Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗУЛЬТАТОМ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ У ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗУЛЬТАТОМ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ У ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аэробика / контрольное упражнение / коэффициент корреляции / педагогическое наблюдение / соревновательная деятельность / спортивная подготовка / тестирование / нормативы / aerobics / control exercise / correlation coefficient / pedagogical observation / competitive activity / sports training / testing / standards

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алимакеева Татьяна Анатольевна, Баженова Анастасия Сергеевна, Выломова Екатерина Михайловна

Аэробика из года в год совершенствуется все больше, и тренеры-преподаватели проводят исследования, активно ищут решение проблемы подготовки спортсменов, экспериментируют в частном порядке, но поиск эффективных путей подготовки спортсменов остается актуальным. Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ ДО «Центра детского творчества» (г. Ижевск). В исследовании приняли участие 29 юных спортсменок 5-6 лет. Результаты настоящего исследования выявили наиболее трудные к исполнению упражнения для девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой. Приведенный рейтинг результатов исследования позволяет выделить наиболее сложные элементы к исполнению и формировать программу подготовки, направленную на устранение этих недостатков. Обнаружена прямая положительная связь между результатами выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов, что подтверждает нашу гипотезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алимакеева Татьяна Анатольевна, Баженова Анастасия Сергеевна, Выломова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE EFFECTIVENESS OF PERFORMING A COMPETITIVE EXERCISE WITH THE RESULT OF CONTROL STANDARDS IN GIRLS 5-6 YEARS OLD ENGAGED IN AEROBICS

Aerobics is improving more and more from year to year, and coaches-teachers are conducting research, actively looking for a solution to the problem of training athletes, experimenting privately, but the search for effective ways to train athletes remains relevant. Experimental work was carried out on the basis of the "Center for Children's Creativity" (Izhevsk). The study involved 29 young sportswomen aged 5-6 years. The results of this study revealed the most difficult exercises for girls 5-6 years old engaged in aerobics. The given rating of the research results makes it possible to identify the most difficult elements to perform and form a training program aimed at eliminating these shortcomings. A direct positive relationship was found between the results of the competitive exercise and the result of the control standards, which confirms our hypothesis.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗУЛЬТАТОМ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ У ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ»

УДК 796.015.57+796.058+379.8

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗУЛЬТАТОМ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ У ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ

Алимакеева Татьяна Анатольевна

старший преподаватель, ФГБОУВО «ИжГТУимениМ.Т. Калашникова»,

г. Ижевск, Россия E-mail: katya. dicko22@mail. ru

Баженова Анастасия Сергеевна

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»,

г. Ижевск, Россия E-mail: katya. dicko22@mail. ru

Выломова Екатерина Михайловна

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»,

г. Ижевск, Россия E-mail: katya. dicko22@mail. ru

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE EFFECTIVENESS OF PERFORMING A COMPETITIVE EXERCISE WITH THE RESULT OF CONTROL STANDARDS IN GIRLS 5-6 YEARS OLD ENGAGED IN

AEROBICS

Alimakeeva Tat'yana Anatol'evna

Senior Lecturer, Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov,

Izhevsk, Russia E-mail: katya. dicko22@mail. ru

Bazhenova Anastasiya Sergeevna

Senior Lecturer, Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov,

Izhevsk, Russia E-mail: katya. dicko22@mail. ru

Vylomova Ekaterina Mihajlovna

Senior Lecturer, Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov,

Izhevsk, Russia E-mail: katya. dicko22@mail. ru

Аннотация. Аэробика из года в год совершенствуется все больше, и тренеры-преподаватели проводят исследования, активно ищут решение проблемы подготовки спортсменов, экспериментируют в частном порядке, но поиск эффективных путей подготовки спортсменов остается актуальным.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ ДО «Центра детского творчества» (г. Ижевск). В исследовании приняли участие 29 юных спортсменок 5-6 лет. Результаты настоящего исследования выявили наиболее трудные к исполнению упражнения для девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой.

Приведенный рейтинг результатов исследования позволяет выделить наиболее сложные элементы к исполнению и формировать программу подготовки, направленную на устранение этих недостатков.

Обнаружена прямая положительная связь между результатами выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов, что подтверждает нашу гипотезу.

Abstract. Aerobics is improving more and more from year to year, and coaches-teachers are conducting research, actively looking for a solution to the problem of training athletes, experimenting privately, but the search for effective ways to train athletes remains relevant.

Experimental work was carried out on the basis of the "Center for Children's Creativity"

(Izhevsk). The study involved 29 young sportswomen aged 5-6 years. The results of this study revealed the most difficult exercises for girls 5-6 years old engaged in aerobics.

The given rating of the research results makes it possible to identify the most difficult elements to perform and form a training program aimed at eliminating these shortcomings.

A direct positive relationship was found between the results of the competitive exercise and the result of the control standards, which confirms our hypothesis.

Ключевые слова, аэробика, контрольное упражнение, коэффициент корреляции, педагогическое наблюдение, соревновательная деятельность, спортивная подготовка, тестирование, нормативы.

Keywords: aerobics, control exercise, correlation coefficient, pedagogical observation, competitive activity, sports training, testing, standards.

Введение

Проведенный анализ литературных источников (П.А. Карпенко, Т.И. Осокина, Н.Р. Шарманова и др. [15, с. 22, 11, с. 52-55; 29, с. 382]) по обозначенному направлению показал, что проблема взаимосвязи выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов недостаточно освещена в общих научных трудах и специальных работах.

Аэробика из года в год совершенствуется все больше, и тренеры -преподаватели проводят исследования, активно ищут решение проблемы, экспериментируют в частном порядке, но до публикации результатов дело доходит редко. Поэтому тренеры-преподаватели испытывают дефицит методической информации по вопросам взаимосвязи выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой, и освоения сложных элементов в аэробике [19, с. 21].

Объект исследования: соревновательная и учебно -тренировочная деятельность девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой.

Предмет исследования: взаимосвязь выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов.

Цель исследования: изучить и экспериментально проверить взаимосвязь выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов у девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой

Задачи исследования:

1. Определить комплекс оцениваемых соревновательных и контрольных упражнений, выполняемых девочками 5 -6 лет, занимающимися аэробикой.

2. Выявить взаимосвязь между выполнением соревновательного упражнения и результатом контрольных нормативов.

Гипотеза исследования: предполагается, что выполнение соревновательного упражнения и подготовка к соревновательной деятельности положительно влияет на результаты контрольных нормативов у девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой.

Материалы и методы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды в следующих сферах: фундаментальные работы в области педагогики и психологии (В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя и др.); концепция спортивной подготовки в гимнастике (Е.Н. Медведева, Н.Г. Сучилин, И.А. Винер-Усманова); методические аспекты проведения занятий и спортивной подготовки в аэробике с детьми 5 -6 лет (Л.А. Карпенко, М.А. Шишковская, Ю.А. Архипова, Ж.А. Белокопытова, В.П. Филин).

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ ДО «Центра детского творчества» (г. Ижевск).

В исследовании приняли участие 29 юных спортсменок 5-6 лет.

На первом этапе определены теоретические основы взаимосвязи выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных

нормативов у девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой.

На втором этапе проведен педагогический эксперимент, в ходе которого проверялась динамика выполнения контрольных нормативов на основе подготовки соревновательных упражнений.

На третьем этапе проводился анализ полученных экспериментальных данных, определены выводы и рекомендации.

Результаты и обсуждение.

В результате проведенного исследования, нами изучена взаимосвязь выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов у девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой.

Первичные данные сведены в протокол. Далее по сводным данным протоколов производился расчет средних групповых показателей выполнения соревновательных контрольных упражнений и результатов оценки владения техническими элементами юных спортсменок.

Оценивание выполнения соревновательного упражнения осуществлялось по 5 бальной системе. Наивысшую оценку - 5 баллов присуждали судьи на соревнованиях за идеальное для данного возраста выполнение упражнений.

Далее перейдем к рассмотрению средних групповых результатов выполнения соревновательного упражнения девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Результаты выполнения соревновательного упражнения девочек 5-6 лет,

занимающихся аэробикой

Упражнение Складка Лягушка Мостик Равновесие в цапельку Равновесие вперед Прыжки вперед через скакалку Прыжки назад через скакалку Шпагат на правую ногу Шпагат на левую ногу Поперечный шпагат Уголок Столбик

Средний балл 4,52 4,62 4,00 4,41 3,48 4,52 4,34 3,59 3,48 3,97 4,17 4,62

Рис. 1. Результаты выполнения соревновательного упражнения девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой

В рейтинге успешности выполнения упражнений на этом этапе исследования выявлены следующие упражнения: «Лягушка» - средний балл составил 4,62, «Столбик» - 4,61 балла, «Прыжки назад через скакалку» - 4,52 балла.

В рейтинге наиболее сложных к исполнению упражнений лидируют упражнения: «Равновесие вперед», «Шпагат на левую ногу». Данные упражнения оказались самыми сложными для исполнения. Средняя групповая оценка составила 3,48 баллов.

Далее в рейтинге сложных для исполнения упражнений находится «Шпагат на правую ногу» - 3,59 баллов.

Перейдем к рассмотрению выполнения контрольных нормативов у девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой.

Оценивание выполнения контрольных упражнений девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой, производилось по двухбалльной системе: 0 - не выполнила упражнение; 1 - выполнила упражнение.

Оценивание производилось во время контрольных занятий тренерами-экспертами.

Рассмотрим среднегрупповые результаты выполнения контрольных упражнений (табл. 2, рис. 2).

Таблица 2

Результаты контрольных нормативов у девочек 5-6 лет, занимающихся

аэробикой

Упражнение Складка Лягушка Мостик Равновесие в цапельку Шпагат на правую ногу Шпагат на левую ногу Поперечный шпагат Столбик Чупа-чупс Поворот в цапельку

Средний балл 1 0,931 0,897 0,862 0,414 0,414 0,897 1 0,414 0,379

1,2

л я 1 ■

0,4

п: 1 |

и,/ " 1 1 1 1 1

с/ ** / У с/ / у в* * / / / р / / < V / с/ /

Рис. 2. Результаты контрольных нормативов у девочек 5-6 лет,

занимающихся аэробикой

Из результатов, приведенных в таблице 2 и рисунке 2, видим, что наибольшее значение имеют результаты за выполнение упражнений: «Складка», «Столбик», «Лягушка», «Поперечный шпагат». Результаты находятся в диапазоне от 0,897 до 1 баллов.

Высокое значение среднего балла за выполнение контрольного норматива означает, что практически все девочки исследуемой группы успешно выполнили эти упражнения.

К наиболее сложным к выполнению в этой группе упражнений относятся: «Поворот в цапельку» - 0,379 балла.

Остальные упражнения получили оценку 0,414 баллов. К ним относятся такие упражнения как «Шпагат на правую ногу», «Шпагат на левую ногу», «Чупа-чупс».

Исходя из приведенных данных, следует сказать, что результаты настоящего исследования выявили наиболее трудные к исполнению упражнения для девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой.

Приведенный рейтинг результатов исследования позволяет выделить наиболее сложные элементы к исполнению и формировать программу подготовки аэробики, направленную на устранение этих недостатков.

Основной целью нашего исследования было определение взаимосвязи выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов у девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой.

Для определения степени связи применим метод корреляционного анализа.

Перейдем к исследованию взаимосвязи выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов у девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой (табл. 3).

Таблица 3

Взаимосвязь выполнения соревновательного упражнения с результатом

контрольных нормативов у девочек 5-6 лет (групповое значение)

Показатель Значение, для р<0,05

Коэффициент корреляции Спирмена (р) 0,765

Произведем расчет взаимосвязи выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов. Коэффициент корреляции

Спирмена (Spearman rank correlation coefficient) - мера линейной связи между случайными величинами.

Коэффициент корреляции Спирмена (р) равен 0,765.

Связь между исследуемыми признаками - прямая связь, теснота (сила) связи по шкале Чеддока - значимая.

Число степеней свободы (f) составляет 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы видим, что обнаружена прямая положительная связь между результатами выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов, что подтверждает нашу гипотезу.

Заключение

Исходя из приведенных данных, следует сказать, что результаты настоящего исследования выявили наиболее трудные к исполнению упражнения для девочек 5-6 лет, занимающихся аэробикой.

Приведенный рейтинг результатов исследования позволяет выделить наиболее сложные элементы к исполнению и формировать программу подготовки аэробики, направленную на устранение этих недостатков.

Обнаружена прямая положительная связь между результатами выполнения соревновательного упражнения с результатом контрольных нормативов, что подтверждает нашу гипотезу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверкович Э.П. Диалоги о художественной гимнастике. Осмысление эволюции популярного вида спорта в форме воспоминаний / Э.П. Аверкович, Л.Л. Вариченко. - М.: Граница, 2007. - 256 с.

2. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника: учебное пособие. - Мурманск: Мурман. гос. пед. ин -т, 1998. - 114 с.

3. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореферат канд. педагогических наук. - СПб.,

131

2003. -20 с.

4. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Винер Ирина Александровна; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -Санкт- Петербург, 2003. - 120 с.

5. Власова О.П. Компоненты оценивания высокоамплитудных элементов, выполняемых юными гимнастками в соревновательных упражнениях [Электронный документ]. - URL: https://research-journal.org/pedagogy/komponenty-ocenivaniya-vysokoamplitudnyx-elementov-vypolnyaemyx-yunymi-gimnastkami-v-sorevnovatelnyx-uprazhneniyax/.

6. Возрастная физиология физических упражнений / под ред. В.М. Волкова. - Смоленск: б. и., 1978. - 76 с.

7. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества - Л.: Интерполиграфцентр ЛО СФК, 1991. - 187 с.

8. Голдобина И.Н. Особенности развития координации движений и гибкости у детей 5-6 лет, занимающихся аэробикой (на примере сюжетных уроков) / И.Н. Голдобина, Н.В. Казакевич // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: сб. материалов Всероссийской научно-практической конф., посвящ. 70-летнему юбилею д-ра пед. наук, проф.

A.А. Нестерова. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - С. 183-188.

9. Горшкова Л.Л. Будущее создается сегодня / Л.Л. Горшкова // Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Ч. 2. / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - С. 101-104.

10. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - Два разных мира. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.

11. Зайцев В.Н. Аэробика - от истоков до олимпийских игр /

B.Н. Зайцев, Л.В. Морчукова // Спорт. Олимпизм. Гуманизм: межвузов. сб. науч. тр. (Вып. 6). - Смоленск: СГАФКСТ, 2007. - С. 52-55.

12. Ивашина В.В. Исторический ракурс возникновения теории методики развития координационных способностей и ее применение в современной аэробике / В.В. Ивашина // Молодой ученый. - 2013. - № 11. -С. 592-597.

13. Избранное из научно-методических работ по эстетической гимнастике: сб. трудов: к 10-летию эстетической гимнастики в России / Санкт-Петерб. Спортивная Федерация эстетической гимнастики; под общ. ред. Л.А. Карпенко. - СПб: [б. и.], 2012. - 85 с.

14. Карпенко Л.А. Аэробика: учебник / Л.А. Карпенко. - М.: РЕГЕНС, 2003. - 382 с.

15. Карпенко Л.А. Проблемы многоуровневого функционирования современной аэробики / Л.А. Карпенко // Избранное из новейших исследований по аэробике: сб. ст. - СПб: [б. и.], 2008. - Вып. 1. - С. 6-11.

16. Котелевская Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук. - СПб., 2000. - 24 с.

17. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: (науч.-метод. и организац. основы гармонич. дошкол. комплекс. физ. воспитания). В 3 ч. Ч. 2, 3 / А.И. Кравчук. - Новосибирск: [б. и.], 1998. - 136 с.

18. Критерии оценки выразительности в аэробике [Электронный документ]. - URL: https://studfües.net/preview/5193136/page:8/.

19. Кудрявцева Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук. - М., 1992. - 21 с.

20. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 288 с.

21. Николаева Е.С. Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в аэробике: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.С. Николаева. - Тамбов: Тамбовский гос. ун-т, 2006. - 22 с.

22. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1978. - 287 с.

23. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. - Минск: Нар. асвета, 1990. - 159 с.

24. Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в аэробике: учебное пособие / Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2013. - 188 с.

25. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. -1998. - № 6. - С. 3-5.

26. Романова Е.Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5 -6 лет: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук. - СПб., 1999. - 23 с.

27. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учебное пособие / под ред. Л.А. Карпенко, О.Г. Румба. - М.: Советский спорт, 2014. - 263 с.

28. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта аэробика // КонсультантПлюс: общероссийская сеть распространения правовой информации. - URL: http: // www.consultant.ru.

29. Шарманова С.Б. Дополнительная общеразвивающая программа по художественной гимнастике / С.Б. Шарманова, Н.Р. Усманова. - Челябинск: Уральская академия, 2016. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.