Научная статья на тему 'Исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков средствами психолого-акмеологического подхода'

Исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков средствами психолого-акмеологического подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИД / SUICIDE / АЛКОГОЛИЗМ / ALCOHOLISM / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / DRUG ADDICTION / ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / PERSONAL VALUES / ПСИХОАНАЛИЗ / PSYCHOANALYSIS / АРТ ТЕРАПИЯ / GESTALT THERAPY REASONS AND MECHANISMS OF SELF DESTRUCTIVE BEHAVIOR / ГЕШТАЛЬТ ТЕРАПИЯ / ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / SELF DESTRUCTIVE BEHAVIOR / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / EMOTIOHAL-PERSONAL SPHERE / ADOLESCENCE / ART -THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тормосина Н.Г.

Данная статья посвящена проблеме психологической профилактики ауто-деструктивного поведения у подростков. Статья содержит описание разработанной автором комплексной психологической программы профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте средствами психолого-акмеологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тормосина Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of possibilities of adolescence self-destructive behavior preventive work with the help of acmeological approach in psychology

The article is devoted to the problem of preventive resources for teenagers' self destructive behavior. It contains a description and an analysis of complex program which helps to reach the aim of self destructive behavior prevention with the help of acmeological approach in psychology.

Текст научной работы на тему «Исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков средствами психолого-акмеологического подхода»

Н.Г. Тормосина аспирант кафедры психологии Ставропольского государственного университета*

Исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков средствами психолого-акмеологического подхода

В настоящее время аутодеструктивное поведение, в том числе среди подростков, становится массовым явлением. Под аутодеструктивным поведением мы понимаем такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред, то есть его действия направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному соматическому или психическому здоровью, несут угрозу целостности и развитию личности. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских причисляют к аутодеструктивному поведению аутоагрессивное поведение (суицидальное и парасуицидаль-ное), пищевую зависимость (бульмию и анорексию), аддитивное поведение (злоупотребление психоактивными веществами - алкоголизм, наркоманию, токсикоманию и нехимические зависимости), фанатическое поведение (вовлеченность в деструктивно-религиозный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением), аутическое и виктимное поведение (стереотипное поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.)1.

Распространенность суицидов, токсикомании, нехимических зависимостей и других видов самоповреждающего поведения, алкоголизация, наркотизация достигли в России масштабов социальной катастрофы. Происходит «омоложение» аутодеструктивного поведения, то есть оно затрагивает детей и подростков на все более ранних возрастных этапах. Такие виды аутодеструктивного поведения как наркомания, токсикомания, алкоголизм провоцируют нарушения в развитии эмоционально-волевой, интеллектуальной, ценностно-смысловой сфер личности подростка, а также отрицательно влияют на его соматическое здоровье, приводя к возникновению хронических заболеваний. Эти виды аутодестукции, приобретенные в подростковом возрасте, легко закрепляются в форме «вредных привычек», сопровождающих человека на протяжении всей жизни. Следствием массового распространения различных форм аутодеструктивного поведения становиться ухудшение здоровья людей в масштабе

* nataliasun@mail.ru

1 Короленко, Ц.П, Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с

общества в целом. В то же время, массовое распространение аутодеструктивного поведения является не только причиной, но и следствием социальных проблем. Многие трудности подростков детерминируются особенностями современной социокультурной ситуации. В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков - присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе ценностей - помощь старшим, взаимовыручка, социальная справедливость, так и ценности Запада - конкурентоспособность, самореализация, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребления». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города. У другой части молодежи формируется ощущение собственной несостоятельности от несоответствия завышенным стандартам и аутодеструктивное поведение становится способом совладания с ним.

Все формы аутодеструктивного поведения приводят к ухудшению качества жизни или даже к смерти, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям. Большинство людей осознает это, но аутодеструктивное поведение продолжает распространяться, поскольку оно может выступать в роли компенсаторного, защитного механизма адаптации и стабилизации личности, попытки приспособления к неблагоприятным условиям, когда критичность мышления нарушена или не сформирована и человек, действуя под влиянием безысходности, тревоги, страха, вины, стыда, усталости, азарта или сильного аффективного состояния гнева и злости, не думает об отдаленных последствиях своих действий. Формированию и широкому распространению аутодеструктивного поведения среди подростков способствуют также такие особенности этого возраста как повышенная чувствительность, эмоциональная нестабильность, «черно-белое» мышление, отсутствие опыта преодоления серьезных неудач, представления о ценности собственной жизни и здоровья. Вследствие этого в педагогической и психологической практике необходимо решение задач формирования благополучной, социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, реализации своего творческого потенциала.

Исходя из вышесказанного, проблема поиска эффективных методов и форм профилактики аутодеструктивного поведения у подростков представляется чрезвычайно актуальной. Это определило цели и задачи нашего исследования.

Цель исследования - выявить особенности ценностно-смысловой, эмоциональной сфер и саморегуляции личности подростка, влияющие на формирование аутодеструктивного поведения, разработать профилактических мероприятий, направленных на психологическую

профилактику аутодеструк-тивного поведения и оценить их эффективность.

В исследовании (2008-2011) принимали. участие подростки, обучающиеся в МВСОУ «Центр образования» г. Ставрополя в возрасте 11 -18 лет, студенты Ставропольского государственного университета 17-19 лет (на этапе анкетирования). Совокупная выборка испытуемых составила 407 человек.

Практический этап нашего исследования начался с анкетирования студентов-первокурсников 17-18 лет с целью определения проблем, важных для них в подростковом возрасте. Оно показало, что большинство опрошенных сталкиваясь с трудностями межличностного взаимодействия и внутриличностны-ми конфликтами, нуждались в психологической поддержке, но предпочитали искать ее в семье и среди друзей - у людей, которым они доверяли. Обращение за помощью к психологу большинство опрошенных как ресурс не рассматривали. Мы считаем, что эти данные являются свидетельством острой необходимости просветительской работы среди учащихся общеобразовательных школ о деятельности школьных и внешних психологических служб.

Затем мы провели констатирующий эксперимент с использованием стандартизированных методик оценки суицидального риска, социальной адаптации, нервно-психологической устойчивости, смысложизненных ориентаций, риска наркотизации и алкоголизации. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать выводы о том, что у подростков риск проявления любой формы аутодеструктивного поведения чаще всего связан с неприятием себя, эмоциональным дискомфортом, зависимостью от других, ощущением бессмысленности собственной жизни. С культурными и ценностными стереотипами, оправдывающими самоубийство, у подростков связаны неприятие себя, повышенная значимость других по сравнению с собой. Демонстративность в поведении используется младшими подростками как ресурс, понижающий вероятность ауто-деструктивного поведения за счет удовлетворения от проявления собственной индивидуальности.

На основании анализа данных, полученных в результате анкетирования и констатирующего эксперимента нами была разработана модель профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте, включающая диагностическое исследование предпосылок формирования аутодеструктивного поведения, групповую психопрофилактическую работу с подростками в форме тренинговых занятий, индивидуальную работу в форме консультирования по запросам самих подростков, преподавателей, родителей.

Достоинством программы является дифференциация по двум периодам подросткового возраста из-за большого различия в задачах, стоящих перед младшими и старшими подростками, несовпадения внутренних ресурсов, способностей и уже сформированных умений.

Задачи возраста, более актуальные для младших подростков: отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности, определение своего места в среде сверстников, трансформация отношений со взрослыми - изменение отношений «Старший-Младший» в отношения на равных. преодоление внутренних конфликтов, формирование навыков эмоциональная саморегуляция. Задачи возраста, более значимые для старших подростков: установление новых эмоциональных отношений с ровесниками, в том числе с представителями противоположного пола, профессиональное самоопределение, движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни».

Профилактическая работа - занятия с использованием методов и техник индивидуальной и групповой работы - арт-терапии, гештальт-терапии, сказкатерапии, психодрамы, социально-психологического тренинга - проводилась с двумя группами подростков разных возрастов 11-15 и 16-18 лет. Подростки приглашались в группы во время, свободное от занятий. Тренинговая программа была нацелена на формирование субъектной позиции личности в отношении реализации собственных жизненных ценностей и осознании саморегуляции . Участники групп выступали в качестве экспериментальной выборки, остальные обследованные подростки - в качестве контрольной группы.

Программа для подростков 11 -15 лет состояла из шести блоков. Первый блок посвящен знакомству и сплочению группы, второй -развитию коммуникативных навыков, третий -совершенствованию умений преодоления конфликтов, четвертый - развитию эмоциональной и нервно-психологической устойчивости, уверенности в себе, пятый -формированию и развитию качеств лидера и умений творческого самовыражения, шестой блок - подведению итогов работы группы. В программу для подростков 16-18 лет кроме блоков, посвященных знакомству и сплочению группы, развитию коммуникативных навыков, эмоциональной и нервно-психологической устойчивости, уверенности в себе, включены занятия, нацеленные на самопознание и развитие умений целеполагания и планирования будущего. В обеих программах используются такие формы и методы работы как ролевая игра, групповая дискуссия, психогимнастик, мини-лекции, упражнения на развитие креативности и спонтанности, другие элементы социально-психологического тренинга. В программах акцентируется важность работы с так называемыми ресурсными состояниями - так называемым состоянием интеллектуального транса или «потока».

Характерные признаки легких трансовых состояний можно заметить и в детской игре, и в процессе творчества, и в познавательной деятельности. Его важный параметр - сосредоточенность на деле. поглощенность им, состояние полного слияния со своим делом, поглощенности им, когда пропадает ощущение времени и самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный приток энергии. «Поток»

порождается осмысленными усилиями человека. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости1. Результатом пребывания в состоянии интеллектуального транса становятся осознание своей уникальности, легкость преодоления трудностей, исчезновение ощущения зависимости от других, продуктивная творческая деятельность. М. Эриксон считал, что в состоянии транса легче обучиться чему-либо, стать более открытым, измениться внутренне2. Тренинговая программа для подростков, разработанная нами, была нацелена на создание условий для проявления и формирования такого состояния у подростков.

Использование статистического критерия Уилкоксона позволило сделать вывод о том, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной после проведения программы достоверно изменился ряд показателей - у подростков снизились показатели демонстративности, несостоятельности, максимализма, степени выраженности риска алкоголизации и наркотизации, неприятия себя и других, эмоционального дискомфорта, тенденции к уходу от проблем, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанной программы.

Тормосина Н.Г. Исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков средствами психолого-акмеологического подхода. Данная статья посвящена проблеме психологической профилактики ауто-деструктивного поведения у подростков. Статья содержит описание разработанной автором комплексной психологической программы профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте средствами психолого-акмеологического подход а.

Tormosina N.G. The research of possibilities of adolescence self-destructive behavior preventive work with the help of acmeological approach in psychology.

The article is devoted to the problem of preventive resources for teenagers' self -destructive behavior. It contains a description and an analysis of complex program which helps to reach the aim of self - destructive behavior prevention with the help of acmeological approach in psychology.

Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, суицид, алкоголизм, наркозависимость, подростки, личностные ценности, психоанализ, арт - терапия, гештальт - терапия, причины и механизмы аутодеструктивного поведения, эмоционально-личностная сфера.

Key words: self - destructive behavior, suicide, alcoholism, drug addiction, adolescence, personal values, psychoanalysis, art -therapy, gestalt therapy reasons and mechanisms of self - destructive behavior, emotiohal-personal sphere.

1 Csikszentmihalyi, M. Flow: the Psychology of Optimal Experience [Text] / M. Csikszentmihalyi. - San Francisco:Harpre and Row, 1999. - 320р.

2 Эриксон, М. Мой голос останется с вами [Текст] / М. Эриксон. -Институт общегуманитарных исследований, 2009. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.