Научная статья на тему 'Формирование лингвокультурной компетенции обучающихся в процессе развития их социальной одаренности'

Формирование лингвокультурной компетенции обучающихся в процессе развития их социальной одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ТЬЮТОР / ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / СРЕДА / РЕФЛЕКСИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL TALENT / TUTOR / LINGUOCULTURAL COMPETENCE / TECHNOLOGY / TUTOR MAINTENANCE / DEVELOPMENT / LEARNER / SURROUNDINGS / REFLECTION / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна, Шанина Мария Викторовна

В представленной статье обоснована актуальность технологии тьюторского сопровождения развития социальной одаренности студентов языкового вуза в процессе формирования их лингвокультурной компетенции. Данное сопровождение рассматривается как разновидность комплексной поддерживающей педагогической деятельности. Социальная одаренность рассматривается авторами статьи как исключительная способность человека устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Опираясь на модель Дж. Рензулли, авторы выделяют три группы качеств, отражающих сущность социальной одаренности: социальный интеллект, социальную активность и готовность к социальному творчеству. Лингвокультурная компетенция студентов факультетов иностранных языков понимается авторами как способность и готовность обучающихся ко взаимодействию с представителями отличных культур на основе знаний о своей и других лингвокультурах, а также на основе умения интерпретировать культурозначимую информацию в языке и навыков соционормативной коммуникации при решении задач межличностного взаимодействия. Тьюторское сопровождение рассматривается в статье как технология, которая сочетает и педагогическое влияние на развитие социальной одаренности студента, и рефлексивное преломление этого влияния в развитии социальной одаренности им самим. Представлены этапы тьюторского сопровождения. Авторы рассматривают факторы эффективности тьюторского сопровождения, а также его барьеры и риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutor Maintenance Technology of Social Talent Development in Students of the Foreign Language Faculty through Formation of Their Linguocultural Competence

The authors of the article prove the importance of the tutor maintenance in social talent development of the students of the foreign language faculty through formation of their linguocultural competence. The tutor maintenance is understood as a type of complex supportive pedagogical activity. Social talent is characterised by the authors of this article as a unique human capacity to build mature, constructive relationships with other people. Taking into consideration J. Renzully's model, the authors single out three groups of traits, that reflect the essence of the social talent, that are social intellect, social activity and preparedness to social creativity. The linguocultural competence of students of the foreign language faculty is seen as the ability and readiness to interact with representatives from other cultures, formed on the basis of knowledge about the own and foreign linguocultures, capacity to interpret cultural information in language and skills of communication in accordance with social norms, that all serve to attain the aims of interpersonal communication. Tutor maintenance is viewed as a technology that includes both the pedagogical influence on the development of a student's social talent and the student's introspection of this influence. In the article the stages and the milestones of the tutor support are described. The phases of planning and realisation of the individual development programme are shown. The authors reflect over the factors of the tutor maintenance effectiveness, its barriers and risks.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвокультурной компетенции обучающихся в процессе развития их социальной одаренности»

УДК 374.006.27

Т. Н. Гущина, М. В. Шанина

Формирование лингвокультурной компетенции обучающихся в процессе развития их социальной одаренности

В представленной статье обоснована актуальность технологии тьюторского сопровождения развития социальной одаренности студентов языкового вуза в процессе формирования их лингвокультурной компетенции. Данное сопровождение рассматривается как разновидность комплексной поддерживающей педагогической деятельности.

Социальная одаренность рассматривается авторами статьи как исключительная способность человека устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Опираясь на модель Дж. Рензулли, авторы выделяют три группы качеств, отражающих сущность социальной одаренности: социальный интеллект, социальную активность и готовность к социальному творчеству.

Лингвокультурная компетенция студентов факультетов иностранных языков понимается авторами как способность и готовность обучающихся ко взаимодействию с представителями отличных культур на основе знаний о своей и других лингвокультурах, а также на основе умения интерпретировать культурозначимую информацию в языке и навыков соционормативной коммуникации при решении задач межличностного взаимодействия.

Тьюторское сопровождение рассматривается в статье как технология, которая сочетает и педагогическое влияние на развитие социальной одаренности студента, и рефлексивное преломление этого влияния в развитии социальной одаренности им самим.

Представлены этапы тьюторского сопровождения. Авторы рассматривают факторы эффективности тьюторского сопровождения, а также его барьеры и риски.

Ключевые слова: социальная одаренность, тьютор, лингвокультурная компетенция, технология, тьюторское сопровождение, развитие, обучающийся, среда, рефлексия, взаимодействие.

T. N. Gushchina, M. V. Shanina

Tutor Maintenance Technology of Social Talent Development in Students of the Foreign Language Faculty through Formation of Their Linguocultural Competence

The authors of the article prove the importance of the tutor maintenance in social talent development of the students of the foreign language faculty through formation of their linguocultural competence. The tutor maintenance is understood as a type of complex supportive pedagogical activity.

Social talent is characterised by the authors of this article as a unique human capacity to build mature, constructive relationships with other people. Taking into consideration J. Renzully's model, the authors single out three groups of traits, that reflect the essence of the social talent, that are social intellect, social activity and preparedness to social creativity.

The linguocultural competence of students of the foreign language faculty is seen as the ability and readiness to interact with representatives from other cultures, formed on the basis of knowledge about the own and foreign linguocultures, capacity to interpret cultural information in language and skills of communication in accordance with social norms, that all serve to attain the aims of interpersonal communication.

Tutor maintenance is viewed as a technology that includes both the pedagogical influence on the development of a student's social talent and the student's introspection of this influence.

In the article the stages and the milestones of the tutor support are described. The phases of planning and realisation of the individual development programme are shown. The authors reflect over the factors of the tutor maintenance effectiveness, its barriers and risks.

Keywords: social talent, tutor, linguocultural competence, technology, tutor maintenance, development, learner, surroundings, reflection, interaction.

В современном обществе, которое заинтересовано в развитии молодых людей с новыми интеллектуальными, творческими, коммуникативными, лидерскими способностями, вполне объяснимо повышенное внимание к социально одаренным студентам. Развитие социальной одаренности студентов языкового вуза происходит в процессе формирования их лингвокультурной

компетенции, понимаемой нами как способность и готовность ко взаимодействию с представителями отличных культур на основе знаний о своей и других лингвокультурах, а также на основе умения интерпретировать культурозначимую информацию в языке и навыков соционормативной коммуникации при решении задач межличностного взаимодействия. В процессе формирования

© Гущина Т. Н., Шанина М. В., 2016

лингвокультурной компетенции студентов от начального уровня «признания» других культур через их «понимание» к этапу «принятия» совершенствуются не только знания обучающихся о языке и культуре страны изучаемого языка, но и такие важные для развития социальной одаренности качества, как такт, способность прогнозировать поведение других людей и устанавливать деловые и товарищеские контакты.

Мы рассматриваем сопровождение преподавателем развития социальной одаренности студентов как разновидность комплексной поддерживающей педагогической деятельности (А. А. Александрова, О. С. Газман, А. В. Мудрик, С. Н. Чистякова и др.). При этом мы рассматриваем его как персонифицированное, то есть как тью-торское сопровождение в процессе разработки и реализации индивидуального маршрута [1] развития социальной одаренности обучающегося.

В рамках нашего подхода к проблеме рассматриваем социальную одаренность как исключительную способность человека устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми, способность, которая представляет собой сложный сплав когнитивных компонентов (общий академический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект) и некогнитивных факторов (темперамент, личностные особенности, воля и т. д.). При этом, опираясь на модель Дж. Рензулли, выделяем три группы качеств, отражающих сущность социальной одаренности: социальный интеллект, социальная активность и готовность к социальному творчеству.

Наиболее значимы исследования в формате тьюторства, проводимые в системах Школа «Эв-рика-развитие» (Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, П. Г. Щедровицкий и др.) и Программа «Поколение XXI» (Н. В. Анохина, А. А. Попов, И. Д. Проскуровская, Д. К. Шалимов и др.).

В научной школе Т. М. Ковалевой под тьютор-ской практикой понимаются «практики индивидуализации, которые работают с избыточной средой и с маршрутами, картами, которые все это соединяют» [6]; а тьютор определяется прежде всего как позиция, сопровождающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных проектов и программ.

С 2014 года нами разрабатывается технология педагогического сопровождения развития социальной одаренности студентов на основе тьютор-ской стратегии, отражающей специфику деятельности преподавателей по созданию благоприятной

среды развития социальной одаренности студентов в процессе формирования их лингвокультур-ной компетенции.

Целенаправленная работа по развитию социальной одаренности обучающихся факультета иностранных языков призвана научить студентов стратегиям эффективного межличностного взаимодействия; пониманию не только культурных, но и психологических различий, влияющих на деятельность людей; сформировать активную социальную позицию обучающихся. Полученные навыки могут в дальнейшем применяться студентами при установлении и поддержании эффективного межкультурного диалога.

В процессе работы по созданию условий для развития социальной одаренности студентов преподаватели выступают в качестве фасилитаторов, создающих условия для самостоятельной и осмысленной социально значимой деятельности. Сама педагогическая деятельность по созданию условий развития социальной одаренности обучающихся осуществляется как процесс, сочетающий в себе педагогическое взаимодействие в образовательной среде и рефлексивное осмысление субъектами взаимодействия возможностей самого сопровождения и образовательной среды, а также своего субъектного опыта и качеств, имеющих значимость в контексте изучаемой проблемы. Тьюторское сопровождение выступает при этом как проблема диалогового взаимодействия и содействия развитию субъектов.

Тьюторское сопровождение развития социальной одаренности студентов при этом оформляется нами как технология, сочетающая в себе влияние преподавателя на развитие социальной одаренности и рефлексивное преломление этого влияния в развитии социальной одаренности самим студентом.

Тьюторское сопровождение развития социальной одаренности студентов неизбежно связано с предоставлением им большей свободы и ответственности, с акцентированием внутренних и произвольно контролируемых факторов успешности, ощущений и переживаний личностной значимости в деятельности. Для тьюторского сопровождения также характерно эмпатическое понимание, принятие и доверие; акцент на субъектном опыте; поддержка внутренней автономии обучающегося.

Другая ключевая идея технологии тьюторского сопровождения развития социальной одаренности студентов состоит во взаимовлиянии рефлексивного и средового факторов. Имея деятельностную

основу, рефлексия как интегральный процесс осуществляется на всех этапах технологии, что позволяет обучающемуся сделать самостоятельный выбор и принять ответственное решение относительно проявлений собственной социальной одаренности. Кроме того, рефлексия выступает также как средство становления субъектных позиций и студента, и тьютора.

Представляемая технология рассматривает пути использования образовательной среды в развитии социальной одаренности студентов: востребование - актуализация тех компонентов и качеств среды, которые не задействовались, не ценились и, может быть, не замечались ранее; восприятие -знакомство с тем, что еще не доводилось видеть, слышать, ощущать; воображение - путь формирования образа среды, создание вымышленной реальности с целью возбудить желание, пробудить интерес, создать определенные установки; восполнение - привнесение в среду содержания, недостающего для выполнения ее определенных функций; воссоздание - восстановление прерванных связей с прошлым и с настоящим; воспрепятствование - нейтрализация отрицательных явлений, угрожающих стабильности среды; воспроизводство - повторение, заимствование тех или иных культурных образцов, потребность в которых диктуется задачами восприятия.

Следующая ключевая идея технологии состоит в равноправной диалогичности взаимодействия преподавателя со студентом и студентов друг с другом.

Концептуальная основа данной технологии может быть в целом описана через общие требования к тьюторскому сопровождению развития социальной одаренности обучающихся: опора на осознаваемые ценности и цели его участников; обеспечение возможности тьюторского сопровождения; содействие формированию новых потребностей обучающегося; включение участников сопровождения в современные формы мышления, коммуникации и деятельности.

Главной целью разработанной технологии тьюторского сопровождения развития социальной одаренности студентов является введение обучающегося в режим развития социальной одаренности им же самим; поддержание и стимулирование этого режима, формирование веры в себя и снабжение студента инструментарием развития собственной социальной одаренности.

Цели и позиции студента и преподавателя сближаются в том случае, если обучающийся стремится быть активным в деятельности и раз-

решении проблемы. Преподаватель помогает «перевести» внимание студента на понимание причин своих затруднений, определить способ и порядок их преодоления. Так возникает деятельность студента по постановке и решению задач, что требует развития способностей рефлексировать, осознавать, анализировать, прогнозировать, выбирать, планировать собственные и совместные действия.

Тьюторская позиция педагога по отношению к студенту проявляется в охранительном отношении к его социальной одаренности и в персонифицированном педагогическом сопровождении развития обучающегося как социально активной личности.

В структуре технологии выделяются пять стадий взаимодействия субъектов в процессе тью-торского сопровождения - пропедевтическая, актуальная, практической деятельности, последействия, коррекционная.

Пропедевтическая стадия предполагает подготовку студентов к преодолению возможных трудностей в решении возникающих проблем; оценку вместе своей проблемы (трудности), ее сущностных характеристик; осознание целей, возможностей и ограничений данного сопровождения.

Актуальная стадия (собственно сопровождение) предполагает конкретную деятельность преподавателя в период возникновения ситуации, требующей сопровождения со стороны профессионалов; совместное обсуждение возможностей для эффективной деятельности и разрешения проблемы; рассмотрение вариантов деятельности и соотнесение своих субъектных возможностей с возможностями среды; определение способов решения.

Стадия практической деятельности предполагает готовность действовать, проявлять активность; обусловливает саму деятельность студентов, направленную на развитие ими своей социальной одаренности.

Стадия последействия предполагает осмысление субъектами сопровождения происходящего и проектирование действий в будущем.

Коррекционная стадия предполагает уточнение, изменение программ в формате сопровождения, подбор методов и форм коррекционной деятельности. При этом последовательность стадий может варьироваться.

Технологический процесс тьюторского сопровождения в формате развития социальной одаренности студентов цикличен, и его можно представить в виде этапов (таблица 1), которые мы выделяем в структуре технологии.

Таблица 1

Этапы тьюторского сопровождения

Этап Содержание этапа

Этап осознания целей развития социальной одаренности и необходимости тьюторского сопровождения данного процесса Преподаватели создают условия для осознания студентами целей развития их социальной одаренности, для осмысления ценностей тьюторского сопровождения, возможностей и ограничений развития социальной одаренности; создают комфортную обстановку для взаимодействия; организуют знакомство (продолжение знакомства) обучающихся с теоретическими аспектами в данном формате. Студенты активно включены в процессы осознания ценностей, целей, возможностей и ограничений развития собственной социальной одаренности и процессов сопровождения; включены в процессы самонаблюдения и самооценки

Диагностический Преподаватели выявляют проблемы, изучают запросы, желания и интересы обучающихся, свои возможности и особенности сопровождения, возможности среды; определяют наличные уровни социальной одаренности. Студенты активно включены в диагностику, осознают значимость выявленных проблем и стремятся их разрешить

Конвенциональный Субъекты педагогического взаимодействия договариваются об условиях сопровождения, его границах и формах

Проблематизации Происходит обнаружение субъектами сопровождения и актуализация ими проблемы (трудности, задачи); выявление причин возникновения проблемы; формулировка проблемы. Преподаватели проводят необходимые диагностические исследования

Мотивационный Преподаватели актуализируют предстоящую деятельность по решению проблем и развитию социальной одаренности, вместе с обучающимися уточняют цели и предполагаемый конечный результат деятельности; определяют участие каждого субъекта тьюторского сопровождения в достижении желаемого результата с учетом индивидуальных интересов и притязаний

Поисково-вариативный Преподаватели и студенты осуществляют совместный поиск социально одобряемых вариантов решения проблем и договариваются о степени участия в этом процессе. Преподаватель отбирает педагогические средства и способы решения поставленных задач

Проективный Студенты совместно с преподавателями осуществляют проектирование индивидуальных программ развития социальной одаренности. Студенты включаются в социальное проектирование

Практической деятельности Студенты реализуют индивидуальную программу развития социальной одаренности. Преподаватели совершают реальные или/и виртуальные действия по тьюторскому сопровождению студентов; организуют условия для их социального развития. Разрабатывается необходимое для решения проблем методическое обеспечение; совершенствуется материальная база организации

Аналитико-рефлексивный Преподаватель организует процессы анализа и рефлексии. Преподаватели и обучающиеся осуществляют совместный анализ и оценку достигнутого в процессе развития социальной одаренности; прогнозируют новые действия по ее развитию

Коррекционный Преподаватели подбирают и применяют методы и формы коррекционной деятельности. Преподаватели и студенты совместно уточняют, корректируют, изменяют, пересматривают индивидуально и системно ориентированные программы развития социальной одаренности студентов

Преподавателю-тьютору следует опираться на систему побудительных сил личности молодого человека, его притязаний, намерений, жизненных планов; на субъектную позицию обучающегося; на уровень развития его социальной одаренности; на учет возможностей удовлетворения основных потребностей возраста. При этом сопровождающему важно позволить студенту включиться в деятельность или самому организовать общественно

полезное дело, разрешить проблему; сконструировать свою индивидуальную образовательную среду, а в ней - выстроить и реализовать индивидуальную программу развития своей социальной одаренности.

К педагогическим механизмам технологии можно отнести следующие:

— рефлексия как ключевой механизм взаимодействия субъектов сопровождения;

— коммуникация и взаимопонимание как межличностные механизмы, которые функционируют в процессе взаимодействия человека со значимыми для него другими;

— понимание как универсальный способ освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют непосредственное переживание, формы практики и формы эстетического постижения: «опора на понимание помогает преодолевать психологические барьеры перед новизной ситуации, объемом работы, стереотипами традиционных представлений и в результате демонстрировать оригинальность суждений и решений, самостоятельность мысли, способность принимать нестандартные решения» [3, с. 136];

— взаимопонимание между субъектами педагогического сопровождения: сходство суждений взаимодействующих сторон друг о друге и соответствие этих суждений их объективным особенностям; понимание индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях; совпадение, сходство или созвучие взглядов на мир и ценностных ориентаций; взаимная самооценка возможностей и способностей;

— принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей.

Особенности данной технологии определены:

— диалектикой процессов развития социальной одаренности самим студентом и тьюторского сопровождения развития его социальной одаренности;

— направленностью на социализацию и самоопределение. Ведущий вектор развития социальной одаренности студента в рассматриваемой технологии направлен на обогащение его социального опыта, формирование его субъектной позиции, выбор молодым человеком траектории развития социальной одаренности;

— стимулированием рефлексивной деятельности студентов;

— воспитательной работой, которая удовлетворяет потребности студентов в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самоуправлении, самореализации, самоактуализации;

— высоким уровнем самостоятельности и креативности практических работ студентов.

Технология также предусматривает акцент на основных ограничениях, барьерах и рисках ее реализации. Так, в реальной практике преподаватели часто сами являются ограничителями реализации данной технологии, лишая студентов возможности активно действовать, набирать опыт и тренировать самостоятельность. Это происходит пото-

му, что преподаватель, пытаясь быстрее избавиться от проблемы студента, предпочитает решить проблему за него.

Кроме того, объективно в должностные обязанности преподавателя не входит подобное сопровождение; соответствующее профессиональное обучение преподавателя как тьютора не производится; времени для тьюторского сопровождения в организациях высшего профессионального образования нормативно не отводится, значит, этот труд преподавателя целенаправленно не финансируется. Поэтому тьюторское сопровождение студентов как технологию многие преподаватели расценивают в качестве необязательной нагрузки, которую можно свести к минимуму. Тьюторское сопровождение зачастую связано только с нравственно-ценностным предпочтением преподавателя и находится в зоне его личностного самоопределения.

При этом даже в условиях нехватки времени на полноценное тьюторское сопровождение преподаватель факультета иностранных языков может, внося изменения в формы работы по темам, обозначенным в рамках учебной программы, способствовать формированию социальной одаренности студентов. Готовность студентов к социальному творчеству может формироваться при обсуждении социально значимых проблем. Например, в рамках рассмотрения зарубежных систем здравоохранения студентам может быть предложено поучаствовать в дискуссии о проблемах системы охраны здоровья в своей стране и путях их решения на государственном и личностном уровнях. Аналитико-прогностический компонент одаренности будет формироваться при выполнении заданий типа «подготовьте доклад об экологических проблемах в вашем городе и возможных путях их решения». Социально-коммуникативная одаренность будет проявляться при выполнении заданий группой студентов, например, по написанию «Десяти заповедей первокурсника» или проекта идеальной общеобразовательной организации в рамках темы «Образование». А совместная деятельность по созданию «Рекомендаций для тех, кто хочет снять типично британ-

ский/американский/русский фильм» также станет началом беседы о правильном восприятии стереотипов, способствующей формированию терпимости - важного качества для социально одаренной личности [5].

Одним из факторов эффективности данной технологии становится организация субъектно-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, которое возможно при соблюдении ряда условий: наличие доверительных отношений; вы-

страивание взаимоотношения как сотрудничества; совершенствование средств самовыражения обучающихся; стремление к сохранению и развитию особенностей студента как субъекта, выявление и развитие в нем субъектных характеристик (активность, рефлексивность, осознанность ценностных ориентаций и др.); поддержка мажорного настроения, сохранение оптимизма и веры в возможности обучающихся в ситуациях анализа ошибок и недостатков в процессе развития их социальной одаренности: не злоупотребляет замечаниями; опора на мотивацию у субъектов сопровождения к взаимодействию, наличие эмоционального контакта между субъектами взаимодействия; использование стимулов оптимизма, чувства юмора, удачных реплик и др.

Таким образом, в практике эффективного применения данной технологии тьютор рассматривает сопровождение развития социальной одаренности студентов как одну из целевых функций своей профессиональной деятельности; осуществляет совместный поиск оптимальных форм и средств сопровождения на основе информации об индивидуальных качествах студентов; ведет поиск способов коррекции их поведения только на основе взаимодействия со студентами; формирует у обучающегося представления о возможностях выбора; предоставляет ему возможность вариативного выбора видов и степени включенности в образовательную среду; не нарушает договоренностей; развивает деловые и межличностные контакты на уровне «преподаватель - студент - группа»; поддерживает «соавторство» преподавателей и обучающихся, проявляющееся в паритетном взаимодействии; использует диалоговые методы, формы и средства, обеспечивающие «рефлексивный выход» преподавателей и студентов; стремится к равноправной позиции субъектов в диалоговом взаимодействии; постоянно исследует эффективность тьюторского сопровождения.

Успешность использования данной технологии зависит не только от наличия у преподавателя определенных личностных и профессиональных качеств - любви и доверия к обучающемуся, способности к эмпатийному взаимодействию с ним, оптимистической стратегии деятельности, дипломатичности и тактичности, стремления к самосовершенствованию, но и от качества педагогического обеспечения данной технологии, степени владения преподавателя комплексом педагогических средств развития социальной одаренности обучающихся. Кроме того, важны наличие у преподавателей установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенный уровень психолого-педагогической подготов-

ки и необходимых для оказания такой помощи свойств; наличие у обучающегося готовности принять помощь [2, с. 156-157]; согласие обучающегося на помощь и поддержку; приоритет самого обучающегося в решении собственных проблем; совместность, сотрудничество, содействие; соблюдение принципа конфиденциальности; доброжелательность [3, с. 141].

При таком подходе мы рассматриваем тьютор-ское сопровождение развития социальной одаренности студентов как педагогическую технологию, являющую собой внешний педагогический ресурс, который предлагает обучающемуся то, что развивает его социальную одаренность.

Библиографический список

1. Гущина, Т. Н. Воспитываем творческую личность и индивидуальность [Текст] / Т. Н. Гущина. -M. : АРКТИ, 2012. - 160 с.

2. Myдрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А. В. Myдрик. - M. : Mосковский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.

3. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения [Текст] / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - M., 2010. -306 с.

4. Ухтомский А. А. Доминанта [Текст] / А. А. Ухтомский. - СПб. : Питер, 2002. - 448 с.

5. Шанина, M. В. Master English by reading newspapers = Изучай английский, читая газеты: учебно-методическое пособие [Текст] / M. В. Шанина. -Ярославль : Филигрань, 2016. - 44 с.

6. Ковалева, Т. M. Вступительное слово на семинаре «Компетентности тьютора» 27.03.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: thetutor.ru>magistratura/practice_011 .html.

Bibliograficheskij spisok

1. Gushhina, T. N. Vospityvaem tvorcheskuju lichnost' i individual'nost' [Tekst] / T. N. Gushhina. - M. : ARKTI, 2012. - 160 s.

2. Mudrik, A. V. Vvedenie v social'nuju pedagogiku [Tekst] / A. V. Mudrik. - M. : Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2009. - 568 s.

3. Upravlenie vospitatel'noj sistemoj shkoly: prob-lemy i reshenija [Tekst] / pod red. N. L. Selivanovoj, E. I. Sokolovoj. - M., 2010. - 306 s.

4. Uhtomskij A. A. Dominanta [Tekst] / A. A. Uhtomskij. - SPb. : Piter, 2002. - 448 s.

5. Shanina, M. V. Master English by reading newspapers = Izuchaj anglijskij, chitaja gazety: uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst] / M. V Shanina. - Jaro-slavl' : Filigran', 2016. - 44 s.

6. Kovaleva, T. M. Vstupitel'noe slovo na seminare «Kompetentnosti t'jutora» 27.03.2010 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: thetu-tor.ru>magistratura/practice_011 .html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.