Научная статья на тему 'Исследования имиджа отечественного шоу-бизнеса'

Исследования имиджа отечественного шоу-бизнеса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1207
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белобрагин Виталий Викторович

Статья посвящена актуальной проблеме социальной психологии, психологии имиджа, имиджелогии и других смежных наук имиджу современного шоу-бизнеса, его влиянию на подрастающее поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARSHES OF IMAGE OF DOMESTIC SHOW-BUSINESS

The article is devoted to actual problem of social physiology, physiology of image, imagelogy and other the adjacent sciences to image of contemporary show-business, it’s influence into younger generation.

Текст научной работы на тему «Исследования имиджа отечественного шоу-бизнеса»

В.В. Белобрагин

ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ..

экономическое направление

УДК 159.9:316.6

ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ШОУ-БИЗНЕСА

© 2014

В.В. Белобрагин, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и социального права, член-корреспондент Академии имиджелогии, член Российского психологического общества РАН, член Союза журналистов РФ

Российский государственный социальный университет, Москва (Россия)

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме социальной психологии, психологии имиджа, имиджелогии и других смежных наук - имиджу современного шоу-бизнеса, его влиянию на подрастающее поколение.

Ключевые слова: имидж, психология имиджа, музыкальные кумиры подростков, музыкальные стили и направления.

Актуальная в последние два десятилетия категория «имидж» прочно вошла в лексикон современной науки, искусства и других сфер общественной, социальной жизни. Её востребованность объясняется большим влиянием имиджа на взаимоотношения между людьми, восприятие социальной действительности, эффективность работы. Внимание к имиджу особенно актуализировалось в конце ХХ века в связи с обострившимися социально-экономическими проблемами, выбора политических партий и общественных движений, конкуренцией на локальных и глобальном потребительских рынках, в сфере политики, с интенсивным ростом элементов информационного общества [1].

В России категория «имидж» стала объектом серьезного научного анализа в 1990-х годах, когда появились первые научные разработки, посвященные преимущественно психологическим аспектам создания индивидуального имиджа.

С недавних пор категория «имидж» стала применяться и к неодушевленным предметам, а также к идеальным структурам и образам. Таким образом, развитие этого понятия расширилось от технологии обеспечения личного обаяния до имиджа бренда, от предметного мира до общественных институтов.

В настоящее время понятие «имидж» применяется к любому объекту социальной практики: отдельной персоне (персональный), предприятию, фирме и пр. (корпоративный), определённой социальной позиции (имидж политика), профессиональной сферы (социального работника и др.), образованию (имидж выпускника РГСУ), а также к торговой марке («Орифлэйм» — Твои Мечты - Наше Вдохновение™ »), к предметам (имидж драгоценного камня), к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов — (например, имидж качества) [1].

По мнению президента Академии имиджелогии Е.А. Петровой, имидж функционирует как образ-представление, в котором соединяются внешние и внутренние характеристики объекта [7]. Е.А. Петрова классифицирует имидж с позиции объекта отражения: имидж человека, организации, профессии, предметов труда, материальных объектов природы. Таким образом, к началу 1990-х годов сформировалась система знаний в области имиджелогии, появились серьезные разработки по практическому имиджированию, по использованию имидж-технологий для формирования индивидуального, коллективного и массового сознания.

С учетом проведенного анализа понятие «имидж» можно определить как образ-представление, мнение, репутацию, идеализированную модель элементов общества, предметного мира, идеальных структур, носящий эмоционально окрашенный стереотипный характер... [4].

Е.А. Петрова предложила «трёхфакторную модель имиджелогического пространства (имиджелогическое трёхмерное поле), каждый имидж при его восприятии оценивается в системе трёх интегральных координат» (фактор «статусность, престижность»; фактор интегральной оценки; фактор значимости и близости). В научной школе Петровой разработана методология

исследования имиджа в образовании, медицине, шоу-бизнесе и др. [7].

В рамках наших исследований было выяснено, что современная подростковое музыкальное искусство (разные её стили и направления), является важной частью жизни подростков и молодежи. А именно они - основные потребители музыкальной продукции [2; 6].

Нами предложен следующий методический комплекс исследований, который позволяет изучить:

- социальную роль современного отечественного музыкального искусства в жизни подростковой аудитории;

- мотивацию выбора артистов (музыкантов) кумиров;

- характеристику музыкальных звёзд с точки зрения их психологических особенностей, профессионального мастерства, модности и т.д.;

- возможности прослушивания музыки;

- электронно-технических средств, с помощью которых осуществляется прослушивание музыки (Интернет, плейеры, смартфоны и др.).

Проведенные исследования 2004-2005 и 2012-2014 гг., общая выборка 700 человек (подростки от 10 до 16 лет), позволили достигнуть поставленной цели (выявить особенности восприятия подростками имиджа своих музыкальных кумиров в зависимости от пола и возраста, их влияние на социальное поведение подростков) и сделать следующие общие выводы:

1. Современные социальные отношения характеризуются возникновением новых средств массовых коммуникаций, «информационным взрывом», под влиянием которых меняются и эстетические ценности молодёжной аудитории (подростков). Включенные наблюдения, методы опроса и рефлексивные отчёты позволяют утверждать, что в связи с быстротечным проникновением новейших электронно-технических достижений, компьютерных технологий современное музыкальное искусство становится важной формой эстетического восприятия мира.

2. Современное молодёжное музыкальное искусство имеет большое социальное значение в жизни подростков, поскольку помогает наладить межличностную коммуникацию [1; 2; 3].

3. В подростковом возрасте наблюдается музыкальные предпочтения следующих жанров и направлений: популярная музыка, рок-музыка, модная музыка, «хип-хоп», «советская эстрада» и др.

Особенную роль в социальном восприятии и оценке музыкального искусства, формировании мотивации предпочтения играют музыкальные кумиры, представители того или иного музыкального жанра и направления. Отношение к кумирам носит ярко выраженный аффективный характер, выражает положительную оценку любимого артиста, отношение к нему, как к субъективно значимому человеку, что побуждает у подростков потребность идеентификации с кумиром, потребность подражать и заимствовать его ценности и формы поведения.

Если исследования 2003- 2004 гг. показали, что важными для подростков каналами распространения музыкального искусства являются такие СМИ, как телевидение, радио, интернет, а также продукция музыкальной

экономическое направление

В.В. Белобрагин

ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ...

индустрии: CD, MD, DVD, то в 2012-2014 гг. - интернет, плееры, смартфоны, компьютерная техника и с большим отрывом от них - радио и телевидение. По прежнему актуальны различные формы организации музыкально-групповых и массово-зрелищных мероприятий таких, как дискотеки, особенно «party», сольные и сборные концерты и т. д.

4. С возрастом постепенно увеличивается коммуникативное значение музыки. Расширяется спектр прослушиваемых музыкальных направлений - «тяжелая» музыка, спокойная музыка, однако именно в 1213 лет подростки наиболее подвержены музыкальной моде. Особую роль начинает играть музыка в 14-16 лет, она пронизывает всю жизнь подростка, становится необходимой для отдыха, учебы, работы, общения. Спектр прослушиваемых музыкальных направлений в возрасте 14-16 лет наиболее широк.

5. Половая специфика музыкальных ценностных ориентаций заключается, прежде всего, в музыкальных предпочтениях разного пола, в выборе музыкальных кумиров. Так, мальчики предпочитают более «тяжёлую» музыку (рок-музыка, панк-, «R'n'B», хип-хоп- и др.), а девочки - «танцевальную», «модную» поп-музыку. Исследования начала века и последних лет показывают определённые различия в выборе самих музыкальных кумиров, другое поколение - другие кумиры. Если кумирами подростков начала XXI века являлись: группы «Звери», «Дискотека Авария», «Король и шут», Глюкоза и др., то в 2012-20143 гг.: Дима Билан, Сергей Лазарев, Баста, Каста, Бьянка, Нюша, Ёлка и многие другие [4, 5, 6, 7, 8].

6. Нами представлена модель имиджа представителей музыкального искусства (музыкальных кумиров), который существует в сознании подростков, он содержит дифференцированные представления о внешнем облике артиста, его психологических характеристиках, степени профессионального мастерства и принадлежности к определенному музыкальному жанру и направлению.

7. Существует половая специфика в мотивации выбора музыкальных кумиров. Девочки выбирает музыкального кумира, ориентируясь на привлекательную внешность исполнителя, на его модность. Для мальчиков значимыми при выборе артиста являются следующие мотивы: «его слушают мои ровесники», «его музыка помогает в общении со сверстниками».

8. Существует возрастная динамика представлений подростков о внешнем облике музыкальных кумиров, оно проявляется в том, что для 10-11-летних подростков важно, чтобы у музыкального кумира был «эстетически привлекательный», модный и здоровый внешний облик», «стильные» одежда и причёска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белобрагин В.В. Имидж музыкальных кумиров у подростков. - М.: РИЦ АИМ, 2006.

2. Белобрагин В.В. Имидж отечественного шоу-бизнеса. - М.: РИЦ АИМ, 2008.

3. Белобрагин В.В. Имидж звёзд эстрады и шоу-бизнеса. - М.: РИЦ АИМ, 2009.

4. Белобрагин В.В. Феномен имиджа отечественного шоу-бизнеса: Монография. - М.: рИц АИМ, 2014.

5. Белобрагин В.В. Звёзды об имидже и судьбе: Научно-популярное издание. - М.: РИЦ АИМ, 2014.

6. Грошева Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов. Дисс. ...канд. психол. наук. - М.: МГСУ, 2004.

7. Петрова Е.А. Медицинская имиджелогия - инновационная наука XXI века // Экология, имидж, здоровье: сборник материалов 1-й Международной научно-практической конференции / под ред. Петровой Е.А. и Барадиной И.Н. - Минск: БелМАПО, 2013.

8. Шевцов А.М. Психологический анализ причин коррупционных действий, связанных с ошибками в управлении человеческими ресурсами // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №4 (24). С. 116-121.

RESEARSHES OF IMAGE OF DOMESTIC SHOW-BUSINESS

© 2014

V.V. Belobragin, PhD (physiology), associate professor of social work, physiology and social law department, correspondent member of Academy imagelogy, member of Russian psychological society of the Russian Academy of Sciences, member of Union of journalists of RF

Russian State Social University, Moscow (Russia)

Annotation: ТЪе articfe is devoted to actual ршЫет of social physiology, physiology of image, imagelogy and оШег Ше а4]асеШ: sciences - to image of со^трога^ stow-b^i^ss, it's Миепсе into younger generation.

Keywords: image, phystotogy of image, music idols of teenagers, music styks and directtons.

УДК 336.143(477)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УКРАИНЕ

©2014

О.Г. Чирва, доктор экономических наук, доцент кафедры «Маркетинга и управления бизнесом»

Н.В. Вишневская, аспирант кафедры «Маркетинга и управление бизнесом» Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация. В статье исследуются теоретические основы государственного регулирования межбюджетных отношений в Украине. Рассмотрены подходы относительно структуры государственного регулирования. Проанализированы фискальные функции, где наибольшая заинтересованность представлена распределением финансовых полномочий между уровнями власти. Выделены особенности организации процесса государственного регулирования межбюджетных отношений.

Ключевые слова: государственное регулирование, межбюджетные отношения, структура государственного регулирования, бюджетное регулирование, фискальные функции, разъединения политических и межбюджетных отношений.

Пстановка задачи. Государственное регулирование играет весомую роль в эффективном функционировании экономики и является действенным инструментом экономического развития страны и регионов. Трансформационные процессы в отечественной экономике активизируют необходимость исследования параметров вмешательства государства в социально-эконо-

мическую жизнь общества.

Анализ последних исследований и публикаций. Среди весомых научных исследований зарубежных ученых в сфере межбюджетных отношений можно назвать труды ДЖ. Б'юкенена, С. Бейли, Б.А. Вагнера, В. Еванса, ДЖ.М. Кейнса, И. Озерова, В. Оутса, К. Фостера, М. Фридмена, Е. Хансена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.