Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязей различных компонентов общительности личности'

Исследование взаимосвязей различных компонентов общительности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / SOCIABILITY / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / РЕСПОНДЕНТЫ / RESPONDENTS / CORRELATION LINKS / INSTRUMENTAL-DYNAMIC VARIABLES / MOTIVATIONAL AND SEMANTIC VARIABLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Любовь Анатольевна

При изучении особенностей общительности личности, в работе была предпринята попытка выявить значимые корреляционные связи между различными аспектами, компонентами и переменными. Представляется важным изучение корреляционных связей динамических, эмоциональных, регуляторно-волевых характеристик с прочими показателями общительности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the interrelationships of various components of individual's sociability

The article considers an attempt to identify significant correlation links between various aspects, components and variables when studying the characteristics of individual's sociability. It seems to be important to study the correlation of dynamic, emotional, regulatory-volitional characteristics with other indicators of students' sociability.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязей различных компонентов общительности личности»

Журавлева Л.А.

исследование взаимосвязей различных компонентов общительности личности1

Проблема общения постоянно находится в центре внимания психологов, так как феномен общения наряду с другими представляет важнейшие потребности человека в разных сферах его жизнедеятельности. [3, 4, 13, 18, 25]. В разнообразных видах деятельности у людей возникает потребность в общении, в коммуникациях [1, 5, 7, 10,23].

Морально-этическая сторона межличностных отношений находится в центре внимания многих современных исследований [ 9, 17, 20, 22, 24]. Именно эта сторона доверительных отношении привлекает многих авторов, изучающих общение.

При изучении Российской деловой культуры особое место отводится феномену общительности [6, 8, 11, 12, 15, 16, 21].

Как теоретические основания изучения общительности важно выделить комплексный и системный подходы в психологии, а также междисциплинарные основания исследования общительности в современной психологии [2, 14].

В данном исследовании были получены положительные корреляционные связи между показателем энергичности динамического компонента общительности и показателем стеничности эмоциональных переживаний (р<0,05), кроме того выявлены отрицательные корреляции между энергичностью и аэнергично-стью (динамического компонента), астеническими эмоциями (эмоционального компонента), пассивностью (экстернальностью) саморегуляции общительности (регуляторно-волевого компонента), а также операциональными и личностными трудностями (табл. 2). Принимая во внимание представленные данные можно сделать заключение, что активное и частое стремление личности к межличностному общению значительно сокращает диапозон переживаемых негативных эмоций при взаимодействии с окружающими, а также способствует проявлению непринужденности и легкости в завязывании дружеских отношений, и появлению широкого круга знакомств. Индивид в этом случае не испытывает сложностей при работе в коллективе, при завязывании деловых и дружеских отношений с достаточно разными по статусу людьми. Также подобная личность, которая успешно проявляет инициативу, энергичность в общении редко проявляет неуверенность, тревогу при постоянном взаимоотношений с людьми, так как приобретает в ходе взаимодействия достаточные навыки общения.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (15-36-01226) 50

Таблица 1.

Корреляционные связи мотивационно-смысловых переменных общительности с установочно-целевым компонентом

Переменные общительности личности Установочно-целевой компонент

Общественно значимые цели Личностно значимые цели

1. Общественно значимые цели 1,00 0 64***

2. Личностно значимые цели 0 64*** 1,00

3. Социоцентричность 0,36*** 0 32***

4. Эгоцентричность 0,45*** 0,38***

5. Осмысленность 0 32*** 0 32***

6. Осведомленность 0 24*** 0 29****

7. Предметность 0,35*** 0 40****

8. Субъектность 0 32*** 0 40****

Примечание: *** означает р<0,05.

Можно наблюдать, что существуют значимые положительные корреляционные связи между энергичностью динамического компонента, стеничностью эмоционального компонента, интернальностью регуляторно-волевого компонента и мотивационно - продуктивными показателями общительности (табл. 2). Выраженные высокие показатели переменной энергичности, т.е. силы, постоянства стремлений личности к общению и разнообразие приемов ее реализации, переменной интернальности (инициативность в общении) и переменной стенич-ности (положительно окрашенные эмоции) напрямую согласуются с большей выраженностью мотивационных (показатели социоцентричности и эгоцентрич-ности) и продуктивных (показатели предметности и субъектности) характеристик общительности.

Таблица 2.

Корреляционные связи инструментально-динамических переменных общительности с установочно-целевым компонентом

Переменные общительности личности Установочно-целевой компонент

Общественно значимые цели Личностно значимые цели

1.Энергичность 0,22*** 0,16***

2.Аэнергично сть -0,02 0,03

3.Стеничность 0 32*** 0,22***

4.Астеничность 0,05 0,03

5.Интернально сть 0,13 0,12

6.Экстернально сть 0,14 0,16

7. Операциональные трудности -0,01 -0,02

8.Личностные трудности 0,13 0,11

Примечание: *** означает р<0,05.

Приведенные данные указывают на то, что такая группа активных, инициативных респондентов, у которых преобладают позитивные эмоциональные переживания в межличностных отношениях, старается реализовать себя в общении, добиться своего благополучия, повысить самооценку, укрепить чувство уверенности в себе (показатель субъектности), такое поведение приводит к успешному разрешению деловых, обыденных и практических вопросов (показатель предметность). Такие респонденты строят отношения, опираясь на личные мотивы (решают личные проблемы, удовлетворяют собственные интересы), и на альтруистические мотивы (склонность оказывать внимание, покровительство и проявить заботу о других людях).

Была обнаружена положительная значимая корреляция показателя энергичности динамического параметра, стеничности эмоционального компонента и переменной осмысленности когнитивного параметра, интернальности регу-ляторно-волевого параметра (табл.1). Подобные связи свидетельствуют о том, что степень и глубина осознания общительности часто определяют проявление активных форм саморегуляции общительности (показатель интернальности), а также выраженность стремлений, потребностей субъекта к общению, так как личность испытывает положительные эмоциональные переживания (радость, наслаждение) в общении с другими участниками разговора.

Можно констатировать, что переменная стеничности эмоционального компонента отрицательно связана с операциональными трудностями, а показатель экстернальности положительно коррелирует с операциональными и личностными трудностями (табл. 4). Этот факт свидетельствует о том, что индивиду, которому нравится общаться, который от межличностного взаимодействия получает эмоции радости, наслаждения, редко чувствует себя неуверенно, растерянно в межличностных контактах, при этом человек, не проявляющий активные формы, инициативность в общении, наоборот, испытывает волнение, стеснение, общаясь с собеседниками, и не обладает достаточными навыками общения.

Важно выявить корреляционные связи переменной аэргичности динамического параметра, астеничности эмоционального параметра и других характеристик общительности. Выяснилось, что существует корреляционная связь переменной аэргичности и эгоцентрической направленности личности. Данный факт может говорить о том, что, чем меньше круг общения индивида, тем чаще у него возникает желание побыть одному. У таких людей часто отсутствует стремление контактировать с другими людьми. Чем сильнее это выражено, тем ниже уровень эгоцентнирической направленности (редко наблюдается желания развлечься, быть на людях, их ни в какой степени не тяготит чувство одиночества) и значительно ниже продуктивность в коммуникативном поведении).

Данные таблицы 4 указывают на наличие выраженных корреляционных связей между показателем аэргичности динамического компонента, астенич-ностью эмоционального компонента и показателями операциональные и личностные трудности в общении с людьми (табл. 4). Такой факт указывает на то, что преобладание большинства отрицательных эмоций, вызывающих негативные переживания, (тревоги, страха и пр.) в процессе межличностного общения наблюдаются у людей, которые не смогли достаточно хорошо освоить навыки общения. Им не удается достаточно легко находить тему для разговора либо первыми начать беседу с другими участниками взаимодействия, к тому же наблюдается слабая выраженность положительных эмоций (оптимизма, радости). У них часто наблюдается неуверенность или смущение, что сильно затрудняет общение с другими людьми. Соответственно отсутствие стремлений общаться с людьми, отсутствие или слабая выраженность инициативы в завязывании знакомств обычно свойственно студентам с трудностями в общении. Это может быть связано с тревогой оказаться в неловком положении, боязнью, стеснением быть в центре внимания окружающих.

Астенические эмоции, признаки аэргичности (узости общения, непостоянства общительности субъекта) обнаруживают, в том числе, и положительные корреляционные связи с экстернальными (пассивными) типами регуляции учащихся. Иначе говоря, чем уже становится круг общения и усиливается доминирование эмоций волнения, страха индивида, тем более выражена у него пассивность, то есть ориентация на внешние обстоятельства и условия общения. Итак, индивид предполагает, что усилия для завязывания новых контактов окажутся бесполезными, они считают, что все зависит от внешних условий или везения.

Представленные результаты показывают, что показатель аэргичности динамического компонента отрицательно связан со стеничностью эмоциональных переживаний и положительно с астеническими эмоциями. Представленные корреляционные связи подчеркивают тот факт, что узость и непостоянство круга общения определяют малую выраженность положительных эмоций у таких лиц, и напротив - значительную выраженность астенических эмоций (страха, волнения, тревоги) в межличностном общении.

Астеническая переменная эмоционального компонента значимо коррелирует с показателем субъектности продуктивного компонента общительности. Существенным является то, что эмоционально отрицательно окрашенные способы реализации общительности у субъекта сочетаются с низкой степенью субъектно-ориентированной формой общительности, сосредоточенной только на самореализации и самоактуализации. С повышением показателей общительности в субъектной сфере молодых людей(самоактуализация, самовыражение), происходит интенсификация положительных эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающими.

Данные таблицы 3 показывают наличие определенного круга значимых корреляций между мотивационными, когнитивными и продуктивными характеристиками общительности. Корреляционные связи мотивационных компонентов (эгоцентричность и социоцентричность) и когнитивных компонентов (осмысленность и осведомленность) показывают наличие положительных связей выраженности показателей социоцентрической и эгоцентрической мотивации коммуникативного поведения со степенью осознанности и осмысленности са-

мого качества общительности. Итак, чем ярче выражена понятийно-смысловая ориентация субъекта, тем более широким становится диапазон его мотивацион-ных побуждений к межличностному общению, что свидетельствует о единстве когнитивно - мотивационного комплекса характеристик общительности.

Приводимые в данной работе результаты выявили связь мотивационных и продуктивных характеристик общительности. Показатели предметности и субъ-ектности положительно коррелируют с показателями социоцентричности и эго-центричности. Такие результаты подтверждают, что социоцентрическая и эгоцентрическая мотивации определяют выбор предметно - направленных видов общения и субъектно - направленных форм общительности.

Выявлено существование корреляционных связей между показателями эго-центричности и показателеми социоцентричности мотивационного компонента. Высокие показатели эгоцентрической мотивации обеспечивают и альтруистические мотивы в общении субъекта. Молодые люди мотивируют стремление более интенсивно налаживать контакты желаниями интересно развлекаться, веселиться, получать новые интересные для них впечатления от новых друзей, решать новые жизненные проблемы как межличностного характера, так и в группе.

В исслеловании также выявлены отрицательные связи между переменными предметности, эгоцентричности и операциональными трудностями (табл. 3). Итак, можно отметить, что увеличение продуктивности общительности в предметной сфере (учебно-профессиональной деятельности), а также эгоцентрические побуждения общительности не связаны с трудностями (тревогой, неуверенностью) в общении. Переменная же субъектности продуктивного компонента отрицательно коррелирует как с операциональными, так и с личностными трудностями в общении. Можно говорить о том, что субъектно-ориентированная форма общительности, направленная на самоактуализацию, самоутверждение, стремление к развитию новых интересов, в значительной степени побуждает молодежь преодолевать возникающие трудности в общении.

Выявлено, что показатели предметности и субъектности продуктивного компонента положительно коррелируют между собой. Такая корреляционная связь свидетельствует о том, что успехи в предметной (учебно-профессиональной) деятельности и эффективность общительности в субъектной сфере (самореализация) влияют друг на друга.

Таблица показывает, что показатели продуктивного компонента (предметности и субъектности) и показатель интернальности регуляторно-волевого компонента положительно коррелируют с осмысленностью когнитивного компонента. Это свидетельствует о том, что чем менее у субъекта выражены побуждения к проявлению данного качества в различных сферах общения, тем выше у личности осмысленность и осведомленность об этом качестве, что приводит к повышению интенсивности, инициативности в общении.

Данные таблицы 4 говорят о том что, показатель осведомленности когнитивного компонента положительно связан с предметностью продуктивного компонента, экстернальностью регуляторно-волевого компонента, это является свидетельством того, что результативность общительности в предметной сфере (учебно-профессиональной деятельности) в значительной степени определяется поверхностной осведомленностью о важной роли общения в жизни человека. Таблица показывает, что характеристика экстернальности регуляторно-волевого

компонента способствует продуктивности учебно-профессиональной деятельности (предметность).

Если рассматривать корреляционные связи общественно-значимых, лич-ностно-значимых целей и других показателей общительности (табл. 1, 2), общественно-значимые и личностно-значимые цели коррелируют со стеничностью эмоционального компонента, экстернальностью регуляторно-волевого компонента, альтруистичностью и эгоцентричностью мотивационного компонента, осмысленностью и осведомленностью когнитивного компонента, предметностью и субъектностью продуктивного компонента. К тому же общественно-значимые цели высоко коррелируют с показателем эргичности динамического компонента. Такие связи означают, что реализация как общественно-значимых целей в общении, так и личностно-значимых целей присуще студентам с многообразными характеристиками общительности. Молодые люди, намеревающиеся посредством расширения круга общения, найти работу, достичь признания в коллективе, получить новые знания (общественно-значимые цели), а также студенты, стремящиеся удовлетворить свои личные потребности и желания, разрешить материальные вопросы, заниматься самосовершенствованием (личностно-значимые цели), испытывают и отрицательные (тревога, огорчение, волнение, смущение) (показатель астеничности), и положительные эмоции (радость, восторг) в ходе межличностного общения (переменная стеничности). Они могут проявлять пассивность в налаживании новых контактов (показатель экстернальности), в таком случае их взаимодействие с людьми часто бывает мотивировано лишь необходимостью и чувством долга, когда речь идет об участия в делах группы.

Реализация поставленных целей во взаимодействии с людьми осуществляется благодаря осмысленности и осведомленности о значении общения в жизнедеятельности человека.

Корреляционная связь показателя энергичности динамического компонента и общественно-значимых целей демонстрирует то, что респонденты, стремящиеся к взаимодействию с окружающими, к увеличению числа знакомых и друзей желают найти работу, приобрести общественное признание в коллективе, добиться уважения окружающих, приумножать дружеские отношения, быть значимыми, полезными для других.

Таблица 3.

Корреляционные связи между личностными и операциональными трудностями и мотивационно-смысловыми переменными

Переменные общительности личности Переменные общительности личности

Операциональные трудности Личностные трудности

1. Общественно значимые цели -0,01 0,13

2. Личностно значимые цели -0,02 0,11

3. Социоцентричность -0,09 0,07

4. Эгоцентричность -0 17*** -0,06

5. Осмысленность -0,16 0,01

6. Осведомленность 0,13 0,20***

7. Предметность -0,35*** -0 23***

8. Субъектность -0,38*** -0,18***

Примечание: *** означает р<0,05.

Таблица 4.

Корреляционные связи между операциональными и личностными трудностями и инструментально-динамическими переменными общительности

Переменные общительности личности Переменные общительности личности

Операциональные трудности Личностные трудности

1. Энергичность 0,61*** -0,52***

2. Аэнергичность 0,57*** 0 48***

3. Стеничность -0,26*** -0,05

4. Астеничность 0,57*** 0,63***

5. Интернальность -0,18*** -0,13

6. Экстернальность 0 24*** 0,30***

7. Операциональные трудности 1,00 0,68***

8. Личностные трудности 0,68*** 1,00

Примечание: *** означает р<0,05.

Корреляционная связь между общественно-значимыми и личностно-зна-чимыми целями свидетельствует о том, что чем больше общественно-значимых целей, тем больше и личностно- значимых целей в общении личности с людьми. Межличностное общение, как правило, направлено на поиск работы, завоевания авторитета со стороны группы, получение новых знаний, к тому же обусловливает и реализацию своих личных целей, связанных с поддержанием собственного здоровья, обретением самостоятельности и независимости, достижение материального благополучия, развитие своих способностей.

Обобщая полученные результаты, можно сделать некоторые выводы. Студенты, отличающиеся стремлением к общению, с легкостью завязывающие разговор с незнакомыми людьми, поддерживают приятельские отношения с широким кругом знакомых, как правило, не сталкиваются с проблемой непонимания со стороны других участников взаимодействия, тревогой в общении с коллегами, друзьями. Они имеют достаточный навык общения и без труда лидируют в разговоре с собеседником, не стесняются быть в центре внимания окружающих. Таким образом, навык общения человека с разными людьми обусловливает его успешное межличностное общение. И, наоборот, респонденты, не проявляющие активность, инициативность в общении, дружелюбия в отношениях с окружаю-

щими, стремящиеся быть в одиночестве, часто испытывают волнение, неуверенность, растерянность в межличностных контактах.

Респонденты, постоянно практикующие навыки общения с различными индивидами и группами, активно расширяют круг знакомых и друзей, легко входят в любую компанию. Многие из них обладают чертами лидера, что позволяет самим реализовываться, но и помогать другим, заражая своим примером.

Представляется важным и тот факт, что субъектно-ориентированная форма общительности, направленная на самоактуализацию, самоутверждение, стремление к развитию у себя новых интересов способствует преодолению возникающих трудностей (непонимание собеседника, боязнь оказаться в неловком положении в ходе общения, стеснения находиться в центре внимания группы, смущения при новых знакомствах) в межличностном общении.

ЛИТЕРАТУРА

I. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М.: АПН СССР, 1983. 98 с.

2. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990..

3. Бодалев. А.А. Об изучении общения с позиции В.Н. Мясищева //Вопросы психологии. 1983. - № 3. - С. 131-135.

4. Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1981.

5. Жемчугова Л.В. Влияние динамических качеств активности и общительности на успешность деятельности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск. 1982. С. 16-20.

6. Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 1. С. 57-67.

7. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: дисс. ... докт. психол. наук. М., 1999..

8. Журавлев А.Л. Социально- психологические проблемы управления/ Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1983.С. 173-189.

9. Журавлева Л.А. Психологический анализ доверия личности с разными социально-демографическими характеристиками. /Современное общество образование и наука.

Материалы Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 60-65

10. Журавлева Л.А. Феномены общения и общительности // ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И конференции. 2015. С. 170-176.

II. Кардович И.К., Коробова Е.В. Опус об аргументативных свойствах экономического дискурса/ Современные исследования социальных проблем (Элек-

тронный научный журнал). 2015. №5 (49). С. 303-317.

12. Купрейченко А.Б., Журавлев А.Л. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения./ Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С.89-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.13. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. 1980. № 5. С. 26-42.

14 Ломов, Б. Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 19-33.

15. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. М.: Знание. 1978. 64 с.

16. Национальная программа «Российская деловая культура», М. Торгово-промышленная палата РФ, 1997.

17. Нестерова Л.В. К вопросу о мировоззрении и этике, формируемых в рамках информационной культуры // Наука и образование в современной конкурентной среде. 2016. № 1 (3). С.47-52.

18. Новое в науках о человеке: К 85-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2015

19 Принцип развития в современной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.

20. Психологические исследования нравственности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

21. Психология, управление, бизнес: Проблемы взаимодействия. Тверь: ТвГУ, 2016

22 Служба социального развития предприятия / Практическое пособие. Москва. 1989.

23. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. 232 с.

24. Сумарокова В.А.., Журавлева Л.А. Типы доверия и отношение студентов к окружающим на разных этапах профессионализации Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 244-251.

25. Сумарокова В.А.., Журавлева Л.А. О некоторых особенностях общительности у студентов экономических ВУЗОВ. В сборнике: Наука сегодня: реальность и перспективы материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». 2016. С. 170-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.