Научная статья на тему 'Музей петроглифов в составе музея-заповедника «Томская Писаница» (из истории формирования экспозиции)'

Музей петроглифов в составе музея-заповедника «Томская Писаница» (из истории формирования экспозиции) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музей петроглифов / музей-заповедник «Томская Писаница» / экспозиция / микалентная копия / эстампаж / наскальное искусство / Museum of Petroglyphs / Museum-Reserve “Tomskaya Pisanitsa” / exposition / copy on transparent paper / estampage / rock art

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русакова Ирина Дмитриевна, Симоненко Евгения Викторовна

В статье приводятся материалы, связанные с формированием экспозиции Музея петроглифов Азии, созданного в 1995 г. в составе музея-заповедника «Томская Писаница». Формирование современной экспозиции Музея петроглифов происходило в три этапа. Первый связан с его строительством и открытием в 1995 г. Второй начинается после пожара, произошедшего в конце 1999 г., в результате чего были проведены ремонт здания и реконструкция экспозиции. Повреждённые экспонаты были отреставрированы, утраченные – заменены на новые. Третий этап формирования современной экспозиции Музея петроглифов связан с подготовкой к международной конференции 2011 г., посвящённой 290-летию научного открытия Томской писаницы. Экспозиция была дополнена крупноразмерными цветными фотографиями петроглифов и статуарных памятников; некоторые морально и физически устаревшие стенды с научно-вспомогательными материалами были изъяты из экспозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM OF PETROGLYPHS AS PART OF THE MUSEUM-RESERVE “TOMSKAYA PISANITSA” (FROM THE HISTORY OF THE FORMATION OF EXPOSITION)

The article presents materials from the history of the Museum of Petroglyphs of Asia as part of the MuseumReserve “Tomskaya Pisanitsa”. The formation of the current exposition was conducted in three stages. The first is connected with the construction of the Museum of Petroglyphs and its launching in 1995. After the fire at the end of 1999 the building was renovated and the exhibition was reconstructed. Damaged exhibits were restored, lost ones were replaced by others from the Museum-Reserve. The third stage of the creating of the current exposition is connected with the preparation for the International Conference devoted to the 290th anniversary of the scientific discovery of Tomskaya Pisanitsa held in 2011. The exposition was supplemented with colour photographs of petroglyphs and statuary monuments. Part of morally and physically obsolete stands with scientific support materials was removed from the exhibition.

Текст научной работы на тему «Музей петроглифов в составе музея-заповедника «Томская Писаница» (из истории формирования экспозиции)»

УДК 902/904

МУЗЕЙ ПЕТРОГЛИФОВ В СОСТАВЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА» (ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ)

И. Д. Русакова1, 2, Е. В. Симоненко1

'Музей-заповедник «Томская Писаница»;

2Институт экологии человека, Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН

В статье приводятся материалы, связанные с формированием экспозиции Музея петроглифов Азии, созданного в 1995 г. в составе музея-заповедника «Томская Писаница». Формирование современной экспозиции Музея петроглифов происходило в три этапа. Первый связан с его строительством и открытием в 1995 г. Второй начинается после пожара, произошедшего в конце 1999 г., в результате чего были проведены ремонт здания и реконструкция экспозиции. Повреждённые экспонаты были отреставрированы, утраченные - заменены на новые. Третий этап формирования современной экспозиции Музея петроглифов связан с подготовкой к международной конференции 2011 г., посвящённой 290-летию научного открытия Томской писаницы. Экспозиция была дополнена крупноразмерными цветными фотографиями петроглифов и статуарных памятников; некоторые морально и физически устаревшие стенды с научно-вспомогательными материалами были изъяты из экспозиции.

Ключевые слова: Музей петроглифов, музей-заповедник «Томская Писаница», экспозиция, мика-лентная копия, эстампаж, наскальное искусство

MUSEUM OF PETROGLYPHS AS PART OF THE MUSEUM-RESERVE "TOMSKAYA PISANITSA" (FROM THE HISTORY OF THE FORMATION OF EXPOSITION)

I. D. Rusakova1, 2, E. V. Simonenko1

'Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa";

2Institute of Human Ecology, Federal Research Center of Coal and Coal Chemistry, SB RAS

The article presents materials from the history of the Museum of Petroglyphs of Asia as part of the Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa". The formation of the current exposition was conducted in three stages. The first is connected with the construction of the Museum of Petroglyphs and its launching in 1995. After the fire at the end of 1999 the building was renovated and the exhibition was reconstructed. Damaged exhibits were restored, lost ones were replaced by others from the Museum-Reserve. The third stage of the creating of the current exposition is connected with the preparation for the International Conference devoted to the 290th anniversary of the scientific discovery of Tomskaya Pisanitsa held in 2011. The exposition was supplemented with colour photographs of petroglyphs and statuary monuments. Part of morally and physically obsolete stands with scientific support materials was removed from the exhibition.

Keywords: Museum of Petroglyphs, Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa", exposition, copy on transparent paper, estampage, rock art

Идея создания специализированной экспозиции по наскальному искусству в составе музея-заповедника «Томская Писаница» (МЗТП) возникла в самом начале 1990-х гг. 28 сентября 1990 г. состоялся

Учёный совет музея, в работе которого приняли участие: проф., член Европейской Ассоциации музеев под открытым небом К. Аренс (Германия), ст. науч. сотр. научно-методического отдела Государственного

исторического музея Л. И. Скрипкина, д.и.н., проф. Института археологии АН СССР М.А. Дэвлет, д.и.н., ведущий науч. сотр. сектора Сибири Ленинградского отделения Института археологии АН СССР Д. Г. Савинов, д.и.н., проф. кафедры археологии КемГУ Я.А. Шер, к.и.н., доц. кафедры археологии КемГУ В.В.Бобров. В Решении Учёного совета историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» наряду с первоочередными мероприятиями по сохранению памятника наскального искусства значится следующее: «...основную информационную нагрузку о памятнике необходимо сосредоточить в стационарном павильоне - Музее петроглифов, проектирование и строительство которого следует начать в 19901991 гг.» [Решение Учёного совета., 1990, с. 9 (29)].

Строительство новой экспозиции по целому ряду причин ни в 1990 г., ни в 1991 г. начато не было. Тем временем фонды музея-заповедника продолжали пополняться новыми материалами по наскальному искусству, и в начале 1990-х гг. был накоплен значительный их объём: микалент-ные копии, фотографии, гипсовые отливки, прорисовки на различных материалах, подлинная каменная плита с древними рисунками. Материалы представляли обширный ареал - от Дальнего Востока до Таджикистана, и были собраны сотрудниками музея в ходе экспедиций, а также приобретены у исследователей наскального искусства [Мухарева, Русакова, 2011, с. 148, 153-155]. На основе имеющихся коллекций появилась возможность показать общие черты и особенности памятников наскального искусства разного времени и разных территорий. Поэтому наряду с копиями петроглифов Томской писаницы в Музее петроглифов было решено разместить и материалы других местонахождений.

Это решение было отражено в Научной концепции музея, где прописывалось, что Музей петроглифов должен стать одним

из основных объектов показа, как первый в отечественной практике музей наскального искусства [Научная концепция., 1993, с. 13]. Подготовку отдельного раздела Научной концепции, посвящённого Музею петроглифов [Там же, с. 18-20], можно считать началом создания новой экспозиции по древнему наскальному искусству, которая за время своего относительно недолгого существования подверглась ряду изменений (рис. 1-16)1.

Первый тематико-экспозиционный план (ТЭП) Музея петроглифов был подготовлен в 1992 г. (составители: А. И. Мартынов, А. А. Ломтева, Е. А. Миклашевич). В обосновании предполагалось, что «по мере накопления материалов, Музей-заповедник смог бы стать центром по изучению петроглифов» [Тематико-экспозиционный план., 1992, с. 2].

Согласно этому ТЭПу, музей предлагалось сделать как минимум двухзальным. Экспозиция должна была разместиться по хронологическому принципу - от эпохи неолита до средневековья. Предваряла хронологические разделы вводная часть, содержащая общие сведения о наскальном искусстве как части мировой культуры. В качестве экспозиционных материалов планировалось использовать «различные виды копий: микалентные эстампа-жи, протирки, прорисовки на прозрачных материалах, научно-художественные и художественные копии. Будут использованы подлинные плиты, валуны с рисунками, каменные изваяния. А также видеофильмы, слайды, фотографии» [Там же, с. 3]. Каждый раздел экспозиции должен был опровождать стенд с краткой информацией об эпохе, основных образах и сюжетах наскального искусства. Предполагалось, помимо постоянной экспозиции, размещать в здании временные выставки.

К ТЭПу было подготовлено два приложения: первое - перечень экспонатов; второе - чертежи здания и схема размещения экспонатов [Тематико-экспозицион-ный план., 1992] (рис. 1) .

1 При подготовке иллюстраций к статье были использованы кадры видеозаписей 1995 г., сканированные цветные фотографии 1990-х гг., современные фотографии И. Русаковой, А. Мухаревой, А. Мартынова, Г. Полухина, Н. Опрышко.

В Перечне предполагаемых экспонатов указывались «вид экспоната» (стенд из ДСП, микалентный эстампаж на стенде из ДСП, обтянутом холстом, фотостенд, художественные копии на стенде, модель каменного изваяния, фотографии на стенде из ДСП), размеры, название памятника, его местонахождение, датировка, авторство, публикации [Там же, прил. 1].

Судя по чертежам, здание должно было иметь оригинальную планировку: два прямоугольных в плане зала, расположенные под острым углом друг к другу, между ними вестибюль пятиугольной формы; в задней части здания - восьмиугольное в плане служебное помещение (рис. 1: 2). Фундамент предлагалось сделать кирпичный на бетонной подушке; стены - из деревянных плах «по образцу американских бунгало» или кирпичные, крышу - шиферную. Для оформления центральной части фасада здания также предлагалось использовать плаху «внахлёстку» и отделочный итальянский кирпич (рис. 1: 1). То есть при неординарности формы здания строительные и отделочные материалы планировалось использовать самые простые. Предлагалось линейное размещение экспонатов вдоль стен (рис. 1: 4).

Однако проект строительства здания Музея петроглифов, разработанный в 1992 г., не получил воплощения в жизнь. На заседании Учёного совета от 9.04.1993 г. было предложено внести изменения в Генеральный план развития музея-заповедника, первым пунктом которых значилось: «Строительство Музея Петроглифов на базе здания бывшей столовой турбазы КузПИ»2 [Протокол... № 7, 1997, с. 10 (41)]. Среди решений Учёного совета был также пункт «4. Утвердить ТЭП музея Петроглифов Азии» [Там же]. Таким образом, в название музея добавился ареал, который планировалось представить в экспозиции. Однако это название с самого начала не соответствовало содержанию Музея, т.к. уже в его первую экспозицию были включены материалы по памятникам наскального искусства Европы.

На заседании Учёного совета музея-заповедника «Томская Писаница» от 7 ноября 1993 г. был представлен проект Музея петроглифов «на основе бывшей столовой Политеха», подготовленный Научно-производственным объединением «Памятники Кузбасса» (архитектор В. В. Стихеева) [Протокол. № 8, 1997, с. 44]. Планировалось, что это будет «одноэтажное кирпичное здание с односкатной крышей и двухэтажной пристройкой со стороны горы» с зимней и летней экспозициями [Там же]. Летнюю экспозицию предлагалось расположить на крыше. На первом уровне, на террасе, должны были разместиться кафе, буфет, гардероб, зал (вероятно, выставочный. - И. Р., Е. С.). Для фондохранилища предусматривался отдельный вход. На втором этаже предполагались кабинеты и лекционный зал. Площадь летней экспозиции должна была составлять 70120 м2, зимней - 144 м2 [Там же, с. 45].

В протоколе заседания Учёного совета говорится о том, что был подготовлен и второй вариант проекта Музея петроглифов с ориентацией на круглогодичную эксплуатацию, с закрытыми площадями в 350 м2, в котором предлагалось разместить выставочный зал, фонды и кабинеты сотрудников [Там же, с. 45, 46]. К сожалению, более подробной информации об этом проекте не сохранилось.

Возможно, при реконструкции здания бывшей столовой КузПИ за основу был взят именно этот последний проект, учитывая, что затраты на его реализацию предлагались минимальные [Там же, с. 45], а средств на строительство было немного.

Таким образом, было решено провести реконструкцию здания бывшей столовой, с перестройкой закрытой веранды с торца здания и достройкой открытой веранды у одной из боковых стен (рис. 2; 3), а экспозиции и служебные помещения разместить на уже имеющихся площадях.

В 1995 г. был подготовлен ещё один ТЭП, рассчитанный на имеющееся в распоряжении здание (автор - А. И. Мартынов). В более сжатой и менее упорядочен-

2 Сохранена орфография источника. КузПИ - Кузбасский политехнический институт - до 1993 г. название Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачёва.

ной по сравнению с ТЭПом 1992 г. форме в нём изложены основы концепции Музея и принципы показа экспонатов. Особый акцент сделан на необходимости выделения для каждой эпохи основного художественно-смыслового образа, «характерного для искусства и мировосприятия каждой из эпох. Например, для неолита -лось, для энеолита - космогоническое антропоморфное существо, для эпохи брон-

зы - баран и т.д.» [Тематико-экспозицион-ный план ..., 1995, с. 1]. «Вне связи с хронологией, на отдельных плоскостях пристенных конструкций» предусматривалось размещение материалов по наскальному искусству Индии, Пакистана, Кореи и Китая [Там же].

Все работы по реконструкции и экспозиционному строительству Музея петроглифов были проведены в 1994 и 1995 гг.

Фасад

Крыша

и потолочные перекрытия

<

Пояснении:

1) Соошшания :

нсрекшпш дрОстрекаг-аа'квад павильонами стропила дервшинме,

2) Станки пристроек дэрв-вяшшс аз ялах (до образцу америулЕоки йунгаяо)

А-ТЬ?агж8тднкы2 варнад:: ¡¡ристршка в соадшшзв-» лью а стенки анкладнваьт ся нз кирпича 4} КРИИ з;ц;зпная. 5} Вое устанавливается на йундамйнт. ауидашнт на свтонной иодушса нанла-дьзаемя из гарявча. £3 Цозно строить в две оча-редя: в) установить Па-

БЙЛЬШШ о! -------

достройка.

два варианта а;орилзш:я цинтрально.. части (входа):

1)Дощатое (плахи) в нахлестку;

2)Стенка, вилодаикая отделочными итальянским кирпичам.

СП

иг

пзшэ изи I

ПП

□с

□с

__1 л

□ □

а

2

Рис. 1. Приложение 2 к ТЭПу «Музей петроглифов» 1992 г.: 1-3 - чертежи здания музея; 4 - схема размещения экспонатов

Основную часть экспозиции составили предварительно затонированные микален-тные копии, презентованные в нескольких вариантах: наклеенные на холст, натянутый на планшеты; наклеенные прямо на стены или на листы ДВП, стационарно прикрепленные к стенам; наклеенные на имитацию каменных глыб и на стенды (рис. 7: 2, 3, 7; 9: 1, 3; 10: 1, 3, 5; 11: 1; 12: 1-6; 14: 1).

Чёрно-белые фотографии петроглифов и местонахождений наскального искусства были представлены на планшетах из ДСП и ДВП, наклеены на оргстекло (рис. 7: 1; 12: 1).

В экспозицию также были включены три подлинных каменных плиты с петроглифами: одна - с крупным изображением оленя, неопределёнными фигурами и зна-

Рис. 2. Бывшая столовая турбазы КузПИ. В таком состоянии здание досталось музею, по: [Фотоальбом., 1997, № 67-72]

ками, безвозмездно переданная музею-заповеднику в 1994 или в 1995 г. военными; две - с памятника Оглахты (Хакасия), принятые на временное хранение из фондов музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. Кроме того, экспонировались гипсовые отливки с петроглифов Нижнего Амура и Горного Алтая (Протокол № 3/1994 от 25.03.1994 г.; Протокол № 5/1994 от 12.05.1994 г.; Акт № 9/94 от 23.05.1994 г.); муляжи окунев-ской стелы, оленного камня, древнетюрк-ского изваяния, камня с петроглифами, выполненные Е.А.Миклашевич из папье-маше в натуральную величину (Протокол № 4/95 от 03.04.1995 г.; Акт № 8/95 от 03.04.1995 г.; Протокол № 23/95 от 11.08.1995 г.; Акт № 29/95 от 11.08.1995 г.).

Широко были представлены научно-вспомогательные материалы: цветные фо-

тографии, наклеенные на ДВП; прорисовки петроглифов на оргстекле, ДВП, бумаге (рис. 7: 6, 7; 12: 1; 13: 1).

Экспозиция была построена по территориально-хронологическому принципу. Петроглифам Притомья был посвящён отдельный раздел. Рисунки Томской писаницы начинали экспозиционный ряд Музея, рисунки Тутальской, 1-й и 2-й Новоромановских писаниц, Висящего камня его заканчивали (рис. 10: 1, 5).

Для оформления экспозиционных зон, посвящённых томским петроглифам, памятнику Саймалы-Таш, средневековым петроглифам, согласно учётной документации, были разработаны эскизы и изготовлены:

1) художественное панно «Наскальное искусство Притомья: Тутальская писаница», авторы Т. В. Соснина и С. В. Наседкин (Протоколы № 26/95 и 28/95 от

¿11

Рис. 3. Этапы реконструкции здания бывшей столовой турбазы КузПИ и создание в 1995 г. экспозиции Музея петроглифов: 1 - здание столовой в начале реконструкции; 2 - строительство закрытой веранды; 3 - установлены опорные столбы для открытой веранды; 4 - фрагмент экспозиции по эпохе бронзы и подготовленная поверхность для закрепления панно с петроглифами памятника Оглахты I

Рис. 4. Открытие Музея петроглифов и участники международной конференции «Наскальное искусство Азии (изучение, сохранение, использование)», 1995 г.: 1 - торжественное открытие Музея петроглифов; 2 - М.А. Дэвлет; 3 - Я.А. Шер и другие участники конференции; 4 - А.В. Цир-кин, Э. Н. Агеева, В. С. Роговских; 5 - О.С. Советова, В. В. Тихонов, Л. Ю. Китова; 6 - Л.Н. Ермоленко, Н.А. Белоусова, Р. В. Николаев, А. В. Варёнов, Е. Г. Дэвлет и другие участники конференции

Рис. 5. Заседание секции, посвящённой наскальному искусству, в экспозиционном зале Музея петроглифов: 1 - Л.А. Чиндина; 2 - Д.Г. Савинов; 3 - Ю.И. Михайлов; 4 - В.Т. Монгуш; 5 - В.Д. Куба-рев; 6 - Р. В. Николаев; 7 - модераторы секции И. Д. Русакова и А. И. Мартынов

15.08.1995 г.; Акты приёма № 31/95 и 33/95 от 15.08.1995 г.);

2) художественные панно с дубликатами микалентных копий: «Томская писаница», автор С. В. Наседкин (Протокол № 35/95 от 22.08.1995 г.; Акт приёма № 40/95 от 22.08.1995 г.); «Новоромановская писаница», автор Т. В. Соснина (Протокол № 26/95 от 15.08.1995 г.; Акт приёма № 31/95 от 15.08.1995 г.);

3) «Панорама Саймалы-Таш», автор В.И.Герасимова (Протокол № 7/95 от 25.04.1995 г.; Акт приёма № 11/95 от 25.04.1995 г.), с использованием 11 дублирующих микалентных копий, выданных художнице по Акту № 10/95 от 25.04.1995 г. Также В. И. Герасимова изготовила для этой панорамы 4 планшета, выполненных масляными красками в технике художественной росписи;

4) макет скальных выступов с подсветкой с петроглифами эпохи средневековья, нанесёнными на оргстекло, автор В.И.Пономаренко (Протокол № 37/95 от 22.08.1995 г.; Акт приёма № 42/95 от 22.08.1995 г.). Для оформления этой экспозиции были выполнены художественные панно и прорисовки петроглифов на 26 «плоскостях» из тонированного оргстекла, автор Е.В.Попов (Протоколы № 2/95 от 27.03.1995 г. и 27/95 от 15.08.1995 г.; Акты приёма № 6/95 от 27.03.1995 и 32/95 от 15.08.1995 г.). Для изготовления макета и панно использовались 52 копии со средневековыми петроглифами Горного Алтая, которые были перерисованы и возвращены в фонды (Акт выдачи № 2/95 от 23.02.1995 г.).

Кроме того, были заказаны художественные панно с видами мест расположения петроглифов, для которых использовались материалы основного фонда памятников: Мугур-Саргол в Туве (КПОФ 4856, 4859, 4864, 4869); Карасай и Тамгалы в Казахстане (КПОФ 4941, 4988, 4976 (а, б), 4983, 4979, 4981, 4982, 4998, 5026); а также с Каракольского могильника в Горном Алтае (КПОФ 4647-4649) (автор Т.В.Со-снина) и Шалаболинской писаницы в Красноярском крае (КПОФ 6112) (автор С. В. Наседкина). Часть копий была перерисована и возвращена в фонды.

Для оформления экспозиции, посвя-щённой памятникам наскального искусства Минусинской котловины, Е.А. Микла-шевич были тонированы и наклеены на холст микалентные копии петроглифов Оглахты I и Малой и Большой Боярских писаниц.

В состав экспозиции были включены материалы подготовленной ранее выставки «Древнее наскальное искусство Азии», состоящей из микалентных копий, наклеенных на холст и натянутых на деревянные рамы (НВФ 620-652). В оформлении Музея петроглифов также были использованы материалы фотовыставки «Между Гандхарой и шёлковым путём» (фото В. А. Новоженова; КПОФ 684-714), чёрно-белые и цветные фотографии иллюстраций, переснятые из книг (НВФ 653-670), закупленные у В. И. Фоминского и В. П. Мыльникова.

На стене, расположенной напротив главного входа в Музей, была размещена карта памятников наскального искусства Азии, нанесённая на конструкцию из ДВП (рис. 13: 1). В центре зала по примеру художественных музеев был установлен круговой диван для отдыха посетителей.

и

макет камня с петроглифами

макет стенного камня

а® а

копии Венской стелы

д

§1

И

макет окуневского изваяния

СО

I

макет древнепоркского изваяния

X

X

М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

Л

Рис. 6. Современная схема экспозиционного зала Музея петроглифов

Торжественное открытие Музея петроглифов состоялось в августе 1995 г. и было приурочено к международной конференции «Наскальное искусство Азии (изучение, сохранение, использование)», которую музей-заповедник организовал и провёл на своей территории. В стенах нового музея прошло заседание одной из секций конференции (рис. 4; 5).

11 декабря 1999 г. в здании Музея петроглифов Азии произошёл пожар. При-

чина - неисправность проводки. В результате пожара был утрачен целый ряд ценных экспонатов, часть из которых сгорела, часть покрылась копотью и не подлежала восстановлению.

После пожара была осуществлена реконструкция. Её проводил тот же коллектив художников, который готовил первую экспозицию. Судя по документам, прежде чем приступить к работам, художники изучили экспозицию 1995 г., посмотрев

1 —1

•ч ^^ 1 1

н

Рис. 7. Варианты экспонирования петроглифов, 1995 г.: 1 - чёрно-белые фотографии на планшетах из ДСП, подвешенные к стене; 2 - микалентные копии, наклеенные на холст и натянутые на деревянные рамы, размещённые между опорными колоннами 3 и 4; 3-5 - микалентная копия, наклеенная на стенд; 6 - цветные фотографии и художественные прорисовки петроглифов на стенде; 7 - микалентная копия и художественные прорисовки петроглифов на стенде

Рис. 8. Состояние экспозиции после пожара 1999 г.

Рис. 9. Фрагменты экспозиции Музея петроглифов: 1, 2 - стена Б в 1995 г. (1) и в 2000-е гг. (2); 3, 4 - А. И. Мартынов у стенда 1 с микалентной копией изображений Шалаболинской писаницы (3) и фрагменты этой копии (4), 1995 г.; 5 - стенд 1 с микалентной копией изображений памятника Оглахты I, 2000-е гг.; 6, 7 - макет камня с петроглифами памятника Куш-Булак в 1995 г. (6) и в 2000-е гг. (7)

видеоролики с экскурсиями по Музею петроглифов Азии, записанные на видеокассетах (НВФ 5719, 5482; Акт выдачи № 1/2000 от 14.01.2000 г.).

Также при воссоздании экспозиции они пользовались цветными слайдами (НВФ 244, 598, 603, 605, 617, 617, 674, 5495; Акт выдачи № 3/2000 от 20.01.2000 г.), прорисовками (НВФ 5904-5908; Акт выдачи № 16/2000 от 24.07.2000 г.), цветными негативами (НВФ 828, 830, 873, 875, 876, 877; Акт выдачи № 5/2000 от 01.02.2000 г.), чёрно-белыми негативами (КПОФ 35133515, 5498, 5499, 5509; Акт выдачи № 8/2000 от 01.03.2000 г.). Позже все эти

материалы были возвращены в фонды музея-заповедника.

При проведении реэкспозиции ни принципы, ни план размещения материалов не претерпели существенных изменений. Те экспонаты, которые не пострадали от пожара или пострадали минимально, были очищены, отреставрированы и возвращены в экспозицию.

Подлинные каменные плиты с изображениями и макеты из папье-маше, покрывшиеся копотью, были частично отмыты от сажи и сверху покрашены масляной краской (рис. 14: 3). В 2018 г. силами сотрудников музея-заповедника камни были

Рис. 10. Фрагменты экспозиции Музея петроглифов: 1, 2 - стена А и стенд 1, посвящённые Томской писанице; 3, 4 - Стены И, К с изображениями Малой и Большой Боярских писаниц; 5, 6 - макет древнетюркского изваяния и копии писаниц Притомья (стена М); 1, 3, 5 - 1995 г.; 2, 4, 6 - 2000-е гг.

Рис. 11. Фрагменты экспозиции Музея петроглифов, эпоха бронзы: 1 - 1995 г.; 2 - 2000-е гг.

3 4 5 6

Рис. 12. Раздел экспозиции Музея петроглифов «Саймалы Таш»: 1 - 1995 г.; 2-6 - фрагменты раздела, 1995 г.; 7 - 2000-е гг.

очищены от краски и сажи и приобрели свой первоначальный вид.

На макете камня с памятника Куш-Булак (Таджикистан) петроглифы были заново прорисованы, при этом была воссоздана только часть изображений (рис. 9: 6, 7).

Кроме того, в новой экспозиции были использованы цветные фотографии научно-вспомогательного фонда (НВФ 5822-5842; Акт выдачи № 16/2000 от 24.07.2000 г.).

Часть утраченных микалентных копий была заменена вторыми экземлярами, имеющимися в фондах музея-заповедника. В частности, это микалентные копии Большой и Малой Боярских писаниц, частично Томской писаницы и других памятников Притомья.

Однако некоторые утраченные во время пожара эстампажи были представлены в фондах музея единственными экземпля-

НДСИАЛЬНОЕ

ИСКУССТВО

АЗИИ

Рис. 13. Фрагменты экспозиции Музея петроглифов, стены Е, Ж, З: 1 - 1995 г., 2 - 2000-е гг.

рами. Они были заменены на эстампажи с других памятников. Так, были утрачены: большое панно с древнейшими рисунками Минусинской котловины с памятника Оглахты I, экспонировавшееся на стене Б (рис. 6); микалетная копия с камня 80 памятника Шалаболино [Пяткин, Мартынов, 1985, рис. 104] со стенда 2 (рис. 6; 9: 1, 3, 4). Взамен утраченного панно на стену Б была помещена микалентная копия с памятника Бояры I в Хакасии (рис. 9: 2).

Копия со стенда 2 была заменена на копию плоскости 92 памятника Оглахты I ^ег et а1., 1994] (рис. 6; 9: 5). Также были заменены микалентные копии на холстах, натянутых на деревянные рамы, которые были расположены в верхней части стен Б и В (рис. 6; 9: 1, 2).

Практически полностью поменялись экспозиционные зоны эпохи бронзы (стена В, Г), раннего железного века (стена К) (рис. 6; 11; 14).

Рис. 14. Фрагменты экспозиции Музея петроглифов, раздел «Ранний железный век»: 1 - 1995 г., 2 - камень с изображением оленя, 1995 г., 3 - 2000-е гг.

В разделе, посвященном памятнику Микалентная копия с памятника Сатэр-

Саймалы-Таш, было заменено большое ко- лю (Горный Алтай), в экспозиции 1995 г.

личество микалентных копий, в резуль- размещённая под стеклом на стене Л (рис.

тате чего он стал более насыщенным (рис. 6), была заменена на прорисовку средневе-

12).

ковых петроглифов Сулекской писаницы

Вместо карты памятников наскального (Хакасия). искусства Азии появилась экспозицион- Копии окуневских изображений, вы-ная зона, посвящённая изображениям на полненных краской, и таштыкских петрог-

оленных камнях (рис. 13).

лифов, занимавшие пространство между

Рис. 15. Стенды с материалами по наскальному искусству разных регионов Евразии, восстановленные в 2000 г.

опорными колоннами (№ 3 и 4) (рис. 6; 7: 2) и утраченные во время пожара, заменены не были. В настоящее время это пространство свободно.

В экспозиционной зоне, посвящённой средневековью, были заменены деформи-

ровавшиеся от высокой температуры прорисовки на оргстекле.

Микалентные копии, наклеенные на стенды и большей частью уничтоженные пожаром, были заменены научно-вспомогательными материалами (рис. 7: 3-5, 7; 15).

Рис. 16. Участники международной конференции «Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы)» и современная экспозиция Музея петроглифов, 2011 г.: 1 - участники конференции в обновленной экспозиции Музея петроглифов; 2-4 - новые материалы, размещенные на опорных колоннах

В целом для воссоздания экспозиции было использовано значительное количество материалов основного фонда:

- для восстановления раздела с томскими петроглифами - 19 микалентных копий (КПОФ 1860, 5861, 5867, 5869-5872, 5874, 5875, 5883, 5901, 5904, 5905, 5907, 5912, 5913, 59,17, 5925; Акт выдачи № 9/2000 от 26.04.2000 г.); часть из них была возвращена в фонды, часть - наклеена на стены;

- для восстановления макета «Саймалы-Таш» - 23 микалентные копии основного фонда (КПОФ 6136, 6271-6292; Акт выдачи № 4/2000 от 01.02.2000 г.); часть была возвращена в фонды, часть - наклеена на стены;

- для восстановления макета скальных выступов с петроглифами эпохи средневековья выдано 19 микалентных копий (НВФ 352, КПОФ 2469, 2476, 2477, 2483, 2485, 2515, 3917, 3918, 3920, 3945, 3959, 3972, 4046, 4050, 4062, 4063, 4076, 6029; Акт выдачи № 10/2000 от 04.05.2000 г.); которые были перерисованы и возвращены в фонды.

Часть микалентных эстампажей, наклеенных на планшеты, стенды и стены, не прошла через акты приёма-передачи. Это, например, копии петроглифов Малой и Большой Боярских писаниц, памятников Абакано-Перевоз I, III, VI, Бояры I, копия Бейской стелы.

В 2011 г., к международной конференции «Наскальное искусство в современном обществе», посвящённой 290-летию научного открытия Томкой писаницы, экспозицию частично обновили. Были добавлены цветные фотографии статуарных памятников, наклеенные на пластик, которые разместили на опорных колоннах (рис. 13: 2; 16: 2-4). Устаревшие морально и физически стенды с научно-вспомогательными материалами по петроглифам Индии, Аравии, Монголии, Северной Европы были изъяты из экспозиции, а некоторые цветные и чёрно-белые фотографии с этих стендов пере-

мещены на стену Е, на которой в 1995 г. была расположена выставка «Петроглифы Гиндукуша. Пакистан» (рис. 6; 13: 2). Был демонтирован круговой диван в центре зала, пришедший к тому времени в негодность.

В целом, сегодня постоянная экспозиция Музея петроглифов является воплощением той первоначальной идеи, которая была заложена в ТЭПе 1992 г. Она подчинена территориально-хронологическому принципу размещения материалов и представляет целый ряд ярких и репрезентативных памятников наскального искусства широкого ареала Евразии.

Подводя итоги, следует отметить следующее. Идея создания Музея петроглифов была новаторской для своего времени, однако форма её воплощения в жизнь уже с самого начала отставала от современных форм экспонирования в музеях мира и страны. В немалой степени это было связано с тем, что перестройка здания и строительство экспозиции проводились в условиях скудного финансирования. Использовались дешёвые строительные материалы, не всегда соответствующие нормам безопасности, что и послужило причиной пожара 1999 г. Как при создании первой экспозиции в 1995 г., так и при реэкспозиции 2000 г. выбирались наименее затратные способы экспонирования; выбор дизайнерских решений также был обусловлен низкими материальными возможностями.

Названные факторы, а также то, что в последнее десятилетие петроглифическая коллекция музея существенно пополнилась новыми интереснейшими материалами, подводят нас к необходимости создания новой экспозиции Музея наскального искусства, рассчитанной на более широкие площади и на использование современных технологий экспонирования. В настоящее время этот вопрос активно обсуждается и прорабатывается сотрудниками музея-заповедника «Томская Писаница».

Источники

Научная концепция. Кемерово, 1993 //Архив музея-заповедника «Томская Писаница». Ф. 2, оп. 1, д. 58.

Протокол заседания Учёного совета музея-заповедника «Томская Писаница» № 7 от 09.04.93 г. / Протоколы заседания Учёного совета МЗТП 1989-1997 гг. Кемерово, 1997 // Архив музея-заповедника «Томская Писаница». Ф. 2, оп. 1, д. 290.

Протокол заседания Учёного совета музея-заповедника «Томская Писаница» № 8 от 07.11.93 г. / Протоколы заседания Учёного совета МЗТП 1989-1997 гг. Кемерово, 1997 // Архив музея-заповедника «Томская Писаница». Ф. 2, оп. 1, д. 290.

Решение Учёного совета историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» от 28.09.90 г. / Протоколы заседания Учёного совета МЗТП 1989-1997 гг. Кемерово, 1997 //Архив музея-заповедника «Томская Писаница». Ф. 2, оп. 1, д. 290.

Решение Учёного совета музея-заповедника «Томская Писаница» от 7.11.93 г. / Протоколы заседания Учёного совета МЗТП 1989-1997 гг. Кемерово, 1997 //Архив музея-заповедника «Томская Писаница». Ф. 2, оп. 1, д. 290.

Тематико-экспозиционный план «Музей петроглифов». Кемерово, 1992 //Архив МЗТП. Ф. 2, оп. 1, д. 307.

Тематико-экспозиционный план музея «Наскальное искусство Азии». Кемерово, 1995 // Архив музея-заповедника «Томская Писаница». Ф. 2, оп. 1, д. 308.

Фотоальбом «История Музея-заповедника «Томская Писаница». Кемерово, 1997 //Архив музея-заповедника «Томская Писаница». Ф. 2, оп. 1, д. 90.

Литература

Мухарева А.Н., Русакова И.Д. Петроглифические коллекции в фондах музея-заповедника «Томская Писаница» // Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы). Материалы международной научной конференции. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2011. Том 1. С. 148-155. (Труды САИПИ. Вып. VIII).

ПяткинБ.Н., МартыновА.И. Шалаболинские петроглифы. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 192 с.

Sher J.A., Blednova N., Legchilo N., Smirnov D. Oglakhty I—III (Russie, Khakassie). Repertoire Répertoire des pétroglyphes d'Asie Centrale. Sibérie du Sud 1. Paris: Diffusion de Boccard, 1994. Fascicule № 1. 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.