельности по плану, учитывающему особенности их организма;

• широкое применение тренажерных устройств, позволяющих в условиях зала выполнять физические нагрузки, не доступные в домашних условиях, в том числе «Тренажера Гросса»;

• проведение контроля реакции организма ребенка на выполненную нагрузку, который осуществляется посредством измерения ЧСС и АД до и после начала занятий, определения ЧСС во время занятий, педагогических наблюдений за состоянием ребенка во время занятия;

• коррекцию индивидуальных программ, проводимых посредством педагогических тестирований в начале реабилитационного периода и спустя каждые 3 месяца после начала регулярных занятий;

• проведение научных исследований для поиска резервных возможностей повышения эффективности процесса реабилитации.

2. Сотрудниками Центра опубликованы две книги, разработано и выпущено 5 методических пособий.

3. За время работы лаборатории подготовлены и успешно защищены 6 кандидатских диссертаций, из которых 4 выполнены под руководством заведующей лабораторией, канд. пед. наук Н.А. Гросс.

4. Создана прочная связь лаборатории и Детского центра физической реабилитации и спорта на базе ВНИИФК, где осуществляется апробация и реализация научно-методических разработок в практику работы центра.

5. В настоящее время лаборатория осуществляет активное сотрудничество с РГУФКСМиТ и МГПУ, результатом которого являются успешные защиты выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, подготовленных совместно с сотрудниками лаборатории.

6. Результаты исследовательской работы регулярно печатаются в научных и практических журналах и докладываются на профильных конференциях. Суммарное число публикаций на настоящий момент составляет более 70. Основные публикации приведены в списке литературы.

С*)

7. В настоящее время в стадии разработки находится тема, связанная с необходимостью проведения непрерывной физической реабилитации детей-инвалидов с двигательными нарушениями. Апробируются методики ранней реабилитации детей до одного года. Проводится сек-

ционная работа с подростками-инвалидами по направлениям: современный мечевой бой, ушу. Сотрудниками лаборатории (канд. пед. наук Беркутова И.Б.) проводятся обучающие вебинары для специалистов и родителей детей-инвалидов.

Литература

1. Гросс, Н.А., Гросс, Ю.А., Шарова, ТЛ. Методические приемы коррекции двигательного развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе применения «Тренажера Гросса» // Методическое пособие «Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды"». - М., 1998. - 68 с.

2. Гросс, Н.А., Гросс, Ю.А., Шарова, Т.Л., Горбунова, ЕА. Реабилитация опорно-двигательных функций у детей-инвалидов с использованием элементов физической культуры и спорта // Труды ВНИИФК, 1996. - С. 24-26.

3. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / под ред. Н.А. Гросс. - М.: Советский спорт, 2000. - 222 с.

4. Гросс, Н.А., Гросс, Ю.А. Метод комплексной реабилитации при нарушениях опорно-двигательного аппарата // Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины. Минздрав России: Сб. науч. тр. - М., 2003. - С. 168-170.

5. Гросс, Н.А. Развитие двигательных возможностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП с учетом функциональных возможностей // Физическая реабилитация. - 2005. - С. 43-45.

6. Гросс, Н.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии // Тр. 6-й Всероссийской научно-практической конференции «Специальная Олимпиада России». - Челябинск, 2005. - С. 93-96.

7. Гросс, Н.А. Детский церебральный паралич // Девять месяцев. - 2003. - № 3. - С. 45-46.

8. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под ред. Н.А. Гросс. - М.: Сов. Спорт, 2005. -235 с.

9. Гросс, Н.А. Проблемы двигательной реабилитации детей с отклонениями в развитии // Образование и инвалидность, нормативно-правовые аспекты: материалы конф. - М., 2005. - С. 65-68.

10. Гросс, Н.А. Современные подходы к развитию двигательных навыков детей-инвалидов // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 4 (28). - С. 46-48.

11. Гросс, Н.А. Исследование вертикальной устойчивости и произвольной регуляции движений у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Курортное дело. - 2007. - № 2. - С. 23-26.

12. Гросс, Н.А. Применение тренажерных устройств в создании оптимального двигательного режима для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Роль адаптивной физической культуры в создании безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов: Материалы междунар. научной конф. РГУФК. - РИО. -М., 2007. - С. 131-135.

13. Гончарова, Г.А. Влияние физической нагрузки на динамику функционального состояния детей-инвалидов // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 97-99.

14. Беркутова, И.Ю. Развитие двигательных возможностей у детей-инвалидов 4-7 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 2008. - 24 с.

15. Горбунова, Е.А., Гросс, Н.А., Шарова, Т.Л., Букано-ва, Г.В., Зеленова, Н.И., Берляева, А.С. Некоторые аспекты целенаправленного развития двигательных способностей детей-инвалидов // Вестник спортивной науки. - 2008. -№ 4. - С. 100-104.

16. Гросс, Н.А. Эффективность применения физических нагрузок в реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Курортные ведомости. - М., 2010. - 4 (61) - С. 50-53.

17. Гросс, Н.А., Беркутова, И.Ю. Исследования вертикальной устойчивости и произвольной регуляции движений у детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Вестник спортивной науки. -2013. - № 5. - С. 91-94.

18. Шарова, Т.Л., Гончарова, Г.А., Зеленова, Н.И. Исследование частоты сердечных сокращений при работе на Мотомеде в пассивном режиме у детей с двигательными нарушениями // Вестник спортивной науки. - 2014. -№ 4. - 65 с.

19. Гросс, Н.А., Беркутова, И.Ю, Гончарова, Г.А. Оценка степени адаптации физиологических механизмов организма у детей-инвалидов при физических нагрузках // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 6. - С. 46-48.

20. Гросс, Н.А., Беркутова, И.Ю, Шарова, ТЛ. Оценка двигательных возможностей детей с ДЦП при выполнении упражнений из разных исходных положений // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -

2016. - № 4. - С. 64-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Гросс, Н.А., Шарова, Т.Л., Беркутова, И.Ю., Букано-ва, Г.В. Вертикальная устойчивость у детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата при выполнении физических упражнений с использованием тренажерных устройств // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 2. - С. 43-45.

22. Клендар, В.А., Гросс, Н.А. Исследование состояния механизмов адаптации у детей с ДЦП при изменении положения тела в пространстве // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 2. - С. 46-48.

23. Клендар, ВА., Гросс, НА, Морозов, В.Н., Сынкова, Е.В. Сравнение возрастных характеристик вегетативной нервной системы детей с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата и здоровых детей по спектральным показателям вариабельности сердечного ритма // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -

2017. - № 4 (146). - С. 32-35.

С*)

References

1. Gross, N.A., Gross, Yu.A. and Sharova, T.L. (1998), Methodical techniques for the correction of motor development of children with impaired functions of the musculoskeletal system based on the use of the "Gross Exerciser". Methodological guide "Federal Targeted Program 'Disabled Children'", Moscow, 68 p.

2. Gross, N.A., Gross, Yu.A., Sharova, T.L. and Gorbu-nova, E.A. (1996), Rehabilitation of locomotor functions in children with disabilities using elements of physical culture and sports, In: Proceedings of VNIIFK, pp. 24-26.

3. Gross, N.A. (Ed.) (2000), Physical rehabilitation of children with disorders of the musculoskeletal system, Moscow: Soviet Sport, 222 p.

4. Gross, N.A. and Gross, Yu.A. (2003), The method of complex rehabilitation for disorders of the musculoskeletal system, In: Diagnostic and health technologies of restorative medicine. Ministry of Health of Russia: Coll. scientific tr., Moscow, pp. 168-170.

5. Gross, N.A. (2005), The development of motor capabilities in children with disorders of the musculoskeletal system and cerebral palsy, taking into account the functional capabilities, Fizicheskaya reabilitacia, pp. 43-45.

6. Gross, N.A. (2005), Problems of physical education of children of preschool and primary school age with developmental disabilities, In: Tr. 6th All-Russian Scientific Practical Conference "Special Olympics of Russia", Chelyabinsk, pp. 93-96.

7. Gross, N.A. (2003), Cerebral Palsy, Nine Months, no. 3, pp. 45-46.

8. Gross, N.A. (Ed.) (2005), Modern methods of physical rehabilitation of children with disorders of the musculoskeletal system, Moscow: Sovetskiy Sport, 235 p.

9. Gross, N.A. (2005), Problems of motor rehabilitation of children with developmental disabilities, In: Education and disability, regulatory aspects: Materials of conf., Moscow, pp. 65-68.

10. Gross, N.A. (2006), Modern approaches to the development of motor skills of children with disabilities, Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura, no. 4 (28), pp. 46-48.

11. Gross, N.A. (2007), The study of vertical stability and arbitrary regulation of movements in children with impaired functions of the musculoskeletal system, Kurortnoe delo, no. 2, pp. 23-26.

12. Gross, N.A. (2007), The use of training devices in creating the optimal motor mode for children with impaired functions of the musculoskeletal system, In: The role of adaptive physical culture in creating a barrier-free living environment for people with disabilities: Proceedings of the Intern. scientific conference RGUFK, Rio, Moscow, pp. 131135.

13. Goncharova, G.A. (2008), The impact of physical activity on the dynamics of the functional state of children with disabilities, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 97-99.

14. Berkutova, I.Yu. (2008), The development of motor capabilities in disabled children 4-7 years with impaired functions of the musculoskeletal system: Avtor's abstr ... Dis. Cand. Ped. Sciences, Moscow, 24 p.

15. Gorbunova, E.A., Gross, N.A., Sharova, T.L., Buka-nova, G.V., Zelenova, N.I. and Berlyaeva A.S. (2008), Some aspects of the purposeful development of motor abilities of children with disabilities, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 100-104.

16. Gross, N.A. (2010), The effectiveness of physical activity in the rehabilitation of children with dysfunction of the musculoskeletal system, Kurortnye vedomosti, no. 4 (61), pp. 50-53.

17. Gross, N.A. and Berkutova, I.Yu. (2013), Studies of vertical stability and arbitrary regulation of movements in children with disabilities with impaired functions of the musculoskeletal system, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 91-94.

18. Sharova, T.L., Goncharova, G.A. and Zelenova, N.I. (2014), Investigation of the heart rate when working on Motomede in a passive mode in children with movement disorders, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, 65 p.

19. Gross, N.A., Berkutova, I.Yu. and Goncharova G.A. (2014), Assessment of the degree of adaptation of the physiological mechanisms of the body in children with disabilities during physical activity, Vestnik sportivnoyj nauki, no. 6, pp. 46-48.

20. Gross, N.A., Berkutova, I.Yu. and Sharova, T.L. (2016), Assessment of the motor capabilities of children with cerebral palsy when performing exercises from different starting positions, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 4, pp. 64-70.

21. Gross, N.A., Sharova, T.L., Berkutova, I.Yu. and Bu-kanova, G.V. (2017), Vertical stability in disabled children with dysfunctions of the musculoskeletal system when performing physical exercises using training devices, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, no. 2, pp. 43-45.

22. Klendar, V.A. and Gross, N.A. (2017), Study of the state of adaptation mechanisms in children with cerebral palsy with a change in body position in space, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, no. 2, pp. 46-48.

23. Klendar, V.A., Gross, N.A., Morozov, V.N. and Syn-kova, E.V. (2017), Comparison of age characteristics of the autonomic nervous system of children with congenital disorders of the musculoskeletal system and healthy children according to spectral indicators of heart rate variability, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 4 (146), pp. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.