Научная статья на тему 'Исследование моделей оценивания и прогнозирования имиджа сотрудников дорожно-патрульной службы'

Исследование моделей оценивания и прогнозирования имиджа сотрудников дорожно-патрульной службы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
277
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОЦЕНКА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДИНАМИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ИМИДЖА / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / СОТРУДНИК ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петров В. Е., Мальцева Т. В.

Статья посвящена исследованию имиджа сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции. Методом анкетирования определены текущий имидж сотрудников дорожно-патрульной службы и разноплановые факторы, оказывающие на него значимое влияние. Результаты исследования могут быть использованы при разработке экспертных систем, направленных на поддержку управленческой деятельности в подразделениях Госавтоинспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Петров В. Е., Мальцева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование моделей оценивания и прогнозирования имиджа сотрудников дорожно-патрульной службы»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(23) 2016

УДК 159.9.07

В.Е. Петров

Т.В. Мальцева

ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНИВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИМИДЖА

сотрудников дорожно-патрульной службы

Статья посвящена исследованию имиджа сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции. Методом анкетирования определены текущий имидж сотрудников дорожно-патрульной службы и разноплановые факторы, оказывающие на него значимое влияние. Результаты исследования могут быть использованы при разработке экспертных систем, направленных на поддержку управленческой деятельности в подразделениях Госавтоинспекции.

Ключевые слова: имидж, оценка, прогнозирование, математическая модель, динамическая многомерная модель оценки имиджа, Госавтоинспекция, сотрудник дорожно-патрульной службы.

В процессе совершенствования деятельности МВД России особая роль отводится формированию позитивного имиджа сотрудника полиции в глазах населения. Для Госавтоинспекции создание привлекательного образа - это неотъемлемый элемент культуры делового взаимодействия, индикатор позиции участников дорожного движения, отношений и доверия к ее представителям. В связи с этим проблему имиджа можно рассматривать как системообразующую. Однако если в теории имиджелогии ключевые вопросы определены и детализированы, то с позиции практического приложения возможностей прогностической оценки и оптимизации имиджа в деятельности сотрудников Госавтоинспекции вопрос остается открытым. Именно на разработку прикладной технологии в работе с имиджем сотрудника полиции (дорожно-патрульной службы) было направлено соответствующее научное исследование.

В исследовании, проведенном ФКУ НИЦ БДД МВД России в марте-июле 2015 года, при-

няло участие 1030 человек (1,02% фактической численности личного состава Госавтоинспекции по состоянию на 01.07.2015). Методический инструментарий исследования предусматривал проведение с респондентами экспресс-лекции и беседы-дискуссии, изучение мнений с помощью авторской анкеты экспертной оценки.

На первом этапе была определена степень влияния различных факторов на имидж сотрудника ДПС, выделены соответствующие детерминанты. На втором этапе для прогнозирования изменений оценки имиджа во времени под воздействием совокупности факторов была разработана динамическая модель (dynamical model). Методическую основу анализа составили частотный и регрессионный анализы, положения теории автоматического управления.

Экспериментально определенные временные характеристики использованы для идентификации динамической математической модели имиджа сотрудника [2, С. 57-58]. Путем линеаризации урав-

Петров Владислав Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России»

e-mail: [email protected]

Мальцева Татьяна Вячеславна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Московского областного филиала Московского университета МВД России e-mail: [email protected] © Петров В.Е., 2016 © Мальцева Т.В., 2016 Статья получена: 01.09.2015

70

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

нении и упрощения математического описания по виду переходной функции определен унифицированный тип звеньев - инерционно дифференцирующие первого порядка. Их передаточная функция W(s) имеет следующий вид:

W(s) = h(s+1) / (Hs+1), где: k - весовой коэффициент; s - переменная времени передаточного звена; T - постоянная времени передаточного звена. Весовой коэффициент частного показателя i (a, b, c ... h) k. рассчитывался исходя из соответству-

ющего коэффициента статической регрессионной модели по формуле: k. = x*T.. Подобный подход позволяет обеспечить «преемственность» статической и динамической моделей (т.е. при t^-да значения оценки имиджа совпадают).

Принимая во внимание, что переходная и импульсная характеристики модели выходят на установившееся значение (с ошибкой не более 5%) примерно за время 34 [1], в первом приближении можно оценить соответствующие временные (динамические) характеристики (табл. 1).

Таблица 1.

Временные характеристики параметров динамической модели (мес.)

Пара- метр наименование параметра модели T ср °т

a уровень организации работы по пропаганде деятельности ГИБДД 22,92 33,46

b уровень психологической культуры (компетентности) сотрудников 21,55 28,91

c характеристика внешнего облика сотрудника ДПС 22,78 45,87

d оценка системы мотивирования сотрудников к поддержанию позитивного имиджа 22,45 37,69

e уровень общей культуры сотрудников ДПС 21,95 29,66

f уровень профессиональной компетентности сотрудников ДПС 21,83 29,21

g качество исполнения сотрудниками ДПС служебных обязанностей 20,74 29,87

h уровень коррупции среди сотрудников ДПС 25,37 46,88

В качестве исследовательской версии можно предложить динамическую многомерную модель оценки имиджа сотрудника ДПС в следующем виде: Image (dynamical model) = - 13.4481

+ (a + Aa)^0.1185^(s+1) / (0.1309^+1)

+ (b + Ab)^0.1092^(s+1) / (0.1392^+1)

+ (c + Ac)^0.0954^(s+1) / (0.1317^+1) +

(d + Ad)^0.0947As+1) / (0.1336^+1) +

(e + Ae)^0.0743^(s+1) / (0.1367rs+1) + (f

+ AJ)' •0.0726ф+1) / (0.1374^+1) + (g +

Ag M.0415^(s+1) / (0.1446^+1) + (h +

Ahy0.0018As+1) /(0.1182^+1), где:

(a, b, c ... h) - вектор текущих (исходных, начальных) показателей моде-ли по каждому фактору;

(Aa, Ab, Ac ... Ah) - вектор изменений текущих (исходных, начальных) значений для каждого фактора.

Переменная времени s представляется в месяцах (например, 1, 2... 12... 100 и т.п.), выступает в качестве варьируемого параметра. Показатель Image меняет значение в диапазоне от «-5» (очень низкий негативный уровень) до «+5» (очень высокий позитивный уровень); «0» - нейтральный уровень.

Модель позволяет учитывать динамические изменения в статусе (повышение и понижение оценки имиджа сотрудника ДПС).

Пример 1. Исследование простой однофакторной модели. Руководитель строевого подразделения ГИБДД, принимая во внимание то, что по состоянию на 01.01.ХХ г. отмечен очень низкий позитивный уровень имид-

жа его сотрудников (Image (static model) = 0,8), намерен изменить сложившееся положение дел путем только существенной активизации работы по пропаганде профессиональной деятельности (фактор «а»: с 3 баллов (работа организована посредственно) до 5 баллов (работа организована отлично - деятельность ГИБДД систематически освещается в СМИ, проводятся публичные агитационные мероприятия, используются медиа-ресурсы и т.п.).

Если интенсивность работы по пропаганде деятельности ГИБДД будет постоянной (на высоком уровне), то низкий позитивный уровень имиджа (2 балла) будет достигнут через 12 месяцев (рис. 1). Через 5 лет (60 мес.) оценка будет близка к максимально возможному стабильному значению (2,43 балла; предельное значение - 2,61). Можно утверждать, что при описанных выше условиях только лишь прилагаемые усилия по активизации работы по пропаганде деятельности ГИБДД никогда не повысят уровень имиджа более 3 баллов (т.е. такими средствами невозможно обеспечить даже средний позитивный уровень имиджа сотрудников ДПС).

Пример 2. Исследование простой двухфакторной модели. Базовые условия моделирования примем аналогичными вышеприведенному примеру с той лишь разницей, что руководитель строевого подразделения ГИБДД с 01.07.ХХ г. также сделал акцент на совершенствовании внешнего облика сотрудника ДПС, а именно: сотрудники были обеспечены форменным обмундированием, ими были изучены правила ношения одежды и знаков

71

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(23)2016

f— Балл

различия, обеспечено соответствие формы одежды текущим погодным условиям; уделяется особое внимание поддержанию 2 опрятного внешнего вида, осу- I,8 ществляется контроль внеш- 1,6 него вида; проводятся заня- 14 тия по физической и строевой 12 подготовке, контролируются осанка и выправка; личный состав ориентирован на ведение здорового образа жизни, преодоление вредных привычек (курение, гаджетомания на месте несения службы и др.), развиваются позитивные поведенческие манеры, усваиваются приемы, обеспечивающие поддержание позитивного внешнего облика; ДПС дополнительно выделены современные транспортные средства, внедрен подход к постоянному поддержанию чистого внешнего вида транспортного средства. На уровне оценочных показателей это отражается в повышении значения фактора «с», например, с 4 до 5 баллов.

Повышение имиджа до 2 баллов произойдет через 9 мес., до 3 баллов - через 45 мес.; уровень стабилизации - 3,25 балла (предельное значение - 3,34). Таким образом, путем активизации работы по пропаганде деятельности ГИБДД и совершенствования внешнего облика сотрудника можно достичь среднего позитивного уровня имиджа сотрудников ДПС за 4-5 лет (рис. 2).

Пример 3. Исследование двухфакторной модели с регрессирующим показателем. Рассмотрим условия предыдущего примера, дополнив их следующим аспектом: через год после начала эксперимента (01.01.ХХ+1 г.) сотрудник, отвечающий за проведение пропаганды деятельности ГИБДД, перешел в другое подразделение. Предположим, что равнозначной замены специа-

Оценка имиджа сотрудников ДПС

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

Кол-во месяцев

Рис. 1. динамика оценки имиджа сотрудников дПс в однофакторной

модели

Балл

1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

кол-во месяцев

рис. 2. динамика оценки имиджа сотрудников дПс в двухфакторной

модели

Балл

кол-во месяцев

рис. 3. сравнительный анализ динамики оценки имиджа сотрудников дПс по различным моделям

Балл

2.4 2,2' 2

1,6

1.4 1,2 1

0,8

Оценка имиджа сотрудников ДПС по модели без запаздывания Оценки имиджа сотрудников ДПС по модели с запаздыванием

1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

кол-во месяцев

рис. 4. сравнительный анализ динамики оценки имиджа сотрудников дПс в однофакторной модели

72

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

----Однофакторная модель

---- Двухфакторная модель

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59

Кол-во месяцев

Рис. 5. Сравнительный анализ динамики оценки имиджа сотрудников ДПС по различным моделям

листу данного направления найдено не было, т.е. снизилось качество работа (фактор «а») с 5 до 2 баллов. Подобные изменения неизбежно сказались на имидже сотрудников ДПС: примерно через 12 месяцев значение оказалось чуть ниже, чем до начала эксперимента (рис. 3). Даже несмотря на акцентирование внимания на внешнем облике сотрудников (фактор «с»), при регрессирующем факторе «а» общий уровень имиджа будет снижаться, а уровень стабилизации составит 0,25 балла (нейтральный уровень).

После разработки базовой модели было проведено моделирование различных ситуаций воздействия на имидж, а соответствующие результаты обсуждались с экспертами (руководителями и психологами подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне). Несмотря на достигнутые в целом хорошие результаты оценивания и прогнозирования, в качестве основного пожелания было отмечено, что количественные характеристики имиджа - это показатели достаточно инертные, находящиеся «под давлением» социально-психологических стереотипов, поэтому данное обстоятельство должно найти отражение в математическом алгоритме.

Таким образом, лонгитюдная эмпирическая верификация моделей методом сравнения расчетных и фактических показателей показала необходимость введения в их структуры функций запаздывания (задержки).

Обобщенная передаточная функция W(s) примет следующий вид:

W(s) = b(1 - e(-s*T))*(s+1) / (T's+1).

Проведено повторное математическое моделирование основных ситуаций воздействия на имидж. По мнению экспертов, переходные процессы оценок имиджа оказались более ожидае-

мыми и реалистичными.

Пример 4. Исследование простой однофакторной модели и двухфакторной модели с регрессирующим показателем в сравнении с аспектом запаздывания. Моделирование осуществлялось на условиях вышеприведенных примеров 1 и 3 с применением модели с запаздыванием. Расчетные показатели определялись на 60 месяцев (5 лет), соответствующие распределения (их вид, динамика, предельное значение, точки перехода и т.п.) исследовались экспертами (рис. 4 и 5).

Предложенный подход к оцениванию и прогнозированию имиджа требует проверки его точности и надежности. Исследование параметров моделей осуществлялось в результате сравнительного анализа оценок имиджа, полученных расчетным и экспертным путем. Прогнозные (расчетные) значения определялись в начале эксперимента исходя из фактического состояния выраженности слагаемых имиджа, экспертные значения - ежемесячно в течение одного года (табл. 2). Изучалось воздействие всех показателей (факторов), причем в различных сочетаниях.

Во всех наблюдениях отмечены значимые линейные корреляции по критерию Пирсона. При больших сроках прогнозирования (свыше 9 мес.) расчетные и экспериментальные показатели практически совпали для обеих моделей, однако оценивание на краткосрочную перспективу оказалось в пользу модели с запаздыванием. Подобное обстоятельство обусловливает возможность применения динамической модели оценки имиджа сотрудников Госавтоинспекции в практической деятельности.

На основании предложенного подхода динамическая многомерная модель оценки и прогнозирования имиджа сотрудника ДПС может быть представлена в следующем виде:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

73

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(23)2016

Таблица 2.

Таблица коэффициентов корреляции оценок имиджа в зависимости от срока

прогнозирования и вида модели

№ Вид модели оценки имиджа Значение коэс )фициента ко эреляции / кол-во месяцев

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 Модель без запаздывания 0,298 0,282 0,304 0,313 0,310 0,338 0,358 0,387 0,390 0,465 0,458 0,470

2 Модель с запаздыванием 0,389 0,372 0,375 0,394 0,366 0,370 0,406 0,410 0,434 0,429 0,452 0,471

Кол-во экспертных оценок 51 51 51 51 50 50 43 42 42 41 41 40

Примечание: курсивом отмечен уровень значимости p<0.05

5 +1

fci age(s) = z + m • ^

ki • (xt + Axt) • (l - e F' )•

T • S +1

где: s - переменная времени (мес.);

i - условный номер фактора, а именно:

1 (или «а») - уровень организации работы по пропаганде деятельности ГИБДД;

2 (или «Ь») - уровень психологической культуры (компетентности) сотрудников ДПС;

3 (или «с») - характеристика внешнего облика сотрудника ДПС;

4 (или «d») - оценка системы мотивирования сотрудников к поддержанию позитивного имиджа;

5 (или «е») - уровень общей культуры сотрудников ДПС;

6 (или «f») - уровень профессиональной компетентности сотрудников ДПС;

7 (или «g») - качество исполнения сотрудниками ДПС служебных обязанностей;

8 (или «h» - уровень коррупции среди сотрудников ДПС;

z = -7.4922, m =0.5556 - нормирующие константы;

%, во всех остальных случаях - p<0.01 %.

ki - вектор весовых коэффициентов для каждого фактора

k = (0.1185; 0.1092; 0.0954; 0.0947; 0.0743; 0.0726; 0.0415; 0.0018);

Ti - вектор постоянных времени для каждого фактора

T = (0.1309; 0.1392; 0.1317; 0.1336; 0.1367; 0.1374; 0.1446; 0.1182);

xi - вектор текущих (исходных) значений для каждого фактора;

Axi - вектор изменений текущих (исходных) значений для каждого фактора.

Результаты научного исследования могут быть использованы при разработке аналитико-прогностических и экспертных систем, направленных на поддержку управленческой деятельности.

Применение научно-обоснованных средств управления имиджем сотрудников ДПС в конечном счете позволит улучшить качество профилактической работы, повысить безопасность дорожного движения, гармонизировать отношения, взаимодействие личного состава Госавтоинспекции и участников дорожного движения.

i=1

список литературы

1. Поляков К. Ю. Теория автоматического управления для «чайников». СПб., 2008. С. 34-35.

2. Дядик В. Ф., Байдали С. А., Криницын Н. С. Теория автоматического управления: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.