- достоверности, поскольку в основе своей содержит только практически проверенную и научно обоснованную методологию;
- новизны и значимости - для педагогической отрасли наук,
- перспективы для получения более глубокой информации о взаимосвязях и взаимозависимостях явления в процессе его динамического преобразования («структурного сдвига»),
- ориентировочной основы - в целях профессионального саморазвития субъектов управленческой деятельности,
- образовательной направленности - для проведения аналогичных исследований на основе других профессиональных критериев аналогичного (но не тождественного) типа.
Таким образом, показано, что статистическая методология может применяться не только в целях обработки наблюдений, как это принято во многих психолого-педагогических исследованиях, но и как средство изучения и анализа статистически построенного процесса развития динамического социально-психологического явления (профессионального, как процесса, развивающегося в среде управленческой деятельности), при условии последующей интерпретации и согласования с положениями психолого-педагогических теорий, а фактически примененный комплекс систематизированных и целенаправленных математических методов - как методологический подход, посредством которого изучение профессионального (социально-психологического) явления имеет перспективное, прикладное и теоретическое, значение для отрасли психолого-педагогического знания.
Список литературы
1. Методика изучение психологической совместимости // Руководство по оценке психофизиологических и психологических качеств и прогнозированию психологической совместимости личного состава при комплектовании экипажей подводных лодок. - 1990.
2. Психология труда / Под ред. А. В. Карпова. - М.: Владос-пресс, 2003.
3. Ряузов, Н. Н. Общая теория статистики. - М.,1979.
Literature
1. Handbook on assessment of psycho-physiological and psychological features and prognosis of psychological compatibility of submarine crews. - 1990.
2. Karpov,A.V. (ed.) Psychology of labor. - Moscow, 2003.
3. Riauzov, N.N. General theory of statistics. - Moscow, 1979.
УДК 373.2 О.Е. Шерстнева*
Влияние виртуальной реальности на формирование личности безопасного типа как педагогическая проблема дошкольного воспитания
Статья содержит материалы исследования по теме кандидатской диссертации автора: «Формирование личности безопасного типа дошкольника в условиях современной социализации». В статье раскрывается социально-педагогический аспект влияния компьютерных игр в дошкольном возрасте. Согласно исследованию автора, киберпространство, создаваемое компьютерными играми,
- значимый, но мало регулируемый фактор современной социализации. Его агрессивному воздействию подвергаются физический, психофизиологический, интеллектуальный и волевой компоненты личности.
Ключевые слова: виртуальная реальность, личность безопасного типа, дошкольное воспитание
O.Y. Sherstneva*. Virtual reality influence related to forming a personality of a safe -type as the preschool education pedagogical problem
The present article includes research materials from Ph.D. thesis of the author: Formation of the Personality of the Safe-Type in modern socialization in pre-school age. The article describes the social-pedagogical specific of the cyberspace influence. According to the author’s research virtual reality of made by computer games is an important moment, but this process is slightly controlled within pre-school child socialization. Its aggressive influence destruct physical, psycho-physiological, intellectual and volitional components of the child’s personality.
Keywords: virtual reality, socialization, personality of the safe type, pre-school education
* Шерстнева Ольга Евгеньевна, аспирант Красноярского государственного педагогического университета им В.П.Астафьева, Железногорский филиал. Адрес: 662971, г. Железногорск Красноярского края, ул.Ленина 17 кв. 12. Тел. (39197) 5-44-56; моб. 8-913-192-84-49. E-mail: [email protected].
* Sherstneva Olga Evgenevna, the post-graduate student of Krasnoyarsk state pedagogical university it V.P. Astafeva, Zheleznogorsk branch. E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Влияние киберпространства на развитие детей активно исследуют физиологи, психологи и педагоги. Медицинские работники обеспокоены увеличением детской заболеваемости (особенно от 5 до 12 лет). Такие болезни, как снижение зрения, деформации позвоночника (сколиозы), астма, остеохондроз, заболевание суставов и кистей рук, являются следствием нарушения правил пользования компьютером и электронными носителями. На формирующийся организм действует излучение, долгое сидение в стесненной позе приводит к мышечным болям и искривлению позвоночника, мелькания на экране являются сильной нагрузкой для зрения ребенка. Работа с любым электронным носителем и мультимедийной техникой требует повышенной сосредоточенности, что вызывает нервное перенапряжение. Существует опасность развития психологической зависимости. Компьютерные игры воздействуют на личность, на усвоение общественных ценностей, традиций, моделей поведения и общения, нравственных и моральных принципов. Влияние виртуальной реальности на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста - значимая социально-педагогическая проблема.
Мы рассматриваем компьютерную игру как средство воспитания дошкольника. Исследование направлено на изучение особенностей воздействия виртуальной реальности компьютерных игр на формирование качеств личности, обеспечивающих безопасность в современных условиях.
Человек живет и развивается в условиях постоянного контакта с разнообразными потенциально опасными объектами. Проблема заключается в том, что чувство безопасности ко многим угрозам современной цивилизации у современного человека отсутствует на уровне инстинкта и не может быть воспитано традицией, т.к. мы - второе поколение, которое проживает в подобных условиях. Следовательно, формирование навыков безопасности становится задачей системы образования.
Доктор педагогических наук Наталья Александровна Лызь безопасность человека рассматривает с точки зрения состояния его жизнедеятельности (актуальная или ситуативная безопасность) и с точки зрения свойств личности, характеризующих её возможности в обеспечении безопасности. Во втором случае безопасность соотносится с устойчивыми личностными характеристиками [5]. Это: бережное отношение к окружающему миру; рационализм потребления ресурсов; знание потенциальных опасностей, способность предвидения и осознание возможностей уклониться от них; умения и навыки защиты; готовность применения безопасных способов ликвидации угрозы в условиях взаимодействия между объектами; психологическая устойчивость и готовность к опасности; активность в обществе; альтруистические, общественно-коллективистские мотивы поведения; ответственность; мировоззрение безопасности.
В практической педагогике применяют более узкую характеристику личности безопасного типа, сформулированную Е.В. Бондаревской: «личность, не способная причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе» [2, с.37-38]. В нашем исследовании безопасность дошкольника рассматривается с точки зрения свойств личности, необходимых для обеспечения безопасности в условиях современной реальности. Анализ педагогической проблемы безопасности позволил предположить структуру личности безопасного типа, ее качеств и характеристик, и выделить основные компоненты: физические (ловкость, двигательные навыки, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества); психофизиологические (психоэмоциональная устойчивость, внимательность, скорость психических реакций); интеллектуальные (память, способность к прогнозированию (практическая направленность ума), способность к синтезу и анализу, любознательность, обучаемость); личностно-волевые (доверчивость, послушность, социальная активность, настойчивость, доброжелательность, адаптивность, коллективизм, альтруизм, оптимизм, эмпатия (отзывчивость), решительность, самообладание, самостоятельность, смелость, ответственность).
Личностные качества формируются под влиянием различных факторов в процессе социализации. Н.Д. Никандров [7], Т. Емчура [3], И.П. Рязанцев и Г.К. Вартанян [8], М.И. Шилова [9] выделяют следующие агенты социализации: семья, наука, средства массовой информации, литература, образование, массовая культура, религия, теле- и видеопродукция, реклама, радиостанции, развлекательные заведения, интернет. Не все выделенные «агенты социализации» воздействуют на детскую психику: пятилетний ребенок еще не способен понимать научную литературу, редко имеет доступ к домовой рекламе (почта), редко пользуется Интернетом. При этом значительное влияние на формирование дошкольника оказывают носители виртуальной реальности (компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки, мультимедийная техника).
Вовлечение детей пяти-шести лет в виртуальную реальность чаще всего обеспечивает компьютер. Ребенок дошкольного возраста знакомится с виртуальной реальностью двумя путями: наблюдая за родителями, которые работают в Интернете или играют в компьютерную игру, и посредством собственного прямого контакта, играя в компьютерные игры. Фактически процесс личностного формирования дошкольника протекает под влиянием «агентов социализации» двух различных миров: реального и виртуального. И эта проблема актуальна для всех регионов России.
Мы провели эксперимент в двух регионах с различной природной и социально-экономической средой. Это муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 1, № 3, № 7, № 11 г. Сосновый Бор Ленинградской области и № 59, № 22, № 19, № 13 г.Железногорск Красноярского края (совместная программа кафедры «Безопасность жизнедеятельности» КГПУ им. В.П.Астафьева и научно-методического кабинета ДДЦ «Гармония», г. Санкт-Петербург, 2006-2009 гг.). Опрос родителей детей старших групп (возраст 5-6 лет) был проведен в 2006-2008гг. Опрошено 511 человек.
Респондентам предлагалось выбрать 5 видов деятельности (из предложенных 10 в анкете), которыми чаще всего занимаются их дети вне дошкольного образовательного учреждения. Количественные данные, полученные по каждому вопросу в разных городах в 2006, 2007 и 2008 гг. мы суммировали и
обрабатывали отдельно методами математической статистики с применением компьютерной программы SPSS - Statistical Package for the Social Science (статистический пакет для социальных наук), версия 15.
Многомерный дисперсионный анализ показал отсутствие статистически значимых региональных отличий. Метод ранжирования итоговых показателей по каждому виду деятельности (за 2006-2008 гг.), переведенных в проценты от общего количества респондентов, позволил выявить наиболее и наименее распространенные виды деятельности дошкольника в системе домашнего воспитания.
Современный ребенок пяти-шести лет вне образовательного учреждения играет в компьютерные игры - 90,61% родителей указали именно этот вид деятельности в пятерке наиболее распространенных. На втором месте в результате ранжирования оказался просмотр телевизора и видео (мультфильмы, детские передачи, фильмы, а также программы и сериалы, не предназначенные для детей дошкольного возраста) - его указали 75,34%. респондентов. Третье место занимает самостоятельная игровая деятельность с игрушками (не компьютерными) - 59,30%. Активно занимаются дома продуктивными видами деятельности (лепкой, рисованием и др.) 47,55% детей. Только 44,23% дошкольников любят, когда родители им читают комиксы, детские журналы и книги. Виды деятельности, предполагающие традиционный способ социализации через межличностное общение, через коллектив, заняли последние позиции: прогулка - 30,92%; совместная игра с родителями и родственниками - 27,01%; обучение (подготовка к школе, дополнительные занятия и пр.) - 22,50%; посещение культурных, развлекательных и общественных мест - 19,18%; игра со сверстниками - 13,31%. Большинство дошкольников выбирают самый простой способ самореализации - виртуальную реальность. При этом 12,32% родителей отметили, что дети часто воспринимают компьютерных героев как живых людей. Они обижаются на них, ссорятся, если те «плохо себя ведут» (ошибаются, набирают мало очков, погибают). Дети все реже и реже вне дошкольного учреждения получают опыт социализации в своей возрастной среде.
Респондентам было предложно ответить и на такие вопросы: «Сколько времени в неделю дети играют в компьютерные игры?», «Как осуществляется контроль за временем?», «Какие игры детям больше всего нравятся?», «Играют ли дети в специальные развивающие компьютерные игры, и если да, то, в какие?», «Как часто дети наблюдают за игрой взрослых на компьютере?», «Как, по вашему мнению, влияет компьютерная игра на поведение ребенка?».
В результате опроса мы получили следующие результаты: 2-3 часа в день проводят за компьютерами 68,2% детей; 30-60 минут в день - 13,6 %; от 2 до 4 часов в неделю - 8,3 %; не более часа в неделю - 4,7%; и только 5,2 % вообще не играют.
При этом 93% родителей играют в компьютерные игры в присутствии детей.
Количество времени, которое дети проводят за компьютером, полностью зависит от родительского контроля, но только в 15,3% родителей специально отслеживают время игры, из них 7,5% используют специальные компьютерные программы или таймер автоматического выключения. Метод запрещения применяют 5,2% респондентов, считая, что их ребенку рано играть в любые компьютерные игры. В остальных случаях время, проводимое детьми за компьютером, родители не регулируют. Другими словами, бесконтрольному воздействию виртуальной реальности подвергаются 79,5% дошкольников.
Больше всего детям пяти-шести лет нравятся следующие игры: «стрелялки» (взрослые игры) -42,3 %, «гонки» -21,5%, «бродилки» -18,4%, «стратегии» - 11,6%. При этом существует ряд специальных развивающих игр для детей дошкольного возраста: серии КИД, NIKITA, пакеты РОБОТЛАНДИЯ, LOGOWRITER, ЕМЕЛЯ и другие, в которые играют только 7,2% дошкольников. Игры, разработанные для детей 5-8 лет, направлены на развитие цветовосприятия, математических способностей, мышления (логики, синтеза, анализа), творческих способностей, обучение грамоте. Существует ряд специальных игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения (например, игры, обучающие правилам дорожного движения, компаний-производителей «Новый Диск», «ИДДК» и других). Важное значение при выборе компьютерных игр для детей играет уровень педагогической компетентности родителей. Большинство респондентов (43,9%) не знают о существовании специальных игр для детей. Специальные игры, ориентированные на детей дошкольного возраста, предполагают помощь взрослого, который читает задания, объясняет, как их выполнять, помогает, особенно на начальной стадии обучения. Часть родителей (23,7%) не сумели заинтересовать ребенка развивающей игрой из-за отсутствия навыка педагогического общения: не знают, как объяснить ребенку задание, чтобы он его понял или не хватает терпения на то, чтобы ребенок сам решил задачу, и т.д. Многие родители воспринимают компьютерную игру как способ занять дошкольника, освободить время для домашних дел. В результате 25,2% родителей сознательно не включают развивающие игры, т.к. дети задают слишком много вопросов и не могут заниматься самостоятельно.
Все родители отмечают влияние виртуальной реальности на поведение детей. Дошкольники, постоянно играющие в компьютерные игры, часто капризничают, особенно, если ребенка отвлекают от компьютера. Возникают проблемы с кормлением таких детей, у них плохой аппетит, вместо полноценного питания принимают пищу перед монитором (сухарики, бутерброды). Нервная система ребенка пяти-шести лет не справляется с интенсивностью воздействия виртуального пространства. Дети просыпаются из-за «страшных снов», в которых не могут пройти уровень, убегают от компьютерных монстров, многократно проигрывают сцены из компьютерной игры и т.п.
В большинстве случаев родители сами являются причиной зависимости ребенка от компьютерной игры, используя компьютер для того, чтобы устраниться от воспитательного процесса, освободить время для работы или домашних обязанностей, а также как средство поощрения.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Мы предполагаем, что киберпространство, создаваемое компьютерными играми является значимым, но мало управляемым фактором социализации дошкольника. Воздействие виртуальной реальности необходимо регулировать, опираясь на новые теоретические разработки и новые методики, создание которых пока не удовлетворяет потребностям дошкольного образования.
В игре ребенок ассоциирует себя со своим героем. Из-за обманчивой виртуальной реальности у него атрофируется чувство опасности: ребенок привыкает к тому, что в киберпространстве невозможно получить физические увечья: ушибы, раны, переломы, а также смерть (это лишь картинки). Несколько жизней у героя компьютерной игры нивелируют ценность жизни и притупляют чувство самосохранения. Отсюда серьезная проблема: ребенок может погибнуть по неосторожности или получить травму. Так, Максим П. (пять лет) устроил истерику, когда родители запретили ему прыгнуть с балкона на крышу автомобиля, проезжавшего в этот момент по двору: «Если что, я перезагружусь!!!» - кричал ребенок на весь двор (г. Сосновый Бор, беседа с мамой, 2007 г.).
Возможность сохранения жизни в компьютерной игре способствует формированию у дошкольника иллюзии, что в реальности все точно также: можно «переиграть» или вообще все начать с начала. Модель «попробую, если что - переиграю» уже проявляется в поведении современной молодежи, воспитанной под влиянием игровых приставок: мы имеем распространение временных, пробных браков, частые смены работ, долгий поиск профессии и т.д. Но жизнь - не игра, она не может бесконечно повторяться в нужных нам вариантах. В большинстве игр для победы необходимо убивать «врагов». Современные технологии позволяют реалистично изобразить насилие, убийство и агрессию, и дети начинают воспринимать их как норму. В виртуальном пространстве ребенок получает яркий опыт поведения, который с точки зрения социальных норм является негативным. Удовольствие от процесса игры формирует положительный образ агрессивного поведения. Ребенок пяти лет искренне не понимает, за что его ругают взрослые, когда он , выражая агрессию в отношении сверстника как в компьютерной игре, бьет в места, обеспечивающие победу, т.е. гибель соперника. Можно сделать вывод о том, что в виртуальном пространстве ребенок десоциализируется: у него формируются асоциальное поведение и установки.
Не менее важный аспект формирования личности - отсутствие необходимости заботиться об окружающих. Игрок действует сам за себя: окружающие персонажи воспринимаются либо как декорации, либо как средства достижения целей. Это воспитывает эгоизм, притупляет чувство ответственности, исключает критическое мышление, законопослушность и осмысление причинно-следственных связей реальной жизни. В игре, добиваясь цели, можно уничтожить любой мешающий объект (взорвать стену, сбросить с моста машину, убить персонаж, который стоит на пути, и т.д.). Достижение цели в компьютерной игре сопровождается созданием ситуаций, которые в реальности могут представлять опасность для жизни и здоровья других людей. В результате мы получаем личность, которая неосознанно создает вокруг себя проблемы окружающим, а на вопрос: «Почему ты так сделал?», ответ отсутствует.
Общение в виртуальном мире осуществляется посредством образов, символов и схем, что влияет на развитие интеллектуальных навыков ребенка, особенно словесно-логического мышления. Родители отмечают у детей сложности с установлением межличностных отношений, с выражением мыслей и эмоций словами. Причина, по данным исследований Л.А. Бабаевой, в «аутичности» виртуальной реальности - «концентрированности на одном участнике, который может получать различные удовольствия, избегая коммуникации» [1, с. 40.].
Словесно-логическое мышление является основой развития саморефлексии и внутреннего контроля, ограждающего от аффективного поведения. По мнению антрополога Б.В. Маркова, «переход к аудиовизуальной форме коммуникации предполагает культивирование иных, нежели интеллектуальные, способностей человека», формируется новый тип человека - «видиот» [6, с.78].
В связи с тем, что детским сознанием кибер-образы воспринимаются как модели, существующие в реальной жизни, излишнее воздействие виртуальной реальности приводит к формированию искаженной картины мира и установок, которые не позволяют адекватно существовать ребенку в обществе и решать задачи, которые ставит жизнь. (Ведь нельзя стать чемпионом по бегу, тренируясь в киберпространстве).
Мы выделили характеристики дошкольника, проявляющиеся в результате недостаточно эффективного формирования компонентов, обеспечивающих безопасность:
- физические: нарушения физического здоровья, слабая физическая выносливость, слабо развитые скоростно-силовые качества и двигательные навыки;
- психофизиологические: с эмоциональной неустойчивостью, низкой скоростью реакций, слабой сосредоточенностью, психоэмоциональной неуравновешенностью (гиперактивностью), раздражительностью, капризностью;
- интеллектуальные: слаборазвитая память, отсутствие наблюдательности, низкая способность к прогнозированию (непрактичность ума), низкая способность к анализу и синтезу, отсутствие любознательности, низкий уровень познавательных процессов;
- личностно-волевые: недисциплинированность, непослушность, личностная пассивность, слабое развитие способности доводить начатое до конца, упрямство, эгоизм, пессимизм, нерешительность, несдержанность, внушаемость, несобранность, трусость, неуверенность либо излишняя самоуверенность, нетребовательность к себе.
Слабое развитие компонентов личности безопасного типа ведет к виктимизации личности дошкольника. Мы видим решение проблемы рисков воздействия киберпространства в повышении педагогической компетентности родителей, с одной стороны, и совершенствовании системы
дошкольного воспитания, с другой. Родителям следует осуществлять выбор компьютерных игр, руководствуясь их педагогической ценностью. Для этого производителям компьютерной продукции целесообразно указывать на этикетке возрастные ограничения, учитывая возможное негативное влияние на психику дошкольников, младших школьников, подростков. Продолжительность нахождения ребенка за компьютером следует жестко контролировать, учитывая рекомендации и санитарные нормы, разработанные Министерством здравоохранения РФ.
Совершенствование системы дошкольного воспитания мы видим в новых направлениях теоретических исследований, в поиске эффективных методик, способствующих формированию личности безопасного типа дошкольника. Педагогам дошкольного образования следует консультировать родителей, способствуя выбору и корректному использованию средств воспитания. На базе дошкольного учреждения целесообразно проведение обучающих семинаров, тренингов для родителей и выставок-продаж с демонстрацией развивающих игрушек, пособий, компьютерных игр и других средств воспитания.
Сегодня киберпространство, формируемое компьютерными играми, оказывает значимое, но мало регулируемое воздействие на социализацию. Агрессивному воздействию подвергаются физиологические, психофизиологические, интеллектуальные и личностно-волевые компоненты личности дошкольника. Учитывая значимость дошкольного возрастного периода в формировании личности безопасного типа, необходимо создать теоретические и методические разработки, позволяющие регулировать воздействие виртуальной реальности на процесс социализации ребенка.
Список литературы
1. Баева, Л.В. Ценностная динамика в условиях виртуализации сознания // Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов: Материалы Международной научной конференции. Москва, 2-4 октября 2008 г. / под общ. ред. Л.Н. Панковой. - М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 37-41.
2. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие. - М.-Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
3. Емчура, Т. Современная молодежь и каналы ее социализации [социальные риски и проблемы социализации молодежи как процессы выживания человечества] // Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 2006. - Июль-сент. (№ 3). - С. 135-140.
4. Купецкова, В. Формирование навыков безопасного поведения [в процессе внеуроч. работы в нач. шк.] // Воспитание школьников. - 2007. - № 6. - C. 34-40.
5. Лызь, Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - № 7. - С. 21-25.
6. Марков, Б.В. Проблема человека в эпоху масс-медиа // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.62-84
7. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Электронный ресурс] // Журнал «Национальная безопасность» / Медиапортал о безопасности «Хранитель». - Электрон. журн. - 02 октября, 2007. - Режим доступа: http://www.psj.ru/saver_national/ detail.php?ID=7180 - Загл. с домашней страницы Интернета.
8. Рязанцев, И.П., Вартанян, Г.К., Трофимов, С.В., Лобанова, О.В. Социализация в сети Интернет как источник агрессивного поведения [Электронный ресурс] / Интернет: агрессия и толерантность [Сайт] - Электрон. журн. - 2007 г. - Режим доступа: http://tolerance.mubiu.ru/base/ Rjzancev.htm - Загл. с домашней страницы Интернета.
9. Шилова, М.И. Проблемы образования, социализации и становления характера нового поколения российских граждан // Образование и социализация личности в современном обществе: Сборник научных статей. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 202с.
Literature
1. BabaevaL.V. The value dynamics in the conditions of virtualization of mentality// Social-liberal situation in Russia in global process: Release of the long distance scientific conference. Moscow, 2-4 of October 2008. - Moscow, 2008. - 587 p.
2. Bondarevskaya Y. V., Kylnevich S.V Pedagogic: the Personality in humanistic theories and systems of education: School-book. - Moscow-Rostov-on/D., 1999. -560 p.
3. Emchura T. Modern young people and canals socialization: [social risks and problems of the young people socialization as process of mankind survival] // Moscow Universiry Bulletin. Series 18. Sociology and political science, 2006. July -Sept. (№ 3). — P. 135-140.
4. Kupetskova V. Forming skills of the safety behavior: [in the extracurricular educational process of the primary school // Schoolboy education: Theoretical and guidance magazine. - 2007. - № 6. - P. 34-40.
5. Liz N.A. Model concepts of the personality of the Safe-Type // Proceedings of the TRTU. Subject edition «The humanitarian problems in the modern проблемы psychology». Taganrog: Publishing house TRTU, 2005. - №7. - P. 21-25.
6. Marcov B.V. The Man problem in era of mass-media // Prospect of the man in global world. -SPb., 2003. - P.62-84
7. NicandrovN.D. Education and socialization in modern Russia: risks and риски и abilities [Electronic resource] // Magazine « State security» / Media gantry about safety «Guardian». - Electronic magazine -
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
02 October, 2007. - Mode of access: http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=7180 - Heading from the internet home webpage.
8. Riazancev I.P., Trofimov S.K, Lobanova O.V Socialization in the Internet as aggressive behavior source b [Electronic resource] / Internet: aggression and tolerance [website] - Electronic magazine - 2007.
- Mode of access: http://tolerance.mubiu.ru/base/Rjzancev.htm - Heading from the internet home webpage.
9. Shilova M.I. The problems of education, socialization and personality formation of the modern generation of the Russian citizenry // Education and socialization of the personality in the modern society: collection of the science articles. - Krasnoyarsk, 2002. - 202p.
УДК 355.232 B.H. Яковлева*
Функции контроля и самоконтроля в структуре управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов вузов ВВ МВД России
В статье рассматриваются функции контроля и самоконтроля в структуре управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов при изучении иностранного языка в военном вузе. Анализируется организация контроля и самоконтроля самостоятельной учебной деятельности курсантов и слушателей и обосновывается важность решения данной проблемы в процессе обучения в военном вузе.
Ключевые слова: управление; функции управления; самостоятельная учебная деятельность; контроль и самоконтроль; этапы и средства формирования умений самоконтроля.
V.N. Yakovleva*. Functions of Control and Self-control in the Structure of the Cadets’ Independent Learning Management at Higher Military Schools for the Internal Troops of RF Ministry of the Interior
The article deals with the functions of control and self-control in the structure of cadets’ independent activities management in the process of foreign language learning at a higher military school. The organization of control and self-control of independent activities of students and cadets has been analyzed and the importance of solving the given problem has been grounded.
Keywords: management; functions of management; independent learning activities; control and selfcontrol; stages and means of forming the skills of self-control.
Образовательный процесс в военном вузе - это большая и сложная динамическая система, включающая значительное количество элементов и подсистем, требующая, исходя из целей и задач обучения и воспитания будущих военных специалистов, определенной стабильной упорядоченности и оптимального управления.
В социологических и психолого-педагогических исследованиях управление трактуется как «организация или процесс целенаправленных воздействий» [1], как «целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия» [2], как «воздействия, в результате которых достигается заранее поставленная цель» [3].
Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.
Признак целесообразности воздействий, которым характеризуется управление, является определяющим и для процесса обучения, и для процесса воспитания и развития обучаемых.
Таким образом, как организованная форма социальных воздействий на человека, обучение (воспитание) представляет собой процесс управления его психическим развитием.
Управление в различных социальных системах едино по своему функциональному составу и строению. В качестве относительно самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления можно выделить следующие сменяющие друг друга стадии, или этапы: цель, информация, прогнозирование, принятие решений, организация исполнения, коммуникация, контроль и коррекция.
В.А. Якуниным были проанализированы выделенные функции управления применительно к педагогическим системам, в которых эти функции «наполняются специфическим содержанием. Так, целеопределение выступает как процесс проектирования личности обучаемого. Содержание обучения
* Заведующая кафедрой иностранных языков Саратовского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы РФ. Тел. 8- 452- 26 -41 -03.
* Chief of the Department of Foreign Languages of the Saratov Military Institute for the Internal Troops of RF Ministry of the Interior, a candidate of pedagogical sciences, an associate professor, an honorary worker of the R.F Higher School.