Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Фокина Ирина Владимировна
Вологодский государственный университет (г. Вологда);
кандидат психологических наук Соколовская Ольга Константиновна
Вологодский государственный университет (г. Вологда);
кандидат психологических наук Калинкина Евгения Михайловна
Вологодский государственный университет (г. Вологда)
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена проблеме саморазрушающего поведения в юношеском возрасте. В настоящее время наблюдается увеличение аутодеструктивных действий среди молодежи, в результате внимание общества к данной проблеме значительно возрастает. Безусловно, необходимо разработать эффективные меры по созданию психологических условий для профилактики аутодеструкции, а это, в свою очередь, требует более тщательного исследования причин саморазрушающего поведения. В статье представлены результаты сравнительного исследования связи склонности к саморазрушающему поведению с личностными особенностями студентов гуманитарных и технических направлений подготовки, обучающихся в Вологодском государственном университете.
Ключевые слова: саморазрушающее поведение, отклоняющееся поведение, аутодеструкции, личностные особенности, студент, гуманитарная специальность, техническая специальность.
Annotation. The article is devoted to the problem of self-destructive behavior in adolescence. Currently, due to the growth of self-destructive actions among young people, public attention to this problem has increased significantly. It is due to the need to take effective measures to create psychological conditions for the prevention of autodestruction, and, consequently, also a more thorough study of the causes of self-destructive behavior. The article presents the results of a comparative study of the relationship of propensity to self-destructive behavior with the personal characteristics of students of humanitarian and technical areas of training, studying at the Vologda state University.
Keywords: self-destructive behavior, deviant behavior, autodestructive, personal characteristics, student, humanitarian specialty technical specialty.
Введение. В современном обществе саморазрушающее поведение у людей, в том числе у студентов, стало массовым явлением. Распространенность алкоголизации, наркотизации, токсикомании, нехимических зависимостей, таких как интернет-аддикции, пищевые аддикции, а также других форм саморазрушающего поведения достигли в России масштабов социальной катастрофы [2, 41.
На сегодняшний день известна масса примеров саморазрушающего поведения студентов, формы которого приводят к ухудшению качества жизни, отрицательно влияют на их интеллектуальный и профессиональный потенциал, затормаживают становление психологически благополучной личности и ее способность к саморазвитию, что делает данную проблему особенно актуальной [3, 51.
Саморазрушающее поведение - это такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред, то есть его действия направлены на нанесение ущерба собственному соматическому и психическому здоровью, несут угрозу целостности и развитию личности человека [11.
В качестве фундаментальных оснований одни авторы видят роль биологических предпосылок - труды Ч. Ломброзо, У. Шелдона, У. Пирса; другие - социальных (работы Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Р. Линтона), третьи - психологических факторов - исследования Ю. А. Клейберга, Ц. П. Короленко, Т. А. Донских, Е.В. Змановской. Многие исследователи (И. А. Фурманов, В. Д. Менделевич, Н. Г. Тормосина, А. Н. Алехин, Е. Е. Малкова) обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к саморазрушению. Помочь таким студентам можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Одной из причин саморазрушающего поведения может являться высокая степень личностного неблагополучия. Таким образом, своевременная диагностика особенностей личности студентов, склонных к саморазрушающему поведению, является актуальной проблемой психологии.
Изложение основного материала статьи. Исследование было организовано и проведено на базе Вологодского государственного университета в 2017 году. В сборе и обработке данных исследования принимала участие магистрант факультета социальной работы, педагогики и психологии Л.А. Холопова.
В исследовании приняло участие 200 студентов разных факультетов. Были использованы следующие методики: 1) стандартизированный тест-опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел); 2) 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттелл).
В ходе исследования была проверена гипотеза: существуют различия в структуре связей между склонностью к саморазрушающему поведению и личностными особенностями у студентов гуманитарных и технических направлений подготовки.
На рисунке 1 можно наблюдать, что студенты технических специальностей наиболее предрасположены к отрицанию общепринятых норм и ценностей, чем студенты гуманитарных специальностей.
Рисунок 1. Склонность к нарушению норм и правил
У студентов гуманитарных специальностей по данной шкале выявлены корреляционные значимые связи с личностными факторами «сознательность - беспринципность» (ге=-0,225**) и «смелость - застенчивость» (ге=0,254**). Чем больше студентам присуща легкомысленность, авантюризм, тем выше их склонность к выражению нонконформистских тенденций.
Шкала склонности к нарушению норм и правил у студентов технических специальностей коррелирует с личностным фактором «утонченность - простота» (ге=-0,453**). Студенты, отличающиеся спонтанностью в поведении, отсутствием самоанализа склонны к непринятию общественных ценностей и норм.
На рисунке 2 мы видим, что студенты гуманитарных специальностей наиболее склонны к изменению своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Выявлена отрицательная значимая корреляционная связь по данной шкале у студентов-гуманитариев с таким личностным фактором как «эмоциональная стабильность - неустойчивость» (ге=-0,231**). То есть неуверенные, раздражительные, откладывающие решение сложных вопросов на потом, студенты склонны к различным видам зависимостей. По данной шкале у студентов технических специальностей значимых связей не выявлено.
Рисунок 2. Склонность к аддиктивному поведению
На рисунке 3 можно увидеть, что студенты гуманитарных специальностей чаще имеют низкую ценность собственной жизни.
Рисунок 3. Склонность к самоповреждающему поведению
По результатам опроса студентов-гуманитариев выявлены значимые корреляционные связи с личностными факторами «эмоциональная стабильность - неустойчивость» (ге=-0,291**) и «подозрительность - доверчивость» (ге=0,177*). Склонные к огорчениям и озабоченностям, замкнутые и ревнивые студенты имеют потребность в острых ощущениях, а также садо-мазохистские тенденции.
Рисунок 4 показывает, что более высокий процент склонности к агрессии и насилию также показывают опрошенные студенты с гуманитарных специальностей.
Рисунок 4. Склонность к агрессии и насилию
Сильные корреляционные связи по данной шкале выявлены с такими личностными особенностями у студентов-гуманитариев как «чувственность - твердость» (ге=-0,175*), «мечтательность - практичность» (ге=-0,185*). Студенты, отличающиеся жесткостью, нечувствительностью к своему психическому состоянию, постоянно ориентированные на внешнюю реальность, склонны проявлять агрессию.
У студентов точных наук положительная значимая корреляционная связь по данной шкале выявлена с таким фактором как «самостоятельность - зависимость от группы» (ге=0,544*). Студентам технических специальностей, склонных реализовать агрессивные тенденции, характерны такие личностные качества как конформность, зависимость от чужого мнения, ориентированность на социальное одобрение.
У студентов обеих специальностей по шкале агрессии и насилия выявлены значимые корреляционные связи с такими факторами как «независимость - податливость» (ге=0,186*), (ге=0,456*), а также «смелость -застенчивость» (ге=0,270*), (ге=0,589*). Это говорит о том, что студенты и гуманитарных, и технических специальностей, проявляя такие качества как самоуверенность, неуступчивость, авантюризм, склонны к агрессивному поведению.
На рисунке 5 можно увидеть, что студенты технических специальностей имеют более высокий процент по показателю склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении.
Рисунок 5. Низкий волевой контроль эмоциональных реакций
По результатам опроса студентов гуманитарных специальностей мы выявили значимые корреляционные связи по данной шкале с личностными факторами «склонность к чувству вины - спокойная самоуверенность» (ге=0,260**), «эмоциональная стабильность - неустойчивость» (ге=-0,256**), а также с фактором «самоконтроль - недостаток самоконтроля» (ге=0,248**). Студенты, для которых характерно чувство вины, неуверенность, внутренняя конфликтность и подчиненность своим страстям часто не способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
По результатам исследования в группе студентов технических специальностей значимая корреляционная связь выявлена с факторами «радикализм - консерватизм» (ге=-0,483*) и «внутренняя напряженность -внутренняя расслабленность» (ге=0,675**). Студенты, склонные к отрицанию новых идей, сторонники правил и традиций, напряженные и раздражительные, также имею трудности в волевом контроле эмоциональных реакций.
Наиболее высокий процент склонности к делинквентному поведению показывают студенты технических специальностей, что отражено на рисунке 6.
Рисунок 6. Склонность к делинквентному поведению
У студентов технических специальностей выявлена значимая корреляционная связь между показателями по данной шкале и личностным фактором «подозрительность - доверчивость» (ге=0,510*). Ревнивые, замкнутые, с излишним самомнением студенты склонны реализовывать делинквентный потенциал.
На рисунке 7 мы видим, что более высокий процент принятия женской социальной роли показывают
студенты-гуманитарии. Значимая корреляционная связь по данной шкале выявлена с личностным фактором «независимость - податливость» (ге=-0,253**) у девушек, учащихся на гуманитарных факультетах, а у девушек с технических специальностей с личностным фактором «смелость - застенчивость» (ге=-0,735**). Мягкие, уступчивые, избегающие роли лидера, девушки имеют готовность к принятию своей женской социальной роли. Нерешительные, избегающие ответственности девушки также имеют готовность к реализации женских форм полоролевого поведения.
Рисунок 7. Склонность к принятию женской социальной роли
Выводы. Анализ полученных результатов позволяет определить личностные предиспозиции к различным формам саморазрушения у студентов гуманитарных и технических специальностей. У студентов-гуманитариев склонность к различным формам саморазрушающего поведения связана с эмоциональной неустойчивостью, легкомысленностью, нонконформистскими тенденциями, подозрительностью, склонностью к чувству вины и внутренней конфликтности в целом. У студентов технических направлений выявлена связь склонности к саморазрушению со спонтанностью в поведении, отсутствием самоанализа, непринятием общественных ценностей и норм, внутренней напряженностью, склонность к риску.
Выявленные закономерности дают возможность разработать рекомендации по созданию психолого-педагогических условий профилактики саморазрушающего поведения в условиях ВУЗа, в том числе условий конструктивной самореализации и актуализации личностного потенциала будущих профессионалов.
Литература:
1. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для вузов / Е. В. Змановская. - Москва: Академия, 2008. - 288 с.
2. Козырева, И.Е. Саморазрушающее поведение, как одна из причин повышения уровня преступности / И. Е. Козырева // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. - Москва: МГППУ, 2016. - С. 239-243.
3. Психологические ресурсы студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе: монография / М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т; [И.В. Фокина, Н.В. Носова, О.К. Соколовская, В.А. Одинец, М.А. Захарова]. - Вологда: ВоГУ, 2016. - 111 с.
4. Соколовская, О. К. Страх смерти у современной молодежи/ О. К. Соколовская, А. А. Соколова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях: Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2011. - С. 197-202.
5. Фокина И.В. Учет возрастных психологических особенностей подростков и юношества в деятельности специалиста по работе с молодежью / Бизнес. Наука. Образование: проблемы, перспективы, стратегии: материалы российской науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Вологда, 26 мая 2015 г.: в 2 ч. -Ч. 2 / под ред. д.э.н., проф. Л.С. Усова. - Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2015. - С. 594-599.