Н.Г. Тормосина аспирант кафедры психологии Ставропольского государственного университета*
Исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков средствами психолого-акмеологического подхода
В настоящее время аутодеструктивное поведение, в том числе среди подростков, становится массовым явлением. Под аутодеструктивным поведением мы понимаем такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред, то есть его действия направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному соматическому или психическому здоровью, несут угрозу целостности и развитию личности. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских причисляют к аутодеструктивному поведению аутоагрессивное поведение (суицидальное и парасуицидаль-ное), пищевую зависимость (бульмию и анорексию), аддитивное поведение (злоупотребление психоактивными веществами - алкоголизм, наркоманию, токсикоманию и нехимические зависимости), фанатическое поведение (вовлеченность в деструктивно-религиозный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением), аутическое и виктимное поведение (стереотипное поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.)1.
Распространенность суицидов, токсикомании, нехимических зависимостей и других видов самоповреждающего поведения, алкоголизация, наркотизация достигли в России масштабов социальной катастрофы. Происходит «омоложение» аутодеструктивного поведения, то есть оно затрагивает детей и подростков на все более ранних возрастных этапах. Такие виды аутодеструктивного поведения как наркомания, токсикомания, алкоголизм провоцируют нарушения в развитии эмоционально-волевой, интеллектуальной, ценностно-смысловой сфер личности подростка, а также отрицательно влияют на его соматическое здоровье, приводя к возникновению хронических заболеваний. Эти виды аутодестукции, приобретенные в подростковом возрасте, легко закрепляются в форме «вредных привычек», сопровождающих человека на протяжении всей жизни. Следствием массового распространения различных форм аутодеструктивного поведения становиться ухудшение здоровья людей в масштабе
* nataliasun@mail.ru
1 Короленко, Ц.П, Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с
общества в целом. В то же время, массовое распространение аутодеструктивного поведения является не только причиной, но и следствием социальных проблем. Многие трудности подростков детерминируются особенностями современной социокультурной ситуации. В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков - присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе ценностей - помощь старшим, взаимовыручка, социальная справедливость, так и ценности Запада - конкурентоспособность, самореализация, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребления». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города. У другой части молодежи формируется ощущение собственной несостоятельности от несоответствия завышенным стандартам и аутодеструктивное поведение становится способом совладания с ним.
Все формы аутодеструктивного поведения приводят к ухудшению качества жизни или даже к смерти, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям. Большинство людей осознает это, но аутодеструктивное поведение продолжает распространяться, поскольку оно может выступать в роли компенсаторного, защитного механизма адаптации и стабилизации личности, попытки приспособления к неблагоприятным условиям, когда критичность мышления нарушена или не сформирована и человек, действуя под влиянием безысходности, тревоги, страха, вины, стыда, усталости, азарта или сильного аффективного состояния гнева и злости, не думает об отдаленных последствиях своих действий. Формированию и широкому распространению аутодеструктивного поведения среди подростков способствуют также такие особенности этого возраста как повышенная чувствительность, эмоциональная нестабильность, «черно-белое» мышление, отсутствие опыта преодоления серьезных неудач, представления о ценности собственной жизни и здоровья. Вследствие этого в педагогической и психологической практике необходимо решение задач формирования благополучной, социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, реализации своего творческого потенциала.
Исходя из вышесказанного, проблема поиска эффективных методов и форм профилактики аутодеструктивного поведения у подростков представляется чрезвычайно актуальной. Это определило цели и задачи нашего исследования.
Цель исследования - выявить особенности ценностно-смысловой, эмоциональной сфер и саморегуляции личности подростка, влияющие на формирование аутодеструктивного поведения, разработать профилактических мероприятий, направленных на психологическую
профилактику аутодеструк-тивного поведения и оценить их эффективность.
В исследовании (2008-2011) принимали. участие подростки, обучающиеся в МВСОУ «Центр образования» г. Ставрополя в возрасте 11 -18 лет, студенты Ставропольского государственного университета 17-19 лет (на этапе анкетирования). Совокупная выборка испытуемых составила 407 человек.
Практический этап нашего исследования начался с анкетирования студентов-первокурсников 17-18 лет с целью определения проблем, важных для них в подростковом возрасте. Оно показало, что большинство опрошенных сталкиваясь с трудностями межличностного взаимодействия и внутриличностны-ми конфликтами, нуждались в психологической поддержке, но предпочитали искать ее в семье и среди друзей - у людей, которым они доверяли. Обращение за помощью к психологу большинство опрошенных как ресурс не рассматривали. Мы считаем, что эти данные являются свидетельством острой необходимости просветительской работы среди учащихся общеобразовательных школ о деятельности школьных и внешних психологических служб.
Затем мы провели констатирующий эксперимент с использованием стандартизированных методик оценки суицидального риска, социальной адаптации, нервно-психологической устойчивости, смысложизненных ориентаций, риска наркотизации и алкоголизации. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать выводы о том, что у подростков риск проявления любой формы аутодеструктивного поведения чаще всего связан с неприятием себя, эмоциональным дискомфортом, зависимостью от других, ощущением бессмысленности собственной жизни. С культурными и ценностными стереотипами, оправдывающими самоубийство, у подростков связаны неприятие себя, повышенная значимость других по сравнению с собой. Демонстративность в поведении используется младшими подростками как ресурс, понижающий вероятность ауто-деструктивного поведения за счет удовлетворения от проявления собственной индивидуальности.
На основании анализа данных, полученных в результате анкетирования и констатирующего эксперимента нами была разработана модель профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте, включающая диагностическое исследование предпосылок формирования аутодеструктивного поведения, групповую психопрофилактическую работу с подростками в форме тренинговых занятий, индивидуальную работу в форме консультирования по запросам самих подростков, преподавателей, родителей.
Достоинством программы является дифференциация по двум периодам подросткового возраста из-за большого различия в задачах, стоящих перед младшими и старшими подростками, несовпадения внутренних ресурсов, способностей и уже сформированных умений.
Задачи возраста, более актуальные для младших подростков: отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности, определение своего места в среде сверстников, трансформация отношений со взрослыми - изменение отношений «Старший-Младший» в отношения на равных. преодоление внутренних конфликтов, формирование навыков эмоциональная саморегуляция. Задачи возраста, более значимые для старших подростков: установление новых эмоциональных отношений с ровесниками, в том числе с представителями противоположного пола, профессиональное самоопределение, движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни».
Профилактическая работа - занятия с использованием методов и техник индивидуальной и групповой работы - арт-терапии, гештальт-терапии, сказкатерапии, психодрамы, социально-психологического тренинга - проводилась с двумя группами подростков разных возрастов 11-15 и 16-18 лет. Подростки приглашались в группы во время, свободное от занятий. Тренинговая программа была нацелена на формирование субъектной позиции личности в отношении реализации собственных жизненных ценностей и осознании саморегуляции . Участники групп выступали в качестве экспериментальной выборки, остальные обследованные подростки - в качестве контрольной группы.
Программа для подростков 11 -15 лет состояла из шести блоков. Первый блок посвящен знакомству и сплочению группы, второй -развитию коммуникативных навыков, третий -совершенствованию умений преодоления конфликтов, четвертый - развитию эмоциональной и нервно-психологической устойчивости, уверенности в себе, пятый -формированию и развитию качеств лидера и умений творческого самовыражения, шестой блок - подведению итогов работы группы. В программу для подростков 16-18 лет кроме блоков, посвященных знакомству и сплочению группы, развитию коммуникативных навыков, эмоциональной и нервно-психологической устойчивости, уверенности в себе, включены занятия, нацеленные на самопознание и развитие умений целеполагания и планирования будущего. В обеих программах используются такие формы и методы работы как ролевая игра, групповая дискуссия, психогимнастик, мини-лекции, упражнения на развитие креативности и спонтанности, другие элементы социально-психологического тренинга. В программах акцентируется важность работы с так называемыми ресурсными состояниями - так называемым состоянием интеллектуального транса или «потока».
Характерные признаки легких трансовых состояний можно заметить и в детской игре, и в процессе творчества, и в познавательной деятельности. Его важный параметр - сосредоточенность на деле. поглощенность им, состояние полного слияния со своим делом, поглощенности им, когда пропадает ощущение времени и самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный приток энергии. «Поток»
порождается осмысленными усилиями человека. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости1. Результатом пребывания в состоянии интеллектуального транса становятся осознание своей уникальности, легкость преодоления трудностей, исчезновение ощущения зависимости от других, продуктивная творческая деятельность. М. Эриксон считал, что в состоянии транса легче обучиться чему-либо, стать более открытым, измениться внутренне2. Тренинговая программа для подростков, разработанная нами, была нацелена на создание условий для проявления и формирования такого состояния у подростков.
Использование статистического критерия Уилкоксона позволило сделать вывод о том, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной после проведения программы достоверно изменился ряд показателей - у подростков снизились показатели демонстративности, несостоятельности, максимализма, степени выраженности риска алкоголизации и наркотизации, неприятия себя и других, эмоционального дискомфорта, тенденции к уходу от проблем, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанной программы.
Тормосина Н.Г. Исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков средствами психолого-акмеологического подхода. Данная статья посвящена проблеме психологической профилактики ауто-деструктивного поведения у подростков. Статья содержит описание разработанной автором комплексной психологической программы профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте средствами психолого-акмеологического подход а.
Tormosina N.G. The research of possibilities of adolescence self-destructive behavior preventive work with the help of acmeological approach in psychology.
The article is devoted to the problem of preventive resources for teenagers' self -destructive behavior. It contains a description and an analysis of complex program which helps to reach the aim of self - destructive behavior prevention with the help of acmeological approach in psychology.
Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, суицид, алкоголизм, наркозависимость, подростки, личностные ценности, психоанализ, арт - терапия, гештальт - терапия, причины и механизмы аутодеструктивного поведения, эмоционально-личностная сфера.
Key words: self - destructive behavior, suicide, alcoholism, drug addiction, adolescence, personal values, psychoanalysis, art -therapy, gestalt therapy reasons and mechanisms of self - destructive behavior, emotiohal-personal sphere.
1 Csikszentmihalyi, M. Flow: the Psychology of Optimal Experience [Text] / M. Csikszentmihalyi. - San Francisco:Harpre and Row, 1999. - 320р.
2 Эриксон, М. Мой голос останется с вами [Текст] / М. Эриксон. -Институт общегуманитарных исследований, 2009. - 304 с.