Научная статья на тему 'Проектирование системы профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации'

Проектирование системы профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
793
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФИЛАКТИКИ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ РАННЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / COMPUTER DEPENDENCY / PREVENTION / SENIOR PRE-SCHOOL AGE / THE DESIGN OF THE PREVENTION PROCESS / PREVENTION SYSTEM / A PREVENTIVE MODEL OF EARLY COMPUTER DEPENDENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна, Першина Татьяна Валентиновна

Статья раскрывает ключевые аспекты организации процесса профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Представлены результаты пилотажного исследования по определению степени проявления рисков ранней компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста и выявлению особенностей использования старшими дошкольниками цифровых устройств. Основное место в статье отводится модели профилактики ранней компьютерной зависимости как универсального конструкта проектирования профилактической работы в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна, Першина Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF THE SYSTEM for preventing EARLY COMPUTER dependency among SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article reveals the key aspects of the process organization in regard to the prevention of early computer dependency among senior preschoolers in a preschool educational organization. The paper presents the results of a pilot study that focuses on the degree of risk related to early computer dependency among preschool children and identifies the peculiarities concerning the use of digital devices by older preschoolers. The authors describe the preventive model of early computer dependency as a universal design construct of preventive work in a kindergarten.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-1-94-13 УДК 373.24

Иванова Наталия Витальевна

Доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: ivanova.chsu@yandex.ru

Першина Татьяна Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: pershina69@list.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАННЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Иванова Н. В., Першина Т. В., 2020

Ivanova Natalia Vitalievna

Doctor of Pedagogy, Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: ivanova.chsu@yandex.ru

Pershina Tatiana Valentinovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: pershina69@list.ru

THE DESIGN OF THE SYSTEM FOR PREVENTING EARLY COMPUTER DEPENDENCY AMONG SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация. Статья раскрывает ключевые аспекты организации процесса профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Представлены результаты пилотажного исследования по определению степени проявления рисков ранней компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста и выявлению особенностей использования старшими дошкольниками цифровых устройств. Основное место в статье отводится модели профилактики ранней компьютерной зависимости как универсального конструкта проектирования профилактической работы в детском саду.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, профилактика, старший дошкольный возраст, проектирование процесса профилактики, система профилактики, модель профилактики ранней компьютерной зависимости

Abstract. The article reveals the key aspects of the process organization in regard to the prevention of early computer dependency among senior preschoolers in a preschool educational organization. The paper presents the results of a pilot study that focuses on the degree of risk related to early computer dependency among preschool children and identifies the peculiarities concerning the use of digital devices by older preschoolers. The authors describe the preventive model of early computer dependency as a universal design construct of preventive work in a kindergarten.

Keywords: computer dependency, prevention, senior pre-school age, the design of the prevention process, prevention system, a preventive model of early computer dependency

Введение

В век цифровых технологий происходит стремительный рост и неуклонное омоложение проблемы компьютерной зависимости. Дети начинают свое знакомство с

такими устройствами, как компьютер, планшет, смартфон, уже в раннем возрасте. Если в 2008 г., по данным Еврокомиссии, в среднем в Европе Интернетом пользовались всего 34 % детей в возрасте 6-7 лет, то уже в 2012 г. число дошкольников, подключенных к Сети, составило, по разным данным, от 60 до 87 и оно продолжает расти.

В чем причины столь активной экспансии цифровых устройств в детской среде?

Во-первых, современные дети рождаются и растут в мире, наполненном цифровыми устройствами. Компьютер для миллионов пользователей стал жизненно необходимым атрибутом, рабочим инструментом, посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную реальность. Человечество вступило в «цифровую эпоху», и современный человек уже не может полноценно жить без компьютера.

Во-вторых, меняются сами компьютерные технологии. Сегодня производители ориентированы на создание простых, интуитивно понятных интерфейсов, освоение которых, как правило, не требует специального обучения. Современные планшеты и смартфоны дети легко осваивают без помощи взрослых. И только когда ребенок часами начинает просиживать за компьютером или с цифровым устройством в руках, родители бьют тревогу.

В-третьих, меняются не только среда и технологии, но и сами люди. На сегодняшний день родителями становятся представители «цифрового поколения», активно использующие цифровые технологии в повседневной жизни. «Цифровые родители» сами «подсаживают» своих детей на разного рода гаджеты, подключают к Интернету, заводят профили в социальных сетях.

Таким образом, поколение Z, т. е. «цифровое поколение», - это социокультурный и психологический феномен, негативным проявлением которого является ранняя компьютерная зависимость. Следовательно, профилактику данной зависимости необходимо проводить уже в дошкольном возрасте.

В России практически нет научных исследований и публикаций на тему профилактики компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Известны работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные факторам риска компьютерной зависимости в подростковом и юношеском возрасте (А. Е. Войскунский2, А. Ю. Егоров3); различным аспектам интернет--аддикции (А. В. Котляров4, Г. У. Сол-датова5, М. Гриффитс6, Дж. Грохол7, К. Янг8); основным признакам компьютерной

1 Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М. и др. Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. - URL: http://cyberpsy.ru/literature/russian_kids_online (дата обращения: 10.04.2019).

2 Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100.

3 Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 190 с.

4 Котляров А. В. Другие наркотики. - Москва: Психотерапия, 2006. - 480 с.

5 Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. - 2015. - № 3. - С. 78-85.

6 Griffiths M. Internet addiction: Fart or fiction? // Psychologist. - 1999. - Vol. 12 (5). -P. 246-250.

7 Grohol J. What is Internet Addiction Disorder (IAD). - URL: http://psychcentral.com (дата обращения: 23.04.2019).

8 Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

зависимости (Т. Ю. Больбот, Л. Н. Юрьева1); а также работы А. Р. Дроздиковой-Зариповой, Р. А. Валеевой, А. Р. Шакуровой2, которые посвящены причинам компьютерной зависимости у подростков.

Что касается дошкольников, то исследователи только констатируют наличие проблемы, но не дают ответов относительно содержания и организации профилактической работы с детьми дошкольного возраста.

Основная часть

Для восполнения информационного и аналитического дефицита по данной проблеме было проведено исследование, в ходе которого получен репрезентативный банк эмпирических данных для проектирования системы работы по профилактике ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации (ДОО).

В исследовании приняли участие 126 детей старшего дошкольного возраста (воспитанники старших и подготовительных к школе групп детских садов г. Череповца и г. Кириллова) и их родители (всего 252 человека). Основными методами работы являлись анкетирование родителей, интервью с детьми.

Обратимся к наиболее значимым результатам исследования.

Прежде всего, нас интересовал вопрос, насколько проблема ранней компьютерной зависимости актуальна для данной выборки: проявляются ли у детей признаки зависимости от компьютера (цифровых устройств), в какой степени выражены риски ранней компьютерной зависимости. Для этого был разработан лист наблюдения «Признаки компьютерной зависимости у ребенка глазами родителей», а также анкета для родителей, выявляющая признаки компьютерной зависимости у ребенка.

В результате было установлено, что дети старшего дошкольного возраста являются достаточно активными пользователями цифровых устройств (смартфоны, планшеты, компьютеры). Их дошкольники используют для просмотра мультфильмов и видео (93 %), игр (87 %), выхода в Интернет (17 %); для 11 % детей востребованы электронные образовательные ресурсы.

Первый опыт общения детей с цифровыми устройствами происходит в возрасте от двух до шести лет. Большинство (84 %) пользуются гаджетами каждый день, из них 26 % - три часа в день и более.

Часть родителей (31 %) замечают эмоциональное возбуждение ребенка во время и после использования цифрового устройства. Еще 23 % родителей отмечают негативное реагирование детей на любые препятствия, которые мешают общению с компьютером (цифровым устройством). 17 % родителей замечают снижение у ребенка интереса к ранее увлекавшим его занятиям, к любимым играм и игрушкам.

Выявленные признаки имеют диагностическое значение и в комплексе позволяют обнаружить стадии формирования у детей тенденции к компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности - 62 % детей; стадия увлечения - 23 %. Признаки

1 Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

2 Дроздикова-Зарипова А. Р., Валеева Р. А., Шакурова А. Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика. - Казань: Отечество, 2012. - 280 с.

компьютерной зависимости не выявлены у 15 % детей старшего дошкольного возраста.

Полученные результаты следует расценивать как подтверждение актуальности проблемы ранней компьютерной зависимости в дошкольном возрасте (в совокупности у 85 % обследованных детей в той или иной степени проявляется тенденция к развитию данного вида зависимости). Следует особо отметить, что дифференциация результатов по критерию места проживания респондентов показала отсутствие значимых различий между детьми, проживающими в малом городе и крупном промышленном моногороде. Благоприятным обстоятельством для организации ранней профилактики является следующий факт: среди старших дошкольников не выявлено детей, находящихся в стадии зависимости и стадии патологической привязанности.

Далее нас интересовало мнение родителей о рисках развития компьютерной зависимости у ребенка. Для этого использовали одноименную анкету, которая позволяет выявить наличие / отсутствие реальных / потенциальных рисков развития компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста.

В результате было установлено, что в подавляющем большинстве случаев (93 %) у детей старшего дошкольного возраста в той или иной степени выражены риски развития компьютерной зависимости. Наибольшее количество выборов получили следующие реальные риски: ребенок ежедневно пользуется компьютером (цифровым устройством), проявляя повышенный интерес к нему; ребенок прекращает общение с компьютером (цифровым устройством) только по указанию взрослого. Преобладающими среди потенциальных рисков являются: отсутствие у ребенка интереса к сверстникам (он предпочитает компьютер (цифровое устройство) играм с другими детьми); выбор родителей в пользу времяпрепровождения ребенка за компьютером вместо совместных занятий с ним.

Полученные данные достаточно иллюстративны не только с точки зрения проявления первичных признаков зависимости от компьютера (цифровых устройств) у детей старшего дошкольного возраста (реальные риски), но и в контексте причин возникновения ранней компьютерной зависимости (потенциальные риски). Анализ потенциальных рисков подтверждает, что ведущие причины компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте лежат в плоскости взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми (прежде всего, с родителями).

Проведенное эмпирическое исследование отражает взгляд на проблему ранней компьютерной зависимости с позиции взрослого. Нам также было интересно узнать, как сами дошкольники воспринимают электронные устройства, в какой степени ими владеют. С этой целью мы провели интервью с детьми старшего дошкольного возраста.

В ходе интервью было получено подтверждение ранее сделанного вывода о том, что старшие дошкольники являются активными пользователями цифровых устройств. Половина из них (54 %) имеют свой планшет или смартфон. При этом дети предпочитают планшет, что можно объяснить функциональностью и интерактивностью устройства, а также относительной простотой его в использовании. Большинство дошкольников (88 %) пользуются планшетом для игр и просмотра мультфильмов. Крайне мало детей применяют цифровые устройства для выхода в Интернет, поясняя это незнанием о его существовании.

Треть опрошенных детей (31 %) ответили, что используют планшет каждый день и «сколько захотят»; такое же количество старших дошкольников используют его через день; 26 % детей редко пользуются планшетом; 8 % затруднились с ответом, а еще 4 % заявили, что «планшет уже надоел».

Что касается родительской медиации при использовании детьми цифровых устройств, больше половины старших дошкольников (62 %) сказали следующее: родители делают им замечания, когда они слишком много времени проводят с устройством. При этом свой ответ некоторые дети сопровождали словами, что на самом деле «вовсе и не долго». 31 % дошкольников заявили: родители ничего им не говорят и разрешают играть или смотреть мультфильмы «сколько хочется». Остальные 7 % детей сказали, что родители «иногда делают замечание». На вопрос «Что тебе говорят родители, когда запрещают пользоваться планшетом?» большинство детей (73 %) ответили, что родители говорят: «Это вредно», а 27 % старших дошкольников заявили: родители ничего не говорят, а просто забирают планшет.

В ходе интервью мы наблюдали за тем, как дети используют планшет, и фиксировали в протокол отношение ребенка к устройству и характер действий с гаджетом. Как показали результаты наблюдения, большинство дошкольников (85 %) демонстрировали умеренный или выраженный интерес к цифровым устройствам. Некоторые из них (15 %) испытывали явный эмоциональный подъем при виде устройства, 7 % детей проявили слабый интерес к гаджету, и еще столько же детей продемонстрировали полное безразличие. Большинство дошкольников (78 %) уверенно пользуются планшетом, владеют технологией touchscreen, самостоятельно используют разные опции. 15 % детей используют устройство менее уверенно, обращаются за помощью к взрослым. Еще 7 % старших дошкольников не могут пользоваться планшетом без посторонней помощи.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети старшего дошкольного возраста являются не только активными, но и уверенными пользователями цифровых устройств. Дошкольники с огромным интересом и желанием приступали к работе с гаджетами (планшетом, смартфоном), которые способны надолго завладеть их вниманием.

В целом исследование показало, что развитие цифровых технологий и их проникновение в жизнь детей старшего дошкольного возраста явно опережает развитие средств родительского контроля. Выявленное обстоятельство подтверждает необходимость целенаправленной и системной профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в условиях ДОО.

Основываясь на результатах эмпирического исследования, мы решили представить процесс профилактики ранней компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО как целостную систему компонентов (целевого, содержательного, технологического, оценочно-результативного) в их логической взаимосвязи. Результатом проектирования процесса профилактики стала модель, представленная в виде схемы (см. рисунок).

Цель: предотвращение и компенсация факторов риска возникновения у старших дошкольников ранней компьютерной зависимости (КЗ) посредством активизации личностных ресурсов ребенка и профилактического потенциала семьи и ДОО

Задачи

н Я о Я о С

о И

«

о в

0

1

«

я л

5

н

а

д

о

и

Работа с детьми:

- создание условий для самореализации ребенка в группе сверстников;

- ознакомление детей с образовательными возможностями цифровых технологий;

- формирование у детей адекватного отношения к цифровым устройствам;

- формирование у детей основ культуры информационной безопасности;

- педагогическая поддержка детей с признаками КЗ

Работа с родителями:

организация педагогического образован ия родителей на основе изучения родительской позиции по проблеме ранней КЗ и вопросам ее профилактики у старших дошкольников

Диагностика

Работа с воспитателями:

обеспечение методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов на основе изучения компетенций в сфере выявления и профилактики ранней КЗ в старшем дошкольном возрасте

н

Профилактика Педагогическое образование родителей Формирование профессиональной компетентности педагогов

Первичная Вторичная

Формы

«

и к с

о

ч и г о

Ч

о н

И о Н

«

н

в

и т а т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

ч >

о н ч о н

о

Я

О

Воспитатель-но-образова-тельной рабо ты с детьми:

групповые, под-групповые

Коррекцион-но-

развивающей работы с

детьми с признаками КЗ:

индивидуальные, подгруп-повые

Формы педагогического образования родителей

Формы методического сопровождения педагогов

Количественные критерии результативности работы:

Дети: уменьшение количества детей с выраженными признаками ранней КЗ; увеличение количества детей, активно использующих в домашних условиях образовательный контент цифровых технологий.

Родители: положительная динамика компонентов родительской позиции по проблеме ранней КЗ у старших дошкольников и вопросам ее профилактики.

Воспитатели: положительная динамика уровня профессиональной компетентности педагогов в сфере профилактики КЗ у старших дошкольников

Рисунок. Модель профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в условиях ДОО

Рассмотрим составляющие представленной модели, начав с обоснования структурных компонентов и их функциональных характеристик.

Целевой компонент модели включает цель и задачи профилактики ранней компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. Цель профилактики заключается в предотвращении и компенсации факторов риска возникновения у старших дошкольников зависимого от компьютера (цифровых устройств) поведения посредством активизации личностных ресурсов ребенка и профилактического потенциала семьи и ДОО.

Задачи профилактики следует рассмотреть в зависимости от их субъектной ориентации: задачи, ориентированные непосредственно на детей старшего дошкольного возраста; задачи, ориентированные на родителей воспитанников; задачи, ориентированные на педагогов ДОО.

В системе профилактических мероприятий детского сада по предупреждению ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников работа с детьми определяется комплексом задач первичной и вторичной профилактики:

1) создание условий для самореализации ребенка в группе сверстников;

2) ознакомление детей с развивающими и образовательными возможностями современных цифровых технологий;

3) формирование у детей адекватного отношения к компьютеру и цифровым устройствам;

4) формирование у детей основ культуры информационной безопасности;

5) обеспечение педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с выраженными признаками компьютерной зависимости.

Работа с родителями в системе профилактики компьютерной зависимости в условиях ДОО определяется комплексной задачей организации педагогического образования родителей на основе изучения родительской позиции по проблеме ранней компьютерной зависимости и вопросам ее профилактики у старших дошкольников, включающей:

- информирование родителей о причинах и специфике повышенного увлечения ребенка компьютером и цифровыми устройствами, признаках компьютерной зависимости, способах ее профилактики и источниках получения помощи в решении проблемы компьютерной зависимости;

- мотивацию родителей на изменение практики использования детьми в домашних условиях цифровых устройств и технологий (замена развлекательного контента на образовательный);

- развитие ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей на взаимодействие с ребенком как основу его антиаддиктивного поведения;

- стимулирование родительской рефлексии в вопросах медиации использования ребенком компьютера и цифровых устройств.

В работе с педагогами ДОО определена комплексная задача обеспечения методического сопровождения развития профессиональной компетентности на основе изучения компетенций воспитателей в сфере выявления и профилактики ранней компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте, включающая:

- формирование у воспитателей системы знаний о причинах, признаках и специфике компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте, о содержании и способах профилактики данной зависимости у старших дошкольников;

- развитие у воспитателей профессионально-личностной позиции в отношении проблемы компьютерной зависимости, мотивации к своевременному выявлению и профилактике данной зависимости у детей старшего дошкольного возраста;

- формирование у воспитателей умений педагогически целесообразного выбора и применения форм и методов первичной и вторичной профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста, а также форм педагогического образования родителей как субъектов профилактики.

Таким образом, целевой компонент модели включает комплекс задач, ориентированных на всех субъектов образовательного процесса в ДОО и опосредованных целью предупреждения и минимизации рисков ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников.

Функция содержательного компонента модели состоит в определении комплекса направлений профилактической работы с детьми, родителями и воспитателями в условиях ДОО.

Содержательный компонент включает инвариантный и вариативный модули. Инвариантный модуль определяет единую последовательность действий при проектировании содержания процесса профилактики в условиях ДОО: диагностика; планирование и непосредственная реализация комплекса профилактических мер в работе с детьми (воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа), с родителями (педагогическое образование родителей) и воспитателями (формирование профессиональных компетенций).

Вариативный модуль обеспечивает дифференциацию содержания профилактических мер в работе с детьми (первичная или вторичная профилактика), что, в свою очередь, определяется степенью выраженности признаков и характером проявления факторов риска компьютерной зависимости у ребенка.

В условиях ДОО первичная профилактика осуществляется в отношении всех воспитанников старшего дошкольного возраста и реализуется в совокупности четырех взаимосвязанных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми:

- обеспечение позитивной самореализации ребенка в группе сверстников;

- ознакомление детей с правилами психогигиены взаимодействия с компьютером и цифровыми устройствами;

- ознакомление детей с развивающими и образовательными возможностями цифровых технологий в аспекте формирования адекватного отношения старших дошкольников к цифровым устройствам;

- ознакомление детей с негативными тенденциями цифровой компьютерной индустрии в аспекте формирования у старших дошкольников основ культуры информационной безопасности.

Вторичная профилактика востребована в ситуации выраженных признаков компьютерной зависимости у ребенка (стадия легкой увлеченности, стадия увлечения, стадия зависимости). Содержание вторичной профилактики, ориентированной на детей с выраженными признаками компьютерной зависимости, расширяется посредством включения дополнительных модулей воспитательно-образовательной работы

с детьми (обеспечение позитивной самореализации в группе сверстников, формирование адекватного отношения к цифровым устройствам, формирование основ культуры информационной безопасности) и проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление причин компьютерной зависимости (развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками, развитие продуктивной дет-ско-родительской коммуникации).

В условиях ДОО отсутствует необходимость третичной профилактики, которая содержательно должна быть направлена на реабилитацию и ресоциализацию компьютерных аддиктов. Как показали результаты эмпирического исследования, среди старших дошкольников нет детей, находящихся в стадии патологической привязанности (клинической зависимости).

Таким образом, содержание профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста следует дифференцировать в зависимости от степени выраженности у ребенка признаков компьютерной зависимости.

Работа с родителями воспитанников в системе профилактики компьютерной зависимости у старших дошкольников в условиях ДОО имеет инвариантное содержание и направлена на педагогическое образование родителей.

Работа с воспитателями также имеет инвариантное содержание и проводится в направлении формирования профессиональных компетенций педагогов в аспекте профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников.

Итак, содержательный компонент модели профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в условиях ДОО аккумулирует комплекс направлений работы с детьми, родителями и воспитателями, причем содержание работы с детьми реализуется в рамках инвариантного и вариативного модулей.

Функция технологического компонента модели состоит в определении комплекса форм работы с детьми, родителями и воспитателями по профилактике ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников.

В работе с детьми данный компонент модели, как и предыдущий, проектируется с учетом степени выраженности у ребенка признаков компьютерной зависимости. Следовательно, технологический компонент включает вариативные формы воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в соответствии с содержанием первичной или вторичной профилактики.

В рамках первичной профилактики ранней компьютерной зависимости используются групповые и подгрупповые формы воспитательно-образовательной работы: образовательные ситуации, социально-коммуникативные ситуации (ситуации общения), игровые обучающие ситуации, разговоры, информационно-познавательные события, ролевые диалоги, досуги.

Вторичная профилактика предполагает расширение форм воспитательно -образовательной работы, а также проведение коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими выраженные признаки компьютерной зависимости, посредством использования индивидуальных и подгрупповых форм: коррекционно-развивающие образовательные ситуации, развивающие игровые ситуации, ситуации-размышления, игровые тренинги (в формате детской и детско-родительской групп).

Работа с родителями в аспекте профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в условиях ДОО реализуется с помощью комплекса интер-

активных форм педагогического образования родителей: семейный клуб, тематическая родительская гостиная, тематическое родительское собрание, семинар -практикум, консультации, беседы, наглядная информация.

Методическая работа с воспитателями в направлении развития их профессиональных компетенций в аспекте профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников проводится в таких формах, как проблемный семинар, педагогическая мастерская, семинар-практикум, тематическая консультация, деловая игра.

Таким образом, технологический компонент модели профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в условиях ДОО включает комплекс форм, дифференцированных по субъектному принципу: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. При выборе форм профилактической работы с детьми ведущим критерием является уровневая дифференциация ее содержания (первичная или вторичная профилактика).

Оценочно-результативный компонент модели профилактики ранней компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО обеспечивает оценку эффективности процесса профилактики. Он включает ожидаемые результаты и критерии оценки результативности профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников. Ожидаемые результаты следует фиксировать на трех уровнях: на уровне ребенка (результативность воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в рамках первичной и вторичной профилактики); на уровне родителей (результативность педагогического образования родителей в вопросах профилактики ранней компьютерной зависимости детей старшего дошкольного возраста); на уровне воспитателей (результативность методического сопровождения развития профессиональных компетенций педагогов в сфере профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в образовательном процессе ДОО).

Критерии результативности профилактической работы с детьми:

1) количественные критерии:

- уменьшение количества детей с выраженными признаками ранней компьютерной зависимости (в процентном отношении по всем степеням проявления зависимости в сравнении с данными входной диагностики);

- увеличение количества детей, активно использующих в домашних условиях образовательный контент цифровых технологий (в процентном отношении в сравнении с данными входной диагностики).

2) качественные критерии:

- дети проявляют адекватное отношение к компьютеру и цифровым устройствам;

- у дошкольников сформированы представления о развивающих и образовательных возможностях современных цифровых технологий;

- дети владеют представлениями о правилах безопасного взаимодействия с компьютером и цифровыми устройствами.

Критерии результативности работы с родителями воспитанников:

1) количественный критерий: наблюдается положительная динамика компонентов родительской позиции по проблеме ранней компьютерной зависимости у стар-

ших дошкольников и вопросам ее профилактики (по всем критериям родительской позиции в сравнении с данными входной диагностики).

2) качественные критерии:

- родители имеют представление о причинах и специфике повышенного увлечения ребенка компьютером и цифровыми устройствами, признаках компьютерной зависимости, способах ее профилактики и источниках получения помощи в решении проблемы компьютерной зависимости;

- родители проявляют интерес к цифровым образовательным ресурсам, предназначенным для старших дошкольников, и в домашних условиях активно предлагают детям образовательный контент цифровых технологий;

- родители ориентированы на развитие продуктивной коммуникации с ребенком в разных сферах жизнедеятельности семьи.

Критерии результативности работы с воспитателями:

1) количественный критерий: наблюдается положительная динамика уровня профессиональной компетентности педагогов в сфере профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников (по всем критериям профессиональной компетентности в сравнении с данными входной диагностики).

2) качественные критерии:

- воспитатели владеют знаниями о причинах и признаках компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте, о содержании и способах профилактики данной зависимости у старших дошкольников;

- воспитатели профессионально мотивированы на своевременное выявление и профилактику ранней компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста, занимают конструктивную профессионально-личностную позицию в отношении проблемы компьютерной зависимости;

- воспитатели обладают умениями педагогически целесообразного выбора и применения форм и методов первичной и вторичной профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста, а также форм педагогического образования родителей.

Таким образом, предложенная модель является универсальным конструктом проектирования системы работы по профилактике ранней компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Выводы

Стремительное развитие цифровых технологий, приводящее к становлению цифрового образа жизни современного человека, оказывает существенное влияние на сознание, поведение, чувства людей, их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности. Основы всего вышеперечисленного закладываются в дошкольном детстве.

Дети дошкольного возраста - представители поколения Z - активно осваивают цифровой мир. Одновременно они составляют наиболее уязвимую категорию пользователей, так как в силу ограниченности социального опыта оказываются неспособными предвосхитить риски чрезмерного увлечения цифровыми устройствами, что приводит к ранней компьютерной зависимости. Следовательно, в ситуации ак-

тивной экспансии цифровых технологий в детскую среду, с одной стороны, а с другой - дефицита исследований и публикаций на тему профилактики компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста представляется необходимым и своевременным разработка научно-обоснованных и практико-ориентированных подходов к проектированию системы профилактической работы в условиях дошкольной образовательной организации.

Системное видение процесса профилактики ранней компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации нашло отражение в авторской модели, практическая реализация которой должна осуществляться в логике индивидуально-дифференцированного подхода с учетом степени выраженности у детей признаков компьютерной зависимости.

Литература

Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100.

Дроздикова-Зарипова А. Р., Валеева Р. А., Шакурова А. Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика. - Казань: Отечество, 2012. - 280 с.

Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 190 с.

Котляров А. В. Другие наркотики. - Москва: Психотерапия, 2006. - 480 с.

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М. и др. Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. - URL: http://cyberpsy.ru/literature/russian_kids_online (дата обращения: 10.04.2019).

Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. - 2015. - № 3. - С. 78-85.

Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

Griffiths M. Internet addiction: Fart or fiction? // Psychologist. - 1999. - Vol. 12 (5). -P. 246-250.

Grohol J. What is Internet Addiction Disorder (IAD). - URL: http://psychcentral.com (дата обращения: 23.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Voiskunskii A. E. Aktual'nye problemy zavisimosti ot Interneta [Current problems of Internet dependency]. Psikhologicheskiizhurnal [Psychological journal], 2004, no. 1, pp. 90-100.

Drozdikova-Zaripova A. R., Valeeva R. A., Shakurova A. R. Pedagogicheskaia korrektsiia komp'iuternoi zavisimosti u podrostkov gruppy riska: teoriia, praktika [Pedagogical correction of computer dependency among adolescents at risk: theory, practice]. Kazan: Otechestvo, 2012. 280 p.

Egorov A. Iu. Nekhimicheskie zavisimosti [Non-chemical dependencies]. St Petersburg: Rech', 2007. 190 p.

Kotliarov A. V. Drugie narkotiki [Other drugs]. Moscow: Psikhoterapiia, 2006. 480 p.

Soldatova G., Zotova E., Lebesheva M. i dr. Deti Rossii onlain: riski i bezopasnost'. Rezul'taty mezhdunarodnogo proekta EU Kids Online II v Rossii [Children of Russia online: risks and safety. Results of the EU Kids Online II international project in Russia]. Available at: http://cyberpsy.ru/ literature/russian_kids_online (accessed: 10.04.2019).

Soldatova G. U., Shliapnikov V. N. Ispol'zovanie tsifrovykh ustroistv det'mi doshkol'nogo voz-rasta [Use of digital devices by preschool children]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Education in Nizhny Novgorod], 2015, no. 3, pp. 78-85.

Iur'eva L. N., Bol'bot T. Iu. Komp'iuternaia zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrektsiia i profilaktika [Computer dependency: formation, diagnostics, correction and prevention]. Dnepropetrovsk: Porogi, 2006. 196 p.

Iang K. Diagnoz - Internet-zavisimost' [Diagnosis - Internet addiction]. Mir Internet [World of Internet], 2000, no. 2, pp. 24-29.

Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? Psychologist, 1999, vol. 12 (5), pp. 246-250.

Grohol J. What is Internet Addiction Disorder (IAD). Available at: http://psychcentral.com (accessed: 23.04.2019).

Для цитирования: Иванова Н. В., Першина Т. В. Проектирование системы профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). -С. 149-161. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-1-94-13

For citation: Ivanova N. V., Pershina T. V. The design of the system for preventing early computer dependency among senior preschool children in a preschool educational organization. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 1 (94), pp. 149-161. DOI: 10.23859/1994-0637-20201-94-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.