Научная статья на тему 'Исследования объемов авиаперевозок аэропортов Московского авиационного узла 1970-2004 гг'

Исследования объемов авиаперевозок аэропортов Московского авиационного узла 1970-2004 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федяшова Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются динамика объемов авиаперевозок аэропортов московского авиационного узла 1970-2004 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUME RESEARCHES OF AIR TRANSPORTATION OF AIRPORTS OF MOSCOW AIRPORT CENTER

This article considers dynamics of air transportation of airports of Moscow Airport Centre from 1970 up to 2004years

Текст научной работы на тему «Исследования объемов авиаперевозок аэропортов Московского авиационного узла 1970-2004 гг»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

УДК 338: 336

ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕМОВ АВИАПЕРЕВОЗОК АЭРОПОРТОВ МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО УЗЛА 1970-2004 гг.

И.Г. ФЕДЯШОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Барзиловичем Е.Ю.

В статье рассматриваются динамика объемов авиаперевозок аэропортов московского авиационного узла 1970-2004 гг.

Россия - одна из немногих стран в мире, где воздушный транспорт порой представляет собой единственный способ, которым можно добраться до многих мест внутри страны. С учетом того, что территория страны охватывает 11 часовых поясов, использование других видов транспорта часто нереально или практически невозможно. Другие крупные страны, такие как Китай и Соединенные Штаты Америки, также сильно зависят от внутренних, воздушных перевозок.

Несмотря на увеличенное финансирование из бюджета и роста прибылей, происходит общее старение инфраструктуры гражданских аэропортов России. С 1992г. количество аэропортов в России сократилось с более чем 1,300 до 553 в 2000 г., при этом только в прошлом году было закрыто 43 аэропорта. Эта тенденция нашла отражение в падении пассажирооборота с более чем 135 млн в 80-е годы до 22 млн в 1999 году. В 2000 году сокращение по пассажиро-обороту в годовом исчислении составило 2,6 %, а по грузовым перевозкам - 3,6 %.

При этом аэропорты США в 2000 году имели пассажирооборот свыше 600 млн пасс. и его рост за последние 10 лет составил 50%. Прогнозируется, что пассажирооборот авиакомпаний по всему миру к 2015 году удвоится и только в Великобритании достигнет 400 млн пас. ежегодно.

Москву обслуживают 4 аэропорта: Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково, которые вместе пропускают более чем половину всего пассажиропотока в России. Несмотря на общее падение пассажирооборота, объемы как пассажиро-, так и грузооборота через эти аэропорты имели положительную динамику.

Аэропорты Московского авиационного узла (МАУ) Внуково, Домодедово и Шереметьево относятся к аэропортам федерального значения и занимают ведущее положение среди аэропортов Российской Федерации.

Аэропорты МАУ обеспечивают устойчивые транспортные связи московского региона практически со всеми регионами России.

Аэропорты связаны авиалиниями с аэропортами всех государств СНГ и ближнего зарубежья, а также со многими аэропортами Западной Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии.

Геополитическое положение Московского авиационного узла как на территории России, так и Евразийского континента позволяет использовать его не только для прямых регулярных авиатранспортных связей московского региона с другими городами РФ и зарубежных государств, но и для обеспечения транзитных перевозок по межконтинентальным трассам Европа -Тихоокеанский регион и Северная Америка - Азия, транзитных перевозок между внутрирос-сийскими регионами и зарубежьем, транзитных перевозок внутри страны и транспортного обслуживания делового бизнеса.

Аэропортами Российской Федерации в 2000 г. были выполнены отправки пассажиров в объеме 19,5 млн. чел., из которых 6,08 млн. чел. на международных авиалиниях, грузов -227,3 тыс. тонн, в том числе 50,6 тыс. тонн международных, почты -16,00 тыс. тонн, в том числе

3,27 тыс. тонн международных.

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2004

■ Отправки грузов □ Отправки пассажиров

Рис. 1. Доля аэропортов Мо сковского авиаци онного узла 15 общем объеме отправок пассажиров и грузов аэропортов России

Аэропортами Московского авиационного узла в 2000 г. были выполнены отправки пассажиров в объеме 8,6 млн. пасс., в т.ч. на международных авиалиниях -4,6 млн. пасс.; отправки грузов - 102,7 тыс. тонн, в т.ч. на международных авиалиниях - 41,7 тыс. тонн грузов и отправки почты 8,07 тыс. тонн. В аэропортах Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево в 2000 г. было выполнено 243,77 тыс. взлетно-посадочных операций.

На долю аэропортов МАУ в 2000 г приходилось 44% общего объема авиационных отправок пассажиров в целом по России, 45,2 общего объема отправок грузов и около 50% общего объема отправок почты.

Наблюдается тенденция увеличения доли аэропортов МАУ с 17,78% (1970 г.) до 70,0% (2004 г) и отправок грузов с 8,9% (1970 г.) до 72% (2004 г), рис. 1.

Динамика отправок пассажиров и грузов в аэропортах МАУ характеризуется двумя периодами, (рис. 2 и 3).

До 1990 года происходило стабильное увеличение объемов перевозок пассажиров, грузов и почты. В период 1970-1990 гг. отправки пассажиров из аэропортов МАУ возросли более чем в

2,7 раза (с 7,96 млн. пасс. в 1970 г. до 21,64 млн. пасс. в 1990 г.), среднегодовые темпы составляли 5,2%, а ежегодный прирост составлял в среднем 0,7 млн. чел.

Отправки грузов увеличились за тот же период в 1,23 раза (с 104,5 тыс. тонн до 128,9 тыс. тонн).

□ Международные воздушные линии МВЛ

□ Внутренние воздушные линии

□ Общий объем отправок на МВЛ и ВВЛ

Рис. 2. Динамика пассажирских отправок из аэропортов Московского авиационного узла

После 1990 г. Вследствие влияния отрицательных факторов, связанных с переходом на новые экономические условия, общего экономического кризиса и значительного падения платежеспособного спроса населения происходило постоянное снижение объемов отправок пассажиров. Наиболее резкое сокращение объемов отправок произошло к 1993 г. (по сравнению с 1990 г. пассажирские отправки сократились более чем в 2 раза).

С 1994 г. темпы падения отправок снизились, но в целом продолжает сохраняться негативная тенденция.

В результате объем отправок пассажиров в аэропортах МАУ в 2000 году снизился по сравнению с 1990 г. почти на 60 % (с 21,6 млн. чел. до 8,6 млн. чел.} и вырос по сравнению с 2004 г. на 40 % (с 8,6 млн. чел. до 14,3 млн. чел.}.

Отправки грузов, выполненные в аэропортах МАУ в 2000 г., были в 1,23 раза меньше показателя 1990 г. Следует отметить, что после 1995 г. наметилась тенденция к росту грузовых отправок.

Снижение объемов отправок пассажиров и грузов за 1990-2000 гг. происходило за счет сокращения отправок на внутренних, воздушных линиях. Международные отправки пассажиров за этот период увеличились с - 3,3 млн. пасс, до 4,6 млн. пасс. (на 39%). Международные отправки грузов в 2000 г. составили 41,7 тыс. тонн и превысили показатель 1990 г. на 59,4%. Однако рост объемов отправок пассажиров и грузов по годам ретроспективного периода не был стабильным.

Крупнейшему международному аэропорту Шереметьево в настоящее время принадлежит ведущая роль как в структуре пассажирских авиаперевозок в целом по Российской Федерации, так и в Московском авиаузле. Аэропорт Шереметьево в 2000 г. выполнил наибольший объем пассажирских отправок в России: аэропортом отравлено 5 508,9 тыс. чел., в том числе на международных, воздушных линиях -3 983,4 тыс. чел.

В структуре пассажирских перевозок Московского авиационного узла на долю этого аэропорта в 2000 г. приходилось около 64,2% общего объема отправок пассажиров, 86,6% общего объема международных отправок пассажиров, 38,2% общего объема на внутренних авиалиниях.

В 2000 г. аэропортом выполнен объем отправок грузов - 48,5 тыс. тонн, в том числе на международных авиалиниях - 35,3 тыс. тонн. По грузовым отправкам в 2000 г. на долю аэропорта Шереметьево приходилось 47,2% от общего объема отправок грузов по аэропортам МАУ, по международным отправкам грузов -84,7%.

160

Объем грузовых 140 отправок 120 тыс.тонн

100 80 60 40 20 0

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000

□ Международные воздушные линии

□ Внутренние воздушные линии

□ Общий объем отправок

2004

Годы

Рис. 3. Динамика грузовых отправок из аэропортов Московского авиационного узла за 1970-2004 г. г.

В силу специфики деятельности аэропорта Шереметьево как международного аэропорта отправки на международных, воздушных линиях составляют основную часть транспортной работы аэропорта: 72,4% по пассажирским отправкам и 72,8% по грузовым.

В 2000 г. в аэропорту Шереметьево выполнено 128 456 взлетно-посадочных операций, или 52,7% от интенсивности движения воздушных судов в целом по аэропортам МАУ.

В период 1970-1990 гг. объемы транспортной работы аэропорта Шереметьево стабильно возрастали. Пассажирские отправки увеличились с 1,5 млн. чел. до 5,2 млн. чел. или в 3,5 раза, при этом отправки пассажиров на международных, воздушных линиях возросли в 6,1 раза. Отправки грузов увеличились на 44%, в том числе на международных, воздушных линиях - более чем в 3 раза.

В период 1990-2000 гг., при значительном сокращении объемов работ практически во всех аэропортах России и других аэропортах МАУ объемы отправок пассажиров в аэропорту Шереметьево изменялись незначительно, при этом в 2000 г. объемы отправок пассажиров несколько превысили объемы 1990 г. (5,51 млн. чел. в 2000 г и 5,26 млн. чел. в 1990 г.). Объем отправок на международных авиалиниях увеличился за этот период с 3,28 млн. пасс. до 3,99 млн. пасс. при одновременном сокращении отправок на внутренних линиях с 1,97 млн. чел. до 1,52 млн. чел.

Изменение объемов отправок пассажиров из аэропорта Шереметьево за 1970-2004 гг. представлено на рис. 4.

Объемы пассажирских отправок млн.чел.

7.0

6.0

5.0

4.0

3.0

2.0 1,0 0,0

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2004

□ Международные воздушные линии

□ Внутренние воздушные линии

□ Общий объем отправок

Годы

Рис. 4. Международный аэропорт Шереметьево. Динамика пассажирских отправок за 1970-2004 г.г.

В 1990-2000 г.г. отправки грузов из аэропорта Шереметьево увеличились более чем в 1,4 раза, причем на международных воздушным линиях он возросли в 1,36 раза, на внутренних - в

1,7 раза.

Динамика отправок грузов из аэропорта Шереметьево за 1970-2004 гг. представлена на рис. 5.

В аэропорту Внуково в 2000 г. объемы отправок пассажиров составили 1,68 млн. чел., что составляет 19,5% общего объема отправок пассажиров по аэропортам МАУ. Доля аэропорта по объемам отправок пассажиров на международных авиалиниях составила 7% и около 34% - на внутренних авиалиниях.

Объемы грузовых отправок, тыс.тонн

□ Международные воздушные линии

□ Внутренние воздушные линии

□ Общий объем отправок

Рис. 5. Международный аэропорт Шереметьево. Динамика грузовых отправ ок 1970-2004 г. г.

Отправки грузов из аэропорта составили в 2000 г. 20,5 тыс. тонн и в объеме отправок грузов из аэропортов МАУ в 2000 г. на долю аэропорта Внуково приходилось 19,9%, а в части международных отправок - около 5%.

В этом же году в аэропорту Внуково было выполнено 63 092 взлетно-посадочные операции, или 25,9% от общей интенсивности движения воздушных судов в аэропортах МАУ.

В период 1970-1990 гг. объемы транспортной работы аэропорта Внуково увеличивались, однако с меньшими темпами, чем в аэропортах Шереметьево и Домодедово. Пассажирские отправки возросли почта в 2 раза, а грузовые - на 3%.

В период 1990-2000 гг. объемы отправок пассажиров в аэропорту Внуково сократились почти в 0 раза (с 6,7 млн. чел до 7,7 млн. чел.). В 1991 г. в аэропорту начали осуществляться полеты воздушных судов на международных авиалиниях. Объем отправок пассажиров на международных воздушных линиях составил в 2000г. 319 тыс. чел.

Динамика отправок пассажиров из аэропорта Внуково за период 1970-2000 гг. представлена на рис. 6.

Объемы пассважирских отправок млн.чел.

7-1

6-

5-

4-

3-

2-

1-

1970

1975

1980

1985

1990

1995

2000

2004

Годы

■ Международные воздушные линии

□ Внутренние воздушные линии

□ Общий объем отправок

Рис. 6. Международный аэропорт Внуково. Динамика пассажирских перевозок за 1970-2000 г.г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отправки грузов из аэропорта сократились за этот период более чем 1,7 раза, однако международные отправки, ранее не выполнявшиеся, составили в 2000 г. 2,0 тыс. тонн.

Динамика отправок грузов из аэропорта Внуково в период 1970-2000 гг. представлена на рис. 7.

Объемы грузовых отправок, тыс.тонн

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2004 Годы

□ Международные воздушные линии

□ Внутренние воздушные линии

□ Общий объем отправок

Рис. 7. Международный аэропорт Внуково.

Динамика грузовых отправок за 1970-2000 г. г.

Аэропортом Домодедово в 2000 г. выполнены отправки пассажиров в объеме 130 млн. чел., отправки грузов - 32,8 тыс. тонн.

На долю аэропорта в 2000 г. приходилось 15,6% общего объема отправок пассажиров по аэропортам МАУ, по отправкам пассажиров на международных авиалиниях - 6,0%, по отправкам пассажиров на внутренних авиалиниях - 26,1%.

По отправкам грузов аэропорт Домодедово ранее занимал ведущее место среди аэропортов авиаузла и его доля превышала 02%. В 2000 г. его удельный вес составил 31,9% в общем объеме отправок МАУ, а в оправках на международных авиалиниях доля аэропорта Домодедово составила 10,5%.

В 2000 г. в аэропорту было выполнено 07 865 взлетно-посадочных операций (19,6 % общей интенсивности движения по аэропортам МАУ).

В течение 1970-1990 гг. объемы транспортной работы возрастали, в основном, стабильно. Отправки пассажиров увеличились в 3,5 раза, а отправки грузов на 60%. По развитию грузовых перевозок аэропорт Домодедово в тот период времени являлся наиболее динамичным в России

и, соответственно, в Московском авиаузле.

За период 1990 - 2000 гг. объемы отправок пассажиров в аэропорту Домодедово снизились с 8,20 млн. чел. до 1,30 млн. чел. или более чем в 6 раз.

Однако с 1990 г. в аэропорту начали осуществляться полеты воздушных судов на международных авиалиниях: объем этих отправок составил в 2000 г. 295,7 тыс. пасс.

Динамика отправок пассажиров из аэропорта Домодедово за 1970 - 2000гг. представлена на рис. 8.

Отправки грузов сократились за этот период в 1,2 раза, однако международные отправки, ранее не выполнявшиеся, достигли в 2000 г. 0,0 тыс. тонн.

40

35

30

25

20

15

10

5

0

На

Объемы 9-|

пассажирских 8-

отправок, 7-

млн.чел. 6-

5-

4-

3-

2-

1-

0-

1

_1 шил I.

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2004

■ Международные воздушные линии

□ Внутренние воздушные линии

□ Общий объем отправок

Годы

Рис. 8. Международный аэропорт Домодедово. Динамика пассажирских отправок за 1970-2000 г.г.

Динамика отправок грузов из аэропорта Домодедово представлена на рис. 9.

Аэропортом Быково в 2000 г. отправлено 62,6 тыс. пассажиров и 936 тонн грузов, что составляет всего 0,7% общего объема отправок пассажиров и 0,9 % отправок грузов в целом по аэропортам МАУ. Интенсивность движения ВС (0 352 взлетно-посадочных операций) составила 1,8% общей интенсивности движения по аэропортам МАУ.

В 1990 - 2000 гг. общие объемы отправок пассажиров в аэропорту Быково сократились в 23 раза. В этот период эпизодически выполнялись в небольших объемах отправки пассажиров на международных авиалиниях. Отправки грузов сократились за этот период почти в 25 раз.

Среди аэропортов Московского авиационного узла наибольшую привлекательность имеет аэропорт Шереметьево из-за наличия: наибольшего количества авиалиний;

крупных авиакомпаний, базирующихся в аэропорту (ОАО "Аэрофлот", "Трансаэро " и др.}, имеющих современный парк воздушных судов и тесные связи с иностранными авиакомпания-ми-партнерами;

устойчивых связей со многими авиакомпаниями (зарубежными и отечественными); развитая инфраструктура для обслуживания авиаперевозок;

близкого расположения к городу и наличия удобных подъездных путей; наличия потенциально устойчивого спроса на авиационные перевозки и др.

Объем

грузовых

отправок,

тыс.тонн

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2004

□ Международные воздушные линии

□ Внутренние воздушные линии

I I Общий объем отправок

Рис. 9. Международный аэропорт Домодедово. Динамика грузовых отправок за 1970-2000 г.г.

Годы

Аэропорт Шереметьево до 1990 г. являлся единственным международным аэропортом г. Москвы, в то время как аэропорты Домодедово и Внуково начали выполнять перевозки на международных авиалиниях с 1990-1991 гг. Отсутствие крупных базовых авиакомпаний, располагающих современным парком воздушных судов в аэропортах Домодедово и Внуково и острая конкуренция на рынке авиационных услуг в период после 1990 г., привели к перераспределению пассажиро - и грузопотоков в аэропортах МАУ и увеличению доли аэропорта Шереметьево в общем объеме перевозок. Общий пассажиропоток МАУ по результатам 2004 г. достиг уровень 1980 г., на внутренних линиях достигнут уровень 1995 г., а на международных линиях пассажиропоток увеличился в двое. Динамика объема перевозок аэропорта Домодедово по результатам 2004 г. значительно увеличилась до 6,3 млн.чел., в то время как объем перевозок аэропорта Шереметьево составляет 6,6 млн.чел. Объемы перевозок аэропорта Внуково снизились до 1,2 млн.чел., в 2000 г. общий объем перевозок составлял 1,7 млн.чел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воздушный кодекс РФ М. 1998.

2. Программа развития аэропортов Российской Федерации на период до 2010 г.

3. Схема комплексного развития Московского авиаузла до 2005г.

VOLUME RESEARCHES OF AIR TRANSPORTATION OF AIRPORTS OF MOSCOW AIRPORT CENTER

Fedyashova I.G.

This article considers dynamics of air transportation of airports of Moscow Airport Centre from 1970 up to 2004years.

Сведения об авторе

Федяшова Ирина Геннадьевна, окончила Ташкентский ордена Дружбы народов народнохозяйственный институт (1987), соискатель МГТУ ГА, область научных интересов - экономика, маркетинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.