УДК 316.3/.4
ГРУППА РИСКА В МОЛОДЁЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Веселкова Елена Александровна.
Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, доцент, [email protected].
Аннотация. Статья посвящена группе риска в молодёжной студенческой среде. Причины суицидальных попыток. Исследование студентов, склонных к саморазрушающему поведению.
Ключевые слова: самоубийство, группа риска, студенты, саморазрушающее поведение.
THE GROUPS OF RISK IN THE YOUTH ENVIRONMENT
Veselkova Elena Alexandrovna.
Novosibirsk, Siberian State Transport University, Associate Professor, taneeva. 24@mail. ru.
Abstract. The article is devoted to a group of risk in the youth student environment and the causes of suicidal attempts, the study of students who are prone to self-destructive behavior.
Key words: suicide, risk group, students, self-destructive behavior.
Самоубийство (суицид) - одна из вечных проблем человечества. Как явление оно существует практически столько же, сколько и сам человек.
В настоящее время данная проблема очень актуальна, количество самоубийств и суицидальных попыток в юношеском возрасте, в том числе и во время обучения в университете, имеет тенденции к росту. Самоубийство - это осознанное лишение себя жизни [Приводится по: 2].
В настоящий момент времени важно выявить группу риска в молодёжной студенческой среде, обладающей саморазрушающим характером. В период студенчества много различных соблазнов: самостоятельность, отделение от родителей, свободное времяпровождение, предъявление к личности повышенных требований.
В девяти случаях из десяти саморазрушающее поведение у студентов - это нежелание вести счёты с жизнью, а крик о помощи. О подробных намерениях они часто говорят и предупреждают заранее; большая часть суицидных попыток совершается дома, когда кто-то может вмешаться, многие из них откровенно демонстрированы, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже [3].
К числу наиболее часто встречающихся причин суицида среди студентов относятся: потеря любимого человека; состояние переутомления; уязвлённое чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в
результате алкоголизма, наркомании и токсикомании; различные аффективные реакции по другим поводам [2].
В ФГБОУ ВО СГУПС в 2017-2018 учебном году было проведено исследование, в котором выявлено 45 человек, образующих группу риска (из них 23 девушки и 22 юноши).
Анализ склонности к суицидальному поведению показывает, что студенты имеют личные особенности, располагающие в определённых ситуациях к подобному типу поведения. Склонность к самоповреждающему поведению коррелирует с преодолением норм и правил (0,54), с аддиктивным поведением (0,72), со склонностью к делинквентному поведению (0,59), а также обратно-пропорционально к принятию женской социальной роли (0,49).
Для того чтобы не акцентировать внимания студентов на целях тестирования, позволяющего оценивать суицидальное намерение, оно предлагается в виде игры, или теста на определение интеллекта [3].
Самоубийство, как негативное социальное явление, постоянно присутствует в нашей жизни, неожиданно и эпизодически напоминая о себе лишь в случаях смерти близких, знакомых и известных нам лиц. Между тем официальные статистические данные свидетельствуют о продолжающемся на протяжении последних пяти лет росте случаев суицида в студенческом возрасте.
Поэтому важно разработать пакет диагностических методов и методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать человеку необходимую психологическую помощь.
«Со смертью каждого человека гибнет Вселенная - неповторимый мир идей, чувств, переживаний, мир индивидуального неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным» [Цит. по: 2, с. 64].
Библиографический список:
1. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. - Рязань: Стиль, 1997. -303 с.
2. Веселкова Е. А., Века Л.М. Психологические аспекты подросткового суицида. Методическое пособие. - Барнаул, 2006. - 72 с.
3. Дюркгейм Э. Самоубийство. - М.: Педагогика, 1998. - 45 с.