Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ХАРАКТЕР И СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / SCHOOL ANXIETY / THE NATURE AND STRUCTURE OF THE RELATIONSHIP / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Понкратова Евгения Евгеньевна

Изложены представления относительно специфики взаимосвязи между школьной тревожностью и восприятием детско-родительских отношений у подростков; выдвинуто предположение о наличии трех факторов («общая тревожность», «гибкость родительской позиции», «доминирование матери») в детерминации структуры данных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Понкратова Евгения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE RELATIONSHIP OF PERCEPTION OF CHILD-PARENT RELATIONSWITH SCHOOL ANXIETY IN TEENAGERS

The article sets forth ideas regarding the specifics of the relationship between school anxiety and the perception of parent-child relationships in adolescents; it has been suggested that there are three factors (“General anxiety”, “Parental position flexibility”, “Mother dominance”) in determining the structure of these phenomena.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ»

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2019. № 1—2 (5—6). С. 44—52.

УДК 159.922.7

ББК 88.8

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ

Е. Е. Понкратова

Дворец учащейся молодежи «Смена», Челябинск, Россия

Изложены представления относительно специфики взаимосвязи между школьной тревожностью и восприятием детско-родительских отношений у подростков; выдвинуто предположение о наличии трех факторов («общая тревожность», «гибкость родительской позиции», «доминирование матери») в детерминации структуры данных явлений.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, школьная тревожность, характер и структура взаимосвязи, факторный анализ.

Тревожность в настоящее время выступает одной из ведущих проблем в психологии. Она является источником неврозов и функционального психоза, а также пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Возникнув в раннем возрасте вследствие контакта с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует в жизни человека.

В последние годы психологи крайне обеспокоены процессом возникновения тревожных состояний в ситуации школьного обучения. Это связано с увеличением интенсивности учебного процесса, повышением нагрузки и напряжения во взаимоотношениях между учителем и учеником. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа на сегодняшний день признана общественно неблагоприятным фактором, вызывающим различные нарушения психического здоровья учащихся. Особенно уязвимыми становятся подростки в связи со спецификой протекания данного возрастного периода. То обстоятельство, что тревожность в подростковом возрасте может стать устойчивым личностным образованием, делает нашу тему еще более актуальной, так как правильный подход родителей и педагогов к подросткам в процессе воспитательных воздействий минимизирует возникновение тревожных факторов и поможет детям справиться с уже имеющимися негативными состояниями. Таким образом, исследование феномена школьной тревожности у подростков является актуальным.

Как и школа, семья выступает важнейшим социальным институтом в жизни подростка — семейный контекст оказывает прямое воздействие на становление отношений и все сферы его де-

ятельности. В этом возрасте взаимодействие с родителями переходит на качественно новый уровень. Благоприятные детско-родительские отношения являются фактором эмоционального благополучия подростка, выступают важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми, в то время как неправильное воспитание детей этого возраста может спровоцировать тяжелые эмоциональные переживания, конфликты (внутренние и внешние), различные формы дезадаптации в обществе.

Актуальность исследования определяется увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в своих силах, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность в подростковом возрасте может стать устойчивым личностным образованием, поэтому правильный подход родителей и педагогов к подросткам в процессе воспитательных воздействий будет способствовать формированию активных, социально адаптированных, зрелых личностей, составляющих современное общество.

Исходя из вышеперечисленного необходимо провести эмпирическое исследование, целью которого выступает выявление взаимосвязи между школьной тревожностью и восприятием детско-родительских отношений у подростков и ее структуры.

Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 46 им. З. А. Космодемьянской» города Челябинска. В исследовании приняли участие 60 школьников из полных семей: 32 мальчика и 28 девочек в возрасте 12—14 лет, ученики седьмых классов, составляющие одну группу испытуемых.

В качестве основного эмпирического метода выступает тестирование. В частности, исполь-

зовались следующие психодиагностические методики:

1. Опросник социализации для школьников «Моя семья» (автор О. И. Мотков).

2. Опросник школьной тревожности (автор Б. Филлипс).

Для обработки полученных эмпирических данных применялись такие статистические методы, как среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, процентное соотношение, метод линейной корреляции Пирсона, факторный анализ [1].

Первый этап исследования был направлен на изучение восприятия детско-родительских отношений подростками. Данные о средней величине показателей детско-родительских отношений, полученные с помощью методики «Опросник социализации для школьников "Моя семья"» (ав -тор О. И. Мотков), указаны в табл. 1.

Анализируя данные, указанные в табл. 1, можно заметить, что большинство факторов в семейном воспитании у подростков положительно проявлены. Это в достаточной степени отражает адекватную родительскую позицию, которая характеризуется преобладанием таких особенностей детско-родительских отношений, как: гибкость методов воспитания, формирование у детей положительного отношения к школе и учителям, а также воспитания у них самостоятельности, инициативы. В целом это можно объяснить тем, что, по мнению подростков, в процессе воспитания родители проявляют готовность и способность ме-

нять стиль общения, способы воздействия на детей на различных этапах их взросления в зависимости от меняющихся условий жизни семьи, поощряют инициативу, формируют у них положительное отношение к процессу обучения.

Наименьший балл среднего значения у испытуемых наблюдается по фактору доминантности матери, отца или равного участия обоих родителей в воспитании. В соответствии с интерпретацией используемой методики полученный результат по данной шкале свидетельствует о том, что, по мнению большинства подростков, в воспитании доминирует мать. Испытуемые при принятии какого-либо решения советуются с ней, признают ее авторитет, ощущают большую эмоциональную привязанность к ней. Это может быть связано с тем, что в современном обществе роли между супругами в воспитании детей имеют некое своеобразие. На сегодняшний день женщины способны справляться не только с любой мужской работой, но и иметь решающий голос в семье. Разброс данных относительно средней величины показателей небольшой, о чем свидетельствуют значения стандартного отклонения. Отсюда можно утверждать, что группа является однородной.

Было проведено процентное распределение испытуемых в зависимости от уровней семейных взаимоотношений, представленное в табл. 2. Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что 85 % подростков воспринимают свои отношения с родителями в целом как благополучные (30, 55 %).

Таблица 1

Средняя величина восприятия детско-родительского взаимодействия подростками, баллы

Факторы детско-родительских отношений Среднее арифметическое значение Стандартное отклонение

Строгость(гибкость) воспитательных установок 9,30 2,66

Воспитание самостоятельности, инициативы 10,72 2,61

Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании 5,95 2,97

Отношение к школе, учителям 10,33 2,39

Жесткость (гибкость) воспитательных установок 10,93 2,97

Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые 9,72 2,22

Взаимопомощь в семье: наличие или отсутствие общих дел 10,22 2,30

Общность интересов 9,62 3,31

Таблица 2

Распределение семейных взаимоотношений по уровням, % общего числа испытуемых

Уровни семейных отношений

Благополучный Менее благополучный Удовлетворительный Неблагополучный

30,00 55,00 15,00 0,00

Это означает, что, по мнению большинства испытуемых, родители по отношению к ним применяют конструктивный стиль семейного воспитания, учитывают их индивидуальные особенности, включены в жизнь подростков. При поддержке подростков, эмоциональной близости с ними родители дают им возможность проявить самостоятельность в определенных ситуациях, при необходимости проявляют готовность помочь в решении проблем. Девять испытуемых (15 % общего числа опрошенных) оценивают уровень взаимоотношений в семье как удовлетворительный. Данный уровень можно охарактеризовать как процесс взаимодействия в семье, когда члены ячейки общества неактивно сотрудничают между собой — родители не стремятся удовлетворить потребности своих детей в общении, не уделяют им достаточного внимания, предъявляют завышенные требования к своим детям, что ведет к дезадаптации последних в социуме. Неблагополучный уровень семейных отношений у подростков полностью отсутствует, что говорит о положительной тенденции развития семьи как единой системы.

На втором этапе исследования осуществлялось измерение школьной тревожности в подростковом возрасте. Данные о средней величине школьной тревожности у подростков, полученные с помощью методики «Опросник школьной тревожности» (автор Б. Филлипс), представлены в табл. 3. Анализируя эти данные, можно обнаружить, что у испытуемых выражен такой фактор школьной тревожности, как страх не соответствовать ожи-

даниям окружающих. Это можно объяснить тем, что для изучаемой возрастной категории на первое место выступает система межличностных отношений, где подростки очень чувствительны к мнениям окружающих. Наиболее значимым для детей подросткового возраста является общение со сверстниками: они добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней. Так, в процессе обучения подростки ориентируются на внешние оценки со стороны окружения и в связи с этим испытывают сильную тревогу.

Высокие показатели стандартного отклонения делают необходимым расчет коэффициента вариации. Его показатели свидетельствуют о большой вариации в ответах по некоторым шкалам, о неоднородности группы. Это может быть связано с тем, что в подростковом возрасте школьная тревожность в большей степени обусловлена индивидуальными чертами личности. В процессе их формирования к данному периоду уже выработались защитные механизмы и коппинг-стратегии. Все перечисленные факторы могли повлиять на разнообразие ответов испытуемых по данным шкалам.

Было осуществлено процентное распределение школьной тревожности по уровням в подростковом возрасте (табл. 4). Анализируя данные табл. 4, можно обнаружить преобладание высокого уровня по фактору «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (38,33 %). Выраженность данного фактора означает ориентацию мальчиков и девочек на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревогу по поводу оценок,

Таблица 3

Средняя величина школьной тревожности в подростковом возрасте

Фактор тревожности Среднее арифметическое, баллы Стандартное отклонение, баллы Коэффициент вариации, %

Общая тревожность в школе 9,03 4,76 52,72

Переживание социального стресса 4,30 2,41 56,04

Фрустрация потребности в достижении успеха 5,32 2,26 42,48

Страх самовыражения 2,93 1,83 62,41

Страх ситуации проверки знаний 2,92 1,59 54,41

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2,85 1,38 48,27

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 1,67 1,53 91,54

Проблемы и страхи в отношениях с учителями 3,47 1,46 41,98

Общий индекс тревожности 24,20 9,18 37,93

Таблица 4

Распределение школьной тревожности по уровням в подростковом возрасте,

% общего числа испытуемых

Факторы тревожности Уровни тревожности

Нормальная Повышенная Высокая

Общая тревожность в школе 65,00 30,00 5,00

Переживание социального стресса 71,67 23,33 5,00

Фрустрация потребности в достижении успеха 68,33 30,00 1,67

Страх самовыражения 51,67 25,00 23,33

Страх ситуации проверки знаний 60,00 21,67 18,33

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 36,67 25,00 38,33

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 75,00 6,67 18,33

Проблемы и страхи в отношениях с учителями 78,33 20,00 1,67

Общий индекс тревожности 76,67 20,00 3,33

даваемых окружающими, ожидание негативных оценок в школе. Это можно объяснить тем, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте выступает межличностное общение. Помимо смены значимых лиц и перестройки отношений со взрослыми, подростки направлены на общение со сверстниками, позволяющее активно осваивать нормы, средства социального поведения, вырабатывать критерии оценки себя и других.

По остальным изучаемым факторам школьной тревожности у испытуемых преобладает нормальный уровень. Об этом свидетельствует доминирование нормальной тревожности по каждому из факторов и по интегральной шкале «общий индекс тревожности» (76,67 % общего числа испытуемых), характеризующей общее эмоциональное состояние ребенка. Это означает, что большинство испытуемых, находясь в школе, не испытывают тревожности, препятствующей нормальному общению и личностному развитию.

На третьем этапе исследования осуществлялся статистический расчет взаимосвязи между школьной тревожностью и восприятием детско-роди-тельских отношений подростками с помощью метода линейной корреляции Пирсона. Данные о показателях достоверности взаимосвязи восприятия детско-родительских отношений со школьной тревожностью у подростков представлены в табл. 5. Здесь можно обнаружить наличие достоверной взаимосвязи между факторами школьной тревожности и восприятием детско-родительского взаимодействия у подростков. Следует отметить, что все выявленные взаимосвязи носят обратно пропорциональный характер.

Общая тревожность подростков в школе взаимосвязана с такими показателями детско-роди-

тельских отношений, как строгость (гибкость) воспитательных установок, жесткость (гибкость) методов воспитания, взаимоотношения в семье (недружеские или теплые). Это означает, что при преобладании у родителей подростков гибкости воспитательных установок, гибкости методов воспитания, выраженности теплых семейных взаимоотношений общая тревожность в школе снижается, что приводит в норму общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы (и наоборот).

Достоверная взаимосвязь выявлена между переживанием социального стресса как проявлением школьной тревожности и следующими факторами отношений родитель-ребенок: строгость (гибкость) воспитательных установок, жесткость (гибкость) методов воспитания, взаимопомощь в семье (наличие или отсутствие общих дел), общность интересов. Это говорит о том, что при малой степени общности интересов между родителями и ребенком, избрании родителями строгости воспитательных установок, жесткости методов воспитания, отсутствии взаимопомощи в семье в школе подросток будет испытывать социальный стресс, в связи с чем возникнут затруднения в развитии социальных контактов (и наоборот). С данными факторами детско-родительских отношений взаимосвязан страх самовыражения в ситуации школы как проявление тревожности. Это означает, что гибкость родительской позиции, теплые взаимоотношения в семье, общность интересов снижают страх самовыражения, а также негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (и наоборот).

Показатели достоверности взаимосвязи школьной тревожности с восприятием детско-родительских отношений подростками

Факторы школьной тревожности Факторы детско-родительских отношений

Строгость (гибкость) воспитательных установок Воспитание самостоятельности, инициативы Доминантность матери, отца, или равное участие обоих родителей в воспитании Отношение к школе, учителям Жесткость (гибкость) методов воспитания Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые Взаимопомощь в семье: наличие или отсутствие общих дел Общность интересов Общий уровень семейных отношений

Общая тревожность в школе -0,32* -0,10 -0,18 -0,18 -0,35* -0,35* 0,02 -0,18 -0,37*

Переживание социального стресса -0,39* -0,14 -0,02 0,03 -0,31* -0,22 -0,31* -0,42* -0,39*

Фрустрация потребности в достижении успеха -0,48* -0,09 0,05 -0,29* -0,46* -0,30* 0,07 -0,44* -0,45*

Страх самовыражения -0,47* -0,21 -0,14 -0,05 -0,34* -0,40* -0,25 -0,32* -0,44*

Страх ситуации проверки знаний -0,25 -0,05 -0,37* -0,03 -0,23 -0,33* 0,01 -0,20 -0,34*

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих -0,23 0,02 -0,23 0,02 -0,20 -0,45* -0,02 -0,22 -0,28*

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу -0,20 0,03 0,03 -0,41* -0,34* -0,29* 0,02 -0,15 -0,29*

Проблемы и страхи в отношениях с учителями -0,34* -0,01 -0,07 -0,12 -0,38* -0,32* 0,16 -0,25 -0,32*

Общий индекс тревожности -0,52* -0,14 -0,13 -0,20 -0,48* -0,47* -0,10 -0,41* -0,53*

* Взаимосвязь достоверна при р < 0,05.

Обнаруживается наличие взаимосвязи между доминированием в семье одного из родителей (или равное участие обоих родителей) в воспитании и страхом ситуации проверки знаний как проявлением тревожности в школе. Отсюда следует, что при участии обоих родителей в воспитании у подростка понижается тревожность в процессе обучения, связанная с контролем знаний учителем. При доминировании одного из родителей в воспитательном процессе этот фактор тревожности повышается и оказывает негативное воздействие на психику ребенка подросткового возраста. Это можно объяснить тем, что в воспитательном процессе каждый из родителей вносит определенный вклад в развитие личности ребенка, выполняя функции, присущие роли каждого из них (матери/ отца). Таким образом, неравномерное распределение обязанностей в воспитании подростка может привести к возникновению у него тревоги при проверке знаний в школе. Кроме того, страх ситуации проверки знаний взаимосвязан с характером взаимоотношений (недружеские или теплые) между родителями и детьми-подростками.

Наибольшее количество взаимосвязей наблюдается между фрустрацией потребности в достижении успеха как проявлением школьной тревожности и факторами детско-родительских отношений: строгость (гибкость) воспитательных установок, жесткость (гибкость) методов воспитания, отношение к школе, учителям, общность интересов. Это означает, что неблагоприятный фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, как проявление школьной тревожности, больше, чем остальные ее факторы, связан с восприятием подростками своих отношений с родителями. Это можно объяснить тем, что в подростковом возрасте значимыми являются безусловное принятие ребенка родителями вне зависимости от имеющихся ожиданий и конкретных успехов, эмоциональная близость, поддержка со стороны родителей. Это определяет степень стремления подростка достигать успеха в различных ситуациях.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями как проявление школьной тревожности взаимосвязаны со строгостью (гибкостью) воспитательных установок, жесткостью (гибкостью) методов воспитания, взаимоотношениями в семье (недружеские или теплые) как факторами детско-родительских отношений. Таким образом, отношения с учителями, сопровождаемые тревогой у подростков, возникают при выраженности в родительской позиции

строгости воспитательных установок, жесткости методов воспитания, сложившихся недружеских отношениях с родителями. Поэтому умение родителей подстраивать способы воздействия на ребенка с учетом меняющихся условий, использование эффективных методов воспитания и взаимоотношения, основанные на доверии и эмоциональной поддержке, способствуют нормальному общению подростков с учителями.

Такой фактор школьной тревожности, как низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, коррелирует с жесткостью (гибкостью) методов воспитания, взаимоотношениями в семье (недружеские или теплые), формированием отношения к школе и учителям родителями у подростков как факторами детско-родительских отношений.

Вследствие этого можно заметить взаимосвязь общего уровня семейных взаимоотношений со всеми изучаемыми факторами тревожности, которая также носит обратно пропорциональный характер. Это говорит о том, что при повышении общего уровня семейных взаимоотношений уровень школьной тревожности у подростков снижается, и наоборот.

Отсюда можно сделать вывод, что то, как подростки воспринимают свои отношения с родителями, во многом определяет специфику их тревожности.

Четвертый этап исследования был направлен на изучение характерной структуры восприятия детско-родительских отношений и школьной тревожности в подростковом возрасте. Данные, полученные с помощью факторного анализа, о восприятии детско-родительских отношений и школьной тревожности у подростков, представлены в табл. 6, по которой можно заметить, что испытуемые имеют характерные черты, выраженные в трех факторах.

Первый фактор— общая тревожность. Он включает такие шкалы, как: общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, общий индекс тревожности. Это означает, что для данных подростков наиболее значимым является эмоциональное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь школы, интенсивность переживания тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений и способность на физиологическом уровне противостоять стрессу (адекватно реагировать на тревожные факторы среды).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй фактор — гибкость родительской позиции. Он включает в следующие шкалы: строгость

Таблица 6

Факторный анализ школьной тревожности и восприятия детско-родительских отношений подростками

Показатель Факторы

1 2 3

Общая тревожность в школе 0,91 -0,10 0,00

Переживание социального стресса 0,07 -0,62 0,01

Фрустрация потребности в достижении успеха 0,39 -0,53 0,42

Страх самовыражения 0,43 -0,50 -0,10

Страх ситуации проверки знаний 0,89 0,01 -0,19

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 0,69 -0,15 -0,15

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 0,77 -0,10 0,29

Проблемы и страхи в отношениях с учителями 0,65 -0,21 0,29

Общий индекс тревожности 0,81 -0,46 0,10

Строгость (гибкость) воспитательных установок -0,23 0,79 0,06

Воспитание самостоятельности, инициативы 0,10 0,50 -0,07

Доминантность матери, отца, или равное участие обоих родителей в воспитании -0,27 0,10 0,76

Отношение к школе, учителям -0,16 0,18 -0,60

Жесткость (гибкость) методов воспитания -0,28 0,72 -0,09

Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые -0,43 0,47 0,28

Взаимопомощь в семье: наличие или отсутствие общих дел 0,11 0,50 0,58

Общность интересов -0,13 0,67 -0,05

Общий уровень семейных взаимоотношений -0,29 0,87 0,18

Вес фактора 0,26 0,24 0,10

(гибкость) воспитательных установок, жесткость (гибкость) методов воспитания, общий уровень семейных взаимоотношений. Это означает, что испытуемые в большей степени оценивают умение родителей подстраивать способы воздействия на них в воспитании с учетом меняющихся условий, подбирать эффективные методы воспитания с меньшим упором на наказания и с большим на поощрения и исходя из этого воспринимают уровень взаимоотношений в семье как благополучный.

Третий фактор — доминирование матери в воспитании. Это говорит о том, что испытуемые отмечают значимость материнской позиции, признают ее авторитет, советуются с ней при принятии решений, ощущают большую эмоциональную близость к ней.

Таким образом, гипотеза в исследовании подтвердилась. Школьная тревожность и восприятие детско-родительских отношений у подростков взаимосвязаны, и имеют характерную структуру.

Выводы:

1. В подростковом возрасте большинство факторов детско-родительских отношений проявляются положительно. По мнению подростков, родительская позиция характеризуется преобладанием гиб-

кости методов воспитания, формированием у испытуемых положительного отношения к школе и учителям, а также воспитанием у них самостоятельности, инициативы. Испытуемые воспринимают уровень взаимоотношений в семье в целом как благополучный (85 %).

2. У мальчиков и девочек выявлен высокий уровень школьной тревожности по фактору «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (38,33 % общего числа испытуемых). По остальным изучаемым факторам у подростков доминирует нормальный уровень тревожности в ситуации школы.

3. Выявлена достоверная взаимосвязь восприятия детско-родительских отношений со школьной тревожностью в подростковом возрасте. Таким образом, общая тревожность в школе взаимосвязана с жесткостью (гибкостью) методов воспитания, строгостью (гибкостью) воспитательных установок, а также с воспитанием у мальчиков и девочек самостоятельности, инициативы. Переживание ситуации стресса как проявление школьной тревожности взаимосвязано со строгостью (гибкостью) воспитательных установок, жесткостью (гибкостью) методов воспитания,

взаимоотношениями в семье, общностью интересов. С данными факторами детско-родительских отношений взаимосвязан и страх самовыражения в ситуации школы как проявление тревожности. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу коррелирует с жесткостью (гибкостью) методов воспитания, взаимоотношениями в семье (недружеские или теплые), формированием отношения к школе и учителям родителями у испытуемых. Фрустрация потребности в достижении успеха взаимосвязана со строгостью (гибкостью) воспитательных установок, жесткостью (гибкостью) методов воспитания, отношением к школе и учителям, общностью интересов. Взаимосвязь обнаружена между доминированием в семье одного из родителей и страхом ситуации проверки знаний. Проблемы и страхи в отношениях с учителями взаимосвязаны со строгостью (гибкостью) воспитательных установок,

жесткостью (гибкостью) методов воспитания, взаимоотношениями в семье (недружеские или теплые). Вследствие этого обнаруживается взаимосвязь общего уровня семейных отношений со всеми изучаемыми факторами тревожности. Все обнаруженные взаимосвязи носят обратно пропорциональный характер.

4. Было обнаружено, что испытуемые имеют характерные черты, выраженные в трех факторах. Первый — общая тревожность — включает в себя следующие шкалы: общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, общий индекс тревожности. Второй фактор — гибкость родительской позиции — включает в себя шкалы: строгость (гибкость) родительской позиции, жесткость (гибкость) методов воспитания, общий уровень семейных отношений. Третьим фактором выступает доминирование матери.

Список литературы

1. Быструшкина, Н. Г. Математические методы в психологии / Н. Г. Быструшкина. — Челябинск : Изд-во ЧФ УРАО, 2014. — 72 с.

2. Васильева, Т. И. Психологический аспект формирования самосознания, самооценки личностной и профессиональной самоэффективности в юношеском возрасте / Т. И. Васильева // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований : материалы междунар. науч.-практ. конф., Челябинск — Москва, 29—30 окт. 2018 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. — Челябинск : ЧИППКРО, 2018. — С. 57—63.

3. Тревога и тревожность : хрестоматия / С. Кьеркегор [и др.]. — М. ; Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 240 с.

4. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. — М. : Просвещение, 2006. — 291 с.

Сведения об авторе

Понкратова Евгения Евгеньевна — педагог-психолог ГБУ ДО «Дворец учащейся молодежи "Смена"», Челябинск, Россия. soi@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2019. № 1—2 (5—6). P. 44—52.

RESEARCH OF THE RELATIONSHIP OF PERCEPTION OF CHILD-PARENT RELATIONS WITH SCHOOL ANXIETY

IN TEENAGERS

E.E. Ponkratova

State Budgetary Educational Institution of extended education Palace of Culture for pupils "Smena",

Chelyabinsk, Russia. soi@csu.ru

The article sets forth ideas regarding the specifics of the relationship between school anxiety and the perception of parent-child relationships in adolescents; it has been suggested that there are three factors ("General anxiety", "Parental position flexibility", "Mother dominance") in determining the structure of these phenomena.

Keywords: parent-child relationships, school anxiety, the nature and structure of the relationship, factor analysis.

References

1. Bystrushkina N.G. Mathematical methods in psychology. Chelyabinsk, 2014. 72 p.

2. Vasilieva T.I. The psychological aspect of the formation of self-consciousness, self-esteem of personal and professional self-efficacy in adolescence. Education of a person in the era of global transformations: materials Int. scientific-practical conf., Chelyabinsk — Moscow, October 29-30, 2018; under the editorship of A.V. Kis-lyakova, A.V. Shcherbakova. Chelyabinsk, CHIPPKRO, 2018. Pp. 57-63.

3. Kierkegaard S. [et al.]. Anxiety and anxiety: anthology. Moscow, Saratov, PER SE, IP Air Media, 2019. 240 p.

4. Jacobson P.M. The emotional life of a schoolboy. Moscow, Education, 2006. 291 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.