Научная статья на тему 'Исследование возможностей психологического прогнозирования и оценки имиджа инспекторов дорожно-патрульной службы государственной инспекции по безопасности дорожного движения российской Федерации'

Исследование возможностей психологического прогнозирования и оценки имиджа инспекторов дорожно-патрульной службы государственной инспекции по безопасности дорожного движения российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СОТРУДНИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ДИНАМИКА ИМИДЖА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛЕЙ / ФАКТОРЫ / IMAGE / THE INTEGRAL IMAGE OF THE EMPLOYEE / PSYCHOLOGICAL FORECASTING / EXPERT ASSESSMENT / DYNAMICS IMAGE / FACTOR ANALYSIS / EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / THE PARAMETERS OF THE MODELS / FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров Владислав Евгеньевич, Кузнецова Наталья Михайловна

Рассматривается проблема совершенствования имиджа сотрудников Госавтоинспекции, результаты изучения механизмов формирования и поддержания позитивного имиджа инспекторов ДПС ГИБДД, а также научного поиска методов его оценки и прогнозирования, выделения факторов, влияющих на его формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of possibilities of psychological prediction and assessment of the image of the inspector of the road patrol service of the State Inspectorate for Road Traffic Safety of the RF

The article presents the problem of improving the image of traffic police personnel, the results of the study of the mechanisms of formation and maintenance of a positive image of inspectors traffic police as well as scientific research metods of assessment and prediction, the factors influencing its formation.

Текст научной работы на тему «Исследование возможностей психологического прогнозирования и оценки имиджа инспекторов дорожно-патрульной службы государственной инспекции по безопасности дорожного движения российской Федерации»

УДК 159.9:34

ББК 88

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ИМИДЖА ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ ПЕТРОВ,

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России», полковник полиции

E-mail: [email protected]; НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА КУЗНЕЦОВА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России», майор полиции

E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается проблема совершенствования имиджа сотрудников Госавтоинспекции, результаты изучения механизмов формирования и поддержания позитивного имиджа инспекторов ДПС ГИБДД, а также научного поиска методов его оценки и прогнозирования, выделения факторов, влияющих на его формирование.

Ключевые слова: имидж, интегральный образ сотрудника, психологическое прогнозирование, экспертная оценка, динамика имиджа, факторный анализ, эффективность профессиональной деятельности, параметры моделей, факторы.

Annotation. The article presents the problem of improving the image of traffic police personnel, the results of the study of the mechanisms of formation and maintenance of a positive image of inspectors traffic police as well as scientific research metods of assessment and prediction, the factors influencing its formation.

Keywords: image, the integral image of the employee, psychological forecasting, expert assessment, dynamics image, factor analysis, the effectiveness of professional activity, the parameters of the models, factors.

В современных социокультурных условиях, с учетом необходимости совершенствования организации и функционирования органов государственной власти и управления особую актуальность приобретают вопросы повышения профессиональной эффективности деятельности сотрудников Госавтоинспекции, в первую очередь, дорожно-патрульной службы (далее — ДПС) как о наиболее многочисленной в структуре ГИБДД.

Являясь субъектами правоприменительной деятельности, инспекторы ДПС ГИБДД выполняют государственную функцию исполнения админи-

стративного законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В то же время, на практике, им все чаще приходится реализовывать функцию социального обслуживания населения в процессе надзора за соблюдением правил дорожного движения. И здесь особое значение и влияние на эффективность профессиональной деятельности имеет имидж инспектора ДПС ГИБДД, который напрямую зависит от совокупности отношений и оценок, сформированных в социуме к системе правоохранительных органов, в общем, и Госавтоинспекции, в частности.

В этой связи очевидна необходимость изучения механизмов формирования и поддержания позитивного имиджа инспекторов ДПС ГИБДД, а также научного поиска методов его оценки и прогнозирования, выделения факторов, влияющих на его формирование.

Проблемы, имеющие отношение к имиджу, разрабатываются в научных исследованиях различных областей психологии: социальная перцепция, образная сфера личности, психология восприятия, психология отношений, психология индивидуального и группового сознания.

Разрабатывая проблематику совершенствования имиджа сотрудников (руководителей и инспекторского состава) Госавтоинспекции, в 2014—2015 гг. Федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательским центром проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — ФКУ НИЦ БДД МВД России) было проведено соответствующее научное исследование.

Методологическая база охватывала методы как теоретического, так и эмпирического исследования: контент-анализ, анкетирование, интервьюирование, экспертное оценивание и др. К экспертному оцениванию привлекались наиболее опытные сотрудники (стаж службы от 7 лет) Госавтоинспекции, руководителя строевых подразделений, психологи подразделений Госавтоинспекции, участники дорожного движения.

Организационно исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе был осуществлен опрос участников дорожного движения (600 человек) с использованием метода полуструктурированного интервью в различных субъектах Российской Федерации (Ростовская, Ленинградская, Калининградская, Курская и Московская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Приморский край и др.). По результатам опроса было установлено, что имидж инспектора имеет выраженную эмоциональную окраску, которая зависит от таких факторов как стаж управления транспортным средством, личный опыт общения и пол водителя [1]. Так, водители со стажем вождения менее пяти лет демонстрируют выраженное агрессивное отношение к инспектору, свыше пяти лет нейтральное или сочувствующее (о чем мож-

но судить по высказываниям типа: «Это адская тяжелейшая работа: стоять под проливным дождем, нюхать выхлопные газы....», «Даже не столько его жаль, сколько его семью» и др.).

Личный опыт общения водителя с инспектором выступает существенным фактором оценки профессиональной деятельности дорожно-патрульной службы. Часто личный опыт водителя опосредован социальными стереотипами участников дорожного движения1, навязанными средствами массовой информации, художественными образами и традициями, которые усиливают психологический механизм межгрупповой межличностной коммуникации («Когда ты в реальной жизни с этим сталкиваешься, то тебе сложно опровергнуть то, что про них пишут»).

Помимо объективных причин (например, временного дефицита общения в условиях дорожной ситуации), стереотипность восприятия инспектора гражданами усиливается и субъективными причинами (опытом, личными убеждениями, собственными ожиданиями). Это означает, что в силу предрасположенности в пользу собственного «Я» большинство граждан при оценке конкретной ситуации взаимодействия с инспектором склонны искать факты, укладывающиеся в рамки стереотипа и игнорировать или предвзято интерпретировать те из них, которые опровергают данный стереотип. Например, если у гражданина, являющегося участником дорожного движения, сформирован отрицательный опыт общения с инспектором, опосредованный навязанным стереотипным представлением о его целях и намерениях, а также в зависимости от собственных ожиданий и личной значимости сложившейся ситуации, то, несмотря на демонстрацию поведения со стороны инспектора, противоречащего такому стереотипу, гражданин будет склонен к ошибочным представлениям, тем самым, деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Стереотипное восприятие образа инспектора распространяется и на его личностные качества, проявляющиеся в процессе выполнения профессиональной деятельности. Так, среди негативных качеств инспектора, участниками дорожного движения были выделены: хамство, дерзость, предвзятость, надменность, наглость и др.

Второй этап исследования был направлен на оценку имиджа сотрудников дорожно-патрульной службы и осуществления психологического прогнозирования изменения его модальности [2]. Выборка составила 1 030 человек (1,02% фактической численности личного состава Госавтоинспекции по состоянию на 01.07.2015) и также включала разные субъекты Российской Федерации (Воронежская, Кемеровская, Орловская, Свердловская, Московская область, Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ). В качестве респондентов выступили руководители строевых подразделений, сотрудники (инспекторы) Госавтоинспекции, психологи подразделений Госавтоинспекции. Средний возраст респондентов составил 35 лет, стаж службы — 11,6 лет.

В ходе исследования была разработана авторская анкета, позволившая наиболее точно оценивать составляющие имиджа, а также обобщить и спрогнозировать модальность имиджа в перспективе. Оценивание имиджа осуществлялось по полярной 11-пунктной шкале (от «-5» (выражено негативный имидж) до «+5» (выражено позитивный имидж); «0» — нейтральное мнение).

Обработка эмпирических данных осуществлялась в программном комплексе Statistica for Windows 13.0, предназначенном для проведения многомерного статистического анализа. Применялись частотный, корреляционный, регрессионный и факторный анализы, метод математического моделирования.

Полученные результаты свидетельствуют, что распределение оценок имиджа является ассиме-тричным двухвершинным (рис. 1). В нем выделяются две относительно независимые выборки: группа респондентов, позитивно оценивающих имидж инспектора ДПС (Х = 2,76; а = 0,99) и группа респондентов, негативно (критически) оценивающих имидж (Хср = -1,35; а = 1,18).

В то же время, в целом имидж как интегральный образ сотрудника в представлении окружающих положителен (кумулятивный вес оценок — 69,5%), что позволяет инспектору ДПС ГИБДД успешно решать профессиональные задачи (в том числе основанные на ролевом взаимодействии с участниками дорожного движения, профилактике межличностных конфликтов и психологическом воздействии на граждан).

Для изучения влияния различных факторов на имидж инспекторов ДПС ГИБДД также были использованы методы полуструктурированного интервью, контент-анализ материалов, размещенных в средствах массовой информации, экспертное оценивание, и др.

Выявленные факторы были детализированы в направления, а затем каждое направление детализировано в конкретные мероприятия, предлагаемые к реализации как руководителями, так сотрудниками и психологами подразделений Госавтоинспекции. В зависимости от уровня реализации, они были классифицированы по четырем группам (табл. 1).

30 25 20 15 10 5 0

-3

-2

-1

4 5 Балл

Рис. 1. Распределение оценок имиджа инспектора ДПС

0

1

2

3

Оценка направлений воздействия на имидж

Таблица 1

Направление воздействия на имидж Х п х

Меры общественно-политического характера (реализуются органами государственной власти и управления на федеральном и региональном уровнях)

Повышение общей культуры населения в стране 3,32 0,97

Повышение уровня правовой культуры населения 3,36 0,99

Улучшение отношения граждан к правоохранительным органам 3,35 1,19

Улучшение отношения участников дорожного движения к сотрудникам ДПС 3,33 1,19

Повышение престижа дорожно-патрульной службы в системе МВД России 3,54 1,06

Снижение уровня алкогольной, наркотической и иной зависимости 3,10 1,05

Совершенствование организации дорожного движения в населенном пункте 3,43 0,97

Обеспечение подлинного равноправия участников дорожного движения на дороге 3,31 1,04

Повышение уровня социальной защищенности сотрудников полиции 3,20 1,35

Повышение уровня правовой защищенности сотрудников ДПС 3,22 1,39

Повышение уровня материального обеспечения сотрудников полиции 3,29 1,37

Меры организационно-управленческого характера (реализуются на уровне руководителей подразделений Госавтоинспекции)

Повышение уровня просвещенности (информированности) участников дорожного движения относительно функций и задач, стоящих перед сотрудниками ДПС 3,36 0,99

Вовлечение общественных формирований, организаций, союзов и объединений в деятельность ДПС 3,06 1,01

Развитие сотрудничества Госавтоинспекции с организациями, деятельность которых связана с безопасностью дорожного движения 3,41 0,95

Активизация работы по пропаганде деятельности Госавтоинспекции 3,57 0,96

Улучшение отношений СМИ к деятельности Госавтоинспекции 3,54 0,99

Противодействие намеренному искажению информации о деятельности полиции, в целом, Госавтоинспекции, в частности 3,48 1,10

Ведение контрпропагандисткой и исковой работы с лицами, умышленно формирующими негативный имидж сотрудников полиции 3,33 1,18

Изменение системы оценочных показателей (отчетности) деятельности ДПС 3,34 1,18

Повышение уровня методического обеспечения деятельности ДПС 3,26 1,09

Мотивирование руководителей к необходимости поддержания позитивного имиджа сотрудника ДПС 3,43 1,05

Профилактика коррупционно опасного поведения сотрудников ДПС 3,69 1,01

Повышение уровня технической оснащенности сотрудников ДПС 3,34 1,42

Меры индивидуального (профессионального) характера (реализуются на уровне отдельного сотрудника ДПС)

Обеспечение позитивного внешнего облика сотрудника ДПС 3,67 1,01

Повышение общей культуры сотрудников ДПС 3,78 0,90

Повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников ДПС 3,86 0,90

Повышение качества исполнения служебных обязанностей сотрудниками ДПС 3,82 0,88

Меры психологического характера (реализуются на уровне психологов)

Повышение психолого-управленческой культуры руководителей подразделений Госавтоинспекции 3,54 0,99

Повышение психологической культуры сотрудников ДПС 3,55 0,90

Мотивирование сотрудников ДПС к поддержанию позитивного имиджа службы 3,58 0,99

Оптимизация социально-психологического климата в служебных коллективах сотрудников ДПС 3,48 1,01

Гармонизация отношения личного состава иных подразделений к деятельности сотрудников ДПС 3,36 0,99

Принимая во внимание вариативность подходов к оценке значимых факторов, в целях повышения достоверности исследования была применена трех-этапная система методов математической статисти-

ки: 1) частотный анализ; 2) корреляционный анализ; 3) факторный анализ.

На первом этапе изучение степени влияния на имидж осуществлялось в ходе экспертного опроса

по пятибалльной шкале (5 — очень высокая степень; 4 — высокая степень; 3 — средняя степень; 2 — низкая степень; 1 — очень низкая степень). В таблице 1 представлены средние значения оценок и стандартные отклонения каждого из выделенных факторов.

Полученные данные позволяют сделать важный вывод о том, что лидирующими в части повышения имиджа, по мнению респондентов, выступили конкретные мероприятия, не предполагающие глобального (государственного, общенародного или ведомственного) масштаба. Их реализация возможна на уровне отдельного инспектора ДПС ГИБДД в краткосрочной перспективе, не требуя существенных финансово-экономических затрат или кардинальных изменений в системе МВД России.

Согласно результатам частотного анализа эмпирических данных, наиболее значимое влияние на имидж сотрудников ДПС ГИБДД может быть достигнуто за счет повышения:

• уровня их профессиональной компетентности;

• качества исполнения ими служебных обязанностей;

• общей культуры сотрудников.

Несколько более сложными в реализации, но эффективными являются такие мероприятия как:

• профилактика коррупционно опасного поведения сотрудников;

• обеспечение позитивного внешнего облика сотрудника;

• мотивирование сотрудников к поддержанию позитивного имиджа.

Особая роль в повышении имиджа сотрудника ДПС ГИБДД отводится активизации работы по пропаганде деятельности Госавтоинспекции, а также совершенствованию психологической культуры личного состава.

На втором этапе в результате применения корреляционного анализа данных были установлены статистически значимые взаимосвязи оценки имиджа и некоторых показателей (табл. 2). Спектр детерминирующих факторов оказался несколько более объемным (в его состав вошло 7 из 8-ми показателей, установленных в результате частотного анализа).

Все значимые показатели были выделены как базовые для проведения факторного анализа ме-

Корреляция оценки имиджа с некоторыми показателями Таблица 2

Оцениваемые показатели г

Повышение психолого-управленческой культуры руководителей подразделений Госавтоинспекции 0,220

Повышение престижа дорожно-патрульной службы в системе МВД России 0,193

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вовлечение общественных формирований, организаций, союзов и объединений в деятельность ДПС 0,191

Оптимизация социально-психологического климата в служебных коллективах сотрудников ДПС 0,173

Развитие сотрудничества Госавтоинспекции с организациями, деятельность которых связана с безопасностью дорожного движения 0,168

Улучшение отношения участников дорожного движения к сотрудникам ДПС 0,166

Повышение психологической культуры сотрудников ДПС 0,163

Мотивирование сотрудников ДПС к поддержанию позитивного имиджа службы 0,162

Обеспечение позитивного внешнего облика сотрудника ДПС 0,159

Повышение общей культуры сотрудников ДПС 0,158

Гармонизация отношения личного состава иных подразделений к деятельности сотрудников ДПС 0,152

Повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников ДПС 0,148

Мотивирование руководителей к необходимости поддержания позитивного имиджа сотрудника ДПС 0,146

Активизация работы по пропаганде деятельности Госавтоинспекции 0,141

Повышение уровня методического обеспечения деятельности ДПС 0,141

Повышение уровня правовой защищенности сотрудников ДПС 0,134

Повышение уровня просвещенности (информированности) участников дорожного движения относительно функций и задач, стоящих перед сотрудниками ДПС 0,134

Улучшение отношений СМИ к деятельности Госавтоинспекции 0,132

Повышение качества исполнения служебных обязанностей сотрудниками ДПС 0,130

Примечание: корреляция двухсторонняя, уровень значимости р=0,01

тодом главных компонент, который осуществлялся на третьем этапе и позволил уточнить весомость факторов. Факторы, выявленные по результатам частотного анализа, оказались наиболее детерминирующими и описывали около 57 % дисперсии оценки имиджа. Именно поэтому они были выбраны в качестве основных параметров для проведения последующего математического моделирования [3].

Разработка моделей осуществлялась в двух направлениях:

для оценки текущего имиджа сотрудника ДПС ГИБДД (static model). Математический аппарат основывался на применении регрессионного анализа с интеракционной верификацией по методу наименьших квадратов;

для прогнозирования изменений оценки имиджа во времени под воздействием совокупности факторов (dynamical model). Методическую основу анализа составили частотный и регрессионный анализы, положения теории автоматического управления.

Оценка статической характеристики имиджа сотрудника ДПС рассчитывается по следующей регрессионной модели:

Image (static model) = — 16.4481 + 0.9054 a + 0.7847 b + 0.7243 c + 0.7092-d + 0.5432e + 0.5282f + 0.2867g + 0.0151h, где:

(0.9054; 0.7847 ... 0.0151) — вектор весовых коэффициентов модели (x);

(а, Ь, с ... ^ — вектор частных показателей (факторов) модели, а именно:

а — уровень организации работы по пропаганде деятельности ГИБДД;

Ь — уровень психологической культуры (компетентности) сотрудников ДПС;

с — характеристика внешнего облика сотрудника ДПС;

d — оценка системы мотивирования сотрудников к поддержанию позитивного имиджа;

е — уровень общей культуры сотрудников ДПС; f — уровень профессиональной компетентности сотрудников ДПС;

g — качество исполнения сотрудниками ДПС служебных обязанностей;

h — уровень коррупции среди сотрудников ДПС.

Для всех частных факторов (а, Ь, с ... ^ применяется пятибалльная система оценки (1, 2 ... 5).

Оценка многомерной динамической модели имиджа сотрудника ДПС ГИБДД. Экспериментально определенные временные характеристики использованы для идентификации динамической математической модели имиджа сотрудника [4]. Путем линеаризации уравнений и упрощения математического описания, по виду переходной функции определен унифицированный тип звеньев — инерционно дифференцирующие первого порядка. Их

Балл Объективный критерий

1 Работа в данном направлении практически не ведется, ограничивается мероприятиями на уровне территориального ОВД. Систематическое взаимодействие с субъектами пропаганды не установлено. В СМИ размещаются материала негативного плана о работе сотрудников подразделения. Организация работы по пропаганде деятельности Госавтоинспекции в данном подразделении в течение предшествующих 3-х лет была негативно отмечена в ходе инспекторских проверок или целевых выездов

2 Работа ведется фрагментарно (от случая к случаю). Деятельность Госавтоинспекции освещается в СМИ в среднем один раз в месяц. За последний год в СМИ было размещено 5 и более материалов негативного плана о работе сотрудников подразделения

3 Работа ведется по основным направлениям, с использованием ограниченного набора форм и методов. Деятельность Госавтоинспекции не менее одного раза в неделю освещается в СМИ. За последний год в СМИ было размещено не более 5-х материалов негативного плана о работе сотрудников подразделения

4 В подразделении существует штатная должность инспектора (ов) по пропаганде БДД. Работа ведется по большинству направлений, с использованием различных форм и методов. Деятельность Госавтоинспекции систематически (не менее 2-х раз в неделю) освещается в СМИ. За последний год в СМИ было размещено не более 3-х материалов негативного плана о работе сотрудников подразделения

5 В подразделении существует штатная должность инспектора (ов) по пропаганде БДД. Работа ведется по всем направлениям, с использованием различных форм и методов. Деятельность Госавтоинспекции систематически (не менее 3 раз в неделю) освещается в СМИ. За последний год в СМИ не размещались материалы негативного плана о работе сотрудников подразделения. Организация работы по пропаганде деятельности Госавтоинспекции в данном подразделении в течение предшествующих 3-х лет была позитивно отмечена ГУОБДД МВД России

Таблица 3

Критерии оценивания уровня организации работы по пропаганде деятельности Госавтоинспекци

передаточная функция W(s) имеет следующий вид (пример, см. табл. 3):

W(s) = k(s+1) / (T-s+1), где: k — весовой коэффициент; s — переменная времени передаточного звена; T — постоянная времени передаточного звена, Весовой коэффициент частного показателя i (a, b, c ... h) ki рассчитывался исходя из соответствующего коэффициента регрессионной модели по формуле: ki = xiTi. Подобный подход позволяет обеспечить «преемственность» статической и динамической моделей (т.е. при t^-да значения оценки имиджа совпадают).

Принимая во внимание, что переходная и импульсная характеристики модели выходят на установившееся значение (с ошибкой не более 5%) примерно за время 3t [5], в первом приближении можно оценить соответствующие временные (динамические) характеристики (табл. 4).

В качестве исследовательской версии можно предложить динамическую многомерную модель оценки имиджа сотрудника ДПС ГИБДД в следующем виде:

Image (dynamicalmodel) = — 16.4481 + (a + Aa)^ 0.1185(s+1) / (0.1309s+1) + (b + Ab)0.1092(s+1) / (0.1392s+1) + (c + Ac)0.0954(s+1) /(0.1317s+1) + (d + Ad) 0.0947(s+1) / (0.1336s+1) + (e + Ae)0.0743• (s+1) / (0.1367s+1) + (f+ Af) 0.0726(s+1) / (o0.1374• s+1) + (g + Ag)0.0415(s+1) / (0.1446s+1) + (h + Ah)• 0.0018 (s+1) / (0.1182 s+1), где:

(a, b, c ... h) — вектор текущих (исходных, начальных) показателей модели по каждому фактору;

(Aa, Ab, Ac ... Ah) — вектор изменений текущих (исходных, начальных) значений для каждого фактора.

Переменная времени s представляется в месяцах (например, 1, 2. 12. 100 и т.п.), выступает в качестве варьируемого параметра.

Показатель Image меняет значение в диапазоне от «-5» (очень низкий негативный уровень) до «+5» (очень высокий позитивный уровень); «0» — нейтральный уровень (табл. 5). При расчетах полученное значение рекомендуется округлять до ближайшего целого числа (значения менее «-5» баллов отождествляются как «-5», значения более «5» баллов — как «5» баллов).

Модель позволяет учитывать динамические изменения в статусе (повышение и понижение оценки имиджа сотрудника ДПС ГИБДД). На примерах рассмотрим, как это происходит.

Исследование простой однофакторной модели. Руководитель строевого подразделения ГИБДД констатирует, что по состоянию на 01.01.ХХ г. отмечен очень низкий позитивный уровень имиджа его сотрудников (Image (static model) = 0,8) и принимает решение его повысить путем активизации работы по пропаганде профессиональной деятельности сотрудников (фактор «a») с 3 баллов (работа организована посредственно) до 5 баллов (работа организована отлично, т.е. все стороны профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД, включая социально-обслуживающую функцию, систематически освещается в СМИ, проводятся публичные агитационные мероприятия по безопасности дорожного движения с использованием медиа-ресурсов и др.).

В случае, если интенсивность работы, например, по одному показателю — пропаганде деятельности сотрудников ДПС ГИБДД, будет постоянной (на высоком уровне), то низкий позитивный уровень

Таблица 4

Временные характеристики параметров динамической модели (мес.)

Параметр Наименование параметра модели Тср oT

a уровень организации работы по пропаганде деятельности ДПС ГИБДД 22,92 33,46

b уровень психологической культуры (компетентности) сотрудников 21,55 28,91

c характеристика внешнего облика сотрудника ДПС ГИБДД 22,78 45,87

d оценка системы мотивирования сотрудников к поддержанию позитивного имиджа 22,45 37,69

e уровень общей культуры сотрудников ДПС ГИБДД 21,95 29,66

f уровень профессиональной компетентности сотрудников ДПС ГИБДД 21,83 29,21

g качество исполнения сотрудниками ДПС ГИБДД служебных обязанностей 20,74 29,87

h уровень коррупции среди сотрудников ДПС ГИБДД 25,37 46,88

Таблица 5

Интерпретация показателя Image

Балл Уровень (интерпретация)

5 Очень высокий позитивный уровень

4 Высокий позитивный уровень

3 Средний позитивный уровень

2 Низкий позитивный уровень

1 Очень низкий позитивный уровень

0 Нейтральный уровень

-1 Слабо негативный уровень

-2 Сниженный негативный уровень

-3 Средний негативный уровень

-4 Низкий негативный уровень

-5 Очень низкий негативный уровень

Балл 2,4

2,2 -2 1,8 1,6 1,4 1,2 1

Оценка имиджа сотрудников ДПС

Кол-во месяцев

Рис. 2. Динамика оценки имиджа сотрудников ДПС ГИБДД в однофакторной модели

имиджа (2 балла) будет достигнут через 12 месяцев (рис. 1). Через 5 лет (60 мес.) оценка будет близка к максимально возможному стабильному значению (2,43 балла; предельное значение — 2,61).

Данный пример четко иллюстрирует взаимосвязь выбранного фактора с имиджем сотрудника и позволяет сделать психологический прогноз о дальнейшем его формировании. Можно утверждать, что при описанных выше условиях только лишь прилагаемые усилия по активизации работы по пропаганде деятельности инспекторов ДПС ГИБДД никогда не повысят уровень имиджа более 3 баллов (т.е. такими средствами невозможно обеспечить даже средний позитивный уровень имиджа сотрудников ДПС ГИБДД).

Другой пример можно привести на основе исследования простой двухфакторной модели, введя дополнительный (второй) фактор.

Базовые условия моделирования остаются аналогичными с той лишь разницей, что руководитель строевого подразделения ДПС ГИБДД с 01.07.ХХ г. вводит еще один фактор влияния, в качестве которого, например, выступает внешний вид сотрудника. В этом случае, деятельность по совершенствованию внешнего вида сотрудника будет включать:

• обеспечение форменным обмундированием в соответствии со всеми условиями несения службы (в том числе погодными);

• изучение правил ношения форменной одежды и знаков различия;

• соблюдение и поддержание опрятного внешнего вида;

• осуществление своевременного контроля за уставным внешним видом, контроль за осанкой и выправкой сотрудника;

• систематические занятия по физической и строевой подготовке;

• ориентацию личного состава на ведение здорового образа жизни и преодоление вредных привычек (курения, гаджетомании на месте несения службы и др.);

• развитие позитивных поведенческих установок;

• оснащение сотрудников современными техническими и транспортными средствами и др.

На уровне оценочных показателей динамика имиджа найдет свое отражение в повышении значения фактора «с», например, с 4 до 5 баллов.

Повышение имиджа до 2 баллов произойдет через 9 мес., до 3 баллов — через 45 мес.; уровень стабилизации — 3,25 балла (предельное значение — 3,34).

Таким образом, введя два фактора (усиление пропаганды деятельности инспекторов ДПС ГИБДД и деятельности по совершенствованию внешнего вида сотрудника), влияющих на имидж, можно достичь среднего позитивного уровня имиджа сотрудников ДПС ГИБДД за 4—5 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим пример на основе исследования двухфакторной модели с регрессирующим показателем. Базовые условия моделирования остаются,

но к ним добавляется влияние негативного фактора, например, через год после начала эксперимента (01.01.ХХ+1 г.) сотрудник, отвечающий за пропаганду безопасности дорожного движения и популяризацию деятельности инспекторов ДПС ГИБДД, переходит в другое подразделение.

Предположим, что равнозначной замены специалисту данного направления найдено не было, т.е. снизилось качество работы (фактор «а») с 5 до 2 баллов. Подобные изменения неизбежно отразятся на имидже сотрудников ДПС ГИБДД: примерно через 12 месяцев значение окажется чуть ниже, чем до начала эксперимента (рис. 4). Даже, при условии продолжения деятельности по совершенствованию внешнего вида сотрудников (фактор «с»), при регрессирующем факторе «а» общий уровень имиджа будет снижаться, а уровень стабилизации составит 0,25 балла (нейтральный уровень).

После разработки базовой модели было проведено моделирование различных ситуаций воздействия на имидж, а соответствующие результаты обсуждены с экспертами (руководителями и психологами подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне).

Несмотря на положительные отзывы экспертов, ими было отмечено, что количественные характеристики имиджа — это показатели достаточно инертные, находящиеся «под давлением» социально-психологических стереотипов. В этой связи в математический алгоритм были внесены соответствующие

3,2 3 2,8 2,6 2,4 2,2 2 1,8 1,6 1,4 1,2

Балл

1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

Кол-во месяцев

Рис. 3. Динамика оценки имиджа сотрудников ДПС ГИБДД в двухфакторной модели

Балл

3,1 2,6 2,1 1,6 1,1 0,6

Однофакторная модель Двухфакторная модель Двухфакторная модель с регрессирующим показателем

1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

Кол-во месяцев

Рис. 4. Сравнительный анализ динамика оценки имиджа сотрудников ДПС ГИБДД по различным моделям Балл

2,4 2,2 2 1,8 1,6 1,4 1,2

0,8

Оценка имиджа сотрудников ДПС по модели без запаздывания

Оценки имиджа сотрудников ДПС по модели с запаздыванием

..........................................

1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

Кол-во месяцев

Рис. 5. Сравнительный анализ динамика оценки имиджа сотрудников ДПС ГИБДД в однофакторной модели с и без запаздывания

изменения. Так, в структуры моделей лонгитюдной эмпирической верификации методом сравнения расчетных и фактических показателей была введена функция запаздывания (задержки).

Обобщенная передаточная функция W(s) имела следующий вид:

W(s) = к(1 — е(^Т))^+1) / (Т^+1).

После повторного математического моделирования основных ситуаций воздействия на имидж, по мнению экспертов, переходные процессы оценок имиджа оказались более ожидаемыми и реалистичными.

Исследование простой однофакторной модели и двухфакторной модели с регрессирующим по-

казателем в сравнении с аспектом запаздывания. Моделирование осуществлялось на примере ранее рассмотренных условий, но уже с применением функции запаздывания.

Расчетные показатели определялись на 60 месяцев (5 лет), соответствующие распределения (их вид, динамика, предельное значение, точки перехода и т.п.) исследовались экспертами (рис. 5 и 6).

Предложенный подход к оцениванию и прогнозированию имиджа требует проверки его точности и надежности. Исследование параметров моделей осуществлялось в результате сравнительного анализа оценок имиджа, полученных расчетным и экспертным путем. Прогнозируемые (расчетные) зна-

1

Балл 3,1

2,6

Однофакторная модель ■ Двухфакторная модель Двухфакторная модель с регрессирующим показателем

Двухфакторная модель с реграссирующим показателем с запаздыванием

2,1

1,6

1,1

/

/

\

--

\

>4.

/

0,6

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59

Кол-во месяцев

Рис. 6. Сравнительный анализ динамика оценки имиджа сотрудников ДПС ГИБДД по различным моделям

Таблица 6

Таблица коэффициентов корреляции оценок имиджа в зависимости от срока прогнозирования и вида модели

№ Вид модели оценки имиджа Значение коэффициента корреляции / кол-во месяцев

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 Модель без запаздывания 0,298 0,282 0,304 0,313 0,310 0,338 0,358 0,387 0,390 0,465 0,458 0,470

2 Модель с запаздыванием 0,389 0,372 0,375 0,394 0,366 0,370 0,406 0,410 0,434 0,429 0,452 0,471

Кол-во экспертных оценок 51 51 51 51 50 50 43 42 42 41 41 40

Примечание: курсивом отмечен уровень значимости р<0.05 %, во всех остальных случаях — р<0.01 %.

чения определялись в начале эксперимента, исходя из фактического состояния выраженности слагаемых имиджа, экспертные значения — ежемесячно в течение одного года (табл. 6). Изучалось воздействие всех показателей (факторов), причем в различных сочетаниях.

Во всех наблюдениях отмечены значимые линейные корреляции по критерию Пирсона. При больших сроках прогнозирования (свыше 9 мес.) расчетные и экспериментальные показатели практически совпали для обеих моделей, однако оценивание на краткосрочную перспективу оказалось в пользу модели с запаздыванием. Подобное обстоятельство обусловливает возможность применения динамической модели оценки имиджа сотрудников Госавтоинспекции в практической деятельности.

На основании предложенного подхода динамическая многомерная модель оценки и прогнозиро-

вания имиджа сотрудника ДПС ГИБДД может быть представлена в следующем виде:

8

1т age(s) = z + ^

1=1

где:

5 — переменная времени (мес.);

, — условный номер фактора, а именно:

1 (или «а») — уровень организации работы по пропаганде деятельности ДПС ГИБДД;

2 (или «Ь») — уровень психологической культуры (компетентности) сотрудников ДПС ГИБДД;

3 (или «с») — характеристика внешнего вида сотрудника ДПС ГИБДД;

4 (или «&>) — оценка системы мотивирования сотрудников к поддержанию позитивного имиджа;

5 (или «е») — уровень общей культуры сотрудников ДПС ГИБДД;

к, . (х, + Дх,) .(1 - *

5 +1

Т • 5 + 1

6 (или «Б>) — уровень профессиональной компетентности сотрудников ДПС ГИБДД;

7 (или <^>>) — качество исполнения сотрудниками ДПС ГИБДД служебных обязанностей;

8 (или <Л») — уровень коррупции среди сотрудников ДПС ГИБДД;

7 = — 16.4481 — нормирующая константа;

k — вектор весовых коэффициентов для каждого фактора

k = (0.1185; 0.1092; 0.0954; 0.0947; 0.0743; 0.0726; 0.0415; 0.0018);

Т. — вектор постоянных времени для каждого фактора

Т = (0.1309; 0.1392; 0.1317; 0.1336; 0.1367; 0.1374; 0.1446; 0.1182);

х — вектор текущих (исходных) значений для каждого фактора;

Ах. — вектор изменений текущих (исходных) значений для каждого фактора.

Основываясь на результатах многопараметрического моделирования можно осуществлять эффективное планирование управленческой деятельности, в полной мере использовать потенциал влияния на некоторые социально-психологические процессы в обществе, формировать адекватные ожидания от прилагаемых

усилий по изменению имиджа сотрудников ДПС ГИБДД.

Значимым результатом проведенного исследования явилась разработка программного продукта — автоматизированного рабочего места психолога АРМ «Психотест» (Имидж). Данная программа позволяет быстро и эффективно выполнить большой объем математических операций, связанных с обработкой экспертных анкет.

Автоматизированное рабочее место психолога позволит, изменяя интенсивность действия того или иного фактора, осуществлять полноценное многомерное моделирование оценки имиджа сотрудников ДПС ГИБДД.

Интегрированная экранная форма содержит как варьируемые параметры (факторы воздействия на имидж), так и результаты динамического моделирования (представлены в виде графика). Независимые переменные могут меняться пользователем в условный период от 0 до 48 месяцев, а результаты рассчитываются на период 60 месяцев (рис. 7).

Программный продукт является аналитико-про-гностической системой, пользователем которой может быть как руководитель, так и психолог подразделения Госавтоинспекции. В него заложены возможности расширения программы до эксперт-

Рис. 7. Основная экранная форма АРМ «Психотест» (Имидж)

ной системы, в том числе с функциями управления факторами влияния.

Отметим, что результаты проведенной ФКУ НИЦ БДД МВД России научно-исследовательской работы имеют выраженную новизну, состоящую в разработке подхода к оценке и психологическому прогнозированию динамики имиджа сотрудников ДПС ГИБДД. Внедрение программного продукта позволит существенно облегчить психологу (руководителю) осуществление экспертной оценки имиджа инспекторов, а также повысить точность расчетов по прогнозированию его модальности, и, как следствие, будет способствовать повышению эффективности его профессиональной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Литература

1. Кузнецова Н.М. Факторы, влияющие на формирование имиджа инспектора ДПС ГИБДД // Актуальные проблемы медицинского и психологического сопровождения деятельности сотрудников органов внутренних дел: сборник материалов научно-практической конференции. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. С. 42—46.

2. Петров В.Е., Петроченко В.В. Имидж руководителя подразделения Госавтоинспекции // Вестник ВИПК МВД России. Домодедово, 2015. № 2 (34). С. 77—80.

3. Петров В.Е. Моделирование влияния различных факторов на имидж сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции // Вестник ВИПК МВД России. Домодедово, 2015. № 3 (35). С. 56—62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Теория автоматического управления: учебное пособие / В.Ф. Дядик, С.А. Байдали, Н.С. Кри-

ницын / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. С. 57—58.

5. Поляков К.Ю. Теория автоматического управления для «чайников». СПб., 2008. С. 34—35.

References

1. Kuznecova N.M.Faktory, vlijajushhie na formirovanie imidzha inspektora DPS GIBDD // Aktual'nye problemy medicinskogo i psihologicheskogo soprovozhdenija dejatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2014. S. 42—46.

2. Petrov V.E., Petrochenko V.V. Imidzh rukovoditelja podrazdelenija Gosavtoinspekcii // Vestnik VIPK MVD Rossii. Domodedovo, 2015. № 2 (34). S. 77—80.

3. Petrov V.E. Modelirovanie vlijanija razlichnyh faktorov na imidzh sotrudnikov dorozhno-patrul'noj sluzhby Gosavtoinspekcii // Vestnik VIPK MVD Rossii. Domodedovo, 2015. № 3 (35). S. 56—62.

4. Teorija avtomaticheskogo upravlenija: uchebnoe posobie / V.F. Djadik, S.A. Bajdali, N.S. Krinicyn / Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politehnicheskij universitet. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2011. S. 57—58.

5. Poljakov K.Ju. Teorija avtomaticheskogo upravlenija dlja «chajnikov». SPb., 2008. S. 34—35.

1 Под социальным стереотипом понимается относительно устойчивый и упрощенный образ инспектора ДПС, складывающийся в условиях дефицита информации.

Я

И.И. Ординарцев

РОССИЙСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

ТЕНДЕНЦИИ

СТРАТЕГИИ ПЕРСПЕКТИВЫ

Российское книгоиздание.

Тенденции. Стратегии. Перспективы.

Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Ординарцев И.И.; под ред. Н.Д. Эриашвили. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 135 с.

Автором предпринята попытка проанализировать современное состояние российской отрасли книгоиздания. Выявлены ключевые факторы успеха, определены стратегии и перспективы развития рынка книгоиздания. Предложена авторская концепция развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.