Научная статья на тему 'Исследования эмоционального состояния учащихся в процессе обучения'

Исследования эмоционального состояния учащихся в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1119
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL TESTING / YOUNGER SCHOOL AGE / EMOTIONAL SPHERE / GENDER DIFFERENCE / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перепёлкина Валентина Александровна

В статье представлены результаты эмпирического (психологического) исследования, в котором приняли участие дети младшего школьного возраста на предмет их эмоциональных реакций, опосредованных внешними и внутренними факторами. Установлена взаимосвязь эмоциональных реакций и гендерных различий. Определена ведущая роль обучения в умственном развитии детей, выявлено значение психолого-педагогических условий их реализации. Установлена взаимосвязь школьной практики и формирования успешности, «эмоционального комфорта» и уверенности детей данной возрастной группы в своих возможностях. Результаты исследований актуальны и значимы, прежде всего, для школьного педагога-психолога и родителей детей данной возрастной группы. Поскольку предметом исследования была эмоциональная сфера, то выявленная специфика данной сферы у детей младшего школьного возраста поможет создать необходимые условия для развития ребенка и выбрать направления (в случае необходимости) для коррекционной деятельности. Развитие эмоциональной компетентности и эмоциональной культуры, совершенствование способностей к пониманию эмоционального состояния и чувств окружающих дает ребёнку возможность обрести уверенность в себе и лучше адаптироваться в новой ситуации, в новом виде деятельности. На основании результатов исследования эмоциональных особенностей, предлагается усовершенствовать направленность развивающей деятельности образовательных учреждений (например, используя арт-терапию, сказко-терапию, квесты и др.) с детьми младшей школьной группы. Целевой задачей такой работы послужит использование современных инновационных технологий, направленных на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, влияющих как на успешное обучение в школе, так и на эффективное межличностное взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перепёлкина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researches of an emotional condition of pupils in the course of training

The atritcle presents the results of empirical (psychological) research, in which primary school pupils took part. The subject of the research was children's emotional reactions mediated by external and internal factors. There were found interrelation between emotional reactions and gender differences. The leading role of training in intellectual development of children is defined, the value of psychology and pedagogical conditions of their realization is revealed. The interrelation of school practice and formation of success, "emotional comfort" and confidence of children of this age group in the opportunities is established. Results of researches are relevant and significant, first of all, for the school educational psychologist and parents of children of this age group. As the emotional sphere was an object of research, the revealed specifics of this sphere at children of younger school age will help to create necessary conditions for development of the child and to choose the directions (in case of need) for correctional activity. Development of emotional competence and emotional culture, improvement of abilities to understanding of an emotional state and feelings of people around gives to the child the chance to find self-confidence and it is better to adapt in a new situation, in a new type of activity. On the basis of results of a research of emotional features, it is offered to improve orientation of the developing activity of educational institutions (for example, using an art therapy, the fairy tale therapy, quests, etc.) with children of younger school group. Use of the modern innovative technologies directed to formation and development of the emotional and strong-willed sphere and the personal qualities influencing both successful training at school and to effective interpersonal interaction will serve as a target task of such work.

Текст научной работы на тему «Исследования эмоционального состояния учащихся в процессе обучения»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Перепёлкина В. А. Исследования эмоционального состояния учащихся в процессе обучения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Perepelkina V.A. (2019). Researches of an emotional condition of pupils in the course of training. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN219.pdf (in Russian)

УДК 159.9

Перепёлкина Валентина Александровна

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», Санкт-Петербург, Россия

Доцент

Кандидат философских наук E-mail: 480621@bk.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=665252

Исследования эмоционального состояния учащихся в процессе обучения

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического (психологического) исследования, в котором приняли участие дети младшего школьного возраста на предмет их эмоциональных реакций, опосредованных внешними и внутренними факторами. Установлена взаимосвязь эмоциональных реакций и гендерных различий. Определена ведущая роль обучения в умственном развитии детей, выявлено значение психолого-педагогических условий их реализации. Установлена взаимосвязь школьной практики и формирования успешности, «эмоционального комфорта» и уверенности детей данной возрастной группы в своих возможностях. Результаты исследований актуальны и значимы, прежде всего, для школьного педагога-психолога и родителей детей данной возрастной группы. Поскольку предметом исследования была эмоциональная сфера, то выявленная специфика данной сферы у детей младшего школьного возраста поможет создать необходимые условия для развития ребенка и выбрать направления (в случае необходимости) для коррекционной деятельности.

Развитие эмоциональной компетентности и эмоциональной культуры, совершенствование способностей к пониманию эмоционального состояния и чувств окружающих дает ребёнку возможность обрести уверенность в себе и лучше адаптироваться в новой ситуации, в новом виде деятельности.

На основании результатов исследования эмоциональных особенностей, предлагается усовершенствовать направленность развивающей деятельности образовательных учреждений (например, используя арт-терапию, сказко-терапию, квесты и др.) с детьми младшей школьной группы. Целевой задачей такой работы послужит использование современных инновационных технологий, направленных на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, влияющих как на успешное обучение в школе, так и на эффективное межличностное взаимодействие.

Ключевые слова: психодиагностика; младший школьный возраст; эмоциональная сфера; гендерные различия; процесс обучения

В настоящее время хорошо изучены медицинские и физиологические аспекты развития детей младшего школьного возраста. Психологические проблемы детей в период начала обучения в школе, проблема интеллектуальной и мотивационной готовности к школьному обучению освещены в современной литературе достаточно полно (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер). Например, Л.С. Выготский в работе «Педагогическая психология» в главе «Воспитание эмоционального поведения» подчеркивает, что «если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живая боль, живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение» [3, с. 104-105].

Можно утверждать, что результаты многочисленных экспериментов, проводимых школой Л.С. Выготского, позволили доказать не только ведущую роль обучения в умственном развитии детей, но и выявить значение психолого-педагогических условий его реализации. Одним из таких условий выступает эмоциональное сопровождение процесса обучения.

С другой стороны, эмоциональная сфера и личностные особенности детей младшего школьного возраста, их эмоциональные реакции в новых ситуациях, в современной педагогической среде (получение оценок и проверка знаний) исследованы недостаточно.

Существует множество понятий эмоций.

Хрестоматийное понятие эмоции (франц. emotion, от лат. emover - возбуждать, волновать) - это физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную эмоциональную окраску и охватывающее все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [1]. Термин «эмоция» используется для описания реакций, состояний, настроений, чувств, свойств и расстройств [2, с. 12].

О.А. Орехова описывает эмоцию как «особый механизм отражения индивидом объективной реальности», как сложный процесс, соотносимый с понятиями «отношение к миру», отражение «духовного», «психического» [10, с. 10].

Эмоция - это, как правило, временное, ситуативное, преходящее переживание (например, в виде радости, наслаждения или гнева, злости, возмущения), обусловленное обстоятельствами и особенностями индивида, то есть, эмоция всегда имеет субъективный характер. В зависимости от ситуации и жизненного опыта человека один и тот же фактор среды может вызвать положительные или отрицательные эмоции [10, с. 11-12].

Существует множество классификаций эмоций. Наиболее известная классификация, данная К.Э. Изардом в работе «Психология эмоций» [7] - это деление эмоций на фундаментальные и производные. К фундаментальным автор относит следующие эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину. Эмоция описывается К.Э. Изардом как нечто, переживаемое как чувство, мотивирующее и направляющее восприятие, мышление и действия, а также как специфические состояния, сформированные естественным отбором, способствующие адаптации в специфических ситуациях. Многогранность проявлений на различных уровнях отражения и деятельности, сложных отношений с предметным содержанием, способность к слиянию не дают возможности линейно классифицировать эмоции [7].

Ряд авторов, работающих в сфере педагогической психологии (Л.А. Регуш, А.В. Орлова и др.), выделяют области использования процедур психодиагностики в процессе обучения, а в целом - в педагогической практике, которые (области) могут быть определены как ориентиры для процесса обучения. Согласно указанным авторам, прежде всего, диагностируются [11; 12]:

• образовательный процесс как единое целое;

• индивидуальные особенности субъектов образовательного процесса;

• возрастные возможности и резерв развития обучающихся;

• различные формы отставания в развитии и нарушения в поведении;

• социально-психологический климат образовательной среды.

Уточняя некоторые выделенные выше ориентиры, в частности, «диагностика социально-психологического климата», вышеназванные авторы подчеркивают: «каждый возрастной период и каждый этап социализации в системе образования имеет собственную «климатическую специфику. <.. .> в младшем возрасте важно отношение взрослого к ребенку» [12, с. 76].

A.Н. Фоминова и Л.Н. Шабанова, ссылаясь на исследования Л.С. Выготского, подчеркивают: «обучение, по Л.С. Выготскому, является движущей силой психического развития. Без обучения эффективное психическое развитие ребенка невозможно» [14, с. 36]. Тем самым авторы подчеркивают неразрывную связь процесса обучения с психическими процессами, в том числе, и с эмоциональной сферой.

B.А. Крутецкий отмечает «противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребёнка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности». Таким образом, «требования всё время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню» [9, с. 323].

А.И. Захаров отмечает, «в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида, в контексте его отношений с окружающими людьми. <.> В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других <...> развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения» [6, с. 91].

В настоящее время хорошо изучены медицинские и физиологические аспекты развития детей младшего школьного возраста. Кроме того, расширяя предметную область изучения влияния эмоционального фактора на процесс обучения, в научных исследованиях делается акцент на эмоциональной сфере и личностных особенностях детей младшего школьного возраста [4; 6; 9; 15]. Имеются практические работы по диагностике эмоционально-нравственного развития [5]. Ряд работ посвящен исследованиям эмоциональных состояний в детских творческих коллективах, где «важны факторы психолого-педагогического характера, включая оценку роли педагогов как руководителей-наставников в художественных коллективах [8, с. 243].

Актуальность данного подхода заключается в том, что в настоящее время имеет место включение школьников в значительно больший спектр образовательных услуг в лицеях, школах и гимназиях, что требует анализа эмоциональных реакций детей младшего школьного возраста в новых образовательных ситуациях. При этом основное внимание направленно именно на «подготовленность» детей к обучению, а не на формирование психологической готовности, в том числе и эмоциональной, к самому процессу обучения, к ситуации оценивания и обязанностям школьника.

Далеко не все дети психологически, и прежде всего эмоционально, «готовы» не только узнавать новое, но и выстраивать адекватные и продуктивные взаимоотношения с коллективом

класса, с учителем. Тревога, страх, а также не всегда верная оценка отношений окружающих к себе - часто препятствуют восприятию учебного материала и реализации способностей младших школьников в процессе обучения.

Таким образом, своевременность исследования обусловлена потребностью школьной практики обеспечить у младших школьников (9-10 лет) формирование успешности в учебной деятельности, залогом которой является, наряду с другими психическими процессами, эмоциональный комфорт и уверенность в своих возможностях.

База исследования: ГБОУ Лицей № 244, Кировского района Санкт-Петербурга. Всего было обследовано 40 детей в возрасте 9-10 лет, обучающихся в данном учреждении. Для данного исследовательского проекта основной целью было определение эмоциональных реакций и их различий, а также разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей детей данной возрастной группы.

Соответственно, были сформированы следующие рабочие задачи исследования:

• изучить теоретические аспекты эмоциональных реакций и личностных особенностей детей младшего школьного возраста;

• определить их общие и специфические эмоциональные реакции в ситуациях фрустрации и предпочтения по оценке детской апперцепции.

Для решения основных задач статьи была использована методика САТ [4] (тест по оценке детской апперцепции). В исследовательском проекте использовались также и другие диагностические методики [13], например, тест С. Розенцвейга (исследование эмоциональных реакций в ситуациях фрустрации); многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (исследования личностных особенностей испытуемых).

По результатам теста детской апперцепции (CAT) были получены данные особенностей эмоциональных реакций у младших школьников (мальчики - подгруппа 1, и девочки -подгруппа 2). При сравнении полученных результатов по двум группам, было выделено четыре основных вида потребностей:

• физиологические: еда, сон, физический комфорт, чистота, уют, безопасность и др.);

• получение удовольствия (удовлетворение потребностей, игра, сказка, игрушки, подарки, праздник и др.);

• социально одобряемые действия (положительные оценки, уважение, учеба, послушание, помощь и др.);

• социально-коммуникативные (дружба, соперничество, победа, быть с семьей, быть со взрослыми, забота и др.).

Среди физиологических потребностей достоверно (р < 0,05) больший результат показывает группа 2, тогда как в группе 1 данная потребность встречается реже. Потребность в получении удовольствия чаще возникает у испытуемых группы 1, мальчики, а испытуемые группы 2, девочки, показывают меньшую частоту встречаемости данной потребности.

Разница потребностей в социально одобряемых действиях между группами небольшая: у испытуемых группы 2 чаще, у испытуемых группы 1 реже. Достоверно большее (р < 0,01) количество раз встречаются социально-коммуникативные потребности у испытуемых группы 2. У школьников группы 1 данная потребность встречается реже.

Таким образом, мальчики в большей степени ориентированы на получение удовольствия - в игре, участии в праздниках, то есть ориентированы на получение эмоционального

удовольствия, в отличие от девочек. С меньшей частотой у мальчиков встречается необходимость удовлетворения физиологических и социальных потребностей, тогда как девочки в большей степени испытывают потребность в еде, уюте, безопасности, дружбе со сверстницами и общении со взрослыми. В меньшей степени младшие школьники обеих групп ориентированы на совершение социально - одобряемых действий.

График сравнительной характеристики результатов тестирования группы 1 (мальчики) и группы 2 (девочки) приведён на рисунке 1.

мальчики I девочки

6

b

d

a

c

a - физиологические; b - получение удовольствия; c - социально одобряемые действия; d - социально-коммуникативные

Рисунок 1. Виды потребностей, выявленные по результатам интерпретации теста детской апперцепции (CAT), у школьников девяти-десяти лет

Концепция среды, выявленная в рассказах детей обеих групп, была разделена на четыре основных типа:

• среда, как источник удовольствия (игра, уют, источник информации, охота, интерес и др.);

• условия положительной реакции окружающих (забота, помощь, доброжелательность, поощрение и др.);

• условия физической угрозы (наказание, нападение, дискомфорт, трудности и др.);

• ситуация отрицательного отношения окружающих (порицание, одиночество, пренебрежение, неблагополучие и др.).

При сравнении полученных результатов можно констатировать, что:

• с одной стороны, мальчики чаще воспринимают среду как источник удовольствия, чем девочки;

• с другой стороны, девочки намного чаще считают среду условием положительной оценки окружающих, в отличие от мальчиков.

Восприятие среды, как физической угрозы, чаще наблюдается в описаниях мальчиков и реже у девочек. Более часто отрицательное отношение окружающих, как внешней среды, беспокоит девочек, тогда как частота встречаемости данного показателя у мальчиков меньше.

График сравнительной характеристики результатов тестирования школьников девяти -десяти лет приведён на рисунке 2.

a - источник удовольствия; b - положительная реакция окружающих; c - физическая угроза; d - отрицательное отношение окружающих

Рисунок 2. Концепция среды, выявленная по результатам интерпретации

теста детской апперцепции (CAT) по рассказам школьников девяти-десяти лет

В процессе проведенного исследования были отмечены следующие поведенческие реакции:

• мальчики рассматривают среду, как возможность получения удовольствия - это игра, интерес, уют, информация. Несущественно реже школьники данной группы испытывают угрозу со стороны окружающей среды - наказание, дискомфорт, нападение;

• с меньшей частотой испытуемые отмечают отрицательное отношение окружающих, где выделяют проблемы одиночества, пренебрежения сверстников и родителей;

• в меньшей степени мальчиками среда рассматривается как возможность позитивного отношения со стороны окружающих - это поощрения и забота.

Результаты исследований актуальны и значимы, прежде всего, для школьного педагога - психолога и родителей детей данной возрастной группы. Поскольку предметом исследования была эмоциональная сфера, то выявленная специфика данной сферы детей младшего школьного возраста поможет создать необходимые условия для развития ребенка и выбрать направления для коррекционной деятельности.

Развитие эмоциональной компетентности и эмоциональной культуры, совершенствование способностей к пониманию эмоционального состояния и чувств окружающих дает ребёнку возможность обрести уверенность в себе и лучше адаптироваться в новой ситуации, в новом виде деятельности.

На основании результатов исследования эмоциональных особенностей, предлагается усовершенствовать развивающую направленность деятельности образовательных учреждений (например, используя арт-терапию, сказко-терапию, квесты и др.) с детьми младшей школьной группы. Целевой задачей такой работы послужит использование современных инновационных технологий, направленных на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы и

личностных качеств, влияющих как на успешное обучение в школе, так и на эффективное межличностное взаимодействие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Эмоции. Хрестоматия Психология эмоций под редакцией В.К. Вилюнаса - СПб.: Питер, 2007. - 269-275 с.

2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Хрестоматия Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 8-40 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология - 1991 г. https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih-1991.htm.

4. Детский апперцептивный тест (САТ); дополнение к Детскому апперцептивному тесту CAT-S): Руководство к применению / Под ред. А.Г. Лидерса, В.Г. Колесникова. - Обнинск: Обнинский городской психолого-физиологический центр «Детство», 1992. - 24 с.

5. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова. И.Б.

- СПб.: Издательство «Речь», 2002. - 171 с.

6. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - М.: Издательство ЭКСМО -Пресс, 2000. - 448 с.

7. Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. / Под ред. В. Усманова. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

8. Иванов В.Г., Иванова А.В. Психологическое сопровождение творческой деятельности (по материалам исследования детских коллективов) // XXII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 23-24 апр. 2018 г. -ЛГУ им. А С. Пушкина, 2018. - Т.П. - С. 243-246.

9. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 325 с.

10. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. Практикум по психодиагностике. - СПб.: Речь. - 2002. - 112 с.

11. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. - 2010.

- 359 с.

12. Педагогическая психология. Учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.

13. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / под ред. Л.А., Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

14. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн. - М.: ФЛИНТА, 2013 - 334 с.

15. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2003, 226. - 231.

https://mir-nauki.com

Perepelkina Valentina Aleksandrovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Saint Petersburg state institute of culture, Saint Petersburg, Russia

E-mail: 480621@bk.ru

Researches of an emotional condition of pupils in the course of training

Abstract. The atritcle presents the results of empirical (psychological) research, in which primary school pupils took part. The subject of the research was children's emotional reactions mediated by external and internal factors. There were found interrelation between emotional reactions and gender differences.

The leading role of training in intellectual development of children is defined, the value of psychology and pedagogical conditions of their realization is revealed. The interrelation of school practice and formation of success, "emotional comfort" and confidence of children of this age group in the opportunities is established. Results of researches are relevant and significant, first of all, for the school educational psychologist and parents of children of this age group. As the emotional sphere was an object of research, the revealed specifics of this sphere at children of younger school age will help to create necessary conditions for development of the child and to choose the directions (in case of need) for correctional activity.

Development of emotional competence and emotional culture, improvement of abilities to understanding of an emotional state and feelings of people around gives to the child the chance to find self-confidence and it is better to adapt in a new situation, in a new type of activity.

On the basis of results of a research of emotional features, it is offered to improve orientation of the developing activity of educational institutions (for example, using an art - therapy, the fairy tale - therapy, quests, etc.) with children of younger school group. Use of the modern innovative technologies directed to formation and development of the emotional and strong-willed sphere and the personal qualities influencing both successful training at school and to effective interpersonal interaction will serve as a target task of such work.

Keywords: psychological testing; younger school age; emotional sphere; gender difference; learning process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.