99.02.009. АНАРХИСТЫ. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. 1883 - 1935 гг. В 2 тт. - Т. 1. 1883-1916 гг. - М.: РОССПЭН, 1998. - 704 с.
Издание документов и материалов российских анархистов, выходящее в серии “Политические партии России. Конец Х1Х - первая треть ХХ века. Документальное наследие”, предполагается в двух томах. К.и.н. В.В.Кривенькому удалось впервые воедино собрать, заново изучить и откомментировать более 500 документов по истории анархизма в России за 1883 - 1935 гг. В сборник включены не издававшиеся ранее программные документы анархистов различных направлений, а также значительный комплекс прокламаций и других материалов анархистских организаций, что позволит представить роль и место анархистов в истории России.
В первый том включены 284 различных по типу и виду источника, отражающих историю российского анархизма за период с 1883 по 1916 гг. Значительная часть документов, извлеченная из ГАРФ, Отдела редкой книги ГОПБ, Рукописного отдела РГБ, ЦГИА Украины (Киев), публикуется впервые.
Основной материал тома - это воззвания различных российских анархических групп и организаций, действовавших с начала ХХ в. в разных населенных пунктах Российской империи и за границей. Хотя становление российского анархизма продолжалось несколько десятилетий, как самостоятельное общественно-политическое движение анархизм оформился в первые годы ХХ в. В 1900 г. в Женеве возникает группа российских анархистов-эмигрантов, в 1903 г. там начинается издание их первого печатного органа - газеты ”Хлеб и Воля”. В самой России первые анархистские группы появляются в районах с многонациональным населением. В 1907 г., когда анархистское движение достигло пика своей активности, оно распространилось на 58 губерний и областей, насчитывало 255 формирований в 180 городах и других населенных пунктах империи.
Социальную основу анархизма составляли преимущественно кустари, ремесленники, мелкие торговцы. Но к движению примыкали также крестьяне, рабочие, интеллигенты. Всех их объединяли резкое недовольство существующими порядками, готовность идти на самые крайние средства для немедленного и радикального изменения этих порядков, пренебрегая нормами права и традиционной морали.
Обобщенный портрет анархиста периода первой российской революции выглядел следующим образом: это “пассионарный” молодой человек 18 -24 лет, имеющий начальное образование (или без него) и представлявший, как правило, маргинальный слой общества, а во многих слу-
чаях - дискриминируемое национальное меньшинство. “Кадровый состав” российских анархистских организаций был весьма невелик (в 19031910 гг. - около 7 тыс. человек, в 1905 - 1907 гг. - до 5,5 тыс. человек). Оценивая роль и место анархистов в истории России, следует прежде всего подчеркнуть значительную идейную неоднородность, политическую аморфность, организационную раздробленность анархистского движения. Анархисты никогда не составляли партии и даже зародыша политической партии, в традиционном ее понимании (хотя Кропоткин и некоторые его сторонники употребляли это понятие), ибо не стремились прийти к власти. По их убеждению, главная, если не единственная задача в политике - революционное разрушение “эксплуататорского строя” и его главного орудия - государства. К тому же, каждый анархист видел в себе суверенную творческую личность, способную самостоятельно решать как практические, так и теоретические вопросы. Поэтому о партийной дисциплине, партийной иерархии в среде анархистов говорить можно лишь условно. В 1905-1907 гг. в анархизме определились три основных и достаточно обособленных направления: анархо-коммунизм, анар-хо-индивидуализм и анархо-синдикализм. В среде российских анархистов не было единства в вопросе о способах борьбы с режимом. Явный приоритет отдавался нелегальным и, в первую очередь, террористическим средствам этой борьбы, хотя мотивы действий были различными у представителей разных направлений. Намерения “идейных анархистов” во главе с Кропоткиным как-то переломить тенденцию, вести широкую агитационно-пропагандистскую работу в массах так и не были осуществлены. Террор оказался главным и почти исключительным делом для большинства организаций. Жертвами анархистов чаще всего становились высшие чины администрации, полиции и представители судебных органов. Политические результаты таких акций были негативными для демократического движения, дискредитировали его в глазах общества, позволяли властям ужесточить репрессии. 1905 - 1907 гг. вошли в историю российского движения как время непрекращающихся террористических актов и экспроприаций, вооруженных нападений и грабежей. Подавление революции 1905 - 1907 гг. означало и разгром большинства анархистских организаций, привело к значительному уменьшению числа их сторонников. Обозначилась тенденция к криминализации анархистской среды. В 1908 -1910 гг. продолжался процесс распада и самоликвидации организаций (в 1910 г. в стране имелись 34 группы в 30 городах). В 1913 - 1914 гг. значительно активизировалась работа российских анархистов-эмигрантов в Великобритании, Бельгии, Франции, Швейцарии, где анархистам удалось провести 6 конференций, и прежде всего Первую Объединительную
конференцию русских анархистов-коммунистов в Лондоне (декабрь 1913 г. - январь 1914 г.), определившую стратегию и тактику движения в новых условиях. Реализацию замыслов прервала война. В анархической среде произошел очередной раскол - на оборонцев и интернационалистов. О массовом характере движения в это время говорить нельзя (по предварительным оценкам, в 1915 г. анархистские организации имелись в 8 городах, а в конце 1916 г. в 7 населенных пунктах было 15 организаций). Накануне Февраля 1917 г. в стране имелось около 300 анархистов.
В предисловии к первому тому составитель пишет и о дальнейшей судьбе анархистов. Февральская революция дала новый мощный толчок анархизму. Анархисты спешили определить свою точку зрения на животрепещущие проблемы политики. В центре внимания оказались вопросы об отношении к первой мировой войне, к Временному правительству, к идее созыва Учредительного собрания, к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Анархисты-коммунисты настаивали на немедленном прекращении “империалистической войны”. По отношению к Временному правительству анархисты были на редкость единодушны: нужна новая социальная революция, которая свергнет власть “министров-капиталистов”. Что же касается Советов, то здесь взгляды расходились. П. А. Кропоткин назвал саму идею органов власти, контролирующих всю политическую жизнь страны, “величайшей”, однако замечал, что пассивная роль масс в Советах может привести к диктатуре одной партии. В то же время некоторые анархисты по отношению к Советам занимали выжидательную позицию, а другие - открыто отказывались от участия в них.
Кризис власти, неразбериха и хаос в стране давали анархистам возможность проявить свои бунтарские потенции. Накануне Октября 1917 г. организации анархистов имелись почти в 40 городах страны, и большевики не преминули использовать анархистов в качестве разрушительной силы против буржуазии, оказывая им помощь оружием, боеприпасами, продовольствием и другим. В Октябре 6 анархистов входили в состав Петроградского Военно-Революционного комитета, многие командовали отрядами солдат и матросов. Зимой 1918 г. анархисты приступили к формированию собственных вооруженных отрядов, предназначавшихся для борьбы за «идеалы анархизма».
Примерно с середины 1918 г. российское анархистское движение переживает полосу расколов, чередующихся с временными объединениями отдельных групп различных направлений в более крупные формирования. Некоторые из них, признавшие верховенство большевиков, получили возможность (вплоть до конца 1920-х годов) издавать печатные
органы, проводить собрания и встречи, организовывать небольшие музеи по истории движения. Значительное число анархистов постепенно перешли в ряды правящей партии, объяснив свой уход от анархизма “кризисом движения”, “вступлением страны в новую фазу развития” и т.д. Судьба других деятелей анархии, как и формирований, была трагичной - лучшим исходом для многих из них стала эмиграция, оставшиеся в России подверглись террору и репрессиям.
Все это явствует из документов настоящей публикации. Она открывается так называемым “Интернационалом анархистов”, Заявлением анархистов перед Лионским исправительным судом “Почему мы анархисты?”, двумя воззваниями российских анархистов программного типа “Что такое анархисты?” и “К рабочим”, предварительно знакомящие с некоторыми основными доктринами движения. Последующие документы представляют все многообразие различных точек зрения и мнений, которые существовали в среде российских анархистов по теоретическим, программным, тактическим и организационным вопросам. Среди документов и практически неизвестные ранее материалы по консолидации российской анархической среды за 1904 - 1916 гг. Документы Международного анархического конгресса 1907 г. и готовившегося конгресса 1914 г. в Лондоне свидетельствуют о том, что участие в них русской анархической делегации имело определяющее значение для развития международного анархического движения. В издании публикуются также редкие документы о полемике в стане российских анархистов и их зарубежных коллег по вопросу об оценке и отношении к событиям первой мировой войны.
Протоколы и резолюции анархистских конгрессов, съездов, конференций, совещаний и разнообразные манифесты анархистов являются уникальным источником, позволяющим судить не только о решениях, принятых тем или иным форумом или отдельно взятой группой (или лицом), но и о том, какие программно-теоретические принципы закладывались в основу этих решений, какие различные мнения существовали среди анархистов, какие перспективы и цели намечали для себя сторонники анархии.
Учитывая особую специфику деятельности анархистов, не ориентированную на сбор, сохранение и обобщение материалов, (со всеми вытекающими отсюда последствиями), автор-составитель издания избрал хронологическую подачу публикуемых документов и материалов. Лишь в некоторых местах издания (преимущественно во втором томе) из приводимых материалов делались своеобразные тематические подборки (например, по деятельности анархистов в фабзавкомах в 1917 г., по разгро-
му анархистских организаций в 1918 г., по повстанческому движению в отдельных регионах страны в 1918 - 1921гг., по объединению сил анар-хистов-синдикалистов в 1918-1924 гг. и некоторым другим).
Издание сопровождается комментариями и указателем имен. В документах сохранены шрифтовые выделения оригинала.
В.М.Шевырин