Научная статья на тему 'Исследование влияния занятий за компьютером на физическое и психическое состояние детей среднего и старшего дошкольного возраста'

Исследование влияния занятий за компьютером на физическое и психическое состояние детей среднего и старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕР / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХИКА / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ДЕТЕЙ / ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРА / COMPUTER / PRESCHOOL AGE / PSYCHE / HEALTH / PHYSICAL ABNORMALITIES / COMPUTER INFLUENCE ON CHILDREN / COMPUTER CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лелекова Анна Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Митюхина Валентина Николаевна

XXI векэто период стремительного роста компьютерных технологий и их внедрения во все сферы жизни общества. В связи с ускоренной компьютеризацией актуальность использования компьютера в обучении детей дошкольного возраста возрастает с каждым годом. Данное исследование представляет собой изучение влияния компьютерных технологий на физическое и психическое состояние дошкольников, с целью оценить возможные риски появления заболеваний и психических расстройств у детей, а также попытаться разработать некоторые рекомендации, которые позволят обеспечить безопасную образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лелекова Анна Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Митюхина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INFLUENCE OF COMPUTER CLASSES ON THE PHYSICAL AND MENTAL STATE OF CHILDREN OF MIDDLE AND SENIOR PRESCHOOL AGE

The XXI century is a period of rapid growth of computer technologies and their implementation in all spheres of society. Due to accelerated computerization, the relevance of using a computer in teaching preschool children is increasing every year. This study is a study of the impact of computer technology on the physical and mental state of preschoolers, in order to assess the possible risks of diseases and mental disorders in children, as well as to try to develop some recommendations that will ensure a safe educational environment.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния занятий за компьютером на физическое и психическое состояние детей среднего и старшего дошкольного возраста»

УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Лелекова Анна Владимировна, студент, e-mail: aniuta.lelekowa@yandex.ru) Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент

кафедры философии и теологии, e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Митюхина Валентина Николаевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад№ 61" e-mail: mdou61_nn@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет

им. К.Минина, Россия

XXI век- это период стремительного роста компьютерных технологий и их внедрения во все сферы жизни общества. В связи с ускоренной компьютеризацией актуальность использования компьютера в обучении детей дошкольного возраста возрастает с каждым годом. Данное исследование представляет собой изучение влияния компьютерных технологий на физическое и психическое состояние дошкольников, с целью оценить возможные риски появления заболеваний и психических расстройств у детей, а также попытаться разработать некоторые рекомендации, которые позволят обеспечить безопасную образовательную среду.

Ключевые слова: компьютер, дошкольный возраст, психика, здоровье, физические отклонения, влияние компьютера на детей, возможности компьютера.

Введение. Тема влияния компьютерных технологий на детей среднего и старшего дошкольного возраста (3-7 лет) является актуальной на сегодняшний день, поскольку компьютеры широко используются во всех сферах общественной жизни. Их применение теперь не ограничивается офисами и компьютерными клубами. Они повсеместно внедряются в школы и детские сады. Домашние компьютеры есть почти в каждом доме, и существование без них некоторые уже не представляют возможным. С увеличением числа компьютеров неуклонно снижается и возраст их пользователей. Для современных детей компьютер совершенно привычная вещь, с которой они взаимодействуют чуть ли не каждый день. Очень часто можно наблюдать ситуацию, в которой ребенок 4-6 лет, который, казалось бы, ничего не смыслит в современных технологиях, ориентируется в компьютерных программах куда лучше, чем его родители. Но есть ли это хорошо? Многие родители, придерживаясь популярного мнения о том, что компьютер-зло, сводят к минимуму взаимодействие своего ребенка с компьютером. В то же время другие мамы и папы намеренно усаживают малыша за

компьютерный стол на длительное время, чтобы иметь возможность заняться своими делами. Так и ребенок при деле, и время на себя остается. Нельзя точно сказать, кто прав в таких ситуациях. Сейчас никто не может точно и, самое главное, обоснованно сказать, в какой степени реален вред, наносимый здоровью ребенка компьютером. Однако необходимо понимать, что, оставляя ребенка одного наедине с компьютером, вы не можете быть уверены какую именно информацию получает ваш ребенок. Несмотря на это, реальным фактом остается то, что компьютер действительно эффективное средство, помогающее развивать интеллект ребенка при правильной организации образовательного процесса [1, 2, 3, 4, 5]. Цель работы: оценить вклад компьютерных методов в процесс обучения и развития ребенка и найти практические рекомендации для сохранения здоровья дошкольников при работе за компьютером

Методика исследований. Для определения влияния занятий за компьютером на здоровье дошкольников были использованы общелогические методы: анализ и синтез, а также описание и изучение зависимостей. С целью получения статистических данных был проведен опрос.

Результаты и их обсуждение. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении детей в дошкольных учреждениях теперь не редкость. Дети дошкольного возраста нуждаются в понятной им информации, а одной из задач современной педагогики является формирование информационной культуры у воспитанника [6, 7]. Применение компьютерных технологий - вот то, что поможет решить эту задачу. Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, едины во мнении, о том что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста с успехом можно реализовать, при помощи дидактических компьютерных игр [8, 9]. Применение подобных методов в дошкольном образовании помогает достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление у детей, а также способствует творческому развитию. Кроме того, возможности компьютера позволяют разнообразить учебный процесс, путем использования мультимедийных презентаций, которые привлекают внимание и вызывают интерес у дошкольника. Использование обучающих программ, таких как ДЯТ-студии, игры для развития памяти и воображения, «игры-бродилки», «говорящие» словари с анимацией. также способствует развитию навыков творчества и обучению детей. По результатам исследования, проведенному в Великобритании, можно говорить об огромной популярности использования компьютера в обучении детей. Согласно результатам опроса 82% респондентов считают, что современные дети обладают большим количеством знаний, по сравнению с предыдущим поколением, благодаря возможностям компьютера. А 34% опрошенных признают огромную помощь компьютерных технологии в процессе воспитания их детей. На вопрос хотят ли родители, чтобы компьютерные технологии применялись в образовательном процессе дошкольных учреждений 87% ответили «Да» [10] .

Использование компьютера в учебно-воспитательных целях в дошкольном учреждении также требует особой организации занятий. Существуют некоторые условия, которые призваны обеспечить безопасную среду для обучения ребенка. Так, занятия должны проводиться под пристальным наблюдением педагога в специально оборудованном помещении. Рабочее место ребенка (стол и стул) должно учитывать рост ребенка. Помещение должно быть хорошо освещено, а для того, чтобы избежать зрительного напряжения экран монитора должен иметь четкое и контрастное изображение. Помещение должно обладать оптимальной температурой, регулярно проветриваться и проводиться влажная уборка. Чтобы ребенок не переутомился необходимо ограничивать время взаимодействия (20-30 минут в день) и делать зарядку для глаз [11, 12, 13].

Если в детском саду ребенок имеет строго определенное время работы за компьютером, то при работе с ним дома, родители не всегда соблюдают нужные правила. В таком случае, дети, увлеченные игрой в компьютер, могут ощутить на себе негативные последствия своих действий [14,15]. При чрезмерном использовании компьютера, в основном в развлекательных целях, в первую очередь страдает зрение. Перегрузка глаз может привести к потере остроты зрения. Дети дошкольного возраста, организм которых в этот период активно развивается, нуждаются в постоянном движении, которого не предполагает сидение за компьютером. Так как компьютер полностью захватывает детское внимание, ребенок не чувствует, что сидит ссутулившись. Этот процесс очень быстро запускается в растущем детском организме: сначала появляется еле заметная сутулость, ребенку все сложнее удерживать спину ровной, и в сидячем положении спина становится круглой, а затем слабость мышц и неправильная поза приводят к искривлению позвоночного столба, которое может прогрессировать буквально на глазах. Кроме того, работа за компьютером предполагает использование мыши и клавиатуры, при котором кист рук находятся в подвешенном состоянии, в результате чего происходит постепенная гипертрофия мышц запястья.

Согласно наблюдениям психологов, ребенок, который много часов провел за компьютером к вечеру становится очень возбужденным, порой агрессивным, плохо спит ночью [16, 17, 18].

Дети в возрасте 4-5 лет наиболее подвержены влиянию окружающего мира. Они повторяют все что видят и слышат в семье, по телевизору, на улице, ну и конечно в компьютере. Слишком долгое пребывание за домашним компьютером может вызвать раннее привыкание [8]. В таком случае возникает риск появления психологической зависимости, которая негативно влияет на развитие личности ребенка. Поэтому родители должны фильтровать лишнюю опасную информацию перед тем, как позволить ребенку пользоваться компьютером.

Изучив исследования по данной теме [19, 20], можно выделить несколько рекомендаций для родителей по сохранению физического и психического здоровья их детей, использующих компьютер в процессе обучения:

1. Выбирать игры в соответствии с темпераментом и интересами ребенка;

2. Ограничивать время работы за компьютером - 20-30 минут в день;

3. Совместные игры с ребёнком позволят установить доверительные отношения с ним;

4. Исключить игры, связанные с жесткостью и агрессивностью;

5. Подобрать мебель в соответствии с ростом ребенка;

6. Игровую деятельность с компьютером обязательно сменять физическими упражнениями.

В ходе исследования был проведен опрос среди родителей дошкольников (35 человек). На вопрос: «Есть ли в вашем доме компьютер?» 100% респондентов ответили «Да». На вопрос: «Какое количество времени в день ваш ребенок проводит за компьютером?» 35% ответили «не более 1 часа», 50% - «2-3 часа» и 10% ответили «больше 3 часов» и 5% сказали, что не разрешают своему ребенку пользоваться компьютером. На вопрос: «Считаете ли вы, что, пользуясь компьютером ваш ребенок развивается?» 68% опрошенных ответили «Да», 21% считают, что таким образом дети развлекаются, а 9% ответили, что компьютер негативно влияет на состояние ребенка. На вопрос: «Раздражается ли ваш ребенок, когда компьютер сломан или вы просто запрещаете ему им пользоваться?», 72% респондентов ответили «Да», 18% - «Ребенок устраивает истерику», 10% - «Нет». Данные по вопросу «Как чувствует себя ребенок после взаимодействия с компьютером?» отражены на рис.1, а на вопрос «Какие изменения вы заметили после того, как ваш ребенок начал заниматься за компьютером?» -на рис. 2.

Агрессивен

Чувствует усталость

Спокоен

Возбужден Раздражен

Рисунок 1. Данные ответы на вопрос «Как чувствует себя ребенок после

взаимодействия с компьютером?»

Становится рассеянным

Развиваются творческие способности

Развиваются навыки логического мышления

Тренируется память

Повышается интеллект

Рисунок 2. Данные ответы на вопрос «Какие изменения вы заметили после того, как ваш ребенок начал заниматься за компьютером?»

Заключение. Таким образом, каждый родитель имеет право самостоятельно решать использовать ли компьютер в процессе воспитания своего ребенка или нет. В любом случае необходимо дать ребенку понять, что компьютер - это лишь средство, которое можно использовать для обучения или работы. Но он никогда не должен заменить «живое» общение с людьми. Родители не должны «сваливать» своего ребенка на попечение «умной машины», но разумное использование такого помощника, при соблюдении всех правил и рекомендаций специалистов, поможет воспитать высокообразованную и культурную личность.

Список литературы

1. Степанова Д. А., Балашова Е.С. Правовое положение педагогических работников в мире и в РФ // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А. А. Горохов. 2019. С. 224-229.

2. Сульдина В.В., Голубева О.В. Развитие творческой деятельности обучающихся в центре детского творчества // Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования: сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 51-54.

3. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Терехина А.Е. Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 287-290.

4. Петрова Е.И. Дети и компьютер// Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - Пятигорск, 2012. - № 1. - С. 133-141.

5. Хазина А.В., Строганов Д. А. Эллинизм в опыте ментальной идентификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). С. 12-15.

6. Челнокова Е.А., Коровина Е.А., Агаев Н.Ф. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии.

2015. № 12-1. С. 165-168.

7. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия "воспитание": семья, патриотизм и социализация // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

8. Гаджибабаева Д.Р. Влияние компьютера на психологическое здоровье детей 4-5 лет // Психологическая безопасность образовательной среды: Сборник докладов всероссийской научно-практической конференции. - Казань: ООО "Данис", 2016. - С. 3236.

9. Степанова М.И. Вопросы безопасного общения детей с компьютером // Начальное образование. 2008. №2. С. 38-40.

10. Овчинникова Л. А. Использование инновационных технологий в детском саду [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/L5p5s (Дата обращения 15.12.2019).

11. Дзамихова О.Х. Компьютер и здоровье детей дошкольного возраста // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Омега Сайнс», 2015. С. 197-200.

12. Голубева О.В. Основы создания электронных образовательных ресурсов с использованием дистанционных образовательных технологий // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 7-10.

13. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Мальцева С.Н., Морозова А.П. Потенциал игрового метода в физическом воспитании дошкольников // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2019. № 1 (8). С. 29-32.

14. Борисова О.А. Влияние компьютера на детскую психику [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/LC8bt (Дата обращения 15.12.2019)

15. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.

16. Голубева О.В., Тюмина Н.С. Проблема повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 143-146.

17. Жукембаева А.М. Влияние компьютера на здоровье детей и подростков [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/LC4iq ( Дата обращения 15.12.2019).

18. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 7-9.

19. Гурьев С.В. Условия работы за компьютером детей дошкольного и младшего школьного возраста // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьес-берегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 7 международной научно-практической конференции. - Екб.: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. - С. 49-56.

20. Степанова М.И. Вопросы безопасного общения детей с компьютером // Начальное образование. 2008. №2. С. 38-40.

Lelekova Anna Vladimirovna, student, Minin University

(1 Ulyanova str., Nizhny Novgorod, 603005, Russia, e-mail: aniuta.lelekowa@yandex.ru) Maltseva Svetlana Mikhailovna, Candidate of Philosophy, associate Professor of the Department of philosophy and theology, Minin University

(1 Ulyanova str., Nizhny Novgorod, 603005, Russia, e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Mityukhina Valentina Nikolaevna, kindergarten teacher, MBDOU " Kindergarten No. 61"

(603016, Nizhny Novgorod, Hero Yuri Smirnov street, 21, e-mail: mdou61_nn@mail.ru) STUDY OF THE INFLUENCE OF COMPUTER CLASSES ON THE PHYSICAL AND MENTAL STATE OF CHILDREN OF MIDDLE AND SENIOR PRESCHOOL AGE

The XXI century is a period of rapid growth of computer technologies and their implementation in all spheres of society. Due to accelerated computerization, the relevance of using a computer in teaching preschool children is increasing every year. This study is a study of the impact of computer technology on the physical and mental state of preschoolers, in order to assess the possible risks of diseases and mental disorders in children, as well as to try to develop some recommendations that will ensure a safe educational environment. Keywords: computer, preschool age, psyche, health, physical abnormalities, computer influence on children, computer capabilities.

БЕНЧМАРКИНГ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Логинова Ирина Владимировна, начальник отдела обеспечения качества

(irusethka@mail.ru)

Ульяновский государственный технический университет, Россия,

г. Ульяновск

Храмова Лариса Валентиновна, воспитатель Колпакова Елизавета Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 104 «Гуси-лебеди», г.Ульяновск, Россия

В данной статье приведены особенности проведения проектной деятельности в дошкольном возрасте и во время обучения в вузе.

Ключевые слова: качество, бенчмаркинг, совершенствование, университет, детский сад, ТРИЗ, проект.

В настоящее время проектная деятельность достаточно широко практикуется в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатели планируют и организуют самые занимательные проекты с воспитанниками, которые как правило заканчиваются определенным продуктом.

Рассмотрим как разрабатываются проекты с детьми дошкольного возраста. Воспитатели или родители помогают решить определенную (реальную) проблему. Задача воспитателя мотивировать детей к творческой и исследовательской деятельности.

Стимулирует же педагогов к проектной деятельности участие в различных конкурсах детских исследовательских проектов, которых в настоящее время достаточно много.

На рисунке 1-2 приведены темы проектов, занявших призовые места на одном из конкурсов детских исследовательских проектов. На рисунке 3-4 приведены направления конкурса и критерии оценки.

Раскроем этапы подготовки проекта на конкретном примере.

1. Целеполагание: воспитатель подсказывает ребенку наиболее актуальную для него тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.