Научная статья на тему 'Педагогические проблемы безопасности ребенка в условиях современных рисков социалазации'

Педагогические проблемы безопасности ребенка в условиях современных рисков социалазации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
342
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SAFETY TYPE PERSONALITY / SAFE BEHAVIOUR / VIRTUAL REALITY / SOCIALIZATION RISKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шерстнева Ольга Евгеньевна, Савин Александр Петрович

Формирование личности безопасного типа ребенка в условиях виртуальной действительности, создаваемой средствами массовой информации и киберпространством компьютерных игр, актуальная проблема современной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шерстнева Ольга Евгеньевна, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical problems of child safety in the conditions of modern socialization risks

The formation of a safety type personality of a child in the conditions of virtual reality created by mass media and computer games cyberspace is a topical problem of contemporary socialization.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы безопасности ребенка в условиях современных рисков социалазации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Личность безопасного типа, безопасное поведение, виртуальная реальность, риски социализации.

Особенности современных каналов и рисков социализации требуют активизации педагогического регулирования для успешного усвоения ребенком базовых общественных ценностей и становления модели поведения. Система образования, выявляя каналы социализации и корректируя их влияние, обеспечивает психологическое и педагогическое регулирование личностного формирования.

Социализация представляет собой процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в качества личности [Никандров, 2007]. Процесс социализации содержит определенные риски - возможности и высокую вероятность возникновения нежелательных событий. Н.Д. Никандров, И.П. Рязанцев, Г.К. Вартанян, Т. Емчура обращают внимание на многообразие рисков социализации, в том числе стихийной, а исследователи Д. Мацумото, Э. Маккоби, М.И. Шилова и др., анализируя общие принципы формирования ребенка на основе возрастных особенностей, предлагают типологию рисков и каналов социализации.

К рискам современной социализации Н.Д. Никандров относит равнодушие или активную неприязнь к людям, жестокость, рост алкоголизма, наркомании и преступности (особенно насильственной, корыстной, немотивированной), утрату чувства родины, равнодушие к созданию семьи, пробные браки, социальное сиротство, проституцию и массовую примитивную культуру, снижающую уровень художественных потребностей [Никандров, 2007]. И.П. Рязанцев и Г.К. Вартанян добавляют угрозу психического и физического вреда. Т. Емчура включает виртуальную зависимость как «молодой», активный риск современной социализации[Емчура, 2006].

Цель данной статьи - определение и теоретический анализ рисков современной социализации учащегося начальной школы. Необходимы экспериментальное выявление наиболее значимых каналов современной социализации, выделение их особенностей и возможностей педагогической коррекции, а также выявление характеристик виктимности и агрессивности, педагогическое воздействие на которые обеспечивает формирование личности безопасного типа.

В результате теоретического анализа работ зарубежных и отечественных исследователей по проблеме (Д. Мацумото, Элеанор Э. Маккоби, Н. Дж. Смелзер, М.И. Шиловой,

Н.Д. Никандрова, И.П. Рязанцева, Г.К. Вартанян, Т. Емчура) мы выделили следующие каналы современной социализации: семья; дошкольное образовательное учреждение; СМИ; общественные, культурно-развлекательные организации и общества; литература; педагогическая деятельность; улица; музыка; Интернет; игрушки и игровые комплекты; коллектив сверстников.

Наиболее интенсивное воздействие каналов социализации на формирование дошкольника происходит во время деятельности ребенка, способствующей активизации психологических механизмов восприятия воздействия данных средств [Марков, 2003].

Для определения особенностей рисков социализации в современных условиях было проведено исследование (2006-2008 гг.) в двух регионах. Это образовательные учреждения

г. Сосновый Бор Ленинградской области и г. Железногорск Красноярского края (совместная программа кафедры безопасности жизнедеятельности филиала КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Железногорске и научно-методического кабинета ДЦ «Гармония», г. Санкт-Петербург, 2006-2008 гг.).

Проанкетировано 511 родителей. Предлагалось из 10 видов внеурочной деятельности выбрать 5 наиболее востребованных. Выявлены наиболее распространенные занятия ребенка, активизирующие каналы социализации.

Учащийся младших классов вне образовательного учреждения чаще всего играет в компьютерные игры - 90,22 % родителей указали именно этот вид деятельности в пятерке наиболее распространенных. На втором месте - просмотр телевизора и видео (мультфильмы, детские передачи, фильмы, а также программы и сериалы, не предназначенные для детей этого возраста), его указали 76,36 % респондентов. Третье место занимает самостоятельная игровая деятельность с игрушками - 58,31 %. Активно занимаются продуктивными видами деятельности (лепкой, рисованием и др.) 46,48 % учащихся. Этот вид деятельности на четвертом месте. На пятом оказалось чтение, его отметили 40,27 % родителей.

Виды деятельности, предполагающие традиционные способы и источники формирования поведения, заняли последние позиции. На шестом месте учебная деятельность -33,29 %. На седьмом месте прогулка - 31,60 %. На восьмом оказалось совместная деятельность с родителями и родственниками - 24,32 %. На девятом посещение культурных, развлекательных и общественных мест - 21, 92 %. И на последнем, десятом - общение со сверстниками вне образовательного учреждения - 13,63 %.

Таким образом, среди ведущих каналов современной социализации, формирующих в том числе и безопасное поведение ребенка: виртуальная реальность компьютерных игр, СМИ, игрушки, средства продуктивной деятельности, литература.

Мы выяснили, что 2-3 часа в день проводят за компьютерами 72,32 % учащихся; 3060 минут в день - 13,6 %; от 2 до 4 часов в неделю - 8,3 %; не более часа в неделю - 4,7 %, и только 3,2 % вообще не играют. (При этом 93 % родителей сами играют в компьютерные игры в присутствии детей.)

Количество времени, которое дети проводят за компьютером, полностью зависит от родительского контроля, но только 16,4 % родителей специально отслеживают время игры. Из них 7,5 % используют таймер автоматического выключения. Метод запрещения применяют 6,2 % респондентов, считая, что их ребенку рано играть в любые компьютерные игры. В остальных случаях время не регулируется.

Таким образом, бесконтрольному воздействию виртуальной реальности подвергаются 79,5 % школьников. Причем ребенок предпочитает взрослые игры: «стрелялки» - 42,3 %, «гонки» - 21,5 %, «бродилки» - 18,4 %, «стратегии» - 11,6 %, хотя современный рынок предлагает широкий выбор специальных развивающих игр серии КИД, NIKITA, пакеты РОБОТЛАНдИя, LOGOWRITER, ЕМЕЛЯ и другие (в эти игры играют только 17,2 % детей).

Родители отмечают отрицательное влияние виртуальной реальности на поведение ребенка. Постоянно играющие в компьютерные игры дети легко и часто раздражаются, нервничают, «капризничают», особенно если их отвлекать от компьютера. Возникают проблемы с кормлением, поскольку снижается аппетит и вместо полноценного питания прямо перед монитором употребляются сухарики, бутерброды и т. д. Нервная система ребенка не справляется с интенсивным воздействием виртуального пространства [Рязанцев, 2007]. Периодически дети просыпаются из-за «страшных снов», в которых не могут пройти уровень или убегают от компьютерных монстров.

В компьютерной игре ребенок ассоциирует себя со своим героем и в обманчивой виртуальной реальности атрофируется естественное чувство опасности. Привыкание к тому, что ушибы, раны, переломы, смерть - это лишь картинки, и несколько жизней у героя значи-

тельно притупляют чувство самосохранения. Возможность сохранения жизни в компьютерной игре способствует формированию иллюзии, что в жизни все точно так же и можно «переиграть». Модель «попробую, если что - переиграю» уже проявляется в поведении современной молодежи, воспитанной под влиянием игровых приставок: мы имеем распространение временных, пробных браков, частые смены работ, долгий поиск профессии [Никандров, 20О7].

В большинстве игр реалистично изображаются насилие, убийство, агрессия, и дети воспринимают их как естественный опыт поведения [Рязанцев, 2007]. Персонажи игры воспринимаются как декорации или средства достижения цели, отсюда эгоизм и отсутствие ответственности. Ребенок искренне не понимает, за что его ругают, когда он бьет сверстника в смертельные точки, как в компьютерной игре. Воздействие виртуальной реальности деформирует понимание причинно-следственных связей реальной жизни, повышает агрессивность и виктимность ребенка. То есть в виртуальном пространстве активно формируется асоциальное поведение, регулировать и корректировать которое необходимо.

По данным нашего исследования, просмотр мультфильмов, фильмов, новостей и рекламы по телевидению стал вторым по значению источником информации о реальной жизни. Многие мультфильмы, отражая фантастическую действительность, порождают разного рода фобии, деформируют представления о реальности. Большинство мультфильмов предлагают опасные и агрессивные модели поведения, например решение проблем насилием и жестокостью («положительный герой» может легко искалечить «отрицательного»). Сломанные руки, ноги, разбитый череп, глаза, вывалившиеся из глазниц, и другие ужасы физической расправы изображаются в мультфильмах не по-детски натуралистично. Дети смеются, им нравится, а раз нравится - они могут попробовать повторить действия своего кумира. В интервью многие родители отмечали, что в сюжетных играх дети чаще всего воспроизводят сцены насилия (в том числе сексуального) из телесериалов или боевиков. В результате повышенная агрессивность и жестокость часто проявляются у ребенка уже как устоявшиеся черты характера. Нормой становятся активная нетерпимость к чужому мнению и равнодушие к людям.

Серьезные опасения вызывает повышенная подверженность воздействию рекламы как одного из современных каналов социализации. Родители отметили, что младшие школьники не только требуют рекламируемые сладости, игрушки, технику и одежду, но и копируют предлагаемые модели общения и поведения.

Воздействие СМИ вытесняет традиционные средства социализации (например, чтение занимает лишь пятое место в числе наиболее распространенных видов деятельности ребенка и фактически заменяется видеопродукцией) и является причиной торможения развития воображения, механизмов саморегуляции, возникновения симптомов «дефицита концентрации», неуверенности в себе, ведомости, низкого уровня эмпатии; смещения понятий «хорошо-плохо», «добро-зло», «опасно-безопасно» [Никандров, 2007].

Современный рынок предлагает огромный выбор игровых комплектов для обучения учащихся безопасному поведению. Насколько активно он используется? В ходе исследования выяснено, что учащиеся младших классов чаще всего играют в военные игровые комплекты (военная техника и оружие); в игрушки, имитирующие современные условия жизни (микроволновая печь, стиральная машинка и прочие бытовые приборы), в игры профессиональной направленности (доктор, продавец, хозяйка). Популярны конструкторы и развивающие игровые комплекты. Вне конкуренции электромобили, самокаты, скейтборды, роликовые коньки.

Дети предпочитают игрушки, позволяющие активно осваивать окружающий мир и наиболее яркие социальные роли [Рязанцев, 2007], что естественно для данного возраста. Отсюда объективная возможность и целесообразность управления игровой деятельностью в направлении формирования навыков безопасного поведения.

Родители предпочитают играть с младшими школьниками в «монополию», лото, домино, настольный хоккей и футбол. Обучающие же игровые комплекты по безопасности применяются редко. Настольные игры по правилам дорожного движения используют только 4 % (из 1448 родителей). В результате исследования мы выяснили, что игровые комплекты по ОБЖ не применяются потому, что большинство родителей слабо в них ориентируется.

Обязательное условие социализации - общение и совместная деятельность ребенка со сверстниками. Каждый микроколлектив - это сложное переплетение межличностных отношений, но каким бы своеобразием он не отличался, в нем всегда проявляются стереотипы поведения, особенности норм и языка, присущего основным социальным группам [Шилова, 2002].

В микроколлективах проявляются утвержденные в обществе ценности, а общение со сверстниками занимает лишь 10 место во внеурочной деятельности современного учащегося. Родители осознают необходимость общения детей со сверстниками, но, учитывая повышенную криминальную ситуацию на улице, активно ищут новые нетрадиционные возможности социализации ребенка в коллективе. В результате наблюдается рост услуг в системе дополнительного образования, это спортивные секции, творческие мастерские, музыкальные, художественные школы и пр.

Прогулка в домашнем воспитании на шестом месте. Обеспокоенные безопасностью родители, специально выезжают за город или в парк и лишь иногда позволяют детям гулять во дворе самостоятельно. В интервью родители отмечали, что самостоятельно во дворе дети практически не играют.

Анкетирование и интервьюирование выявляют у учащихся начальных классов характеристики виктимного и агрессивного поведения, возникающие при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности безопасного типа. Это: физические (нарушение здоровья, слабая выносливость, неразвитые скоростно-силовые качества и двигательные навыки); психофизиологические (эмоциональная неустойчивость, слабая сосредоточенность внимания, неуравновешенность, раздражительность, капризность, низкая скорость психических реакций); интеллектуальные (слаборазвитая память, рассеянность, неспособность к анализу и синтезу, низкая любознательность); личностноволевые (недисциплинированность, пассивность, неспособность доводить начатое до конца, упрямство, эгоизм, пессимизм, нерешительность, несдержанность, внушаемость и управляемость, трусость, излишняя самоуверенность, низкий уровень эмпатии).

В результате теоретического анализа педагогических исследований и опытно-экспериментальной работы мы выявили следующие риски современной социализации, отрицательно влияющие на формирование безопасного поведения ребенка: искажение базовых понятий «опасно-безопасно», «хорошо-плохо»; формирование агрессивности и моделей агрессивного поведения; недостаточность качеств, обеспечивающих безопасное поведение в условиях повседневной жизнедеятельности; виктимизация (проявление характеристик жертвы, формирование модели поведения жертвы); виртуальная зависимость; социальное сиротство (формирование патологического ощущения одиночества из-за неполноценного общения с родителями и родственниками).

Следовательно, развитие личности ребенка должно быть обеспечено педагогическим регулированием, корректирующим каналы современной социализации и обеспечивающим адекватное противодействие рискам современной социализации.

Педагогическая проблема безопасности ребенка заключается в создании условий целенаправленного формирования личности безопасного типа, исходя из особенностей каналов и рисков современной социализации и учета объективных физических, психических, интеллектуальных и личностно-волевых характеристик.

Библиографический список

1. Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации: социальные риски и проблемы социализации молодежи как процессы выживания человечества // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2006. № 3. С. 135-140.

2. Марков Б.В. Проблема человека в эпоху масс-медиа // Перспективы человека в глобализирующемся мире / под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 62-84.

3. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Электронный ресурс] // Журнал «Национальная безопасность» / Медиапортал о безопасности «Хранитель». - Электрон. журн. 02 октября, 2007. URL: http://www.psj.ru/saver_national/deta-il.php?ID=7180 (загл. с домашней страницы Интернета).

4. Рязанцев И.П., Вартанян Г.К., Трофимов С.В., Лобанова О.В. Социализация в сети Интернет как источник агрессивного поведения [Электронный ресурс] // Интернет: агрессия и толерантность [Сайт] - Электрон. журн. 2007 г. URL: http://tolerance.mubiu.ru/base/Rjzancev.htm (загл. с домашней страницы Интернета).

5. Смелзер Н.Д. Социология // Социологические исследования. 1992. № 4. С. 79-91.

6. Шилова М.И. Проблемы образования, социализации и становления характера нового поколения российских граждан // Образование и социализация личности в современном обществе: сб. науч. ст. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 202 с.

7. Maccoby E. The two sexes: growing up apart, coming together. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 1998. 376 р.

8. Darschin W. Tendenzen im Zuschauer-verhalten // Media Perspektiven. 1999. № 4. P. 153-155.

9. Ward S. The Predictive Validity and Accuracy of a Screening Test for Language Delay and Auditory Perceptual Disorder // European Journal of Disorders of Communication. 992. № 27. P. 55-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.