ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ С ОВЗ Валиахметова Д.Р.1, Моисеева Н.Н.2 Email: [email protected]
'Валиахметова Диана Ринатовна — магистрант;
2Моисеева Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования и развития, факультет психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,
г. Уфа
Аннотация: в данной статье мы изложили результаты проведенного нами исследования влияния тьюторского сопровождения на формирование уровня социального интеллекта у студентов с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие студенты-инвалиды 1-3 курсов высших учебных заведений г. Уфа в количестве 10 человек. Сравнив результаты до и после проведения программы тьюторского сопровождения, мы сделали вывод, что гипотеза исследования доказана, так как уровень социального интеллекта по всем показателям и методикам увеличился, как минимум, на один уровень. Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, социальный интеллект, студенты с ОВЗ, студенты-инвалиды, коммуникативные способности.
STUDY OF THE EFFECT OF TUTOR SUPPORT ON THE FORMATION OF SOCIAL INTELLIGENCE IN STUDENTS WITH DISABILITIES Valiakhmetova D.R.1, Moiseeva N.N.2
' Valiakhmetova Diana Rinatovna — Graduate Student; 2Moiseeva Natalia Nikolaevna - Candidate of psychological Sciences, Associate Professor,
DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY OF EDUCATION AND DEVELOPMENT, PSYCHOLOGY FACULTY BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. AKMULLA,
UFA
Abstract: in this article we presented the results of our studies of the impact of tutor support on the formation of social intelligence level of students with disabilities. The study involved disabled students of '-3 courses of higher educational institutions of Ufa in the amount of '0 people. Comparing the results before and after the implementation of the programme of tutor support, we concluded that the research hypothesis is proven, as the level of social intelligence for all indicators and methods increased at least one level.
Keywords: tutor, tutor support, social intelligence, students with disabilities, students with disabilities, communication skills.
УДК 159.9.072.43
Ограниченные возможности здоровья - проблема, занимающая одно из основных мест среди медико-социальных проблем. Примерно 10% населения земного шара составляют лица с ОВЗ, и как бы это трагично не звучало бы, с каждым годом их становится все больше. За последние 20 лет количество студентов с ограниченными возможностями здоровья возросло почти в два раза.
Пониженная способность понимать происходящее делает студентов с ограниченными возможностями здоровья зависимыми и уязвимыми. Они попадают в неловкие ситуации чаще других, так как не прогнозируют корыстные действия других людей. Можно заключить, что социальный интеллект у студентов с ограниченными возможностями здоровья не обеспечивает эффективного понимания условий межличностного взаимодействия, поэтому не способствует ни достижению личных целей, ни личностному саморазвитию [1].
Следовательно, представители данного типа больше, чем другие типы личности, нуждаются в психологической помощи педагогов. Вероятно, что осознание преимуществ, которые дает понимание и анализ социальных ситуаций в учебном пространстве, не может пойти бесследно, обеспечит обращение к себе и более осознанное понимание происходящих событий.
Таким образом, проблема социального интеллекта для студентов с ОВЗ не только на данный момент, но и с каждым годом не теряет своей актуальности в силу ежедневных изменений в общественном, а также экономическом строе общества современности. Изучением данного вопроса занимались: Дж. Гилфорд, С.Ю. Жданова, И.В. Тимофеева, М. Фергюсон.
Из этого следует цель нашего исследования: изучить психологические особенности повышения уровня социального интеллекта и способы его формирования и развития тьютором у студентов с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тьюторское сопровождение студентов с ОВЗ выступает условием формирования социального интеллекта.
Эмпирической базой исследования стали студенты с ограниченными возможностями здоровья 1-3 годов обучения, обучающиеся в вузах города Уфа: ФГБОУ ВПО «Башкирский Государственный Педагогический Университет имени М. Акмуллы», Башкирский Государственный университет, Башкирский Государственный Аграрный университет. В исследовании приняли участие 10 человек. Опираясь на мнение Ю.П. Поваренкова о том, что процесс профессионального обучения можно разделить на два периода: учебно-академической деятельности (1-3 курсы) и учебно-профессиональной деятельности (4-5 курсы), была выбрана группа студентов первого периода для эмпирического исследования.
В теоретической части исследования мы опирались на подход и рассмотрение социального интеллекта как сложной и многомерной психологической структуры, опираясь при этом на разработку данного вопроса в трудах В.Н.Куницыной, мы можем выделить следующие компоненты структуры социального интеллекта:
1) Коммуникативно-личностный потенциал;
2) Самосознание;
3) Социальная перцепция [2].
Таким образом, указанные выше компоненты определяют социальный интеллект, соответственно, именно благодаря им, мы можем его измерить.
Для реализации цели исследования использовались следующие психодиагностические методики.
1. Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла), в котором измеряется 5 слагаемых социального интеллекта.
2. Опросник «Коммуникативные организаторские способности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС).
Для измерения социального интеллекта нам не требуется определять уровень организаторских способностей, поэтому в рамках нашего исследования мы использовали только вопросы, определяющие коммуникативные способности.
3. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация Е.С. Михайловой (Алешиной) теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Методика включает в себя 4 субтеста: Истории с завершением, «Группы экспрессии», «Вербальная экспрессия», «Истории с дополнением».
Экспериментальное исследование было нацелено на выделение особенностей социального интеллекта у студентов с ограниченными возможностями здоровья для того, чтобы определить: необходима ли им развивающая программа, включающая элементы тьюторского сопровождения. Программа, направленная на развитие социального интеллекта у студентов с ОВЗ, формировала умения адекватно распознавать значимые условия и сигналы социальной среды, способность понимать трудности и потребности других людей.
В обследовании участвовало 10 человек. Диагностика показателей социального интеллекта проводилась до внедрения развивающей программы и после ее проведения.
Таблица 1. Результаты проведенного исследования до программы и после по методике Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла)
% Самосознание С рег амо-уляция Эмпатия Коммуникабельность Самомотивация
до после до после до после до после до после
Высокий 10 50 0 50 40 60 20 60 30 60
Средний 50 50 50 50 50 40 50 40 50 40
Низкий 40 0 50 0 10 0 30 0 20 0
В представленной таблице 1 наглядно показано соотношение уровней по всем компонентам в исследуемой группе. Как мы видим в таблице, до проведения программы тьюторского
сопровождения ни по одной из шкал высокий уровень не является доминантным, средний уровень занимает эту позицию. Низкий уровень не является преобладающим, однако его присутствие заметно. После того, как испытуемая группа прошла программу, направленную на развитие социального интеллекта у студентов с ОВЗ, мы оценили эффективность проделанной работы. Доминантным стал высокий уровень по всем шкалам, а низкий - вовсе отсутствует.
Таблица 2. Результаты проведенного исследования до программы и после по методике Опросник «Коммуникативные организаторские способности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
Уровень I - низкий II - ниже среднего III - средний IV -высокий V - очень высокий
до после до после до после до после до после
Количество 5 0 2 2 2 4 1 3 0 1
Процентное соотношение 50 0 20 20 20 40 10 30 0 10
Как мы видим в таблице 2, до проведения программы тьюторского сопровождения доминантным уровнем из пяти был самый низкий, высокий уровень не выявлен ни у одного исследуемого. После того, как испытуемая группа прошла программу, направленную на развитие социального интеллекта у студентов с ОВЗ, доминантным стал средний уровень, а низкий - вовсе отсутствует.
60 40 20
о
Айка Саша Агата Гуля Ник Соня Петя Аза Таня Аня
Рис. 1. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация Е.С. Михайловой теста
Дж. Гилфорда и М. Салливена
В представленной диаграмме (рисунок 1) наглядно показано, что после проведения программы тьюторского сопровождения, направленной на развитие социального интеллекта у студентов с ОВЗ, у всех участников уровень социального интеллекта повысился с третьего, из пяти, до четвертого, либо пятого уровня.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что гипотеза проведенного исследования доказана, и тьюторское сопровождение студентов с ОВЗ выступает условием формирования социального интеллекта.
Результаты проведенного исследования позволяют расширить научные представления о социальном интеллекте и его особенностях у студентов с ОВЗ, а также могут стать основой для новых научных исследований и разработок в сфере психологии и социологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработанная программа тьюторского сопровождения поможет облегчить процесс получения знаний, как для студентов, так и для преподавателей, так как учащиеся будут знать способы взаимодействия друг с другом и преподавателями, благодаря социальному интеллекту;
- студенты, с ограниченными возможностями здоровья и без, благодаря разработанным методикам и тренингам, смогут развиваться в сфере межличностного взаимодействия;
- высокий уровень социального интеллекта является очень важным компонентом профессионализма будущего специалиста, поэтому полученные результаты проведенного нами исследования могут применяться в специальных учебных программах для достижения необходимого уровня социального интеллекта.
Список литературы / References
1. Молокостова А.М. Особенности социального интеллекта студентов с различным
психологическим типом личности: дис. канд псих наук: 19.00.05. Самара, 2007. 195 с.
2. Кудинова И.Б., Вотчин И.С. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский
педагогический журнал, 2005. № 4. С. 132-142.