Научная статья на тему 'К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РОЛИ КРЕМНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ'

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РОЛИ КРЕМНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — В.Л. Сусликов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РОЛИ КРЕМНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ»

Таблица 3

Дневные и сезонные колебания концентраций фотооксндантов в воздухе улицы Зеленой,

/И2=т

Концентрация, ыг/м*

Часы наблюдений весна лето осень зима средняя за год

9—10 13—14 17—18 0,053—0,003 0,056— 0,003 0,042—0,005 0,067—0,002 0,073— 0,002 0,0572=0,005 0,048=20,003 0,0502=0,003 0,04 lit 0,003 0,0482=0,003 0,0462=0,002 0.0382=0,004 0,0552=0,002 0,056^0,002 0,0452=0,002

Среднее за день 0,0522:0,002 0,068^0,002 0,0482=0,002 0,045^=0,002

мнровании уровня загрязнения воздуха. К этому следует добавить, что улица Зеленая имеет более благоприятную ориентацию в отношении аэрации, поскольку в городе преобладают ветры западного направления. В период наблюдений скорость ветра колебалась в пределах 0—3 м/с. Максимум концентраций оксидантов приходился на скорость ветра до 1 м/с. С ее увеличением содержание оксидантов в воздухе снижалось.

Установлено, что концентрации оксидантов подвержены некоторым колебаниям в зависимости от времени года и суток. В качестве иллюстрации приведем данные измерений, проведенных на улице Зеленой (табл. 3).

Из табл. 3 видно, что наибольшие концентрации зарегистрированы в летний период, минимальные — в зимний. Для дневной динамики концентраций характерны рост уровня загрязнений с 9—10 до 13—14 ч и последующий его спад к 17—18 ч.

Следует отметить, что столь четкие сезонные колебания концентраций оксидантов на улице с незначительным транспортным потоком (улица Ушакова) и в контрольной точке не выявлены, что, возможно, обусловлено незначительной концентрацией исходных продуктов и слабой интенсивностью фотохимических реакций в этих местах.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать заключение о том, что содержание продуктов фотохимических реакций^ в воздухе автомагистралей Львова в настоящее время сравнительно невелико. Оно находится в прямой зависимости от интенсивности движения автотранспорта и в обратной — от ширины улицы и скорости ветра. Наибольшие концентрации обнаружены в летние солнечные дни, что согласуется с литературными данными (В. А. Попов; Ю. Г. Фельдман; Cleveland и соавт., и др.).

Проблема предупреждения фотохимического загрязнения воздуха неразрывно связана с проблемой снижения токсичности выхлопных газов, прежде всего с уменьшением поступления в атмосферу углеводородов, являющихся «предшественниками* оксидантов. Согласно данным К. А. Буштуевой и соавт., М. Т.Дмитриева и соавт., при соблюдении гигиенических нормативов компонентов выхлопных газов в атмосферном воздухе интенсивность фотохимических реакций недостаточна для образования фотохимического тумана.

В целях недопущений роста загрязнения воздуха наших городов фотооксндантами в условиях увеличения количества автотранспорта необходимо поэтапное ужесточение регламентирования выброса токсичных продуктов с выхлопными газами. Иными словами, следует создать новый ГОСТ на допустимый состав выхлопных газов (вместо несовершенных действующих ГОСТа 16533-70 и ОСТа 37.001.054-74), что явится стимулом для разработки более прогрессивных конструкций автомобильных двигателей и усиления контроля за техническим состоянием автомобильного транспорта.

ЛИТЕРАТУРА. Буштуева К- А., Манита М. Д., А х м е д о -в а С. А. — Гиг. и сан., 1972, № 5, с. 6—9. —Дмитриев М. Т., Иванова Л. Ю., Чон Е н - д е. — Там же, 1973, №2, с. 8—13. — М а н и т а М. Д., Ах медова С. А. — Там же, № 3, с. 78—80. — Попов В. А. — Там же, 1966, № 1, с. 5— 8. — Фельдман Ю. Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загряз-иения атмосферного воздуха. М., 1975. С 1 a v е 1 а п d W. S., К 1 е i n е г В., Мс-R а е J. Е. —Science, 1976, v. 191, p. 179—181.

Поступила 4/Х 1977 г.

УДК 913.32:546.28

Канд. мед. наук В. Л. Сусликов К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РОЛИ КРЕМНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

Чувашский университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары

Установленная нами прямая положительная корреляционная связь заболеваемости населения Чувашской АССР мочекаменной болезнью с содержанием кремния в водоисточниках (/'=+0,8±0,12), а также разноречивость сведений о действии кремния на живые

организмы послужили основанием для проведения настоящих исследований, целью которых являлось установление возможного влияния кремния питьевых вод на рост ядер камнеобразования, пороговых концентраций кремния в питьевых водах и возможного действия кремния питьевых вод на биохимизм крови и мочи животных.

Проведено 3 серии экспериментов на нелинейных крысах-самцах. В I серии выполнен 30-дневный острый опыт с экспериментальным моделированием мочекаменной болезни на 60 крысах с начальной массой 200±12,0 г. Во II серию включен 3-месячный подост-рый опыт с экспериментальным моделированием мочекаменной болезни на 80 крысах с начальной массой 200±10,0 г, в III серию — 6-месячный хронический опыт без экспериментального моделирования на 48 крысах с начальной массой 100±1,0 г. Во всех сериях животные находились на одинаковом вскармливании по нормам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РСФСР, содержание кремния в рационе составило 0,23%.

Крысам I и II серий перед началом опытов в стерильных условиях оперативно по методу А. И. Бокиной вводили в мочевой пузырь стерильные ядра камнеобразования, выточенные из фосфатных камней, удаленных у больных. Массу ядер камнеобразования выбирали точно из расчета 1 мг на 100 г массы тела крыс. В I серии крысы были разделены на 3 группы по 20 в каждой. Животные контрольной группы получали воду из Чебоксарского городского водопровода, содержащую кремния 5,0 мг/л, 1-я опытная группа — воду, содержащую кремния 15,0 мг/л, 2-я опытная группа — воду, содержащую кремния 150,0 мг/л. Для крыс 1-й и 2-й опытных групп в водопроводную воду добавляли необходимое количество метасиликата натрия.

По истечении срока эксперимента (30 дней) крыс забивали, из мочевых пузырен извлекали камни, фотографировали и взвешивали на торсионных весах. Результаты I серии опытов показали, что ядра камнеобразования значительно увеличились в размерах, их масса также достоверно возросла (Р<0,001) у животных всех групп. На оснований данных I серии опытов был сделан вывод о том, что кремний питьевых вод играет важную роль в процессах нарастания размеров и массы ядер камнеобразования. Установленное нами достоверное увеличение размеров и массы ядер камнеобразования при концентрации кремния в питьевой воде 15,0 мг/л выдвинуло необходимость проведения II серии экспериментов. В отличие от I серии этот опыт был проведен на воде, не содержащей кремния. Воду Чебоксарского водопровода мы обескремнивали на специально собранной установке по методу Л. В. Мышляевой и В. В. Краснощекова. Установка представляет собой колонку стеклянных трубок диаметром 20 мм и высотой 1,5 м. Трубки заполнены прокаленным порошком окиси алюминия на высоту 70 см. Вода, проходя через слой окиси алюминия, по ностью освобождается от кремния, содержание же хлоридов, сульфатов, фтора, а также общая жесткость не изменяются. Во II серии опытов животные (4 группы по 20 крыс) получали следующие концентрации кремния: 1-я (контрольная) группа — 0,0 мг/л, 2-я— 5,0 мг/л, 3-я— 10,0 мг/л, 4-я— 15,0 мг/л. Параллельно II серии опытов была начата III серия, которую проводили в аналогичных условиях в смысле содержания кремния, однако крысы были ннтактными.

Результаты II серии опытов показывают, что кремний питьевых вод даже в концентрации 5,0 мг/л способствует увеличению размеров ядер камнеобразования. Масса их была наибольшей у крыс 4-й группы, хотя ядра камнеобразования выглядели уменьшенными по сравнению с таковыми крыс 3-й группы, но камни крыс 4-й группы были более плотными. В III серии опытов у всех животных 4-й группы в мочевых пузырях были обнаружены камни различной величины, причем форма н консистенция их также оказались различными. В 3-й группе в III серии опытов такие же камни найдены у 50% крыс, во 2-й группе —у 16%.

При исследовании крыс III серии опытов установлено, что в случае концентрации кремния в питьевой воде 15,0 мг/л содержание в крови хлоридов, кальция, общего белка было достоверно снижено у крыс 4-й группы, количество же креатинина и щелочной фос-фатазы достоверно повышено. Увеличение уровня щелочной фосфатазы указывает на нарушение фосфорно-кальциевого обмена, что подтверждается гиперкальциемией у крыс, употреблявших воду с содержанием кремния 150 мг/л.

Определенный интерес представляют данные, характеризующие выведение с мочой хлоридов, кальция, креатинина, фосфора, щелочной и кислой фосфатаз. Экскреция с мочой хлоридов была достоверно повышена у крыс 2-й группы, получавших воду с концентрацией кремния 5,0 мг/л, и других опытных групп, в то время как диурез достоверно повысился только у крыс 4-й группы. Выведение креатинина оказалось достоверно уменьшено у крыс 3-й и 4-й групп. Снижение экскреции фосфора у крыс 4-й группы сопровождалось возрастанием активности щелочной фосфатазы, снижением активности кислой фосфатазы и уменьшением количества кальция в крови и моче.

При определении микроэлементного состава экспериментальных мочевых камней, полученных в III серии опытов, установлено, что все они содержат наибольшее количество фосфора, магния, кальция и кремния, другие же микроэлементы (марганец, алюминий, медь, молибден, железо) содержатся в камнях в незначительных количествах и обнаруживаются при спектральных исследованиях не во всех случаях. Следует, однако, обратить внимание на то, что химический состав мочевых камней, полученных в условиях эксперимента, идентичен таковому камней, извлеченных у людей с мочекаменной болезнью.

Выводы

I. Исследованиями в условиях экспериментального моделирования мочекаменной болезни была подтверждена роль кремния в генезе мочевых камней.

2. Мочевые камни в экспериментальных условиях образуются при употреблении крысами воды с концентрацией кремния 15,0 мг/л. При потреблении воды с содержанием его 5,0—10,0 мг/л у крыс обнаруживаются достоверные нарушения фосфорно-кальциевого и белкового обмена, а также изменения активности фосфатаз. Экспериментальные мочевые камни по химическому составу идентичны камням, встречающимся у людей.

ЛИТЕРАТУРА. Бокина А. И. Физиологические основы^гигиенического нормирования солевого состава питьевых вод. Дис. докт. М., 1967.

Поступила 9/111 1977 г

УДК 613.644:796.7

М. В. Андреев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА, ВОЗНИКАЮЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА

Киргизский институт физической культуры, г. Фрунзе

В литературе имеется крайне мало данных о физических параметрах шумов, возникающих в процессе занятий автомотоспортом (Г. А. Левандо, 1975). Вместе с тем эти виды спорта получают в нашей стране все большее признание и распространение, о чем свидетельствует внесение нормативов по техническим видам спорта в комплекс ГТО.

В связи с этим задачей настоящей работы являлось изучение физических параметров шума, возникающего в процессе занятий техническими видами спорта (автомотоспорт: мотоцикл, гоночный автомобиль, картинг). Исследования проводили согласно требованиям ГОСТа 20445-75. Уровни шума измеряли шумомером фирмы «Брюль и Кьер» типа 2203, частотный спектр анализировали в лаборатории при помощи спектроанализатора FSP-Юа. Определяли общие уровни шума и их частотный спектр при работе основных типов гоночных автомашин, кроссовых и кольцевых мотоциклов и картингов в естественных условиях тренировок и соревнований, а также на испытательном стенде.

В результате установлено, что при занятиях авто- и мотоспортом уровни шума от работы двигателя колеблются в самых широких пределах (в зависимости от марки машины, устройства двигателя и глушителя, рабочего объема цилиндров и др.). Например, на месте водителей в гоночной машине «Эстония-15» (формула с наименьшим объемом цилиндров) уровень шума достигает 110—112 дБ, в картингах — 120—122 дБ, в гоночных мотоциклах — 90—124 дБ. Наибольшие уровни шума возникают при работе двигателей с максимальным числом оборотов на холостом ходу. При увеличении нагрузки уровни шума снижаются. Шумы относятся к постоянным, по частотным характеристикам они широкополосные от 31 до 32 000 Гц с преобладанием максимума звуковой энергии на частотах от 1000—4000 Гц. При работе двигателей на холостом ходу максимум энергии падает на частоты 500—1000 Гц; с возрастанием числа оборотов частотный состав шума изменяется. увеличиваясь до 2000—4000 Гц. Двигатель, работающий под нагрузкой, генерирует шум с максимумом энергии на частотах 1000—2000 Гц. Эквивалентные уровни шума (1~экв) при тренировках средней продолжительностью 2 ч колеблются от 90 до 112 дБ. Анкетный опрос спортсменов и тренеров показал, что, по их мнению, шум двигателей ускоряет наступление утомления, снижает работоспособность. После окончания заездов многие спортсмены жалуются на шум в ушах, раздражительность, падение аппетита, головную боль, что, по-видимому, вызывается неблагоприятным действием шума. Следует отметить, что сравнительный анализ полученных данных затрудняется отсутствием научно обоснованных санитарных норм по ограничению шума в процессе занятий «шумными» видами спорта. Имеющиеся рекомендации по ограничению шума в спортивных залах (СН872-70) не учитывают специфики видов спорта и характера работы спортсменов. По нашему мнению, этот вопрос следует рассматривать со следующих позиций. Спортивные сооружения для инструкторов и тренеров — их рабочее место, тогда как для спортсменов, занимающихся «шумными» видами спорта, пребывание в условиях шума является временным. В связи с этим назрела необходимость рассмотреть вопрос о нормировании шумов при занятиях различными видами спорта с учетом их специфики. Необходимо отметить, что заводы-изготовители спортивной техники не заносят в паспорта машин их шумовые характеристики, на соревнованиях не ограничиваются уровни шума двигателей и системы их глушителей спортсмены самостоятельно переделывают двигатели и глушители. Зачастую такое переоборудование машин значительно повышает уровни шума, производимые ими. Незащищенность органов слуха спортсменов и тренеров (мотошлем не предохраняет от неблагоприятного действия шума) и сочетанное действие общей вибрации могут вызвать существенные изменения как со стороны органов слуха, так и других функциональных систем у лиц, занимающихся данными видами спорта.

Поступила 18/VII 1977 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.