Научная статья на тему 'Исследования категории образа: история и современность'

Исследования категории образа: история и современность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1714
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ Я / ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО Я / ОБРАЗ СЕМЬИ / ОБРАЗ РЕБЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евстратова Юлия Витальевна

В статье представлены основные подходы к изучению категории образа в психологической науке. В гештальт психологии данная категория соответствует понятию гештальта завершенного образа. В культурно-исторической традиции интегральному образу реальности, формированию у человека образа мира... Отмечается, что возрос интерес исследователей к изучению образа семьи и взрослого, самого ребенка у детей, воспитывающихся в условиях кровной и замещающей семьи, детского дома. А также к изучению представлений об образе ребенка, где субъектом восприятия выступает взрослый. Выделены и дефициты в изучении категории образа: это образ ребенка вне контекста образовательного процесса, образ ребенка у усыновителей и опекунов при подготовке к замещающей семейной заботе и в процессе интеграции ребенка в замещающей семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евстратова Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования категории образа: история и современность»

УДК 332

Евстратова Юлия Витальевна

ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»

[email protected]

Yulia V. Evstratova

State budgetary institution "Center of assistance to the family to education

"Our house"

[email protected]

Исследования категории образа: история и современность Investigation of a category image: history and modernity

Аннотация. В статье представлены основные подходы к изучению категории образа в психологической науке. В гешталът - психологии данная категория соответствует понятию гешталъта - завершенного образа. В культурно-исторической традиции - интегральному образу реальности, формированию у человека образа мира.. Отмечается, что возрос интерес исследователей к изучению образа семьи и взрослого, самого ребенка у детей, воспитывающихся в условиях кровной и замещающей семьи, детского дома. А также к изучению представлений об образе ребенка, где субъектом восприятия выступает взрослый. Выделены и дефициты в изучении категории образа: это образ ребенка вне контекста образовательного процесса, образ ребенка у усыновителей и опекунов при подготовке к замещающей семейной заботе и в процессе интеграции ребенка в замещающей семье.

Ключевые слова: образ - Я, образ профессионального Я, образ семьи, образ ребенка, профессиональное самоопределение, замещающая семья, психология образа.

Abstract. The article presents the main approaches to the study of the category of the image in psychological science. In Gestalt psychology this category corresponds to the concept of the Gestalt - the completed image. In the cultural-historical traditions - integral image of reality, the formation of the human image of the world . It is noted that the increased interest of researchers to study the pattern offamily and adult, the child of children living in blood and foster families and the children's home. And also to study representations about the image of the child, where the subject of perception acts as an adult. Allocated and deficits in the study of the category image: this image of a child outside the context of the educational process, the image of a child the adoptive parents and guardians in preparation for foster family care and in the process of integration of the child in a foster family.

Key words: self-image, a self-professional, the image of the family, the image of a child, professional self-determination, foster family, the psychology of the image.

Категория образа в психологии появилась одной из первых, а впоследствии стала ведущей при изучении познания. Теоретические и эмпирические

изыскания в данной области насчитывают тысячи лет[7; с. 178]. В различное время их центром становились такие исследования, как разграничение чувственного и мыслимого в образе [7; с. 126], связь физиологических особенностей субъекта восприятия и физическими особенностями воспринимаемого объекта [7; с. 146] Большое влияние на формирование категории образа оказали исследования в физиологии [4; с.245]. Не раз перед исследователями вставала проблема построения образа [7; с. 146]. Отдельные подходы были направлены на изучение целостности образа.

Для выяснения основных качеств категории образа важным явилось открытие таких его качеств, как целостность и структурность. В этих качествах получает наиболее четкое выражение детерминация структуры образа целостными качествами его объекта. Именно эти свойства категории образа послужили предметом исследований в одном из наиболее известном экспериментально-психологическом направлении - гештальтпсихологии. В рамках этого подхода было выдвинуто большое количество законов, касающихся теории восприятия в соответствии с понятием гештальта - завершенного образа. Исследованиями в области гештальтпсихологии занимались такие ученые, как М.Вертхеймер, К.Кофка, Г.Гельмгольц, В. Келер, Ч.Осгуд, Д.Палмер, и др.

К исследованию проблематики образа в различной степени обращаются отечественные ученые-психологи: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Б.Г.Ананьев, Л.М.Веккер, Н.А.Бернштейн,

B.П.Зинченко, С.Д.Смирнов и др.

Работы целого ряда психологов посвящены исследованию интегрального образа реальности [А.Н.Леонтьев, В.А.Барабанщиков, А.А.Гостев,

C.Д.Смирнов и др.], где на первый план вышли исследования формирования у человека образа мира [3; с.257].

Анализируя направление современных исследований, необходимо отметить превалирующий интерес ученых к изучению категории «образ - Я» или «Я - образ». Достаточно большая часть исследований в данной области концентрируется вокруг таких категории как «образ - Я» ребенка на различных возрастных этапах во взаимосвязи с социальной ситуацией развития. Это и изучение особенностей развития Я-образа у младших школьников, подростков, студентов в процессе учебной деятельности [Климентьева Н.Н., 2005, Бубнова И.С., 2004, Балык А.С., 2006, Спевакова С.Г., 2002], а также во взаимодействии со сверстниками и социальным окружением [Молостова Н.Ю., 2004, Романова А.В., 2002, Серебрякова К.А., 2004, Малышева С.В., 2003], в формировании личностных качеств как компонентов «образа - Я» [Молостова Н.Ю., 2004].

Отдельное направление научного интереса исследователей посвящено изучению взаимосвязи «образа - Я» и мотивационно - потребностной сферы человека, преимущественно в становлении профессионального самосознания. Проводятся исследования соотношения образа "Я" и внутренней учебной мотивации студентов, школьников [Бугрименко А.Г., 2007, Каминская Т.Ю., 2010, Карагачева М.В., 2006] .

Активно ведутся исследования формирования и развития образа профессионального Я у студентов, молодых специалистов, педагогов [Москаленко

С.В., 2007 , Казначеева Н.Б., 2006, Карагачева М.В. 2006, Балык А.С. 2006, Костюченкова О.Е., 2004, Рыжкова И.И. 2007].

Продолжаются исследования категории «образ мира», получившей активное развитие в отечественной психологии конца XX века. Современные исследования в этой области также во многом ориентированы на образовательный процесс. Исследуется особенности развития образа мира [Ситникова М.А. 2006, Медведев Д.А. 1999], гендерная вариативность образа мира личности [Правник Д.Ю., 2007], формирование образа мира как иерархической системы смысловых образований взрослого человека [Болдышева В.А., 2003].

Также стоит отметить возросший интерес к изучению образа семьи и взрослого, самого ребенка у детей, воспитывающихся в условиях институцио-нализации. Исследуются образ семьи в картине мира детей - сирот на различных возрастных этапах [Шубина А.С., 2009], представления детей, воспитывающихся в системе интернатных учреждений о взрослом [Вараева Н.В., 2009, Романовский Н.В., 2010], о самом себе [Богатырева, М.Б., 2004]. Выявлены особенности репрезентаций родителей (кровных, приемных) и себя в картине мира детей - сирот дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста при переходе ребенка из детского дома в замещающую семью, а также в процессе интеграции в новой системе [Ослон В.Н., 2012].

В психологии образа на современном этапе развития науки остается актуальным вопрос не только формирования и развития образа-Я, образа профессионального Я, но и изучение представлений об образе ребенка, где субъектом восприятия выступает взрослый. В данный момент такие исследования проводятся в основном в рамках педагогической психологии. Примерами здесь могут выступать такие исследования, как изучение психологии образа ребенка в сознании субъектов педагогического процесса [11, c.52], образа математически одаренного ученика в сознании педагога» [Гусева С.И., 2000] и др.

Анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных восприятию образа ребенка родителями в системе семейных отношений, показал, что многие аспекты межличностного познания родителями детей остаются мало изученными. При этом представления родителей о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания [7; с. 14], [9; с. 124].

В настоящее время в России активно развивается сфера семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предиктором эффективной замещающей семейной заботы во многом является адекватный образ приемного ребенка, который складывается у будущих усыновителей и опекунов в процессе психологического подбора и обучения. Однако образ приемного ребенка в восприятии будущих замещающих родителей никогда не был предметом специального изучения.

Таким образом, современное состояние исследований в психологии категории образа на данный момент сосредоточено в рамках следующих направлений:

• изучение «образа - Я» с точки зрения его развития и формирования у детей различного возраста в условиях образовательного процесса;

• исследование образа «профессионального Я» на этапах становления профессионального самосознания студентов ВУЗов различных специальностей;

• продолжение исследований «образа мира» по большей части с ориентацией на образовательный процесс;

• изучение «образа семьи» и «образа взрослого» у детей на разных возрастных этапах, воспитывающихся в условиях институционализации;

• изучение репрезентаций родителей (кровных, приемных) в картине мира ребенка-сироты при его переходе из детского дома в замещающую семью, а также в процессе интеграции в новой системе.

Таким образом, можно выделить дефицитарные области в сфере изучения образа ребенка: образ ребенка вне контекста образовательного процесса, образ ребенка у родителей в системе семейных отношений, образ ребенка у усыновителей и опекунов при подготовке к замещающей семейной заботе и интеграции ребенка в приемной семье. При возрастающей активности и заинтересованности государства в развитии семейного жизнеустройства все более актуальными становятся такие темы исследований, как замещающее родительство, адекватность восприятия образа приемного ребенка усыновителями и опекунами. Остро стоит вопрос подбора замещающей семьи и ребенка, обучения и отбора будущих приемных родителей.

Литература:

1. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 . Иркутск, 2005..

2. Вараева Н.В. Образ взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. СПб, 2009..

3. Леонтьев А.Н. Образ мира .Избранные психологические произведения. - М, 1983. -251-261 с.

4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) //Большой психологический словарь. - М. 2003. - 312 с.

5. Ослон В.Н. Психодиагностика становления идентификации в замещающей семье // Вестник СПбГУ сер. №. 3, Психология. —2010. №12. — С.53-62

6. Ослон В.Н. Особенности психосоциального развития подростков-сирот в замещающей семье// Российский научный журнал. - 2011. — №5 (24) С.163-170

7. Ослон В.Н. Репрезентации родителей и себя в картине мира ребенка-сироты/ PSYEDU.ru. - 2012. - №4.

8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Том 2.— Ростов-на-Дону.,1996. -146 с.

9. Разумнова А,В, Адекватность образа ребенка у родителей с разными стилями семейного воспитания и личностными особенностями: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. М., 2007.

10. Романовский Н.В. Представления об образе взрослого у детей-сирот старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.10. М., 2010.

11. Ситников В.Л. Психология образа ребенка: В сознании субъектов педагогического процесса: дис. ... д-р. псих. наук: 19.00.07. СПб, 2001.

Literature:

1. Bubnov I.S. Peculiarities of self-image among adolescents and its formation in the conditions offamily education: dis. ... candidate of psychological sciences: 19.00.07. Irkutsk, 2005.

2. Вараева N.V. Adult Image in the minds of the pupils of the social rehabilitation center: dis. ... candidate of psychological sciences: 19.00.07. St Petersburg, 2009.

3. A.N. Leontiev. The image of the world. Psychological works. - M, 1983. -p. 251-261

4. Meshcheryakov, B.G., B. N. Zinchenko //Large dictionary of psychology. -M. 2003. - 312 p.

5. Oslon V.N. Psychodiagnostics of the formation of identification in a foster family // Vestnik SPbGU, ser. no. 3, Psychology. -2010. №12. - p.53-62

6. Oslon V.N. Peculiarities of psycho-social development of teenagers-orphans in foster family// Russian journal. - 2011. - №5 (24) Pp.163-170

7. Oslon V.N. Representation ofparents and myself in the picture of the child-orphans/ PSYEDU.ru. - 2012. - №4.

8. Petrovsky A. V., Yaroshevsky M.V. History and theory of psychology. Volume 2.-Rostov-on-don.,1996. -146p.

9. Razumnova A. Adequacy of the image of the child of parents with different styles offamily upbringing and personal features: dis. ... candidate ofpsychological sciences: 19.00.07. M., 2007.

10. Romanovsky N. V. Presentation about the image of the adult orphans senior pre-school age living in the orphanage: dis. ... candidate of psychological sciences: 19.00.10. M, 2010.

11. Sitnikov В.Л. Psychology of the image of the child :In the mind of the subjects of the pedagogical process: dis. ... Dr. ps. s: 19.00.07. SPb, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.