стр. 146 из 206
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СЕРВИСА: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДИКИ И ИНСТРУМЕНТЫ
УДК 332.122 DOI: 10.12737/14403
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)16
Белова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин, [email protected]
Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» г. Старая Русса, Российская Федерация
В статье представлена оценка востребованности на территории Новгородской области несельскохозяйственного вида деятельности (сельского туризма) на базе фермерских хозяйств и хозяйств населения. Автором статьи рекомендовано исследования такого характера осуществлять по трем основным направлениям: с позиции потребителя, с позиции хозяйствующего субъекта, с позиции региональных и муниципальных органов власти. С этой целью в статье приводится рекомендуемая структура анкет. В процессе исследования по результатам анкетирования выясняются преимущества несельскохозяйственных видов деятельности на базе крестьянскофермерских хозяйств и хозяйств населения для потребителей, а также условия их реализации. В статье приводятся оценки независимых экспертов по вопросу развития несельскохозяйственных видов деятельности крестьянско-фермерских хозяйств и хозяйств населения. В качестве экспертов рекомендовано привлекать председателей комитетов сельского хозяйства, туризма и культуры, экономических отделов администраций муниципальных образований. Анализ востребованности
несельскохозяйственных видов деятельности на территории Новгородской области подтвердил привлекательность сельского туризма как одного из сравнительно недорогих и имеющих рекреационную направленность отдыхов в сельской местности; показал наиболее значимые для потребителей дополнительные услуги и возможности их предоставления собственниками крестьянско-фермерских хозяйств и хозяйств населения; выявил сдерживающие факторы при организации несельскохозяйственных видов деятельности, среди которых недостаток знаний и навыков о ведении туристской деятельности, а также недостаток источников финансирования. В результате изучения спроса и предложения были выявлены показатели внутреннего потенциала и внешнего климата несельскохозяйственных видов деятельности в регионе.
16Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГЭУ» на 2014-2016 гг. Проект 2.2.3. «Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научно-образовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма».
стр. 147 из 206
Ключевые слова: несельскохозяйственный вид деятельности, крестьянскофермерские хозяйства, хозяйства населения
В Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территории на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в рамках развития сельских территорий Новгородской области и поддержания сельских жителей рекомендуется развивать на селе несельскохозяйственные (альтернативные) виды экономической деятельности, используя имеющуюся материальную базу крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и хозяйств населения (ХН). В число несельскохозяйственных (альтернативных) видов деятельности на базе КФХ и ХН входит сельский туризм. Данная проблема рассматривалась в трудах учёных Шарафановой Е.Е., Здорова А.Б., Кучумова А.В., Печерицы Е.В. и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].
Уровень развития отрасли туризма на территории Новгородской области в 2010-2014 годы характеризуется сохранением положительной динамики туристского потока, увеличением посетителей экскурсионного показа, значительным ростом числа российских туристов, развитием не только культурно-познавательного и рекреационного туризма, но и сельского, событийного, водного, экологического, клубного туризма, усилением информационного продвижения турпродукта на внутреннем и зарубежном туристских рынках. Совокупный вклад туризма в региональную экономику с учетом вклада в смежные отрасли (доходы предприятий питания, розничной торговли, связи, транспорта от услуг, оказываемых туристам) в 2014 году составил 4,9 млрд. рублей или 3,6% от валового регионального продукта. По данным областного департамента культуры и туризма Новгородской области, в рамках Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года17 и целевой программы «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области на 2012-2014 годы»18 сегодня реализуются планы по созданию в регионе двух туристских кластеров в Великом Новгороде и Старой Руссе, а также особой экономической зоны туристскорекреационного типа в Окуловском районе.
Благодаря Долгосрочной областной целевой программе развития туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области сельский туризм активно
17 Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года. Приложение к областному закону «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года», принятого областной Думой 27 июня 2012 года. // Администрация Новгородской области: [сайт]. [Электронный ресурс]. URL: http://region.adm.nov.ru/economy/strategy2030/strategy2030.php?sphrase_id=97627 (дата обращения: 01.03.2013).
18 Долгосрочная областная целевая программа «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области на 2012-2014 годы»: утв. Администрацией области от 14.10.2011 № 548. URL: http://dem-admin.ru/turizm/zakon/ (дата обращения: 15.04.2013).
стр. 148 из 206
укрепляет свои позиции, поэтому целесообразно будет говорить об изучении перспектив и проблем развития несельскохозяйственного вида деятельности (сельского туризма) с трех позиций: потребителя, хозяйствующего субъекта и администрации. Оценка спроса и предложения на несельскохозяйственные услуги предполагала использование таких приемов и способов, как проведение отдельных анкетных опросов потенциальных потребителей, собственников крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, экспертный опрос. Для этого, соответственно, были разработаны 3 вида анкет. Опрос с помощью анкеты проводился как в заочной (в почтовой форме, в виде Интернет-опроса), так и в прямой форме (в присутствии анкетера). При проведении опроса учитывалось, что выявленные субъективные оценки могут колебаться под воздействием условий опроса, поэтому для минимизации искажения данных опрос проводился в течение 3 месяцев. В качестве респондентов при опросе потребителей выступало население Новгородской области (в 2013 году оно составляло около 626 тыс. чел.) в возрасте от 18 и более лет в соответствии с выборочной совокупностью, а при опросе хозяйствующих субъектов в качестве респондентов - работающие в Новгородской области собственники крестьянскофермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств (в 2013 году реально работающих КФХ насчитывалось около 409, в то время как ХН более 50 тысяч). Исследование проводилось по способу механической случайной выборки.
Анкета потребителя в контактной части содержала вопросы, касающиеся уровня дохода потребителя и его пола и возраста. Деление на 10 половозрастных групп призвано было упорядочить изучаемую выборочную совокупность респондентов и повторить соответствующие пропорции в генеральной совокупности. Минимальная граница уровня дохода в анкете устанавливалась с учетом прожиточного минимума (6183 руб.) по Новгородской области в 2013 году. В процессе анкетирования выясняются преимущества деревенского отдыха для потребителей, на каких условиях для них может быть реализована возможность деревенского отдыха и какие дополнительные услуги потребители ожидают от этого отдыха. В анкету включен вопрос, касающийся приемлемой стоимости деревенского отдыха для потребителя за 1 сутки без питания. Минимальное значение выбирается с учетом стоимости, сложившейся на территории Новгородской области за предоставленное место (койку) в недорогих мотелях (250 руб.).
При опросе потребителей необходимо отметить, что из общего числа респондентов только около 7% высказались отрицательно по отношению к деревенскому отдыху, 93% потребителей положительно восприняли идею сельского туризма. Естественно, что потребителями сельского турпродукта в области являются городские жители (91,88%
стр. 149 из 206
опрошенных). Анализ данных показал, что в большинстве это семейные люди в трудоспособном возрасте, имеющие среднедушевой доход 10-20 тыс. руб. (37,5% от общего числа респондентов). При этом потребителей больше всего привлекает в сельском отдыхе не столько его доступность, сколько возможность получения услуг рекреационного характера: «свежий воздух и тишина» (82,25% респондентов), «использование в питании натуральных продуктов» (43,25% респондентов), а также возможность получения таких услуг, как сбор ягод, грибов, прогулки на лодке по реке, посещение бани и т.д. (41,75% респондентов). Позитивное отношение к сельскому туризму на базе крестьянско-фермерских хозяйств и хозяйств населения отметили 90% собственников хозяйств, которые уже задумывались об этом как об источнике дополнительного дохода. Однако достаточное представление о сельском туризме имеют только 40% собственников КФХ и ХН, 50% отметило недостаток знаний в этой области, а 10% затруднились с ответом. Большая часть опрошенных потребителей, а именно 62% респондентов, указала на дальность расположения объекта отдыха от города. В качестве важного условия реализации желания отдыха в сельской местности Новгородской области респонденты выделили «территориальное расположение», а также «природные особенности объектов отдыха», т.е. расположение вблизи леса, реки, озера (58,25%). Зависимость от стоимости отдыха отметили 45,75% респондентов.
Организация туризма всегда предполагает наличие основных (проживание и питание) и дополнительных услуг, поэтому важно выяснить потребности туристов. По результатам опроса потребителей 78% опрошенных желают отдыхать на условиях «все включено», т. е. общая стоимость услуги (проживание плюс питанием) за 1 сутки не будет выше 550 руб. (отметили 52,25% респондентов). 22% опрошенных предполагают оплачивать только услуги проживания, стоимость которых определяют в 250 руб. за 1 сутки (43,25%). Отметим, что пожелания туристов и собственников КФХ, ХН по этому вопросу во многом совпадают. Расхождения принципиального характера имеются только в нижних значениях стоимости услуг: большая часть КФХ и ХН (55%) отмечают в качестве приемлемой цены оказания услуги по предоставлению деревенского отдыха с питанием - 550-750 руб., без питания - 250-400 руб.
Основные требования к условиям проживания со стороны туристов определяются наличием отдельного дома для гостей, бани, источника питьевой воды (табл. 1).
К сожалению, обладая недостаточной инфраструктурой (на нее указали 40% респондентов), многие фермерские и личные подсобные хозяйства не имеют возможности в полном объеме удовлетворить требования туристов и поэтому согласны принимать
стр. 150 из 206
гостей, проводя одно и двухдневные туры (45%) только в летние месяцы (50%) или круглогодично (50%). Остальные 55% КФХ и ХН считают, что их инфраструктура позволяет заниматься сельским туризмом, и они готовы предлагать туры, рассчитанные на 5-7 и более дней, в т.ч. и в зимний период. Это увеличивает количество дополнительных услуг, среди которых наиболее востребованными потребителями посещение бани (65,25%), прогулки на лодке (60%), сбор дикорастущих ягод и грибов (51,5%), летняя рыбалка (44%). Предоставление возможности познакомиться с сельским трудом и приобрести навыки по ведению хозяйства отметили 17% респондентов.
Таблица 1 - Требования туристов к условиям проживания
Основные требования к условиям проживания Отметили респонденты (в % от общего количества опрошенных)
1. Отдельный дом для гостей 73,00
2. Наличие бани 71,50
3. Источник питьевой воды (колодец, скважина, ключ, река) 70,50
4. Требуются удобства в доме 57,50
5. Наличие душа 44,75
6. Наличие места для приготовления шашлыков и барбекю 41,75
7. Устраивает проживание в одном доме с хозяином 19,00
8. Устраивают удобства во дворе 18,50
Из изложенного следует, что выявленные пожелания туристов по большей части дополнительных услуг могут быть реализованы фермерскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами и во многих случаях не требуют дополнительных затрат (финансовых и трудовых вложений). Незначительные расходы могут возникнуть при продвижении туруслуг на базе КФХ, ХН (60% собственников рассчитывают на рекламу в СМИ, 55% - на гостей, посетивших ранее, 30% - на турагентства, 10% - на собственный сайт и социальные сети). Заинтересованность участия в сельскохозяйственных работах отметили около 31% респондентов, при условии оплаты за свой труд натуральными продуктами (35,67%), взаимозачет через снижение стоимости проживания (32,48%), наличными деньгами (31,85%). Со стороны КФХ и ХН возможность привлекать отдыхающих поучаствовать в сельскохозяйственных работах заинтересовала 85% собственников, при этом большая часть в условиях сотрудничества обозначила оплату натуральными продуктами (70,59%), что частично решает вопрос по реализации продукции.
В ходе исследования выяснялось отношение потребителей и собственников КФХ и ХН к вопросу о форме оплаты труда при участии в сельскохозяйственных работах
стр. 151 из 206
отдыхающих туристов. Следует отметить, что на данный вопрос отвечали не все респонденты, участвующие в опросе: со стороны потребителей - 31%, со стороны КФХ и ХН - 85% респондентов. Большая доля респондентов-туристов (64,75%) указали в качестве наиболее приемлемых видов сельскохозяйственных работ для непосредственного их участия «сбор урожая», что также не требует дополнительных финансовых и трудовых затрат со стороны КФХ и ХН.
При изучении возможностей развития сельского туризма на базе КФХ и ХН проводился также анализ экспертных оценок. В качестве экспертов выступали председатели комитетов сельского хозяйства, туризма и культуры, экономических отделов администраций муниципальных образований на территории Новгородской области. В успешности развития сельского туризма на территории Новгородской области уверены 97% экспертов, 77% из которых указали на создание необходимых условий, поддержку со стороны органов власти для успешной реализации данного проекта. В качестве поддержки КФХ и ХН, организующих сельский туризм, 63% экспертов выделили финансовую помощь, 43% экспертов указали на необходимость обучения в данном вопросе. Встречные вопросы КФХ и ХН по источникам финансирования при организации сельского туризма показали, что на финансовую помощь со стороны районной и областной администрации рассчитывают около 50% респондентов, необходимость в обучении отметили 60% собственников КФХ и ХН.
По результатам экспертного опроса выяснилось, что попробовать сейчас реализовать идею создания предприятия сельского туризма на своей базе могут только 37% фермеров и собственников хозяйств, имеющих стабильный доход. Это связано с недостаточной инфраструктурой хозяйств, на которую указали 40% собственников КФХ и ХН. Единогласно мнение экспертов в том, что финансовая поддержка должна осуществляться на возвратной основе, но на льготных условиях. Это же подтверждает опрос собственников КФХ и ХН, которые в большей степени рассчитывают на собственные средства - 60%, на помощь со стороны администрации - 50% (из них 20% на возвратной основе), на получение заемных средств (кредитов) - 10%. Отсутствие необходимых знаний и навыков у собственников КФХ и ХН отметили 70% экспертов, которые считают, что обучать в первую очередь нужно собственников КФХ и ХН (87%) и только потом членов семьи (57%), привлеченный персонал (20%). 50% экспертов отметили, что обучение в любом случае должно проводиться на бесплатной основе (платная основа может использоваться, если количество часов обучения превышает 72 часа в рамках программы повышения квалификации) с привлечением образовательных
стр. 152 из 206
учреждений, готовящих кадры для сферы туризма (отметили 87% экспертов). В программу обучения, по мнению экспертов, необходимо включить правовые основы развития сельского туризма, изучение экономики гостевого дома, менеджмент, организацию обслуживания клиентов и, конечно, изучение опыта работы как практической стороны по организации сельских гостевых домов (табл. 2).
Таблица 2 - Вопросы, включенные экспертами в программу обучения фермеров и собственников личных подсобных хозяйств по организации сельского туризма
Основные вопросы, включенные в программу обучения фермеров и собственников личных подсобных хозяйств Отметили эксперты (в % от общего количества опрошенных)
1. Правовые основы развития сельского туризма 100
2. Экономика гостевого дома 93
3. Изучение опыта работы по организации сельских гостевых домов 93
4. Менеджмент в туризме 87
5. Организация обслуживания клиентов 77
6. Маркетинг туризма 50
7. Безопасность жизнедеятельности в сельской местности 50
8. Использование информационных технологий в сфере сельского туризма 50
9. Экология сельского туризма 43
В качестве государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Новгородской области экспертами были выделены следующие составляющие:
- реализация программ по созданию кластерной системы турпродукта;
- предоставление инвесторам региональных послаблений (льгот) в сфере налогообложения;
- предоставление государственных гарантий в регионе;
- льготные условия использования имущества, находящегося в областной собственности;
- субсидирование по банковским кредитам части процентной ставки;
- инвестиционные налоговые кредиты.
Курировать работу по вопросам сельского туризма на базе КФХ и ХН, по мнениям экспертов, должен комитет по туризму (отметили 50% экспертов); 30% экспертов предложили создать специальное подразделение в администрации, и только 20% экспертов отдали предпочтение комитету сельского хозяйства.
Развитие таких несельскохозяйственных видов деятельности, как сельский туризм, на территории Новгородской области одобряется не только органами власти, но и
стр. 153 из 206
собственниками КФХ, ХН и подкрепляется растущим спросом. Реализация идеи создания такого вида деятельности на базе КФХ и ХН будет эффективнее и успешнее при осуществлении поддержки со стороны органов региональной и муниципальной власти.
Литература
1. Абдалов А.М., Шарафанова Е.Е. Методические аспекты оценки рисков предпринимательской деятельности в области сельского туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2014. - № 1 (19). - С. 140-146.
2. Биржаков М.Б. Исторические предпосылки деревенского туризма // Туристические фирмы. - 2002. - № 28. - С. 13-15.
3. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 6 (17). - С. 30-38.
4. Дугина Е.Л., Петушинова В.Ц. Роль агротуризма в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Известия ИГЭА. - 2013. - №5. - С. 50-53.
5. Здоров А.Б. Организационно-экономические основы развития аграрного туризма: дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05. - М., 2011. - 432 с.
6. Кучумов А.В., Шарафанова Е.Е. Методические аспекты зонирования
инфраструктуры региональных систем туризма: монография. - СПб.: Санкт-
Петербургский государственный экономический университет, 2014. - С. 60-68.
7. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Основные условия формирования гостиничных кластеров в регионах РФ // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2014. - № 3 (21). - С. 74-80.
8. Шарафанова Е.Е. Туризм как фактор развития сельских территорий Ленинградской области // Вестник Российской академии естественных наук. - 2014. -Т.18, №4. - С. 160-162.
9. Крюкова О.В., Шарафанова Е.Е. Региональная система природного туризма: индикаторы и проблемы развития // Туризм на сельских территориях: опыт проблемы, перспективы: сборник трудов III Международной научно-практической конференции / под ред. д-ра эконом. наук, проф. Е.Е. Шарафановой. - СПб., СПбГУСЭ, 2014. -С. 192-204.
10. Метлюк В.В., Шарафанова Е.Е. Особенности формирования кадрового
потенциала для сельского туризма России // Туризм на сельских территориях: опыт проблемы, перспективы: сборник трудов I Международной научно-практической
стр. 154 из 206
конференции / под ред. д-ра эконом. наук, проф. Е.Е. Шарафановой. - СПб.: СПбГУСЭ,
2012. - С. 97-103.
DEMAND OF NON-AGRICULTURAL ACTIVITIES OF PEASANT FARM ENTERPRISES AND HOUSEHOLDS IN REGION (THE EXPERIENCE OF THE NOVGOROD REGION)
Tatiana Belova, senior lecture, [email protected]
St. Petersburg State University of Economic Staraya Russa, Russian Federation
The article presents an assessment of the demand of non-agricultural activities (rural tourism) on the basis of farming enterprises and households in the Novgorod region. The author recommends carrying out such research in three main areas: from the perspective of the consumer, from the perspective of the economic entity, from the perspective of regional and municipal authorities. For this reason the author gives the recommended structure of feedback forms. The accomplished survey revealed the advantages of non-agricultural activities on the basis of peasant farms enterprises and households to consumers, as well as the conditions for their implementation. The article presents the assessments the independent experts regarding the development of non-agricultural activities ofpeasant farms and households. Author recommends to involve as the experts the chairmen of committees of agriculture, tourism and culture, economic departments of the municipal administration. Analysis of the demand for nonagricultural activities in the Novgorod region confirmed the attractiveness of rural tourism as relatively inexpensive and a recreational focused of vacation in the countryside. As a result of analysis the most important for consumers the additional services and possibility for their rendering by owners of peasant farm enterprises and households are revealed. In addition, constraining factors in the organization of non-agricultural activities, including a lack of knowledge and skills in rendering tourism services, as well as a lack of funding are disclosed. The research of demand and supply allowed identifying indicators of internal potential and external climate of non-agricultural activities in the region.
Keywords: non-agricultural activity, peasant farm enterprises, households
References:
1. Abdalov A.M., Sharafanova E.E. Metodicheskie aspekty ocenki riskov predprinimatel'skoj dejatel'nosti v oblasti sel'skogo turizma [Methodological aspects of risk assessment of entrepreneurial activity in the field of rural tourism] // Teorija i praktika servisa: ekonomika, social'naja sfera, tehnologii [Theory and Practice of the service: the economy, social sphere, technology]. 2014. Iss. 1 (19). PP. 140-146.
2. Birzhakov M.B. Istoricheskie predposylki derevenskogo turizma [Historical background of rural tourism] // Turisticheskie firmy [Travel agencies]. 2002. Iss. 28. PP. 13-15.
3. Volkov S.K. Sel'skij turizm v RF: tendencii i perspektivy razvitija [Rural Tourism in Russia: Trends and Prospects] // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo [Economics, Business and Law]. 2012. Iss. 6 (17). PP. 30-38.
стр. 155 из 206
4. Dugina E.L., Petushinova V.C. Rol' agroturizma v obespechenii ustojchivogo razvitija sel'skih territory [The role of ecotourism in sustainable development of rural areas] // Известия ИГЭА [News ISEA]. 2013. Iss.5. PP. 50-53.
5. Zdorov A.B. Organizacionno-jekonomicheskie osnovy razvitija agrarnogo turizma [Organizational-economic bases of development of agrarian tourism]: Doctor of Economics’ thesis: 08.00.05. Moscow, 2011. 432 p.
6. Kuchumov A.V., Sharafanova E.E. Metodicheskie aspekty zonirovanija infrastruktury regional'nyh sistem turizma: monografija [Methodological aspects of zoning of regional systems of tourism infrastructure: monograph]. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics, 2014. PP. 60-68.
7. Pecherica E.V., Sharafanova E.E. Osnovnye uslovija formirovanija gostinichnyh klasterov v regionah RF [Basic conditions for the formation of hotel clusters in regions of the Russian Federation] // Teorija i praktika servisa: ekonomika, social'naja sfera, tehnologii [Theory and Practice of the service: the economy, social sphere, technology]. 2014. Iss. 3 (21). PP. 7480.
8. Sharafanova E.E. Turizm kak faktor razvitija sel'skih territory Leningradskoj oblasti [Tourism as a development factor of rural areas in the Leningrad region] // Vestnik Rossijskoj akademii estestvennyh nauk [Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences]. 2014. Vol. 18, Iss. 4. PP. 160-162.
9. Krjukova O.V., Sharafanova E.E. Regional'naja sistema prirodnogo turizma: indikatory i problemy razvitija [Regional system of nature tourism: Indicators and development problems] // Turizm na sel'skih territorijah: opyt problemy, perspektivy [Tourism in rural areas: the experience of problems and prospects]: sbornik trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. St. Petersburg: SPbGUSJe, 2014. PP. 192-204.
10. Metljuk V.V., Sharafanova E.E. Osobennosti formirovanija kadrovogo potenciala dlja sel'skogo turizma Rossii [Features of formation of human resources for rural tourism in Russia] // Turizm na sel'skih territorijah: opyt problemy, perspektivy [Tourism in rural areas: the experience of problems and prospects]: sbornik trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. St. Petersburg: SPbGUSJe, 2014. PP. 97-103.