Научная статья на тему 'Исследования по прикладной и неотложной этнологии'

Исследования по прикладной и неотложной этнологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования по прикладной и неотложной этнологии»

В.В.Кривенький * АНАРХИСТЫ

История анархизма неотделима от истории антимилитаризма. Так, по крайней мере (и совершенно справедливо) считала, без преувеличения, вся анархистская литература до событий первой мировой войны. Выдающиеся вожди и теоретики анархизма и антимилитаризма -россиянин Петр Кропоткин, француз Жан Грав, голландец Фердинанд Домела Ньювенгейс (Ньювенгуис), лидер швейцарских рабочих Луиджи Бертони, "бунтующая" американка Эмма Гольдман и многие другие -убеждали общественные круги, что для анархистов всегда и везде характерно безусловно отрицательное отношение к войне и к участию в ней рабочих. Более того, к подобной точке зрения позже присоединились и толстовцы, и отдельные социалисты66 (например, Густав Эрве, до событий 1914 г. редактор боевой антимилитаристской газеты "Guerre sociale" - "Социальная война").

Тем чувствительней и больней для рядовых анархистов разных стран стала та трагическая эволюция, которую проделал с началом первой мировой войны выдающийся русский ученый и общественный деятель П.А.Кропоткин (а за ним и некоторые его последователи, получившие прозвище "анархистов-оборонцев"), заявивший, что "главным препятствием на пути к освобождению человечества является германский империализм, зажегший в целях своего торжества мировую войну"67. Отсюда следовал неизбежный вывод - Германия должна быть сломлена, и не только во имя победы держав Согласия, но и во имя торжества социальной революции.

Надо ли говорить, что позиция Кропоткина повергла в смятение его многочисленных учеников, до войны шедших за ним под влиянием огромного обаяния его личности, жизни и смелой проповеди анархизма.

Эта эволюция взглядов П.А.Кропоткина, приведшая к расколу в международном и российском анархическом движении в 1914-1918 гг., до сих пор должным образом не изучена (зачастую мы имеем дело просто

* Кривенький В.В. - кандидат исторических наук, докторант исторического факультета МГУ.

66 Анархисты всегда отделяли свою позицию в отношении к возможным военным действиям между государствами от позиции других социалистических партий (например, немецкой социал-демократии), называя последних в лучшем случае "буржуазными пацифистами" и "казенными патриотами".

67 Цит.по: Сандомирский Г.Б. Торжество антимилитаризма. (К истории анархистского движения). - М.,1920. - С.8.

с констатацией факта об изменении взгляда на проблему войны и мира со стороны лидера анархистов, либо с резкими оценками - типа тех, что давал Кропоткину В.И.Ленин, называя лидера анархистов "анархо-шовинистом", "бывшим революционером, мещанином от анархизма" и т.д.)68.

Первые обобщающие попытки исследовать причины перехода П.А.Кропоткина в лагерь "анархо-патриотов" предпринимал известный российский анархист, впоследствии участник Генуэзской конференции и заведующий отделом печати НКИД, Г.Б.Сандомирский (1882-1938)69.

Были также отдельные публикации других видных анархистов и рядовых сторонников анархии в анархистских печатных органах 19141918 гг., в большинстве случаев критиковавших позицию оборонцев по вопросу отношения к войне и доказывавших, что сам ход анархистского движения в разных странах, наоборот, не давал никаких оснований для изменения резко выраженной антимилитаристской позиции анархистов выработанной в 1870-1910-х годах70.

Зарубежные исследователи истории анархизма подтверждали общую точку зрения и выражали искреннее удивление изменению взглядов Кропоткина и некоторых его последователей71.

Советская историография также не могла похвастаться особыми достижениями. В 1918 - 1920 гг. Кропоткин имел стойкое прозвище "агент Антанты" за свою позицию в годы первой мировой войны; иногда, в лучших работах, позиция анархистов по проблеме войны и мира находила свое объяснение. Так поступили авторы сборника "Таблицы русских политических партий" (М.,1918) и В.В.Святловский, объяснившие оборончество Кропоткина "криком души, истосковавшейся по родине". В последующие годы имелось больше обвинений, чем объяснений позиции анархо-патриотов. Даже в 1987 г. Л.М.Спирин писал о том, что, оказывается, "большевики никогда до конца не доверяли и не

68 См. напр., Майский И.М. Воспоминания советского посла. Кн. 1. - М.,1964. - С.302-313; Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.27.- С.245; Т.30. - С.189 и др.

69 См. напр. следующие его работы: Петр Алексеевич Кропоткин - учитель международного анархизма (к 75 летию со дня рождения). - М.,1918; Луиджи Бертони -вождь швейцарских рабочих. - М., б.д.; Сандомирский Г.Б. Указ. соч., и др.

70 Такие публикации имелись как в печатных органах российских анархистов, так и в изданиях их коллег из стран Европы и Америки. Тесное "международное" сотрудничество анархистов приводило, как правило, к обмену информацией и зачастую, одни и те же авторы печатались в органах различных государств.

71 P.Avrich.Anarchist Portraits. - Princeton, 1988. - P. 53 - 106; Grinberg D. Ruch anarchistyny w Europie Zachodniej 1870 - 1914. - W-wa, 1994. - S. 238 - 265, 306 - 324 ; Даскалов Д.А.Анархизмът в България. - София, 1995. - С. 52 - 54.

могли доверять анархистам. От лиц, выступавших за безвластие... всего можно было ожидать..."72.

При подобном отношении, конечно, было не до реальной оценки взглядов П.А.Кропоткина и других анархистов в годы первой мировой войны. Одна из главных причин сложившейся ситуации - в недостаточном изучении источниковой базы проблемы. Вплоть до 19941998 гг. не был собран воедино даже богатейший листовочно-проклама-ционный материал анархистов-интернационалистов. Автору данной публикации посчастливилось собрать и опубликовать в сборнике документов и материалов (Анархисты. - Т.1. 1883-1916 гг. - М.,1998.) 26 воззваний анархистов-интернационалистов за 1904-1916 гг. и около десятка официальных резолюций и постановлений анархистских форумов об антимилитаризме. Документы должным образом проанализированы и откомментированы.

Сложнее обстоит дело с документальной базой "анархистов-оборонцев" во главе с П.А.Кропоткиным. До 1914 г. (до начала первой мировой войны), как справедливо подметил Г.Б.Сандомирский, в распоряжении анархистов не было "ни одного значительного официального документа... ни одной резолюции, которые давали бы возможность предполагать зарождение среди анархистов того течения, которое известно под именем оборончества"73.

В подготовленном нами сборнике практически нет документов анархистов-оборонцев. Это не значит, что они не существуют в природе (просто возможности любого издания не безграничны). В то же время, в русскоязычной печати 1916-1918 гг. не удалось обнаружить полного текста Манифеста анархо-патриотов (Декларации 16-ти анархистов) во главе с П.А.Кропоткиным от 28 февраля 1916 г. Поэтому, ознакомиться с идеологией оборонческого течения в анархизме в настоящее время легче всего по двум источникам: это - во-первых, - по "Анкете об условиях прочного мира", изданной в Париже в 1917 г. (до настоящего времени на русский язык не переведена), в которой собраны мнения всех выдающихся деятелей этого течения (П.А.Кропоткина, Ш.Малато, М.Пьерро и др.) и во-вторых, - по "Письмам о текущих событиях"

72 См. напр.: Яковлев Я. Русский анархизм в Великой русской революции. - М.,1921. -С.3; Таблица русских политических партий. (Основные положения. История и вожди. Печать. Программа. Организации. Тактика. Война и мир. Всенародное Учредительное собрание и Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов). - М.,1918; Святловский В.В. Очерки по анархизму. - Пг., 1922. - С.35; Спирин Л.М. Россия 1917 год: Из истории борьбы политических партий. - М., 1987. - С. 182-183; и др.

73 Сандомирский Г. Б. Торжество антимилитаризма. - С. 20.

П.А.Кропоткина, написанных им в период с 23 августа (5 сентября) 1914 г. по 20 июня 1918 г. и несколько раз (в разных вариантах) издававшихся в России74.

Помимо этого имеются отдельные опубликованные работы П.А.Кропоткина с характеристикой отношения анархистов к проблеме войны и мира еще 1904-1905 гг., некоторые частные письма ряду западноевропейских ученых и публицистов (например, профессорам Г.Стеффену, Дж.Мейвору, Г.Брандесу и др.), небольшие статьи-резюме лидера анархистов в ряде русских и зарубежных печатных органов (например, "Русских Ведомостях", "Биржевых Ведомостях", "Речи" и пр.), а также отрывочные материалы, вышедшие из-под пера соратников Кропоткина - М.И.Гольдсмит, М.Пьерро и некоторых других.

В апреле 1916 г. в статье для органа русских анархистов-коммунистов "Набат" основатель "Международной ассоциации рабочих-антимилитаристов" Ф.Д.Ньювенгейс напомнил, из чего исходили анархисты при определении своей антимилитаристской, интернационалистской позиции: "Можно ли представить себе государство без милитаризма? Невозможно! Антимилитаризм подразумевает антигосударственность. И вот почему анархисты являются единственными истинно-логичными антимилитаристами. Милитаризм, это - принцип власти в последней стадии"75.

Очагами последовательной антимилитаристской пропаганды до событий первой мировой войны считались почти все анархистские печатные органы в европейских государствах.

Война внесла неожиданный раскол в ряды анархистов и анархо-синдикалистов. И это стало (по мнению многих дальновидных анархистов) объяснением того, почему у оборонцев, в отличие от интернационалистов, так и не произошло оформление более или менее законченной и стройной теории (доктрины создаются в тиши кабинетов, а не под грохот пушек и зарево пожаров).

Более того, все самые знаменитые произведения П.А.Кропоткина 1880 - 1910-х годов проникнуты священной и равной ненавистью к милитаризму и империализму всех стран; теоретик анархизма признавал, что настоящей причиной всех войн является алчность не одной

74 Кропоткин П.А. Конец войны - начало вечного мира и всеобщего разоружения! -Пг.,1914; Два письма П.А.Кропоткина// Бурцев В.Л. О войне. Пг.:М.,1916; П.А.Кропоткин о войне. - М.,1916; Его же. - Война. - Ростов-на-Дону, 1917; Его же. - Победа Германии -смерть русской свободе //Нужна ли война? - М.,1917 и др.

75 Ньювенгейс Ф.Д. У рабочих нет Отечества//Набат: Орган А.-К. Женева. -1916. -Апрель. - № 5. -С. 3.

германской буржуазии или прусского юнкерства, а буржуазии всех стран, соперничающей между собой из-за рынков и т.п. Он полагал, что "разнонациональные" плутократии - английская, французская, немецкая, русская постоянно враждуют между собой и "ежеминутно могут довести Европу до вооруженного столкновения"76.

А в случае революционного взрыва в Германии, "она встретит во Франции полное сочувствие и поддержку со стороны (французского) народа... - эти две враждующие нации сойдутся по-братски в момент революции, то всякое революционное движение в Италии, Испании, Австрии или России, откликнется в сердцах рабочих всего мира"77.

И таких высказываний Кропоткина и его будущих коллег по оборончеству можно приводить десятками. Все эти произведения просто пропитаны глубокой ненавистью, отвращением и непримиримостью к войне.

Но прошло каких-то 10 лет, и уже во имя приближения социальной революции, анархисты-оборонцы признали главной помехой германский империализм. Остается только разобраться в той сети софистических хитросплетений, которыми окружили себя самые выдающиеся из оборонцев - Кропоткин, Грав и Малато - для обоснования своей позиции в мировой войне. Рассмотрим, ценою каких противоречий с самими собой и ценой какого насилия над анархической теорией лидерам оборончества удалось привнести неслыханное смятение и раздоры в анархическую среду.

Анархисты-оборонцы могут быть поделены на три группы: 1) оборонцев-шовинистов, откровенно и без всякого стеснения изменивших всем лучшим принципам анархизма и окончательно отвернувшихся от интернационализма (В.Н.Черкезов); 2) оборонцев-центристов, вступивших в существенные противоречия со своими ранее заявленными позициями (П.А.Кропоткин, Ж.Грав,Ш.Малато, М.И.Гольдсмит и др.); 3) умеренных оборонцев, все еще мечтающих вернуться на позиции антимилитаризма и в рабочую среду (М.Пьерро, Л.Жуо).

Обратимся к позиции П.А.Кропоткина. "Реально-политическую" программу мира он предлагает выстроить следующим образом: 1) требование референдума для определения будущей судьбы Эльзаса-Лотарингии (по мнению Кропоткина, либо оставить ее под владычеством Германии, либо присоединить к Франции или Швейцарии, либо сделать совершенно независимой); 2) возмещение (целиком) всех убытков,

76 Кропоткин П. А. Анархия, ее философия, ее идеал. Публичная лекция. - Кронштадт, 1917. - С. 25.

77 Там же, С. 26.

причиненных Германией народам Бельгии, Франции, Польши, Сербии; 3) если Эльзас-Лотарингия пожелает присоединиться к Германии (Кропоткин полагал, что это маловероятно. - В.К.), то необходимо недопустить создание нового укрепленного района рядом с границей Франции; 4) создание независимого польского государства путем воссоединения трех ее частей; 5) образование федерации республик из балканских государств; 6) нейтрализация проливов (Босфора и Дарданелл)78.

По-иному, в сравнении с предшествующими годами, классик анархизма стал трактовать и причины мировой войны (теперь соперничество буржуазных обществ и эксплуатация труда капиталом заменяется на эксплуатацию отсталых в промышленности наций более передовыми (читай: на немецкий народ, эксплуатирующий рабочих Англии и Франции! - В.К.).

Самую наступательную, ярко выраженную шовинистическую позицию занимал старый народоволец и представитель грузинского анархизма В.Н.Черкезов (Черкезишвили). "Мирная программа" Черкезова кипит ненавистью по отношению ко всем немцам, без различия пола и сословий. Достается уже не столько германскому милитаризму, сколько немецкому народу, науке, литературе и т.д. Если Германия и дала миру нескольких великих людей - Гете, Гумбольдта, Либиха, Геккеля, - то они все (по версии Черкезова) находились "под влиянием французских или английских идей". Такую же второстепенную, "реакционную и гнусную роль" играли "германцы" в социализме. А далее следуют выводы: "Германия в течение последних трех веков: нисколько не способствовала политическому освобождению народов и ... крайне ничтожна ее роль в прогрессе естествознания за XIX век...". Решение проблемы (в ее окончательном варианте) Черкезов видел в полном уничтожении "германского идола милитаризма" и освобождении "от нынешнего правительства страны"79.

Как восприняли в различных анархистских кругах проповедь П.А. Кропоткина и его коллег-оборонцев ?

Первоначально, изменившаяся точка зрения П.А.Кропоткина к проблемам войны и мира* произвела полный хаос в лагере анархистов.

78 Сандомирский Г.Б. Указ. соч.- С. 29 - 30.

79Сандомирский Г.Б. Указ. соч. - С. 42 - 43.

На наш взгляд, к изменению своей позиции в 1914 г. П.А.Кропоткин готовился заблаговременно. Уже в некоторых его статьях 1904 - 1905 гг. заметны нотки оборончества и защиты позиции России вопреки традиционным антимилитаристским взглядам анархистов. Но вопрос требует дальнейшего изучения.

Анархическая пресса разных стран ("где наши газеты еще могли выходить", как писали сами анархисты), оказалась занята рассмотрением взглядов Кропоткина на развернувшуюся войну, и в некоторых изданиях, особенно в итальянских, полемика приняла обостренный характер. Во Франции, большинство известных анархистов и литераторов (за исключением Себастьяна Фора, редакций "Libertaire" ("Освобождение") и "Anarchie "("Анархия") выступили в поддержку позиции Кропоткина. В Испании и Италии громадное большинство анархистов, за исключением некоторых индивидуалистов, «последователей Ф.Ницше и М.Штирнера» -высказались против воззрений анархистов-оборонцев. Такую же позицию заняли анархисты в Швейцарии, Голландии, Дании, большинство сторонников анархии в Англии, анархисты в Австро-Венгрии, Богемии, Чехии, Болгарии, Германии. В 1914 г. лидер немецких анархо-синдикалистов Р.Рокер (Роккер), длительное время проживавший в Англии, хорошо знавший П.А.Кропоткина, и оказавшийся по иронии судьбы в английской тюрьме "за агитацию против войны и германское происхождение", сумел одним из первых заметить существенные противоречия во взглядах Кропоткина на войну и указал: "Настоящая война подготовлялась за последние 12-15 лет, и подготовлялась она всеми крупными государствами Европы, без всякого исключения... (Кропоткин, как известно, стал исключительно Германии приписывать всю ответственность за развертывание "мировой бойни" и провозглашать во имя высшей культуры и справедливости" необходимость борьбы "с немецким гуннами". -В.К.). Она отлична от предыдущих лишь чудовищностью своих результатов, но никоим образом не своим внутренним содержанием. Она была вызвана, как и все прочие войны, теми же материальными интересами имущих классов разных стран..."80.

Более однозначно высказался другой лидер немецких анархистов и член Анархического Интернационала Поль Шрейер (Шрейэр): "...Одобрение войны Кропоткиным послужит большим препятствием для борьбы немецких анархистов. Наши противники не упустят случая бросить нам упрек: "Ваши руководители тоже были за войну. Они хотели охранять французскую культуру и погубить нашу. Вот почему наше отношение к войне вполне справедливо". Продолжая свою мысль, Шрейер отметил: "Мы, немецкие анархисты, можем, к счастью, указать, что поведение Кропоткина нами было немедленно же осуждено, (оно

80 Роккер Р. П.Кропоткин и война//Набат. - Женева, 1915. - N 4. - С. 9-10.

нам) "абсолютно непонятно" и "все товарищи остались на интернационалистской позиции..."81.

Солидарную интернационалистскую позицию большинства членов международного анархического сообщества в годы первой мировой войны прекрасно иллюстрируют целый ряд Манифестов и воззваний, осуждающих антинемецкую, оборонческую позицию Кропоткина и его коллег-оборонцев. Широкую известность получил "Манифест о войне" (Лондон, февраль 1915 г.), подписанный 37 членами Анархического Интернационала82.

Приведенные факты из истории международного анархистского движения во время первой мировой войны показывают, что взгляды П.А.Кропоткина и других анархистов-оборонцев не имели успеха в анархистски-настроенных массах. Как правило, пропаганда и дела анархистов, ярых противников государства и милитаризма совпадали, и это убедительно иллюстрирует позиция русского анархического движения 1914-1918 гг.

Практически все русские анархисты, работавшие непосредственно в России (или находящиеся в заключении на российской территории), выступили с резким осуждением позиции оборонцев во главе с П.А.Кропоткиным. Такая же ситуация наблюдалась в большинстве европейских и американских государств, где находились представители российского анархизма. Все три существовавшие в годы войны за границей русские анархические печатные органы - "Голос Труда" в Америке (Нью-Йорке), "Рабочее Знамя" (Лозанна) и "Набат" (Женева) в Швейцарии - выступали против позиции анархо-патриотов. Первоначально публикации содержали личные нападки на Кропоткина, но были остановлены серией призывов видных анархистов во главе с Л.В.Иконниковой, Г.И.Гогелиа (Гогелия), И.С.Гроссмана-Рощина и других с просьбой разбираться по существу теоретических расхождений, не затрагивая персоны патриарха анархизма83.

Российские авторы публикаций в "международных" анархических изданиях опровергали высказывания оборонцев о "развале Анархического Интернационала в связи с различным подходом к оценке мировой войны". Наоборот, издатели "Рабочего Знамени" писали, что теперь "нашим девизом" будет "пропаганда анархического коммунизма,

81 Шрейер П. Немецкие анархисты и война//Набат. - Женева, 1915, Май-июнь. - С.18-20.

82 Манифест о войне.//Анархисты. Документы и материалы. - Т.1. -Указ.соч.- С. 584-586.

83 См. напр.: И-ва Л., Оргеиани К., Таратута (А.), Рощин. Письмо в редакцию //Рабочее Знамя. - Лозанна, 1915. - Июнь.- С. 6.

как мировоззрения, а в области достижения практических результатов завтрашнего дня - насильственное прекращение войны коллективною волею трудящихся классов и организация революционного Рабочего Интернационала на основах антигосударственности. антипатриотизма и антимилитаризма, для борьбы за Социальную Революцию"84.

Подтверждая свою решимость сражаться за "дело перевода войны в Социальную Революцию", "рабочезнаменцы" писали, что Анархический Интернационал, перенесший тяжкие испытания, все же жив и продолжает свою работу. Оказалось, что из 25 действовавших анархических периодических изданий анархистов разных .государств (выходивших в 19151916 гг.), первоначально всего два английских издания "Land and Liberty" ("Земля и Свобода") и "Fгееdom" ("Свобода") определенно высказались"за войну". Затем к ним присоединились выходивший в Португалии "Germinal" ("Жерминаль") и "Sfidf" ("Вызов") в Италии, которые пытались защитить точку зрения П.А.Кропоткина. "Вот и весь "развал" анархической прессы" -делали вывод "рабочезнаменцы"85.

Их позицию подтверждала и Л.В.Иконникова, выступившая с обширнейшей публикацией "Отношение международной анархической прессы к войне" в 27 и 28 номерах "Голоса Труда" за 1915 г. Пока шовинистический, патриотический угар в стране нарастал, пока Кропоткин собирал определенные дивиденды со своих выступлений в западноевропейской печати, в России анархическое движение переживало весьма непростые времена. В ряде городов все же имелись малочисленные организации (из 4 - 18 человек), действовавших в среде студентов, рабочих различных профессий - кожевенников, печатников, железнодорожников и т.д. Самым большим их достижением было издание прокламаций и устная агитация на предприятиях. Долгое время считалось, что подобные действия носили ограниченный характер и не пользовались успехом среди трудящихся. Разыскания последних лет показали, что это, мягко говоря, не соответствует действительности.

Анархисты разных направлений (коммунисты, синдикалисты, индивидуалисты) нащупывали свои пути воздействия на массы и число их сторонников неуклонно увеличивалось. По нашим данным, в 1914 г. анархистские организации имелись в семи населенных пунктах России, на следующий год их стало на одну больше, и к концу 1916 г. имелось 15 организаций в семи населенных пунктах86.

84 (От редакции). К товарищам//Рабочее Знамя. - 1915. - Март - С.4.

85 "Овод". Наше слово "нашему слову"//Там же. - 1915. - Апрель.- С.5.

86 Коллеги-анархологи приводят почти те же данные. Так, С.Н.Канев для 1914 г.

Общее число анархистов-практиков, вероятно, едва достигало 250-300 человек, но их агитация все же давала свои плоды. Резко антивоенная, антимилитаристская позиция анархистов не могла не привлечь внимания общественности. Многочисленным репрессиям и преследованиям властей (как стран Антанты, так и их противников)* анархисты противопоставляли отчаянную попытку собирания

интернационалистских, антивоенных сил и ознакомления их с своими лозунгами перевода мировой войны в социальную революцию.

Если за границей с этим обстояло несколько проще - российские анархисты давно были внедрены в международные анархические структуры и, как показывают недавно обнаруженные архивные материалы, сами (практически в одиночку) готовили созыв Международного анархического конгресса в Лондоне в августе 1914 г.87, то есть, пользовались заслуженным авторитетом и признанием западных товарищей. Поэтому, и "Манифест о войне" Анархического Интернационала в феврале 1915 г. подписали сразу шесть российских анархистов - А.Беркман, Э.Гольдман, И.Рощин, А.Шапиро, В.Шатов, С.Яновский. Непосредственно же в России дело продвигалось на первых порах весьма медленно. Все же, в 1914 г. в Петрограде стал действовать "Северный союз анархистов", объединивший в своих рядах анархо-коммунистов, синдикалистов и индивидуалистов, сумевших общими усилиями выпустить два номера гектографированного журнала "Анархист" и несколько других печатных изданий. Пример оказался заразительным, и уже "Северная группа анархистов", Петербургская группа анархистов и Группа рабочих А.-К. выпустили подряд несколько антивоенных, антимилитаристских листовок - "Ко всем трудящимся" (ноябрь 1914 г.), "Товарищи! Десять лет тому назад..." (январь 1915 г.), "О войне" (август 1915 г.), "Основы анархизма" (август 1915 г.), "Товарищи !" (27 октября 1915 г.), "Рабочие !" (16 января 1916 г.) и

указывает 9 групп, для 1915 г. - 8 (В.Д.Ермаков для 1915 г. насчитывает 10 групп). -См.напр.: Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840-1917 гг.). - М.,1987. - С. 258; Ермаков В.Д. Российский анархизм и анархисты (вторая половина XIX - конец XX веков). -СПб.,1996. - С.95. По мнению последнего исследователя, в 1916 г. анархистские организации обнаружили себя в 12 городах России.

В России, даже в ссылке, власти опасались чересчур активных анархистов. Анархисты сами писали об этом: "В ссылке Иркутской губернии произведены аресты анархистов-коммунистов. Арестовано свыше 30 человек. Они уже 8 месяцев сидят под следствием. Обвиняются в созыве съезда анархистов-коммунистов в Иркутской губернии и в выпуске Манифеста к населению против войны". См. Рабочее знамя. - 1915. - Декабрь. - С. 5.

87 Анархисты. Документы и материалы...- С. 502-572.

другие. Дело касалось не только столичных городов, но и окраин. Так, 17 марта 1916 г. жандармы Орловского губернского жандармского управления по Брянскому и Карачевскому уезду обнаружили в Бежицах листовку-призыв местной группы анархистов-коммунистов, нацеливавших рабочих Брянского завода на "разрушение строя насилия и тирании", "месть за гнет и страдание" и звавших к сплочению в "могучую армию, ... к решительной борьбе, к социальной революции; применяя крайние средства - террор и экспроприацию"88.

Петроградские анархисты более остро и целенаправленно ставили проблемные вопросы. В листовке "Ко всем трудящимся" осуждалась позиция немецких социал-демократов, поддержавших войну, а результат "их многолетней пропаганды", как не без ехидства заметили анархисты, "свелся к тому, что социалисты Германии, мировые учителя, наставляют жерла пушек на своих братьев по духу..."89.

Примерно теми же словами оценивалась позиция российских социал-демократов. Что же надо было делать, по мысли петроградских анархистов? "В момент объявления войны надо было восстать и уничтожить строй грабежа...", переоценить свои мысли и действия, наконец, просто-напросто предотвратить бойню. Главная стратегическая задача состоит в "разрушении государства..., в созидании свободного строя безгосударственной власти". Традиционными для анархистов остались и призывы: "Долой власть! Капитал! Да здравствует грядущая социальная революция! Да здравствует террор и экспроприация! Да здравствует Коммуна и Анархия"90.

В листовке петербургской группы анархистов "Война и революция" (январь 1915 г.) помимо традиционного анализа причин военных конфликтов привлекает внимание статистический анализ мировой войны ("каждый день войны несет свыше 40 тыс. жертв и обходится в 200 милл. За все это приходится расплачиваться массе")91 и оценка состояния русского общества - "русское правительство своими последними репрессиями показало, что у него кроме - немцев имеется еще худший враг, для которого нужны обычные меры бездействия - пули и нагайки. Об этом свидетельствовали возимые по Выборгской стороне пулеметы во время ноябрьской стачки (1914 г. - В.К.). Проходит патриотический угар, начинается отрезвление. Исчезло крикливое самодовольство,

88 Там же. - С.610-611.

89 Там же. - С. 576 - 577.

90 Там же. - С.577.

91 Там же.- С.582.

прекратились манифестации... Массы требуют мира"92.

Особенно показательна оценка ситуации в стане противников России: "В Будапеште в конце ноября - бунт жен запасных... В Германии всюду волнения: требуют прекращения войны. Солдаты не хотят сражаться... " и как вывод: "Все это грозные признаки надвигающейся всемирной революции. Настает час народного гнева и мщения"93.

И если приходило время борьбы за конкретные права рабочих, немедленно для разъяснения ситуации в массы бросались анархистские воззвания. 27 октября 1915 г. во время забастовки на петроградском заводе "Феникс" распространялась листовка Северной группы анархистов, призывавшая к объединению рабочей среды "в одну общую боевую армию" для подготовки к "великой социальной революции." При этом делался такой вывод, который свидетельствовал, что анархистские воззвания писали не маргиналы, а достаточно образованные люди: "Не дело рабочих делить власть, которой еще не получали. Долой войну, вот должен быть клич российского пролетариата, а не присоединяться к господам Плехановым, Аксельродам и другим, которые разменяли социалистические догматы на мелкую монету буржуазной идеологии"94 .

Не избежали анархисты и личных обращений к своему лидеру. Так, И.С. Гроссман-Рощин одним из первых в августе 1914 г. откликнулся на изменение позиции П.А.Кропоткина в воззвании "Тревожный вопрос" (По поводу отношения П.А.Кропоткина к европейской войне). При этом он не только осудил оборонческую позицию Кропоткина, но и указал на несоответствие между целью ("уничтожение германского милитаризма") и средствами ("международная резня рабочих"), предлагавшимися лидером анархизма для разрешения ситуации95.

Призывы редакций русских печатных органов, например "Рабочее Знамя" и "Набат", в общем-то, были обычными - это, как правило, объединение на базе Рабочего Интернационала "для борьбы за социальную революцию" на основе лозунгов антигосударственности, антипатриотизма и антимилитаризма. Подчеркивалось, что в настоящую "тяжелую эпоху мы должны неустанно звать не к защите, а к полному разрушению Государства". Явственно обозначалась и критика Кропоткина и его сторонников: "Мы не призываем рабочих к взаимному истреблению, - как это, к великому сожалению, делают некоторые старые

92 Там же.- С.583.

93 Там же.

94 Там же.- С.605.

95Там же. - С.574-575.

анархисты и большинство социалистов, работая, таким образом, на руку правящим и угнетающим классам"96 (выделено мной. - В.К.). Резко, но правдиво, звучала критика оборонческого Манифеста от 28 февраля 1916 г. со стороны Цюрихской группы А.-К. "Рабочий Мир": "...если под таким выступлением подписываются частью вожди французского анархизма и даже П.А. Кропоткин, то мы считаем это позором для анархистов"97 (выделено мной. - В.К.). Анархисты-интернаци-оналисты предлагали всем соратникам отмежеваться от анархо-патриотов и "громко им крикнуть вместе с нами: Руки прочь от анархического коммунизма! Долой анархо-патриотов! Да здравствует революционный коммунистический анархизм! Да здравствует истинный рабочий интернационализм !"98.

Таким образом, и история российского анархического движения первых лет мировой войны подтверждает нашу мысль о том, что большинству анархистов в указанные годы более близкими и естественными казались позиции традиционного противостояния власти, государству, милитаризму.

Окончательно сбросить тяжелые вериги оборончества анархистам разных стран (в том числе и России) позволили русские и зарубежные революции 1917 - 1919 гг.

Свершившаяся в феврале 1917 г. буржуазно-демократическая революция в России вновь вывела на просторы политической борьбы (наряду с представителями других партий и движений) анархистов различных направлений. "Свои первые восторги, - писал Г.Б. Сандомирский, - анархисты слили с народом, сбросившим с себя ярмо тирана. (Они) понесли свою проповедь социальной революции в массы, которых ... справедливо желали предохранить от увлечения одной политической стороной сложившегося переворота. Начертав на своем знамени "Хлеб и Воля", они пошли вперед восставшего народа, неустанно толкая его на путь полной эмансипации. Работы было непочатый край..."99.

По свидетельству другого известного анархиста А.Горелика, в это же время "в массы полетели целые тучи криков, лозунгов, обещаний и предостережений... Анархисты и большевики начали овладевать движением и задавать тон"100.

96 Там же.- С.588.

97 Там же.- С.613.

98 Там же.

99 Сандомирский Г.Б. Анархизм и право захвата. - М.,1918.- С. 5.

100 Горелик А. Анархисты в российской революции. - Буэнос-Айрес, 1922. - С. 6.

Отчасти, наверное, так и было. Но представляется, что анархисты не могли столь быстро восстановиться после потерь военных лет. Их агитации поддавались пока лишь отдельные представители рабочих и солдат, а о практической работе в Москве, Петрограде и других городах, по-крайней мере до апреля - мая 1917 г., ничего не было слышно. Но едва процесс накопления сил встал на качественную основу (из тюрем, ссылок, из-за границы вернулись теоретики и лидеры движения), как сразу все стало на свои места.

13 марта 1917 г. в Москве была создана "Федерация анархических групп", в которую вошли около 70 человек, в основном из молодежной среды. Подобные организации (федерации, ассоциации и пр.) анархистов различных направлений появляются в Самаре, Саратове, Брянске, Киеве, Ростове-на-Дону, Одессе, Иркутске и других городах, в центре внимания оказались вопросы об отношении к первой мировой войне, к Временному правительству, к идее созыва Учредительного собрания, к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Без преувеличения вопрос окончания войны и приемлемого выхода из нее для держав Согласия превалировал над всеми остальными. Кризис власти, неразбериха и хаос в стране во многом были связаны с неразрешенностью этого вопроса. Анархисты высказывали собственные варианты решения проблемы.

П.А.Кропоткин, вернувшийся в начале лета 1917 г. в Россию, своих взглядов не изменил. Более того, даже в 1918 г. в своих письмах в "Русские Ведомости" и другие издания предлагал добить "раненого зверя" (Германию), самым искренним образом полагая, что исчезновение мощной державы принесет измученным народам прочный мир и торжество цивилизации101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вероятно, какая-то часть анархистов и социалистов из соседних политических лагерей была солидарна с мнением Кропоткина. Мы готовы даже предположить, что в душе, наверное, так считали многие. Но практика давала другие варианты решения затянувшегося спора.

Анархисты-коммунисты настаивали, наоборот, на немедленном "прекращении империалистической войны". Интересный вариант предложили иркутские анархисты во главе со своим лидером И.Гейцманом ("Хаимом Лондонским"). Их точка зрения перекликалась со взглядами многих анархистов по всей России. А всего-то надо было, как писал Гейцман, "перекинуть знамя революции на ту сторону окопов и

101 См., напр.: Кропоткин П.А. Письма о текущих событиях. Письмо 11-е. (Москва, 15 июня 1918 г.)//Свобода России.- М.,- 1918. - 20 июня.

проволочных заграждений, видя в международной революции единственный исход из создавшегося положения"102.

Сибирские анархисты оказались более дальновидными. В резолютивной части своего Манифеста они записали, что "русская революция имеет тенденцию и возможность стать социальной революцией. Будучи связана с войной, от которой она не может отказаться ввиду грозящей опасности со стороны официальной Германии, анархия зовет революционную армию принять все меры, могущие революционизировать германскую армию. Исход из затруднительного положения, созданного войной, явится тогда лишь, когда перекинем русскую революцию в Германию.. ."103.

Прошел какой-то год после принятия этого яркого документа, а Россия успела уже пережить и октябрьский переворот 1917 г., и начало гражданской войны и, наконец, дождалась долгожданного завершения первой мировой войны, принесшей ей избавление от позорного Брестского мира. 28 июня 1919 г. новую расстановку сил в мире знаменовал Версальский мирный договор. Анархисты-оборонцы пытались оправдать условия мира. Недаром Кропоткин писал: "Одно утешает. Угроза миру - Германия - сломлена навсегда. Миру возможно свободное развитие..."104.

Наивно-радостные строки опровергало начавшееся движение сил Антанты на территорию Советской России, но патриарх анархизма стоял на своем.

Чего же добились оборонцы, объявив утопистами всех последовательных антимилитаристов, поддерживая легенду о высокой миссии защиты цивилизации силами стран Антанты?

Они внесли необычайный раскол в анархистское движение и поставили его на край гибели. Распыленные на группы, проникнутые часто взаимной враждой, анархисты навсегда распрощались с иллюзией освободительных войн и общих задач с правящими классами. "Что касается анархистов, - писал Г.Б.Сандомирский, - то для нас пресловутый Версальский мир знаменует собой не столько победу Антанты и разгром германского милитаризма, сколько полный крах оборончества и всех тех "возвышенных" идеалистических ценностей, на защиту которых восстал Кропоткин и его единомышленники и во имя которых они порвали с антимилитаристами"105.

102 См.: Гейцман П. Манифест Анархистов-Коммунистов. Анархия. Ее цели и тактика в связи с революцией и войной. - Иркутск, 1917. - С. 37.

103 Гейцман П. Указ. соч. - С. 52-53.

104 Цит. по: Сандомирский Г.Б. Торжество антимилитаризма... - С.62.

105 См. там же. - С. 56.

Яснее, как говорится, не скажешь, ибо последующие страницы истории анархического движения в стране Советов оказались окрашены в еще более мрачные тона, и об оборончестве одних, и антимилитаризме других вспоминали уже как о сладком сне. Тем не менее проблема отношения анархистов к вопросам войны и мира не снята с повестки дня, еще многие ее вопросы требуют решения и тщательного рассмотрения исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.