Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА ВОЗНИКАЮЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА ВОЗНИКАЮЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА ВОЗНИКАЮЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА»

Выводы

I. Исследованиями в условиях экспериментального моделирования мочекаменной болезни была подтверждена роль кремния в генезе мочевых камней.

2. Мочевые камни в экспериментальных условиях образуются при употреблении крысами воды с концентрацией кремния 15,0 мг/л. При потреблении воды с содержанием его 5,0—10,0 мг/л у крыс обнаруживаются достоверные нарушения фосфорно-кальциевого и белкового обмена, а также изменения активности фосфатаз. Экспериментальные мочевые камни по химическому составу идентичны камням, встречающимся у людей.

ЛИТЕРАТУРА. Бокина А. И. Физиологические основы^гигиенического нормирования солевого состава питьевых вод. Дис. докт. М., 1967.

Поступила 9/111 1977 г

УДК 613.644:796.7

М. В. Андреев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА, ВОЗНИКАЮЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА

Киргизский институт физической культуры, г. Фрунзе

В литературе имеется крайне мало данных о физических параметрах шумов, возникающих в процессе занятий автомотоспортом (Г. А. Левандо, 1975). Вместе с тем эти виды спорта получают в нашей стране все большее признание и распространение, о чем свидетельствует внесение нормативов по техническим видам спорта в комплекс ГТО.

В связи с этим задачей настоящей работы являлось изучение физических параметров шума, возникающего в процессе занятий техническими видами спорта (автомотоспорт: мотоцикл, гоночный автомобиль, картинг). Исследования проводили согласно требованиям ГОСТа 20445-75. Уровни шума измеряли шумомером фирмы «Брюль и Кьер» типа 2203, частотный спектр анализировали в лаборатории при помощи спектроанализатора FSP-Юа. Определяли общие уровни шума и их частотный спектр при работе основных типов гоночных автомашин, кроссовых и кольцевых мотоциклов и картингов в естественных условиях тренировок и соревнований, а также на испытательном стенде.

В результате установлено, что при занятиях авто- и мотоспортом уровни шума от работы двигателя колеблются в самых широких пределах (в зависимости от марки машины, устройства двигателя и глушителя, рабочего объема цилиндров и др.). Например, на месте водителей в гоночной машине «Эстония-15» (формула с наименьшим объемом цилиндров) уровень шума достигает 110—112 дБ, в картингах — 120—122 дБ, в гоночных мотоциклах — 90—124 дБ. Наибольшие уровни шума возникают при работе двигателей с максимальным числом оборотов на холостом ходу. При увеличении нагрузки уровни шума снижаются. Шумы относятся к постоянным, по частотным характеристикам они широкополосные от 31 до 32 000 Гц с преобладанием максимума звуковой энергии на частотах от 1000—4000 Гц. При работе двигателей на холостом ходу максимум энергии падает на частоты 500—1000 Гц; с возрастанием числа оборотов частотный состав шума изменяется. увеличиваясь до 2000—4000 Гц. Двигатель, работающий под нагрузкой, генерирует шум с максимумом энергии на частотах 1000—2000 Гц. Эквивалентные уровни шума (Ьэкв) при тренировках средней продолжительностью 2 ч колеблются от 90 до 112 дБ. Анкетный опрос спортсменов и тренеров показал, что, по их мнению, шум двигателей ускоряет наступление утомления, снижает работоспособность. После окончания заездов многие спортсмены жалуются на шум в ушах, раздражительность, падение аппетита, головную боль, что, по-видимому, вызывается неблагоприятным действием шума. Следует отметить, что сравнительный анализ полученных данных затрудняется отсутствием научно обоснованных санитарных норм по ограничению шума в процессе занятий «шумными» видами спорта. Имеющиеся рекомендации по ограничению шума в спортивных залах (СН872-70) не учитывают специфики видов спорта и характера работы спортсменов. По нашему мнению, этот вопрос следует рассматривать со следующих позиций. Спортивные сооружения для инструкторов и тренеров — их рабочее место, тогда как для спортсменов, занимающихся «шумными» видами спорта, пребывание в условиях шума является временным. В связи с этим назрела необходимость рассмотреть вопрос о нормировании шумов при занятиях различными видами спорта с учетом их специфики. Необходимо отметить, что заводы-изготовители спортивной техники не заносят в паспорта машин их шумовые характеристики, на соревнованиях не ограничиваются уровни шума двигателей и системы их глушителей спортсмены самостоятельно переделывают двигатели и глушители. Зачастую такое переоборудование машин значительно повышает уровни шума, производимые ими. Незащищенность органов слуха спортсменов и тренеров (мотошлем не предохраняет от неблагоприятного действия шума) и сочетанное действие общей вибрации могут вызвать существенные изменения как со стороны органов слуда, так и других функциональных систем у лиц, занимающихся данными видами спорта.

Поступила 18/VII 1977 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.