Научная статья на тему 'Исследования Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2017 г. '

Исследования Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2017 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПЛИТАХ КУРГАНОВ / МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухарева Анна Николаевна

В статье характеризуются ход проведения и основные результаты работы Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница», осуществлявшейся в 2017 г. на памятниках наскального искусства юга Красноярского края (Большой Сибигур, Толстый Мыс, Яновская (Маяк), Улазы, Шалаболинская, Георгиевская и Ильинские писаницы). В задачи экспедиции входило: продолжение документирования памятников и комплексов, исследование которых было начато ранее; выявление и обследование новых объектов; оценка состояния сохранности памятников, в том числе с использованием архивных материалов для сравнения; изучение изображений на курганных камнях; сбор материалов для фондов и экспозиций музея-заповедника. Статья снабжена иллюстрациями, представляющими новые и малоизвестные объекты наскального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мухарева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATIONS BY THE PETROGLYPHIC EXPEDITION OF THE MUSEUM-RESERVE "TOMSKAYA PISANITSA" IN 2017

The paper characterizes a progress and main results of the Petroglyphic Expedition, organized by the Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa" in 2017. The work was conducted at the rock art sites in the south of Krasnoyarsk Kray (Bolshoy Sibigur, Ulazy, Tolstyj Mys, Yanovskaya (Mayak), Shalabolinskaya, Georgievskaya and Iljinskaya). The objectives of the expedition were to continue documenting the sites and complexes, the study of which was initiated earlier; to reveal and investigate unknown objects; to assess the state of preservation of sites under destruction, including their comparison with archival materials; to record the decorated kurgan slabs and to collect materials for the collections and expositions of the Museum-Reserve. The paper is well illustrated and presents new and little-known rock art objects.

Текст научной работы на тему «Исследования Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2017 г. »

ГАУК КО МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»

Учёные записки

музея-заповедника «Томская Писаница»

Выпуск 7

Кемерово 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Археологические и междисциплинарные исследования

Миклашевич Е.А.

О памятниках наскального искусства в урочище Каменка на Среднем Енисее..............5

Ножинков А. Е.

Ботанико-географический контекст

археологических комплексов у Новоромановской писаницы (устье р. Долгая).............23

Экспедиции

Мухарева А. Н.

Исследования петроглифической экспедиции

музея-заповедника «Томская Писаница» в 2017 г.................................................................26

Русакова И. Д.

Работы на петроглифическом комплексе

Бояры - Абакано-Перевоз в Хакасии в 2017 г.........................................................................36

Сизёв А. С., Плац И. А.

Археологические разведки

в Кемеровском и Тисульском районах Кемеровской области в 2017 г..............................41

Из фондов музея-заповедника «Томская Писаница»

Сулейменов М. Г., Илюшин А. М.

Материалы погребения знатной кочевницы и ее детей

в фондах музея-заповедника «Томская Писаница»...............................................................47

Архивные изыскания

Скрябина Л.А.

К истории Московско-Сибирского почтового тракта

на территории современной Кемеровской области.............................................................53

Скрябина Л.А.

Описание писаных камней в Томском уезде...........................................................................68

Музейная педагогика

Иванова С. В.

Русская тряпичная кукла

в музее-заповеднике «Томская Писаница»: из опыта работы.............................................71

Кузнецова Е. Е., Илюшин А. М.

Мартынова Галина Семёновна у истоков

школьной археологии и школьного музееведения в Кемерово.........................................75

Орлова Е. А., Сизёв А. С.

История Кузбасса от древности до наших дней

на уроках музейной педагогики музея-заповедника «Томская Писаница».....................83

УДК 902/904

ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕТРОГЛИФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА» в 2017 г.

А. Н. Мухарева

Музей-заповедник «Томская Писаница», Кемеровский государственный университет

В статье характеризуются ход проведения и основные результаты работы Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница», осуществлявшейся в 2017 г. на памятниках наскального искусства юга Красноярского края (Большой Сибигур, Толстый Мыс, Яновская (Маяк), Улазы, Шалаболинская, Георгиевская и Ильинские писаницы). В задачи экспедиции входило: продолжение документирования памятников и комплексов, исследование которых было начато ранее; выявление и обследование новых объектов; оценка состояния сохранности памятников, в том числе с использованием архивных материалов для сравнения; изучение изображений на курганных камнях; сбор материалов для фондов и экспозиций музея-заповедника. Статья снабжена иллюстрациями, представляющими новые и малоизвестные объекты наскального искусства. Ключевые слова: наскальное искусство, изображения на плитах курганов, Минусинская котловина.

INVESTIGATIONS BY THE PETROGLYPHIC EXPEDITION OF THE MUSEUM-RESERVE "TOMSKAYA PISANITSA" IN 2017

А. N. Mukhareva

Museum-Reserve 'Tomskaya Pisanitsa", Kemerovo State University

The paper characterizes a progress and main results of the Petroglyphic Expedition, organized by the Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa" in 2017. The work was conducted at the rock art sites in the south of Krasnoyarsk Kray (Bolshoy Sibigur, Ulazy, Tolstyj Mys, Yanovskaya (Mayak), Shalabolinskaya, Georgievskaya and Iljinskaya). The objectives of the expedition were to continue documenting the sites and complexes, the study of which was initiated earlier; to reveal and investigate unknown objects; to assess the state of preservation of sites under destruction, including their comparison with archival materials; to record the decorated kurgan slabs and to collect materials for the collections and expositions of the Museum-Reserve. The paper is well illustrated and presents new and little-known rock art objects.

Keywords: rock art, decorated kurgan slabs, Minusinsk Basin.

В 2017 г. исследования Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» проводились на территориях Новосёловского, Курагинского и Минусинского районов Красноярского края (рис. 1). Перед нами стояли следующие задачи: 1) продолжение полного документирования памятников и комплексов, исследование которых было начато ранее [Микла-шевич, Мухарева, Бове, 2015; 2016; 2017]; 2) разведки на необследованных участках, выявление новых объектов наскального искусства; 3) локализация и осмотр па-

мятников, известных нам по литературе;

4) оценка состояния сохранности изучаемых памятников, в том числе с использованием для сравнения архивных материалов;

5) изучение изображений на курганных камнях; 6) сбор материалов для фондов и экспозиций музея-заповедника.

В Новосёловском р-не Красноярского края исследования осуществлялись на нескольких памятниках. На левом берегу Енисея (Красноярского водохранилища) основные работы были сосредоточены на местонахождениях Толстый Мыс (рис. 2-4) и

Рис. 1. Карта с указанием памятников наскального искусства, исследовавшихся петроглифической экспедицией музея-заповедника «Томская Писаница» в 2017 г.

Рис. 2. Петроглифы на камнях оград тагарских курганов могильника Толстый Мыс I

Большой Сибигур (рис. 5). В 2017 г. было завершено документирование петроглифов, выявленных ранее на северной оконечности горы Толстый Мыс (рис. 3, 4), а также на плитах оград тагарских курганов могильника Толстый Мыс I (рис. 2), расположенного под горой, юго-восточнее однои-

мённого озера. Изобразительный репертуар петроглифов на курганных камнях, представленный преимущественно тамго-образными знаками и антропоморфными персонажами, отличается от репертуара наскальных рисунков, среди которых преобладают зооморфные фигуры, нанесён-

Рис. 3. Толстый Мыс: 1 - общий вид скального массива, стрелки указывают на местонахождение плоскостей с древними изображениями; 2 - фото плоскости; 3 - микалентная копия

Рис. 4. Толстый Мыс: 1, 3 - фото плоскостей с петроглифами; 2, 4 - микалентные копии

Рис. 5. Большой Сибигур: 1 - микалентная копия (фрагмент); 2, 4, 5 - прорисовки; 3 - фото фрагмента плоскости (4)

ные на скальные плоскости ещё до создания под горой тагарского могильника.

К сожалению, состояние сохранности небольшого местонахождения на горе Толстый Мыс, впервые обследованного нами ещё в 2013 г., таково, что выявить здесь рисунки чрезвычайно сложно. Дело в том, что все скальные выходы северной оконечности горы, сосредоточенные на единственном ярусе на самой вершине, густо покрыты разнообразными надписями. Под ними на трёх плоскостях с большим трудом удалось разглядеть древние выбитые изображения, проявить которые было возможно только с помощью копирования на микалентную бумагу (рис. 3, 4). Вероятно, большая часть надписей появилась в 197080-е гг., о чем свидетельствуют даты, оставленные на скалах. Тем не менее, новые тексты продолжали появляться и позднее. В результате белая, голубая, зелёная, чёрная и др. цветов краска, нанесённая в несколько слоёв, почти полностью скрывала некоторые рисунки. Кроме того, на двух плоскостях прямо поверх древних изображений были нанесены надписи, глубоко вырезанные каким-то инструментом (рис. 3: 3; 4: 2). О популярности этого места в настоящее время красноречиво свидетельствуют мусор и бутылки, валяющиеся поблизости.

Состояние памятника усугубляет каменоломня, разрабатывавшаяся в 20132015 гг. на вершине горы Толстый Мыс. При обследовании местонахождения в 2017 г. какой-либо техники, указателей или ограждений на месте добычи камня нами зафиксировано не было. Тем не менее, в настоящее время площадь участка, с которого в разные годы брали камень, составляет более 6000 м2, а значительная часть восточного склона засыпана мелким плитняком, падавшим с вершины горы в ходе работ. Не исключено, что из-за добычи плитняка могли быть уничтожены или засыпаны и плоскости с древними изображениями.

Западнее горы Толстый Мыс расположены горы Обрыв и Большой Сибигур, образующие единую цепочку, протянувшуюся полукругом с востока на запад. В ходе обследования горы Обрыв на двух пло-

скостях были зафиксированы лишь следы пикетажа, не складывающиеся в фигуры. Гораздо более интересные с точки зрения стиля и хронологии петроглифы выполнены на юго-западной оконечности горы Большой Сибигур (рис. 5), где в 2017 г. было завершено документирование всех изображений, начатое годом ранее [Ми-клашевич, Мухарева, Бове, 2016, с. 87, 88].

В Новосёловском р-оне были продолжены исследования наскальных рисунков на горе Яновской (Маяк) [Мухарева, 2015], также расположенной на левом берегу Енисея (Красноярского водохранилища). В результате обследования южного склона горы в 2017 г. были выявлены две новые плоскости. К сожалению, их сохранность оставляет желать лучшего. В одном случае композиция оказалась почти полностью утрачена из-за выветриваний и чешуйчатых отслоений скальной корки с изображениями (рис. 6: 1-3). Во втором - сохранилась как минимум половина сцены, основными персонажами которой являются пешие лучники в своеобразных головных уборах (рис. 6: 4). К счастью, наполовину утраченное на скальной плоскости изображение коня удалось частично дополнить недостающими фрагментами, обнаруженными при осмотре площадки перед плоскостью. Здесь было собрано несколько небольших кусочков скальной корки, отвалившихся сравнительно недавно и лежавших перед плоскостью. На четырёх из них оказались гравированные линии. Эти фрагменты, образуя части фигуры коня и идущего впереди него воина, не только состыковывались между собой, но и несколько дополнили наскальную композицию (рис. 6: 6).

В целом, несмотря на компактность и сравнительно небольшое количество петроглифов на плоскостях вышеописанных местонахождений, среди них представлены изображения, относящиеся ко всем хронологическим пластам наскального искусства Минусинской котловины.

На правом берегу Енисея (Красноярского водохранилища) были продолжены исследования на комплексе Улазы, расположенном почти напротив районного цен-

тра с. Новосёлово. Этот петроглифический комплекс является наиболее крупным в северной части Минусинской котловины, а среди его разновременных изображений, выполненных на вертикальных и горизонтальных поверхностях, значительный пласт относится к I тыс. н.э., демонстри-

руя различные варианты раннесредневе-ковой изобразительной традиции. В 2017 г. осуществлялось документирование уже известных и новых изображений на местонахождениях Улазы IV, V и VII (рис. 7), расположенных во внутренних логах скального массива.

Рис. 6. Гравировки горы Яновской: 1 - общий вид плоскости с утраченной композицией; 2, 3 - сохранившиеся фрагменты плоскости с гравированными линиями; 4 - общий вид плоскости с изображениями лучников и коня; 5 - прорисовка фигуры лучника на фоне фотоизображения; 6 - прорисовка фрагментов коня и человека на фоне фотоизображения; фигуры дополнены собранными рядом с плоскостью кусочками отслоившейся скальной корки

Экспедиции 33

Рис. 7. Улазы V (1), IV (2) и VII (3, 4): 1, 2 - фото вертикальных плоскостей; 3, 4 - микалентные копии горизонтальных плоскостей

В Курагинском районе Красноярского края в полевой сезон 2017 г. была осмотрена Шалаболинская писаница, известная своими рисунками, относящимися к древнейшим пластам наскального искусства Минусинской котловины. В ходе осмотра памятника было обследовано несколько плоскостей с гравированными сценами, созданными в I тыс. н.э.; выполнено их копирование, описание, фотофиксация. Поскольку все эти плоскости расположены в нижней части скального массива и из-за высоких деревьев все время находятся в тени, их фотографирование осуществлялось при искусственно созданном освеще-

нии с применением дистанционной выносной вспышки. В результате работ по документированию удалось не только уточнить некоторые элементы ранее известных сцен [Pyatkin, 1998; Панкова, 2008, рис. I: 4] (рис. 8), но и выявить новые (цв. илл. 1).

В Минусинском р-не Красноярского края было продолжено обследование Ильинских писаниц, расположенных к юго-западу от с. Тесь (Ильинская I) и к северу от с. Прихолмье (Ильинская II). В 2017 г. удалось выполнить документирование изображений на юго-восточном склоне писаницы Ильинская II, в ходе которого были описаны и зафиксированы все плоскости

Рис. 8. Гравировки Шалаболинской писаницы: 1 - прорисовка фрагмента плоскости; 2 - прорисовка гравированных изображений

с выбитыми и гравированными рисунками, обнаруженные в этой части памятника.

Также были осмотрены наскальные изображения на горе Георгиевской, расположенной к северо-востоку от Ильинских писаниц, ближе к с. Тесь. На основе материалов предшественников [Леонтьев, Панкова, 2012] был проведен мониторинг петроглифов и зафиксирована неудовлетворительная степень их сохранности. На многих плоскостях с рисунками наблюдаются активные процессы отслоения скальной корки. Одна из плоскостей с гравированными изображениями [Леонтьев,

Панкова, 2012, рис. 21, 22] за последние 15 лет сильно растрескалась и в настоящий момент состоит из отдельных небольших фрагментов, которые свободно вынимаются из скального массива, в связи с чем может быть полностью утрачена в ближайшее время.

Таким образом, в результате работ Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2017 г. собран обширный материал по наскальному искусству Минусинской котловины, имеющий значение для его научного изучения, сохранения и популяризации.

Литература

Леонтьев Н. В., Панкова С. В. Петроглифы горы Георгиевской (таштыкские резные рисунки) // Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха. (Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. X.) Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 5-27.

Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н., Бове Л. Л. Исследования Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2012-2014 гг. // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2015. Вып. 1. С. 29-52.

Миклашевич Е.А., Мухарева А. Н., Бове Л. Л. Исследования Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2015 гг. // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2016. Вып. 3. С. 30-48, 86-89.

Миклашевич Е. А., Мухарева А. Н., Бове Л. Л. Исследования Петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2016 гг. // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2017. Вып. 5. С. 86-100, 136-141.

Мухарева А. Н. Гравированные изображения середины I тыс. н.э. на севере Минусинской котловины // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2015. Вып. 2. С. 78-84. Панкова С. В. «Фигуры-лопасти» на таштыкских изображениях лошадей // Тропою тысячелетий: к юбилею М.А. Дэвлет. Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. IV. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. С. 106-114.

Pyatkin B. N. The Shalabolino petroglyphs on the River Tuba (Middle Yenisei) // International Newsletter on Rock Art, № 20. 1998.

Цв. илл. 1. Гравированные изображения Шалаболинской писаницы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.