УДК 159.9.072.432
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ
Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Дмитрий Владимирович Гандер, доктор психологических наук, профессор, Российский новый университет, г. Москва; Николай Дмитриевич Лысаков, доктор психологических наук, профессор, Александр Валентинович Коробовский, преподаватель, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Аннотация
Введение. В статье приведены данные по исследованию взаимосвязи темперамента и стрес-соустойчивости у футболистов студенческой футбольной команды. Целью проводимого исследования является выявление взаимосвязи темперамента и стрессоустойчивости у футболистов студенческой команды. Методы и организация исследования - эмпирический метод с использованием психологических диагностических методик: Т. Холмса и Р. Раге; В. Ю. Рыбникова «Прогноз»; Яна Стреляу «Методика диагностики темперамента Стреляу»; «Опросник структуры темперамента» В.М. Русалова; «личностный опросник Г. Ю. Айзенка EPQ-R». Математические методы исследования корреляционный и регрессионный анализ. Возраст юношей находился в диапазоне от 18 до 23 лет; М=21,57; SD=0,298. Результаты исследования. Обнаружена статистически значимая (р <0,01) отрицательная корреляционная связь между такими компонентами темперамента, как «темп или скорость», «экстраверсия-интроверсия», «нейротизм» и стрессоустойчивостью (-0,476, -0,569 и -0,473 соответственно). Для подтверждения выявленной связи между компонентами темперамента и стрессоустойчивостью, и оценки ее значения для предвидения поведения футболиста на поле в трудных ситуациях спортивной борьбы с целью нивелирования его неадекватных действий, был проведен регрессионный анализ, который показал те компоненты темперамента, которые могут являться предикторами стрессоустойчивости спортсменов. Таковыми являются: «темп или скорость» и «экстраверсия-интроверсия». Вывод. Поведение футболиста в трудных ситуациях спортивной борьбы, а именно его стрессоустойчивость, определяется компонентами его темперамента и зависит, как показало исследование, от «темпа или скорости» функционирования нервной системы, который позволяет спортсмену правильно оценивать сложную ситуацию и принимать адекватное решение, и «экстраверсия-интроверсия», позволяющая разумно сочетать, как индивидуальные, так и коллективные действия, которые направлены на достижение результата.
Ключевые слова: темперамент, стрессоустойчивость, взаимосвязь, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p438-442
. STUDY OF TEMPERAMENT AND STRESS RESISTANCE RELATIONSHIP AT STUDENTS TEAM FOOTBALL PLAYERS
Angela Valerievna Romanova, the candidate of psychological science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Dmitry Vladimirovich Gander, the doctor of psychological science, professor, Russian New University, Moscow; Nikolay Dmitrievich Lysakov, the doctor of psychological science, professor, Alexander Valentinovich Korobovsky, the teacher, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow
Abstract
Introduction. The article provides data on the study of the relationship between temperament and stress resistance at football players of a student football team. The aim of the study is to identify the relationship between temperament and stress resistance in football players of the student team. Research methods and organization empirical with the use of psychological diagnostic techniques: T. Holmes and R. Rage; V.Yu. Rybnikova "Forecast"; Yana Strelyu "Methods for diagnosing Strelyau's temperament"; "Questionnaire of the structure of temperament" V.M. Rusalov; "Personality questionnaire of G.Yu. Ey-senck EPQ-R". Mathematical research methods correlation and regression analysis. The age of the boys
ranged from 18 to 23; M = 21.57; SD = 0.298. Research results. A statistically significant (p < 0.01) negative correlation was found between such components of temperament as "pace or speed", "extraversionintroversion", "neuroticism" and stress resistance (-0.476, -0.569 and -0.473, respectively). To confirm the revealed connection between the components of temperament and stress resistance, and to assess its significance for predicting the behavior of a football player on the field in difficult situations of wrestling in order to level his inadequate actions, a regression analysis was carried out, which showed those components of temperament that can be predictors of athletes' stress resistance. These are: "pace or speed" and "extraversion-introversion". Conclusion. The behavior of a football player in difficult situations of wrestling, namely his stress resistance, is determined by the components of his temperament and depends, as the study has shown, on the "pace or speed" of the functioning of the nervous system, which allows the athlete to correctly assess a difficult situation and make an adequate decision, and "extraversion- introversion", which allows you to intelligently combine, both individual and collective actions, which are aimed at achieving a result.
Keywords: temperament, resistance to stress, interconnection, students.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в эмпирической составляющей современной психологии актуализируется проблема темперамента и его связи с стрессоустойчивостью. Взаимовлияния темперамента и стресса проявляются в зоне, в которой проложена граница связи организма человека и его, не материализуемых свойств.
Под темпераментом человека мы понимаем комплекс эволюционно врожденных свойств его психики, от которых зависит вектор, в первую очередь, индивидуальной психической деятельности, скорость ее возникновения, устойчивость и интенсивность психических процессов и т.п. Темперамент влияет на эмоциональность и другие свойства личности.
В понятие стрессоустойчивость мы вкладываем смысл понимания ее, как способности человека переносить вызванные внутренними и внешними условиями психологические и физические стрессовые нагрузки без существенного нарушения его психического здоровья.
В основу нашего исследования легли следующие направления изучения темперамента: факторно-аналитический и поведенческий. Кроме того, в темпераменте нами определены ведущие компоненты, которые можно отнести к базовым сферам активности личности, ее моторики и эмоциональности. В первую очередь, социально-значимая (профессиональная) деятельность, мышечная и речевая моторика, эмоциональная лабильность [1, 3, 4, 7].
В теоретическую основу стрессоустойчивости положена интегративная модель стресса, которая предполагает предпочтение личностью той стратегии поведения для предотвращения стресса, которая является адекватной в сложившейся ситуации. В феномене «стрессоустойчивость» мы так же выделили многоструктурный компонент - степень сопротивляемости стрессу [2, 5, 6].
Исходя из выдвинутых теоретических положений, можно выявить взаимосвязь и взаимовлияние отдельных компонентов темперамента и стрессоустойчивости.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для получения показателей компонентов, характеризующих склонность спортсмена к определенному типу темперамента и уровень его стрессоустойчивости, нами использовался эмпирический метод, основу которого составили следующие методики:
- методика американских психиатров Т. Холмса и Р. Раге (Thomas Holmes, Richard Rahe) в адаптации Н.Е. Водопьяновой, позволяющая диагностировать стрессоустой-чивость у людей, в том числе, связавших свою жизнь со спортом;
- методика В.Ю. Рыбникова «Прогноз», выполненная в форме анкеты, позволяющей одновременно опросить большое количество респондентов и, ориентировочно, ди-
агностировать у них признаки нервно-психической неустойчивости и оценить с определенной долей вероятности их проявление в ходе спортивной деятельности;
- методика польского психолога Яна Стреляу (Jan Strelau) «Методика диагностики темперамента Стреляу», адаптированная Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелевым, позволяющая, на основе регулятивной теории темперамента И. П. Павлова, выявить уровень силы процессов возбуждения - торможения и подвижности нервных процессов, рассчитать показатель соотношения (уравновешенность) нервных процессов возбуждения и торможения;
- методика «Опросник структуры темперамента» В.М. Русалова, позволяющая диагностировать темпераментные особенности личности и на основе сравнения показателя, характеризующего какое-либо свойство темперамента, выраженное в определенных компонентах, с типичными сочетаниями показателей этих особенностей, сделать заключение о доминирующем типе темперамента респондента;
- методика «личностный опросник Г. Ю. Айзенка EPQ-R», разработанная британскими психологами Гансом Айзенком и Сибилой Айзенк (Hans Eysenck, Sybil B.G. Eysenck), в которой использованы адаптированные А. Г. Шмелевым фрагменты личностного опросника Г. Айзенка «EPI», позволяющая выявить у человека доминирующий темперамент по классификации И.П. Павлова на основе таких показателей личностных качеств, как экстраверсия-интроверсия и нейротизм.
Математическими методами исследования явились корреляционный и регрессионный анализ.
В исследовании приняло участие 30 футболистов Московского государственного педагогического университета, заявленных на участие в XXXIII МССИ по мини-футболу второго дивизиона сезона 2020-2021 года. Возраст респондентов варьируется в пределах 18-23 лет, средний возраст - 21,57 года. Опрос респондентов проводился в процессе тренировок в 2020 году.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследования по методике Т. Холмса и Р. Раге показали, что высокая степень сопротивляемости стрессу выявлена у 66% респондентов, 12% диагностируемых показали большую степень сопротивляемости стрессу и 22% пороговую (среднюю) степень.
Результаты исследования по методике оценки НПУ «Прогноз» В. Ю. Рыбникова по выявлению признаков нервно-психической устойчивости футболистов показали, что 88% респондентов имеют хорошую нервно-психическую устойчивость, 12% - высокую, неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость не выявлена ни у одного респондента.
Исследования по методике Г.Ю. Айзенка, позволяющей определить доминирующий тип темперамента диагностируемого, который может проявиться при попадании его в трудные спортивные ситуации и «Методика диагностики темперамента» Я. Стреляу показали следующее: футболисты с доминированием темперамента сангвиника составляют, соответственно, 78% и 78,1% выборки; с доминированием темперамента флегматика -13% и 12,5%, с доминированием темперамента холерика - 6% и 6,3%, с доминированием темперамента меланхолика - 3% и 3,1%.
Исследования по методике В.М. Русалова «Опросник структуры темперамента» показали, что доминирующим темпераментом «сангвиник» обладают 78,3% респондентов, «холерик» - 9,5% «флегматик» - 9,1%, «меланхолик» - 3,1%
Для выявления значимой (уровень не более 0,01) взаимосвязи показателей, характеризующих темперамент и уровень стрессоустойчивости диагностируемых футболистов по программе IMB SPSS 27, использовался критерий корреляции Спирмена. Корреляция значима на уровне не более 0,01.
Значимая на уровне не более 0,01 корреляционная связь показателей темперамента и стрессоустойчивости показана в таблице 1.
Таблица 1 - Коэффициенты корреляции показателей темперамента и стрессоустойчиво-сти
Темп или скорость Экстраверсия-Интроверсия Нейротизм
Сопротивляемость стрессу (стрессоустойчивость) -0,476 -0,569 -0,473
Анализ таблицы 1 показывает, что у спортсменов-футболистов выявлена отрицательная корреляционная связь (-0,476) т.е., чем чаще и с более высокой скоростью они совершают необходимые в трудной ситуации движения, тем больше они способны сделать технических ошибок, тем ниже степень сопротивляемости стрессу (высокая степень стрессовой нагрузки возникает у спортсмена из-за кажущейся возможности совершить ошибку, сделать не верное движение). Выявлена отрицательная корреляционная связь (0,569) стрессоустойчивости с такими ведущими компонентами личности футболиста как «экстраверсия-интроверсия». Это может говорить о том, что спортсмен не должен во всем полагаться только на команду или только на себя, иначе он будет неуверенно действовать в сложной ситуации и принимать не грамотные и не правильные решения для дальнейшего продолжения атаки или обороны. Чем выше эмоциональная неустойчивость (нейротизм) спортсмена-футболиста, которая может проявляться, например, в избыточной грубости по отношению к судьям или игрокам противника, неустойчивости психики при выполнении пенальти, плохой адаптации к сложным ситуациям, складывающихся в ходе матча, тем менее он стрессоустойчив. Этот факт подтверждается коэффициентом корреляции (-0,473).
Чтобы выявить, какие компоненты темперамента наиболее весомо влияют на стрессоустойчивость спортсменов-футболистов и способны играть роль предикторов, нами осуществлен регрессионный анализ, результаты которого представлены в таблице 2. Таблица 2 - Показатели регрессионного анализа стрессоустойчивости и компонентов
Стрессоустойчивость Я-квадрат Критерий автокорреляций Дурбина-Уотсона
Экстраверсия-Интроверсия р=-0,735 р<0,001 0,684 1,527
Темп или скорость р=-0,289 р=0,01
Экстраверсия-интроверсия и быстрота движений (темп или скорость), которые выступают в данном исследовании одним из компонентов темперамента, связанных с психологическим фактором рефлексии собственного поведения в ходе матча при выполнении необходимых действий с целью выполнения тактических задач, поставленных тренером, - стрессоустойчивостью, отрицательно и значимо влияют на нее (Р=-0, 735, р<0,001; р=-0,289, р=0,01 соответственно). При этом 68,4% изменчивости стрессоустойчивости объясняется влиянием на нее таких компонентов темперамента, как «экстравер-сия-интроверсия» и «темп или скорость».
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования была обнаружена значимая (р < 0,01) отрицательная связь сопротивляемости стрессу (стрессоустойчивость) к таким компонентам темперамента, как «темп или скорость», «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм».
Кроме корреляционного, был осуществлен регрессионный анализ, который показал, что такие компоненты темперамента, как «темп или скорость» и «экстраверсия-интроверсия» могут выступать предикторами стрессоустойчивости.
Результаты данного исследования могут быть полезны спортивным психологам, психологам, работающим в профессиях повышенного риска.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гандер Д.В. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Д.В. Ган-дер // Психология обучения. - 2014. - № 10. - С. 73-79.
2. Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 350-356.
3. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.
4. Технико-тактические действия у футболистов студенческих команд различного игрового амплуа / Н. Д. Лысаков, К.В. Троянов, Р.Б. Краснов, Н.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 250-254.
5. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов экстремальным ситуациям / О.Н. Логинов, А.Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.
6. Шарагин В.И. Диагностика мотивационной сферы студентов как путь определения психологических проблем мотивации учебной деятельности / В. И. Шарагин, В. С. Иванов // Психология обучения. - 2018. - № 6. - С. 14-26.
7. Эффективность - перспективное направление развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. / Кудинова В.А., Лысаков Н.Д., Карпов В.Ю., Кудинов А.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 228-232.
REFERENCES
1. Gander, D.V. (2014), "Psychological support of professional activity", Psychology of education, No.10, pp.73-79.
2. Boldov, A.S., Gusev, A.V, Karpov, V.Yu., Sharagin, VI. and Klimova, L.Yu. (2018), "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution students relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350-356.
3. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Personality self-assessment as defining factor of athlete's motivation sphere", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.
4. Lysakov, N.D., Troyanov, K.V., Krasnov, R.B. and Kirillova, N.V. (2021), "Technical and tactical actions for student's football team players of different playing roles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 250-254.
5. Loginov, O.N., Volobuev, A.L., Karpov, V.Yu. and Romanova, A.V. (2015), "Physical culture and sport in the formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 102-06.
6. Sharagin, V.I. and Ivanov, V.S. (2018), "Diagnostics of the motivational sphere of students as a way of determining the psychological problems of motivation for educational activities", Psychology of education, No. 6, pp. 14-26.
7. Kudinova, V.A., Lysakov, N.D., Karpov, V.Yu. and Kudinov, A.A. (2021), "Efficiency is a prospective direction for the development of physical culture and sports in the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 228-232.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2021
УДК 159.9:796.966
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОК НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО
МАСТЕРСТВА
Наталья Николаевна Романова, кандидат педагогических наук, Артур Рустамович Надргулов, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры,
Челябинск