Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи локуса контроля и рефлексивности у субъектов образовательного процесса'

Исследование взаимосвязи локуса контроля и рефлексивности у субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУБЪЕКТОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / LOCUS OF CONTROL / REFLEXIVITY / RESPONSIBILITY / SUBJECT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарева Валентина Борисовна

В статье представлены основные характеристики феномена локуса контроля в образовательной деятельности, где локус контроля анализируется как главенствующая позиция при принятии решения и регулирования активности. Принятие ответственности за события в жизни даёт возможность субъекту обучения координировать не только образовательную деятельность, но и другие сферы, такие как, например, межличностное общение и другие. Выявлены взаимосвязи локуса контроля и рефлексивности у студентов социологического направления. Установлена прямая взаимосвязь между общей интернальностью и системной рефлексией, а также обратная взаимосвязь между интернальностью в сфере межличностных отношений и интроспекцией. Локус контроля характеризуется как принятие ответственности, которое, в свою очередь, даёт субъекту образовательного процесса возможность применить свои усилия и действовать в соответствии с намеченными целями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the relationship of the locus of control and reflexivity in subjects of the educational process

The main characteristics to a locus of control phenomenon in educational activity where the locus of control is analysed as the predominating position at decision-making and regulations of the activity are presented in the article. Accepting liability for events in life gives the chance to the subject of training to coordinate not only educational activity, but also the others as, for example, the sphere of interpersonal communication and so on. Interrelations of a locus of control and reflexivity at students of the sociological direction are revealed. The direct interrelation between the general internality and a system reflection and also the return interrelation between internality in the sphere of the interpersonal relations and an introspektion is established. The locus of control is characterised as accepting liability which in turn allows the subject of educational process to apply the efforts and to work according to the purposes.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи локуса контроля и рефлексивности у субъектов образовательного процесса»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-65-67 УДК 378

Токарева Валентина Борисовна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

valya.tokareva@bk.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье представлены основные характеристики феномена локуса контроля в образовательной деятельности, где локус контроля анализируется как главенствующая позиция при принятии решения и регулирования активности. Принятие ответственности за события в жизни даёт возможность субъекту обучения координировать не только образовательную деятельность, но и другие сферы, такие как, например, межличностное общение и другие. Выявлены взаимосвязи локуса контроля и рефлексивности у студентов социологического направления. Установлена прямая взаимосвязь между общей интернальностью и системной рефлексией, а также обратная взаимосвязь между интернальностью в сфере межличностных отношений и интроспекцией. Локус контроля характеризуется как принятие ответственности, которое, в свою очередь, даёт субъекту образовательного процесса возможность применить свои усилия и действовать в соответствии с намеченными целями.

Ключевые слова: локус контроля, интернальность, экстернальность, рефлексивность, ответственность, субъект образовательного процесса.

Проблема личности всегда была одной из центральных в педагогике, а проблему развития личности можно назвать одной из главных в педагогической теории и практике. Развитие личности на протяжении её жизненного пути происходит под влиянием различных обстоятельств. Одним из таких обстоятельств, которые могут воздействовать на личность, является макрофакторы. К ним относятся школа, университет и другие учебно-воспитательные учреждения. Макрофакторы играют определяющую роль в развитии личности, так как их воздействие осуществляется через изменение самосознания самого субъекта.

Образование в современном обществе является неотъемлемой частью развития и становления личности, поэтому одной из его задач на сегодняшний день считается вопрос изменения личности специалиста, а также осознание и переживание субъектом образования той реальности, в которой он живет.

Изменение отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой у каждого субъекта образования происходит в процессе активного включения, которое может происходить через такой особый вид внутреннего диалога, как рефлексия.

В образовании для развития профессиональной деятельности будущему специалисту необходимо иметь ряд особых компетенций, которые позволяют ему выделиться из целого ряда специалистов. Особый род компетенций представляют метаком-петенции, являющиеся интегративными характеристиками субъекта и включающие в качестве базового качества рефлексию как механизм высших уровней развития познания.

Рефлексия у субъекта в образовании может выступать в качестве многоаспектного и унитарного процесса. Свидетельство этому наличие множества систем рефлексивных процессов, которые соединяются в специфический класс всей системы процессов. Свою процессуальность рефлексия может проявлять в гетерогенном характере процес-

суальных форм, которые являются решением для разгадки механизмов самого процесса рефлексии. Кроме того, существуют различные процессуальные выражения, по мнению А.В. Карпова, включающие самоощущение, самовосприятие, аутопред-ставление, а также мышление о мышлении [2]. Особенность рефлексии заключается в том, что все входящие в её состав процессы выровнены и не превозносятся над другими.

Анализ специализированной литературы показал, что рефлексия может выступать в различных формах: социорефлексия, ауторефлексия, эмоциональная и когнитивная рефлексия. Каждая приравнивается к интегральным метапроцессам, синтезируемым в регулятивной и когнитивной рефлексии, которая способствует осознанию своего профессионального взросления и является основной составляющей профессионального самоопределения субъектов образования [1].

Наличие взаимосвязи рефлексивности и локуса контроля у разных авторов характеризует личность с субъектной позицией, позволяющей ей самостоятельно структурировать своё бытийное пространство, определять его границы и регулировать их сохранность, осуществлять контроль «пограничных» ситуаций [4]. Возможность субъекта осознавать и контролировать процесс своей активности и, исходя из этого, преобразовывать своё пространство является одной из характеристик феномена локуса контроля. В организации деятельности субъектом при принятии решения и регулировании своей активности локус контроля занимает главенствующую позицию. Принятие ответственности за события в жизни даёт возможность субъекту обучения координировать не только образовательную деятельность, но и остальные, например, сферу межличностного общения и другие.

Диагностический аппарат нашего исследования составила методика «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной,

© Токарева В.Б., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

65

ПСИХОЛОГИЯ

А.М. Эткинда [5], которая позволяет диагностировать следующие показатели: общая интернальность, интернальность в области достижения успеха, избегания неудач, в области межличностных отношений, в производственной деятельности, интернальность в области семейных отношений и области здоровья. В исследовании приняли участие 50 человек, студенты ЯГПУ им. К. Д. Ушинского по специальности «Организация работы с молодежью» и «Социальная работа» в возрасте от 19 до 21 года.

Многие учёные, трактуя взаимосвязь способов существования субъекта и его рефлексии, выделяют два аспекта. Например, С.Л. Рубинштейн видит сущность первого аспекта в том, что человек, находясь внутри жизни и осуществляя оценку событий, относит её непосредственно к явлениям протекающих процессов. В этом случае рассмотрение жизненного сценария не происходит над самой жизнью. Данную точку зрения также разделяет В.В. Розанов, говоря в этом случае о бессознательном субъекта. В первом случае его сознание не направляет активность субъекта, а только присутствует как пособие для деятельности, координируя причины и протекая как природный процесс. Второй аспект характеризуется прерыванием природного процесса и более высокой степенью осознанности, где сознание приобретает ведущую роль: оно выбирает способы реагирования, соотносит возможности человека для выполнения того или иного действия. Представленные аспекты раскрывают также сущность феномена локуса контроля, где экстернальный локус контроля говорит о том, что субъект деятельности будет приписывать свои успехи и неудачи случайности, не осознавая своей роли в деятельности, а интернальный локус кон -троля у субъекта, наоборот, будет говорить об обратном - осознавая свои действия и рефлексируя, субъект будет порождать активность, направляя её в определенное русло.

Выявленная взаимосвязь обшей интерналь-ности и системной рефлексии (U = 0,34, p = 0,05) подтверждает теоретические предположения о взаимодействии двух процессов у субъекта, наделяя оба процесса первостепенной важностью в принятии решений и в последующих действиях. В образовательном процессе необходимо прикладывать усилия для получения знаний, умений и навыков, поэтому, осознавая ответственность за происходящее, субъект образовательного процесса выстраивает дальнейшие действия, направляя свою активность по определённой поведенческой траектории.

Низкий уровень интроспекции показывает обратную взаимосвязь с интернальным локусом контроля, которая может объясняться тем, что при приглушённой сосредоточенности субъекта образовательного процесса на своих переживаниях, собственных состояниях, возрастает чувство ответственности за отрицательные события, ситуа-

ции. По этой причине при дальнейших неудачах субъект образовательного процесса будет пытаться абстрагироваться от негативных эмоций, стараясь действовать более активно, концентрируясь на возможности проявить себя.

Под рефлексией мы понимаем способность ума наблюдать за собственными мыслями, и таким образом влиять на их ход. При этом наблюдение даёт возможность производить дальнейшие умственные действия, в том числе и определять место испытуемого на шкале ценностей. Отсюда следует и ценность самой рефлексии в гуманистической педагогике. Наличие обратной взаимосвязи высокого уровня интернальности в производственной сфере и интроспекции сниженного уровня у студентов (и = -0,337 р = 0,05) также доказывает, что при меньшей концентрации на своих переживаниях студент будет принимать ответственность на себя, а, следовательно, действовать более осознанно на основе самостоятельности и инициативы. Данная взаимосвязь может означать, что субъект образовательного процесса способен принимать на себя ответственность в учебной сфере посредством отвлечения от внутренних переживаний, осваивая при этом профессиональные компетенции, необходимые для дальнейшего карьерного роста.

В современном обществе, когда всё большее значение имеет непрерывное образование, отношения между педагогом и учащимися, студентами разных возрастов, слушателями курсов переподготовки способствуют самоактуализации и самореализации, освоению и активному применению инновационных технологий, а также использованию известных способов взаимодействия на новом уровне. Поэтому одним из немаловажных процессов в образовательной деятельности студентов является межличностное общение, от которого зависит комфорт не только самих студентов, но и преподавателя. Прямая взаимосвязь высокого уровня интернальности в сфере межличностных отношений и системной рефлексии (И = 0,308, р = 0,07) говорит о готовности субъекта образовательного процесса брать на себя ответственность при взаимодействии с окружающими, чувствуя себя способным вызывать уважение и симпатию к другим людям.

Развиваясь, субъект образования не только воспринимает воздействия внешних условий и обстоятельств, с которыми он сталкивается, но и получая информацию, преобразует ее в своем сознании. Поэтому в образовательной деятельности одним из немаловажных факторов развития субъекта является рефлексивность. По своей природе гуманистическое образование рефлексивно и, следовательно, субъекту образовательного процесса приходится формировать, осмыслять и описывать задачи с последующим решением и определением правильности такого решения. Системная рефлексия может

66

Вестник КГУ 2019

выступать как средство обратной связи для педагога и студента, что в дальнейшем позволит выделить соответствующие продуктивные механизмы взаимодействия двух субъектов образовательного процесса. Принятие ответственности в свою очередь даёт субъекту образовательного процесса возможность применить усилия и действовать в соответствии с намеченными целями. В зависимости от выбранного источника ответственности будет строиться дальнейшая деятельность субъекта образовательного процесса. Она предполагает наличие системной рефлексивности у студента, определяющую оценку ситуации с позиции субъекта и объекта.

Библиографический список

1. Гончарова Н.В. Развитие когнитивной рефлексии и ее роль в профессиональном становления студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2017. - № 4 (17). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnoy-геЙек5и-1-ее-го1-у-р10е55юпа1пот-51апоу1еп1уа-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 16.05.2019).

2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: ИП РАН, 1984. - 482 с.

3. Кузнецова А.Я. Рефлексивность современного образования [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. - 2007. -№ 12. - С. 55-56. - Режим доступа: top-techno1ogies.ru/ru/artic1e/view?id=25809 (дата обращения: 16.07.2019).

4. Петухова Л.И. Личностно-смысловые детерминанты когнитивной оценки ситуаций нарушения границ бытийного пространства личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2014. - 183 с.

5. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 224 с.

6. Токарева В.Б. Локус контроля как профессионально важное качество субъекта деятельности на этапах профессионализации // Инновации в образовании. - 2017. - № 10. - С. 102-110.

References

1. Goncharova N.V Razvitie kognitivnoi refleksii i ee rol' v professional'nom stanovleniia studentov pedagogicheskogo vuza [Elektronnyi resurs] // Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo. - 2017. - № 4 (17). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnoy-refleksii-i-ee-rol-v-professionalnom-stanovleniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza (data obrashcheniia: 16.05.2019).

2. Karpov A.V. Psikhologiia refleksivnykh mekhanizmov deiatel'nosti. - M.: IP RAN, 1984. -482 s.

3. Kuznetsova A.Ia. Refleksivnost' sovremennogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2007. - № 12. - S. 5556. - Rezhim dostupa: http://www.top-technologies. ru/ru/article/view?id=25809 (data obrashcheniia: 16.07.2019).

4. Petukhova L.I. Lichnostno-smyslovye determinanty kognitivnoi otsenki situatsii narusheniia granits bytiinogo prostranstva lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2014. - 183 s.

5. Rean A.A. Prakticheskaia psikhodiagnostika lichnosti. - SPb.: Izd-vo SPb un-ta, 2001. - 224 s.

6. Tokareva V.B. Lokus kontrolia kak professional'no vazhnoe kachestvo sub»ekta deiatel'nosti na etapakh professionalizatsii // Innovatsii v obrazovanii. - 2017. - № 10. - S. 102-110.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.