Научная статья на тему 'Формирование сценического имиджа эстрадных певцов'

Формирование сценического имиджа эстрадных певцов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3127
350
Поделиться
Ключевые слова
АРТИСТ / КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / CONCERT PERFORMANCE / ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ / POP SINGING / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕПЕРТУАР / HIGHLY ARTISTIC REPERTOIRE / КОМПЕТЕНЦИЯ ЭСТРАДНЫХ ПЕВЦОВ / POP SINGERS'' COMPETENCE / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / QUALITATIVE CHARACTERISTICS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИМИДЖ / IMAGE / ACTOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петренко Евгения Владимировна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной эстрады формированию сценического имиджа в профессиональной деятельности эстрадных исполнителей. В статье дается четкое определение категории «сценический имидж эстрадного певца» как интегративное свойство личности. Также раскрываются психолого-педагогические условия наиболее эффективного воздействия на артистов. Данная проблема рассматривается с позиций философии, социологии, педагогики, психологии и методики. В статье даются I рекомендации по созданию сценического имиджа эстрадных певцов. Раскрываются этапы формирования сценического имиджа, непосредственно связанного с исполняемым произведением. Автором выявлены противоречия между практической необходимостью обучения основам артистического имиджа и отсутствием теоретико-методического обеспечения. Подчеркивается острая необходимость в разработке данной проблематики на современном этапе развития массовой культуры молодежи.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Петренко Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMATION OF THE STAGE IMAGE OF POP SINGERS

The article is devoted to one of the most pressing problems of modern pop music to the formation of stage image in the professional activity of pop singers. The article gives a clear definition of the category "stage image of a pop singer" as an integrative property of the individual. It also reveals the psychological and pedagogical conditions of the most effective impact on actors. This problem is considered from the standpoint of philosophy, sociology, pedagogy, psychology and methodology. The article provides recommendations on the creation of pop singers' stage image and describes the stages of its formation which is directly connected with the performed piece of work. The author reveals the contradiction between the practical need of learning the basics of the artistic image and the lack of theoretical and methodological support. The urgent need in the development of the given issue at the present stage of the development of mass youth culture is emphasized.

Текст научной работы на тему «Формирование сценического имиджа эстрадных певцов»

УДК 372.878; 792.7 ББК 74.268.53; 85. 364.1

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ИМИДЖА ЭСТРАДНЫХ ПЕВЦОВ

| Е.В. Петренко

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современной эстрады - формированию сценического имиджа в профессиональной деятельности эстрадных исполнителей. В статье дается четкое определение категории «сценический имидж эстрадного певца» как интегративное свойство личности. Также раскрываются психолого-педагогические условия наиболее эффективного воздействия на артистов. Данная проблема рассматривается с позиций философии, социологии, педагогики, психологии и методики. В статье даются рекомендации по созданию сценического имиджа эстрадных певцов. Раскрываются этапы формирования сценического имиджа, непосредственно связанного с исполняемым произведением. Автором выявлены противоречия между практической необходимостью обучения основам артистического имиджа и отсутствием теоретико-методического обеспечения. Подчеркивается острая необходимость в разработке данной проблематики на современном этапе развития массовой культуры молодежи.

108

Ключевые слова: артист, концертное выступление, эстрадное пение, психолого-педагогические условия, профессиональная деятельность, высокохудожественный репертуар, компетенция эстрадных певцов, качественные характеристики, учебный процесс, имидж.

FORMATION OF THE STAGE IMAGE OF POP SINGERS

| E.V. Petrenko

Abstract. The article is devoted to one of the most pressing problems of modern pop music - to the formation of stage image in the professional activity of pop singers. The article gives a clear definition of the category "stage image of a pop singer" as an integrative property of the individual. It also reveals the psychological and pedagogical conditions of the most effective impact on actors. This problem is considered from the standpoint of philosophy, sociology, pedagogy, psychology and methodology. The article provides recommendations on the creation of pop singers' stage image and describes the stages of its formation which is directly connected with the performed piece of work.

The author reveals the contradiction between the practical need of learning the basics of the artistic image and the lack of theoretical and methodological support. The urgent need in the development of the given issue at the present stage of the development of mass youth culture is emphasized.

Keywords: actor, concert performance, pop singing, psychology and pedagogical conditions, professional activity, highly artistic repertoire, pop singers' competence, qualitative characteristics, educational process, image.

Артист — специалист социально-культурной сферы, его миссия — быть проводником к принятым в обществе ценностям и идеалам, его деятельность связана с общением, с публичными выступлениями. Сценический имидж артиста является одним из необходимых условий выполнения данной миссии, в связи с этим и эстрадный исполнитель должен владеть методикой формирования имиджа.

Существуют исследования в области имиджелогии таких авторов, как В.М. Шепель [1-3], А.Ю. Пана-сюк [4], Г.Г. Почепцов [5-7], И.А. Федоров [8] и др. Но литература, в которой раскрывались бы вопросы имиджа эстрадного артиста, практически отсутствует. Так же нет литературы по освоению методики формирования сценического имиджа. Следовательно, существует противоречие между практической необходимостью обучения основам формирования артистического имиджа и отсутствием соответствующего теоретико-методического обеспечения. С практической и с теоретической точки зрения освоение технологии формирования сценического имиджа артиста - это задача, имеющая непосредственное отношение к педагогике и психологии музыкального образования, и не решать ее - значит

оставлять закрытым для исследований целый пласт проблем, и прежде всего в обучении певцов эстрадного направления. Если проанализировать тематику исследований последних лет, можно сделать вывод, что феномен имиджа выступает в качестве предмета или объекта научного дискурса в разных отраслях научного знания. Наиболее активно исследование этого феномена происходит в психологии, педагогике, социологии и философии.

Теоретическое обоснование феномена «имидж», различные аспекты и вопросы формирования имиджа представителей разных социальных групп представлены в трудах В.М. Шепеля [1-3], А.Ю. Панасюка [4], И.Ф. Симоновой [9] и др. Среди авторов диссертаций последних лет можно назвать В.В. Белобрагина [10], Е.В. Емельянову [11], Е.М. Забазно-ву [12], Т.В. Метляеву [13], Е.М. Сам-сонову [14], но специальной литературы, в которой рассматривается тема имиджа эстрадного исполнителя, крайне мало.

Отсутствие учебно-методических пособий, посвященных освоению технологии формирования сценического имиджа эстрадного певца в процессе профессиональной подготовки, отрицательно сказывается на количественном росте системы обра-

зования в области эстрадного исполнительства.

В последнее десятилетие издано немало книг и статей, в которых раскрывается тема имиджа. В них представлены как донаучные, так и научные представления об этом феномене. На уровне обыденного сознания считается, что имидж — это всего лишь внешний вид: одежда, прическа, макияж. Но такие исследователи проблемы, как В.М. Шепель [1—3], В.Г. Горчакова [15-17], А.С. Коваль-чук [18], И.А. Федоров [8], Г.Г. По-чепцов [5-7] и др. утверждают, что это понятие несет в себе более глубокий смысл, имеющий отношение к психологии поведения человека, его внутреннему миру.

С точки зрения философии понятие имидж тесным образом переплетается с такими категориями, как духовность, мораль, этика, эстетика, которые представляются важными в практическом аспекте в связи с необходимостью применения нравственных, эстетических и этических критериев к средствам, технологиям 11° его создания и т.д. На основе анализа философских концепций, раскрывающих сущность категории «имидж», можно сделать вывод о том, что ее можно понимать как личностно-ори-ентриванную структуру, которая является эквивалентом субъективного отношения человека к социальным процессам, явлениям, другим людям.

Наибольший опыт практических и теоретических исследований, связанных с имиджем, накоплен в психологической науке, где имидж определяется, как особый психический образ, а деятельность по его созданию в содержательном отношении как специфическую психо-

логическую деятельность. В рамках психологии, в том числе социальной, политической, психологии рекламы, активно исследуются психологические механизмы формирования имиджа, разрабатываются диагностические методики оценки имиджа, соответствующих методов, инструментов. В настоящее время психология имиджа представляет самостоятельный раздел психологической науки, разработанную научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен.

В социологии категория имидж определяется как мнение, как оценочное суждение, которое опирается на процесс социального оценивания; как социальный портрет, совокупность свойств, приписываемых объекту рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему; как составная часть определенной социальной роли, то есть как совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

Имидж включает в себя:

1) роль — стереотипы поведения, ожидаемые поведенческие модели, связанные с положением человека в группе и обществе, его статусом;

2) статусные символы — внешние знаки отличия, позволяющие распознавать носителей статусов, одежда (например, униформа), язык, манеры, прическа, жилье, атрибуты (например, награды, значки);

3) статусную идентификацию — степень того, насколько человек отождествляет себя с определенным

статусом, ведет себя и выглядит соответствующим образом.

Большинство вышеперечисленных исследователей упоминают в своих трудах о высоком значении категории «имидж» в области музыковедения, но не уделяют данному вопросу должного внимания. Так, например, В.М. Шепель в своей книге «Имиджелогия. Как нравиться людям» [1] утверждает, что имидж - это образ, служащий предметом идентификации человека и стиля его жизни. «Влюбляясь» в имидж артиста, поклонники эстрады нередко начинают подсознательно копировать его внешний вид и поведение. Таким образом, возникает новая социальная группа, интегрированность которой определяется тем, что у ее членов одни и те же шлягерные кумиры, а следовательно, - одни и те же критерии самооценки и ожидания от общества.

Формирование имиджа представляет собой способ достижения внешней яркости и выразительности внутреннего образа имидженосите-ля, утверждает В.Г. Горчакова. Управление имиджем - процесс осмысленного, целенаправленного и систематического воздействия имиджено-сителя на имиджепотребителя на основании постоянно поступающей обратной связи из внешней среды.

Имидженоситель - это субъект имиджа, респондент, стимулирующее начало имиджевой коммуникации. При этом имиджепотребителем является субъект имиджевого воздействия или другая (принимающая, менее активная) сторона имиджевой коммуникации.

Имиджевое взаимодействие предполагает неограниченный и постоянно развивающийся процесс создания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и представления публичного образа личности в процессе имиджевой коммуникации, обусловленное ведущей либо профессиональной деятельностью имидженосителя, его целями и задачами, а массовым потребителем услуг имиджмейкеров является шоу-бизнес. Шоу-бизнес как особое направление коммерческой деятельности охватывает разнообразные виды и жанры искусства. Наиболее приоритетное направление в шоу-бизнесе получила музыкальная индустрия, поэтому категория «имидж» тесно связана с искусством эстрады и профессиональной деятельностью эстрадного исполнителя в частности. Правильно выстроенный имидж исполнителя может помочь ему не только с меньшими моральными и психологическими издержками адаптироваться к предстоящему выступлению, но и также помогает донести до зрителя содержание музыкально-художественного номера. «Имидж - мощное средство вхождения в психическое пространство личности. Чем лучше мы умеем производить впечатление, тем глубже проникаем в психологию личности, получая возможность привлечь ее внимание к себе», — утверждает М.В. Шепель [1, с. 552]. Также В.М. Шепель и В.Г. Горчакова в своих трудах дают рекомендации по созданию сценического имиджа эстрадного певца: 1) создание картограммы эстрадного исполнителя - выявление индивидуальных, личностных и профессиональных характеристик (непосредственно исполнителя как индивида); 2) создание картограммы художественного персонажа исполняемого произведения - это совокупность личностных, индивидуальных

111

112

и профессиональных качеств исполнителя с вымышленными личностными характеристиками, присущими образу персонажа в исполняемом произведении; 3) личностный настрой исполнителя (актуализированный интерес и мотивированность эстрадного исполнителя на создание образа персонажа исполняемого произведения); одним из конкретных технологических приемов такой морально-психологической подготовки к созданию имиджа является разработка и освоение индивидуальной «Я-концепции» (сущность, структура, самоустановка); 4) «фейсбилдинг» (термин В.М. Шепеля) — это создание лица: мимика, макияж, грим, волосы, прическа — включает в себя целый ряд положений, которые связаны с созданием соответствующего лица, адекватного замыслу имиджа как составной части той части тела, которая называется головой; 5) ки-несика и жесты (информативность, язык телодвижений) — искусство использования телесных данных исполнителя в целях создания целостного образа музыкально-художественного номера; жесты неразрывно связаны с фрагментарностью кинетики нашего тела, то есть с манерами поведения, которые выражают отношения исполнителя «в образе» к аудитории, к ситуативности происходящего; 6) дизайн одежды (разнообразие стилевых решений в костюме эстрадного певца в большей степени зависит от жанра исполняемого им произведения) — одежда выступает как средство общения исполнителя со зрителем, как инструмент воздействия на аудиторию, помогая более подробно донести основную мысль и личностные характеристики об-

раза персонажа музыкально-художественного номера; 7) «очарование словом» (термин В.М. Шепеля) — это культура, манера общения; смысловая составляющая исполняемого произведения, умение донести основную мысль, заложенную в тексте произведения; важная составляющая имиджа исполнителя; 8) «очарование звуком» — певческие данные исполнителя: владение различными вокальными методиками и приемами, индивидуальный тембровый окрас голоса, диапазон исполнителя; 9) энергетика и харизматичность эстрадного исполнителя — это способность исполнителя привлечь и удержать внимание публики на протяжении всего своего выступления, а так же помочь зрителю «прожить судьбу» персонажа исполняемого произведения; 10) система самозащиты (стрес-соустойчивость, физическая самозащита) — самообладание и четкая ориентация в просчете вариантов своих возможных действий.

Эстрадному исполнителю необходимо пройти три этапа формирования сценического имиджа, непосредственно связанного с исполняемым произведением:

1) этап внутренней работы над образом:

• имиджевое развитие образа персонажа исполняемого произведения — осмысление изучаемого музыкального произведения с позиции исполнителя (образное мышление, воображение, ощущения);

• имиджевый анализ образа персонажа исполняемого произведения — это анализирование образа персонажа исполняемого произведения: наделение персонажа особыми личностными характеристиками,

процесс выявления внутренних образов уникальной личностной идентичности, образов этапов и задач социализации индивида);

• имиджевая трансформация образа персонажа исполняемого произведения - это внутреннее перевоплощение исполнителя в желаемый образ персонажа исполняемого произведения, на основе осознания имиджевых сигналов, сначала актуальных, потом желаемых, в процессе поструктурной имиджевой диссоциации с актуальным имиджем, ассоциации с желаемым образом, запоминание и присвоения последнего;

• имиджевая активация образа персонажа исполняемого произведения - актуализация исполнителем внутренних психологических и интуитивных процессов достижения желаемого образа персонажа исполняемого музыкально-художественного произведения;

2) этап внешней работы над образом:

• стилизация образа персонажа музыкального произведения - объективизация телесного, природных психофизических особенностей эстрадного исполнителя через костюм, прическу, аксессуары (габи-тарный имидж);

• ресурсное обеспечение имиджа персонажа музыкального произведения - режиссерское оформление музыкального номера: (ревизия, систематизация, активация и наращивание имиджевых ресурсов, их сознательное использование и восполнение);

• профессиональная индивидуализация исполнителя - активация, находжение и закрепление неповторимых способов визуальной, ауди-

альной, чувственно-осязательной, пластической, средовой и профессиональной выразительности, складывающейся в индивидуальный стиль деятельности, где имидж исполнителя является системообразующим фактором этого стиля;

• актуализация цели создания имиджа персонажа предполагает нахождение образа, настроения или цели, его присвоение и реализацию: происходит фиксация актуальной установки, отвечающей потребностям индивида, запуск внутренних ассоциативных механизмов целенаправленной непроизвольной активации деятельности респондента; процесс активации внутреннего образа исполнителя и его внешнего проявления за счет взаимообразного внушения всех участников имиджевого процесса; обеспечивает гармонизацию сознательного и бессознательного имидженосителя (исполнителя) и имиджепотребителя (аудитория, зритель), снятие самоконтроля, повышение целостности, сфокусированности и в результате повышения эффективности имиджевой коммуникации;

• высвобождение имиджевых ресурсов исполнителя - раскрепощение и достижение внутренней свободы эстрадного певца в исполнении музыкально-художественного номера за счет образной коррекции, терапии и превращения энергии комплексов в ресурсы уникальной личностной идентичности; имиджевая коррекция - преодоление барьеров, ограничивающих убеждений, ломка стереотипов, снятие застойных убеждений; имиджевая терапия -разрешение внутренных конфлитов, страхов, психологических проблем

113

114

личностного роста и постстрессовых расстройств — обусловлена стиранием или изменением эмоционального следа через изменение образа ситуации с переводом негативных эмоциональных состояний в новые рациональные убеждения;

3) этап управления имиджем:

• создание материальных информационных имиджевых носителей — создание непротиворечивой концепции образа и его непосредственных носителей — имиджевых агентов; имиджевые агенты — информационные посредники между имидженосителем (исполнителем) и имиджепотребителем (аудиторией, зрителем), обладающие дополнительной информационно-трансформационной силой за счет необходимого и желательного акцентирования имиджевой информации, ее преломления под углом желаемого впечатления, развития и стимуляции. Имиджевыми агентами в данном случае выступают различные PR-акции (реклама, самореклама): через СМИ, интернет-ресурсы. Так же имиджевыми агентами являются и люди непосредственно причастные к созданию музыкально-художественного номера — это работники сцены: декоратор, режиссер света, звукорежиссер, в некоторых случаях и ведущий мероприятия (концерта), но самым главным имиджевым агентом является режиссер-постановщик эстрадного номера, которым зачастую является сам исполнитель;

• наполнение внешнего имиджевого пространства необходимыми материальными и информационными имиджевыми носителями — выброс имиджесодержащей информации, заполнение возникших имиджевых

пустот; имиджевая пустота обуславливается недостающей имиджевой информацией, которая требует заполнения со стороны либо имидже-носителя (исполнителя), либо имид-жепотребителя (аудитории, зрителя) в соответствии с интересами, актуальными потребностями и особенностями имиджепотребителей;

• оперативное произвольное регулирование имиджевого пространства — представляет собой реакцию исполнителя на обратную связь с аудиторией, осуществляемую в процессе имиджевой коммуникации с целью достижения желаемого эффекта; использование косвенной имиджевой информации наиболее эффективно и целесообразно, поскольку имидже-потребитель (аудитория) ей доверяет больше и более эмоционально на нее реагирует; внутреннее имиджевое пространство — внутреннее ощущение себя тем или иным образом или личностью, достигается психоаналитическими приемами и техниками; внешнее имиджевое пространство представляет собой внешнюю объективизацию своего внутреннего образа; на стыке внутреннего и внешнего имиджа состояние имидженосителя обеспечивается техниками форсажного состояния.

При освоении всех вышеперечисленных позиций и этапов формирования сценического имиджа эстрадный исполнитель должен выйти на более высокий профессиональный уровень, следственно этому необходимо учить.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

• изучение категории «сценический имидж» имеет колоссальное значение в профессиональной под-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

готовке артиста и является одним из важнейших составляющих полноценного воплощения художественного образа исполняемых произведений;

• освоение технологии формирования сценического имиджа будет более эффективным при установлении связей между режиссерскими принципами, направленными на создание эстрадного номера, и индивидуальными особенностями эстрадного певца.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям [Текст] / В.М. Шепель. -М.: Народное образование, 2002. - 552 с.

2. Шепель, В.М. Имиджелогия: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов I-го Всероссийского научного семинара Лиги Профессиональных Имиджмейкеров и Института Индустрии Моды [Текст] / В.М. Шепель, Н.С. Титова. - М.: Кириллица, 2003. - 157 с.

3. Шепель, В.М. Профессия имиджмейкер [Текст] / В.М. Шепель. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 523 с.

4. Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж [Текст] / А.Ю. Панасюк. - М.: Дело, 1998. - 239 с.

5. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия [Текст] / Г.Г. Почепцов. - СПб.: Алетейя, 2001. -256 с.

6. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия [Текст] / Г.Г. Почепцов. - СПб.: Релф-бук, 2006. -576 с.

7. Почепцов, Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года [Текст] / Г.Г. По-чепцов. - М.: Лабиринт, 1998. - 188 с.

8. Федоров, И.А. Индивидуальный имидж как феномен духовной жизни общества: дис. ... д-ра соц. наук: 22.00.06 [Текст] / И.А. Федоров. - Тамбов, 1998. - 366 с.

9. Симонова, И.Ф. Педагогика имиджа. Монография [Электронный ресурс] / И.Ф Симонова. СПб., 2012. - 304 с. - URL: http:// simmerk.ru/ (дата обращения: 2.06.2015).

10. Белобрагин, В.В. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров: дис. ... канд. пед. наук: 19.00.05 [Текст] / В.В. Белобрагин. - М., 2005. - 249 с.

11. Емельянова, Е.В. Психосемиотика предметной среды как фактор формирования персонального имиджа: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 [Текст] / Е.В. Емельянова. - М., 2004. - 240 с.

12. Забазнова, Е.М. Влияние Я-концепции на формирование конгруэнтного имиджа личности: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 [Текст] / Е.М. Забазнова. - Краснодар, 2001. - 174 с.

13. Метляева, Т.В. Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 [Текст] / Т.В. Метляева. - Владивосток, 2009. - 29 с.

14. Самсонова, Е.М. Имидж творческой интеллигенции: проблемы идентификации и самоидентификации: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 [Текст] / Е.М. Самсонова. - Хабаровск, 2005. - 20 с.

15. Горчакова, В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа [Текст] / В.Г. Горчакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 252 с.

16. Горчакова, В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В.Г. Горчакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 335 с.

17. Горчакова, В.Г. Прикладная имиджело-гия [Текст] / В.Г. Горчакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 478 с.

18. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии: учебное пособие для педагогических вузов [Текст] / А.С. Ковальчук. - Ростов н/Д: РГПУ, 2002. - 136 с.

19. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2000. - 368 с.

REFERENCES

1. Belobragin V.V., Polovozrastnye razlichiya vospriyatiya podrostkami imidzha muzykal-nykh kumirov, PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2005, 249 p. (in Russian)

2. Dmitriev L.B., Osnovy vokalnoy metodiki, Moscow, 2000, 368 p. (in Russian)

115

3. Emelyanova E.V., Psikhosemiotika predmet-noy sredy kak faktor formirovaniya person-alnogo imidzha, PhD dissertation (Psychology), Moscow, 2004, 240 p. (in Russian)

4. Fedorov I.A., Individualnyy imidzh kak fenomen dukhovnoy zhizni obshchestva, ScD dissertation (Sociology), Tambov, 1998, 366 p. (in Russian)

5. Gorchakova V.G., Prikladnaya imidzhelogiya, Rostov n/D, 2010, 478 p. (in Russian)

6. Gorchakova VG., Imidzh: rozygrysh ili kod dostupa, Rostov n/D, 2011, 252 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gorchakova V.G., Imidzhelogiya. Teoriya i praktika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, Moscow, 2011, 335 p. (in Russian)

8. Kovalchuk A.S., Osnovy imidzhelogii: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskikh vuzov, Rostov n/D, 2002, 136 p. (in Russian)

9. Metlyaeva T. V, Igrovaya modelformirovaniya imidzha v sotsiokulturnom kontekste: Extended abstract of PhD dissertation (Culture Studies), Vladivostok, 2009, 29 p. (in Russian)

10. Panasyuk A.Yu., Vam nuzhen imidzhmeyker? Ili o tom, kak sozdavat svoy imidzh, Moscow, 1998, 239 p. (in Russian)

11. Pocheptsov G.G., Imidzhelogiya, Sankt-Pe-tersburg, 2006, 576 p. (in Russian)

12. Pocheptsov G.G., Imidzhelogiya, Sankt-Pe-tersburg, 2001, 256 p. (in Russian)

13. Pocheptsov G.G., Istoriya russkoy semiotiki do i posle 1917 goda, Moscow, 1998, 188 p. (in Russian)

14. Samsonova E.M., Imidzh tvorcheskoy intel-ligentsii: problemy identifikatsii i samoiden-tifikatsii: Extended abstract of PhD dissertation (Sociology), Khabarovsk, 2005, 20 p. (in Russian)

15. Shepel V.M., Imidzhelogiya. Kak nravitsya lyudyam, Moscow, 2002, 552 p. (in Russian)

16. Shepel V.M., Professiya imidzhmeyker, Rostov n/D, 2008, 523 p. (in Russian)

17. Shepel V.M., Titova N.S., "Imidzhelogiya: tendentsii i perspektivy razvitiya", in: Sborn-ik materialov I-go Vserossiyskogo nauchno-go seminara Ligi Professionalnykh Imidzh-meykerov i Instituta Industrii Mody, Moscow, 2003, 157 p. (in Russian)

18. Simonova I.F., Pedagogika imidzha, Sankt-Petersburg, 2012, 304 p. (in Russian)

19. Zabaznova E.M., Vliyanie Ya-kontseptsii na formirovanie kongruentnogo imidzha li-chnosti, PhD dissertation (Psyhology), Krasnodar, 2001, 174 p. (in Russian)

Петренко Евгения Владимировна, аспирантка, кафедра музыкально-исполнительского искусства в образовании, Московский педагогический государственный университет, Магда^«а@^.ш

Petrenko Eu.V., Post-graduate Student, Department of Singing and Choral Conducting, Moscow State Pedagogical University, Маrgatova@list.ru