Научная статья на тему 'Исследования петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2012—2014 гг.'

Исследования петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2012—2014 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Е А. Миклашевич, А Н. Мухарева, Л Л. Бове

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2012—2014 гг.»

Е. А. Миклашевич

старший преподаватель кафедры археологии КемГУ,

А. Н. Мухарева

к. и. н., старший научный сотрудник музея-заповедника «Томская Писаница», доцент кафедры археологии КемГУ

Л. Л. Бове

магистрант кафедры археологии КемГУ

ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕТРОГЛИФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ

ПИСАНИЦА» в 2012-2014 гг.

Значительное место в фондах музея-заповедника «Томская Писаница» занимают коллекции по наскальному искусству. Одним из важных направлений формирования петроглифического фонда музея-заповедника всегда оставалась организация собственных экспедиций на памятники наскального искусства с целью их изучения, копирования и фотофиксации. Подобная практика широко применялась в период с 1988 г. почти до конца 1990-х гг., когда музей в результате полевых исследований, осуществляемых научными сотрудниками, приобрел многочисленные коллекции копий петроглифов Притомья, Минусинской котловины и Казахстана [Мартынова и др.,1995; Русакова, 1997; Русакова, Баринова, 1997; Мухарева, Русакова, 2011]. К сожалению, с началом нового тысячелетия этот источник пополнения фондов был утрачен в связи с уходом специалистов и финансовыми трудностями. Как и многие другие бюджетные учреждения, музей переживал не лучшие времена, и вопрос об экспедициях не ставился. Ситуация изменилась в 2012 г., когда собственные полевые исследования были возобновлены. При финансовой поддержке Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области в 2012—2014 гг. петроглифическая экспедиция музея-заповедника «Томская Писаница» провела исследования памятников наскального искусства Притомья, Алтая, Хакасии, Тувы, юга Красноярского края и Монголии (цв. вкл., рис. 16). Результаты, полученные нами в ходе этих экспедиций, частично уже введены в научный оборот. Цель данной статьи - дать общие сведения о проведенных за последние три года полевых исследованиях и опубликовать некоторые материалы.

Экспедиция 2012 г. осуществлялась с 10 августа по 20 сентября на территории южной части Красноярского края, Тувы и Монголии. Кроме авторов статьи в работе на территории Монголии принимал участие А. К. Солодейников (Санкт-Петербург).

В Краснотуранском р-не Красноярского края проведено обследование известного памятника Усть-Туба II [Шер, 1980, с. 150—152; Blednova et а1., 1995, р1. 34—40], расположенного на южном склоне горы Тепсей, на правом берегу Енисея в месте впадения в него р. Тубы, на ее правом берегу. В этом пункте крупного комплекса

наскального искусства Тепсей/Усть-Туба находятся чрезвычайно интересные изображения быков, культурно-хронологическая атрибуция которых не совсем ясна, но очевидно, что возраст их составляет не менее четырех тысяч лет. Нашей задачей было получение микалентных копий нескольких выразительных композиций для новой экспозиции Музея наскального искусства в составе музея-заповедника (рис. 1). Кроме копирования и фотофиксации ранее известных плоскостей, было расчищено от лишайника несколько других. В частности, выявлена и скопирована не отмеченная в публикации [Blednova е! а1., 1995] композиция с изображениями трех быков и человека, соединяющего руками двух из них [Миклашевич, 2013, рис. 1: 2]. Осмотрены и сфотографированы сохранившиеся после затопления Красноярским водохранилищем петроглифы местонахождения Усть-Туба III.

Рис. 1. Изображение быка. Эпоха бронзы. Микалентая копия. Усть-Туба, Красноярский край.

В Ермаковском р-не Красноярского края осмотрена Иджимская писаница с выполненными краской рисунками. Скальный массив с изображениями расположен у автодороги Р-257, все плоскости с рисунками сосредоточены в нижней его части. Выявлено семь плоскостей: на одной - изображения животных (оленей, лосей?), на других - антропоморфные фигуры, линии, круг, а также неясные остатки краски. Писаница представляет большой интерес: выполненные краской изображения не часто встречаются в бассейне Енисея; памятник расположен между двумя большими ареалами наскального искусства - Минусинской котловиной и Тувой; фигуры животных (цв. вкл., рис. 19) трудно сопоставить по стилю с чем-либо еще, поэтому атрибуция памятника пока неясна.

Несколько местонахождений наскального искусства обследовано на территории Кызылского кожууна Республики Тыва.1

Гора Догээ расположена близ г. Кызыл на правом берегу Енисея. Между горой и рекой протянулась обширная терраса Догээ-Баары, заполненная многочисленными разновременными археологическими памятниками, раскопки которых проводились К. В. Чугуновым, В. А. Киселем, Н. Н. Николаевым, С. В. Хавриным и др. Археологические и этнографические объекты обнаружены и на склонах самой горы [Кисель, Хаврин, 2010]. Целый ряд небольших разрозненных местонахождений и отдельных плоскостей был выявлен участниками археологических экспедиций разных лет на склонах, у подножия и во внутренних ущельях горы; отдельные из них публиковались. Наша группа была приглашена В. А. Киселем и С. В. Хавриным специально для планомерного исследования комплекса наскальных изображений горы Догээ. Было осмотрено и документировано несколько скоплений петроглифов в западной части горы. Это изображения различных животных, преимущественно козлов, фигуры оленей, верблюдов, хищника (?) и др. Они относятся предположительно к разным периодам 1—11 тыс. н.э., более точная атрибуция их - дело будущего. Одно из изображений - бык - относится к эпохе бронзы (рис. 2) [Килуновская, 2007, рис. 10: 7]. Большой отдельный камень у подножия горы с изображениями оленей в стиле оленных камней, а также другими животными, колесницей и ямочными углублениями можно отнести к кон. II - нач. I тыс. до н.э. [Наскальные..., 2007, рис. 179—184]. Сохранность рисунков в целом очень неудовлетворительная. Скальная корка во многих местах сильно разрушилась, имеется много трещин, отдельные изображения сохранились фрагментарно.

Рис. 2. Изображение быка. Эпоха бронзы. Гора Догээ, Тува.

1. Выражаем благодарность М. Е. Килуновской, Л. Д. Чадамба, В. А. Киселю, С. В. Хаврину за приглашение к работе с памятниками наскального искусства Тувы и помощь в исследовании петроглифов горы Догээ, Малого Баянкола и Ээрбека.

Один из самых известных памятников Тувы - Малый Баянкол, расположенный на окраине г. Кызыла, в районе современного дачного поселка. Впервые эти петроглифы были обследованы еще А. В. Адриановым в 1881 г. [Дэвлет, с. 134—144] и по-прежнему вызывают интерес у исследователей [Чадамба, 2009]. Изображения - медведь, лось, верблюды, олени, косули, козлы, всадники, антропоморфные персонажи, тамги -выбиты и вышлифованы на отвесных плоскостях южного склона горы, обращенного к Енисею. Фигуры животных отличаются очень крупными размерами: например, фигура бегущего лося - более 2 м в длину. Датировка изображений: позднескифское и хунно-сяньбийское время (кон. I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э.). Сохранность памятника неудовлетворительная: значительная часть петроглифов погибла при добыче камня для строительных работ, а также по естественным причинам. Фрагменты камней с изображениями лежат на склоне и у подножия горы (рис. 3). Расположение памятника - на невысоких скалах и вблизи города - привлекает большое количество посетителей, оставляющих на скальных плоскостях с петроглифами многочисленные «автографы».

Рис. 3. Фрагменты каменных блоков с петроглифами хуннского времени.

Малый Баянкол, Тува.

Вблизи пос. Ээрбек на правом берегу Енисея осмотрены петроглифы в четырех пунктах: Ээрбек I, II, III и IV. Три из них были обследованы А. В. Адриановым в 1915 г. [Дэвлет, 1996, с. 215], еще один пункт выявлен М. Е. Килуновской в 1990-х гг. [Ки-луновская, 1995]. Наибольший интерес представляет крупное местонахождение петроглифов на берегу Енисея в непосредственной близости от пос. Ээрбек. Здесь сосредоточено несколько десятков плоскостей с изображениями оленей, верблюдов, всадников, выполненных в характерной изобразительной манере хунно-сяньбийского времени (рис. 4). К сожалению, памятник находится в ужасном состоянии: петроглифы испорчены крашеными и выбитыми надписями, современными рисунками, нанесенными поверх древних; уже имеющиеся граффити провоцируют любителей

Рис. 4. Изображение бегущего оленя. Хуннское время. Ээрбек, Тува.

«автографов» на создание новых. Документирование этого местонахождения (которое пока никем полностью не осуществлено) могло бы внести существенный вклад в изучение истории Тувы и Минусинской котловины начала I тысячелетия н.э., хотя и будет весьма затруднено из-за многочисленных современных надписей и рисунков.

Объекты наскального и монументального искусства Тувы были также осмотрены и сфотографированы на местах раскопок, в музеях г. Кызыл и районного центра Туран.

В Монголии маршрут экспедиции проходил по территории Убсунурского, Ховдского, Гоби-Алтайского, Баянхонгорского, Архангайского, Булганского, Увюрхангайского и Центрального аймаков. Задачи экспедиции этого этапа были разноплановыми, а программа насыщенной: 1) осмотр разных видов археологических памятников Монголии (петроглифы и пещерное искусство, эпиграфика, оленные камни, тюркские мемориалы и отдельные изваяния, херексуры, оградки, курганы и др.; 2) посещение музеев и музеефицированных объектов, памятников из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, изучение опыта экспонирования памятников древнего искусства и эпиграфики; 3) участие в работе конференции «Древности Монголии и Байкальской Сибири» в Улан-Баторе; 4) сбор материалов для новой экспозиции Музея наскального искусства музея-заповедника «Томская Писаница».

Специальное внимание мы уделили памятникам с древнейшими наскальными изображениями: это хорошо известные росписи в пещере Хойт-Цэнкер (цв. вкл., рис. 18) и петроглифы на горе Ишгэн толгой (рис. 5). Оба памятника находятся на территории Ховдского аймака, многие исследователи датируют и тот, и другой верхним палеолитом [Окладников, 1972; Дорж, 2007, с. 62; Цэвээндорж и др., 2008, 49—53; Эрдэнэбаатар, 2009, с. 113 и др.].

Пещера Хойт Цэнкер расположена в 25 км к юго-западу от Манхан сомона на западном склоне одного из ущелий, по правому берегу р. Хойт Цэнкер. В нескольких десятках метров от пещеры установлен шлагбаум, закрывающий проезд по дороге,

Рис. 5. Изображения дикой лошади и козерогов. Датировка неясна. Ишгэн толгой,

Монголия.

недалеко от которого расчищена небольшая площадка для парковки автомобилей и установлен информационный щит. Подъем к пещере вымощен камнем. Посещение платное. Туристов в пещеру сопровождает гид, который показывает рисунки. Внутри пещеры выложены камнем тропинки к нишам с рисунками. Прийти к какому-то мнению в дискуссии о возрасте росписей Хойт Цэнкер агуй исследователям, видимо, не удастся уже никогда: большая часть древних изображений подведена разнообразными красками, карандашами, фломастерами, мелом, углем; посетители видят не первоначальные контуры изображений, которые в настоящее время уже почти не прослеживаются, а эти «подводки».

Памятник Ишгэн толгой, расположенный на территории Манхан сомона, представляет собой невысокую отдельно стоящую гору, скальные выходы которой буквально заполнены многочисленными петроглифами. Рисунки выбиты, прошлифованы и гравированы преимущественно на горизонтальных или слегка наклонных, редко вертикальных плоскостях. Изображены дикие лошади, быки-туры, олени, архары, козлы, хищники, верблюд и др. Петроглифы Ишгэн толгоя представляют большой научный интерес в связи с проблемой датировки древнейшего пласта петроглифов Монголии и Саяно-Алтая. Они, несомненно, не моложе эпохи ранней бронзы, но насколько древние - пока ответить невозможно. Отметим высокие художественные качества изображений, а также то, что здесь изображены вымершие или изменившие ареал животные. Стилистически это, по всей вероятности, тот же самый пласт, который представлен в росписях Хойт Цэнкер агуй. В какой-то степени изображения Ишгэн толгоя сопоставимы с древнейшими изображениями Алтая и «минусинским стилем» Минусинской котловины. На памятнике есть петроглифы и более поздних периодов. Состояние его нельзя назвать удовлетворительным: отдельные грани

Исследования петроглифической экспедициимузея-заповедника «Томская Писаница»в 2012—2014 гг. 35

с изображениями частично скрыты под осыпями из мелкого камня, некоторые фи-

гуры сильно разрушены из-за выветривания и растрескивания скальной породы.

Наскальные изображения более поздних эпох были обследованы и сфотографированы в других местах долины реки Хойт Цэнкер. Также в Баян-Хонгорском аймаке обнаружено местонахождение петроглифов, выбитых на обломках породы вулканического происхождения, на трех рядом стоящих горках, которое, насколько нам известно, до сих пор в литературе не фигурировало. Наибольший интерес здесь представляют несколько многофигурных композиций, выполненных в стиле оленных камней с изображениями оленей, козерогов и хищников (рис. 6).

Рис. 6. Изображения оленей, козерогов и хищников, выполненные в стиле оленных камней. Начало I тыс. до н.э. Баянхонгорский аймак, Монголия.

Оленные камни осматривались и фотографировались нами по всему маршруту экспедиции, чаще всего в музеях, либо перемещенными в населенные пункты. Среди находящихся in situ комплексов оленных камней два в Архангайском аймаке нам удалось обследовать достаточно подробно. Один комплекс расположен в местности Хушуутийн тал. Изваяния стоят по обе стороны дороги из сомонного центра Бат-цэнгэл в сомонный центр Хайрхан на левом берегу р. Хуннуй. Другой - в местности Хавцалийн ам, севернее сомонного центра Ихтамир, на левом берегу р. Хойд-Тамир. Обе группы представлены в известном своде по оленным камням Монголии [Волков, 2002; с. 42, 43; табл. 16, 2; 23, 1; с. 35, табл. 3, 2], но не полностью. Нам удалось провести фотосъемку всех объектов комплексов, при этом в местности Хушуутийн тал при наиболее выигрышном естественном освещении каждой грани каждого оленного камня (съемка производилась в течение двух суток); кроме того, была осуществлена ночная фотосъемка при искусственном освещении; два камня скопированы методом эстампирования на микалентную бумагу (рис. 7). Такое документирование позволило уточнить некоторые детали имеющихся прорисовок и выявить новые изображения

Рис. 7. Изображения на четырех гранях оленного камня.

Микалентная копия-развертка. Хушуутийн тал, Монголия.

[Миклашевич и др., 2014]. Интересно отметить, что один из исследованных камней (цв. вкл., рис. 17) уже много лет экспонируется в Музее наскального искусства Азии в составе музея-заповедника «Томская Писаница» в виде копии из папье-маше, изготовленной 20 лет назад одним из авторов статьи по фотографии и прорисовкам В. В. Волковым.

В разных аймаках и некоторых музеях осмотрены многочисленные памятники древнетюркской эпохи: курганы, каменные оградки, изваяния (фигуры людей и зверей), стелы с руническими письменами, цепочки камней-балбалов. Наиболее интересными являются комплексы этих памятников, так называемые древнетюркские мемориалы. Мы осмотрели знаменитую стелу в честь Тоньюкука, установленную на месте раскопок мемориала. Посетили музей Хушо Цайдам, в экспозиции которого представлены материалы, полученные в результате раскопок мемориалов в честь Бильге кагана и Кюль тегина: стелы с надписями и тамгами, каменные изваяния людей и животных, реконструкции каменных ящиков с орнаментированными стенками, золотые и серебряные вещи из клада. В настоящее время недалеко от музея, непосредственно на месте раскопок ведется установка копий стел с целью вос-

Рис. 8. Поврежденное изваяние. Древнетюркский мемориал Шивеет Улаан, Монголия.

создания первоначального вида этих мемориальных комплексов. Был обследован также мемориал Шивеет Улаан с большой серией великолепных скульптур (рис. 8). Изваяния людей и животных и другие образцы тюркского камнерезного искусства осмотрены на территории действующего монастыря Эрдэнэ Зуу и в Национальном парке и музее природы Богдо хаан уул, созданных на месте разрушенного монастыря Манзушир недалеко от населенного пункта Зуунмод. Одно из изваяний, экспонируемых в парке Богдо хаан уул, представляет собой древнетюркскую скульптуру, выполненную на основе оленного камня. Чтобы выявить детали первоначального изваяния, была проведена фотофиксация каждой грани в ночных условиях с применением дистанционной вспышки по методу серийной съемки с меняющимся освещением [Солодейников, 2014, с. 112, 113] (рис. 9).

Экспедиция 2013 г. осуществлялась в период с 1 июля по 20 сентября на территории Горного Алтая, юга Красноярского края, Хакасии и Притомья.

Исследование памятников наскального искусства Алтая проводилось в сотрудничестве с Д. В. Черемисиным. Документирован ряд сложных в технологическом и композиционном аспекте плоскостей на памятниках Торгун и Калбак-Таш II в Онгудайском р-не Республики Алтай, на нескольких местонахождениях по берегам р. Чаган и на горе Жалгыс-Тобе в Кош-Агачском р-не. Отрабатывалась методика фотосъемки больших многофигурных плоскостей отдельными фрагментами с последующим монтажом полученных кадров в единое изображение, обладающее высоким разрешением и превосходящее реальные размеры плоскости в несколько раз, с целью последующего цифрового прорисовывания выявленных мелких деталей по увеличенному фотоизображению [Черемисин и др., 2013]. По этой методике было документировано несколько разновременных композиций-палимпсестов, в основном выполненных в технике гравировки. Выявлен ряд композиций каракольской культуры, целая серия тончайших детализированных древнетюркских рисунков (рис. 10), а также изображения других эпох.

Кроме того, объекты древнего искусства Алтая (курганные плиты, стелы, изваяния, мелкая пластика и др.) изучались и фотографировались в музеях Горно-Алтайска, Барнаула, Новосибирска.

Продолжались работы по документированию памятников наскального искусства Хакасско-Минусинской котловины, начатые авторами в предыдущие годы.

£ п> а: о-?Б

1л1

а з с

о, С

1 ?

ы

а з

0

СП

п> о^

1

с §

& а

I

с

8 г с

а

Ко

о

Рис. 9. Изображения на четырех гранях оленного камня, переделанного в древнетюркское изваяние. Ночная фотосъемка.

Национальный парк Богдо хаан уул, Монголия.

Рис. 10. Гравированные изображения разных эпох, перекрывающие друг друга.

Изображение оседланной лошади относится к древнетюркскому времени. Чаган,

Горный Алтай.

В Новоселовском р-не Красноярского края исследования проводились на комплексе Улазы, расположенном на правом берегу Енисея. Документировались выявленные ранее изображения на вертикальных плоскостях (рис. 11), но основные работы были связаны с расчисткой от лишайника изображений, нанесенных на горизонтальные поверхности скальных выходов на вершинах кряжей [Мухарева, 2014а; 2014б]. В Минусинской котловине случаи нанесения петроглифов на горизонтальные плоскости чрезвычайно редки, поэтому обнаружение на Улазах более двух десятков подобных объектов можно считать настоящим открытием. К сожалению, все они были покрыты толстым слоем лишайников, не только скрывающим рисунки, но и постепенно уничтожающим их. На расчищенных плитах (рис. 12) выявлены многофигурные композиции и одиночные изображения: среди них фигуры животных, антропоморфные персонажи - конные или пешие, своеобразные древовидные фигуры, а также изогнутые линии. Петроглифы различаются по стилю и технике исполнения, есть случаи палимпсестов, но плохая сохранность изображений не позволяет проследить последовательность перекрывания. Хронологическая атрибуция выявленных стилистических групп (отличающихся от того, что ранее было известно на памятнике) пока остается неясной.

В Орджоникидзевском р-не Республики Хакасия продолжалось документирование наскальных рисунков комплексов Сулек (Сулек 1У—У1) и Сульфатные горы (пункт Мертвый Лог) [Миклашевич, Бове, 2014], проведено полное обследование и фотофиксация петроглифов на р. Печище. Завершено исследование памятника Изырых-Тас в Аскизском р-не.

В связи с образованием в последние годы в разных районах Республики Хакасия целой сети муниципальных музеев под открытым небом, экспонирующих памятники наскального искусства, была предпринята специальная поездка с целью ознакомления с деятельностью этих музеев. Мы посетили следующие: 1) музей под открытым

о

Рис. 11. Антропоморфные фигуры и всадник на бегущей лошади. I тыс. н.э. У лазы, Красноярский край.

Рис. 12. Изображения на расчищенных от лишайника горизонтальных плитах. Датировка неясна. Улазы, Красноярский край.

небом «Малоарбатский писанец» в Таштыпском р-не; 2) музей под открытым небом «Усть-Сос» в Бейском районе; 3) филиалы краеведческого музея с. Копьево «Сулекская писаница» и «Сундуки» в Орджоникидзевском р-не; 4) Археологический парк в Ши-ринском районе (Грот Проскурякова). Декларируется также создание музея на Боярских писаницах, но пока на этом памятнике ничего не музеефицировано и охрана не осуществляется. На большинстве перечисленных объектов словом «музеефикация» называется лишь туристическое использование памятников; нигде не проводится их изучение, документирование, сохранение; памятники совершенно не подготавливались к посетительской нагрузке; не все из них даже охраняются. Тем не менее, несмотря на многочисленные проблемы (анализу которых посвящена специальная публикация [Миклашевич, 2013]), набирающий темпы процесс музейного освоения памятников наскального искусства в Хакасии можно только приветствовать. Думается, что для сотрудников новых музеев было бы полезным знакомство с опытом музея-заповедника «Томская писаница».

В Яшкинском р-не Кемеровской области проводилось обследование ранее изученных памятников, это Тутальская, Никольская и Новоромановские писаницы, Висячий камень, Крутая. В задачи работы входили: оценка состояния сохранности этих местонахождений, замеры координат и картографирование, фотофиксация. На Тутальской писанице одна из плоскостей (№ 4 по индексации И. Д. Русаковой [Ковтун, Русакова, 2013]) расчищена от лишайника и мха, для двух плоскостей (№№ 4 и 5) проведено документирование состояния и повреждений (рис. 13: 1). На местонахождении Висячий камень обнаружено еще одно изображение маски-личины (рис. 13: 2).

Экспедиция 2014 г. осуществлялась в период с 21 июня по 20 сентября на территории Притомья, юга Красноярского края, Хакасии и Алтая. В экспедиции на разных этапах принимали участие Л. В. Зоткина, К. В. Конончук, А. К. Солодейников, А. В. Техтереков.

Рис. 13.1 - Картограмма, показывающая результаты документирования состояния плоскости № 4, Тутальская писаница, р. Томь; 2 - изображение маски-личины, обнаруженное на памятнике Висячий Камень, р. Томь.

Для обследования Томской писаницы и разработки рекомендаций по ее сохранению были приглашены из Санкт-Петербурга специалист по реставрации камня и мониторингу состояния объектов наследия С. Б. Щигорец (Архитектурно-реставрационная мастерская «КИФ») и специалист по биообрастанию камня Д. Ю. Власов, д-р биол. наук, профессор (СПбГУ). Они были ознакомлены с памятником и ранее предпринятыми реставрационно-консервационными мероприятиями. Осуществлена фотосъемка скального массива с петроглифами с высоты птичьего полета с помощью квадрокоптера. Разработана программа дальнейшей реставрации памятника. Состоялась также поездка на Тутальскую и Новоромановскую писаницы, где осуществлялась фотосъемка плоскостей с рисунками и скального массива, обсуждались программы мониторинга состояния памятников, варианты их консервации.

В Минусинском районе Красноярского края продолжалось документирование петроглифов на горе Суханиха. Основное внимание было уделено изучению техники нанесения изображений древнейшего пласта - «минусинского стиля». Проводились экспериментально-трасологические исследования техники выбивания изображений с помощью каменных орудий. В этом же районе заново обследована Кавказская писаница [Леонтьев, Боковенко, 1985], представляющая собой редкий случай применения краски для нанесения рисунков, относящихся к хунно-сяньбийскому времени. Была проведена фотофиксация крашеных рисунков, замерены координаты и сделаны описания плоскостей; обнаружены неотмеченные ранее гравированные изображения. Поблизости от писаницы в 2006 г. мы проводили эксперимент по нанесению изображений краской, полученной путем размельчения найденного здесь же гематита, смешанного с простой водой, без какого-либо связующего. Рисунки и надписи были нанесены на вертикальную плоскость, не прикрытую скальным карнизом. В результате через 8 лет на скале не осталось ничего; мы смогли определить место нанесения изображений только по конфигурации плоскости. Полагаем, этот эксперимент был не бесполезен в свете дискуссий о том, применялось ли органическое связующее при использовании минеральных пигментов для наскальной живописи.

В Боградском р-не Республики Хакасия основные исследования проводились на территории Государственного природного заповедника «Хакасский». Здесь, на левом берегу Енисея, в горном массиве Оглахты расположен крупнейший комплекс местонахождений наскального искусства. Исследование его было возобновлено после многолетнего перерыва. Наиболее интересные результаты принесло обследование береговых скал, где подавляющее большинство изображений или затоплены водохранилищем, или засыпаны осыпями, или безвозвратно утрачены. Осмотр плоскостей, находящихся выше уровня воды, с лодки и с помощью бинокля позволил обнаружить целый ряд неизвестных ранее композиций и отдельных образов (рис. 14). Они относятся к самому раннему пласту наскального искусства Минусинской котловины, несомненно, древнее эпохи бронзы, хотя абсолютный их возраст пока дискутируется. Состав изображенных животных (лоси, благородные олени, дикие лошади, дикие быки-туры, архары, кабаны, медведи, которые в настоящее время на этой территории не обитают или относятся к вымершим видам), а также состояние сохранности плоскостей и их топография - все это свидетельствует в пользу глубокой древности данного пласта. Проводилось документирование обнаруженных изображений, а также их трасологическое исследование. Аналогичные работы были проведены в отношении и других местонахождений комплекса Оглахты, находящихся в глубине горного массива.

Помимо исследования изображений на скалах, осуществлялись работы по поиску и фотофиксации рисунков на курганных плитах в Новоселовском и Краснотуранском районах Красноярского края, Аскизском и Боградском районах Республики Хакасия. В могильнике на горе Туран была обнаружена отколовшаяся от своего основания

Рис. 15. Изображения животного и антропоморфных фигур на плите кургана тагарской культуры.

Могильник Туран, Красноярский край.

=э с

8 г с с

9 го Ко О

Ко

А,

о

С"

плита с изображением хищника (рис. 15), которой грозило падение рисунками вниз и скорое задерновывание (как это часто случается). Для спасения плиты было решено вывезти ее с памятника и передать в фонды музея-заповедника.

Изучение рисунков на курганных плитах предоставляет большие возможности для уточнения датировок изображений на скалах, но, к сожалению, сопряжено с тяжелой работой по удалению покрывающих их лишайников. Такая работа была нами начата и в Музее под открытым небом в с. Полтаков (Аскизский р-н), где с 1989 г. хранится уникальная коллекция, состоящая из 90 плит с изображениями, вывезенных из раскопанных в районе курганов. Плиты в музее тоже не избежали вредного воздействия лишайников, который покрывает их так густо, что порой изображения не видны совершенно. Мы решили начать документирование и каталогизацию плит в Полтаковском музее, а для этого пришлось предварительно заняться удалением лишайника. За сезон 2014 г. с помощью студентов-практикантов КемГУ и отряда под руководством О. С. Советовой удалось полностью расчистить 20 плит. Все они были отсняты для последующего создания цифровых прорисовок, а также скопированы на микалентную бумагу для формирования соответствующей коллекции с последующей передачей ее в фонды музея-заповедника «Томская Писаница».

В Онгудайском р-не Республики Алтай было продолжено исследование памятника Торгун, расположенного близ дер. Бичикту-Бом на правом берегу р. Каракол. По специальной методике сфотографированы ранее обнаруженные плоскости, выявлена серия тонких детализированных гравированных рисунков древнетюркской эпохи. Полевые работы на памятнике завершены; всего выявлено 70 плоскостей с изображениями, выполненными в разной технике, относящимися к разным периодам - от каракольской культуры эпохи бронзы до этнографической современности.

В заключение необходимо отметить, что в результате трех плодотворных полевых сезонов петроглифической экспедицией музея-заповедника «Томская Писаница» были получены уникальные в научном плане материалы, сформирован огромный фотоархив по всем перечисленным памятникам, сделаны микалентные копии наскальных рисунков, изображений на курганных плитах и оленных камнях, которые пополнят фонды музея и украсят будущую экспозицию Музея наскального искусства.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Волков, В. В. Оленные камни Монголии / В. В. Волков. - М.: Научный мир, 2002. - 248 с.

2. Дорж, Д. Периодизация наскальных изображений Монголии / Д. Дорж - Эрдэм шинжилгээний егуулэл, илтгэлийн эмхэтгэл. - Улаанбаатар хот: Монгол улс шинжлэх ухааны академи археологийн хурээлэн, 2007. - 62—65-р тал.

3. Дэвлет, М. А. Петроглифы Енисея. История изучения (XVIII - начало XX вв.) / М. А. Дэвлет -. М.: ИА РАН, 1996. - 250 с.

4. Килуновская, М. Е. Петроглифы на правом берегу Улуг-Хема / М. Е. Килуновская // Ученые записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1995. Вып. XVIII - С. 166— 169.

5. Килуновская, М. Е. Рисунки на скалах Тувы / М. Е. Килуновская // Сборник научных трудов в честь 60-летия А. В. Виноградова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2007. - С. 77—114.

6. Кисель, В. А., Хаврин, С. В. Гора Догээ как археологический и этнографический памятник Тувы / В. А. Кисель, С. В. Хаврин // Ученые записки ТИГИ. - Кызыл: ТИГИ, 2010. - Вып. XXII. - С. 87—94.

7. Ковтун, И. В., Русакова, И. Д. Тутальская писаница / И. В. Ковтун, И. Д. Русакова // Теория и практика археологических исследований. - Барнаул: АлтГУ, 2013 -№ 1 (7). - С. 4—29.

8. Леонтьев, Н. В., Боковенко, Н. А. Кавказская писаница на Тубе / Н. В. Леонтьев,

H. А. Боковенко // Краткие сообщения Института археологии. - 1985. -№ 184. -С. 82—88.

9. Мартынова, Г. С., Мартынов, А. И., Русакова, И. Д. Полевые исследования музея-заповедника «Томская Писаница» / Г. С. Мартынова, А. И. Мартынов, И. Д. Русакова // Наскальное искусство Азии. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. - Вып.

I. - С. 75.

10. Миклашевич, Е. А. Исследование памятников наскального искусства Минусинской котловины в 2012—2013 годах / Е. А. Миклашевич // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: ИАЭт СО РАН, 2013. - Т. XIX. - С. 255—259.

11. Миклашевич, Е. А. Музеефикация памятников наскального искусства в Республике Хакасия / Е. А. Миклашевич // Российская археология. - 2014. - № 3. - С. 111 — 122.

12. Миклашевич, Е. А., Бове, Л. Л. Гравировки на скалах Хакасии: новые технологии документирования / Е. А. Миклашевич, Л. Л. Бове // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда. - Казань: Отечество, 2014. - Т. IV. - С. 75—79.

13. Миклашевич, Е. А., Мухарева,А. Н., Бове, Л. Л., Солодейников, А. К. Некоторые результаты исследования оленных камней и наскальных изображений в Центральной Монголии в 2012 г. / Е. А. Миклашевич, А. Н. Мухарева, Л. Л. Бове,

А. К. Солодейников // Древние и средневековые изваяния Центральной Азии. -Барнаул: АлтГУ, 2014. - С. 76—83.

14. Мухарева, А. Н. Расчистка наскальных рисунков комплекса Улазы от лишайников: предварительные результаты / А. Н. Мухарева // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации. - Новосибирск: ИАЭт СО РАН, 2014. - С. 139—141.

15. Мухарева, А. Н. Изображения на каменных «плитах» севера Минусинской котловины / А. Н. Мухарева // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. - Казань: Отечество, 2014. - Том IV. - С. 83—84.

16. Мухарева, А. Н., Русакова, И. Д. Петроглифические коллекции в фондах музея-заповедника «Томская писаница» / А. Н. Мухарева, И. Д. Русакова // Наскальное искусство в современном обществе: (к 290-летию научного открытия Томской писаницы): материалы международной науч. конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011 - Т. 1 (Труды САИПИ. Вып. VIII). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - С. 148—152.

17. Наскальные изображения Центральной Азии. - Сеул: Нац. исслед. ин-т культ. наследия, 2007. - 356 с.

18. Окладников, А. П. Центрально-Азиатский очаг первобытного искусства / А. П. Окладников. - Новосибирск: Наука, 1972. - 76 с.

19. Русакова, И. Д. Новый памятник наскального искусства на Енисее / И. Д. Русакова // Наскальное искусство Азии. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - Вып. 2. - С. 101—112.

20. Русакова, И. Д., Баринова, Е. С. Новые петроглифы на Томи / И. Д. Русакова, Е. С. Баринова // Наскальное искусство Азии. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - Вып. 2. - С. 64—77.

21. Солодейников, А. К. Особенности и возможности фотосъемки каменных изваяний / А. К. Солодейников // Древние и средневековые изваяния Центральной Азии. - Барнаул: АлтГУ, 2014. - С. 110—115.

22. Цэвээндорж, Д., Баяр Д., Цэрэндагва, Я., Очирхуяг, Ц. Археология Монголии / Д. Цэвээндорж, Д. Баяр, Я. Цэрэндагва, Ц. Очирхуяг - Улаанбаатар: Институт археологии АН Монголии, 2008. - 239 с.

23. Чадамба, Л. Д. Современное состояние памятника наскального искусства Малый Баян-Кол (Республика Тува) / Л. Д. Чадамба // Новые исследования Тувы. 2009. - № 3 [Электронный информационный журнал. www.tuva.asia (дата обращения 3.03.2015)].

24. Черемисин, Д. В., Миклашевич, Е. А., Бове, Л. Л. Документирование наскальных изображений Юго-Восточного и Центрального Алтая в 2013 году / Д. В. Черемисин, Е. А. Миклашевич, Л. Л. Бове // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: ИАЭт СО РАН, 2013. - Т. XIX. - С. 369—373.

25. Шер, Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии / Я. А. Шер. - М.: Наука, 1980. - 328 с.

26. Эрдэнэбаатар, Д. Краткий очерк археологических исследований в Монголии / Д. Эрдэнэбаатар // Известия лаборатории древних технологий. - Иркутск: ИрГ-ТУ, 2009. - Вып. 7. - С. 113—148.

Сокращения

АлтГУ - Алтайский государственный университет

ИАЭт СО РАН - Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук

ИрГТУ - Иркутский Государственный технологический университет САИПИ - Сибирская Ассоциация исследователей первобытного искусства СПбГУ - Санкт-Петербургский государственный университет ТИГИ - Тувинский институт гуманитарных исследований

ТНИИЯЛИ - Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

расноярск

Кемерово

Абака

Минусинск

¿Кызыл

■0(Улангом

Улан-Батор

batiHxoHÏop

•Арпанхээр

1 - Томская писаница 21 -

2 - Крутая 22 -

3 - Новоромановская 23 -

4 - Висячий Камень 24-

5 - Никольская 25 -

6 - Тутальская 26 -

7 - Торгун 27 -

8 - Калбак-Таш 28 -

9 - Жалгыс-Тобе 2э -

10-Чаган

11-Сулек

12 - Сульфатные горы g 13-Печище

14 - Сундуки Г; _

15-Грот Проскурякова £

V ^v . 16- Оглахты -

; ' - 17 - Изырых-Тас 36 "

18 - Полтаков 37 ~

'O^gAi, 19 - Малые Арбаты 38 -

20 - Усть-Сос 39-

' ■ . тн »

Улазы

Туран

Кавказская

Усть-Туба

Суханиха

Иджимская

Догээ

Малый Баянкол Ээрбек Ишгэн толгой Хойт-Цэнкер агуй Баянхонгор Тоньюкук Богдо хаан уул Эрдэнэ Зуу Хушо Цайдам Хавцалийн ам Хушутийн тал Шивеет Улан

Рис 16. Карта маршрутов петроглифических экспедиций 2012-2014 гг. с указанием основных объектов исследований.

Рис 17. Оленный камень в местности Хушуутийн тал, Монголия.

Рис 19. Выполненные краской изображения Иджимской писаницы, Красноярский край.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.