Научная статья на тему 'Группа риска в молодёжной студенческой среде'

Группа риска в молодёжной студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоубийство / группа риска / студенты / саморазрушающее поведение / suicide / risk group / students / self-destructive behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веселкова Елена Александровна

Статья посвящена группе риска в молодёжной студенческой среде. Причины суицидальных попыток. Исследование студентов, склонных к саморазрушающему поведению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GROUPS OF RISK IN THE YOUTH ENVIRONMENT

The article is devoted to a group of risk in the youth student environment and the causes of suicidal attempts, the study of students who are prone to self-destructive behavior

Текст научной работы на тему «Группа риска в молодёжной студенческой среде»

УДК 316.3/.4

ГРУППА РИСКА В МОЛОДЁЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Веселкова Елена Александровна.

Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, доцент, taneeva.24@mail.ru.

Аннотация. Статья посвящена группе риска в молодёжной студенческой среде. Причины суицидальных попыток. Исследование студентов, склонных к саморазрушающему поведению.

Ключевые слова: самоубийство, группа риска, студенты, саморазрушающее поведение.

THE GROUPS OF RISK IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Veselkova Elena Alexandrovna.

Novosibirsk, Siberian State Transport University, Associate Professor, taneeva. 24@mail. ru.

Abstract. The article is devoted to a group of risk in the youth student environment and the causes of suicidal attempts, the study of students who are prone to self-destructive behavior.

Key words: suicide, risk group, students, self-destructive behavior.

Самоубийство (суицид) - одна из вечных проблем человечества. Как явление оно существует практически столько же, сколько и сам человек.

В настоящее время данная проблема очень актуальна, количество самоубийств и суицидальных попыток в юношеском возрасте, в том числе и во время обучения в университете, имеет тенденции к росту. Самоубийство - это осознанное лишение себя жизни [Приводится по: 2].

В настоящий момент времени важно выявить группу риска в молодёжной студенческой среде, обладающей саморазрушающим характером. В период студенчества много различных соблазнов: самостоятельность, отделение от родителей, свободное времяпровождение, предъявление к личности повышенных требований.

В девяти случаях из десяти саморазрушающее поведение у студентов - это нежелание вести счёты с жизнью, а крик о помощи. О подробных намерениях они часто говорят и предупреждают заранее; большая часть суицидных попыток совершается дома, когда кто-то может вмешаться, многие из них откровенно демонстрированы, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже [3].

К числу наиболее часто встречающихся причин суицида среди студентов относятся: потеря любимого человека; состояние переутомления; уязвлённое чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в

результате алкоголизма, наркомании и токсикомании; различные аффективные реакции по другим поводам [2].

В ФГБОУ ВО СГУПС в 2017-2018 учебном году было проведено исследование, в котором выявлено 45 человек, образующих группу риска (из них 23 девушки и 22 юноши).

Анализ склонности к суицидальному поведению показывает, что студенты имеют личные особенности, располагающие в определённых ситуациях к подобному типу поведения. Склонность к самоповреждающему поведению коррелирует с преодолением норм и правил (0,54), с аддиктивным поведением (0,72), со склонностью к делинквентному поведению (0,59), а также обратно-пропорционально к принятию женской социальной роли (0,49).

Для того чтобы не акцентировать внимания студентов на целях тестирования, позволяющего оценивать суицидальное намерение, оно предлагается в виде игры, или теста на определение интеллекта [3].

Самоубийство, как негативное социальное явление, постоянно присутствует в нашей жизни, неожиданно и эпизодически напоминая о себе лишь в случаях смерти близких, знакомых и известных нам лиц. Между тем официальные статистические данные свидетельствуют о продолжающемся на протяжении последних пяти лет росте случаев суицида в студенческом возрасте.

Поэтому важно разработать пакет диагностических методов и методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать человеку необходимую психологическую помощь.

«Со смертью каждого человека гибнет Вселенная - неповторимый мир идей, чувств, переживаний, мир индивидуального неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным» [Цит. по: 2, с. 64].

Библиографический список:

1. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. - Рязань: Стиль, 1997. -303 с.

2. Веселкова Е. А., Века Л.М. Психологические аспекты подросткового суицида. Методическое пособие. - Барнаул, 2006. - 72 с.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство. - М.: Педагогика, 1998. - 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.