• Привлечение общественного внимания.
• Приобретение новых партнерских связей и контактов.
• Повышения престижа организации и их руководителей.
• Привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
Достижение нового качества образования должно быть организовано как масштабный проект.
Проектный подход означает:
- построение такой последовательности шагов, в которой есть место аккуратному эксперименту,
- отработку идей и технологий, их эволюционное распространение.
При этом эксперимент, задавая фактически новые, целостные модели школьного образования сориентирован на органическое единство новых концепций содержания образования, форм его организации и новых образовательных технологий.
Выводы. Таким образом, проектное управление можно рассматривать как синтетическую категорию научно-педагогического знания, обеспечивающую создание проектов будущего состояния образовательных систем и объектов, характеризующуюся междисциплинарностью, комплексностью, системностью, интегративностью, прогностичностью. Установлено, что в условиях новой социально- политической и производственно-экономической ситуации проектное управление направлено на: - трансформацию общенаучных положений, теорий социально-экономических тенденций развития как базиса преобразований в профессиональном обучении; - модернизацию образования в соответствии с духовно-нравственными и социально-экономическими запросами современной жизни; - создание полинаучных инноваций в интеграции содержания образования и учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1. Борисов С.А. Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13 (235). - С. 9196. - URL: http://bgscience.ru/lib/8180/
2. Виноградов В.Н, Глебова Г.Ф., Прикот О.Г. Программа развития современной школы: Учебное пособие для студентов вузов и аспирантов. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. - 216 с.
3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.
4. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2-х томах. - СПб.: ИД "Бизнес-пресса", 2004.
5. Жердев А.В. Реализация проектного метода управления образовательным процессом в образовательном учреждении среднего профессионального образования. Дисс. канд. пед. наук. Москва. 2006
6. Колесникова И.А. Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М.: ИЦ «АКАДЕМИЯ», 2007
7. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. - 160 с. - (Библиотека журнала «Директор школы»).
8. Смирнова Т.М. Проектный метод управления образовательным учреждением. - // Журнал «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд». - Новосибирск. Издательство: ООО «Центр развития научного сотрудничества». - № 18. - 2013. - С. 42 - 46
9. С. М. Маркова, Е. П. Седых. Теоретические основы проектного управления образовательными системами. / Образовательная политика. füe:///D:/статьи/teoreticheskie-osnovy-proektnogo-upravleшya-obrazovatelnymi-sistemami.pdf
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10. 2016 №1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
Педагогика
УДК 373.2
аспирант Логинов Владимир Александрович
Московский психолого-социальный университет (г. Москва)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлены основные тенденции развития учебно-воспитательного процесса в системе дошкольного образования с использованием информационно-компьютерных технологий. Компьютеризация деятельности современного общества и всего образовательного процесса не вызывает сомнений, тем не менее использование и компьютера в воспитательной и учебной работе и дошкольниками все еще вызывает вопросы и споры. Автор дает подробное описание требований к компьютерной технике, используемой в дошкольных учреждениях, приводя нормативно-правовые документы. Кроме того выявлены принципиально важные отличительные особенности занятий дошкольников с использованием компьютерных технологий, которые позволяют повысить уровень познавательной мотивации, влияют на когнитивные процессы и вовлеченность детей в процесс.
Ключевые слова: дошкольное образование, информационно-компьютерные технологии, учебно-воспитательный процесс, дошкольник, компьютер.
Annotation. The article presents the main trends in the development of educational process in the system of preschool education using information and computer technologies. Computerization of modern society and the entire educational process is not in doubt, however, the use of computers in educational and training work and preschoolers still raises questions and disputes. The author gives a detailed description of the requirements for computer equipment used in preschool institutions, citing legal documents. In addition, the principal distinctive features of pre-school classes with the use of computer technologies, which allow to increase the level of cognitive motivation, affect the cognitive processes and involvement of children in the process, are revealed.
Keywords: preschool education, information and computer technologies, educational process, preschooler, computer.
Введение. Развитие современного общества детерминирует основные тенденции в образовательной и воспитательной системах. Компьютеризация подавляющего большинства сфер деятельности человека, актуализировала вопрос эффективного использования компьютера в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений. Использование информационно-коммуникативных (компьютерных) технологий в учебно-воспитательном процессе - одна из самых актуальных проблем.
Первичное знакомство ребенка с компьютерной техникой происходит в семье, далее детском саду и после на каждой ступени социализации и взросления. Использование компьютера как высокотехнологичного средства развития творческих способностей ребенка, обогащения его интеллектуальной работы сферы позволяют расширить возможности педагогов и воспитателей.
Некоторые авторы высказывают мнение, согласно которому использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) не подходит для познавательного, социального и эмоционального развития. Тем не менее, нет никаких четких доказательств в поддержку этого утверждения. Цифровые технологии / ИКТ стремительно меняются, и становятся частью детского социально-культурного опыта, помогают детям наблюдать, фиксировать, запоминать, описывать и делиться своими впечатлениями с другими людьми, и найти ответы на свои вопросы. Так называемое поколение Z, рожденное в цифровом мире, является носителями технологий, их мышление все чаще называют «кликовым», поток воспринимаемой и перерабатываемой ими информации в разы больше, чем у всех предыдущих поколений.
Изложение основного материала статьи. Одной их наиболее эффективных технологий в учебно-воспитательной работе является компьютерная игра. На наш взгляд, важнейшим качеством компьютерной игры является обучение. Компьютерные игры построены таким образом, чтобы ребенок получал возможность моделировать жизненные ситуации, решать логические задачи и визуализировать полученную информацию. Использование информационно-коммуникативных технологий ребенок в дошкольном учреждении, являются преобразующим фактором развивающей предметной среды. Необходимо вводить современные информационные технологии в системы детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Дошкольный возраст делится на несколько этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой периодизации выделяют следующие возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные значения, но и систему знаний. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию (Н.Н. Поддьяков), к обращениям с вопросами к взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находится ребенок.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса. Конечно, в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных программ, соответствующих государственным образовательным стандартам, для работы в области информатизации дошкольного образования.
Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка. Признавая, что компьютер - это новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка. Очень важно обращать внимание на то, чему мы учим детей, что пытаемся в них заложить и развить.
Начинать компьютерное обучение дошкольников следует с подбора обучающих и развивающих программ и продумывания организационных форм работы с детьми и их применения, разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении. Не следует рассматривать компьютер в отрыве от программного обеспечения и организационных форм использования. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения познавательной мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:
1. Активное познание детьми окружающего мира;
2. Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач;
3. Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора;
4. Активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможно несколько направлений в организации обучения компьютерной деятельности дошкольника:
• освоение интерфейса компьютерной среды;
• развитие различных психических функций (мышления, памяти и т.д.);
• изучение основ информатики;
• обучение моторным навыкам работы с мышью и клавиатурой;
• использование компьютера при обучении письму, счету и т.п.;
• психофизиологическая коррекция.
В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится до 30 минут в зависимости от возраста детей и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части занятия идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.
Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:
1. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.
3. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.
Выводы. В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. И чтобы достичь этой цели используются конструирование, рисование, различные малоподвижные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физкультминутки, массаж детей друг другу, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Подготовительная и заключительная части, могут проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.
Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек, 1-2 раза в неделю, в первой половине дня. После каждого занятия обязательное проветривание помещения. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Все вышесказанное позволяет заключить, что применение компьютера в дошкольном учебно-воспитательном процессе необходимо и эффективно, способствует повышению интереса к обучению, возрастанию познавательной мотивации, развитию всей когнитивно-познавательной сферы ребенка. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые умения и знания, увеличиваю адаптивность ребенка, позволяют вовлекать его в смоделированные ситуации и выработать необходимые навыки. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, способствует всестороннему развитию ребенка.
Компьютеризация, которая проникает практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования доказывают что не только возможно но и целесообразно использование компьютеров в дошкольных учреждениях для развития интеллекта и личности ребёнка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите и др.).
Ведь компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. Но воздействие будет положительным только при взаимодействии
педагога (воспитателя), ребенка и компьютера. И если сегодня уже говорят о допустимости внедрение компьютера в образовательный процесс дошкольных учреждений, то теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения.
Компьютер является новым средством для интеллектуального развития детей и поэтому необходимо помнить, что его использование в учебно - воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. И в зависимости от того какие цели ставит перед собой воспитатель, какие выбирает пути для их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребенка. Ведь адаптация к миру компьютеров не только облегчит ребенку жизнь в будущем , но и способствует эффективности обучения с помощью компьютера и использования его в игровой деятельности, а так же развитию всех психических процессов у детей.
Литература:
1. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. Беседы психолога. Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2000.
2. Балдуева А.Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании // Современная педагогика. 2016. №2 [Электронный ресурс]. URL: htt: //pedagogika.snauka.ru / 2016 / 02 /5316
3. Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании» // II Международной научной конференции Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине (19-22 мая 2015 года, г.Томск) [Электронный ресурс]. URL: itconference15.csrae.ru
4. Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://technologies.su/it_v_informatike>
Педагогика
УДК 37.012.2
кандидат педагогических наук, доцент Лопуха Татьяна Леонидовна
Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук Разгонов Виталий Леонидович
Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ КАДРОВ
Аннотация. В статье анализируются историко-педагогические предпосылки реинституционализации системы профессионального воспитания военных кадров России. Исследован мировой и отечественный опыт зарождения систем профессионального воспитания кадровых военных. Представлены общие положения развития системы профессионального воспитания в Российской империи и СССР. Уточнена структура и функции указанной системы, проанализированы основные этапы ее развития, источники профессионального воспитания и идейно-ценностные основы. К источникам, способствующим повышению эффективности системы профессионального воспитания, ее реинституционализации в современных условиях, отнесены национальная идея, ценности российского офицерства, изучение военной истории, исторические военные артефакты, обычаи, традиции и ритуалы российского народа и его Вооруженных сил, религиозная и светская вера, государственная и военная символика, природно-ландшафтная среда, государственные, общественные и военные деятели, являющиеся национальными символами.
Ключевые слова: система профессионального воспитания военных кадров, история формирования, этапы развития, источники и ценностные основания ресоциализации.
Annotation. The article analyzes the historical and pedagogical prerequisites for the re-institutionalization of the system of professional education of Russian military personnel. The world and domestic experience of the emergence of systems of professional education of military personnel has been studied. The general provisions of the development of the system of professional education in the Russian Empire and the USSR are presented. The structure and functions of this system are clarified, the main stages of its development, sources of professional education, and ideological and value foundations are analyzed. The sources contributing to the improvement of the system of professional education, its reinstitutionalization in modern conditions include the national idea, the values of the Russian officers, the study of military history, historical military artifacts, customs, traditions and rituals of the Russian people and its Armed Forces, religious and secular faith, and state and military symbols, natural landscape environment, state, public and military figures, which are national symbols.
Keywords: the system of professional education of military personnel, the history of formation, stages of development, sources and value bases of resocialization.
Введение. Сложность современной международной обстановки, возникновение новых угроз безопасности России, формирование сложных вызовов ее военной организации предъявляют высокие требования к развитию системы профессионального воспитания российских офицеров. Для решения указанной проблемы необходимо выявить и глубоко проанализировать истоки формирования и логику развития системы профессионального воспитания военных кадров в исторической ретроспективе. Их анализ позволит избежать многих ошибок в разработке современной концепции ее развития в современных условиях.
Изложение основного материала статьи. Профессиональное воспитание командиров всех степеней возникло как явление на самом раннем этапе развития военной организации. Изначально оно осуществлялось, как правило, в форме индивидуального обучения (наставничества), когда молодые представители господствующих классов получали основы государственно-политических знаний у великих мыслителей (как, к примеру, А. Македонский у Аристотеля) и военачальников. Наряду с этим в Древней Греции начинают возникать основы системного военного обучения всех свободных граждан. Особенно развитым оно было в Спарте, где воспитание воинов было делом всего общества. В нем участвовали семья, государство, специализированные учебные заведения, гражданское общество того времени. Такое воспитание давало обычно высокий результат. Достаточно вспомнить А. Македонского и полководцев