Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФОТООКСИДАНТОВ В ВОЗДУХЕ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ ЛЬВОВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФОТООКСИДАНТОВ В ВОЗДУХЕ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ ЛЬВОВА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФОТООКСИДАНТОВ В ВОЗДУХЕ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ ЛЬВОВА»

Краткие сообщения

УДК 814.71/. 72:625.711.3(477.83-2о>

И. И. Даценко, С. Л. Долошицкий, Ю. Г. Фельдман

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФОТООКСИДАНТОВ В ВОЗДУХЕ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ ЛЬВОВА

Львовский медицинский институт; Институт обшей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сы-

сина АМН СССР, .Москва

Целью настоящей работы являлось изучение закономерностей распространения ок-сидантов в воздухе магистралей Львова с учетом местных особенностей — ширины улиц, их застройки, интенсивности движения автотранспорта и метеорологических условий. В качестве объектов наблюдений выбраны 4 типичные улицы, характеристики которых приведены в табл. 1. Контрольная точка — в парке Львовского зооветеринарного института (ЛЗВИ).

На изученных участках улиц нет светофоров, уклонов, они застроены 3—4-этажнымн жилыми зданиями.

Пробы воздуха на общее содержание оксидантов отбирали в различные сезоны в безоблачные дни в 9—10, 13—14 и 17—18 ч. Пробы анализировали с помощью роданоффер-ратного метода с солью Мора (М. Д. Манита и С. А. Ахмедова). Параллельно с отбором проб проводили регистрацию скорости ветра.

Концентрации оксидантов в воздухе магистралей указаны в табл. 2.

В СССР гигиенический норматив допустимого содержания оксидантов в атмосферном воздухе не установлен. При сопоставлении выявленных концентраций с нормативами, принятыми в США (0,16 мг/м3) и Японии (0,12 мг/м3), видно, что эти концентрации ниже, — в целом это свидетельствует о невысоком уровне загрязнения воздуха Львова продуктами фотохимических реакций.

Что касается связи между концентрациями оксидантов и интенсивностью движения автотранспорта, то при прочих равных условиях между этими двумя параметрами установлена прямая корреляция (коэффициент корреляции г равен 0,93, Р<0,01). Несколько более низкие концентрации оксидантов в воздухе на улице Зеленой по сравнению с таковыми на улице Краковской можно объяснить тем, что первая в 2 раза шире, и, видимо, этот фактор, влияющий на рассеивание оксидантов, является превалирующим в фор-

Таблица 1

Характеристика объектов наблюдения

Улица Ориентация Ширина в красных линиях, м Ширина проезжей части, м Интенсивность движения, автомобили/ч

Зеленая 3—В 21,8 12,2 500—600

Краковская с-ю 10,4 5,6 250—350

Коперника 3—В 11,2 6,8 200—300

Ушакова 3—В 13,2 5,8 100-200

Таблица 2

Концентрации фотооксндантов в воздухе

Улица Число проб Концентрации, иг/и3

всего положительных максимальные средние

Зеленая 124 110 0,101 0,054^0,003

Краковская 85 82 0,111 0,062—0,002

Коперника 68 49 0,086 0,038^0,002

Ушакова 99 68 0,066 0,036^0,002

Парк ЛЗВИ 62 37 0,054 0,029^0,002

Таблица 3

Дневные и сезонные колебания концентраций фотооксндантов в воздухе улицы Зеленой,

/И2=т

Концентрация, ыг/м*

Часы наблюдений весна лето осень зима средняя за год

9—10 13—14 17—18 0,053—0,003 0,056— 0,003 0,042—0,005 0,067—0,002 0,073— 0,002 0,0572=0,005 0,048=20,003 0,0502=0,003 0,04 lit 0,003 0,0482=0,003 0,0462=0,002 0.0382=0,004 0,0552=0,002 0,056^0,002 0,0452=0,002

Среднее за день 0,0522:0,002 0,068^0,002 0,0482=0,002 0,045^=0,002

мнровании уровня загрязнения воздуха. К этому следует добавить, что улица Зеленая имеет более благоприятную ориентацию в отношении аэрации, поскольку в городе преобладают ветры западного направления. В период наблюдений скорость ветра колебалась в пределах 0—3 м/с. Максимум концентраций оксидантов приходился на скорость ветра до 1 м/с. С ее увеличением содержание оксидантов в воздухе снижалось.

Установлено, что концентрации оксидантов подвержены некоторым колебаниям в зависимости от времени года и суток. В качестве иллюстрации приведем данные измерений, проведенных на улице Зеленой (табл. 3).

Из табл. 3 видно, что наибольшие концентрации зарегистрированы в летний период, минимальные — в зимний. Для дневной динамики концентраций характерны рост уровня загрязнений с 9—10 до 13—14 ч и последующий его спад к 17—18 ч.

Следует отметить, что столь четкие сезонные колебания концентраций оксидантов на улице с незначительным транспортным потоком (улица Ушакова) и в контрольной точке не выявлены, что, возможно, обусловлено незначительной концентрацией исходных продуктов и слабой интенсивностью фотохимических реакций в этих местах.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать заключение о том, что содержание продуктов фотохимических реакций^ в воздухе автомагистралей Львова в настоящее время сравнительно невелико. Оно находится в прямой зависимости от интенсивности движения автотранспорта и в обратной — от ширины улицы и скорости ветра. Наибольшие концентрации обнаружены в летние солнечные дни, что согласуется с литературными данными (В. А. Попов; Ю. Г. Фельдман; Cleveland и соавт., и др.).

Проблема предупреждения фотохимического загрязнения воздуха неразрывно связана с проблемой снижения токсичности выхлопных газов, прежде всего с уменьшением поступления в атмосферу углеводородов, являющихся «предшественниками* оксидантов. Согласно данным К. А. Буштуевой и соавт., М. Т.Дмитриева и соавт., при соблюдении гигиенических нормативов компонентов выхлопных газов в атмосферном воздухе интенсивность фотохимических реакций недостаточна для образования фотохимического тумана.

В целях недопущений роста загрязнения воздуха наших городов фотооксндантами в условиях увеличения количества автотранспорта необходимо поэтапное ужесточение регламентирования выброса токсичных продуктов с выхлопными газами. Иными словами, следует создать новый ГОСТ на допустимый состав выхлопных газов (вместо несовершенных действующих ГОСТа 16533-70 и ОСТа 37.001.054-74), что явится стимулом для разработки более прогрессивных конструкций автомобильных двигателей и усиления контроля за техническим состоянием автомобильного транспорта.

ЛИТЕРАТУРА. Буштуева К- А., Манита М. Д., А х м е д о -в а С. А. — Гиг. и сан., 1972, № 5, с. 6—9. —Дмитриев М. Т., Иванова Л. Ю., Чон Е н - д е. — Там же, 1973, №2, с. 8—13. — М а н и т а М. Д., Ах медова С. А. — Там же, № 3, с. 78—80. — Попов В. А. — Там же, 1966, № 1, с. 5— 8. — Фельдман Ю. Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загряз-иения атмосферного воздуха. М., 1975. С 1 a v е 1 а п d W. S., К 1 е i n е г В., Мс-R а е J. Е. —Science, 1976, v. 191, p. 179—181.

Поступила 4/Х 1977 г.

УДК 913.32:546.28

Канд. мед. наук В. Л. Сусликов К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РОЛИ КРЕМНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

Чувашский университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары

Установленная нами прямая положительная корреляционная связь заболеваемости населения Чувашской АССР мочекаменной болезнью с содержанием кремния в водоисточниках (/'=+0,8±0,12), а также разноречивость сведений о действии кремния на живые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.